Какие основные жанры живописи вы знаете? "Живопись как вид искусства"(методическая разработка)

Виды изобразительного искусства.

Живопись

Живопись — один из древнейших видов искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен и т. В узком значении термин живопись противопоставляется работам, созданным на бумаге, для которых применяется термин - графика .

Ирина Шанько
"Март, на берегу Финского залива"
холст, масло
33/58
2011г

Классификация.

Также живопись можно разделить на станковую и монументальную. Вот примерное разделение на эти типы, хотя практически любой материал станковой живописи может быть применен и в монументальной. К станковой живописи относятся "небольшие" работы, которые можно поставить на мольберт или на несколько. Монументальная, живопись основу которой обычно не переносят- стена, потолок и т.п.

Станковая:

Маслянная живопись,техника, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества. Маслянные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла.

Шанько Ирина, "Заснувшие лодки",холст/масло, 50/60, 2014

Темперная живопись, связующим веществом является желток куриного яйца.

Свое название этот вид живописи получил от наименования краски - темпера. В основе этого слова латинское temperare, что значит «смешивать». Технология производства этой краски приблизительно заключалась в следующем. Пигменты растирали с водой и высушивали. Далее их смешивали с яйцом, разведенным клеем, уксусом, вином или пивом.

Техника рисования темперой заключалась в последовательном нанесении нескольких слоев. На подготовленную поверхность наносили легкий слой краски. Сначала художники обрисовывали контуры, изображали окружающую обстановку, природу, одежды. Изображения людей прорисовывались на заключительном этапе. При этом, в темперной живописи было очень важно, чтобы каждый из слоев хорошо высох, иначе последующие могли расплываться. К счастью структура красок позволяла им сохнуть очень быстро. Поэтому работа художника над изображением шла практически непрерывно.

Андрей Рублев, "Троица", 1411 или 1425-27, дерево, темпера, 142/114 см, государственная Третьяковская галерея, Москва.

_____________________________________________________________________________________________________

Клеевая живопись, на основе животного клея.техники, при которой связующим пигмента служит клей: животный (рыбий, мездровый, костный, казеиновый) или растительный (крахмал, камеди, трагант).

Краски в клеевой живописи кроющие, непрозрачные, живописная поверхность матовая. При большом содержании клея в краске поверхность приобретает блеск, а цвет - повышенную интенсивность.

Мария со спящим Иисусом, 1455.

_____________________________________________________________________________________________________

Энкаустика , живопись восковыми красками.

Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — [искусство] выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название).

Апостол Петр (н. VI века)

_____________________________________________________________________________________________________

Монументальная :

Фреска , одна из техник настенной росписи характеризующаяся написание по сырой штукатурке.

Фре́ска (от итал. fresco — свежий), aффреско (итал affresco ) — живопись по сырой штукатурке одна из техник стенных росписей, противоположность «А секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись маслянными, акриловыми красками и т. д.). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

Римская фреска, 40-30 г. до н. э.

_____________________________________________________________________________________________________

А секко , в противоположность от фрески, роспись по сухой штукатурке.

А секко также называют казеиновую и силикатная живопись (Минеральная живопись — техническая разновидность монументальной живописи, основанная на применении растворимого стекла в качестве связующего.) по просохшей штукатурке. Её применяют для выполнения работ как на внутренних, так и на внешних поверхностях зданий. Техника допускает последующие поправки темперой и промывку чистой водой.

Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря.1498

_____________________________________________________________________________________________________

Сграфито , стенопись, суть которой состоит в особенности многоуровневого нанесение краски.

Сграффи́то (итал. sgraffito ) или граффи́то (итал. graffito ) — техника создания настенных изображений, достоинством которых является их большая стойкость.

Простейший случай двухцветного сграффито — нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах процарапать слой, обнажится нижний, другого цвета и получится двухцветный рисунок. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают разными пигментами); затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом.

Такие росписи очень трудоемки, их трудно исправлять, поэтому, для выполнения росписи в такой технике часто используют трафарет, чтобы избежать ошибок.

Двухцветное сграффито, Březnice,Чехия

_____________________________________________________________________________________________________

Акрил , воднодисперсные краски.

Акриловые краски при высыхании становятся темнее. Они могут использоваться также как альтернатива маслянной краске с применяемыми широко известными техниками. Высыхают очень быстро — в этом их преимущество перед другими красками. Наносить можно как в очень жидком, разбавленном состоянии (разбавляется водой), так и в пастообразном состоянии, сгущаемым специальными сгустителями, используемыми художниками, при этом акрил не образует трещин, в отличие от масляных красок. Кладётся краска ровной плёнкой, немного блестит, не требует закрепления закрепителями и лаками, имеет свойство образовывать плёнку, смываемую после высыхания только специальными растворителями.

Акриловые краски и лаки можно использовать на любой нежирной основе.

Свежая акриловая краска без труда удаляется с предметов водой, но при засыхании требует специальных растворителей.

_____________________________________________________________________________________________________

Изображение на плоскости предметов материального и духовного мира. Один из основных видов изобразительного искусства. Живопись подразделяется на многочисленные виды, жанры. Живопись масляная – произведение, написанное масляными красками Живопись настенная – произведение живописи, исполненное непосредственно на специально подготовленной поверхности кладки стены, потолка или свода здания. Другое название – живопись монументальная. Живопись темперная – основная техника иконописания в России. Основой темперной краски является желток куриного яйца, разбавленный квасом. Краски в процессе работы накладываются постепенно, многослойно и в определенном порядке. С XVII в. по настоящее время завершающий слой иногда исполняется масляными красками. Икона пишется на специально обработанной доске.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Живопись

Pictores и Pictura.

