Какой жанр горе от ума. Жанр пьесы «Горе от ума» Грибоедова: жанровое своеобразие и особенности произведения

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В.Белинский и И.Гончаров о комедииЗамысел «Горя от ума» возник у Грибоедова возник в 1816 г.. непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821-1822 годах. Первым слушателем был Кюхельбекер Чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, Грибоедов ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник. Успех комедии был неслыханный но попытки напечатать комедию не увенчались успехом. Так же неудачей закончилась попытка поставить «Горе от ума» в театре. Реакционный лагерь принял комедию Грибоедова враждебно. Блестящую и глубокую характеристику «Горя от ума» дал Пушкин. В образах Фамусова, Скалозуба Загорецкого. в рассказе Репетилова об английском клубе Пушкин усмотрел черты истинно комического гения. Восторженно встретили комедию декабристы. Для них она была художественным обобщением их собственных идеи и чувств Идея комедии: гневный протест против господствующих в обществе насилия. взяточничества, лицемерия, лжи, фальши и скрытый, но страстный призыв к другим взаимоотношениям между людьми, к честности, благородству, к служению делу, к свободной жизни.На первом плане в комедии - барская Москва В комедии выступают люди самого различного общественного положения: От Фамусова до Хлестовои, представителей московской дворянской знати, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос всей передовой России. Содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего». В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны. - лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен в Чацком. В обличительный речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова воссоздан облик минувшего века. Фамусов - убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Сибирь на поселенье всех своих слуг, яростный ненавистник просвещения, льстец, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. Рядом с Фамусовым стоит Скалозуб - «и золотой мешок и просвещения, льстец, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. Рядом с Фамусовым стоит Скалозуб - «и золотой мешок и метит в генералы». Полковник Скалозуб - типичный представитель аракчеевщины в армии. Исторически он правдив Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания комедии расстреляли из пушек декабристов. Еще один представитель фамусовского общества - Молчалин Пригретый Фамусовым, Молчалин ловко играет роль влюбленного в Софью человека. За несколько лет, проведенных в Москве. М. успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и три награжденья, стал секретарем Фамусова, зачислен по Архивам, но главное сумел завязать нужные связи И наконец, об антитезе Чацкий -Молчалин Молчалин застенчив, а Чацкий «пересмеять умеет всех», Молчалин - «враг дерзости». Чацкий - остер и т.д. Молчалин выведен в комедии не только как социальный тип, но и как лицо, важное для сценического развития действия. Это имя стало нарицательным обозначением пошлости и лакейства Еще с самого начала комедии мы знакомимся с Лизой («Лизанькой») - это классический тип русской служанки, «крепостной девушки, представленной к барышне и пользующейся ее доверием». Жизнь в Москве не развратила ее. Она отвергает домогательства Фамусова, не прельщается на подарки Молчалина. Лиза всегда стоит на страже интересов своей барышни В финале взбешенный Фамусов делает Лизу главой виновницей "заговора". Между Фамусовским лагерем и Чацким стоит одна из основных фигур комедии Софья (дочь Фамусова), Этот образ вызвал наибольшее количество споров" Пушкин писал, что «Софья начертана неясно.» В ее поведении» настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Софья испытывает горе от ложного ума т.е. от чисто книжных идеалов и представлений навеянных чтением сентиментальных романов Отсюда идеализация ею Молчалина Образом Софьи Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовщиной, губящей все живое В комедии мы встречаемся со зрелым Чацким, у него сложившиеся идеи Чацкий - гуманист, защитник свободы и независимости личности Служение делу, а не лицам - таков моральный принцип Чацкого Исходной точкой характеристики Чацкого является то. что он влюбленный молодой человек пылкий, юный, темпераментный чувствительный, с нежной ранимой душой и лишь потом обличитель, глашатай Личный и общественный темперамент в нем неразрывны. Чацкий влюблен в Софью И оживлен свиданием с ней беззаботен, говорлив. Он искренне радуется встрече. Разочарование ревность, раздражение придут позже Случайно оказавшись свидетелем сцен между Софией, Молчалиным и Лизой, Чацкий прозревает и узнает, что сплетней о сумасшествии он обязан Софии, узнает, что она давно сделала свой выбор, предпочла Молчалина Униженный и оскорбленный. Чацкий произносит свой последний монолог, в котором со всей силой негодования обрушивается на мир Фамусовых. Так завершается обе сюжетные линии комедии: любовно-лирическая линия разрешается «мильоном терзаний», по линии же общественно политической конфликт Чацкого с фамусовским обществом завершается окончательным разрывом Несмотря на свое поражение, на вынужденное бегство из Москвы Чацкий остается победителем.В комедии «Горе от ума» требование классицизма - соблюдение «трех единств» (места, времени и действия) - выдержано формально, ибо рамки сцены раздвинуты, действие развертывается на основе борьбы двух общественных лагерей Избрав форму классической комедии. Грибоедов создал реалистическое произведение, став новатором в области формы, композиции. В отличие от классической комедии, в которой в конце всегда наказывался порок и награждалась добродетель, у Грибоедова читатель не находил привычной нравоучительной концовки Велика роль Грибоедова в развитии русского литературного языка. Он обогатил его сокровищами живой разговорной речи, что придало языку пьесы необычайную живость и меткость Грибоедов отказался от традиционного шестистопного ямба и использовал вольный ямбический стих; это создает стихию разговорности, беглости.Неоспоримое достоинство языка комедии - метод речевой характеристики персонажей. Индивидуализм речи в художественном произведении выражается в том, что каждое действующее лицо говорит языком соответствующим его характеру социальному происхождению и культурному уровню.Драматург выступает нарушителем требований эстетики классицизма, гармонически объединив смешное и трагическое, сатиру, лирику и патетику Самобытность и оригинальность жанра «Горя от ума» отметил Белинский, в пьесе Грибоедова он видел комедию-драму На жанровое своеобразие «I оря от ума» указывал и Гончаров в этюде «Мильон терзаний» видевший в нем и картину нравов, и галерею живых типов, и вечно жгучую сатиру, а вместе с тем и блестящую комедию

