История создания и анализ романа "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А

За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как "Роковые яйца", "Собачье сердце", "Похождения Чичикова". Самое великое среди них - роман "Мастер и Маргарита", написанный в 1928-1940 годах.

Центральный образ в романе - образ Маргариты, ведь именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви - всего того, из чего вырастает истинная жизнь. Создавая образ Маргариты, автор использовал такие художественные средства, как портрет, речевую характеристику, описание поступков героини.

М. Булгаков рисует образ Маргариты как личность, богатую эмоциями, душевными переживаниями, с непредсказуемым поведением.

Маргарита Николаевна - красивая, умная тридцатилетняя женщина, жена крупного специалиста. Муж ее был молод, добр, честен и очень любил свою жену. Они занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Маргарита не нуждалась в деньгах, кажется, чего еще ей не хватает? Но Маргарита не была счастлива. Ей надобно было заполнить духовную пустоту, но она не находила чем. Героиня была одинока - вот что увидел Мастер в ее глазах. Спасением для героини стала неожиданная любовь к Мастеру, любовь с первого взгляда.

Маргарита до встречи с Воландом была верующей. После исчезновения Мастера она каждый день молилась о том, чтобы он вернулся, либо чтобы она его забыла. Например, в тот памятный для нее день встречи с Азазелло Маргарита "просыпается с предчувствием, что... что-то произойдет". И это ощущение рождает веру. "Я верую!- нашептывала Маргарита торжественно, - я верую!" Шепот создает впечатление исповеди. Маргарита думает, что жизнь ее - "пожизненная мука", что послана ей эта мука за грехи: за ложь, обман, за "тайную жизнь, скрытую от людей". Перед нами открывается душа Маргариты, в которой было лишь страдание. Но душа эта живет, ведь она верит и способна осознать свою жизнь.

После встречи с Воландом Маргарита понимала умом, что она теперь относится к темным силам, и поверила в могущество мессира, но подсознательно обращалась к Богу в тяжелых ситуациях, например, в эпизоде знакомства с Азазелло, когда она узнает о том, что Мастер жив, Маргарита восклицает: "Боже!"

Маргарита милосердна. Это проявляется во многих эпизодах, например, когда Маргарита просит снять с Фриды заклятье.

По своей сути Маргарита добра, но то, что она "приближается" к темным силам, а также обида за совершенное с Мастером, толкает ее на месть (разгром квартиры Латунского). Люди же "света", такие как Иешуа, умеют прощать, считают, что все люди добрые.

Маргарита любит искусство и очень ценит настоящее творчество. Именно она спасла часть рукописи Мастера о Понтии Пилате.

Маргарита не дорожила своей жизнью. Она хотела быть вместе с Мастером, неважно где - на земле или на небесах, ведь только в этом и заключается для Маргариты смысл ее существования. Это подтверждается тем, что она сделала свой выбор сознательно: Маргарита готова была продать душу дьяволу ради любви.

Героиня романа "Мастер и Маргарита" предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.

Таким образом, Маргарита - женщина, ведьма - стала связующим звеном для трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала возможным разговор этих трех миров.

Свидетельствует о важности образа Маргариты и ее имя, так как Маргарита значит "жемчужина". Кроме того, в героине просматриваются черты самого дорогого для М. А. Булгакова человека в последние годы его жизни - Елены Сергеевны Булгаковой.

На протяжении всего романа Маргарита выражает авторское видение мира. Основная мысль романа заключается в том, что у каждого человека в любой ситуации есть выбор.

В романе хотелось бы отметить бережное и доброе отношение автора к своей героине. Ведь, по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество.

По-моему, за то, что Маргарита принесла в жизнь такие драгоценности, как любовь и созидание, она заслуживает не "покоя", а "света".

Давая своей героине возможность открыть истинные ценности бытия, автор не просто говорит о своем отношении к женщине, а предлагает миру свою концепцию личности.

«Так кто ж ты, наконец?» (урок развития устной и письменной речи, аналитическая беседа)

План урока:

    Темы и образы в романе.

