IV. Принципы построения сюжета. Композиция и сюжет художественного произведения

Сюжет - это обязательная составляющая любого произведения. Будь то фильм, книга, пьеса или даже картина. Более того, без него эти произведения просто не смогли бы существовать. Итак, что такое сюжет?

Есть много определений. Наиболее точное звучит так: сюжет - это композиционно выстроенный порядок событий, совершающихся в произведении. Именно он определяет последовательность изложения истории для зрителя/читателя. В литературе понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы, но путать их не стоит. Фабула представляет собой средство, которое скорее нужно автору, а не зрителю. событий. В книгах и зачастую в фильмах сюжет представляет нам действия далеко не в хронологическом порядке. Но, несмотря на это, повествование воспринимается цельным и стройным.

Экспозиция. Предисловие к действию. Как правило, экспозиция представляет собой описательный фрагмент, вводящий нас в произведение.

Завязка. Начало действия, где намечаются конфликты произведения, проявляются характеры персонажей. Это обязательный элемент, ведь что такое сюжет без завязки?

Развитие. Основные действенные перипетии сюжета.

Кульминация. Наивысший накал действия, пик сюжета. Обычно после кульминации следуют кардинальные перемены в жизнях персонажей.

Развязка. Как правило, персонажи что-то для себя находят, и ясно представляется их дальнейшая жизнь.

Финал. Иначе его можно назвать послесловием. Здесь автор расставляет все по своим местам и подводит итоги произведения. Интересно, что в последнее время ярко намечена тенденция оставлять финал открытым, чтобы зритель/читатель сам додумывал дальнейшую судьбу персонажей.

Иногда элементы сюжета могут меняться местами. Так, существуют фильмы и книги как с прямой, так и с отложенной экспозицией. С первой все ясно - сначала зритель знакомится с персонажами и местом действия, после чего завязывается конфликт. Во втором же случае мы узнаем об условиях уже после завязки. Существуют произведения и вовсе без экспозиции, где читателю приходится знакомиться с персонажами в ходе самого действия.

В настоящее время существуют приверженцы некоторых авангардистских направлений, создающие произведения вообще без сюжета. Такие "опыты" трудно воспринимаются зрителями и представляют собой несерьезные пародии на искусство. Но встречаются и схемы построения композиции, полностью переворачивающие наше представление о том, что такое сюжет. О них речь пойдет ниже.

Чтобы дополнить ответ на вопрос о том, что представляет собой сюжет, нужно сказать - это то, что удерживает внимание зрителя на протяжении произведения. Придумывая сюжет, автор книги в первую очередь думает о том, как заинтересовать читателя. Причем заинтересовать не на пару страниц, а так, чтобы он не мог оторваться от произведения. Поэтому в наше время появляются все новые и новые схемы построения сюжета - истории рассказываются задом наперед, финалы полностью переворачивают все повествование и так далее. Возможно, в будущем не останется уже никаких стандартных схем. И ответ на вопрос "Что такое сюжет?" будет гораздо сложнее и запутаннее, чем сейчас. А пока что это лишь схема и метод выстраивания повествования.

Когда читаешь или слышишь отзывы о просмотренных фильмах или прочитанных книгах, наталкиваешься на такие комментарии к сюжету, как: необычный, тривиальный, динамичный, захватывающий и множество других разнообразных эпитетов. Но что такое сюжет как понятие? Какие имеет значения?

Определение понятия в различных источниках

Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет». Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. Что такое сюжет? Определение в среднем представляет собой систему событий и взаимоотношений между героями и развитие их во времени и пространстве. Вкратце сюжет обозначается совокупностью событий и действий, раскрывающих основное содержание произведения. Однако, например, "Словарь эстетики" 1989 г. называет сюжетом динамический аспект произведений искусства, развертывание действия, развитие взаимоотношений героев, их характеров, поступков. Повествовательным ядром художественного произведения считается сюжет в "Словаре литературных терминов", системой расположенности и взаимонаправленности лиц в данном произведении, а также положений и событий, развивающихся в нем. В "Большом энциклопедическом словаре" и "Современной энциклопедии" (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий.

