Карл брюллов мнение о нем. Брюллов карл биография. Пожалуй, не найдется другого русского художника, которому при жизни досталось столько славы и поклонения, а от учеников и начинающих художников – обожании, почти обожествления. С похожих утверждений начин

Русский просветитель, писатель, журналист, издатель

27 апреля (8 августа) 1744 – Николай Новиков родился в родовом имении Тихвинское-Авдотьино Московской губернии, в дворянской семье.

1755-60 – учится в гимназии при Московском университете.

1762 – поступает на службу в Измайловский полк.

1767 – Новиков попадает в число молодых людей, которым поручено ведение протоколов в Уложенной комиссии по составлению нового проекта обустройства России; считая это делом высокой важности, императрица предписывает «к держанию протокола определить особливых дворян с способностями». Участие в работах комиссии позволяет Новикову ознакомиться со многими важными вопросами русской жизни и с условиями русской деятельности, а также делает его лично известным Екатерине.

1768 – Новиков подает в отставку и решает полностью посвятить себя литературной и журналистской работе.

1769 – начинает издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень», в котором выступает против галломании, злоупотреблений властью, против неправосудия и взяточничества и т.д., вступает в полемику с журналом Екатерины «Всякая Всячина» о смысле сатиры.

1770 – Новиков вынужден прекратить издание «Трутня».

1772 – новый сатирический журнал «Живописец», проводящий те же идеи, что и «Трутень»: в ряде статей, из которых одни принадлежали И.П.Тургеневу, другие приписывались Радищеву, содержатся выступления против крепостного права.

1773 – после вынужденных уступок в остроте сатиры Новиков прекращает издание «Живописца».

1774 – издает журнал «Кошелек», направленный против галломании. Выходит 9 номеров.

1772 – «Опыт исторического словаря о российских писателях».

1773 – «Древняя Российская Идрография» (9 т.; описание московского государства, составленное при Феодоре Алексеевиче).

1773-75 – С одобрения Екатерины II, открывшей ему доступ к архивам, издает «Древнюю Российскую Вивлиофику» – сборник дрених актов и летописей.

1775 – вступает в масонскую ложу «Астрея».

1776 – «Повествователь древностей Российских, или Собрание достопамятных записок по Истории и Географии Российской» (материалы из него вошли потом во 2-е изд. «Вивлиофики»). Тогда же выходят «История о невинном заточении боярина А.С. Матвеева» и «Скифская история из разных иностранных историков, паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными трудами сложенная и написанная лета 1692», изданная, как и «Идрография», с целью «обличения несправедливого мнения тех людей, которые думали и писали, что до времени Петра Россия не имела никаких книг, кроме церковных».

1777 – Новиков выпускает 22 номера «Санкт-Петербургских Ученых Ведомостей».

1777-1780 – выходит ежемесячный масонский журнал «Утренний Свет». Здесь печатаются переводы Юнга, Паскаля, из немецких писателей, моралистов и мистиков. «Утренний Свет» издается Новиковым при содействии кружка единомышленников, в числе которых М.Н.Муравьев и И.П.Тургенев, и с благотворительными целями: весь доход с издания предназначается на устройство и содержание в Петербурге народных училищ.

1779 – после 1779 г. предложения куратора Московского университета Хераскова взять в аренду университетскую типографию и издание «Московских Ведомостей» Новиков переезжает в Москву.

1781 – Новиков издает продолжение «Утреннего Света» под названием «Московского ежемесячного издания».

1782 – журнал «Вечерняя Заря».

Помимо журналов, Новиков издает множество книг, большинство из которых не масонского содержания (в их числе труды по отечественной истории, сочинения русских авторов и переводы лучших современных западно-европейских писателей, сочинения по философии (Вольтер, Локк, Бем, Лессинг, Паскаль), книги по педагогике, экономике, грамматике и сотни различных учебных пособий, букварей, самоучителей языка и др.), занимается образовательной деятельностью (готовит учителей, открывает школы и первую в Москве библиотеку и т.д.) и благотворительностью.

1784 – комиссия народных училищ предъявляет Новикову претензию за перепечатку некоторых изданных ею учебников. Несмотря на то, что это перепечатка делалась по распоряжению московского главнокомандующего Чернышева и не для прибыли, а для того, чтобы в продаже было достаточно дешевых учебных книг; Новикову приходится выплатить комиссии значительные деньги.

Вскоре Новиков издает историю иезуитов, в которой не слишком лестно о них отзывается. Императрица, покровительствующая иезуитам, запрещает издание.

1784-1785 – Новиков издает журнал «Покоящийся Трудолюбец».

1785 – следует повеление составить опись изданий Новикова и передать их на рассмотрение московского архиепископа Платона, который должен также испытать в вере самого Новикова. Несмотря на положительный отзыв Платона, гонения на Новикова продолжаются. Ему разрешается продолжить издательскую деятельность, но часть книг опечатывается.

1789 – после Великой французской революции и восстания Е.И.Пугачева размах общественной деятельности Новикова, продолжавшего «разливать свет образования в своем отечестве» (В.Г. Белинский) и сумевшего собрать вокруг себя единомышленников, вызывает еще более настороженное внимание к нему Екатерины II. У Новикова конфискуют типографию.

Родился 27.IV (8.V).1744 г в родовом имении Тихвинское-Авдотьино Московской губернии, умер там же 31. VII. (12.VIII).1818 г.

Писатель-сатирик, журналист, книгоиздатель, просветитель.

С 1755 учился в дворянской гимназии при Московском университете, в 1760 ушел из нее.

В 1762 поступил па службу в Измайловский гвардейский полк, принимал участие в дворцовом перевороте.

В 1767-68 Новиков Николай Иванович работал секретарем Комиссии по составлению проекта «Нового уложения». На заседаниях вел дневниковые записи дискуссий, увидел нищету, бесправие крестьянства, жестокость крепостников и убедился в лицемерии Екатерины II . Работа в комиссии имела большое значение для формирования антикрепостнических и просветительских убеждений Новикова.

В январе 1769 был уволен в чине поручика в связи с роспуском комиссии, вскоре поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где более пяти лет работал переводчиком.

В то время Екатерина II, разрешила частным лицам издавать сатирические журналы.

В январе 1769 появился первый журнал «Всякая всячина», фактическим руководителем которого была сама царица. «Всякая всячина», отстаивая «улыбательную» сатиру, рекомендовала «не целить на особ, а единственно на пороки», не связанные с конкретными лицами и русской социальной действительностью. Вместо сатиры Екатерина, по существу, требовала гимнов и песнопений своему царствованию.

В мае 1769 воспользовавшись разрешением Екатерины, Николай Иванович Новиков. стал издавать журнал «Трутень». От имени Правдулюбова он вступил в полемику с «госпожой» «Всякой всячиной» и отстаивал боевую, социальную сатиру, направленную на обличение не пороков вообще, а конкретных носителей этих пороков. Идейное направление журнала определял эпиграф, взятый из басни Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите». В журнале контрастно изображалась жизнь дворянских трутней и трудового крепостного крестьянства.

Основными темами журнала были события и факты русской крепостнической действительности, неразумность, несправедливость которой он доказывал из номера в номер. Под пером Новикова сатира приобрела остро социальный, откровенно антикрепостнический характер. Разоблачая дворянство, писатель создал яркие обобщенно-сатирические образы. Безрассуд рассуждает: «Я господин, они мои рабы, они для того и сотворены, чтобы... и день и ночь работать и исполнять мою волю исправным платежом оброка». Змеян «кричит и увещает, чтоб всякий помещик... был тираном своим служителям... и чтоб одна жестокость содержала сих зверей в порядке и послушании».

Вместо славословия в честь царствования Екатерины Новиков Н.И. нарисовал неприглядную картину произвола и деспотизма чиновно-бюрократического аппарата. Писатель показал, что в России нет ни законности, ни справедливости; государственные учреждения и суды отданы на откуп взяточникам, казнокрадам. «Трутень» сообщал, что некоему судье «потребно самой свежей и чистой совести», а воевода в связи с отъездом па новое место назначения «за ненадобностью продает совесть». Развернутая картина судейского самоуправства и взяточничества представлена в «Письме, дяди к любезному племяннику» и в истории о пропавших часах судьи.

Эти произведения разоблачали лживость лицемерных заявлений Екатерины о торжестве правосудия во время ее царствования.

Неотразимым языком документа и сухих цифр писатель создал картину бедственного положения крестьян, помещичьего произвола и деспотизма. Староста Андрюшка сообщает своему барину, что указ господский выполнен: деньги подушные, оброчные собраны, а «больше собрать не могли: крестьяне скудны, взять негде».

Драматична судьба крестьянина Филатки, который ничего не может заплатить, потому что «сам все лето прохворал, а сын большой помер, остались маленькие ребятишки, и он нынешним летом хлеба не сеял, некому было землю пахать, во всем дворе была одна сноха, а старуха его и с печи не сходит». За недоимки у него уже взяли две клети, корову, больше продавать нечего. В то время как помещик отбирает у мужика все до последней нитки, крестьяне проявляют к бедному Филату сочувствие, оказывают помощь: платят за него подушные, дают корову, чтобы прокормить ребятишек и больную старуху. В полемике со «Всякой всячиной» писатель остроумен, беспощаден, находчив и неуязвим, а его острая сатира так метко била в цель, что разгневанная Екатерина, не в силах вести с ним спор, вынуждена была применить власть и в апреле 1770 закрыла «Трутень».

