Испанская танцовщица фламенко. Канте хондо и Канте фламенко. Где можно увидеть фламенко в Испании

Испанцы все любят танцевать. Существует четыре стиля танца - современный, классический, фламенко и народный.

Танец фламенко - потомок древнеиндийский танцев, в Испании появился в 500-250 годах до н.э., когда индийские танцоры, прибывшие в Испанию через порт Кадис (Cádiz) чтобы развлекать королевскую знать. Почти через 1000 лет на испанскую землю пришли мавры и цыгане, которые привезли свои стили танцев. Слияние нескольких культур Иберийского полуострова (арабской, цыганской, иудейской, христианской) усовершенствовало уже существующий танец фламенко. Будучи народным видом творчества, мастерство фламенко передавалось от учителя к ученику и на бумаге не записывалось.

Танец Фламенко в паре

Этот музыкальный жанр родился в Андалусии, но по всей Испании встречаются исполнители фламенко - гитаристы (guitarristas), танцоры (bailarínes), певцы (сantantes). Фламенко - один из символов Испании, имеющий первостепенное значение для танцевальной культуры. Фламенко - народный одиночный танец, в котором жесты - это страстное и эмоциональное выражение чувств. Это танец внутреннего освобождения, танец для женщин с судьбой!

Довольно сухое и точное описание фламенко приведено в БЭС: "Танцы фламенко (аллегриас, солеарес, фарукка и др.) бытуют у цыган южной Испании. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания или чередования ударов каблуков и носков, значительна роль рук. Кастаньеты используются редко и обычно женщинами. Танцы фламенко исполняются в сопровождении гитары, выкриков, хлопков в ладоши. Допускается импровизация, несравненно большая, чем в других народных испанских танцах."


Накал страстей порой настолько высок, что создается впечатление, что мужчина и женщина, танцующие на высоких каблуках, хотят затанцевать друг друга до изнеможения. Даже в странах Латинской Америки существуют жанры, представляющие собой смесь фламенко. Привезли их в Америку первые испанские эмигранты. Примером служат кубинские хабанеры . Разновидностей фламенко много: фанданго, малагенья, алегриас, солеарес, фаррука...

Фламенко - огненный танец

Севильяна - один из популярных в Андалусии танец. Танцеют в паре. Танцоры, в заданном гитарой ритме, хлопают в ладоши и при этом поют. В ходе танца партнеры постоянно то приближаются друг к другу, то отдаляются.

Сардана - народный каталонский праздник. Название его происходит от названия острова Сардиния, в Италии. Давно, этот остров входил в состав Арагонского королевства. Танцоры, их количество ограничено лишь размером площадки для танцев, берутся за руки. Образуя круг, совершают определенные движения, отбивая такт каблуками.

Чотис - танец жителей Мадрида. Очень медленный танец. Танцуется в паре, партнеры тесно прижимаются друг к другу. Движение в танце очень просты: три шага налево, три направо, поворот. Весь танец пара танцует на "пятачке".

Мунейра - танец, распространенный в Галисии. Его танцуют группой. Танцоры поднимают вверх руки и выполняют разнообразные быстрые прыжки.

Хота - танец, популярный во всей Испании. Самая известная хота в Арагоне. В каждой провинции танец имеет свои разновидности.

Пасодобль - танец, связанный с корридой. Многие знаменитые тореро имеют свой собственный пасодобль. Танцеутся в парах. Танцоры изображают тореро и его плащ, подчиняясь ритму музыкального сопровождения.

Алегриас (Alegrias) - веселый танец. Родина алегриас - город Кадис. Появление этого танца свяывают с победой испанцев над войсками Наполеона. Благодаря своему географическому положению, город долго был в асаде врага. Силы защитников были на исходе, уже казалось вот вот наступит поражение, но на помощь жителям с севера пришли аррагонцы и помогли им в решающий момент. Часто куплеты алегриас повествуют об этом событии. В алегриас много движений из арагонской хоты. Алегриас носит веселый, но вместе с тем немного жесткий и победоносный. Исполняется в мажорной тональности.

Фарукка (La Farruca) - захватывающий мужской танец, который первоначально был песней. Цыгане из Андалусии приняли фарукку и изменили на собственный манер. Этот танец является одной из современных форм фламенко и исполняется в минорном ключе. Первоначально, фарукка, танец для мужчин, но сейчас все чаще его стали исполнять женщины, одетые в мужской костюм. Фарукка - танец величавый, гордый, торжественный.

Сегидилья - танец из Ла Манчи. Относится к класическим танцам XVIII века. Руки женщины сплетают кружевные узоры своими плавными движениями. У мужчин движения отличаются строгостью, возвышенностью и четкой пластикой. Движения рук быстрые и проворные, они рассекают воздух, как удары меча, как стрелы молнии.

Специалисты говорят, что для любого танца Испании характерны невероятная ритмичность, эмоциональность и разнообразие движений. Это секрет его быстрого распространения по всему миру. На театральных сценах все больше стало постановок балетов, построенных именно на танцах из Испании.

