История и этнология. Факты. События. Вымысел. Этот таинственный доу

(1781-02-08 )

Выполнял также частные заказы.

Биография

Джордж Доу родился 8 февраля 1781 года в приходе Сент-Джеймс, его родители Филипп и Джейн Доу. Филипп Доу был художником и гравером в меццо-тинто , работал вместе с Хогартом и Тёрнером, также писал политические карикатуры о жизни в Америке. Джордж был старшим ребёнком в семье.

Доу был крещён 25 февраля 1781 года в церкви Сент-Джеймс на Пикадилли. Позднее он стал одним из самых успешных художников своего поколения, приобретя широкую известность.

Первоначально Джордж тренировался с отцом, как гравер, но позднее он заинтересовался живописью и отправился на учёбу в Королевскую Академию художеств . В 1809 году Доу стал членом Академии художеств, а в 1814 году - академиком.

Он пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I . Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I .

В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.

В 1828 году он вернулся в Англию, где оставался в течение нескольких месяцев. В 1829 году Доу вернулся в Санкт-Петербург , но вскоре у него усиливаются проблемы с дыханием. У Джорджа была лёгочная недостаточность на протяжении всей жизни из-за перенесённой в детстве болезни. В августе 1829 Доу вернулся в Лондон, и 15 октября он скончался.

Джордж Доу был похоронен в крипте собора святого Павла. На похоронах присутствовало множество художников и представителей российского посольства.

Упоминания в литературе

Джордж Доу был упомянут в историческом романе Глинки В.М. "Судьба дворцового гренадера" и показан с крайне негативной стороны. Выходил он как эксплуататор молодого русского художника, выходца из деревни, талант которого сгубил, заставляя юношу копировать чужие портреты; его работы выдавал за свои, с чего выходило, что большинство портретов мастера исполнены его подчиненными.

Портреты работы Джорджа Доу

Книги

  • Андреева Г. Б. Гений войны, блага и красоты. Писал Королевский академик Джордж Доу. М.: Пинакотека, 2012. - 288 с., 210 ил., ISBN 978-5-903888-22-1 .

Напишите отзыв о статье "Доу, Джордж"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Доу, Джордж

– Ежели еще год Бонапарте останется на престоле Франции, – продолжал виконт начатый разговор, с видом человека не слушающего других, но в деле, лучше всех ему известном, следящего только за ходом своих мыслей, – то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда…
Он пожал плечами и развел руками. Пьер хотел было сказать что то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила.
– Император Александр, – сказала она с грустью, сопутствовавшей всегда ее речам об императорской фамилии, – объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпатора, бросится в руки законного короля, – сказала Анна Павловна, стараясь быть любезной с эмигрантом и роялистом.
– Это сомнительно, – сказал князь Андрей. – Monsieur le vicomte [Господин виконт] совершенно справедливо полагает, что дела зашли уже слишком далеко. Я думаю, что трудно будет возвратиться к старому.
– Сколько я слышал, – краснея, опять вмешался в разговор Пьер, – почти всё дворянство перешло уже на сторону Бонапарта.
– Это говорят бонапартисты, – сказал виконт, не глядя на Пьера. – Теперь трудно узнать общественное мнение Франции.
– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.
(Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.)
– «Je leur ai montre le chemin de la gloire» – сказал он после недолгого молчания, опять повторяя слова Наполеона: – «ils n"en ont pas voulu; je leur ai ouvert mes antichambres, ils se sont precipites en foule»… Je ne sais pas a quel point il a eu le droit de le dire. [Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой… Не знаю, до какой степени имел он право так говорить.]
– Aucun, [Никакого,] – возразил виконт. – После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si meme ca a ete un heros pour certaines gens, – сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, – depuis l"assassinat du duc il y a un Marietyr de plus dans le ciel, un heros de moins sur la terre. [Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.]
Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что нибудь неприличное, уже не могла остановить его.
– Казнь герцога Энгиенского, – сказал мсье Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
– Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна.
– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l"assassinat est grandeur d"ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.
– Ah! Oh! – сказали разные голоса.
– Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке.
Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
– Не хотите ли перейти к тому столу? – сказала Анна Павловна.
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.

Английский художник Джордж Доу (1781-1829) был известен в Европе как модный портретист, мастер репродукционной гравюры; он также создавал исторические, мифологические и жанровые полотна в духе сентиментального романтизма. Доу писал портреты английских генералов, отличившихся в битве при Ватерлоо. В 1818 г. он присутствовал на Конгрессе глав государств Священного союза в Ахене, где был представлен Александру I. Русский император пригласил художника в Россию работать над портретами для Военной галереи Зимнего дворца.