    Подготовка к домашнему сочинению по роману.

Цели:

Познавательная – познакомить ребят с темами и образами романа.

Образовательная – научить ребят анализировать с правильной точки зрения художественное произведение.

Воспитательная– сформировать адекватное восприятие героев романа, подготовить к написанию сочинения.

Задачи:

Познавательная – через слово учителя, аналитическую беседу ознакомить ребят с образами, какую роль они играют в романе.

Образовательная – через аналитическую беседу, вопросно-ответную форму научить ребят анализировать, делать выводы по заданному материалу

Воспитательная – через комментированное чтение, написание сочинения сформировать эмоциональное отношение к персонажам.

Ход урока:

    Слово учителя (аналитическая беседа).

Как вы думаете, к какому читателю адресован этот роман?

Роман «Мастери иМаргарита» многослойный и допускает различные толкования.

Какие темы поднимаются в этом романе? (тема творчества, тема любви, тема власти)

Скажите, какой образ больше раскрывает тему творчества? (Мастер)

Литературоведы считают образ Мастера автобиографичным. Их объединяет и чисто внешнее сходство, и общее для обоих чувство отчаяния от работы «в стол». В то время же образ этот – широкое обобщение, так как судьба Мастера – участь многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.

Измученный обрушившимися на него несчастьями, Булгаков писал жене, что ему ничего не нужно, кроме абсолютного покоя. Такой покой дарует Мастеру Воланд по просьбе Иешуа. Мастер обрел уют, верную спутницу, погрузился в мир природы и музыки, чтобы постичь мудрость жизни. И может быть, покой и есть первый шаг к обретению света, к вечному царству, о котором писал Булгаков. Выбирая судьбу о себе, Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды. Но в финале нет пессимизма: на земле у Мастера остался ученик (Иван Бездомный) и роман, которому суждена долгая жизнь.

По мнению писателя, все счастье, дарованное в жизни человеку, исходит от любви. Чья любовь спасает Мастера?

Любовь возвышает человека, помогает постичь духовное начало. Маргарита полностью отдается любви и ради спасения Мастера продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. И тем не менее автор делает ее самой положительной героиней романа. Булгаковская Маргарита в зеркально перевернутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь своей Маргариты. У Булгакова Маргарита становится ведьмой ради любви к Мастеру. Она разделяет судьбу того, кого любит.

Кто, по-вашему, является олицетворением власти? (прокуратор)

Прокуратор Иудеи является олицетворением власти. Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем», и он гордится своим прозвищем, ведь миром правит власть и сила. Пилат прожил полную борьбы и смертельной опасности жизнь, в которой побеждает лишь сильный, не знающий жалости. Он знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей – только враги и завистники. Власть и величие не сделали Пилата счастливым. Единственное существо, к которому он привязан – собака. Автор считает трусость самым большим человеческим пороком. Это показано через образ Понтия Пилата. Он струсил, побоявшись быть обвиненным в государственной измене, и за это был наказан ужасающим бессмертием – «двенадцать тысяч лун» будет мучить его совесть. Автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле.

Какие вы еще образы вы еще знаете? Приведите примеры. (Иешуа, Воланд).

В романе Иешуа – прообраз Христа, но он не Богочеловек, а тот, кто знает, что есть истина, и несет ее людям. Иешуа – обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Он воплощение чистой идеи. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. Он утверждает, что человек может построить такое общество, где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в доброе начало в каждом человеке. И в то, что «царство истины» обязательно наступит. Он побеждает в споре с Понтием Пилатом, потому что не оказывается от своих убеждений, идет на смерть, оставаясь по-настоящему свободным.