Эмоциональное. Страстное. Ритмичное. Фламенко - это путь, который ведет к внутреннему освобождению и радости, хотя внешне он пропитан грустью и состраданием. Каждым тактом и каждым движением фламенко будто хочет достать нечто из глубин человеческого духа или, напротив, надежно скрыть…

Извивающиеся руки, гордая осанка, ритмичный стук каблуков, пронизывающий взгляд, страсть и огонь… Чувственный испанский танец внутреннего освобождения, с четким ритмом и красивой гитарной музыкой - это фламенко.

Чтобы постичь суть фламенко, недостаточно даже на профессиональном уровне овладеть техникой танца и игры на гитаре, изучив все оттенки и особенности его музыкальных стилей. Нужно уметь почувствовать дух фламенко, этого формировавшегося веками и народами искусства. Немногие в действительности осознают, что путь фламенко с его особыми внутренними ценностями может быть религиозным. И в основе этого пути лежит обращение к себе, к тем знаниям, что дремлют внутри, но могут быть разбужены глубинным переживанием: песней, идущей от самого сердца и рождающей в душе бурю чувств, и сапатеадо - ритмичным постукиванием каблуков.

В современном фламенко выделяют три главных составляющих - канте (cante - песня, исп. ), бэйле (baile - танец, исп. ) и токэ (toque - музыкальная игра, исп. ).

Канте хондо

Неустанно
гитара плачет,
как вода по каналам - плачет,
как ветра под снегами - плачет.
Не моли ее о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цели,
так песок раскаленный плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала…

Музыкальной и эмоциональной основой фламенко является канте хондо (cante jondo - глубинное пение, исп. ) - древнее андалузское пение. Ничто не сравнится с красотой и проникновенностью этих нежных и в большинстве своем грустных песен. канте хондо - это истинное искусство выражения внутреннего состояния, глубинного переживания.

…Этому наследству цены нет, и оно под стать тому имени, которым окрестил его наш народ, - канте хондо , глубокое пение. Оно поистине глубокое, глубже всех бездн и морей,
много глубже сердца, в котором звучит, и голоса, в котором воскресает, - оно почти бездонно. Оно идет от незапамятных племен, пересекая могильники веков и листопады бурь.
Идет от первого плача и первого поцелуя…

Ф. Г. Лорка. Из лекции «Канте хондо»

Традиционно возникновение канте хондо связывают с древнейшими музыкальными системами Индии и цыганами, кочевавшими по миру и перенесшими эти знания в Испанию из Раджастана (северо-запад Индии) в период с IX–XIV веков. Это влияние прослеживается во множестве вариантов исполнения самой простой (с точки зрения традиции нотной записи) мелодии. Множество технических нюансов, оттенков звуковой палитры - отличительная черта «цыганской школы». Одни и те же опорные ноты могут быть исполнены бесконечно разнообразно. Такая широкая вариативность звучания одной фразы была выражением объемного видения мира, что позволяет соотносить знания фламенко с ведической философией. Другие характерные черты этого стиля - полиритмия, яркое, эмоциональное исполнение, сопровождаемое выкриками.

Кроме цыган, на формирование фламенко и канте хондо как его основы повлияли многие другие традиции. Возникновение и развитие этого искусства затрагивает несколько временных и культурных пластов, каждый из которых мы рассмотрим отдельно.

С чего все началось

Фламенко возникло при слиянии культур народов средневековой Андалусии, объединившей на своих землях арабов, евреев, цыган, христиан под «патронажем» мусульман, довольно толерантно относившихся к другим традициям. В этот период три религии - христианство, ислам и иудаизм - вступали в более тесное и, вероятно, более продуктивное взаимодействие друг с другом, чем во все последующие времена. Это был период всеобщего поиска: между людьми разных конфессий происходил обмен знаниями. Во главу угла ставился практический опыт, но одновременно с этим жизнь человека рассматривалась очень символично. Духовные ценности хотя и интерпретировались разными религиями по-разному, но уважались всеми в равной мере. Фламенко как символ эпохи сформировалось на стыке культур, вобрало в себя и синтезировало знания различных традиций.

Влияние ислама и суфизма. Арабы

Суфизм выделился из ислама как направление, для которого был особенно важен самостоятельный опыт человека, поиск знания внутри, а не вне себя. Суфийский мистик XIII века Ибн аль-Араби (1165–1240), родившись в Андалусии и прожив в ней около 25 лет, уже в молодости систематизировал искусство познания человеческого духа и назвал путь человека мистическим опытом проживания различных ритмов, возможно, став, сам того не ведая, основным идеологом фламенко своего времени.

Он указывал на три странствия, совершаемые человеком: от Аллаха через разные миры в мир земной; к Аллаху - духовное странствие, завершающееся слиянием с мировой сущностью; в Аллахе - в отличие от первых двух, это странствие бесконечно. Каждое странствие направляется чувством. Знания о чувствах, а также об их соответствии действиям были объектом изучения всех арабских алхимиков, искавших способы преобразования энергии.