Искусство Ж. у греков находилось в тесной связи со скульптурой, разделяя с нею идеальное миросозерцание и очень долгое время было в этом младенческом состоянии. До Персидских войн живописцы пользовались, кажется, одноцветной краской, которой они рисовали очертания, тени же означали штриховкой. Древнейшим местом этого искусства в Греции был, по всей вероятности, дорийский Пелопоннес, по преимуществу Коринф и Сикион; коринфянин Клеанф, говорят, первый рисовал силуэты, Ардик и Телефан усовершенствовали линейные чертежи, Клеофант изобрел одноцветную Ж. (монохромию), Киомн Клеонский первый придал движение и наклоненность своим фигурам и первый обратил внимание на драпировку фигур. До 94-й ол., когда афинянин Аполлодор ввел в употребление кисть, все искусство Ж. состояло в рисовании изображений при помощи грифеля на доске, предварительно покрытой краской; сами краски накладывались массой и не слитно посредством губки. Вообще же на картинах древнейших живописцев встречаются только 4 цвета (Plin. 35, 7, 32): белый и черный, желтый и красный. Этими только цветами пользовался даже сам Зевксис, если же кто употреблял большее число красок, подвергался опасности, усилив привлекательность, умалить высоту искусства. К произведениям этого рода искусства принадлежали частью стенные картины (преимущественно альфреско), частью же картины, рисованные на досках; первые писались на свежей штукатурке, а последние на дереве и вделывались в стены, напр., храмов. Писались картины на досках клеевыми красками; позднейшие энкаустические картины писались восковыми красками, которые растирались сухими грифелями и затем расплавлялись посредством жаровни. Век Перикла, следовательно середина и 2-я половина 5 в. до Р. X., считается временем наибольшего процветания этого искусства, наравне с процветанием всех вообще изящных искусств, служивших подспорьем Ж. К этому времени принадлежат и картины больших размеров; появились не только разрисованные залы, но и собственно картинные галереи (пинакотеки). Следует назвать Пинена, брата Фидия, и фасосца Полигиота (получившего в Афинах в 463 г. право гражданства), известных по написанной ими сообща картине «Марафонское сражение» в??????? в Афинах. Последний славился искусством рисовать женщин в просвечивающих одеждах; он же устранил заимствованную от египтян неподвижность в выражении лица тем, что стал рисовать рот несколько открытым; его картины были действительно портретами (на одной, напр., легко можно узнать Елпинику, сестру Кимона), писанными хотя с натуры, но уносившими в идеальный мир. У Павсания (10, 25) сохранилось превосходное описание одной из самых больших картин, находившихся в Лесхе (см. ?????, Лесха) в Дельфах, на которой была представлена завоеванная и дымящаяся Троя и греки у Геллеспонта, обремененные добычей и окруженные пленными, в тот момент, когда они готовятся к отплытию: «Художник вполне сумел изобразить здесь контраст между группами греков на первом плане и разорением Трои, опустошенные улицы которой видны через сломанные местами стены. Корабль Менелая стоял у берега, готовый к отплытию, близ его виднеется Елена, виновница войны, окруженная ранеными троянцами; в другой группе греческих вождей видна Кассандра; почти все хранят глубокое молчание, исключая Неоптолема, который еще преследует и убивает троянцев. На другой стороне Лесхи был изображен вход в преисподнюю, в царство мрака с Одиссеем на берегу Ахеронта, Тартаром с его страшными муками и Элисием с тенями блаженных. На первой из этих картин было нарисовано более 100 фигур, на другой более 80: к каждой фигуре, по древнему обычаю, было приписано и имя » . Кроме того, были известны как живописцы отец Полигнота Аглаофонт и внук последнего того же имени. Последнему приписывались главным образом две картины, на одной из которых был изображен Алкивиад как победитель на играх. ср. Cic. Brut. 18. Cic. de or. 3,7. Quint. 12, 10. В общем, Ж. дополняла архитектуру; ее произведения служили для украшения как частных зданий, так и галерей и храмов. В то время как пластика быстро шла вперед в своем развитии, живопись развивалась медленно и достигла верха совершенства вскоре после Пелопоннесской войны, т. е. тогда только, когда пластика после самого высокого процветания начала несколько падать. Современниками и последователями Полигнота были: Микон из Эгины, замечательными его картинами были: «Антиноя» , «Аргонавты» , «Астеропа» , «Пелий» , «Тесей» , «Акаст» и др.; он же разрисовал отчасти и??????? в Афинах, где им были изображены - битва амазонок и Марафонское сражение, особенно же ему удавались изображения лошадей; сын его; далее Онат из Эгины и Дионисий Колофонский; самостоятельно затем выступил в качестве декоративного живописца Агафарх (см. Agatharchus, Агафарх), удовлетворявший также требованиям роскоши, которая начала уже проникать в частную жизнь греков; но еще более в этом отношении выдается вышеназванный Аполлодор, именуемый скиаграфом, потому что кроме изобретения кисти ему приписывалось также и искусство в распределении света и тени. Hiс primus species exprimere instituit, говорит о нем Плиний (35, 9, 36), primusque gloriam penicillo iure contulit; neque ante eum tabula ullius ostenditur, quae teneat oculos. По его стопам следовал и ученик его Зевксис из Гераклеи в Великой Греции, живший ок. 397 г., хотя, впрочем, он принадлежал к другой школе, а именно к ионийской, склонной к нежности и пышности, в противоположность школе аттической; ему особенно хорошо удавалось изображение женского тела. Доказательством этому служит написанная им по заказу кротонцев «Елена» (была поставлена в знаменитом храме Геры Лакинии), представлявшая совершенную красоту в виде земной женщины; подобным же образом воплотил он самую высшую идею целомудренной скромности в образе Пенелопы. Разнообразных эпических композиций, как у Полигнота, нет у Зевксиса, равно как не видно на его картинах и выражения различных душевных состояний; главное его внимание было обращено на картинность, внешнюю сторону предмета, на иллюзию; по отношению к позднейшему времени ему недоставало художественного и разнообразного сопоставления красок. Об его состязании с Паррасием (см. Паррасий). Последний и Тиманф из Сикиона были его современниками; о картинах последнего, между которыми выдавалась «Жертвоприношение Ифигении» , где он изобразил Агамемнона с закрытым лицом для выражения большой печали, уже в древности было высказано мнение, что они заставляют зрителя более догадываться, чем сколько в них выражается на самом деле; фантазия зрителя дополняет недосказанное не потому только, что эти картины изображали нечто идеальное, но и потому, что в них заключается богатство мотивов. Главная заслуга сикионской школы, напротив, состояла в строго научном выполнении рисунка и в самой тщательной отчетливости его. Основателем этой школы был Евпомп Сикионский, главным же ее представителем был Памфил, который первый методически изучал искусство и применял свои теоретически-геометрические познания к рисункам; ученик его Меланфий наиболее выдавался искусным расположением и композициею картин и весьма много способствовал усовершенствованию колорита. Он причисляется, между прочим, к тем 4-м живописцам (Апеллес , Эхион , Никомах), которые употребляли только 4 цвета. Во время Александра Великого Ж. достигла самой высокой степени привлекательности и прелести, благодаря главным образом Апеллесу, уроженцу острова Коса, ученику Памфила (356-308 гг.). Он соединял в себе достоинства обеих школ, стараясь при этом еще глубже проникнуть в истинное значение Ж. и вдохнуть в свои произведения богатство и разнообразие жизни; он соединял верность природе с творческою силою, чем и заслужил особенное расположение Александра; последний особенно хвалил его картины за грацию, ?????; на первом плане у него было совершенство формы, а не идеальность содержания. В технике, как по отношению к самому рисунку, так и относительно выбора красок для эффектных сцен, он был мастером своего дела. В храме Артемиды Эфесской написано было им изображение Александра, бросающего перуны Зевса, причем поднятая рука и молния, показавшаяся на