История и Традиции. Традиции Чечни. Памятка гостю и путешественнику

Чеченские адаты были собраны и выпущены в сборнике «Адаты кавказских горцев» в 1882 г. Материалы, легшие в основу сборника, были извлечены из горских словесных судов и записаны сразу после завоевания Чечни. К моменту их издания они были дополнены советом старшин отдельных районов края. Все адаты были разделены на наибства, соответствующие делению Чечни после завоевания Россией – Ичкерия (Ножай-Юртовский и Веденский р-ны), Надтеречье, Качкалык, Аух (чеченцы-аккинцы), Карабулаки и т.д. Многие адаты идентичны для всех областей Чечни, а потому, чтобы не обременять читателя повторами, здесь представлены, главным образом, адаты Ичкерии. Эти адаты более жестки, не испытали влияния российской власти и главное – влияния княжеских адатов Надтеречья. Вполне можно полагать, что именно они являются наиболее древними законами чеченского общества.

1. КАЛЫМ

Калым и подарок жениха составляют неприкосновенную собственность замужней женщины. Без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться.

а) Калым составляет 100–120 руб. серебром (20–24 коровы) за девственницу; за вдову или разведенную – в 2 раза меньше;

б) если женитьба произошла без согласия родителей невесты – штраф: 100 руб. серебром (20 коров) и конь со всем убором.

2. СУПРУЖЕСКАЯ НЕВЕРНОСТЬ И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

а) За прелюбодеяние с чужой женой виновник должен заплатить мужу, если он его не убивает на месте, штраф в размере 80 голов рогатого скота; если же муж убивает виновника, то обязан заплатить его родственникам штраф, как за убийство;

б) за прелюбодеяние с замужней женщиной или засватанной девушкой виновник выплачивает штраф: 80 голов крупного рогатого скота при условии, что на штраф согласны родственники женского пола потерпевшей стороны;

в) если родственницы девушки не согласны, то виновник, если женат, посылает в их распоряжение свою жену, а если не женат – сестру или мать;

г) за прелюбодеяние с незасватанной девушкой уличенный обязан заплатить ее родителям штраф в 18 голов крупного рогатого скота.

В Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни, а также у акинцев виновный в прелюбодеянии с замужней женщиной преследовался как за убийство. Женщине же отрезались нос и губы. Однако муж обязан был уплатить ее родственникам штраф за нанесенное увечье.

3. БЛУД

а) За блуд мужчина обязан жениться на женщине, с которой у него была связь;

б) еще до заключения брака, если мужчина согласен на него, он обязан дать ее ближайшим родственникам выкуп, положенный женщине при разводе – гебенгак;

в) если мужчина не захотел жениться, то гебенгак остается в распоряжение женщины;

г) если у них есть общий ребенок, то он отдается на попечение отца;

д) кроме того, мужчина дает родственникам женщины трехлетнего быка.

4. ОСКОРБЛЕНИЕ

За оскорбление словесное, с поношением чести, потерпевшая сторона имеет право ответить тем же.

5. БЕСЧЕСТИЕ

а) за бесчестие, нанесенное девушке или вдове вне дома, т. е. обнять, поцеловать, дотронуться, даже случайно, снять платок, виновный обязан: в присутствии почетных людей принести свои извинения ее родственникам и заплатить им удовлетворение, дав трехлетнего быка, одного-двух баранов и кусок холста или ситца;

б) за бесчестие девушке или вдове, нанесенное в доме, также приносятся извинения и дается удовлетворение в виде двух быков, двух баранов и двух кусков ситца или холста;

в) если кто, преследуя спасающегося, вбежит в чужой двор, то обязан в присутствии почетных людей принести свои извинения хозяевам двора;

г) за отрезание хвоста у чужой лошади виновный платит истцу 25 руб. серебром (5 коров), приносит извинения в присутствии почетных людей, причем, приводит с собой быка в подарок потерпевшему;

д) за убийство чужой собаки во дворе хозяина или у его ворот виновник отвечал как за убийство человека. Если убийство собаки случилось вдали от ее двора, виновник платит ее хозяину: за овчарку – трехлетнего быка, барана и кусок холста; за дворовую – одного барана и кусок холста.

е) снятие или сбивание шапки с чужой головы решается, как при убийстве;

ж) поругание предков, или одного из них, решается, как при убийстве.