Портрет Императора Александра I

Приехав в Петербург весной 1819 г., Джордж Доу прожил в столице 10 лет. За это время самим художником или совместно с его русскими учениками В.А. Голике (умер в 1848 г.) и А.В. Поляковым (1801-1835) для галереи было выполнено 333 портрета. Осенью 1820 г. в Академии художеств была устроена небольшая выставка работ Джорджа Доу, после которой он был избран почетным членом петербургской Академии художеств. Выставка принесла мастеру огромный успех. С этого времени многие члены царской семьи, придворные и министры, родовитые дворяне и гвардейские офицеры начали заказывать Доу свои портреты. Художник успевал писать всех.

Интересно, что никто из современников не оставил описания его наружности и манер. Он нигде не бывал, почти ни с кем не общался. В Петербурге Доу неутомимо работал, помногу часов простаивая перед мольбертом то в своей дворцовой мастерской, то в богатых домах частных заказчиков.

Портрет Михаила Илларионовича Кутузова

Первые годы художник работал один, потом была создана целая мастерская. Сначала приехали из Англии граверы — зять Доу, Томас Райт, и младший брат Генри Доу, которые исполняли репродукционные гравюры с произведений Джорджа Доу. Спрос на эти гравюры был очень большим: их приобретали сами изображенные, чтобы дарить близким, их родные, сослуживцы, а также учреждения, которые они возглавляли, учебные заведения, где они учились.

Денис Васильевич Давыдов

В 1822 г. в мастерской Доу появились два помощника — Александр Поляков и Василий (Вильгельм) Голике. Несмотря на то, что все портреты заносились в каталог Эрмитажа как произведения Джорджа Доу, стилистические различия между ними очевидны. Несомненно, что некоторые из них написаны не самим Доу, а кем-то из его помощников. В 1828 г. Доу получил звание первого портретного живописца русского императорского двора и вскоре покинул Петербург. К этому времени мастер состоял членом петербургской и лондонской Академий художеств, был избран в венскую, флорентийскую, парижскую, мюнхенскую, дрезденскую и стокгольмскую Академии.

Портрет Я.П.Кульнева

В феврале 1829 г. Доу вернулся в Петербург, чтобы написать портрет великого князя Константина Павловича (в рост) и закончить несколько портретов для Военной галереи. Резко ухудшившееся состояние здоровья заставило его уехать в Лондон, где он и умер в октябре 1829 г.

Портрет генерала Фёдора Петровича Уварова

После смерти Доу, его зять Томас Райт, приехавший в Россию по делам наследства художника, закончил начатые Доу три поясных портрета генералов, а также портрет великого князя Константина Павловича.

Судя по многочисленным отзывам современников, их поражала в творчестве Доу способность точно передавать облик модели, а также ловкость владения кистью. «Механический прием руки его совершенно особен; кисть широкая, смелая, быстрая, но слишком быстрая… она не кладет, бросает краски, и в другой раз, кажется, не дотрагивается до них… от этого все портреты Доу кажутся работою a la prima, родом эскизов…», — писал П. Свиньин в журнале «Отечественные записки» в 1820 г. Театрально-романтическая приподнятость композиций и эскизность манеры, которую часто принимали за небрежность, вызывали некоторое неудовольствие критиков, в остальном награждавших Доу самыми высокими эпитетами.

«У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот, - а все плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги...»

Так описал Пушкин в своем стихотворении «Полководец» знаменитую Военную галерею Зимнего дворца. Зал, специально спроектированный в 1826 году Карлом Росси, украсили три сотни портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Запечатлеть для потомков лица героев войны император поручил модному в те годы английскому художнику Джорджу Доу. Такое решение вызвало негодование у многих представителей художественного мира Петербурга. Живописцы роптали, что дело почти государственной важности поручили заносчивому иностранцу. Но Доу, снискавший расположение первых лиц страны, своей работой доказал, что никто другой не смог бы справиться с такой непростой задачей в самые короткие сроки.

Э. П. Гау, Виды залов Зимнего дворца. Военная галерея 1812 года, 1862 г. Фото: Commons.wikimedia.org

В день рождения одного из самых успешных художников своего поколения сайт вспоминает судьбу Джорджа Доу.