поверхности, возбуждали величайшее удивление. Он же рисовал и полководцев Александра в различных положениях, то отдельно, то группами. К образцовым его произведениям с идеальным содержанием принадлежала «Артемида» , окруженная хором из молодых женщин, приносящих жертву, и Афродита Анадиомена, выплывающая из моря; эта последняя картина, по приговору всех древних, считалась образцом грации; впрочем, нижняя часть этой картины осталась неоконченной, смерть похитила Апеллеса за работой, и ни один из последующих художников не осмеливался взяться за окончание ее. Первоначально она находилась в храме Афродиты на острове Косе, откуда Август перенес ее в Рим и велел поставить в храм причисленного к богам Цезаря. Более к сикионской школе принадлежали: Евфранор , слава которого заключалась в тонкости изображения богов и героев; Эхион , из произведений которого замечательна картина новобрачной (вольное подражание которой составляет, может быть, альдобрандиевская свадьба в Ватиканском музее в Риме) и Павсий из Сикиона, который первый, говорят, начал украшать Ж. потолки в комнатах, большею частью фигурами мальчиков, цветами и арабесками, причем главным образом славился он своими цветочными картинами (Plin. 35, 40 упоминает о прекрасной Гликерии, искусной в плетении венков, изображение которой он представил на состязание); он славился за то, что довел энкаустический способ до высокой степени развития. В это время, т. е. ок. 370-330 гг., процветал также фиванец Аристид, замечательный преимущественно своим искусством изображать битвы и завоевания городов и мастерским уменьем придавать своим картинам жизнь и выразительность, хотя распределение красок у него было не особенно удачно. На его картине, изображавшей битву македонян с персами, было помещено до 100 фигур; мастерским его произведением считалась печальная сцена при разгроме города, причем особенное внимание обращала на себя главная группа, изображавшая умирающую мать и младенца, ловящего ее грудь; но она отстраняет его из боязни, чтобы вместо молока он не сосал кровь. Еще большей славы достиг около этого времени Протоген из города Кавна в Карии, который до 50 г. жизни поддерживал свое существование самыми обыкновенными работами; но знаменитый Апеллес узнал это и, оценив его искусство, купил у него за значительную сумму денег некоторые картины, показывая этим своим согражданам неумение их ценить работы Протогена и вместе с тем стараясь возбудить в них подозрение, будто он желал их выдавать за свои собственные. Это помогло бедному человеку составить себе у сограждан имя. Над наилучшей своей картиной, где он изобразил Иалиса (см. Иалис) охотником с задыхающейся в стороне собакой, работал он 7 или даже 11 лет. Когда Деметрий Полиоркет осаждал Родос, он не мог решиться произвести нападение с той стороны, где, как он знал, находилась эта картина, и из-за этого не одержал победы. Он отправил стражу для охранения художника, мастерская которого была на самом опасном месте за городскими стенами, и даже сам лично посетил его. Эта картина во время Плиния находилась в Риме, в храме мира, но уже во время Плутарха была уничтожена огнем. Его картина «Покоящийся сатир» , которую он поместил на одной колонне, была написана им во время осады, когда кругом гремело оружие, и считалась также образцовым произведением. Главная заслуга Протогена, равно как и Апеллеса, заключалась не столько в богатстве мысли или в поэтическом содержании, сколько в очаровательно-художественном выполнении, причем иллюзия доведена было до самой высокой степени; но у Апеллеса это было следствием его природного дарования, а у Протогена это достигалось величайшим его терпением и замечательным старанием. В то время как все удивлялись в его работах прилежанию и усидчивости, в работах его современника, Никомаха, уроженца города Фив, жившего в конце 4 в. до Р. X., сына и ученика Аристодема, больше всего дивились скорости исполнения в соединении с замечательной художественностью. Им написаны были - «Похищение Прозерпины» , в Капитолии, в храме Минервы; «Богиня победы» , ехавшая на четверке, и «Скилла» в храме богини мира. Далее замечательны еще: Феон с острова Самоса, возбуждавший удивление живостью своей фантазии и живший во время македонских царей Филиппа и Александра ; ему принадлежат: «Безумный Орест» и кифаред «Фамирис» , Никий, родом из Афин (рисовал животных и битвы энкаустическим способом; многие из его картин находились в Риме; к самым лучшим принадлежала «Царство теней по Гомеру» ; хвалили в его картинах колорит, положение и округленность фигур, особенно женских), Антифил («Мальчик, раздувающий огонь» , «Мастерская для шерстяных работ» ) и Ктесилох (представил в карикатурном виде рождение Диониса из бедра Зевса). По всей вероятности, к Александрийскому времени принадлежит Аэтион (??????) с его знаменитой картиной - «Бракосочетание Александра с Роксаной» (Cic. Brut. 18, где некоторые, впрочем, читают Эхион; Lucian de merс. cond. 42. imagg. 7). С этих пор искусство начинает падать и отличается уже не изяществом и изобретательностью, а только тщательностью в отделке. Так, Пейраейк передавал кистью сцены из обыденной жизни, изображал с замечательным искусством мастерские сапожников, цирюльников, кухни, рынки и т. п., что особенно ценилось римлянами, которые уважали не столько замысловатость композиции, сколько правильность и отчетливость рисунка; таким образом, он стал лучшим мастером настоящей жанровой Ж., так называемой рипарографии. Что касается до римлян, то следует главным образом указать на их недостаток в понимании художественных произведений; даже взятие Коринфа долго не могло произвести благотворного переворота в искусстве. Очень часто встречались примеры, когда солдаты и полководцы не только не уважали, но даже уничтожали драгоценные произведения Ж. Муммий не понимал, напр., каким образом Аттал Пергамский мог так дорого ценить картину Аристида, изображавшую Вакха; полагая, что в ней скрывается какая-то тайная сила, он взял ее с собою и поместил в храм Цереры. Но вскоре затем римляне и в данном случае достаточно ясно проявили свою алчную систему колоссального скопления чужих сокровищ; они стали украшать свои жилища, столовые залы, дачи и т. п. драгоценными картинами. Поэтому-то, в общем, можно указать только на отдельные имена художников, как, напр., Тимомах из Византии, славившийся своим уменьем трогательно изображать обуздываемые страсти, как он доказал на своей картине «Неистовый Аякс» , которую Цезарь приказал поставить в Риме; жил Тимомах в последнем столетии до Р. X. Во время Августа славился Лудий. Между тем в царствование императоров переселилось в Рим много греческих живописцев, о таланте и вкусе которых можно составить себе понятие по изящным украшениям в знаменитых банях Тита. Подобным же образом развилась с целями роскоши и мозаика; указывают прежде всего на Coca Пергамского, который на полу одной комнаты составил изображение бассейна с голубями, но наилучшим произведением мозаики считалось изображение целой «Илиады» на полах великолепного корабля царя Гиерона II Сиракузского. Наши сведения об источниках и предметах древней Ж. чрезвычайно скудны. Вновь открытые остатки картин близ Афин на греческих надгробных памятниках не имеют особенно цены, многочисленные же рисунки на греческих глиняных сосудах свидетельствуют уже о некоторой ремеслености, а стенописные картины, найденные в Геркулануме и Помпеях, не принадлежат ко времени процветания этого искусства и могут рассматриваться как более или менее легкие комнатные украшения. Вообще и в Ж. древние отличались выбором и прекрасных фигур, простотою сцен и композиций и правильностью рисунка, но в применении законов перспективы в картинах больших размеров, в тенях, происходящих от известного сочетания и слияния цветов, а главным образом в поэтической глубине они далеко уступали новейшему искусству. ср. историю искусств Schnaase, Kugler´a, L?bke и др.; особенно Brunn, Geschichte der. griech. K?nstler, II, стр. 3-316 и W?rmann, die Malerei des Alterhums (в Woltmann´a Gesch. der Malerei, т. ?, 1879, стр. 32-140).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Живопись