Во времена Ибн аль-Араби интуиция, чувства и ощущения были почти зримы, материальны, весомы. Современный танец, исполненный экспрессивности и эмоциональности, во многом стал эгоистичным и бесчувственным, он не имеет того внутреннего свечения, ради выражения которого, собственно, и создавался. Фламенко строго следует заданному внешнему ритму: внешне ритм не является свободным, но чтобы при его исполнении достичь свободы внутренней, необходимы реальные концентрация и напряжение. Это условие танца, которое делает возможным проживание человека и преобразование его внутренней энергии во время танца.

Итак, можно с достаточной долей уверенности предположить, что в искусстве выражения глубины канте хондо понятия внутренней осознанности, соответствия и связей были взяты у суфийских мистиков.

В систематизации и развитии фламенко велика роль персидского поэта Зирьяба (789–845/857), арабского певца, виртуозного лютниста, поэта и композитора, теоретика и педагога, имя которого («Черная Птица») было дано ему из-за «темной» окраски и мелодичности его чарующего голоса. Зирьяб стал основателем первой андалусской школы музыки и пения. В этом музыкальном центре, расположенном в городе Кордова, изучались традиции пения в различных культурах. По всей вероятности, школу Зирьяба следует считать первым базовым центром теории фламенко. Ф. Г. Лорка в начале XX века писал о нем:

Чу, Малегеньи звуки я слышу.
Глубокого пенья, я слышу вирши.
Канте чико - тоже искусство,
Что поется под солнцем юга.
Нет, не о сладкой любви эти строки
И не о крепкой мужской дружбе.
В южной ночи слышна песня Птицы -
Птицы Черной, с Востока прибывшей…

Зирьяб конструировал музыкальные инструменты и создал оригинальную модель лютни, усовершенствовав аль-уд (испанцы называли ее ла-уд), добавив к ней пятую струну, и таким образом создав лютню, которой позже пользовались как в христианской Испании, так и в Северной Африке. Интересно отметить, что Зирьяб заложил определенные основы не только в исполнение музыки, но и в ее изучение. Он упорядочил систему обучения, поставив знак равенства между исполнительским искусством и усилением личностных качеств музыканта. Его внимательное отношение к повседневным действиям и этикету (именно Зирьяб явился законодателем в вопросах этикета приема гостей, а также ему мы обязаны ставшим давно привычным порядком подачи трех блюд: на первое - суп, на второе - рыба, и на третье - напитки и десерт) создало целое искусство движений и пауз, которое просматривается в искусстве канте хондо .

Действия Зирьяба пересекаются с мусульманским мистическим искусством погружения в состояние экстатического переживания, которое позволяло исполнителю не только объемнее представлять искусство, но и наполняться им, то есть находиться в состоянии экстатического переживания, что во фламенко выражается в понятии дуэнде (дух, исп. ).

Влияние христианства. Тамплиеры

Интересный факт в истории Андалусии связан с обнаружением следов тамплиеров, которые сформировали здесь свой орден в 1253–1258 годах. По всей вероятности, именно тамплиерам как хранителям христианских секретов и собирателям различных знаний принадлежит заслуга привлечения во фламенко христианских религиозных ритмов.

Танец как форма искусства имел особое значение и выполнял священные функции, передавая определенный характер движений, принципы построения тела и внутренний ритм действия. Танец являлся зеркалом - выразителем и хранителем - знаний о ритме проживания и оставался таковым вплоть до эпохи Возрождения, когда стал лишь частью эстетического воспитания человека.

Исламская Андалусия была особым местом для развития различных способностей и знаний, а их поиск был одной из задач тамплиеров. Уникальная форма музыки и движений, направленная на трансформацию внутреннего состояния и переживания, безусловно, не могла остаться для них незамеченной.

Одной из тайн тамплиеров были знания, которыми пользовались еще Иисус и Мухаммед. Связаны они были с ритмом слога Писания или молитвы. В этих ритмах использовался микротон, определяющий частоту звукового ряда. В связи с использованием подобных ритмов, во фламенко отчетливо просматриваются знания о законах его построения и воздействия - разные по частоте и сложности ритмические структуры соответствующим образом влияют на сознание, определяя «уровень ритмического проживания» . Использование микротона и полутона создает форму воздействия особой силы, которую можно применять как для эффективного внутреннего постижения, так и для осознанного влияния на внешнее пространство.

Разнообразие оттенков полиритмичного фламенко дает исполнителю возможность в любой момент менять эмоциональное и энергетическое наполнение танца. Следовательно, танец становится еще и глубоко личностным, ведь от танцора требуется реальное, а не мнимое техническое совершенство. Фламенко напоминает игру, в которой нужно познать разные ритмы, войти с ними в резонанс, приводящий всех участников действа в единое экстатическое переживание.