В 1770-е гг. Николай Иванович издавал журналы «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-73), «Кошелек» (1774) и другие. Хотя в них писатель был более осторожным, они носили по-прежнему оппозиционный характер.

В «Пустомеле» был помещен целый ряд ярких сатирических статей («Послание к слугам моим» Фонвизина, «Ведомость», «Истинное приключение»), направленных против дворянства и крепостного права. В «Завещании Юнджена, китайского хана к оппозиционных дворянских кругов посадить на русский престол законного наследника Павла I, и через два месяца новый журнал также был закрыт.

Журнал «Живописец», который пользовался большим успехом и при жизни писателя выдержал пять изданий. Соблюдая осторожность, издатель из тактических соображений ставит новый журнал под покровительство царицы, посвятив его сочинителю комедии «О время!».

Продолжая идейно-тематическое направление «Трутня», писатель по-прежнему обличает дворянство, утратившее связи с родиной, национальной почвой, народом, русской культурой. Он создает яркие карикатуры щеголей и щеголих, высмеивает их язык, засоренный иностранными словами. Журнал, издававшийся накануне Пугачевского восстания, смело и решительно выступал не только против отдельных злоупотреблений помещиков-деспотов, но в ряде произведений поднялся до глубокого обличения крепостного права как системы угнетения народа, хотя и не дошел до революционных выводов, оставшись на позициях дворянского либерализма.

Наиболее значительными и яркими произведениями «Живописца» были «Письма к Фалалею» и «Отрывок путешествия в ***И***Т***». В первом из них отец, мать и дядя пишут письма юноше Фалалею, уехавшему служить в Петербург. В письмах дается яркая сатирическая картина быта и нравов, повседневной крепостнической практики невежественных и жестоких помещиков в деревне, названной иронически Благополучной. Трифон Панкратьевич служил в армии, потом по гражданской части, он был уволен «от дел за взятки». Теперь он живет в своем имении и жалуется на новые порядки, которые стали несравненно хуже «благословенного» прошлого. «Эх! - вспоминает он былое, - перевелись старые паши большие бояре: то-то были люди, не только что со своих, да и с чужих кожи драли. То-то пожили да поцарствовали, как сыр в масле катались: и царское, и дворянское, и купецкое - все было их; у всех, кроме бога, отнимали; да и у того чуть тако не отни...» Отлично усвоив науку «отнимания и обирания», он жалуется на то, что его доходы с разоренных мужиков уменьшаются. Верной помощницей выступает и его супруга: «Я за то ее и люблю, что уж коли примется сечь, так отделает, перемен двенадцать подадут».

Не отставал от родителей и Фалалеюшка. «Куда какой ты был проказник смолоду! - умиляется отец. - Как, бывало, примешься пороть людей, так пойдет крик такой и хлопанье, как будто за уголовье в застенке секут; так, бывало, животики надорвем со смеха». По политической заостренности, яркости картины крепостнического быта, язвительности и тонкости иронии, меткости и выразительности языка «Письма к Фалалею» принадлежат к самым ярким страницам сатирической литературы XVIII в., которые будут продолжены Фонвизиным в «Недоросле» (Описание сайта цифротех отзывы о магазине).

В противоположность дворянским писателям, которые идиллически рисовали крестьян в виде добродетельных пастухов и пастушек, блаженству которых завидуют даже цари, Новиков в «Отрывке путешествия в...» обнажил ужасы русской крепостнической действительности. Писатель показывает жизнь крестьян деревни Разоренной, «сего обиталища плача», страдающей и изнемогающей под невыносимым гнетом «жестокосердного тирана». За три дня путешествия рассказчик нигде не нашел ничего, «похвалы достойного». «Бедность и рабство повсюду встречалися со мной в образе крестьян». В деревне Разоренной все, начиная с внешнего вида улицы и кончая внутренностью избы, свидетельствовало о безграничной бедности и крайней степени разорения. Особенно тяжело и безрадостно положение крестьянских детей, всегда голодных и смертельно запуганных помещиком.

Несмотря на ряд тактических оговорок о «премудрости, сидящей на троне», Писатель публикацией этого произведения проявил политическую смелость и гражданское мужество. «Отрывок путешествия в...» - первое самое сильное и негодующее изображение крепостного рабства вплоть до выхода «Путешествия из Петербурга в Москву » Радищева. «Отрывок путешествия в...» вызвал величайшее возмущение помещиков-крепостников, придворных, справедливо усмотревших в нем дерзостные нападки на «целый дворянский корпус».

Новиковские журналы ознаменовали новый этап в развитии русской и европейской журналистики в период подготовки буржуазной революции в Европе и крестьянского восстания в России. Сатира Николая Ивановича принципиально отличалась от сатиры классицизма. Вместо рационалистического протеста против абстрактного человеческого зла, выраженного в условно- схематических образах, писатель принес в литературу новые приемы изображения действительности. Протестуя против идеализации, прикрас действительности, свойственных «Всякой всячине», писатель стремился правдиво показать русскую крепостническую действительность, какой бы горькой и жестокой она ни была. «Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!» - заявлял автор в «Отрывке путешествия в...». Отстаивая необходимость сатиры на социальные явления и «на лица», писатель оперировал точными фактами, реальными событиями, добиваясь конкретизации и типизации изображаемых явлений.

Для новиковской сатиры характерно исключительное разнообразие сатирических жанров, связанных с жизнью, практической деятельностью человека: путешествие, новелла, послания и письма, диалог, пародия на деловой документ, «ведомости» и объявления, рецепты, письма к издателю, редакционные примечания. Хотя в сатире Новиков еще сохраняются традиционные схемы, прямолинейность и односторонность образов, свойственные классицизму (Чужехват, Криводушии, Чистосердов, Любомудров и др.), в лучших своих произведениях писатель подходит к созданию живых типических образов-характеров («Письма к Фалалею» и др.). На смену торжественно-декламационному языку классицизма в сатиру Новикова Н.И. пришла живая, повседневная речь, свойственная изображаемому герою: каждый заговорил по-своему. Все это отдаляло его сатиру от поэтики классицизма и знаменовало зарождение реалистических приемов изображения действительности.

В годы реакции после Пугачевского восстания Новиков отказывается от политической сатиры и все свои силы отдает просветительской деятельности. «Патриотическая ревность к возлюбленному Отечеству» в новых условиях заставляет его искать новые формы борьбы, чтобы «приобщить что-либо к пользе и благостоянию своих сограждан». Писатель приходит к убеждению, что в современных условиях только распространение знаний является единственным способом уничтожения зла и воспитания истинных граждан. Он разрабатывает программу воспитания нового поколения «единоземцев» в духе патриотических и гражданских доблестей.

В 1774 Новиков ушел в отставку и всецело отдался литературной и книгоиздательской деятельности.

С 1775 Николай Иванович Новиков становится масоном .

В сентябре 1777 Николай Иванович начинает издавать первый в России философский журнал «Утренний свет».

Рационалистическая философия просветителей XVIII в. нашла наиболее полное выражение в разрешении нравственных проблем общественного бытия человека, его отношения к государству, окружающим людям, самому себе. В новом журнале главное внимание было сосредоточено не на обличении, а на нравоучении, изложении взглядов на поведение человека в обществе.

Журнал провозглашал человека центром мироздания: «Человек - истинное средоточие сотворенной земли и всех вещей, и главное для него заключается в познании самого себя». Нравоучение для Новикова было средством воспитания добродетельного человека-гражданина, который должен проявлять себя не в разгуле собственных страстей, а в практической деятельности на благо отечества. Став одним из влиятельных руководителей масонов, он использовал «братьев по ордену» в своих просветительских и издательских целях.

В 1779 Новиков Н.И. переезжает из Петербурга в Москву. Начинается новый период в жизни писателя. Это было время нового подъема в развитии русского общественного движения и расцвета литературы. Новиков развивает бурную просветительскую и издательскую деятельность. Он на десять лет арендует университетскую типографию, на средства масонского ордена создает «Типографскую компанию», имевшую еще две типографии.

Газета «Московские ведомости» (1779-89) издававшаяся Новиковым стала первой русской газетой европейского типа, где помещались не только официальные материалы, но и политические статьи о современных, особенно американских, событиях, внутренней жизни страны.

В 1781 вместо «Утреннего света» стал выходить журнал «Московское ежемесячное издание».

С 1783-84 выходило «Приложение к «Московским ведомостям» , заключавшие «в себе собрание разных лучших статей, касающихся до философических и словесных наук и других полезных знаний».

С 1782-86 выходили периодические издания, как «Городская и деревенская библиотека».

С 1785-89 первый русский детский журнал «Детское чтение», «Экономический магазин», посвященный вопросам сельского хозяйства.

Во всех этих периодических изданиях писатель осуществлял свою просветительскую программу, доказывая, что «причина всех заблуждений человека есть невежество, а совершенства - знания». Иногда он, возвращался к острым социальным и политическим проблемам.

