Как описана любовь в произведении белые ночи. Достоевский «Белые ночи» – анализ. В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского

Одной из ярких литературных работ, принадлежащей раннему творчеству Ф. М. Достоевского, является повесть «Белые ночи». Сам же автор отнес свое детище к жанру «сентиментального романа», раскрыв тем самым описываемую в нем проблематику любви, одиночества, смысла жизни. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1848 год.

История создания – Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящен близкому другу писателя - Алексею Плещееву.

Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.

Композиция – Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро».

Жанр – Роман.

Направление - Сентиментализм.

История создания

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами - «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом. В частности, это были характеристики героев и описание быта.

Свой роман Достоевский посвятил близкому другу - писателю и поэту Алексею Плещееву.

Тема

Центральная тема произведения - одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге образца середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

Настенька и Мечтатель - типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька - с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.

Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному, и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке. Последний не злится на Настеньку, обвиняя ее во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила. Он с бережностью вынашивает свою идею счастья - пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.

Основная мысль произведения - оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Композиция

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро». Это как нельзя более точно отражает динамику развития сюжетной линии - от сна к пробуждению.

Построение носит символически характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки - безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Произведение наполнено различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое дает невольную подсказку на то, как закончится данная глава - весело или печально.

Помимо двух главных героев - Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это - Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения - «Белые ночи».

Главные герои

Жанр

Проводя в «Белых ночах» анализ произведения, следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману .

Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой : она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания - внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства.

Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что еще раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализма.

Достоевский написал много замечательных произведений и одна из самых запоминающих работ – это «Белые ночи» Достоевского. Произведение никого не оставит равнодушным. Здесь вместе с героями переживаешь их чувства и пытаешься стать на сторону того или иного героя. Однако нет здесь ни положительных героев, ни отрицательных. Есть здесь лишь настоящее чувство любви и оно непредсказуемо. Сердцу не прикажешь, поэтому мы и видим именно такую концовку и, наверное, такая концовка лучше всего. Мечтатель и дальше продолжит жить в своем мире, среди таких знакомых дворов и улиц Петербурга, мечтая о любимой. Героиня романа, которая пошла по зову сердца, будет ковать свое счастье с любимым.

«Белые ночи» Достоевский краткое содержание и анализ

Сама повесть «Белые ночи» Достоевского и краткое содержание вначале знакомит нас с героем произведения, с Мечтателем. Здесь не фигурирует его имя, да и мало описывается его внешность. Мы знаем лишь, что он мелкий чиновник, который за восемь лет проживания в Петербурге не завел ни одного знакомства. А вот сам город знает очень хорошо. Он живет в своем мире и в своих мечтах влюблен в идеал созданной им девушки. Автор изображает его одиноким чудаком, чувствительным, бескорыстным, искренним и открытым, он робкий с женщинами, не обидчивый. Однажды он встретил живую и настоящую девушку Настеньку, которую спас от пьяницы. Очень часто в произведении Белые ночи Достоевский к Настеньке применяет уменьшительно-ласкательные слова. Вот она открыла «свои умные глазки», «захохочет всем своим детским, неудержимо веселым смехом».

Настенька – брюнетка с красивыми глазками, «премиленькая» с «черными кудрями». Она жила с бабушкой и ждала своего любимого человека, который уехал на год, но обещал вернуться и об этом мы узнаем из ее рассказа. Она много о нем рассказывала и постоянно ждала от него весточку, но ничего не было. Вместо этого они каждую белую ночь встречались с Мечтателем, который полюбил девушку и она чувствовала его любовь. В одну из их очередных встреч Настя сказала, что забудет свою любовь, если Мечтатель будет любить и они решают быть вместе. Но, не долгим было счастье Мечтателя, ведь Настя повстречала жильца, в которого и была влюблена. Любовь ее оказалась сильнее, поэтому она, выбрав второго мужчину, оставила Мечтателя одиноким, опустошенным.