Один из классических христианских мотивов, привнесенных тамплиерами во фламенко - Песни Святой Марии (Сantigas Santa Maria, исп. ), которые были созданы в XIII веке для Альфонсо X Мудрого, короля Кастилии и Леона.

Африканцы. Иберы. Греки

Африка - колыбель человечества, сокровищница ритмов Земли, не могла не повлиять на глубоко музыкальное, страстное и ритмичное искусство фламенко. Представители африканского континента появились в Европе во времена колонизации европейцами Африки и Латинской Америки. Есть небезосновательное предположение, что исконный африканский степ, вышедший из племенных африканских танцев добавил огня чувственному фламенко.

Традиционные танцы Кении построены на плотном контакте стоп с землей. Танзанские танцы, насчитывающие более ста видов, также привязаны к земле. Практически на всем континенте отмечается особая важность восприятия ритма именно ногами. Так, в угандийских ритуальных танцах, связанных с инициацией юношей, используются сильные удары ногами о землю, что символизирует вскрытие новой силы, мощи, связанной с формированием у молодых людей мужественности.

Работа ног - это особое умение сохранять связь с землей, как бы слушать ее ритм. Ритмичные формы современного фламенко, создаваемые стуком стоп и каблуков и называемые сапотеадо, скорее всего, пришли из Африки и использовались в основном мужчинами. Женщины же больше работали руками. Сегодня эти различия выявить сложно, так как движения мужчин и женщин в танце стали похожими.

Иберы, древнее население пиренейского полуострова, в конце второго тысячелетия до н.э. основали на территории Андалусии государство Тартесс. Одни исследователи считают иберов выходцами из Африки, другие - наследниками знаний доиндоевропейского населения Европы, с которым они в любом случае взаимодействовали. Вне зависимости от действительного происхождения иберов с ними связан, вероятно, древнейший пласт знаний искусства выражения глубины - Мадре дель канте (Madre del cante - мать пения, исп. ) - основа пения, опирающаяся на умение выражать звук. Эта традиция восходит к племенным обычаям иберов, для которых звук соотносился с первородным усилием, из которого произошло все сущее.

Звук по своей основе является результатом самого глубинного сознательного усилия человека. Именно поэтому столь велико его воздействие на сознание и даже подсознание людей. Но умение найти эту глубину и выразить ее является сложным искусством, над которым трудились и суфийские мистики, и арабские алхимики и христианские ордены.

Грекам , контролировавшим южную Испанию до нашествия кельтов, фламенко обязано кастаньетами, которые используются для ритмического аккомпанемента танцу. У греков они назывались кроталами и изготавливались из металла, что указывает на еще одну связь с Индией и культом бога Вишны, приверженцы которого по сей день сопровождают ритуальные киртаны (воспевания, санскр. ) игрой на маленьких металлических пластинах - караталах .

…И, конечно же, цыгане

С цыганами, загадочным и неспокойным народом, фламенко связано, пожалуй, наиболее тесно. В средние века цыгане мигрировали из Индии в исламскую Андалусию, привнеся в формирующееся живое искусство фламенко не только традиции индийской вокальной школы, оказавшей решающее влияние на формирование песенной основы фламенко канте хондо . Цыгане показали и особую работу ног в танце, которую они взяли из катхака - сакрального танца северной Индии, связанного с культом Вишну. Танец был обязательной составляющей религиозного ритуала, сопровождая рассказ об играх Кришны. Важная особенность этого танца состоит в восприятии тела как инструмента для выражения божественной энергии. Появление танцевальной составляющей во фламенко, по всей видимости, связано именно с катхаком. Его элементы добавили во фламенко внутреннюю силу и эмоциональное напряжение, а также внесли в него многообразие техники работы ног.

Попутно заметим, что в вопросе движения ног для женщин существовали особые знания во всех мистических системах мира, поскольку если женщина неправильно работает ногами, то она нарушает физиологическую и энергетическую функции матки, что соответственно ведет к разрушению не только ее личностной природы, но и потомства. Прежде всего работа ног в танце усиливает мышечную нагрузку, что может препятствовать достижению и выражению внутренней глубины. Но поскольку сегодня танец стал более внешним, чем внутренним, то и внешние эффекты воспринимаются естественно.

Канте хондо и Канте фламенко

В своем современном, наиболее знакомом нам сегодня виде, фламенко возникло в XVIII веке, но уже во многом утратив связь со своим первоистоком - канте хондо , искусством глубинного переживания, выражаемым посредством пения.

Надо отметить, что термином «канте хондо » исследователи фламенко называют как древний способ глубинного переживания , так и старейшую группу стилей непосредственно фламенко, указывая на их взаимосвязь. Таким образом, существует двойной смысл понятия «канте хондо » - один обозначает древнее искусство выражения глубины, второй - направления или группу стилей фламенко.