6. УМЫКАНИЕ

а) если девушка или вдова увезена без согласия ее родных и она не согласна выйти замуж за похитителя, виновный обязан вернуть ее. Ее родным делается честь – платится 20 руб. серебром, один баран и ситец. Кроме того, если девушка переночевала хоть одну ночь у похитителя, ее родным платится калым и гебенгак;

б) если девушка или вдова пожелает выйти замуж за похитителя, и ее родные согласны, то она выходит за него замуж, но при этом увезший ее возвращает девушку до свадьбы в дом ее родных, дает родным девушки или вдовы гебенгак, а также 20 руб. серебром, одного барана и ситец;

в) если девушка засватана, то штраф дается не ее родителям, а ее жениху.

7. ДОЛГ

а) Дела о долгах рассматриваются по шариату;

б) если есть расписка, подлинность которой несомненна, то дело рассматривается по адату;

в) если в деле указаны проценты, то шариатский суд их не рассматривает, а считает законной только сумму долга;

г) дела по процентам рассматривает только адат, причем нужны свидетели и письменные обязательства;

д) если должник умер, долг должен быть уплачен за счет имения покойного, до раздела его родственниками;

е) если заимодавец объявился после раздела имения покойного, то долг оплачивают все наследники имения по мужской линии; для этого заимодавец должен предоставить долговую расписку, засвидетельствованную двумя свидетелями и скрепленную кадием.

ВОТАЛЛА

а) В случае неуплаты долга или штрафа под барабанный бой собиралось все общество и забирало у должника соответствующую часть имущества;

б) если человек при этом разорялся, то ему давали пасти общественное стадо, при этом половина приплода оставалась собственностью пастуха.

8. ИМЕНА РОДНЫХ

Сноха не имела права называть свою фамилию, имена мужа, свекра, свекрови, деверя, золовки. В случае нарушения этого запрета она изгонялась из семьи своего мужа.

9. КЛЕВЕТА

Клевета, бездоказательно возведенная на кого-либо, оплачивается виновником потерпевшей стороне в размере платы за убийство, особенно если эта клевета касается чести девушки или женщины.

В переводе с арабского «адат» означает обычай, регулирующий повседневную жизнь чеченского общества, правила мести, отношение к женщине и браку. Несмотря на иностранное слово и влияние ислама, основные положения адатов складывались в эпоху родоплеменных отношений горского народа.

В противовес адатам, возвышающим человеческое достоинство, существовали горско-языческие правила, которые чеченцы прошлых и сегодняшних дней не придерживаются. По адатам дети, подростки, женщины не входят в круг кровной мести, а по горско-языческой традиции из мести допускается убийство младенцев и пожилых людей.

У чеченцев принято записывать недостатки и провинности отдельного человека на всю его семью. Если чеченец совершал недостойный поступок, то все его родственники ходили с «опущенной головой» или «почерневшим лицом». Если его деяния вызывали одобрение, то «другого от людей этой семьи нельзя было ожидать». Эта традиция ясно прослеживается и в «адатах» и в штрафах. Если его не мог выплатить виновник, то возместить ущерб полагалось родне.

Калым, супружеская верность и прелюбодеяния

Наличие калыма должно показывать семье невесты, что потенциальный жених состоятельный человек, располагающий имуществом. Согласно адатам за невесту-девственницу полагалось 100-120 серебряных рублей или 24 коровы. За вдову или разведенную плата в два раза меньше. Женитьба без согласия родителей могла обойтись жениху в штраф 100 серебряных рублей и коня со всем убором.

За прелюбодеяние полагалось 80 голов крупного рогатого скота. Если муж убил того, кто посягнул на его жену, то должен был выплатить штраф без кровной мести. Наказание могло отличаться от региона к региону. В Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни прелюбодей преследовался как убийца, а такой женщине отрезали нос и губы.

Оскорбления и финансовые отношения

Оскорблением считалось обнять, поцеловать, дотронуться или, пусть и случайно, снять платок с головы чеченки. Тот, кто совершил такое деяние, должен при собрании уважаемых людей извиниться и отдать потерпевшей семье быка, двух баранов или кусок дорогой ткани.

Высокие штрафы устанавливались за нанесение увечий чужим лошадям и собакам. За убийство сторожевой овчарки во дворе хозяина виновник отвечал, как за убийство человека. Смертельной виной считалось оскорбление предков, клевета, преднамеренное убийство, касание к одетой на голову мужчины шапке.