2. Виды живописи

3. Цветоведение

Заключение

Список литературы

1. Живопись

Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, -- объясняет Даль, -- изображать верно и живо кистью или словами, пером». Для рисующего изображать верно означает точную передачу внешнего облика увиденного, его важнейших признаков. Верно передать их удавалось графическими средствами -- линией и тоном. Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни в каждом сантиметре цветной поверхности предмета, очарование этой жизни и постоянное движение и изменение невозможно. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись -- один из видов изобразительного искусства.

Цвет -- главное изобразительное и выразительное средство в живописи -- обладает тоном, насыщенностью и светлотой; он как бы сплавляет в целое все характерное в предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей недоступно.

Живопись, как и графика, пользуется светлыми и темными линиями, мазками и пятнами, но в отличие от нее эти линии, мазки и пятна цветные. Они передают цвет источника света через блики и ярко освещенные поверхности, лепят объемную форму предметным (локальным) цветом и цветом, отраженным средой, устанавливают пространственные отношения и глубину, изображают фактуру и материальность предметов.

Задача живописи -- не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Поэтому правдивое художественное обобщение явлений жизни представляет собой основу основ реалистической живописи.

живопись цветоведение рисование акварель

2. Виды живописи

Монументальная живопись -- это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.

Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.

Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.

Станковая живопись, выполняемая на станке -- мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю -- словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.

По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.

Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной краской можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.

Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.

Восковая живопись (энкаустика) применялась еще художниками Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н. э.). Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу, после чего прижигаются.

Мозаичная живопись, или мозаика, собирается из отдельных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т. д. Витражная живопись -- произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.

3. Цветоведение

Цветоведение - это наука о "цвете, включающая знания о "природе цвета, основных, составных и "дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и "цветовой культуры.

Цвет - одно из "свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается" человеком объектам в "процессе их "зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в "зависимости от "психофизиологического состояния наблюдателя, например усиливаться в "опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

В "подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в "результате воздействия на "глаз потоков электромагнитного излучения из "диапазона длин волн, в "котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон "- длины волн от "380 до "760 "нм). Иногда цветовое ощущение возникает без воздействия лучистого потока на "глаз "- при давлении на "глазное яблоко, ударе, электрическом раздражении и "др., а "также по "мысленной ассоциации с "др. Ощущениями "- звука, тепла и "т. Д., и "в "результате работы воображения. Различные цветовые ощущения вызывают разноокрашенные предметы, их "разноосвещённые участки, а "также источники света и "создаваемое ими освещение. При этом восприятия цветов могут различаться (даже при одинаковом относительном спектральном составе потоков излучения) в "зависимости от "того, попадает "ли в "глаз излучение от "источников света или от "несамосветящихся объектов. В "человеческом языке, однако, используются одни и "те "же термины для обозначения цвета этих двух разных типов объектов. Основную долю предметов, вызывающих цветовые ощущения, составляют несамосветящиеся тела, которые лишь отражают или пропускают свет, излучаемый источниками. В "общем случае цвет предмета обусловлен следующими факторами: его окраской и "свойствами его поверхности; оптическими свойствами источников света и "среды, через которую свет распространяется; свойствами зрительного анализатора и "особенностями ещё недостаточно изученного психофизиологического процесса переработки зрительных впечатлений в "мозговых центрах.

Основные понятия в цветоведении.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или тёмно-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются ещё двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.

Цветовой тон - это то, что определяется словами «красный», «жёлтый» и т. д. и что наиболее отличает один цвет от другого. Но красный может быть чисто-красным или с примесью ахроматического, например, серого. При этом он всё равно останется красным - примесь серого не изменит его цветового тона. Если взять серый такой же светлоты, то не изменится и светлота нового «смешанного» красного. Однако цвет всё-таки станет иным: в нём изменится его третий признак - насыщенность. От примеси ахроматического хроматический цвет стал менее насыщенным.

Итак, все хроматические цвета характеризуются тремя параметрами - светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета условно делят на тёплые и холодные. К тёплым относится жёлто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. Своё наименование тёплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зелёный цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к тёплым, то к холодным.

Если спектральную полосу, где все соседние цвета, постепенно изменяясь, переходят один в другой, взять и согнуть в кольцо, то это кольцо не замкнётся, потому что, как уже отмечалось, между крайними цветами - красными и фиолетовыми - недостаёт переходных - красно-фиолетовых (пурпурных).

Если их добавить, круг замкнётся. Такой цветовой круг поможет нам многое понять в отношении цветов.

4. Техника гуаши. Техника акварели

Акварельная техника живописи

Акварелью в старину писали на пергаменте из отбеленной кожи, на тонких пластинках из слоновой кости, которою и сейчас используют для миниатюр, на льняных отбеленных тканях и уже значительно позже - на бумаге. Сейчас акварелью пишут в основном только на бумаге.

Старинная бумага изготавливалась с XIV века из волокон льна и была очень хорошего качества. Начиная с XVII века для её изготовления, стали использовать хлопок, который в значительной мере уступает льну, и качество бумаги с этого времени стало понижаться.

В наше время производят большое количество сортов бумаги. Её изготавливают не только из хлопка и льна, но и из таких материалов, которыми раньше не пользовались в этих целях: из древесины хвойных деревьев, соломы. Но наиболее ценными материалами всё-таки остаются лён и хлопок. Во многие сорта бумаги кроме растительной клетчатки входят: гипс, шпат, мел, каолин, водный глинозём, свинцовые белила, а также для маскировки её жёлтого цвета синие краски: ультрамарин и берлинская лазурь.

Бумажная масса проклеивается мучным клейстером, крахмалом, животным клеем, желатином (последние 2 всегда в соединении с квасцами), канифолью. В старину использовали исключительно мучной клейстер, наиболее походящий материал для этих целей. Сейчас всё чаще используют желатин. Бумага, проклеенная желатином, под влиянием сырости быстро зацветает и покрывается пятнами. При производстве бумаги применяются многие химические вещества, следы которых часто остаются в готовой бумаге и влияют на покрывающую её краску не лучшим образом.

Акварель нуждается в очень хорошей бумаге. Древесные и получаемые из соломы бумаги быстро коричневеют и чернеют на свету, поэтому совершенно не пригодны для живописи акварелью. Хлопковая бумага не обладает этим отрицательным свойством, но плохо моется и скоблится, и краска ложится на неё не ровно.

Единственно пригодной бумагой для акварельной техники живописи является льняная бумага, обладающая безукоризненной белизной. Она не должна быстро всасывать воду, в ней не должны содержаться примеси химических веществ, используемых при её изготовлении. На такую бумагу краска ложится ровно и приобретает яркость, её можно смывать и скоблить.

На поверхности бумаги очень часто присутствуют следы жира, который препятствует равномерному распределению краски. Поэтому перед употреблением бумагу следует промывать дистиллированной водой с несколькими каплями нашатырного спирта. Пожелтевшая хорошая льняная бумага легко отбеливается, если её промыть перекисью водорода.

Техника живописи акварелью по своей сложности приближается к темперной и даже фресковой. За долгое время существования этой техники сами собой появились приёмы и способы, облегчающие работу. Так как любая бумага при смачивании коробится, покрывается волнами, что мешает живописи, чтобы избежать этого, бумагу принято натягивать на картон, доску, а так же пользуются «стиратором».