Кто-то его, может, и осуждает, за то, что не поборолся за девушку, однако мне кажется, что Мечтатель поступил правильно, как настоящий влюбленный мужчина, который понимает, что девушка отдала сердце другому и только с ним она будет счастлива, а вот с Мечтателем она будет лишь существовать. Он же желал ей только счастья. Ну, а Мечтатель, он обязательно встретить свою женщину, полюбит ее и обязательно приобретет свое личное счастье, по крайней мере, очень хочется в это верить.

Писателю был нужен новый герой- более интеллектуально независимый, более активный в философском диалоге эпохи. Это и послужило причиной появления «мечтателей» Достоевского. В сознании писателя складывается антитеза байронического характера «мрачной, разочарованной личности» и человека «шиллеровского склада-альтруиста. Последний и выступает, как сентиментальный мечтатель-романтик. Таковы герои повестей «Неточка Незванова» и «Белые ночи». В «Белых ночах» изображен Мечтатель, уединившийся от мира, который он не презирает(к примеру как байронический герой). Мечтатель из повести «Белые ночи», схож с гоголевским Пискаревым, с мечтателями Гофмана и других писателей-романтиков. Однако Достоевский в «Белых ночах» подчеркивает ущербность романтического «мечтательства Действительность не устраивает его тем, что люди не испытывают потребности в «высшей гармонии». В своих мечтах он готов весь мир принять в свое сердце. Коллизия мечтателя-это поражение человека оторванного от жизни. Мечтатель поставлен в такую ситуацию, когда мерой человечности может быть только непроявленность эгоизма. Достоевский видит изъян своих мечтателей не в позиции, а в том, что им не хватает силы на то, чтобы сделать эту позицию постоянным жизненным принципом. Герой-альтруист в ранних повестях лишен свойственной романтической личности цельности, гармонии.

Интерес к духовному миру личности особенно ярко отражается в «сентиментальном романе» «Белые ночи». Позднее эта традиция развивается в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». Наряду с этим, для писателя важно подчеркнуть и опасность подобной, порой придуманной жизни, в которой человек замыкается на своих внутренних переживаниях, отрываясь от внешнего мира. Такой мечтатель изображен Достоевским в «Белых ночах».С одной стороны, перед нами добрый, отзывчивый, с открытой душой молодой человек, С другой стороны, этот герой подобен улитке. В этом же произведении разрабатывается тема «маленького человека», типичная для творчества Достоевского и для всей русской литературы XIX века

Мечтатель Достоевского - это уже не бедный чиновник с его золотым сердцем и карикатурной внешностью, с убогими эстетическими вкусами и порою косноязычным стилем; теперь перед нами интеллектуалист, человек европейской культуры, возвышенный романтик среди будничной действительности. Его роднит с первым героем Достоевского одно общее качество - бессознательная жажда иллюзии. Защищаясь от жестокой и унизительной прозы жизни, Мечтатель строит вокруг себя искусственную микросреду, отгороженное от жизни маленькое царство прекрасной и гуманной иллюзии. Мечтатель Достоевского - это утопист, пытающийся создать остров красоты среди океана грязи. Каждый раз утопия терпит крах, реальность разбивает мечту и развеивает иллюзии. Никакого гофмановского «двоемирия» у Достоевского нет: есть лишь один мир, беспощадный к красоте. Мечтатели Достоевского отнюдь не убегают от жизни в мир фантазии, а пытаются своим личным деянием воплотить золотую мечту в любви или в искусстве. Это характерно романтическое стремление, ведь любовь, искусство и безумие - сферы свободы для романтического мышления. Как говорит Мечтатель «Белых ночей», за один день действительной жизни он готов отдать «все свои фантастические годы». Достоевский показывает трагическую обреченность романтического стремления к воплощению мечты в искусственной микросреде, но в то же время он рисует мечтателей единственно настоящими людьми.


6.Социально-общественная проблематика «Записок из мертвого дома» Достоевского (вопрос о природе преступления и преступности, типы преступников, проблема «перевоспитания», современного народа и его сознания, взаимоотношений народа и интеллигенции и пр.).