В статье «Рассуждение о войнах» автор размышлял «о справедливых и несправедливых» (по терминологии журнала) войнах. Осуждая несправедливые войны, он утверждал, что к справедливым следует отнести не только оборонительные от внешних захватчиков но и освободительные против поработителей, примеры которых он видел в Голландии и в Америке. Воспитывая патриотические чувства, Новиков Н.И. писал: «Любовь к отечеству, любовь к благу общественному обязуют нас посвятить с удовольствием имения и жизнь нашу к подкреплению государства и к благополучию сограждан».

В статье «Философ» высказывалась актуальная для России мысль, что только свобода способствует расцвету наук, художеств и только народ является истинным хранителем завоеваний науки.

А в статье «Государь» решительно осуждался фаворитизм, деспотизм самодержца.

Помимо журнально-издательской деятельности, Новиков выступал в эти годы и как автор художественных, философских, экономических сочинений: цикл сатирических рассказов «Пословицы российские» (1782), цикл статей на философские темы. Особенно большое значение имела его статья «О воспитании и наставлении детей» (1783). В ней он обосновывал систему умственного, нравственного и физического воспитания молодого поколения. Уделяя особое внимание воспитанию патриотических и гражданских чувств, автор подчеркивал необходимость развития у детей самостоятельности мышления, человеческого достоинства, уважения к людям без различия национальности и имущественного состояния.

Главным жизненным делом этих лет была книгоиздательская деятельность, которая определялась не коммерческими, а просветительскими целями. Самой насущной задачей для России было распространение грамотности, поэтому в первую очередь он издавал большое количество учебных пособий: азбуки, буквари, грамматики, арифметики, учебники по истории, географии, книги для первого чтения и т. д. Выпускал Новиков и общеобразовательные книги по таким прикладным наукам, как сельское хозяйство, агрономия, медицина. Много уделялось внимания изданию переводных философских сочинений Вольтера, Руссо, Дидро, Локка, Монтескье.

Большое значение придавал просветитель пропаганде художественной литературы. Еще в 1772 вышел «Опыт исторического словаря о российских писателях», являющийся первым опытом библиографического словаря.

В 70-е гг. издавалась «Древняя российская Вивлиофика» (1773-75), в которой публиковались старинные документы, повести, драмы. Впервые широко познакомил книгоиздатель русского читателя с классиками западноевропейской литературы, опубликовав переводы сочинений Мольера, Корнеля, Расина, Бомарше, Свифта, Шеридана, Фильдинга, Стерна, Лессинга и многих других. Около трети всех книг, изданных в эти годы в России, приходилось на долю новиковских типографий.

Для широкого распространения книг среди населения Николай Иванович в 16 городах организовал книжную торговлю, в Москве открыл библиотеку-читальню. На средства «Типографской компании» основал две школы для детей разночинцев, открыл бесплатную аптеку.

Во время голода в 1787-89 он оказал большую, по тогдашним масштабам помощь голодающим крестьянам.

Имя Николая Ивановича становилось очень популярным, а его деятельность казалась Екатерине опасной и подозрительной, и она начала его преследовать. Царица приказала митрополиту Платону проверить все издававшиеся им книги для отыскания ереси и крамолы («испытать в вере», вызывать к губернатору для допроса), запретила продолжать аренду университетской типографии.

В 1792 13 апреля по указу Екатерины Новиков был арестован, и заключен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. После смерти Екатерины Павел I в 1796 освободил его, но не разрешил издательскую и общественную деятельность. Не улучшилось положение опального писателя и при Александре I . Для писателя наступила гражданская смерть.

Больной, одинокий и разоренный, оторванный от всего, в чем он видел жизненное призвание, писатель прожил последние годы в родовом имении Тихвинское-Авдотьино под Москвой.

Гражданский и просветительский подвиг Новикова Н.И. высоко оценили революционные демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский. В. И. Ленин подписал Постановление Совета Народных Комиссаров о сооружении памятников деятелям революции, писателям и поэтам, среди которых было и имя Новикова Николая Ивановича.

Сатирические журналы Н.И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»).

- ТРУТЕНЬ.

Выходил не только в 69 году, но просуществовал до 27 апреля 1770. Н.И. Новиков (1744-1818). Происходил из дворянской семьи, гимназия при Московском университете, служил в Измайловском полку. В 1767 принимает участие в заседаниях Комиссии по составлению Нового уложения – протоколист. В 68 уходит с военной службы. В 1770 – занимает должность переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1773 окончательно уходит в отставку. Хочет перечитать все журналистские произведения.

Трутень – бездельник, который не знает, чем заняться. Рассматривает три рода деятельности: военная, гражданская и придворная. Он оценивает их критически, особенно последнюю. Вопрос: к чему потребен я в обществе? Слова Сумарокова. Считает, что может быть полезен, издавая труды других авторов.

19 номер журнала «Всякая всячина». «Письмо Афиногена Перочинова». Письмо против критики и сатиры вообще. Предлагает отказаться от нее. Сначала пытается образумить литературными способами. Афиноген предлагает бороться с критикой. 4 требования: 1) никогда не называть слабости пороком; 2) хранить во всех случаях человеколюбие: 3) не думать, что существуют совершенные люди; 4) просить бога, чтобы тот дал снисхождение. Это программа смягчения критики. Жесткий постскриптум: еще два правила, не таких лояльных – 5) никому не рассуждать о том, в чем не смыслит; 6) чтобы никто не думал, что он один весь свет может исправить.

Многие считали, что Екатерина пытается закрыть «Трутень». В 5 номере «Трутня» под подписью «Правдолюбов» Новиков упрекает Екатерину в потакании пороку. Считает, что более человеколюбив тот, кто помогает исправить пороки. Упреки в плохом знании языка. Новиков обрушивается на дворянские нравы, упрекает в презрении ко всему русскому, увлечении иностранщиной. С уважением упоминает о разночинцах.

В 70-м году Новиков понимает, что надо сменить тон сатиры. Он даже меняет эпиграф опять на слова Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Он подчеркивал, что понимает опасность своих выпадов. В 70-м году демонстративно изгоняется Правдолюбов. Следующая редакционная заметка, что его письма больше печататься не будут. Журнал нападает на кокеток, серьезные темы исчезают. По сути, характер критики как хотела Екатерина. Журнал обесцветился. Тираж падает с 1200 до 750 экземпляров. Новиков публиковал письма якобы от читателей, которые писал сам. Шуточные псевдонимы: «тот, кто написал» и «услужница ваша, не угадаешь кто». Маскировка собственной позиции под читательскую. Сам Новиков пишет, что поступило еще 4 таких читательских письма.

В заключительном номере Новиков пишет: «Против желания моего с вами прощаюсь» - административный нажим. Но официальных документов, подтверждающих закрытие, нет. «Трутень» 70-го года и не интересовал так читателя. Он выполнил свою миссию – выражение оппозиции. «Всякая всячина» тоже закрылась, до «Трутня».

В журнале, видимо, участвовал Фонвизин, известный переводчик-китаевед Алексей Леонтьевич Леонтьев. Василий Майков, Федор Александрович Эммин.

- Пустомеля.

Всего два номера. В конце апреля закончился «Трутень». В июле появляется «Пустомеля». Но Новиков действовал через подставное лицо. Журнал зарегистрирован на имя фон Фока. В 1-й книжке «Пустомели» Новиков поставил цель создать положительный образ русского героя. Это должен был быть юноша Добросерд. Но развитие образа не удалось – не успел. Первые образцы театральных рецензий в России. Театральная жизнь. Второй номер – 2 материала привели к гибели. 1- переводчик Леонтьев «Завещание Юнджена, китайского хана, своему сыну». Материал преподнесен как перевод с китайского. Посвящен обязанностям правящего человека. Тенденция: маскировка. 2 – стихотворение Фонвизина «Послание к слугам моим». Дух вольнодумства. Журнал закрыт без объяснения причины. Тираж 500 экз.

- Журнал «Живописец».

Екатерина уже дважды пыталась повести за собой общественное мнение: комиссия и журнал. Пытается использовать еще одно средство – театр. В 70-е годы Екатерина решила заняться драматургией. В 1771 пишет 5 комедий, в 72 году они выходят на сцене придворного театра. Художественный уровень невысокий. Назидательный характер. Высмеивает сплетни, пороки – продолжение журнальной абстрактной сатиры. Ожесточенно нападала на дворянских либералов. В России замечательное правительство, но ему мешают либералы. Комедии успеха не имели.

Воспользовавшись фактом появления этих комедий, с середины апреля 1772 года Новиков выпускает еженедельный сатирический журнал «Живописец». Издавал по июнь 1773. Долго было непонятно, как его разрешили. Но оказалось, что Екатерина негласно разрешила в 69 году издавать журналы всем желающим. Об этом сохранилось свидетельство Тузова. По-видимому, такое разрешение давалось на один год, а затем журнал могли закрыть. В России всегда были возможности обходить цензуру. Например, если однажды текст был издан, то потом мог свободно переиздаваться, даже если был запрещен.