Ну сама идея поместить в Москву 1930-х гг. князя тьмы и его свиту, олицетворяющих собой силы, которые во имя справедливости совершает добрые дела, - глубоко новаторская. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим свою любовь, покарать предателей, взяточников, подхалимов, пройдох. Но если его свита совершает различные «пакости», то сам мессир неизменно сохраняет спокойствие и величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Сатана в романе нетрадиционен: он не воплощает собой зло, не предает людей, не толкает их на дурные поступки. Воланд – связующее звено между добром и злом, светом и тьмой. Но он не бесстрастен, а склонен к добру. Сфера его – свет тьмы, лунный свет. Искореняя людские пороки, свита Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность и честность и наказывала зло. Воланд пронесся над Москвой грозой, карая неправду.

Присутствуют ли в романесквозныеобразы? (тьма, образы-двойники)

Тьма – это отсутствие Бога в человеческой душе. Тьма накрывает Ершалаим во время казни Иешуа. Тьма сгустилась над Москвой, когда в свой последний путь отправились Мастер и Маргарита, единственные среди «московского народонаселения», в ком Воланд обнаружил частицу Бога. События в Москве разворачиваются в те дни, когда по православному календарю земля лишилась Бога, Воланд, прибыв в Москву, узнает, что люди отказались от веры в Бога, изгнали его из своей души. А это значит, что потерли нравственные ориентиры. В таком мире все дозволено, добро и любовь исчезли, а правда запрятана в сумасшедший дом. Ни Бог, ни дьявол не вмешиваются в дела людей – люди сами выбирают свою судьбу. И каждому по окончании жизни воздается по вере его.

Присутствуют ли в романе образы-двойники? Чью традицию продолжает Булгаков?

Булгаков продолжает традицию Достоевского, который в своем творчестве разрабатывал сложные взаимодействия реального и ирреального. В романе можно отметить целую систему соответствий и отражений образов, которые могли бы представить разные варианты судьбы: Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда, Берлиоз и Майгель, Иван Бездомный и Левий Матвей, Наташа и Гелла.

    Подготовка к написанию сочинения.

    Тренировочный текст (можно выбрать работы учащихся).

Например, автор приведенного ниже сочинения на тему «Добро и зло в романе М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» не подтвердил свои мысли примерами из текста. Исправьте эту ошибку. Если вы в чем-то не согласны с автором сочинения, внесите в текст необходимые, на ваш взгляд, исправления и дополнения (раздаточный материал).

    Темы сочинений по творчеству М. А. Булгакова:

    Почему роман назван «Мастер и Маргарита».

    Образ Воланда и его место в художественной системе романа «Мастер и Маргарита».

    Личность и толпа в романе «Мастер и Маргарита».

    Почему Мастер не заслужил, а заслужил покой.

    Двоемирие в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Линия философская – Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.

    «Мастер и Маргарита» - роман в романе.

    Домашнее задание.

Написать сочинение по заданным темам.

Разделиться на группы, поставить инсценировку по любой главе романа.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. «…читая его (Пушкина) творения, можно пре­вос­ход­ным об­ра­зом вос­пи­тать в себе человека…» (В. Г. Белинский)

С17.2. «О город, город роковой» (Тема го­ро­да в твор­че­стве Не­кра­со­ва и поэтов-современников).

С17.3. Лич­ность и толпа в ро­ма­не М. А. Бул­га­ко­ва «Мастер и Маргарита».

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

C17.1. «…читая его (Пушкина) творения, можно пре­вос­ход­ным об­ра­зом вос­пи­тать в себе человека…» (В. Г. Белинский)

О чем бы ни писал Пушкин: о друж­бе или любви, об иде­а­лах сво­бо­ды или ис­то­ри­че­ских событиях, о при­ро­де или фи­ло­соф­ских проблемах, - всюду мы видим пре­жде всего гуманиста, человека, стре­мя­ще­го­ся про­бу­дить в чита-телях «чувства добрые». В со­чи­не­нии сле­ду­ет оста­но­вить­ся на ос­нов­ных мо­ти­вах ли­ри­ки поэта: дружба, любовь, вольнолюбие, Ро­ди­на и слу­же­ние ей - и от­ве­тить на во­прос «Чему учит нас поэт, рас­кры­вая эти темы в своем творчестве?» В свое­об­раз­ном по­э­ти­че­ском за­ве­ща­нии «Памятник», на­пи­сан­ном Пуш­ки­ным за не­сколь­ко ме­ся­цев до тра­ги­че­ской гибели, поэт огля-дывается на прой­ден­ный твор­че­ский путь и пы­та­ет­ся определить, в чем ис­тин­ное до­сто­ин­ство его поэзии. Не кра­со­та слова или глу­би­на со­дер­жа­ния ви­дят­ся ему наи­бо­лее важными, а имен­но гу­ман­ность и вольнолюбие:

И долго буду тем лю­бе­зен я народу,

Что чув­ства доб­рые я лирой пробуждал,

Что в мой же­сто­кий век вос­сла­вил я сво­бо­ду

И ми­лость к пад­шим призывал.

C17.2. «О город, город роковой» (Тема го­ро­да в твор­че­стве Не­кра­со­ва и поэтов-современников).

Николай Алек­се­е­вич Не­кра­сов после раз­ры­ва с отцом остал­ся в Пе­тер­бур­ге без вся­кой под­держ­ки и опоры. «Петербургскими мытарствами» на­зы­ва­ют обыч­но этот пе­ри­од в жизни Некрасова. Мы­тарств было много: про­вал на уни­вер­си­тет­ских экзаменах, раз­нос в кри­ти­ке пер­во­го сбор­ни­ка подражательных, уче­ни­че­ских сти­хов «Мечты и звуки» (1840), по­лу­го­лод­ное существование, наконец, по­ден­ная чер­но­вая ра­бо­та в сто­лич­ных жур­на­лах и га­зе­тах ради куска хлеба. Но од­но­вре­мен­но фор­ми­ро­вал­ся стойкий, му­же­ствен­ный характер: «хождение по мукам» и за­ка­ли­ло поэта и от­кры­ло перед ним жизнь пе­тер­бург­ских низов. Важ­ней­шей темой его Музы стала судь­ба го­род­ско­го ни­ще­го люда. Для ана­ли­за можно взять стихотворения: «На улице» (1850), «О погоде» (1858), «Ванька» (1850), «Извозчик» (1855) и др.

Показывая сцены го­род­ской жизни, речь, на самом деле, идет уже не о част­ных эпизодах, а о пре­ступ­ном со­сто­я­нии мира, в ко­то­ром су­ще­ство­ва­ние воз­мож­но лишь на уни­зи­тель­ных условиях.

Последователями Не­кра­со­ва в рас­кры­тии темы го­ро­да стали Брюсов, Маяковский, Блок.

C17.3. Лич­ность и толпа в ро­ма­не М. А. Бул­га­ко­ва «Мастер и Маргарита».

Самый глав­ный и самый страш­ный дья­вол у Бул­га­ко­ва – это че­ло­ве­че­ское общество. Во­ланд – князь тьмы – по срав­не­нию с ним мел­кий хулиган. При­быв на ин­спек­цию в Моск­ву 30-х годов, он прак­ти­че­ски в растерянности: ему не­че­го делать, негде тво­рить свое ис­кон­ное зло. Все уже сделано, оста­ет­ся лишь под­би­рать какие-то крохи. А лю­диш­ки так испоганились, что где Са­та­на не повернется, кого не щелк­нет по носу – все негодяй, все мел­кий бес, по срав­не­нию с ко­то­рым и свита Во­лан­да – ве­се­лые шалуны.

По мысли писателя, со­вре­мен­ное ему общество, без по­мо­щи дьявола, про­де­ла­ло всю дья­воль­скую ра­бо­ту по со­вра­ще­нию людей во все смерт­ные грехи, по ис­ку­ше­нию и растлению. Здесь дья­во­лу уже не­че­го делать. Перед нами не об­ще­ство даже, сознательное, свободное, а толпа раз­вра­щен­ных людей.