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта : частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума» : например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О жанре пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума» существуют разные высказывания. Её называют и комедией, и драмой.
Вначале приведём аргументы в пользу комедии. Действительно, в пьесе главный приём, используемый автором – это комические несоответствия. Так, например, Фамусов, управляющий в казённом месте, так говорит о своём отношении к делам: «Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой». Комические несоответствия встречаем в речи и поведении героев. Фамусов перед Софьей проповедует свою скромность: «Монашеским известен поведеньем», и одновременно мы видим его заигрывания с Лизой: «Ой! зелье, баловница…». Первая ремарка пьесы уже несёт следы комического несоответствия: под звуки флейты и фортепьяно, которые слышатся из спальни Софьи, «Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел». Для создания комических ситуаций используется приём «разговор глухих»: монолог Чацкого в III действии, разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским. Язык пьесы – это язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, богатый афоризмами). Кроме того, в пьесе сохранены традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый любовник, Молчалин – удачливый любовник и хитрец, Фамусов – отец, которого все обманывают, Лиза – проницательная, ловкая служанка. Всё это позволяет с полным правом отнести пьесу «Горе от ума» к комедии.
Но в основе комедии лежит драматический конфликт героя и общества, и решается он не в комедийном плане. Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, глубокого в своём критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе, он полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? /Чтоб умный, бодрый наш народ / Хотя по языку нас не считал за немцев». В обществе, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком».
Вторым аргументом в пользу драмы является и личная трагедия Чацкого, крушение его надежд в отношениях с Софьей. Чацкий не может понять, как может Софья любить ничтожного Молчалина: «Вот я пожертвован кому!» Но последним ударом для Чацкого является известие о том, что Софья «сама его безумным назвала». Ничтожество не терпит в своей среде высокого, которое смущает, дразнит людей низких. И оно объявляет благородство безумием. Чацкий – герой трагический, попавший в комическую ситуацию.
Сочетание в пьесе Грибоедова комедийного и драматического органично. Обе стороны жизни – драматическая и комедийная – в пьесе рассматриваются в тесном соединении друг с другом.

Высказывания о жанре комедии

1) И.А.Гончаров: "...Комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя – больше всего комедия – какая едва ли найдётся в других литературах..."

2) А.А.Блок: "Горе от ума"... – гениальная русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором "жизни нет"; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик... написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных".

3) Н.К.Пиксанов: "По существу, "Горе от ума" следовало бы назвать не комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении.<...>
Реализм "Горя от ума" – это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщённый, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветлённый".

4) А.А.Лебедев: "Горе от ума" всё пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях... Стихия комического в "Горе от ума" – стихия сложнейше противоречивая... Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и "лёгкий юмор", "трепещущая ирония", даже "вроде ласкающий смех" и тут же "едкость", "желчь", сатира.
...Трагедия ума, о которой идёт речь в комедии Грибоедова, освещена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в "Горе от ума" и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего..."

Аргументы в пользу комедии

1. Приёмы комического:

а) Главный приём, используемый в комедии Грибоедова, – комические несоответствия :
Фамусов (управляющий в казённом месте, но к обязанностям относится халатно):


Комические несоответствия в речи и поведении:

Скалозуб (характер героя не соответствует его положению и тому уважению, которое ему оказывают в обществе):

Есть противоречия и в высказываниях о нём других персонажей комедии: с одной стороны, он "слова умного не выговорил сроду", с другой - "и золотой мешок, и метит в генералы".

Молчалин (несоответствие мыслей и поведения: циник, но внешне угодлив, обходителен).

Хлёстовой:

Лизе о любви к Софье:

Чацкий (несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую он попадает: например, речи, обращённые к Софье, Чацкий произносит в самый неподходящий момент).

б) Комические ситуации : "разговор глухих" (диалог Чацкого и Фамусова во II действии, монолог Чацкого в III действии, разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским).

в) Комический эффект создаёт пародийный образ Репетилова.

г) Приём гротеска в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого.

2. Язык "Горя от ума"– язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, порой резкий, богат афоризмами, энергичный, легко запоминающийся).

Аргументы в пользу драмы

1. Драматический конфликт героя и общества.
2. Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.