Новиков посвящает журнал Екатерине, а точнее, неизвестному сочинителю комедии «О, время». Характер вызова. Более лояльный характер. Но Новиков нападает на разных литераторов, в том числе на тех, которым покровительствовала Екатерина. Сначала тираж 600, потом рос. Хорошо принят. В одном из первых номеров поднимается крестьянская тема. Выступал под собственным именем. Материал назывался «Отрывок путешествия в *** И*** Т***». Некоторые считают, что это значит «Издатель Трутня». Авторство этого отрывка сложно установить. Вторая версия принадлежит сыну Александра Радищева Павлу, который утверждает, что автор его отец. ИТ три дня путешествовал по российским деревням. Не видит ничего хорошего: непаханые поля, неурожай – он приписывает это плохой заботе помещиков. Основное место пребывания – деревня Разоренная. Написан текст кратко, но емко. Принцип художественного лаконизма – характерен и для этого отрывка, и для всего творчества Новикова и его журнала. Материал вызвал обсуждение. В одном из следующих номеров опубликован отрывок «Английская прогулка». Написано с целью смягчить предыдущий материал – 13 номер. В 14 номере продолжение путешествия. Она отличалась от первой части – сатира обычная, носители пороков, абстрактная сатира. В противовес этим порочным людям поставлены крестьяне. Заканчивается описание этого отрывка упоминанием о деревне Благополучной, о которой якобы рассказывали автору. «Английская прогулка» подготавливает ко второй части. В 15 номере – Фалалей, цикл писем к нему, тоже крестьянский вопрос. Опять жанр письма. «Письмо уездного дворянина к сыну». Уволен за взятки, отыгрывается на крестьянах. Трифон Панкратьевич. Критика невежества. В 23 и 24 номерах продолжение – письма от матери и от дяди. П.Н. Берков доказывал, что эти письма принадлежат перу Фонвизина.

Еще одна важная тема – галломания. Тема просвещения. Новиков говорил, что дворяне, не прошедшие должного воспитания, будут плохими слугами государству. 4 номер – персонажи Щеголиха и Волокита. Это сквозные персонажи, переходили из номера в номер. В 9-м номере Щеголиха печатает письмо. Особый жаргон – с французскими вкраплениями. Щеголиха просит издателя создать женский модный словарь. Тенденция: жанр словаря. В 10 номере печатается такой словарь. Название «Опыт модного словаря щегольского наречия» - слова на две первые буквы алфавита.

Новиков придерживается линии «Трутня» - конкретная сатира. Обличение социального, а не нравственного зла. Новиков растет: больше приемов, более тонкая психологическая характеристика своим персонажам. Авторское повествование перемежается с высказываниями самих персонажей. Принцип типизации. Жанровое своеобразие: жанр письма. Эффект правдоподобности.

На 2-м году жизни «Живописец» блекнет, как и «Трутень». В 73-м году иногда печатаются странные материалы, переводы. В конце июня 73-го года закрывается без объяснения с читателем.

Журнал «Кошелек» Н.И. Новикова. Борьба с галломанией, за демократизацию литературного языка в журналах Новикова.

С 8 июня по 2 сентября 1774 года. Последний сатирический журнал Новикова. Новиков увлекался историей. «Древняя российская вифлиофика» - издает после «Живописца». Это научное издание, публикует древние письменные документы. Екатерина содействовала: давала субсидии, через своего секретаря сообщала различные исторические сведения и разрешала пользоваться архивами. Новиков говорит, что издает этот журнал для уведения дворянства от галломании и возвращения к истокам. Разрешения на этот журнал он не получил, просит Козицкого принести первый номер Екатерине. На 9 номере Новиков пишет: «Конец кошелька». Видимо, Екатерина с опозданием не одобрила его. «ДРВ» и «Кошелек» параллельно боролись с галломанией.

Журнал прежде всего связан с положительным. Намеревался прославлять древнерусские добродетели и хаять космополитизм. Пытается критиковать реакционные явления.

Кошелек кроме своего прямого значения еще может означать кофтяной или кожаный мешочек, куда клали косы париков. Намек: очень много денег тратится на следование французской моде. Обещал объяснить название в статье.

Центральная мишень критики – Шевалье де Мансонж (от французского «ложь»). Приехал в Россиб обучать детей, хотя на родине был парикмахером.

В 9 номере появляется «Ода России» пера Байбакова. Единственная цель этой оды – попытаться спасти журнал. Тираж неизвестен. История журналов Новикова показывает, что в 18 веке было очень трудно выражать оппозиционное мнение. Следование принципам, которые провозгласил Петр Первый – ясность, краткость, бережное отношение к языку. Две темы – крестьянство и галломания. Особый стиль: художественный лаконизм. В целом, конспективный характер, концентрированность. Эпистолярный жанр. Пытался увести журналистику от сухого академизма. Стремление приблизить язык журналов к разговорной речи. Еженедельный.

Просветительская и издательская деятельность Н.И. Новикова в 1780-е годы. Масонство и русская просветительская журналистика.

Просветительская журналистика. Своя программа просветителя и масона. Главными средствами просвещения считал книгу и журнал. Он понимает, что кроме столиц надо разрабатывать и провинцию. Хороший коммерсант. Ценовая политика. Новиков считал чтение источником совершенства. Невысокие цены, работал с комиссионерами. Хороший предприниматель. Много сделал для книжной торговли в 16 городах России. Книжные лавки в отдельных селах, а в 1780 при книжной лавке Московского Университета организовывает первую общедоступную библиотеку-читальню. После выхода из Шлиссельбурга он открывает суконную фабрику. В 1781 Новиков создает Дружеское Ученое общество. До 1783 деятельность этого общества скованна. В 1783 – указ о вольных типографиях. 1784 – создает типографическую компанию.

1775 в Питере вступает в масонскую ложу.

Масонство – появилось в 20-е годы 18 века в Англии. Это полусекретная организация людей, которые стремились к самосовершенствованию в соответствии с христианскими правилами. Форма объединения – средневековые цехи вольных каменщиков – freemasons. Они переняли все атрибуты этой профессии: циркуль, передник, перчатки и т.д, только дали им символическое толкование.

Первое достоверное свидетельство о существовании масонов в России – 1741. В 1756 в Петербурге в масонской ложе состояли Сумароков, Херасков и Карамзин. В 70-х годах в масонстве важную роль стал играть Иван Перфирьевич Елагин, литератор, драматург. 1773-1775 крестьянская война под предводительством Пугачева – провоцирует рост масонских лож. Потому что многие ищут духовное убежище. Конец 70-х – начало 80-х 18 века – около 100 масонских лож, около 2500 членов – видные сановники, вельможи, военные и штатские дворяне. Разные масонские системы – английская, шведская, розенкрейцерская (Новиков). Много шарлатанов, например, Калиостро, которые стремились добыть деньги. Часто политические интриги в масонских ложах, пытались влиять на внешнюю политику, много авантюристов. На первых порах масонство совмещало мистические настроения и идеи просветительства. Это использовал Новиков. 6-=70-е годы – все члены масонских лож были просветителями. Но уже в 80-е годы усиливается мистическое настроение, начинается увлечение тайными науками: алхимией, магией и т.д. В целом, масонство оказало влияние, как на общественное сознание, так и на литературу. Призывает к углублению в мир человеческой личности. Отразился на сентиментализме. Многие воспринимали масонство как дань времени. Екатерина Вторая масонством обеспокоилась и начала с ним борьбу.

Некоторые издания сугубо масонской ориентации. 1777 – «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Конец сатиры. Первый в России журнал критической библиографии. Журнал выходит с опозданием. На 22 номере он кончился без объяснения причин. Тогда рецензия была в новинку. Жанр: не столько рецензии, сколько аннотации. Новиков в 1 номере дает аннотацию на «Наказ» Екатерины Второй. Тираж неизвестен. Идейное развитие Новикова: отказ от конкретной сатиры. Стремился объединить единомышленников только ради просветительских целей.

«Утренний свет» - ежемесячный с сентября 1777 года по август 1780. Нравственно-религиозное издание из-за того, что Новиков масон. Сначала в Питере, потом в Москве. Впервые посчитал самым важным внимание к человеку. Познай самого себя. Обещает пользоваться только абстрактной сатирой. Тираж: в первые годы 1000 экз (плюс дополнительные). Демократизация российского читателя. Борьба с материализмом и рационализмом. Коллективное руководство. Литературный отдел – Херасков. Отход от персонального журнализма. Новиков был меценатом, занимался благотворительной деятельностью.

В 80-е годы открывает два училища для мальчиков и девочек. Гражданская самодеятельность.

Первый журнал для женщин – 1779 «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета». Сначала (с января по апрель) в Питере, потом в Москве. Заботится о приятном досуге: сказки, загадки, анекдоты, эпиграммы. Авторы анонимны – тенденция. Сумароков, Майков. Хотел сообщать о парижских модах, но по большому счету о моде говорили только картинки. Это практически карикатуры, нелепые, смешные. Картинки сопровождались подписями, которые иногда были перепутаны, скорее всего, намеренно. Надписи носили сатирический характер. Тираж неизвестен.