Живопись чистой акварелью

Чистой акварелью можно считать лишь ту, в которой использованы все ресурсы этой техники: прозрачность красок, просвечивающий белый тон бумаги, лёгкость и вместе с тем сила и яркость красок. В технике чистой акварели совершенно недопустимы белила, их роль выполняет сама бумага. Это заставляет тщательно сохранять её белизну в местах, отводимых бликам и т.п., так как записанные места бумаги не могут быть восстановлены при помощи белил, всегда отличимых от тона бумаги. Для облегчения этого затруднения существует ряд приёмов. Один из них заключается в проскабливании записанных мест бумаги специальной скоблилкой («grattoire») или ножом. Такая операция может производиться только на сухой бумаге хорошего качества.

Другой способ состоит в нанесении на сберегаемые места жидкого раствора резины в бензине. По высыхании резина легко удаляется с поверхности бумаги ластиком.

Краски акварели, наносимые тонким слоем, после высыхания изменяются приблизительно на одну треть от своей первоначальной силы, и это необходимо учитывать. Во время работы для более лёгкого стушовывания соседних красок полезно смачивать бумагу снизу. Такой метод работы французы называют “ travailler dans l"eau” (работать в воде).

Для замедления высыхания красок можно пользоваться аквалентой или акварелином. Для этих же целей в воду, которой разводят краски, прибавляют мёд или глицерин. Однако большое количество этих веществ могут пагубно сказаться на акварели. В идеале рисунок для акварели лучше делать отдельно, а потом переносить его, чтобы не портить поверхность бумаги. Засаленная бумага затрудняет нанесение красок.

Акварельные краски могут играть и служебную роль, например в подмалёвке для масляной живописи. На клеевом и эмульсионном грунтах акварельная краска ложится ровно и хорошо, и таким тонким слоем, что совершенно не изменяет фактуру грунта и не мешает последующей масляной живописи.

Живопись гуашью.

Этот старинным способ живописи, представляющий одну из разновидностей акварели, впервые получил разработку в произведениях художника Паоло Пино (1548). Живопись гуашью по внешнему виду близка к живописи, исполненной гуммиарабиковой темперой, но красочный слой её более рыхл. Гуашь лишена прозрачности, так как её краски наносятся более толстым слоем, чем в чистой акварели, и притом смешиваются с белилами. Живопись гуашью исполняется либо специальными красками, либо же работа ведётся по методу гуаши обыкновенными акварельными красками с добавлением в них белил. И в том и другом случае пастозное письмо не допустимо, так как толстый слой гуаши при высыхании легко растрескивается.

Материалы для акварельной техники живописи

Палитры и кисти.

Палитры для акварельных красок изготавливают из белого фарфора или фаянса и им придаётся гладкая блестящая поверхность. Служит для этой цели и металл, покрываемый белой эмалью. Часто встречаются и пластиковые палитры. Чтобы жирная поверхность пластмассовой палитры не собирала краски в лужицы, её можно слегка натереть чесночным соком, чтобы она обезжирилась.

Кисти для акварельной живописи применимы только из мягкого и эластичного волоса. Кисть должна быть мягкой и одновременно упругой. Таковы колонковые, беличьи, хорьковые кисти. Кисть должна иметь круглую форму, а при смачивании принимать вид конуса с совершенно острым концом.

Доски и стираторы.

При наклейке бумаги на доску следует загнуть по краям лист на 2-3 см. в противоположном направлении её лицевой стороне так, чтоб получилось как бы бумажное корытце. Затем лицевую сторону, на которой будет живопись, следует смочить водой, а загнутые края оставить сухими. Не следует смачивать водой сторону, которая будет прилегать к доске, так как клей посредством воды может затечь на противоположную сторону и приклеить лист к планшету, что затруднит снятие оконченной работы с доски. Отогнутые края смазываются с внутренней стороны пшеничным клейстером, чаще клеем ПВА, и бумага накладывается на доску, а края приклеиваются к её бортам. Следует не допускать попадания воздуха под бумагу, иначе при высыхании она покоробиться. Так же не следует слишком натягивать мокрую бумагу, так как по высыхании она натягивается самостоятельно, и волны исчезают сами собой; а вот перетянутая мокрая бумага может треснуть. Необходимо тщательно приклеивать края к планшету, не делая пропусков. Иначе в этих местах получится волна. Для небольших произведений пользуются стираторами, которые бывают двух видов. Один из них представляет собой обыкновенную доску, которая вставляется в деревянную раму. Бумага накладывается на доску и загибается по краям, после чего доску вставляют в раму. Не приходится прибегать к помощи какого-либо клея.

Второй вид представляет собой две деревянные рамы, которые входят одна в одну, наподобие пялец для вышивания. Бумага накладывается на меньшую раму и прижимается большей.

Сохранение акварельных работ.

Тонкие слои акварельной краски легко обесцвечиваются, а связующее вещество плохо их защищает. Большинство прозрачных красок сами по себе не прочные.

Однако они привлекают своей красотой, и поэтому художникам сложно с ними расстаться. Акварель боится света. На свету краски выцветают, а бумага теряет свою белизну. Акварели необходимо сохранять в помещениях с умеренным светом и сухим воздухом. Хранение акварелей в сильно освещённых залах является натуральным варварством. Их сохраняют под стеклом (живопись не должна касаться стекла), где они до определённой степени защищены от внешнего воздействия с лицевой стороны, а с внутренней остаются не защищёнными.

Для лучшего сохранения акварелей были предложены методы, сложно осуществимые на практике.

Один из них состоит в том, чтобы помещать акварель между двумя запаянными стёклами.

Это действительно защищает бысторовыцветающие краски, но чернеющие краски чернеют ещё быстрее.

Так же предлагается выкачивать воздух из пространства между двумя запаянными стёклами, конечно, такой метод будет давать лучший результат, но он трудно осуществим на практике.

Иногда акварели покрывают лаком из белого шеллака на спирте или воде. Лак действительно оберегает акварель от сырости, придаёт краскам яркость, однако акварель, покрытая лаком, приобретает несвойственный ей вид.

5. Рисование с натуры группы предметов. Натюрморт в цвете

Рисование с натуры развивает наблюдательность и вырабатывает у ребёнка навыки рисунка. Ведь, рисуя с натуры различные по размеру, цвету и форме предметы, ребёнок упражняется в построении композиций.

Рисовать с натуры можно карандашом, фломастером и красками.

Первым этапом рисования с натуры является постановка предмета для рисования.

Для того чтобы было удобнее рисовать, предмет нужно расположить перед собой на расстоянии трёх его размеров.

Вторым этапом является зарисовка этих общих форм предмета на листе бумаги, то есть их правильное размещение.

Третий этап -- теневая штриховка изображённого предмета. У художников этот этап называется проработкой. Покрывая фон и предмет цветом, не забывай о тени.

Рисование с натуры нужно начинать с простых предметов. Попробуем нарисовать с натуры коробку. Возьмём прямоугольную коробку и поставим её на стол прямо перед собой.

Посмотрим, сколько её сторон мы видим -- одну боковую или ещё и крышку? Нарисуем коробку так, как мы её видим со своего места.

А теперь закончим рисунок, «перевязав» коробку лентой.

При рисовании с натуры время от времени необходимо проверять правильность изображения, отходя от рисунка на 2-3 метра.

Натюрморт в цвете.