Художник славы

8 февраля 1781 года в семье гравера Филиппа Доу родился сын. Отец не сомневался, что мальчик пойдет по его стопам, так как тот с ранних лет демонстрировал недюжинные способности в живописи. Работа гравера в те годы хорошо оплачивалась, и Доу-старший был уверен, что его сын всегда сможет заработать на кусок хлеба для себя и своей семьи. Но судьба приберегла для его мальчика куда более щедрый подарок. Годы спустя Джордж стал одним из самых богатых людей Лондона. Но состояние ему принесла не работа на родине, а 10 лет жизни в России, в Санкт-Петербурге, где он стал Первым художником Императорского двора.

Еще в юности Джордж понял, что, занимаясь живописью, он сможет лучше реализовать свой потенциал, и поступил в Королевскую Академию художеств. Первый успех его ждал уже в 1804 году, когда картина «Бешенство Ахиллеса при вести о смерти Патрокла», написанная им по мотивам гомеровской «Илиады», принесла золотую медаль Академии художеств. Затем мэтрами живописи были отмечены его работы «Ноэминь» и «Сцена из Цимбелина». Критики хвалили лица героев его полотен, и Доу решил переключить все свое внимания на создание портретов. Создавая картины успешных и знаменитых личностей, он быстро стал популярен.

В 1818 году в Ахене, где собрались главы союзных стран в войне с Наполеоном, на художника, прибывшего с английской делегацией, обратил внимание император Александр I. Он предложил ему приехать в Россию, где тот смог бы работать буквально на «королевских» условиях. Перед художником стояла задача - создать портретную галерею российских генералов. Доу дал согласие.

Портрет Александра I кисти Джорджа Доу. Фото: Commons.wikimedia.org

Весной 1819 года англичанин перебрался в Петербург, а через год в городе на Неве состоялась его первая выставка, после которой мастеру буквально посыпались частные заказы от богатых клиентов, среди которых были как высокопоставленные сановники, так и члены царской семьи.

Иметь портрет кисти Джорджа Доу считалось престижным. За свою работу иностранец брал баснословные деньги. Стоимость некоторых картин достигала 900-1000 рублей, что в несколько раз превышало цену, которую запрашивали российские художники. Возмущенные коллеги по цеху даже направили императору письмо. Авторы из Комитета Общества поощрения художников писали: «Доу не как художник, думающий о чести, но как торгаш, имел целью пребывания своего в России только одно накопление сумм и, ничем не довольный, пускался на предприятия коммерческие, даже непозволительные».

Состояние Доу действительно стремительно росло. Не лишенный коммерческой жилы, Джордж пригласил в Россию своего младшего брата Генри Доу и зятя Томаса Райта. Его родственники стали создавать гравюры с написанных им портретов. Хоть и стоили такие гравюры немало, но пользовались они у заказчиков большим успехом.

«Золотые» помощники

По воспоминаниям современников, художник работал с неимоверной скоростью. Новый портрет он мог создать за 3-4 дня. Такая работоспособность стала поводом для слухов, что многое за Доу делают его помощники.

Англичанина окружали молодые дарования, имена которых сейчас вспомнит не каждый историк. С ним в мастерской работали Гейтман, Тон и Голике. Настоящей находкой для Доу стал Александр Поляков, бывший крепостной костромского помещика Корнилова. Маэстро выкупил его на несколько лет. По договору Поляков поступал «в ученье и работу» к Доу вплоть до его отъезда в Англию. Известно, что крестьянину было положено жалованье в 800 рублей в год.

Подробнее К. К. Пиратский, Придворные и военные в портретной галерее 1812 года в Зимнем дворце, 1861 г. Фото: Commons.wikimedia.org

«Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», - писал Комитет Общества поощрения художников.

Поляков быстро освоил стиль работы нового хозяина и мог создавать портреты, неотличимые от кисти мастера. Тем не менее на каждом портрете, который выходил из мастерской иностранца, стояла подпись - Джордж Доу.

С именем Полякова была связана одна неприятная для иностранца история. После триумфального открытия Военной галереи часть портретов стала темнеть. По одной из версий, Доу в целях экономии мог не соблюсти технологию и перемудрить с красками. В итоге Полякову пришлось реставрировать большое число почерневших портретов, небрежно выполненных модным художником.