Именно древнее фламенко серьезно изменилось в конце XVIII века. В танцевальных движениях появилась особая техника работы ног, резкие движения поясницы и т. д. По всей вероятности, неизменной осталась пластика танца. Возник и стал все больше нарастать разрыв между теми, кто исполняет фламенко, и теми, кто наблюдает за ним. Фактически искусство канте пришло в упадок в конце XVIII века, и родилось новое искусство - фламенко. Именно родилось новое, а не ожило старое, как многие считают. «Возникновение» фламенко сопровождалось развитием множества музыкальных стилей, называемых по старинке канте фламенко , но в реальности разительно отличающихся от канте хондо - своей древней, сакральной основы.

Исследователи фламенко используют разные принципы классификации многочисленных стилей, но все они так или иначе делятся на старейшее канте хондо и «все остальное». То есть всюду канте хондо выделяется особо, как первооснова и почти самостоятельное искусство.

Стили современного фламенко

В современном фламенко существуют три уровня, три направления или, если хотите, три жанра, отражающие глубину и тональность исполнения. Это канте хондо , канте интермедио (intermedio - промежуточное, исп. ) и канте чико (chico - маленькое, исп. ).

В древности глубину (хондо) выражали только пением (канте) без аккомпанемента, музыка с танцем добавились позже. Для канте хондо как жанра фламенко характерна драматическая поэзия и музыка; гитара используется в качестве скупого, без лишних украшений аккомпанемента. Это уровень глубинного пения, музыки и танца.

Среди бела дня
Плакал ветер оттого, что смеркалось
В сердце у меня.

Канте чико - в противоположность канте хондо - легкий и веселый жанр, насколько он может быть легким и веселым в искусстве фламенко, простой по форме и характеру образов. В стилях канте чико гитара часто солирует, а критерием оценки мастерства гитариста становится прежде всего техническое совершенство, а не способность открывать, указывать своим искусством на нечто невербальное, к чему стремится канте хондо в своих лучших образцах. канте чико - самое молодое направление фламенко, его появление связано с изменениями, происходившими во фламенко в течение последних веков.

Танцуй перед народом
с собой наедине.
Ведь танец идет по водам
и не горит
в огне.

Канте интермедио - категория промежуточных форм между канте хондо и канте чико . Драматическое настроение в канте интермедио может сменяться весельем, а гитарные мелодии звучат все разнообразней и переходят от характера аккомпанемента к солированию.

Каждое из направлений включает в себя группу танцевальных стилей фламенко, характеризующихся особым ритмом и манерой исполнения.

Солеа пор булериа - один из основных и наиболее популярных стилей фламенко. Это танец в минорных красках, для которого характерны медленные движения рук и корпуса с вкраплением быстрых сапатео и поворотов, а также ускорение ритма в конце танца. В Солеа пор булериа песня исполняется без соблюдения ритма.

Булериа - быстрый стиль танца. Характеризуется смешением синкопированных ритмических рисунков, выраженных в сапатео, хлопках в ладоши, о колени и грудь, и других четких и динамичных движениях. Может исполнятся и в мажорной и в минорной тональности.

Алегриас - веселый и жизнерадостный стиль танца. Родина его - город Кадис. Появление алегриас связывают с победой испанцев над Наполеоном. Осажденным жителям города на помощь пришли аррагонцы и вместе им удалось отстоять город. Об этом событии часто повествуют куплеты алегриас. Этот стиль танца носит веселый и вместе с тем немного жесткий, триумфальный характер. Исполняется в мажорной тональности.

Тангос - веселый, подвижный и чаще всего быстрый стиль танца, исполняемый на праздниках, фиестах и имеющий несложный, но четкий ритм. В тангосе часто встречаются движения бедрами и плечами, очень пластичен корпус и руки, что, скорее всего, связано с африканским происхождением этого стиля.

Фаррука - мужской стиль танца. Торжественный, величавый и гордый.

Менее известные, но от этого не менее популярные стили исполнения фламенко.

Пение тона . Создает особый объем в исполнении, так как поется без гитары под заданный ритм. Это один из старейших стилей фламенко, который исполняется в свободном темпе. Подобный стиль располагает к особенно глубокому переживанию.

Саэта - стиль «молитва фламенко». Саэта скрывает в себе религиозный мистицизм ислама и христианства. Саэта - связующее звено между человеком и его судьбой.

Стиль дебла (богиня, цыган.) к середине XIX века был практически забыт, но некогда он был одним из главных стилей канте хондо . Наравне с каньей считается одним из наиболее сложных для исполнения. Возможно, именно поэтому дебла находится на грани исчезновения. Дебла лежит в основании канте хондо и составляет одну ветвь с мартинете и карселерас.

Мартинете и карселерас - природа канте хондо . Если мартинете подчинен некоему состоянию повседневной жизни и соответственно выражает его, то карселерас выражает состояние стремления к свободе. Собственно, он и зародился в местах ее лишения. Одновременно и тот, и другой стили представляют некую форму общения, выражающую состояния человека.

Нанас - стиль «перворождения», представляющий первородную чистоту, детство, общение матери со своим ребенком.