Сюжет и фабула: тождество или дополнение

Что такое сюжет и фабула? Это одинаковые или разные понятия, взаимодополняющие или взаимоисключающие? В "Современной иллюстрированной энциклопедии" указано, что данные термины по-разному используются в обозначении событийного ряда произведений. В целом, оба понятия тесно связаны между собой. Современная русская литературная критика обозначает сюжет ходом развития событий, а фабулу - основным художественным конфликтом. Хотя, помимо этой версии, существует множество других, заслуживающих право на существование. Считается, что теория сюжета в своем классическом варианте сформировалась в Древней Греции. Согласно ей, основные компоненты сложения сюжета - это событие и действие. Аристотель считал миф основой любого драматического или эпического произведения, а сам миф образовывался от сплетенных в действия событий. Произошла путаница с переводами, в частности с латинского языка, и миф стал фабулой. Что такое сюжет в "Толковом словаре русского языка" Ушакова? Это совокупность событий, действий, раскрывающих основное содержание произведения, а вот фабула - это содержание самих событий и их последовательность. А вот русские критики XIX века меняли местами значения данных терминов. В итоге единого общего мнения на этот счет до сих пор нет.

Элементы сюжета

Совокупность и последовательность действий и событий - это сложное целое понятие. Но что такое сюжет в детальном рассмотрении? Это сочетание элементов, каждый из которых имеет свою функцию. В основе любого сюжета лежит конфликт, развивающийся постепенно. Произведение начинается с экспозиции, которая несет первую информацию о персонажах, событиях, времени повествования и мотивирует читателя продолжить знакомство с дальнейшей историей. Далее следует завязка (это предтеча конфликта), происходит столкновение какого-либо рода. Это может быть встреча, разговор, весть, что-либо предполагающее дальнейшее развитие событий. Следующим этапом становится само развитие действия - это самый весомый момент произведения, где уже знакомые персонажи раскрываются в перипетиях истории. На этом этапе невозможно уже бросить произведение, так как уже интересно, чем же все закончится. Кульминация является моментом высшего напряжения, когда наиболее ярко выражены цели и характеры героев. В ней сама суть произведения, то, ради чего читатель или зритель знакомится с ним. В развязке напряжение начинает спадать, и конфликт разрешается, завершая связанные с ним события. Эпилог обычно демонстрирует положение дел по прошествии некоторого времени с момента основных событий. Также в произведении может быть и пролог, который открывает произведение, он является некоторого рода вступлением в ход повествования и раскрывает первопричины событий, которые буду происходить далее. Каждый из элементов сюжета может как присутствовать, так и нет, в зависимости от задумки автора.

Типы сюжетов

Существует такое понятие, как «бродячие сюжеты». Их выделяют в довольно-таки большую группу, когда речь идет о типологии сюжетов. Что такой сюжет бродячий? Это повторяющиеся в народном творчестве разных народов комплексы сюжетных мотивов, которые составляют основу произведения. В "Терминологическом словаре-тезаурусе по литературоведению" указано, что такие бродячие сюжеты повторяются в разных эпохах и странах за счет близости общественного опыта, сходства социальных условий, исторических связей и прочего. Основных генетических групп, на которые подразделяются традиционные сюжеты, четыре: исторические, мифологические, литературные, фольклорные. Однако это лишь одна из предложенных литераторами классификаций. Пожалуй, одна из самых логичных и удобных. Таким образом, был наиболее полно получен ответ на вопрос: «Что такое сюжет в литературе?»

Касательно театра и кинематографа

Понятие сюжет является общепринятым для всех направлений. Что такое сюжет фильма? То же самое, что и сюжет литературного произведения, театральной постановки, игры, картины - он представляет собой основу формы того или иного произведения. Это ряд событий, которые происходят на экране, перипетии в жизнях героев, это то, без чего ни один фильм существовать не может.