Шариат запрещает взымать с должника проценты и считает законной фактическую сумму долга. Поэтому вопросы с деньгами, одолженными под проценты и с составлением расписки, решались по «адату». Если человек отказывался отдавать долг, то все общество собиралось и забирало соответствующую часть его имущества.

От разорения заемщика спасал закон, согласно которому, если после этого он испытал нужду, то ему разрешалось пасти общественное стадо, а оплатой была половина приплода.

Кровная месть

После смертного оскорбления или убийства старейшины проводят разбирательство. Если человек признан виновным, в его семью направляются посланники, которые от имени потерпевшей стороны объявляют кровную месть.

Изначально преследовался только убийца, а в XIX веке потерпевшие могли сами выбрать члена семьи, который ответит своей кровью.

Участвовать в мести могут только родственники. Если в семье нет мужчин – это делает женщина. Если убийство произошло по неосторожности, то потерпевшая сторона имеет право назначить размер материалов компенсации. Прощение виновного в убийстве считалось уважаемым поступком достойным сильных людей.

Неписанные правила поведения чеченцев

Важным дополнением к адатам являются традиционные правила поведения, которые не записаны, однако строго соблюдались чеченцам. Суровая среда и уклад жизни развил в горцах не только кровную месть, но и культуру гостеприимства.

Путник всегда найдет приют и еду в доме чеченца, однако через три дня после приезда он теряет статус гостя и должен или покинуть дом или начать трудиться вместе с его обитателями.

Интересен обычай подарка гостю. Если тому понравится любой предмет в доме, то хозяин обязан предложить подарить эту вещь. При этом принять подарок считалось проявлением «рабской натуры».

Особое отношение у горцев к женщинам, которые считались хранительницами очага. Если посторонняя женщина входила в дом, то присутствующие в нем мужчины обязаны были встать.

Чеченцу запрещалось брать в руки и ласкать своих детей на виду у других. Если ребенок плачет или капризничает, его уводят, чтобы он не мешал взрослым. Дети не должны мешать гостю и взрослым беседовать. Отцы и старшие родственники с детства прививали маленьким мальчикам качество «яхь». Заключается оно в чувстве соперничества и желании быть лучшим.

Позором было обнажить оружие и не воспользоваться им, ездить верхом по селению и обижаться на шутки, которые не несли прямого оскорбления. Совершеннолетие мальчика наступало в 15 лет, а в 63 года наступает «возраст развязывания пояса», то есть мужчина мог выходить на улицу без кинжала.

НОХЧАЛЛА.
«Нохчо» означает «чеченец». Существует понятие «Нохчалла». Перевести трудно. Примерно это означает особенности чеченского характера. Это, своего рода, кодекс чести – комплекс нравственных и этических норм чеченского народа. Нохчалла включает в себя много всего:

1. Особое почтительное отношение к женщине и даже к ее родственникам. Например, въезжая в село, где живут уважаемые родственники его матери или жены, мужчина спешивается с коня. Взаимная вежливость и соблюдение традиций – это особая тема в отношениях между противоположными полами.

ПРИТЧА О ГОРЦЕ И ЖЕЩИНЕ.
Чеченский горец после долгого утомительного пути въехал в незнакомое село. Он попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что в этот вечер женщина в доме была одна. По традициям горского гостеприимства она не могла отказать в ночлеге путнику, пришедшему с миром. Ведь завтра ее мужу, сыну или брату в горах также может понадобиться чья-то помощь и гостеприимство. Женщина накормила путника и уложила его спать. Устав с дороги, он мгновенно уснул. Лишь наутро гость понял, что в доме не было мужчины, и женщина всю ночь сидела в передней у зажженного фонаря. Путник понял, что поставил хозяйку дома в крайне неудобное положение и поспешил уехать. Однако, второпях умываясь, он нечаянно задел руку женщины, которая сливала ему воду из кувшина, своим мизинцем. Тогда уходя, мужчина отрубил кинжалом свой мизинец, чтобы сберечь честь доброй женщины, которую он дважды, не желая того, поставил в неловкое положение. Теперь не было руки мужчины, который коснулся ее. Это
Нохчалла…

Фотограф Ф. Орден. 1897 г. Взято отсюда .