В апреле 1779 года Новиков берет в аренду на 10 лет типографию Московского университета. Новиков взял в аренду и газету «Московские ведомости» и поднял ее. Типография умирала, Новиков оживил. Херасков тоже был масоном – благодаря этой связи удалось получить типографию. Начинает обновлять оборудование, работников, шрифты. К 85 году число печатных наименований достигло 400. Открыты специальные «Книжные лавки Новикова», не только в Москве. В конце 1779 года вокруг Новикова создается Дружеское ученое общество, в основном, из масонов – Шварц, Трубецкие и т.д. Прежде всего, они вносили деньги в Фонд общества. Открыты семинарии: педагогическая, филологическая, медицинская и т.д.

В 1784 году Новиков создает типографическую компанию. Участники – пайщики. Открывают аптеки и т.д., вносят немалые деньги, создают типографию, где до 20 печатных станков.

До Новикова тираж «Московских ведомостей» - 500-600, в 80-х – 4000 экз. Сотрудничали многие писатели, создал переводческую семинарию. Серьезно работал с кадрами. Структурно перестраивает газету «Московские ведомости». Раньше – в основном переводы, теперь – российские известия. Налаживание сети приложений, многие из них носили практический характер. С 1780 по 1789 – «Экономический магазин». Журнал-приложение. Рассчитан, прежде всего, на деревенского жителя. Редактором журнала был помещик-агроном Болотов.

С января по декабрь 1781 – «Московское ежемесячное издание». В значительной степени продолжение «Утреннего света», а также статьи политического, географического, исторического характера. Был политический отдел, похож на сатирический журнал. Письмо «О государях», мало завуалировано. О государе мужского рода, но понятно, что о Екатерине. Выступает против любвеобильных государей – фаворитизм. Здесь принимали участие студенты МУ.

1782-1786 приложение к «Московским ведомостям» - «Городская и деревенская библиотека». Четкой периодичности нет. Сначала хотел ежемесячный сроком один год. Пытался заинтересовать чтением помещиков. Основная функция – развлекательная. В основном беллетристика, переводная. Среди оригинальных произведений – цикл «Пословицы российские». 16 нравоучительных рассказов. Пытается толковать пословицы. Некоторые имели политическое звучание – «Седина в бороду, бес в ребро», «Фортуна велика, да ума мало». Юноша Лавид, которому постоянно везет становится государем на неизвестном острове. Первое распоряжение – построить карусель. Остров подходит к гибели. Во время испытания карусели он погиб. «Близ к царю, близ к смерти».

«Вечерняя заря» - ежемесячный. Мистический смысл названия. Должен служить продолжением «Утреннего света». Редактором журнала был Шварц, немец. Сначала был гувернером, потом зачислился в штат университета. Розенкрейцерство. Здесь сотрудничали студенты Шварца. Оторван от действительности. Рассуждении о посте, благоразумии, чувствах и т.д.

«Прибавление к Московским ведомостям» (1783-1784). Почти к каждому номеру газеты. История, география, текущая иностранная политика. Проблема воспитания: собственная система педагогических взглядов. Очень много места уделяется США. Проамериканские настроения – Бенджамин Франклин, тоже масон. Журнал разозлил Екатерину. В одном из номеров за 1784 год «История ордена иезуитов». Иезуиты – члены католического монашеского ордена, возникшего в 16 веке во Франции. Принцип: строгая централизация, младшие покорны старшим. Екатерина покровительствовала ему. Новиков критикует. Екатерина велит изъять этот номер.

Журнал «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785), нерегулярный. Называл себя продолжением «Вечерней зари», но менее мистический. В основном студенты МУ. Связан с масонством. Много развлекательных статей, даже статей для детей. Иногда были сатирические выпады. Интересна работа над языком. Упрощение газетно-журнального языка, отказ от архаизмов и торжественности.

Еженедельное приложение – первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). Считал, что воспитывать надо с помощью книги. Главное – доступность. Просвещать и развлекать. Журнал связан с благотворительностью. Бесплатное приложение. В 89 году заканчивается арендный договор с МУ. Первые два года редактировал сам Новиков, потом Петров и Карамзин. В основном короткие статьи, нравоучительные письма. В целом, христианское воспитание – тексты из Ветхого и Нового завета. Карамзин несколько выбивается – длинные переводные повести. Журнал направлен на патриотическое воспитание. «Крестьянское состояние», «Переписка отца с сыном о деревенской жизни» - уважение к крестьянскому труду. Определенный стиль публикаций – доступность. Популярность, переиздание.

1788-1790 приложение «Магазин натуральной истории, физики и химии». Сначала дважды в неделю 2 года, потом еженедельно. Редактор – Прокопович-Антонский. В основном, переводы из трех французских словарей по естественным наукам. Просвещение. Противоречие с масонством.

Итак, за период с 1779 по 1792 (до ареста и ссылки в Шлиссельбургскую крепость) около 900 наименований книг и много периодики. Основная часть книг – для просвещения: сочинения Сумарокова, Хераскова, Вольтера, Мольера, Руссо, Дидро, Свифта.

Екатерина для борьбы с масонством в 80-е годы сочиняет три комедии: 1785 «Обманщик» и «Обольщенный», 1786 – «Шаман сибирский». 1785 – приказала освидетельствовать все его книги, архиепископ Платон, должен испытать Новикова в соответствии с законами христианской веры. Тот говорит, что Новиков – истинный христианин. Из 460 книг – 23 признаны вольнодумными, 6 – сжечь, остальные – Вольтер, сказки, песни, нельзя продавать.

1787 – неурожайный год, правительство не может бороться. Новиков решил помочь крестьянам: раздает весь хлеб из собственных амбаров, занимает денег, закупает зерно и отдает. Ораторская деятельность. Обеспечил жителей 100 селений. Создает хлебный фонд на случай неурожая. 1789 год – Французская революция. Екатерина не продлила договор с Новиковым. Прозоровский должен наблюдать за Новиковым. Весной 1792 года – обыск, арест, тайно перевозят в Шлиссельбургскую крепость. Допрос с пытками – Шишковский, протоколы читала лично Екатерина. Новиков объявлен государственным преступником, организатором заговора против правительства, руководителем тайного общества против христианства, агентом иностранных держав и издателем развращенных книг. Приговорен к смертной казни, Екатерина заменила ее на 15 лет в крепости. Вся издательская деятельность Новикова разрушена. Вместе с Новиковым пострадали масоны – Трубецкой, Лопухин как соучастники – подписка о невыезде из имений. В 1796 Екатерина умирает, Павел Петрович лоялен к Новикову, освобождает его и призывает во дворец, видимо, предлагая работу. Тот предпочел удалиться от политики. Вышел больным, прожил до 1818, но всю жизнь боролся с нищетой и болезнями, хотел организовать суконную фабрику. Всю жизнь провел в своем имении Авдотьино.

Знаменитый общественный деятель прошлого века; род. 26 апреля 1744 г. в селе Авдотьине (Бронницкого уезда Московской губернии) в семье достаточного помещика, несколько лет обучался в Москве в университетской гимназии, но в 1760 г. "за леность и нехождение в класс" исключен был из "французского класса". В начале 1762 г. Н. поступил на службу в Измайловский полк и, как часовой у подъемного моста измайловских казарм в день воцарения Екатерины II, был произведет в унтер-офицеры.

Уже во время службы своей в полку Н. обнаруживал "вкус к словесным наукам" и склонность к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет (1768). В 1767 г. Н. был в числе молодых людей, которым в комиссии депутатов для сочинения проекта нового уложения поручено было ведение протоколов; поручение это императрица считала делом высокой важности и предписала "к держанию протокола определить особливых дворян со способностями". Н. работал в малой комиссии о среднем роде людей, а также и в большой комиссии.

Участие в работах комиссии несомненно ознакомило Н. со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности.

При докладах о работах комиссии Н. сделался лично известен Екатерине.

В 1768 г. Н. вышел в отставку и вслед за тем стал издавать еженедельный сатирический журнал "Трутень" (1769-70; 3-е изд. П. А. Ефремова, СПб., 1865). Он вступил в борьбу с господствовавшей тогда в русском обществе галломанией, которая из всей франц. просветительной философии XVIII в. усвоила один лишь вольтеровский смех, превратив его в безразборчивое зубоскальство.

Журналы Н. дают яркие изображения львов и львиц тогдашнего большого света, щеголей и щеголих, петиметров и кокеток. "Трутень" проводил мысль о несправедливости крепостного права, вооружался против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество и т. п., выступая с обличениями против очень влиятельных сфер, напр. против придворных.

По вопросу о содержании сатиры "Трутень" вступил в полемику со "Всякой Всячиной" (см. соотв. статью), органом самой императрицы; в полемике этой принимали участие и др. журналы, разделившиеся на два лагеря. "Всякая Всячина" проповедовала умеренность, снисходительность к слабостям, осуждая "всякое задевание особ". "Трутень" стоял за смелые, открытые обличения.

Борьба, однако, была неравная, "Трутень" сначала должен был умерить тон, совершенно отказаться от обсуждения крестьянского вопроса, а затем и совсем прекратился, не по воле издателя.