«Свобода и несвобода» в фи­ло­соф­ском ас­пек­те по­став­ле­на в спо­рах Иешуа и Га-Ноцри с мо­гу­ще­ствен­ным рим­ским про­ку­ра­то­ром Пон­ти­ем Пилатом, в душе ко­то­ро­го про­ис­хо­дит борь­ба че­ло­ве­че­ско­го и должностного. Пилат как го­су­дар­ствен­ный че­ло­век вы­нуж­ден де­лать то, что рас­хо­дит­ся с его че­ло­ве­че­ской совестью, хотя и со­от­вет­ству­ет идее государственности. Когда-то он был че­ло­ве­ком пря­мых слов и действий, смело во­див­ший во­и­нов на врага с криками: «Руби их! Руби их!». Тогда он не ис­пы­ты­вал страха. А вот теперь, до­слу­жив­шись до боль­шо­го чина, переродился, стал бо­ять­ся за свою карьеру.

Власть не толь­ко воз­вы­ша­ет че­ло­ве­ка над людьми, но и де­ла­ет его своим рабом. Ду­шев­ные че­ло­ве­че­ские по­ры­вы усту­па­ют место рас­су­доч­но­му политиканству. Не­сво­бо­да берет верх над сво­бод­ным волеизъявлением. А это уже тра­ге­дия для силь­ной личности, по­гу­бив­шая в раз­ные вре­ме­на мно­гих та­лант­ли­вых царедворцев. И все же в сцене бесед с Иешуа Пилат, понявший, что су­дить можно толь­ко совестью, ока­зал­ся на высоте. И помог ему в этом Иешуа Га-Ноцри, ко­то­рый смог про­ти­во­сто­ять толпе, не сломался, не от­рек­ся от себя самого.

С17.4. Проблемы гуманизма в литературе о гражданской войне.

Вопросы гуманизма - уважения к человеку - интересовали людей дав-но, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда грандиозное столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на грань гибели, не говоря уже о душе, которая вообще находилась в каком-то шаге от полного разрушения.

Для анализа можно взять роман А. Фадеева «Разгром», в котором боль-шое место занимает описание событий, увиденное глазами Мечика - интеллигента, случайно попавшего в партизанский отряд. Мечик - гуманист, и моральные принципы партизан (а вернее, почти полное их отсутствие) вызывают у него сомнения, он не уверен в правильности революционных идеалов.

Один из самых серьезных гуманистических вопросов, рассматриваемых в литературе о гражданской войне, - это проблема, что же отряд должен в сложной ситуации делать со своими тяжелоранеными бойцами: нести их, взяв с собой, подвергая весь отряд риску, бросать, оставляя на мучительную смерть, или «добивать». В повести Бориса Лавренева “Сорок первый” этот вопрос, который много раз поднимается во всей мировой литературе, выливаясь порой в спор о безболезненном умерщвлении безнадежно больных, решается в пользу убийства человека окончательно и бесповоротно. В живых из двадцати пяти человек отряда Евсюкова остается меньше половины - остальные отстали в пустыне, и комиссар их собственноручно пристрелил. Было ли это решение гуманным по отношению к отставшим товарищам? Точно этого сказать нельзя, ведь жизнь полна случайностей, и могли погибнуть все, либо все уцелеть. Фадеев решает подобный вопрос так же, но с гораздо большими нравственными мучениями героев. А несчастный интеллигент Мечик, случайно узнав о судьбе больного Фролова, бывшего ему почти другом, о принятом жестоком решении, пытается этому помешать. Его гуманистические убеждения не позволяют ему принять убийство в такой форме.

Война разрушила все привычные людские ценности, поставила все с ног на голову. Во имя будущего счастья человечества - идеала гуманистического - совершались такие страшные преступления, которые с принципами гуманизма не совместимы никак. Вопрос о том, стоит ли будущее счастье такого моря крови, человечеством все еще не решен, но вообще подобная теория имеет множество примеров того, что случается, когда выбор делают в пользу убийства. И если все зверские инстинкты толпы в один прекрасный день высвободить, то такая свара, такая война наверняка в жизни человечества станет последней.