Тесные отношения связывали Доу с Вильгельмом Августом Голике, которого в России звали Василием Александровичем. Сын эстляндских мещан поступил на обучение в петербургскую мастерскую Джорджа Доу в 1820-х годах. Вначале он мог только копировать работы учителя, но затем стал активно принимать участие и в написании портретов участников Отечественной войны 1812 года.

Неизвестно, писали ли Голике и Поляков портреты с натуры. Согласно официальной версии, они должны были прорисовывать мундиры, наградные ленты и пояса, в редких случаях - части рук и лица.

Голике в своей студии, 1832 год. Фото: Commons.wikimedia.org

За 10 лет жизни в Петербурге из мастерской Джорджа Доу вышли несколько сотен портретов. В 1828 году «звездный» художник решил вернуться в Англию, но уже через несколько месяцев поспешил обратно в Россию, где его знали и уважали. Но петербургский климат негативно сказался на его подорванном здоровье. Легочная недостаточность не дала ему продолжить триумф в городе на Неве. Летом 1829 года он возвращается в Лондон, где и умирает через полтора месяца.

Стоит отметить, что после смерти Джордж Доу в своем завещании упомянул Голике, назначив ему пожизненную пенсию.

Кроме внушительного картинного наследия, осталось мало иной информации о художнике Джордже Доу: скудные сведения о семье, схематичное описание жизни, никаких собственных мыслей, хроники и даже автопортрета!

Он много работал, редко выходил из дома и под конец жизни стал миллионером. Единственный портрет Доу - посмертный, написанный его учеником Василием Голике.

Известно, что его отец был гравером, братья Джеймс, Генри и сестра Мери вместе с ним обучались в Академии Художеств в Лондоне. Начал свой творческий путь Джордж с традиционных историко-мифологических и психологических сюжетов: «Филип Ховорт в образе юного Геркулеса, удушающий змея», «Бешенство Ахиллеса»,«Негр, укрощающий быка», «Сцена из Цимбелина», «Одержимый». Эти работы были замечены и даже принесли Доу некоторые награды, но жанр сентиментального романтизма уже изживал себя и не мог принести денег. Доу становится придворным портретистом герцога Кентского.

В 1818 году император Александр I приглашает Джорджа Доу в Россию с целью воплощения грандиозного замысла: вслед за английской галереей героев битвы при Ватерлоо создать русский портретный ряд генералов, отличившихся в войне с Наполеоном. Так, английский художник стал русским.

За 10 лет прожитых в России он написал 329 портретов для Военной Галереи Зимнего Дворца, а также множество частных заказных портретов. Работоспособность Доу просто поражает. Джордж создал целую мастерскую, где ему помогали в работе граверы, копиисты и литографы. Было введено что-то вроде семейного подряда: из Англии Доу пригласил себе в помощь брата Генри и мужа сестры Томаса Райта. Основными русскими помощниками художника считаются Вильгельм (Василий) Голике и крепостной Александр Поляков.

Картины Джорджа Доу отличались возвышенной парадностью, патриотичностью. Несмотря на немалую стоимость, они были очень востребованы.


Но за количеством непременно страдает качество, что и было отмечено впоследствии у Доу: пострадали как эстетические качества — оригинальность, сходство, так и физические свойства - около двухсот картин почернели от использования некачественной краски.

Авторство некоторых работ также вызывает вопросы. Всё, что выходило из мастерской, несмотря на степень участия, подписывалось «George Dawe». И Голике никаких нареканий к своему учителю не имел и впоследствии даже получал по завещанию Доу ежегодное денежное пособие.

С другой стороны Доу открывается нам в отношении к Полякову. Этот художник-самоучка не только выполнял прекрасные оригинальные работы, но и быстрые и качественные копии. Именно он реставрировал многие почерневшие портреты и часто заканчивал по памяти наброски мастера. При этом есть свидетельства, что учитель ущемлял Полякова в содержании и жаловании.

При такой неоднозначности поступков и характера художника нельзя умалять его талант. Все портреты с натуры он рисовал сам. Обладая тонким художественным вкусом и великолепной визуальной памятью, Доу выполнял портреты уже умерших или далеко живущих героев по их имеющимся изображениям.

Готовую портретную галерею отличает большое разнообразие ракурсов и выражений: сюда вошли портреты А. Ермолова, Д. Давыдова, М. Кутузова, М. Барклая-де-Толли, самого Александра I и членов его семьи и многих других.