В 1772 г. Н. выступил с новым сатирическим журналом - "Живописцем", лучшим периодическим изданием прошлого века (семь изданий, в том числе два в текущем столетии; последнее издание П. А. Ефремова, СПб., 1864). Такой успех журнала сам Н. объяснял тем, что он пришелся по вкусу мещан, ибо, - добавлял он, - у нас те только книги четвертыми и пятыми изданиями печатаются, которые этим простосердечным людям, по незнанию ими чужестранных языков, нравятся. "Живописец" проводил те же идеи, что и "Трутень": в ряде статей, из которых одни принадлежали И. П. Тургеневу, другие приписывались Радищеву, он сильно и горячо ратовал против крепостного права. Скоро "Живописец" вынужден был изменить тон, заменив живую сатиру на современные нравы серьезными статьями отвлеченного содержания, а затем и совершенно прекратился (1773). Новая попытка в том же направлении была сделана Н. по более узкой программе: в 1774 г. он стал издавать "Кошелек" (переиздан А. Н. Афанасьевым в 1856 г.), журнал, специально направленный против галломании.

Его нападки против нравов светского общества возбудили сильное неудовольствие в придворных сферах, и журнал прекратился на девятом номере, причем издатель, как гласит предание, подвергся и личным преследованиям.

Противовес модному франц. воспитанию Н. пытался найти в добродетелях предков, в нравственной высоте и силе старых русских начал. Вот почему Н. одновременно с сатирическими журналами выпустил целый ряд исторических изданий, которые должны были содействовать укреплению национального самосознания и дать "начертание нравов и обычаев наших предков", чтобы мы познали "великость духа их, украшенного простотою". Таковы: "Древняя Российская Вивлиофика, или собрание разных древних сочинений, яко то: Российские посольства в другие государства, редкие грамоты, описания свадебных обрядов и других исторических и географических достопамятностей и многие сочинения древних Российских стихотворцев" (издание ежемесячное, 1773-75; 2 изд., 1788-91; нов. изд. Мышкин, 1894); "Древняя Российская Идрография" (т. I, 1773; описание моск. государства, составленное при Федоре Алексеевиче); "Повествователь древностей Российских, или собрание достопамятных записок по Истории и Географии Российской" (ч. 1, 1776; материалы из него вошли потом во 2-е изд. Вивлиофики); "История о невинном заточении боярина А. С. Матвеева" (М., 1776; 2-е изд., 1795); "Скифская история из разных иностранных историков, паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными трудами сложенная и написанная лета 1692" (1776; 2-е изд, М., 1787; как и "Идрография", издана с целью "обличения несправедливого мнения тех людей, котооые думали и писали, что до времени Петра Россия не имела никаких книг, кроме церковных"), Н. знал о необходимости в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приемы при пользовании несколькими списками (напр. Идрографии); но его издание актов и летописей, напеч. в "Вивлиофике", и в свое время признавалось неисправным.

Это, однако, не умаляет исторического значения "Вивлиофики", поныне представляющего значительный научный интерес.

Материал для своих изданий памятников старины Н. черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым разрешен Н. императрицей в 1773 г. Н. и сам составил себе собрание рукописей исторического содержания.

Много материалов доставляли ему Миллер, кн. Щербатов, Бантыш-Каменский и др., а равно и Екатерина II, поддержавшая издание "Вивлиофики" щедрыми субсидиями.

Отношения императрицы к Н. за этот период его деятельности, несомненно, отличались благосклонностью.

Но мнению А. И. Незеленова, на Н. подействовала мысль "Всякой Всячины", что лучше исправлять нравы изображением добрых примеров, чем сатирой, - отсюда его исторические издания; императрица, в свою очередь, в своих комедиях начала бичевать (хотя и слабее "Трутня") галломанию и жестокое обращение с крепостными и, до известной степени, прониклась любовью к русской старине.

В своих взглядах на русскую старину Н. не всегда отличался устойчивостью.

Древние российские государи, по его словам, "яко бы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно"; но вместе с тем он - ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Вел. и тех людей, именно писателей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносит в свой "Опыт исторического словаря о российских писателях", появившийся в 1772 г. (см. Библиография).

Исход из этих колебаний и противоречий Н. нашел в масонстве.

Первые связи Н. с масонством начались в Петербурге.

Друзья еще в 1775 г. зазывали его в масонство, но Н. долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен.

Масоны, очевидно, очень дорожили вступлением Н., так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трех "степеней" до вступления его в ложу. Н., однако, не был удовлетворен елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашел "истинное" масонство в системе Рейхеля, в которой "было все обращено на нравственность и самопознание". В 1777 г. Н. выпустил 22 №№ "Санкт-Петербургских Ученых Ведомостей" (2 изд. А. Н. Неустроева, СПб., 1873), выходивших еженедельно и примыкавших еще к первому периоду его деятельности.

Это был журнал ученой и литературной критики, поставивший себе целью, с одной стороны, сблизить русскую литературу и науку с ученым миром Запада, с другой - выставлять заслуги отечественных писателей, особенно исторических.

Нравоучительный элемент в "Ведомостях" весьма слаб, но он становится господствующим в "Утреннем Свете" (1777-80), ежемесячном журнале, который Н., прекратив "Ведомости", стал издавать с сентября 1777 г., сначала в Петербурге, а с апреля 1779 г. - в Москве.

Здесь явились "Нощи" Юнга, "Мнения" Паскаля, но главным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиэтистов и мистиков. "Утренний Свет" издавался Н. при содействии целого кружка единомышленников, в числе которых были М. Н. Муравьев и И. П. Тургенев, и притом с целями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ.

В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Н.: уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения.

Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.

Уже в ноябре 1777 года Н. открыто было Училище при црк. Владимирской Божией Матери на 30 или 40 чел., с пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми, впоследствии названное Екатерининским.

В следующем году было открыто второе училище (Александровское, при црк. Благовещения на Васильевском острове).

Оба эти училища существовали еще в 1782 г. (в пользу их издавались следовавшие за "Утренним Светом" "Московское Издание" и "Вечерняя Заря"); дальнейшая судьба их неизвестна.

В 1779 г. Херасков, который был куратором Моск. унив. и также масоном, предложил Н. взять в аренду университетскую типографию и издание "Московских Ведомостей". Н. переехал в Москву, и здесь начинается третий и наиболее блестящий период его деятельности.

В Москве Н. встретил кружок масонов, людей, преданных тем же интересам нравственности и самопознания (В. И. Лопухин, С. И. Гамалея, И. Е. Шварц, кн. Трубецкой и Черкасский, И. П. Тургенев, несколько профессоров университета, княгиня В. А. Трубецкая).

В этом кружке теоретическая мысль Н. окончательно окунулась в масонство, не остановившись и перед розенкрейцерством с его алхимическими бреднями.

Но этот мистический туман не остановил и не помешал просветительной деятельности Н., нашедшей большую опору в И. Е. Шварце (см.), с которым Н. "сделался на всю жизнь, до самой смерти Шварца, неразлучным". Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, Н. менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем сколько вышло из нее в 24 года ее существования до поступления в руки Н. Наряду с издательством книг, Н. поднял и значение "Московских Ведомостей" (см. соотв. статью), к которым стал прилагать прибавления разнообразного содержания; число подписчиков увеличилось всемеро (с 600 до 4000). В 1781 г. Н. издавал продолжение "Утреннего Света", под названием "Московского ежемесячного издания" (см. соотв. статью); затем следовали в 1782 г. "Вечерняя Заря" (см. соотв. статью), в 1784-85 гг. "Покоящийся Трудолюбец", в котором Н. возобновил свою борьбу с крепостным правом.

Своей издательской деятельностью он хотел создать достаточно обильный и легко доступный запас полезного и занимательного чтения для обширного круга читателей, вовсе не ограничиваясь пропагандой своих мистических воззрений.

На 448 названий книг, изданных Н., насчитывается 290 книг светского содержания, и затем значительное число книг духовного содержания, не касающихся масонства.

Считая книгопечатание "наивеличайшим из всех изобретений" и общественную самодеятельность надежнейшим орудием к распространению просвещения, Н. еще в "Живописце" 1773 г. высказал мысль об учреждении "Общества, старающегося о напечатании книг". Мысль эта, восполненная идеей Шварца о подготовлении, при посредстве университетских сил, надежных учителей, была осуществлена в "Дружеском Ученом О6ществе" (см. соотв. статью), которое затем слилось с Типографической компанией, учрежденной в 1784 г. со складочным капиталом в 57500 р. и с поступившим от Н. запасом книг на 320000 р. по продажной цене. Ежегодный доход Компании превышал 40000 р., достигая в иные годы 80000 р.; после закрытая Компании в 1791 г., несмотря на обширный сбыт изданных ею книг, их оставалось еще без малого на 700000 р., не считая 16856 книг сожженных (как зловредные) и 7158 книг, переданных в университет и Заиконоспасскую акад. С целью удешевления книг Н. вступил в сношения со всеми существовавшими тогда книжными лавками, заводил комиссионеррв, отпускал книгопродавцам на льготных условиях товар в кредит, иногда десятками тысяч экземпляров, устраивал книжную торговлю не только в провинциальных городах, но даже и в деревнях.

В Москве, где до тех пор существовали только две книжных лавки, с оборотом в 10000 р., при Н. и под его влиянием число их возросло до 20, и книг продавали они ежегодно тысяч на двести.