Путь, выбранный Достоевским после жизненных потрясений, стал иным, а при определении ценности теории – другой точкой зрения: в соотношении "общество – человек" приоритет отдается человеку. Ценность человеческого "Я" выступает не столько в массе людей, в его коллективистском сознании, сколько в конкретной индивидуальности, в личностном видении себя и своих взаимоотношений с другими, с обществом.

Как известно, восемнадцатилетний Достоевский поставил перед собой задачу исследования человека. Началом такого серьезного исследования стали "Записки из мертвого дома".
Строго говоря, исследования Достоевским человека начались не с обычных людей в обычных человеческих условиях, а с постижения жизни на грани человеческого существования. Он изучает себя и пытается понять других посредством своего "Я". Это субъективный анализ. Признание сложности своего "Я" становится неразрывно связанным с признанием сложности “Другого”, каким бы он ни был по своей сущности, а Бытие – выражением неоднозначности людей в их отношениях друг к другу.

Стремление к свободе воли естественно для человека, потому и подавление этого стремления уродует личность, а формы протеста против подавления могут быть неожиданными, особенно тогда, когда отключаются разум и контроль, и человек становится опасен для себя и для других. Достоевский имел в виду арестантов, каковым он сам был, но мы знаем, что общество может создавать каторжные условия и превращать людей в арестантов не только поместив их за решетку. И тогда трагедия неизбежна.

В условиях каторги Достоевский понял, что безграничное принуждение становится разновидностью жестокости, а жестокость порождает жестокость в еще большей степени. Насилие не может стать путем к счастью человека, а следовательно, и общества.

Героями "Записок из Мертвого дома" стали те, кого привыкли считать людьми вне истории, вне исторического времени. И в этом смысле "Записки из Мертвого дома" открывают другую сторону русской жизни. Обобщающее понятие, на котором построены "Записки из Мертвого дома" и которое является главной темой книги - это понятие "народ". Достоевский употребляет его во многих производных значениях, но одно из значений является главным и определяющим – та часть нации, которая составляет подавляющее большинство её, а по своему социальному положению и образовательному уровню противостоит тонкому верхнему слою образованных помещиков, чиновников и т.д.

На этом соотношении общего понятия "наш народ" и "народ" острожный построена вся книга записок человека из другого тома всемирной истории. Ненависть к дворянам проявляется в самых различных формах. Вражда товарищей мемуариста к дворянам показана в "Записках из Мертвого дома" не как особенная черта мировоззрения преступников, она дана как общее свойство народного отношения к дворянам, как выражение чуть ли не извечного социального конфликта русской жизни, борьбы, которая идет столетиями и никогда не прекращается. Более того, этот социальный конфликт русской жизни, эту борьбу внутри нации Достоевский осмеливается даже сопоставить с внешними войнами России. Глубочайшая "бездна", которая разделяет благородных и простонародье ничем, пока во всяком случае, заполнена быть не может - таков общий смысл книги Достоевского о народе.

Книга Достоевского о каторге - это книга о свободе, как о неотъемлемом стремлении русского человека, как о его исторически сложившейся и выстраданной природе. Все эпизоды, все поступки, все поведение товарищей Достоевского по каторге он объясняет мечтой о свободе. Дом-то "Мертвый", но люди в нем живые, с живыми душами и страстями.


Похожая информация.


Сочинение

Русская литература — это литература глубокого психологического анализа. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой — эти писатели 19 века стремились разобраться в глубинах человеческого характера, объяснить причины что, что происходит вокруг, исходя из особенностей человеческой натуры.

Одной из традиций русской классической литературы является внимание к «маленькому человеку» — к его внутренней жизни, к его мыслям и чувствам, к его проблемам.

Ф. М. Достоевский — писатель, тщательнейшим образом исследовавший «маленького человека» Так, уже в одной из первых своих повестей — в «Белых ночах» — эта особенность его творчества проявляется в полной мере.

Сюжет «Белых ночей» (1848) основан на чувстве любви, которое герой — Макар Девушкин — испытывает на протяжении четырех «белых» петербуржских ночей.

Девушкин относится к типу так называемых «мечтателей». Своей возлюбленной, Настеньке, он говорит: «Я сам по себе, то есть один, совершенно один». И признается, что в своем воображении он создает целые романы, живет богатой жизнью, но в реальности лишь тяготится службой и пытается забиться от жизни в «неприступный угол».