2. Уважение к личности человека. Чем дальше человек по социальному статусу, по родству или вере, тем больше должно быть уважение. Если человек, например, беден, то к нему следует относиться с подчеркнутым уважением, чтобы он не почувствовал пренебрежения. Сидящий на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если пеший старше всадника, следует сойти с коня и поздороваться с особым уважением. С таким же подчеркнутым уважением следует относиться к представителю иной веры. Старики говорят, что обида, нанесенная правоверному мусульманину, может быть прощена, т.к. в Судный день повздорившие встретятся, и у них будет шанс помириться. Иноверцы же не встретятся друг с другом никогда, т.к. их призовут разные Боги. Вот почему не будет последнего шанса помириться. Нанесение несправедливой обиды останется непрощенным грехом.

3. Верность в мужской дружбе на всю жизнь, сохраняя при этом личную свободу. Традиционное издревле чеченское приветствие: «Приходи свободным!» У чеченцев никогда не было рабов и царей.

Нохчалла – это не законодательный документ. Это добровольно исполняемый кодекс чести для чеченца, который хочет соответствовать понятию къенах (рыцарь).

Вот еще пример чеченского рыцарства. Рассказывают, что когда предводитель восставших горцев Шамиль сдавался в плен, его несколько раз окликнул кто-то из своих. Шамиль не обернулся, а потом так объяснил свой поступок: «Чеченцы не стреляют в спину».

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Религиозные вопросы регулируются Шариатом. Это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама. Бытовое каждодневное поведение часто регулируется через Адат.

Адат – от арабского «обычай» - обычное право у мусульман в отличие от духовного права – шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения – с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.

О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» («Голос Отчизны»). С-М. Хасиев пишет: «Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек (разбойник, народный заступник) Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Знаменитый абрек спросил, что случилось. «У меня отобрали младенца»,- ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка. Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За это Зелимхан убил их. – По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на подростка, не достигшего совершеннолетия, на женщину, на старика пенсионного возраста. Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить.

Другой пример связан с народной традицией. Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.

Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни - дом (очаг), другой – общественный центр поселения (майдан, площадь). Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб (материальный или физический) будет взиматься тем бо́льшая, чем дальше от места драки расположен очаг участника беспорядков. Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела.

По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж. Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.

В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».

С-М. Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов. Это – путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе.

«Восстановление начнется только тогда, - пишет С-М. Хасиев, - когда каждый научится спрашивать себя: что я сделал сегодня хорошего, доброго, полезного? Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль - на этом пути можно творить добро. На этом пути формируется здоровая нравственно-этическая атмосфера общества». Взято отсюда .

Становится понятным, что Адат – это не подобие «криминальных понятий», как это часто трактуется людьми предвзято относящимся к исламу вообще, и к чеченцам, в частности, а свод правил более цивилизованных, чем горско-языческие традиции. (О том, как Адат помогает урегулировать проблемы кровной мести в Чечне и Ингушетии, мы уже писали по тегу (метке) .) Так же, например, из Ветхого завета «Око за око, зуб за зуб» было для того времени и менталитетного пространства вполне цивилизованным и миролюбивым правилом.

Нохчалла является этической надстройкой над Шариатом и Адатом и завершает образ идеального чеченца. Вот еще пример:

«...В Чечне всегда ходило СЛОВО. У него всегда был хозяин и тот знал ему цену - оно стоило столько, сколько он или он - столько, сколько свое слово. "У мужа должно быть слово. Сказанное должно остаться сказанным", - говорили в горах. Люди держались не высотой гор, не крепостью каменных башен, а твердостью слова, верностью ему.

Поймали кровники врага и взметнулись кинжалы мести. Тот попросил перед смертью воды, и ему дали. Он держал чашу и не пил. "Почему не пьешь?" - спросил старший из кровников. "Боюсь, что не дадите допить", - ответил, стоявший на пороге смерти. "Тебя не убьют, пока не выпьешь эту воду". Тогда тот выплеснул содержимое чаши на землю... и давший не нарушил слова...» Юнус Сэшил "Царапины на осколках". Взято отсюда .

ГОСТЕПРИИМСТВО.
«Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется «комната гостя», она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты.

Первые три дня у гостя не положено ничего спрашивать: кто он, зачем пожаловал… Гость живет в доме как бы на правах почетного члена семьи. В старину, в знак особого уважения, дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.