В 2012 году к юбилею победы в Отечественной войне 1812 года вышла чудесная монография Г.Б. Андреевой, посвящённая жизни и творчеству Джорджа Доу «Гении войны, блага и красоты. Писал Королевский Академик Джордж Доу». Более 20 лет потребовалось автору для того, чтобы собрать достаточный достоверный материал про эту историческую личность.

Кто же он - беспринципный делец и эксплуататор, работающий ради выгоды, или талантливый художник с огромной работоспособностью? В любом случае имя Джорджа Доу уже записано в истории наряду с великими творцами, и остаётся только предполагать, как было на самом деле.

Мария Игумнова

Доу Джордж (1781-1829)

Английский художник Джордж Доу (1781-1829) был известен в Европе как модный портретист, мастер репродукционной гравюры; он также создавал исторические, мифологические и жанровые полотна в духе сентиментального романтизма. Доу писал портреты английских генералов, отличившихся в битве при Ватерлоо. В 1818 г. он присутствовал на Конгрессе глав государств Священного союза в Ахене, где был представлен Александру I. Русский император пригласил художника в Россию работать над портретами для Военной галереи Зимнего дворца.

Приехав в Петербург весной 1819 г., Джордж Доу прожил в столице 10 лет. За это время самим художником или совместно с его русскими учениками В.А. Голике (умер в 1848 г.) и А.В. Поляковым (1801-1835) для галереи было выполнено 333 портрета. Осенью 1820 г. в Академии художеств была устроена небольшая выставка работ Джорджа Доу, после которой он был избран почетным членом петербургской Академии художеств. Выставка принесла мастеру огромный успех. С этого времени многие члены царской семьи, придворные и министры, родовитые дворяне и гвардейские офицеры начали заказывать Доу свои портреты. Художник успевал писать всех.

Интересно, что никто из современников не оставил описания его наружности и манер. Он нигде не бывал, почти ни с кем не общался. В Петербурге Доу неутомимо работал, по многу часов простаивая перед мольбертом то в своей дворцовой мастерской, то в богатых домах частных заказчиков.

Первые годы художник работал один, потом была создана целая мастерская. Сначала приехали из Англии граверы - зять Доу, Томас Райт, и младший брат Генри Доу, которые исполняли репродукционные гравюры с произведений Джорджа Доу. Спрос на эти гравюры был очень большим: их приобретали сами изображенные, чтобы дарить близким, их родные, сослуживцы, а также учреждения, которые они возглавляли, учебные заведения, где они учились.

В 1822 г. в мастерской Доу появились два помощника - Александр Поляков и Василий (Вильгельм) Голике. Несмотря на то, что все портреты заносились в каталог Эрмитажа как произведения Джорджа Доу, стилистические различия между ними очевидны. Несомненно, что некоторые из них написаны не самим Доу, а кем-то из его помощников. В 1828 г. Доу получил звание первого портретного живописца русского императорского двора и вскоре покинул Петербург. К этому времени мастер состоял членом петербургской и лондонской Академий художеств, был избран в венскую, флорентийскую, парижскую, мюнхенскую, дрезденскую и стокгольмскую Академии.

В феврале 1829 г. Доу вернулся в Петербург, чтобы написать портрет великого князя Константина Павловича (в рост) и закончить несколько портретов для Военной галереи. Резко ухудшившееся состояние здоровья заставило его уехать в Лондон, где он и умер в октябре 1829 г.

После смерти Доу его зять Томас Райт, приехавший в Россию по делам наследства художника, закончил начатые Доу три поясных портрета генералов, а также портрет великого князя Константина Павловича.

Судя по многочисленным отзывам современников, их поражала в творчестве Доу способность точно передавать облик модели, а также ловкость владения кистью. "Механический прием руки его совершенно особен; кисть широкая, смелая, быстрая, но слишком быстрая... она не кладет, бросает краски, и в другой раз, кажется, не дотрагивается до них... от этого все портреты Доу кажутся работою a la prima, родом эскизов...", - писал П. Свиньин в журнале "Отечественные записки" в 1820 г. Театрально-романтическая приподнятость композиций и эскизность манеры, которую часто принимали за небрежность, вызывали некоторое неудовольствие критиков, в остальном награждавших Доу самыми высокими эпитетами.

Картины художника

Портрет В.В.Орлова-Денисова


Портрет В.Г.Мадатова

Портрет Императора Александра I


Портрет Михаила Илларионовича Кутузова