Терминология подраздела

Сюжет Фабула

Сюжетная схема: завершённая, незавершённая

Сюжетная техника: возвратная, осложнённая, обрамляющая, линейная

Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Концовка

Экспозиция: прямая, отложенная, рассеянная, обратная

Пролог Эпилог

Завязка: мотивированная, внезапная

Перипетии

Кульминация: событийная, психологическая

Развязка: мотивированная, немотивированная, нулевая

Дополнительная информация; отделена пробелами от основной.

Сюжет и фабула

Как уже говорилось, в произведениях драматических и эпических изображаются события в жизни персонажей, их действия, протекающие в пространстве и времени. Эта сторона художественного творчества (ход событий, складывающийся обычно из поступков героев, т.е. пространственно-временна́я динамика изображённого) обозначается термином с ю ж е т.

Сюжет (от фр. sujet) – цепь событий, изображённая в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временны́х изменениях, в сменяющихся друг друга положениях и обстоятельствах.

Ø Сюжеты нередко берутся из мифологии, исторического предания, из литературы прошлых эпох, при этом обрабатываются, изменяются, дополняются.

Ø Сюжет, как правило, выдвигается в тесте на первый план, определяет его построение (композицию). Но иногда изображение событий уступает место впечатлениям, раздумьям, переживаниям героев, описаниям внешнего мира и природы.

Как и система персонажей, сюжет несёт в себе ряд содержательных функций.

1. Выявляет и характеризует связи человека с его окружением, т.е., его место в реальности и судьбу, создаёт картину мира.

2. Воссоздаёт жизненные противоречия (трудно представить сюжет без конфликта).

Сюжеты организуются по-разному. Различают сюжеты с преобладанием чисто временных связей (хроникальные) и сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей (концентрические).



Ср. Король умер, и умерла королева – хроникальный сюжет.

Король умер, и королева умерла от горя – концентрический сюжет.

Так или иначе, сюжеты складываются из действий персонажей.

Действие – проявление эмоций, мыслей и намерений человека в его поступках, движениях, произносимых словах, жестах, мимике.

Литературе известны разные типы действия. В процессе в н е ш н е г о действия взаимоотношения между героями, их судьба, общественное понимание меняются в ту или иную сторону. В н у т р е н н е е действие предполагает такое поведение персонажей, при котором они проявляют чувства в поведении, словах, жестах, но при этом не делают ничего, чтобы изменить свою жизнь.

В традиционных сюжетах, где действие движется от завязки к развязке, значительную роль играют п е р и п е т и и – всевозможные повороты от счастья в несчастью, от неудачи к удаче.

Ø Перипетии имели огромное значение в героических сказаниях древности и в волшебных сказках, в комедиях и трагедиях античности и Возрождения, в ранних новеллах и романах (любовно-рыцарские и авантюрно-плутовские), позже – в приключенческой и детективной литературе.

В сюжетах с перипетиями воплощается представление о власти случайностей над людьми.

Существует два типа последовательности событий в произведении: логическая, она же причинно-временная, (событие А – событие B – событие C – событие D) и сконструированная автором (напр. событие D – событие А – событие B – событие C). К примеру, в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Васильевича» читатель вначале видит труп героя, а потом знакомится с историей его жизни. Так в литературоведении возникают два понятия: сюжет и фабула.

Согласно Б. В. Томашевскому, сюжет – художественно построенное распределение событий в произведении, а фабула – совокупность событий в их внутренней связи.


Однако в литературе понятия сюжета и фабулы часто отождествляют или не разграничивают. Строго говоря, такое разграничение необходимо только в ряде случаев: автору при работе над произведением, читателю для грамотного пересказа, специалисту при анализе произведения, особенно, если событийный ряд сложный.

В качестве примера рассмотрим повесть М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника.

Вспомните сюжет рассказа И. А. Бунина «Лёгкое дыхание» и восстановите его фабулу.