Стиль кантес де трилья, или просто трильерас , завершает формирование канте хондо . Это стиль, который соотносится с окончанием неких процессов и переходом в иное качество. Этот самобытный стиль как бы переключает сознание, позволяет совершать внутренние превращения.

Разнообразные стили фламенко, изучаемые и практикуемые сегодня не только в Испании, но и в других странах мира, хотя им и уделяется недостаточно внимания, связывают современное фламенко с его андалузскими корнями. Каждый из них по отдельности содержит ключ к постижению глубины танца, вместе же они открывают доступ к духу мистического и прекрасного искусства фламенко, к тому, что испанцы называют словом «дуэндэ».

…Эти звуки - тайна, корни, вросшие в топь, про которую все мы знаем, о которой ничего не ведаем, но из которой приходит к нам главное в искусстве... Дуэндэ, ангел и муза есть в любом искусстве и в любой стране. Но если в Германии почти неизменно царит муза, в Италии - ангел, то дуэнде бессменно правит Испанией…
Ф.Г. Лорка. Из лекции «Дуэндэ. Тема с вариациями»

Дуэнде - дух фламенко

Фламенко на сегодняшний день является искусством-эгрегором, который сформирован духовными знаниями и традициями различных народов средневековой Андалузии и ориентируется:

  • на укрепление духа через эмоциональные переживания;
  • наполнение движением, цветом, звуком и ощущениями;
  • объединение различных форм познания в едином ритме;
  • приведение сознания к гармонии и равновесию.

И это все скреплено внутренней силой фламенко, его духом - дуэнде.

Без дуэнде фламенко теряет свое глубокое и тонкое содержание, свою внутреннюю суть. В дуэнде следует искать подлинное искусство танца, а не его эмоциональную форму. Сегодня многие стремятся почерпнуть в танце вдохновение, но в том-то и особенность фламенко, что без вдохновения не стоит и пробовать танцевать этот танец, ведь дуэнде - это сила, без которой танец становится лишь слабой импровизацией на тему фламенко. Если его нет, то попытка его найти или сымитировать - лишь эмоциональная замещающая форма, и в этом отличие истинного искусства от искусства вымышленного.

Как найти ключ к постижению духа фламенко? Этот вопрос будоражит ум и сердце каждого, изучающего этот танец. Любой начинающий осваивает танцевальную лексику в несколько этапов. Сначала постановка корпуса, затем изучение положений рук и ног, тщательная отработка движения кистей рук. Затем важный этап работы - постановка удара стопы и каблука, так называемого сапатеадо (настоящий танцор фламенко каблуком может извлекать пять разных звуков). Особое внимание уделяется положениям головы и взгляду, так как именно эти элементы придают исполнению должную характерность. А еще танцору предстоит разобраться в кампасах (ритмических рисунках, характерных для каждой формы фламенко) и освоить хлопки халео. Осталось научиться чувствовать музыку и отпускать себя в импровизацию, сплетая воедино технику и врожденный темперамент.

Но для дуэнде этого недостаточно! Дуэнде требует особого состояния души, вдохновения, которое, как известно, очень непредсказуемо.

Кому как не Федерико Гарсиа Лорке - испанскому поэту и музыканту, выросшему на народных песнях кантэ хондо, впитавшему испанскую тоску и глубину чувственного переживания искусства фламенко - знать о том, что такое дуэнде.

«…Дуэнде, как расцветшая роза, подобен чуду и будит почти религиозный восторг. В арабской музыке, будь то песня, танец или плач, дуэнде встречают неистовым “Алла! Алла!” (“Бог! Бог!”), а на испанском Юге появлению дуэнде вторит крик души: “Жив Господь!” - внезапное, жаркое, человеческое, всеми шестью чувствами ощущение Бога…»

«Дуэнде сметает уютную, затверженную геометрию, ломает стиль; это он заставил Гойю, мастера серебристых, серых и розовых переливов английской школы, коленями и кулаками втирать в холсты черный вар...».

В Испании ценители искусства фламенко - очень разборчивые зрители. Их восклицание «No tiene duende!» (В нем нет огня!) сродни смертному приговору для исполнителя фламенко. Лорка любил рассказывать историю о том, как на танцевальном конкурсе в Хересе-де-ла-Фронтера «первый приз у юных красавиц с кипучим, как вода, телом, вырвала восьмидесятилетняя старуха». Она победила юных красавиц одним лишь тем, с каким чувством и внутренней силой «вздымала руки, закидывала голову и била каблуком по подмосткам». «Но все эти музы и ангелы, что улыбались и пленяли, не могли не уступить и уступили полуживому дуэнде, едва влачившему ржавые клинки своих крыльев».

«Золотой век» фламенко

С конца XVIII века искусство фламенко стало играть важную роль в испанском обществе, началась эпоха его массового распространения. С этого момента у фламенко началась новая история, в рамках которой оно, став публичным, пожалуй, прекратило, быть путем внутреннего поиска и развития. Одновременно с этим началась утрата тех знаний, на которые фламенко опиралось. 1842 год можно назвать переломной вехой в истории танца: в Севилье открылся первый профильный клуб, с работы которого стала набирать обороты индустрия фламенко.