Он же учредил в Москве первую библиотеку для чтения.

В обществе, где даже звание писателя считалось постыдным, надобно было иметь немалую долю решимости, чтобы стать типографщиком и книжным торговцем и видеть в этих занятиях свое патриотическое призвание.

Люди, близкие к тому времени и к самому Н., утверждали, что он не распространил, а создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению.

Сквозь вызванную им усиленную работу переводчиков, сочинителей, типографий, книжных лавок, книг, журналов и возбужденные ими толки стало, по замечанию В. О. Ключевского, пробиваться то, с чем еще не знакомо было русское просвещенное общество: общественное мнение.

Наряду с книгоиздательскими предприятиями Н. шла и педагогическо-благотворительная деятельность его кружка.

Последняя достигла наибольшего развития в голодный 1787 г., когда Н. в широких размерах оказывал помощь голодающим.

Средства к этому доставил гвардейский офицер Григорий Максимович Походяшин, сын верхотурского ямщика и уральского горнозаводчика, который отдал в распоряжение Н. все свое громадное состояние и, умирая в бедности, услаждал свои последние минуты тем, что с умилением смотрел на портрет Н., указавшего ему истинный путь жизни. Стремясь и умея соединять людей для совместного труда, Н. пробудил самостоятельность русского общества.

В этом был источник его успеха, но в этом же, по условиям времени, была и причина его гибели.

Деятельность Н. была в полном расцвете, когда над ним собиралась уже гроза. Прежде всего заявила к нему претензии (в 1784 г.) комиссия народных училищ за перепечатку некоторых учебников, ею изданных.

Н. делал это по распоряжению московского главнокомандующего Чернышева и не для прибыли, а для того, чтобы в продаже было достаточно учебных книг по дешевой цене; но Чернышев тем временем умер, и Н. пришлось выдать комиссии вознаграждение.

Напечатанная Н. "ругательная" история иезуитов, которым покровительствовала императрица, была запрещена.

В 1785 г. было повелено составить изданиям Н. опись и передать их на рассмотрение московского архиеп.

Платона, который должен был также испытать в вере самого Н. В своем донесении (янв. 1786 г.) архиеп.

Платон разделил издания Н. на три разряда: одни он считал весьма полезными при бедности нашей литературы; других, мистических, он, по его словам, не понимал; третьи, составленные франц. энциклопедистами, он считал зловредными.

О вере Н. Платон писал: "Молю всещедрого Бога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как H." В марте 1786 г. Н. была вновь разрешена торговля книгами, но часть их была опечатана.

Отзыв Платона не рассеял недоверия Екатерины к Н. Еще задолго до истечения срока контракта Н. на аренду университетской типографии императрица не один раз повторяла распоряжение, чтобы типографию больше Н. не отдавать.

Потеря университетской типографии (1789) была для Н. весьма чувствительна, хотя в распоряжении его и остались типографии Компании.

В 1790 г. в Москву назначен был главнокомандующим кн. Прозоровский, человек невежественный, подозрительный, жестокий, выдвигавшийся угодничеством.

Он посылал на Н. доносы, вызвавшие отправление в Москву гр. Безбородко для производства негласного дознания; но Безбородко не нашел никаких поводов к преследованию Н. В 1791 г. Н. должен был, однако, прекратить существование Типографической компании.

В апреле 1792 г. Прозоровскому послан был указ расследовать, не печатает ли Н., в противность закону, книг церковной печати.

Прозоровский послал для ареста Н., который серьезно больной жил в Авдотьине, гусарскую команду, так перепугавшую детей Н., что они всю жизнь после того страдали нервными припадками.

Не находя доказательств против Н., Прозоровский просил о присылке знаменитого следователя того времени Шешковского и представлял о неудобствах передачи дела Н. обыкновенному суду. Еще до окончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 г. повелела тайно перевезти Н. в Шлиссельбургскую крепость, где новые допросы делал ему Шешковский.

Наконец, 1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Н. в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе говорилось, что и это решение было смягчением "нещадной" казни (т. е. смертной), которой он подлежал бы по силе законов за свои "обнаруженные и собственно им признанные преступления", "хотя он и не открыл еще сокровенных своих замыслов". Из напеч. во II т. "Сборника Историч.

Общества" вопросных пунктов, какие поставлены были Н., и его ответов видно, что Н. обвинялся в "гнусном расколе", в корыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше, ни после), в сношениях с герц. брауншвейгским и др. иностранцами (сношения эти касались исключительно масонства и никакого политического значения не имели), в сношениях с вел. кн. Павлом Петровичем (сношения масонов с великим князем ограничились поднесением ему нескольких книг, которые он сам пожелал иметь). Все эти обвинения указ 1 августа относит не к одному Н., а ко всем его соучастникам-масонам; пострадал же один только Н., хотя он даже не считался главой московских масонов.

Собственно против одного Н. выставлено было обвинение в нарушении данной им в 1786 г. подписки не торговать книгами, признанными зловредными; но в этом не было "государственного" преступления, да и не менее виноваты были книгопродавцы, знавшие, что берут у Н. запрещенные книги и даже сами их у него выпрашивавшие.

Даже кн. Прозоровский был поражен исходом дела Н.: "Я не понимаю конца сего дела, - писал он Шешковскому, - как ближайшие сообщники, если он преступник, то и они преступники". Еще Карамзин, выразивший сочувствие к судьбе Н. в своей оде к Милости, искал причины осуждения Н. не в официально выставленных против него обвинениях и, между прочим, на первом месте поставил раздачу Н. хлеба голодающим, которая казалась подозрительной, так как не знали источника затраченных им при этом средств.

Всего вероятнее, что Н. пострадал за всю свою, слишком, по тогдашним понятиям, самостоятельную общественную деятельность.

Четыре с половиной года провел Н. в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах, хотя заключение его самоотверженно разделял д-р Багрянский (см. соотв. статью).

Имп. Павел I в первый же день своего царствования освободил Н. Н. был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда "дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818) прожил почти безвыездно в своем Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об их просвещении и т. п. В Авдотьине до сих пор сохранилась благодарная о нем память (ср. об этом ст. Ярцева в "Историч.

Вестн.", 1894 г., № 11). Ср. Лонгинов, "Н. и московские мартинисты" (М., 1867); Незеленов, "Ник. Ив. Н., издатель журналов 1769-85 гг." (СПб., 1875); его же, "Н. в Шлиссельбургской крепости" ("Историч.

Вестн.", 1882 г., № 12); ст. Якушкина в сборнике общества любителей российской словесности "Почин" на 1895 г. (М., 1895); Ключевский, "Воспоминание о Н. и его времени" ("Русская Мысль", 1895 г., № 1); Пыпин, "Времена Екатерины II" ("Вестн. Европы", 1895 г., № 7); В. Н. Сторожев в "Книговедении". -* {Брокгауз} Новиков, Николай Иванович автор и издатель журналов, основатель типографской компании в Москве, развивший до чрезвычайных размеров торговлю книгами при Екат. II, масон; политический деятель.

Род. 27 апреля 1744 г., † 1818 г. 31 июля. {Половцов} Новиков, Николай Иванович - книгоиздатель и публицист XVIII в. Родом из дворянской семьи среднего достатка.

Учился у деревенского дьячка, затем в Московской дворянской гимназии, откуда был исключен "за леность и нехождение в классы". С 1762 служил в гвардии.

В 1767 был прикомандирован в качестве секретаря к комиссии по составлению проекта нового Уложения.

Систематическая работа Н. как литератора-профессионала началась с 1769 изданием сатирического журнала "Трутень" , за которым последовали сатирические же издания - "Пустомеля" , "Живописец" и "Кошелек" . В 1772 выпустил "Опыт исторического словаря о российских писателях". В 1773 приступил, при поддержке Екатерины, к изданию памятников ("Древняя Российская Вивлиофика" и др.). Переехав в Москву и взяв в аренду Московскую университетскую типографию, Н. начал издавать газ. "Московские ведомости" с разнообразными "прибавлениями", ряд журналов, напечатал огромное количество книг (всего Н. было издано около 1 000 названий), придал небывалый размах книжной торговле, вовлекая в нее провинцию (см. "Литературные издательства"), завязывая отношения с иностранными комиссионерами.

В Москве окрепли связи Н. с масонами (в масонскую ложу он вступил еще в 1775) и через проф. Шварца, сделавшегося его ближайшим сотрудником, - с "братством златорозового креста" - розенкрейцерами.

В 1784 возникла знаменитая "Типографическая компания" - крупнейшее по тому времени издательское и торговое дело на паях, с большим количеством подсобных учреждений, солидным капиталом и доходами.

Со второй половины 80-х гг. XVIII в. деятельность розенкрейцеров начала вызывать подозрительность правительства, усугублявшуюся под влиянием событий Великой французской революции.

Ряд притеснений, чинимых Н. по предписаниям Екатерины, закончился арестом его в 1792 и разгромом всех его предприятий (сожжение ряда изданий и т. п.). Сам Н. был приговорен к "нещадной (т. е. смертной) казни", замененной ему 15 годами заключения в Шлиссельбургской крепости, где он оставался до конца царствования Екатерины.