Поскольку в основе сюжета - возникновение и развития конфликта, то при анализе нужно изучать этапы его развития. Стадии развития сюжета называют элементами, компонентами или факторами. Сюжет включает есть пять элементов: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминация и развязкаку.

Экспозиция (лат expositio - объяснение) информирует читателя о месте действия, знакомит с персонажами, ситуацией, в которой возникает конфликт. В комедии"Ревизор"М. Гоголь знакомит читателя с провинциальным городком м, в котором живут. Тяпкипы-Ляпкин,. Сквозник-Дмухановский,. Бобчинсьики и. Добчинский. В рассказе"Кони не виноваты"М. Коцюбинский представляет читателям. Аркади я. Петровича. Малину и его семьивича. Малину і його родину.

Есть экспозиция прямая - в начале произведения, задержанная - после начала действия, обратная - в конце действия, распылена - подается частями в течение действия. Задержанная экспозиция в романе. Панаса. Мирного и. Ивана. Билык ка"Разве ревут волы, когда ясли полны?"і "Новина". В.. Стефаника.

Развитие действия начинается с завязки. Завязка ставит героев в такие взаимоотношения, в которых они вынуждены действовать и бороться за решение конфликта. В комедии"Ревизор"завязкой является подготовка к ревизии к казнокрадов, карьеристов и взяточников. После завязки разворачиваются события, в которых участвуют персонажи, вступивших в конфликт, они борются за решение конфликта. Развитие действия занимает место между с авьязкою и кульминацией, она происходит через перипетии (греч peripeteia - внезапный поворот, изменение). Этот термин. Аристотель использовал, анализируя трагедию. Во перипетией он понимал"излом, перем ину действия в свою противоположность"Например, в"Эдипе""вестник, который пришел, чтобы порадовать. Эдипа и освободить его от страха перед матерью, достиг противоположного, раскрыв. Эдипа, кто он был"1 перипетий й есть и в эпических произведениях, в частности, в новеллах, рыцарских, авантюрных, приключенческих романах и повестях. Способ организации событий с помощью сложных перипетий, острой борьбы называют интригой (фран ц intrique, лат intrico - запутываю інтригою (франц. intrique, лат. intrico - заплутую).

Развитие действия происходит из-за конфликтов, коллизии и ситуации. Ситуация (франц situation от situs - размещение) - это соотношение сил, взаимоотношений в определенный момент развития действия. Ситуация базируется на противоречиях, борьбе между действующими лицами, в результате которой одна ситуация сменяется другой. Есть ситуации статические и сюжетные. Статическими (греч stitike - равновесие) называют уравновешенные ситуации. Стат ични ситуации характерны для экспозиции и развязки. Такие ситуации есть в начале и в конце произведения. Сюжетные возникают вследствие борьбы противоположных сил. Они характерны завязке, перипетиям, кульминацийульмінації.

Момент наивысшего напряжения в развитии сюжета называют кульминацией (лат kulmen - вершина). В кульминации наиболее полно проявляются характеры. В"Лесной песни"Леси Украинский"кульминацией является гибель нимфы ки. В"Ревизоре"кульминацией является сватовство. Хлестакова. С кульминации начинается новелла. В. Стефаника"Новость"Сначала она дается в форме сообщения, а впоследствии - в форме происшествия произведениях с хроникальным эту жетом кульминации может не быть. Она отсутствует в повести. ИС. Нечуя-Левицкого"Кайдашева семья"Во многих произведениях кульминация завершает развитие диuot;.. У багатьох творах кульмінація завершує розвиток дії.

решает конфликт развязка. Решение "связка - результат столкновения, последняя стадия развития конфликта. В"Лесной песни"Леси Украинская развязка - смерть и духовная победа. Лукаша. В развязке"Ревизора"дизна аемося, кто такой. Хлестаков. В город приходит известие о настоящей ревизию. Развязка у произведениях эпического и драматического характера. С развязки может начинаться произведение (этюд"Неизвестный"М. Коцюбинского). Зу встречаются произведения без решения, она отсутствует в рассказе. А. Чехова"Дама с собачкой оповіданні. А.. Чехова "Дама з собачкою".