Массовая популярность к танцу пришла в период так называемого «золотого века» фламенко, который пришелся на конец XVIII - начало XIX века. Его главная фигура - Сильверио Франконетти. С одной стороны, это экстраординарный человек, который, окунувшись во фламенко, представил его как особое искусство. Но с другой стороны, проблема заключалась в том, что любое искусство должно вызреть в умах не только единиц, но хотя бы десятка людей. Фламенко было просто обречено на лже-развитие, когда последователи Сильверио сделали его состязанием, превратив сакральное искусство в некий спорт, что неминуемо должно было привести к его падению.

Так что «златость» этого периода весьма сомнительна. И хотя вокруг Сильверио собрались великие кантаоры того времени, до прежней, изначальной глубины фламенко добраться они уже не могли.

Среди когорты его учеников можно отметить лишь появление Антонио Чакона, который превзошел своего учителя, создав условия для появления многих новых стилей и разновидностей, обогативших в первую очередь внешнюю, исполнительскую форму фламенко.

Песни стали делиться на сопровождающие танец (atrás ) и просто для слушания (alante ). Но без внутреннего наполнения внешняя форма не могла продержаться долго, и уже к середине XIX века фламенко переживало очередной упадок. Как продукт бизнеса оно должно было претерпеть определенные изменения, а как глубинное искусство - ждать новых исследователей и последователей изначального смысла. Бизнес привнес во фламенко имитацию чувств, что сделало его близким лишь тем, кто приветствовал внешне понятные формы и ориентировался на потребительское отношение.

На родине фламенко, в Испании, этот танец танцуют не везде. Вернее, танцуют-то везде, а вот проживают, наверное, только там, где еще сильны традиции. В любой деревне на юге Испании для праздника не нужно никаких особенных поводов - днем или ночью, утром или вечером, наедине с собой или посреди центральной площади, под хорошее настроение просто надевают костюмы и танцуют. Женщина, танцующая фламенко, прекрасна и грациозна, темпераментна и обольстительна, кокетлива и неприступна, горда и уверена в себе.

Этот танец является глубоко индивидуальным, порой его характер граничит с непреодолимым одиночеством, состоянием, которое на самом деле определяет личность человека, его внутреннее богатство. Фламенко обращается к некому невидимому истоку и выражает себя эмоционально очень свободно, непосредственно - от плача и крика до любви и какой-то своей особой радости. Фламенко учит человека общаться с самим собой. Это переживание - не ради внешнего эффекта. Именно чувства порождают ту вибрацию внутри тела, которая затем уже воспроизводится вовне.

Судя по складывающимся тенденциям, фламенко ожидает некое эстетическое будущее, успешное внешнее развитие. Но любые новые внешние стили не заменят истинного переживания древнего фламенко, корнями вросшего в сокровищницу традиций множества народов и культур.

Для того чтобы не просто научиться танцевать, а познать любой танец, будь то фламенко, арабский танец живота или гопак, нужно понять его корни, проследить его историю и опираться не на внешние эффекты, а на свое внутреннее ощущение ритма. И тогда современный танец откроет свой древний секрет, сообщая знания о нашей внутренней сущности, о нас настоящих. Древнее искусство канте хондо выражало глубинные переживания человека и в то же время было средством сохранения связи с этой глубиной. Это делает фламенко еще более ценным, ведь обретение связи со своим внутренним, реальным миром сегодня особенно важно.

В статье процитированы стихотворения Ф.Г. Лорки в переводах М. Цветаевой и А. Гелескула.

Вопросы и ответы

Дуэнде – это уникальный дух или есть ситуации, где человек, скажем, вынужден проявлять этот дух? Каждое ли действие человека это следствие переживаемого чувства? А. Мельник

Дуэнде - это переживание ритмом; это суть, идея фламенко, когда танцор углубляется в свою природу. Конечно, каждое действие человека не является переживанием чувства, так как его сознание не научено контролировать и руководить действием. Здесь нужно смотреть на каком уровне вы можете оперировать своим состоянием. В общем, они делятся на грубые, низкие, высокие и человеческие. При этом они создают различные группы и схемы. Ну, а чтобы проявить более высокое переживание, нужно этому учиться и развиваться. Хотя, конечно, возможна ситуация, когда нас вскрывает какое-то действие, ситуация или место. Но все равно, это становится мимолетным, так как нужно еще этим уметь оперировать.


Известны ли Вам научные исследования. труды о сакральной сущности фламенко? Хотелось бы глуже ознакомиться с данной тематикой. Однако интернет пестрит лишь приглашениями в различные танцевльные школы и более толкового ответа на мой вопрос, чем Ваша публикации я не нашла.