Натюрморт считается одним из самых сложных жанров. Впрочем, то же самое можно услышать и о всех других жанрах.Но то, что натюрморт - это самый творческий жанр, несомненно. Чтобы снимать или рисовать натюрморты, необходимо вдохновение. Потому что, в отличие от других, в натюрморте изначально отсутствует объект для съемки. Попросту говоря нечего снимать или рисоать, пока вы сами не придумаете сюжет в своем воображении, а потом не создадите его в реальности. Необходимо подобрать «участников», выстроить из них композицию, продумать варианты освещения и выставить свет, при этом учесть такие нюансы как среда, в которой размещается композиция, взаимодействие предметов друг с другом и окружением, их сочетаемость по цвету, фактуре, размерам, ну и много чего еще. Т.е. процесс создания натюрморта включает не только фотосъемку как таковую, но и создание сюжета. Поэтому жанр натюрморта можно смело назвать творчеством в квадрате.

Заключение

В заключение обобщим вышесказанное:

Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.

По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Историческая живопись - это изображения тех или иных исторических моментов, а также деятелей общественной жизни прошлого.

Батальная живопись ставит своей целью запечатлеть битвы, сражения и войны. Мифологическая живопись изображает события, описанные в мифах, былинах и легендах.

Бытовая (жанровая) живопись - это изображение сцен действительной жизни, ее реалий и атрибутов.

Пейзажная (ландшафтная) живопись - это изображение естественной природы или какой-либо местности.

Портретная живопись - художественное изображение человека. Специфическим типом портрета является автопортрет.

Натюрморт - это изображение различных неодушевленных предметов, например, плодов, цветов, предметов обихода, утвари, размещенных в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Список литературы

1. Батракова СП Художник XX в. и язык живописи. М., 1996.

2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985

3. Западное искусство XX века. Классическое наследие и современность. М, 1992.

4. История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 1984

5. История мирового искусства. 3-е издание, Издательство «Академия», М., 1998.

6. От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.

7. Поляков В.В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX в. М., 1993.

8. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. -- М.: Эксмо, 2007.

9. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. М., 1982.

10. Суздалев П. О жанрах живописи. // Творчество, 2004, № 2, 3. С. 45-49.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткий обзор истории энкаустики. Рассмотрение особенностей данной техники живописи в египетском, греческом и римском античном искусстве. Энкаустика в современном мире. Применение электричества для развития монументальной и станковой восковой живописи.

    реферат , добавлен 22.01.2015

    Исследование особенностей хохломы, декоративной росписи на деревянных изделиях. Палех - вид русской народной миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше. Декоративная живопись маслом на металлических подносах. Выполнение городецкой росписи.

    презентация , добавлен 29.11.2016

    Изучение представителей итальянской школы живописи. Характеристика особенностей основных видов изобразительного искусства: станковой и прикладной графики, скульптуры, архитектуры и фотографии. Исследование техники и приемов работы с масляными красками.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Анализ исторических аспектов возникновения и развития лаковой миниатюрной живописи в России. Основные темы охотничьего жанра. Этапы работы над созданием композиции на тему "Утиная охота". Разработка технологической последовательности росписи шкатулки.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2012

    История развития акварели в Европе и России. Материалы, оборудование и инструменты акварельной живописи, характеристика её основных техник: работа "по–мокрому", техника "A La Prima", однослойная акварель "по–сухому", многослойная акварель (лессировка).

    реферат , добавлен 09.06.2014

    Изучение исторического развития и становления гравюры. Особенности оформительской техники и способы полиграфии в середине XVIII века. Описания монументальной, станковой и декоративной гравюры. Анализ творчества русских граверов М. Махаева, И. Соколова.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2014

    Формирование навыков рисования с натуры. Обучение технике рисования кленового осеннего листочка акварелью "по-мокрому". Этапы ведения работы в цвете. Общий поиск и уточнение композиции. Проработка основных объемов форм предмета. Работа над деталями.

    разработка урока , добавлен 11.06.2016

    Изучение особенностей развития китайской живописи династии Сун. Характеристика живописи периодов Северной и Южной Сун. Отражение идейных принципов чань-буддизма на пейзажной живописи данного периода. Влияние конфуцианского учения на сунскую живопись.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Определение особенностей эпохи Возрождения. Рассмотрение характеристик живописи, архитектуры и скульптуры данной эпохи, основных авторов. Изучение нового взгляда на человека, женщину в искусстве, развитие силы мысли и интереса к человеческому телу.

    реферат , добавлен 04.02.2015

    Рафаэль Санти и его творческие начинания. Понятие монументальной живописи как жанра изобразительного искусства. Сравнительный анализ работ монументальной живописи Рафаэля Санти. Методы росписи на примере фресок "Диспут о причастии" и "Афинская школа".

Введение…………………………………………………………………….3

1.Живопись как вид искусства…………………………………………….4

2.Вид изобразительного искусства – графика……………………………4

3.Древний вид искусства – скульптура…………………………………...6

4.Архитектура - искусство проектировать и строить……………………7

5.Основные направления и приемы современного искусства…………..9

6.Кинетическое искусство………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………...17

Введение

Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.

В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.

Эстетика рассматривает искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, в узком смысле – изобразительное искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.

Основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, кино, театр.

Рассмотрим основные понятия некоторых видов, направлений и приемов современного изобразительного искусства.

1. Живопись как вид искусства

Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.

В конце XIX-XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование.

Появляется абстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В XX в. продолжался поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно привело к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.

2. Вид изобразительного искусства - графика

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.

Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое.

Термин "графика" первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.

Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении - линия или пятно, каково его назначение.

Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.

Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

.3. Древний вид искусства - скульптура

Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы, и тому подобное) также называют скульптурой.

Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм. По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и другое. Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).

Технология изготовления скульптуры обычно сложная и многоэтапная, сопряжена с большим физическим трудом. Скульптор вырезает или высекает свое произведение из твердого материала (камня, дерева и др.) путем удаления лишней массы. Другой процесс создания объема за счет прибавления пластической массы (пластилина, глины, воска и другое) называется лепкой (пластикой). Скульптуры создают также свое произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твердое (различных материалов, гипса, бетона, пластмассы и тому подобное). Нерасплавленный металл для создания скульптуры обрабатывается путем ковки, чеканки, сварки и резки.

В XX в. возникают новые возможности развития скульптуры. Так, в абстрактной скульптуре используются нетрадиционные методы и материалы (проволока, надувные фигуры, зеркала и др.). Художники многих модернистских течений провозглашают обыденные предметы произведениями скульптуры.

Цвет, издавна применяемый в скульптуре (античность, средние века, Возрождение), активно используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни. Обращение к полихромии в скульптуре или отказ от нее, возвращение к естественному цвету материала (камня, дерева, бронзы и др.) связаны с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Горшеченская детская школа искусств»

Методическая разработка по теме «Живопись как вид искусства»

Подготовил преподаватель МКОУ ДО «Горшеченская ДШИ»

Султанов Владимир Мубарякович

Понятие живописи

« Живопись - это художественное изображение предметного мира на плоскости посредством цветных материалов». « Живопись один из важнейших видов изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познания явлений и предметов объективной действительности решаются цветом, непрерывно связанные с рисунком. Произведения живописи создаются красками (масляные, водяные, восковые, клеевые и пр.), которые наносятся на поверхность холста, штукатурки, бумаги, на керамическую поверхность и т.д.». Более общее понятие мы находим у : «Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность».