Булгаков м. а. - Концепция личности в романе м. а. булгакова «мастер и маргарита»

За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Похождения Чичикова”. Самое великое среди них - роман “Мастер и Маргарита”, написанный в 1928-1940 годах.
Центральный образ в романе - образ Маргариты, ведь именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви - всего того, из чего вырастает истинная жизнь. Создавая образ Маргариты, автор использовал такие художественные средства, как портрет, речевую характеристику, описание поступков героини.
М. Булгаков рисует образ Маргариты как личность, богатую эмоциями, душевными переживаниями, с непредсказуемым поведением.
Маргарита Николаевна - красивая, умная тридцатилетняя женщина, жена крупного специалиста. Муж ее был молод, добр, честен и очень любил свою жену. Они занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Маргарита не нуждалась в деньгах, кажется, чего еще ей не хватает? Но Маргарита не была счастлива. Ей необходимо было заполнить духовную пустоту, но она не находила чем. Героиня была одинока - вот что увидел Мастер в ее глазах. Спасением для героини стала неожиданная любовь к Мастеру, любовь с первого взгляда.
Маргарита до встречи с Воландом была верующей. После исчезновения Мастера она каждый день молилась о том, чтобы он вернулся, либо чтобы она его забыла. Например, в тот памятный для нее день встречи с Азазелло Маргарита “просыпается с предчувствием, что... что-то произойдет”. И это ощущение рождает веру. “Я верую!- шептала Маргарита торжественно, - я верую!” Шепот создает впечатление исповеди. Маргарита думает, что жизнь ее - “пожизненная мука”, что послана ей эта мука за грехи: за ложь, обман, за “тайную жизнь, скрытую от людей”. Перед нами открывается душа Маргариты, в которой было лишь страдание. Но душа эта живет, ведь она верит и способна осознать свою жизнь.
После встречи с Воландом Маргарита понимала умом, что она теперь относится к темным силам, и поверила в могущество мессира, но подсознательно обращалась к Богу в тяжелых ситуациях, например, в эпизоде знакомства с Азазелло, когда она узнает о том, что Мастер жив, Маргарита восклицает: “Боже!”
Маргарита милосердна. Это проявляется во многих эпизодах, например, когда Маргарита просит снять с Фриды заклятье.
По своей сути Маргарита добра, но то, что она “приближается” к темным силам, а также обида за совершенное с Мастером, толкает ее на месть (разгром квартиры Латунского). Люди же “света”, такие как Иешуа, умеют прощать, считают, что все люди добрые.
Маргарита любит искусство и очень ценит настоящее творчество. Именно она спасла часть рукописи Мастера о Понтии Пилате.
Маргарита не дорожила своей жизнью. Она хотела быть вместе с Мастером, неважно где - на земле или на небесах, ведь только в этом и заключается для Маргариты смысл ее существования. Это подтверждается тем, что она сделала свой выбор сознательно: Маргарита готова была продать душу дьяволу ради любви.
Героиня романа “Мастер и Маргарита” предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.
Таким образом, Маргарита - женщина, ведьма - стала связующим звеном для трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала возможным разговор этих трех миров.
Свидетельствует о важности образа Маргариты и ее имя, так как Маргарита значит “жемчужина”. Кроме того, в героине просматриваются черты самого дорогого для М. А. Булгакова человека в последние годы его жизни - Елены Сергеевны Булгаковой.
На протяжении всего романа Маргарита выражает авторское видение мира. Основная мысль романа заключается в том, что у каждого человека в любой ситуации есть выбор.
В романе хотелось бы отметить бережное и доброе отношение автора к своей героине. Ведь, по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество.
По-моему, за то, что Маргарита принесла в жизнь такие драгоценности, как любовь и созидание, она заслуживает не “покоя”, а “света”.
Давая своей героине возможность открыть истинные ценности бытия, автор не просто говорит о своем отношении к женщине, а предлагает миру свою концепцию личности.