Литературно-общественная работа его была прервана навсегда.

В своей издательской деятельности Н. делал сознательную установку на "читателей из мещанства и купечества". Огромный успех своих сатирических журналов ("Живописец" при жизни Н. выдержал 5 изданий) сам он объяснял тем, что "у нас те только книги четвертым и пятым изданием печатаются", которые приходятся "во вкус мещан". Особенно ярко выраженной буржуазной идеологией проникнуты сатирические журналы H. (H. являлся не только издателем журналов, но в значительной степени их автором; однако установить точный объем его авторства не представляется возможным в виду анонимности всего помещавшегося материала).

Главной мишенью сатиры в журналах Н. служит высшее дворянское общество - "большие бояре", "придворная знать", "титлоносные", "случайные" люди. Сатирик беспощадно бичевал их пороки: чванство "пятисотлетней породы", лень, невежество, легкость нравов, модную поверхностную "французскую" образованность.

С большим сочувствием относился он к "наукой подкрепленному" рядовому дворянству.

Но идеалом Н. оказался "мещанин" - "человек подлый, по наречию некоторых глупых дворян", на самом же деле "муж совершенный", носитель всех возможных добродетелей.

Дворянским персонажам, наделяемым характерными именами - "Недоум", "Худосмысл", "Забыл-честь", - он противопоставлял "мещанина" "Чистосердова" и свое alter ego - выразителя всех основных мыслей издателя - некоего "Правдолюбова". Сатира Н. до известной степени отвечала намерениям самой Екатерины, опасавшейся в первое десятилетие своего царствования дворянской оппозиции и стремившейся опереться против нее на "людей среднего рода", "создание" которых в России она считала своей прямой задачей.

Сама она стояла во главе первого сатирического журнала "Всякая всячина", вызвавшего к жизни все остальные, в том числе и сатирические издания Н. Но критикуя дворянство, орган екатерининского самодержавия, целиком державшегося на дворянских же крепостнических корнях, оставался на позициях внутриклассовой борьбы.

Н. в своей сатире сошел с этих позиций, атакуя дворянство с точки зрения другого класса - растущей буржуазии.

Не ограничиваясь нападками на "порочных" людей, Новиков нападал на "порочность" социальных порядков - феодально-дворянских основ екатерининской России.

Одной из центральных тем сатиры Н. являлось резко отрицательное изображение "рабства" - крепостничества, - в частности в "Живописце" напечатан замечательный "Отрывок из путешествия ***И. Т.", по мнению новейших исследователей принадлежащий Радищеву (см.) и во всяком случае явившийся прообразом знаменитого "Путешествия из Петербурга в Москву". По представлению "Всякой всячины" сатира должна быть лишена "меланхолии", т. е. мрачного изображения действительности, должна вестись в "улыбательном тоне", памятуя, что ее задача - "увеселять знатных людей". Резко оспаривая исходные позиции "Всякой всячины", называя проповедуемое ею "человеколюбие" "пороколюбием", "Трутень" Н. устами Правдолюбова объявлял целью сатиры "исправление пороков", а не "потакание оным", требовал от сатирика конкретного адреса - "критики на лицо". Полемика "Трутня" и "Всякой всячины", естественно, не могла оставаться только на лит-ой почве: орган Екатерины скоро заговорил на языке, "самовластью свойственном", грозя "уничтожить" своего противника.

Н. вынужден был пойти на уступки - ослабить остроту сатиры, торжественно изгнать с листов "Трутня" Правдолюбова за допущенные им "ругательства" против "Всякой всячины", а через некоторое время и вовсе "против желания" прекратить журнал.

Приблизительно та же судьба постигла и все остальные сатирические журналы Н. От издания к изданию сатира их становилась все менее "когтистой", все более бедной социальным содержанием.

Если в "Живописце", к сотрудничеству в котором удалось привлечь самое Екатерину, мы еще находим ряд смелых выпадов против крепостного права, хотя скоро и прекратившихся (обещанное продолжение "Отрывка из путешествия ***И. Т." так и не смогло появиться), то в последнем его сатирическом журн. "Кошелек" сатирическая тематика ограничивается исключительно нападками на французоманию и вообще пристрастие русского дворянства к иностранцам.

Нападки на культурный импорт из Европы стояли в прямой связи с нападками на импорт промышленный (см. в 6-м листе "Трутня", "Ведомость из Кронштадта" и мн. др.), с ориентацией Н. на "отечественную" промышленность.

При крайней отсталости русских экономических форм того времени и обусловленных ими "национальных" идеологий это сообщало безусловно прогрессивной по своим основным тенденциям деятельности Новикова-сатирика выраженно-реакционный привкус (боевой патриотизм, преклонение перед "добродетелями предков" и вообще "здоровыми" началами русской действительности - религиозностью и т. п., - противопоставляемыми "французской заразе" - философии Вольтера и энциклопедистов).

Важной социально-общественной роли сатирических журналов Новикова соответствовало их выдающееся историко-литературное значение; из галереи сатирических зарисовок Новикова черпала впоследствии сатира Грибоедова ("французик из Бордо"), Пушкина (светский модник - прообраз Евгения Онегина) и др. Библиография: I. Сатирические журналы Новикова "Трутень", "Живописец", "Кошелек" переизданы А. С. Сувориным ("Дешевая библиотека", №№ 326а, 326б, 327, 328 и 329). II. Тихонpавов Н., Новиков, Сочин., т. III, ч. 1-2, М., 1898; Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, изд. 4-е, СПб, 1909; Боголюбов В., Новиков и его время, М., 1916; Ключевский В. О., Воспоминания о Новикове и его времени, "Очерки и речи", 2-й сб. статей, П., 1918; Семенников В. П., Книгоиздательская деятельность Новикова и Типографической компании, П., 1921; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. III, изд. 2-е, дополн., М. - Л., 1925. III. Лонгинов М. Н., Сочин., т. I, М., 1915 (стр. 582-586 - главнейшая литератуpa о Н.); Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2-е, М., 1924 (стр. 42-44 - разработка темы "Н. И. Новиков в свете новых материалов и исследований"); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Москва, 1924. Д. Благой. {Лит. энц.} Новиков, Николай Иванович - просветитель, издатель и журналист, один из известных деятелей отеч. масонства.

Род. в с. Тихвинское Моск. губ., в бедной и незнатной дворянской семье. Учился в гимназии при Моск. ун-те. Не закончив ее, поступил на военную службу.

В чине унтер-офицера участвовал в дворцовом перевороте Екатерины П. В те же годы активно занимался самообразованием и работой в Комиссии депутатов, созданной для сост. новых законов.

Выйдя в отставку, посвятил себя изд. сатирических ж. "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек" (1969-1774), на страницах к-рых обличались обществ. пороки, невежество, галломания, произвол чиновников, крепостное право. Влияние идей западноевроп.

Просвещения не только не привело Н. в лагерь рус. "вольтерьянцев", но стимулировало его религ. искания.

В 1775 он вступает в масонскую ложу "Астрея". Масонство Елагина, Рейхеля, шведская система не могли удовлетворить Н., т. к. "работы" в них велись формально и на уровне низших степеней посвящения.

Жажда "света истины" и нравств. идеала, в конечном счете привели Н. к сближению с И.Г.Шварцем и розенкрейцерством - как ему казалось, наиболее глубоким и теоретичным учением.

Одновременно Н. публикует сотни кн. по многим отраслям знания, переводы соч. древних и совр. философов, учреждает "Типографическую компанию", издает ж., газ. Организует в Москве избу-читальню и школу для детей разночинцев.

В результате придворных интриг и недовольства Екатерины II деятельностью моск. масонов в 1792 Н. был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

После смерти императрицы освобожден.

Остаток дней проводит в бедности в своем небольшом имении Авдотьино.

Мировоззрение Н. носит религ.-антропоцентрический характер.

Религия, филос., искусство, науки должны иметь нравств.-практич. смысл и служить делу познания и улучшения человеч. природы. "Ежели ученый все свои познания не устремит к совершенному разрешению одной загадки: на какой конец человек родится, живет и умирает, то он достоин сожаления и со всеми своими знаниями есть сущий невежда, вредный самому себе, ближнему и целому об-ву" (Избр. соч. М.-Л., 1951. С.406). Самопознание человека как совершеннейшего творения есть кратчайший путь к богопознанию.

Законы природы, открытые человеком, произведения искусств и ремесел - все должно служить приобщению его к "царству духовного". Оно невозможно без веры в Бога, бессмертие души, без помощи свыше. В деле нравств. возрождения человека многое также зависит от разумного направления его свободной воли и обществ. установлений.

Полит. деспотизм, как и быстрая "перемена в управлении", революции и войны приводят к упадку "наук и художеств", порождают невежество и разврат, а, следовательно, богопротивны.

По мнению Н., обретению человеком смысла своего существования благоприятствуют: полит. стабильность, относительная свобода в об-ве и материальный достаток.

Соч.: Избр. соч. М.-Л., 1951; Избр. произв. русских мыслителей 2-й половины XVIII в. Т.2; Избр. педагогические соч. М., 1959; Избр. соч. М., 1961; Смеющийся Демокрит.

М., 1985. А.И.Болдырев