Финальный элемент лирического произведения называют конечностью. Стихотворение может заканчиваться афористичным строкой, рефреном. Стихотворение. Л. Костенко"Умирают мастера", например, заканчивается строками:

При мастерах как-то легче. Они - как. Атланты

Держать небо на плечах. Поэтому и есть высота

афористической концовкой завершается поэзия. Л. Костенко"Кобзарю, знаешь, нелегкая эпоха":

Потому помните

что на этой планете

тех пор сотворил ее. Господь. Бог

еще не было эпохи для поэтов

но были поэты для эпох

Рефрен у таких старожанрових формах, как триолет, рондель, рондо

Сюжет складывается из эпизодов. В больших произведениях каждый элемент сюжета может включать несколько эпизодов (греч, epeisodion - то, что случилось). Эпизод - это событие, которое является законченной частью целого и имеет относительно в самостоятельное значениеня.

В эпических и драматических произведениях события могут замедляться или задерживаться благодаря введению вставных эпизодов, авторских отступлений, исторических экскурсов, интерьера, авторских характеристик, пейза вплоть.

В романе. Панаса. Мирного и. Ивана. Билыка «Разве ревут волы, когда ясли полны?" домляе о смерти царя. Пол и ба, коринфяне приглашают. Эдипа стать его наследником. Эдип счастлив, верит, что не является убийцей отца, но вестник открывает. Эдип тайну, что он не сын. Полиба и его дружи ни. В. Эдипа возникает вопрос, чей он сын. Мать и жена. Эдипа. Иокаста с болью покидают сцен з болем покидають сцену.

В некоторых произведениях могут быть пролог и эпилог. Пролог (греч prologos от pro - перед и logos - речь, слово) - вступительная часть произведения. Пролог - это композиционный элемент произведения. Он не входит в сюжет. Пролог с знакомит с событиями, которые предшествовали тем, которые изображены в произведении, с возникновением замысла. Л. Толстой рассказывает о фактах, которые стали толчком к написанию произведения"Хаджи. Мурат", и. Франко сообщает о замысле и цель написания поэмы"Моисей"Начинается пролог словамозпочинається пролог словами:

Народ мой, замученный, разбитый

Как паралитик, то на роздорожжу

Человеческим презрением, будто струпом, покрытый!

Твоим будущим душу я тревожу

От стыда, который потомков поздних

курить, уснуть я не могу

В античной трагедии прологом называли действие до начала основной ситуации. Это могла быть сцена, которая предшествовала народа (выхода хора), монолог актера, который в обращении к зрителю оценивал события, поведение г героив.

Прологом может быть сцена или эпизод, раздел (М. Коцюбинский -"Дорогой ценой",. М. Стельмах -"Правда и ложь"). Прологом может быть уведомлен от автора (Т.. Шевченко -"Еретик"), размышление над судьбой твор ру (Т. Шевченко -"Гайдамаки") и. Драч использует пролог для раскрытия важных философских и морально-соприкасающихся проблемойажливих філософських і морально-стичних проблем.

Эпилог (греч epilogos от эре - после и logos - слово) - заключительная часть произведения, которая рассказывает о персонажах, когда противоречия между ними решились. Эпилог делает характеристику персонажей полнее. В. В античной драме (в эксодом) объяснялся замысел автора, значение событий, происходивших. В драматических произведениях эпохи. Возрождения эпилог был заключительным монологом, который раскрывал идею произведения. В эпилогах может бы ути оценка изображенного (Т.. Шевченко -"Гайдамаки",. Г. Сенкевич -"Огнем и мечом"). Эпилог может иметь форму авторского сообщение (Марко. Вовчок -"Кармелюк"). Есть развернутые эпилоги, раскрывающих людс ьки судьбы через некоторое время после завершения основного действия (В. Самчук -"Горы говорят"). Иногда в эпилогах нарушаются философские и морально-этические проблемы (Л. Толстой -"Война и мир"орально-етичні проблеми (Л.. Толстой - "Війна і мир").