Герой повести очень сентиментален. Он чист душой и не испорчен цивилизацией. Можно сказать, что герой сохранил в своей душе традиционно русские, патриархальные, нравственные устои.

Макар влюбляется в девушку Настю, у которой есть жених, но он далеко. По мере развития повести жених возвращается к героине, но не торопится увидеться с ней. Девушкин, любя Настеньку, решается идти к ее жениху, чтобы заступиться за возлюбленную.

Вообще, чувство любви у Достоевского помогает героям раскрыться, позволяет писателю в полной мере отразить внутренний мир своих героев.

Так, Макар Девушкин в любви предстает как благородный и самоотверженный герой, но, к сожалению, безвольный, живущий в мире своих иллюзий. Развязка его романа с Настенькой только подтверждает это — к девушке внезапно возвращается ее жених. «Мечтатель», который признавался Настеньке в любви, опять остался одиноким. Но он не сетует на это, а благодарит Настеньку за «минуту блаженства»: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

А. П. Чехов — еще один мастер «внутреннего анализа» — также интересуется жизнью «маленького человека». Герой его рассказа «Тоска» (1886) - деревенский мужик Иона, зарабатывающий себе на хлеб извозом. Как показывает писатель, этот молчаливый и «примитивный» мужик тоже наделен способностью глубоко чувствовать, страдать, мучиться от горя и чувства одиночества, от бессмысленности своего существования.

Именно в поисках сочувствующего слушателя Иона отправляется на извоз. Но господам, которые садятся к нему, глубоко безразлично, что происходит у мужика на козлах. Все они заняты собой, своим заботами и проблемами. Разве им интересно то, что происходит в душе извозчика? Да и есть ли вообще у него душа?

Но такое безразличие Иона встречает не только среди «высшего сословия». И простые мужики не спешат посочувствовать герою — никому нет дела до страданий других.

А Иона чувствует насущную потребность поговорить, излить душу, почувствовать живого человека рядом: «Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья… И про неё нужно поговорить… Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…»

В результате Иона изливает душу своей лошади — единственному близкому существу и надежному другу, который всегда готов, пусть и молча, выслушать.

Таким образом, внимание к внутренней жизни «маленького человека» — одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века. Писатели стремятся показать, что и «маленький человек» способен глубоко чувствовать, что он наделен живой душой, может страдать и радоваться так же, как и представители высших сословий. Любовь и горе — вот две сильнейшие эмоции, через которые Достоевский и Чехов раскрывают внутренний мир своих героев, показывают особенности их мировосприятия и мировоззрения.

Год написания 1848

Жанр — роман

Главные герои: Мечтатель и Настенька

Тема произведения «Белые ночи» это тема одиночества, счастья, смысла жизни и любви. При этом тема «мечтателей», одиноких молодых людей главная тема повести «Белые ночи». Автор показывает, что богатый внутренний мир не спасает от одиночества. И что какими бы ни были мечты, человек всегда будет хотеть реальных событий.

В повести «Белые ночи» Ф.М.Достоевский поднимает проблему маленького человека и его внутреннего мира, в котором живет его главный герой Мечтатель.

Главная мысль -это одиночество людей,их оторванность от реального мира и неумение жить среди людей,наслаждаться радостями жизни,взамен мира призрачных мечтаний и несбыточных грёз.

Смысл названия повести «Белые ночи» : в период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька . В этом городе, по словам Н.В.Гоголя: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…». А подзаголовок «Сентиментальная повесть» указывает на то, что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.

Композиция «Белые ночи» состоит из 5 глав. Четыре главы с названиями: «Ночь 1», «Ночь 2», «Ночь 3» и «Ночь 4». Пятая глава носит название «Утро». Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом . Таким образом, в названиях отражено развитие сюжета - сон и пробуждение.

Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ- исповедь .

Сюжет «Белые ночи»

Во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку, знакомиться с ней. Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви. Мечтатель сочувствует Настеньке, от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось, хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала, что влюбляться в нее нельзя.