Виды живописи

Монументальная (от лат.монумент означает хранящий память, напоминающий) - особый вид живописных произведений, отличающихся большим масштабом, являющихся украшением стен, потолков, куполов, сводов в различных архитектурных сооружениях. Фреска - одна из видов настенной живописи красками, разведенными чистой или известковой водой, по штукатурке. Существуют несколько разновидностей фрески:

    альфреско - по сырой, свежей штукатурке;

    «фреско а секко» - по сухой штукатурке;

    казеиново-известковая живопись - модификация фрески сухой штукатурке, появившаяся в XVII в.;

    сграффито - наиболее распространенная форма современной стенописи, а именно, послойное нанесение красок на штукатурку с обнажением, процарапыванием нижних слоев, отличных по цвету;

    граффити – также является современным изобретением в области стенописи. Выполняется граффити с помощью аэрозольных баллончиков, наполненных красящими веществами, изображение получается распылением красок, его объемность достигается при наложении одного цвета на другой.

Мозаика - изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта (извести или цементе). Иконопись вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, но древнерусская иконопись вскоре стала самобытной и считается лучшей в мире. На Руси икону обычно писала целая артель, которой руководил один мастер. Большинство иконописцев были монахами, и мы часто не знаем их имен - художник не ставил свою подпись на иконе, потому что воспринимал себя как смиренное «орудие» Бога.

Декоративная живопись существует в двух направлениях. Первое характеризуется применением её для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию раздвижения стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, искусственно упрошенными формами исключается натуралистичный объем и подчеркивается плоскостность стены, обозначается замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой. Второе направление связано с украшением вещей, окружацщихчелЮвека: предметы быта: ларцы, шкатулки, разделочные доски, ковши, поставцу, сундуви и пр. Ее темы и формы подчинены назначению вещей и замыслу автора. Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) способствует глубокому раскрытию содержания спектакля, фильма, ролика. Станковая живопись является самостоятельным произведением, отражающим все многообразие окружающего мира, выраженное в разнообразных образах (от реально существующих объектов, явлений до беспредметной фантазии, раскрывающей мир с иной точки зрения). Произведения станковой живописи выполняются на станке-мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаше холст, натянутый на подрамник. Миниатюрная живопись (от лат.миниум - так обозначалась краска киноварь, которую очень ценили в древности и часто использовали в книжных иллюстрациях). Миниатюры - это небольшие по размеру, очень красочные изображения, с тонко выписанными мелкими деталями получила свое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Масляная живопись выполняется красками, приготовленными на основе орехового, льняного, макового, конопляного масла, способствующими достижению цельности, живости, изящества, усиливающих оптические возможности при передаче объема и пространства, повышающих общее эстетическое звучание полотна. Темперная живопись выполняется темперной эмульсией, приготовленной на основе смешения цельнояичной, белковой, желтковой основы, клея, масла, красителей, молочка фиговой веточки, лака, казеина, воска. Акварель (от лат. aqua - вода) краски, полученные на основе растительного клея, разводимые водой отсюда и название живописи. Гуашевая живопись (от итал. Guazzo - водяная краска) - произведения выполненные красками, состоящими из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.)и примесью белил. Гуашевая живопись может выполняться на бумаге, картоне, полотне, шелке, дереве, стекле, кости). Пастельная живопись выполняется мягкими карандашами без оправы (мелками), полученными путем смешения красочного порошком с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Пастельная живопись отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистостью поверхности. Восковая живопись (энкаустика) применялась еще в Древнем Египте. Связующим веществом в энкаустике служи отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу кистью раскаленным бронзовым инструментом, после чего прижигаются (оплавлялась с помощью жаровни).

Жанры живописи

Мифологический жанр (от гр. mythos - предание) - жанр живописи, в котором основное место отводится изображению событий и героев, являющихся тематикой мифов, легенд, преданий, былин древних народов. Позднеантичное и средневековое искусство становятся колыбелью зарождающегося мифологического жанра, а именно в то время когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными произведениями, целью которых является нравственное воспитание поколений средствами различных аллегорий. Исторический жанр , произведения которого посвящены изображению значимых исторических событий, явлений или исторических деятелей. Основой этих произведений является обращение к историческому прошлому, однако, недавние события также могут стать предметом изображения, при условии, что их историческое значение признано современниками. Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, раскрывающий темы войн, сражений, битв, походов или эпизоды военной жизни. Батальный жанр может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью исторического или мифологического жанра, а также содержать в себе некоторые элементы других жанров. Бытовой жанр (от фр. genre, нем. sitten-bild - род, вид, «жанр») - наиболее распространенный жанр изобразительного искусства, в котором художник обращается к темам и сюжетам повседневной жизни человека. Пейзаж (от фр. paysage, от pays - местность, страна, родина) - жанр изобразительного искусства, основным направлением которого является изображение природы, ландшафта, моря, панорамы местности, архитектурных сооружений, городских улочек, мостов. Пейзажем называются и сами произведения этого жанра. Натюрморт (от фр. naturemorte - мертвая природа, натура) - жанр изобразительного искусства, отдельное произведение этого жанра, художественно отображающее различную домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, дичь, продукты, неодушевленные предметы и пр. или сама постановка, служащая объектом изображения художника. Натюрморт могут составлять не только неодушевленные предметы, но и природные формы. Это в свою очередь повлияло на появление другой, более точной формулировки этого жанра. По-немецки (stilleben) и по-английски (stilllife) этот жанр называется¬ - тихая жизнь. Это означает, что все предметы и объекты в натюрморте неподвижны, и в то же время они являются неким «эхом» своего хозяина, его внутреннего мира, характера, привычек и т.д. Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства, основной целью которого является изображение отдельного человека или группы людей. Основное качество портрета заключается не только в сходстве с оригиналом, что обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека, но и в раскрытии его тонкой душевной и духовной материи, которую наблюдательный, профессиональный художник способен уловить по движениям мышц лица, характеру взгляду, выражению глаз, жестам, позе, манере одеваться, окружающей обстановке. Все эти черточки позволяют составить достоверный психологический портрет, который ложится в основу изображения. НЮ (от фр. nu - нагой, раздетый) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению обнаженного тела. Обнаженное тело изображалось уже в Древнем Египте. В Древней Греции тема обнаженной натуры становится для художников одной из главных, их цель - показать красоту, гармонию форм, линий. Для мастеров изображение модели обнаженной становится эстетической нормой и воплощением жизненного и одновременно художественного идеала. Анималистический жанр (от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, основной темой которого является изображение представителей животного мира.