Все элементы сюжета используются в больших эпических произведениях. В малых эпических произведениях некоторые элементы могут отсутствовать. Элементы сюжета не обязательно идут в хронологической последовательности. Произведение может начинаться и с кульминации или даже решения (новелла. В. Стефаника"Новость", роман. М. Чернышевского"Что делать?"о "Що робити?").

1. Предмет «Введение в литературоведение».

2. Большие эпические жанры (повесть, хроника).

3. Соотношение научного и художественного мировоззрения. Образ и понятие.

4. Средние эпические жанры (повесть, хроника).

5. Понятие литературного рода.

6. Малые эпические жанры (басня, очерк, рассказ, новелла).

7. Художественный образ.

8. Основные приёмы стихосложения.

9. Язык художественной лит-ры (художественная речь).

10. Трагедия как жанр.

11. Лексический состав языка художественной лит-ры (диалектизмы, архаизмы, неологизмы, варваризмы и др).

12. Понятие стопы. Основные размеры русского стихосложения.

13. Литературный жанр. Эволюция и взаимодействие жанров.

14. Основные системы стихосложения.

15. Драма как жанр.

16. Метр и ритм.

17. Разновидности эпитета.

18. Стихотворная и прозаическая речь.

19. Комедия как жанр.

20. Литературная школа, течение, направление.

21. Основные компоненты сюжета.

22. Композиция литературно-художественного произведения.

23. Основные виды сравнений.

24. Тема, идея, проблематика литературно-художественного произведения.

25. Эволюция и взаимодействие жанров.

26. Разновидности тропов.

27. Творческий метод писателя.

28. Основные лирические жанры.

30. «Романтические» течения мировой лит-ры (сентиментализм, романтизм, символизм).

31. Основные школы мировой и отечественной теории лит-ры.

32. Персонаж, характер, тип: соотношение понятий.

33. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения.

34. Понятие внутренней формы слова, произведения.

35. Поэтика и стилистика.

36. «Классические» течения мировой лит-ры (классицизм, натурализм, реализм).

38. Понятие стихотворной строфы.

39. Понятие литературного процесса.

40. Описание, повествование, диалог, рассуждение, внутренний монолог в литературно-художественном произведении.

21. Основные компоненты сюжета.

Сюжет - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое.

Компоненты:

Экспозиция – представление героев, места и времени действия (кто, где, когда), расстановка действующих сил

Завязка – первое столкновение конфликтующих сторон, реализует в сюжете авторскую постановку проблем, обнажает исходные противоречия

Перипетии по восходящей - события, "напрягающие" конфликт от завязки до кульминации

Кульминация – высшая точка конфликта. В которой линии действия героев меняются на противоположные

Перипетии по нисходящей - события, снижающие напряжение конфликта от кульминации до развязки. Перипетии по нисходящей занимают в два раза меньше времени в пьесе, чем перипетии по восходящей.

Развязка – событие, исчерпывающее конфликт, то или иное разрешение противоречий, конечное соотношение борющихся сил

Финал – итог, обобщение всего произведения

22. Композиция литературно-художественного произведения.

КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. composition - составление, соединение) - построение худож. произв., согласованность его частей, обусловл. его содержанием, характером и назначением; организующий эл-т худож. формы. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность.

Композиционное построение включает:

Выяснение центра композиции и подчинение ему других частей произведения;

Объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве;

Соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина "Евгений Онегин", песня "Солнце всходит и заходит…" в драме Горького "На дне"); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

действие произведения может начаться с конца событий , а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");

автор использует композицию обрамления, или кольцевую , при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);

автор использует прием ретроспекции , то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);

нередко организатором композиции выступает художественный образ , например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;

автор может предпослать основному действию экспозицию , каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона" , как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";

композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной , как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");

нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий : обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

Композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.