Согласно чеченскому этикету гость не должен предлагать никакой платы за прием. Он может только сделать подарок детям». Взято отсюда .

ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ
«Женщина–мать у чеченцев имеет особый общественный статус. Она издревле - хозяйка огня, мужчина только хозяин дома. Самое страшное чеченское проклятие – «чтобы потух в доме огонь».

Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами.

Никто кроме женщины не может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся – это действовало как запрет на междоусобицу.

По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед в знак уважения. По чеченской – мужчина, уважая и оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом…Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее, жену и мать его детей.

Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены – засчитывалось как добродетель, за которую бог без суда может отправить в рай». Взято

Адат - от арабского «обычай» - обычное право у мусульман в отличие от духовного права - шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения - с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.

О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» («Голос Отчизны»). С-М. Хасиев пишет:«Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек (разбойник, народный заступник) Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Знаменитый абрек спросил, что случилось. «У меня отобрали младенца», - ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка. Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За это Зелимхан убил их. По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на подростка, не достигшего совершеннолетия, на женщину, на старика пенсионного возраста. Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить.

Другой пример связан с народной традицией. Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.

Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни - дом (очаг), другой - общественный центр поселения (майдан, площадь). Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб (материальный или физический) будет взиматься тем бомльшая, чем дальше от места драки расположен очаг участника беспорядков. Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела.

По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж. Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.

В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».

С-М. Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов. Это - путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе.

Из статьи на вики о вайнахских адатах:
"Согласно исследованию учёных, к началу XIX века союзы тейпов (тукхумы) имели каждый свой свод адатов. По общим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на основе адата.
Также возможно разделить, например, чеченский народ на две основных категории по степени восприятия адатов и шариата (как противоборствующих правовых систем): равнинные тейпы и горские тейпы (тейпы Ичкерии — исторической горной местности на стыке границ Дагестана и Чеченской республики). При этом выяснится, что горские тукхумы являются менее исламизированными в вопросах исторического правового поля, так как ислам проник в их культуру значительно позже, чем его восприняли равнинные тейпы — разница составляет, по примерным оценкам историков, 150 лет.
Адаты народов вайнахской группы были задокументированы в XIX веке на русском языке, и изданы в 1882 году. Согласно некоторым мнениям, данные своды законов были более жесткими, нежели законы других, не-вайнахских народов, так как испытали на себе сильное влияние норм поведения и правил княжеских адатов Надтеречья.
Швейцарская газета Le Temps отмечала, что, с точки зрения европейца, чеченский адат "стоит в республике выше конституции".
Вот определение адатов с Чечняфри.ру :
"Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения - с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне".
Там же даются ссылки на статью, опубликованную в газете чеченской диаспоры "Даймехкан аз" ("Голос Отчизны"), цитаты чеченского ученого-этнографа Саида-Магомеда Хасиева. Он говорит, что традиционные и горско-языческие адаты совершенно непохожи. Он приводит в пример легенды, которые хорошо иллюстрируют разницу этих двух видов адатов. "Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль - на этом пути можно творить добро", - говорит Хасиев.

Мне кажется, адаты нам по духу ближе, хотя не могу же я за всех говорить... Мусульманское смирение и мусульманская же жестокость при расправе над согрешившим - это как-то... не то, что адаты делали, при том, что системы "преступление-наказание" вполне схожи, и законы о морали есть и там, и там. Минусом адатов можно считать то, что там многое зависит от наличия у обиженного родственников, причем именно мужского пола. Если таковых нет, варианты решения присутствуют, но результат будет лучше в случае в сильными и адеквартродственниками.
Традиционные адаты мудрее, миролюбивее, человечнее. По традиционным адатам женщину убивать нельзя. По горско-языческим - очень даже можно. В исламе женщину убивать тоже очень даже можно. Про злоупотребления в исламе и плачевные последствия от них для мусульманок написаны книги и сняты фильмы, например, основанные на реальных событиях книга "Сожженная заживо" , фильм "Забрасывая камнями" . Я не против ислама, но убивать женщин просто потому, что они беззащитны по определению (по определенным в обществе нормам) - это не просто низко, это первосортный грех.
Возвращаясь к новости: замечательно, что эти семьи нашли в себе силы двигаться дальше, но без адатов расплата обидчиков была бы иной, цена прощения была бы для пострадавших иной.