Влияние цвета на психологическое состояние человека

Восприятие цвета является одним сложных процессов, который обусловлен как физическими, так и психологическими стимулами, а именно . Развитие человеческого цветового зрения во многом зависело от достижений в области науки, связанных с определением особенностей и закономерностей эмо¬ционально-психологического воздействия цвета, которые прошли путь от выявления элементарного цветоощущения до характеристики высокоразвитого чувства цве¬та. «Под чувством цвета в отли¬чие от простого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цвета, когда возникают представления, образы, ассоци¬ации, связанные с цветом» (37). Однако любые достижения в области науки не могут полностью дать объяснение многим явлениям, происходящим с личностью при восприятии того или иного цвета. Множество проведенных исследований доказательно обосновали факт, что цвет имеет различное по степени и характеру значение для человека: цветовые отношения в окружающей обстановке могут успокоить, а могут возбудить, могут излечить, компенсировать какие-либо недуги, а могут ввести в состояние глубокой депрессии и усугубить физическое и психологическое нездоровье. При всем при этом, зная символику цветов, выделенную в ходе исторического развития человечества, чаще всего жизненная практика не уделяет достаточного внимания проблеме цвета в организации среды, в образовании и воспитании подрастающего поколения. А это обуславливает развитие множества негативных моментов и многочисленной стереотипизации личностей, приводящей к некой усредненности и, соответственно духовной обедненности, не позволяющей в полной мере раскрыться каждому ребенку в той или иной области. Ярким примером такого суждения выступает «цветовое навязывание», осуществляемое с самого рождения и сопровождающее всю последующую жизнь. Родившись ребенок сразу попадает в определенную цветовую среду, организованную взрослыми, и хорошо, если взрослые понимают на сколько важно первое взаимодействие ребенка с цветом и тогда, в этом случае не произойдет «цветовой травмы». В такой среде ребенку будет комфортно, поскольку он сам по себе является гармоничным существом, очень тонко чувствующим любые дисгармоничные проявления. И чем младше ребенок, тем чувствительность выше, хотя сказать об этом ребенок не в состоянии, он может только внешне показать (своим плачем, беспокойным поведением, криком и т.д.). Но в большинстве случаев взрослые не способны выстроить гармоничную цветовую среду, в силу различных обстоятельств (незнания, невоспитанности эстетического вкуса, мировоззренческих установок в воспитании детей, низким уровнем жизни и т.д.) и тогда ребенок начинает адаптироваться к этой среде, которую вокруг него создали, тем самым постепенно привыкая к состоянию дисгармоничности. Далее это взаимодействие продолжается в дошкольном образовательном учреждении, где также далеко не всегда цветовому фактору уделяется достаточно внимания. Таким образом, ореол «цветового привыкания» расширяется. Вот почему у детей уже к среднему и старшему дошкольному возрасту без специального обучения основам цветоведения очень сильно развивается система цветовых стереотипов и причиной служит не только отсутствие или педагогически нецелесообразное руководство творчеством детей, но и среда, содержащая в себе элементы глубокой дисгармонии. Придя в школу, колледж, ВУЗ, на работу развивающаяся личность сталкивается с той же самой проблемой. В конечном итоге подросток перестает реагировать на цвет, тем самым, обедняя свое восприятии мира, в этом случае личность становится «автоматизированной», поскольку большая часть действий совершается по причине выгодности, материальной заинтересованности, а не из-за эстетических и духовных потребностей, являющихся прерогативой человека. Печальным, а иногда и опасным последствием становится неумелая организация цветовой среды. Проиллюстрируем наглядными примерами: возьмем класс или аудиторию, где проходят занятия, требующие внимания, усидчивости и окрасим, как часто это бывает, в один цвет, к примеру в грязновато желтый, после 1-2 часов работы в этом помещении у большинства появляется головная боль, недомогание, усталость или возбужденность. Причина в том, что такой оттенок желтого у одних может вызвать ощущение опасности и потому спровоцировать некое волнение, переходящее в эмоциональное возбуждение, мешающее усвоению материала, у других, такой оттенок будет способствовать сужению кровеносных сосудов, что и приведет вразличного рода головным болям. Если это же помещение окрасить в ярко розовый цвет, то у одних появиться ярко выраженная раздраженность, у других, инфантильность и пассивность, приводящая к невнимательности и рассеянности. Многие никогда не задумывались о том, что приходя в поликлинику или в больницу они испытывают волнение, страх и чувствуют себя крайне некомфортно. И это происходит не только потому, что в учреждениях подобного типа человеку доставляют боль. Одной из причин является холодная цветовая гамма, используемая для окраски стен (чаше всего можно наблюдать светлый сине-зеленый, голубой или белый) А ведь именно такие оттенки, воспринимаемые как холодящие, вызывают ощущения скованности, приводящие к появлению чувства страха, усугубляемое назначением самого помещения. Приведенные примеры еще раз подтверждают, на сколько цветовая среда может влиять на психологическое состояние человека. Поэтому организуя цветовое пространство всегда нужно помнить не только о его функциональном назначении, но и о цветовом решении, способствующем, во-первых, психологическому комфорту личности, во-вторых, эстетическом ее воспитании. Для того чтобы глубже разобраться в связях и отношениях между цветами оттенками необходимо рассмотреть их символическое значение, свойства и качества.

Символика цвета

Символика цвета в различные периода развития культуры и искусства играла одно из важнейших мест в становлении мировоззрения общества, влияющего на оценку идейно-художест¬венного содержания произведений. Однако справедливо указать, что в трактовке символического значения того или иного цвета в разные времена и в разных странах единения и идентичности не наблюдалось. К примеру, «в средние века красный цвет одновременно воспринимался как цвет красоты и радости, так и цвет злости и стыда. Рыжая борода и волосы в одном случае считались признаком положительного героя, в то же время в других средневековых поверьях рыжая борода - символ колдовства» . Сравним несколько групп различных культур на предмет определения символического значения цвета. Западноевропейская христианская символика главными цветами считает: белый (божественность, святость); желтый (символ Солнца); пурпурный (величественность, царственность); красный (цвет священной крови Христа). Зеленый воспринимался как земной цвет, как символ весеннего обновления; синий символизировал божественность неба и истины; черный выступал как символ негативных явлений, греховности. Символика цвета в общественной жизни Западной Европы имеет некоторые отличия и о религиозной трактовки. Эта цветовая символика прочна вошла в цветовую геральдику многих стран и даже имела силу закона. Так белый цвет (серебро, справедливость); желтый (золото, богатство); красный (сила, демократия); зеленый (плодородие, расцвет); голубой (невинность, миролюбие); синий (мудрость); фиолетовый (печаль, бедствие); черный (траур, смерть). В исламской культуре цветовые символы являются как определенными метафорами, так и средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни. Так основным цветом в исламской символике считается белый (святость и достоинство, с одной стороны и благостный траур - с другой). Второй основной цвет - желтый как символ Солнца, Золота, Радости. Третий основной цвет - красный, обозначающий Огонь, Кровь как признак жизни. Синий воспринимался как символ спокойствия Ночи и Смерти. Зеленый - главный цвет мусульманского рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Черный соотносится с отрицательной стороной жизни, с нечистой совестью и плохими побуждениями. На Руси красный цвет считался признаком красоты, и все, что связывалось с понятием «красивый», называлось красным: «Красная площадь», «красное крыльцо», «красный угол», «весна-красна», «красна девица». Современная цветовая символика включается в поэтические метафоры цвета и содержит признаки психологического значения. В настоящее время создана расширенная система цветовых символов: желтый (радость, ревность, зависть); красный (любовь, страсть, гнев); синий (бесконечность, тоска, космос); зеленый (природа, молодость); белый (чистота, невинность, покорность, умиротворение); черный (тьма, мрак, смерть) и многие другие. Для того, чтобы более наглядно рассмотреть как менялось представление о символическом значении цвета в различных культурах составим таблицу, раскрывающую основные характеристики того или иного цвета. Для анализа были взяты часто встречающиеся и пересекающиеся в различных культурах цвета.