Во фламенко много устной традиции. Я специально не изучал фламенко. Я просто изучаю древние культуры, что позволило мне сформировать свой взгляд на этот танец и свое понимание его. Я не встречал серьезных исследований и, думаю, их не будет, так как в фламенко мало рассудительных людей, умеющих анализировать, там слишком много эмоции.

781

Отправить эту страницу другу

Темпераментное, зажигательное фламенко никого не оставит равнодушным. Ноги сами будут двигаться в такт страстной музыки, а ладони отстукивать экспрессивный ритм

Культура фламенко сформировалась в южной части Пиринейского полуострова, в основном в Андалусии. В целом, культура фламенко включает в себя музыкальное искусство. В большой степени это гитарное, вокальное искусство, танцевальное, театральное и характерный стиль одежды. Термин «фламенко» тесно связан с культурой и бытом цыган, в Андалусии в течение 150 лет он и означал именно эту народность. Есть и другие версии этого термина: в испанском языке flamenco, кроме цыган, означало еще «фламандец» и «фламинго». Возможна версия происхождения термина и от латинского flamma - огонь. Очевидно, каждая трактовка частично соответствует истине, и, собранные воедино, они создают целостный образ всей культуры фламенко.

История возникновения танца

Долгое время единственными носителями культуры фламенко считались цыгане. Они прибыли в Испанию в 15 веке из Византии, и стали впитывать в себя местные традиции музыки и танца. А в Испании сильно было влияние арабской, мавританской культуры. Так, цыгане, впитав в себя испанские, арабские, еврейские традиции, и соединив их с собственной самобытной культурой, создали такое уникальное явление как фламенко. Они жили замкнутыми, обособленными группами, и длительный период фламенко было изолированным искусством. Но в 18 веке, с прекращением гонений цыган, фламенко «вышло на свободу» и сразу же завоевало популярность.

В 20 веке фламенко обогатилось кубинскими традициями, джазовыми вариациями. Движения испанского классического танца также стали использоваться в культуре фламенко. Сейчас фламенко пользуется заслуженной популярностью: его танцуют профессионалы и любители, регулярно проводятся фестивали фламенко, существуют многочисленные школы этого вида танца.

Что такое фламенко?

В основе всех испанских танцев лежит народное искусство. Танцы в стиле фламенко часто исполняются в сопровождении кастаньет, хлопков в ладоши - пальмас, ударов в перпуссионный ящик (кахон). Нельзя представить фламенко без традиционных атрибутов - длинного платья, веера, иногда шали, которую танцовщица то оборачивает вокруг своего стана, то раскручивает. Непременным моментом танца является игра танцовщицы с подолом своего платья. Это движение напоминает о цыганском происхождении фламенко.

Мелодия испанского танца довольно часто имеет музыкальный размер 3/4, но может иметь и двудольный размер 2/4 или 4/4. Для фламенко характерны движения сападеадо - выстукивание ритма каблуками, питос - щелчки пальцами, пальмас - хлопки ладонями. Многие исполнители фламенко отказываются от кастаньет, так как они не дают возможности в полной мере проявить выразительность рук. Руки в испанском танце работают очень активно. Они придают танцу экспрессивность и грациозность. Движение флорео - поворот кисти с ее раскрытием - просто завораживает. Оно напоминает цветок, который постепенно распускается.

Виды

Под общим названием фламенко объединено много испанских танцев, среди которых аллегриас, фаррука, гарротин, буллерия и другие. Существует множество стилей фламенко, различающихся ритмическим рисунком. Наиболее известные из них:

  • Палос
  • Фанданго
  • Солеа
  • Сегирийя

Стиль кантре фламенко включает в себя и танцы, и пение, и игру на гитаре.

Искусство фламенко, являясь синтетическим, объединяющим культуру востока и запада, оказало влияние на формирование музыкальных и танцевальных стилей по всему миру. Сформировались современные виды фламенко:

  • джипси-румба
  • фламенко-поп
  • фламенко-джаз
  • фламенко-рок и другие.

Особенности фламенко

Для танца и музыки фламенко характерны импровизации. Сложный ритмический рисунок, обилие мелизмов и вариаций, делают затруднительным точную нотную запись и запись танцевальных движений. Поэтому в искусстве фламенко важная роль отводится учителю, через которого самобытная культура передается из поколения в поколение. Фламенко оказало влияние на латиноамериканскую музыку, джаз. Современные балетмейстеры и хореографы видят в искусстве фламенко большой простор для самореализации и внедрения новых идей.

Стилей фламенко очень много. Есть наиболее популярные и постоянно используемые, есть те, о которых знают немногие – знатоки этого искусства.

Считается, что сначала появились три вида песен — toná (тона), seguirilla (сегирийя) и soleá (солеа). Они впоследствии стали основами для базовых стилей фламенко. Тона исполняется а капелла, сегирийа и солеа – под гитарный аккомпанемент. Для каждого стиля пения была свойственна своя особая ритмическая структура (компас).

Все основные стили фламенко делятся на 10 групп.

SOLEA (СОЛЕА)

К группе solea относятся bulerías por soleá, bulerías, caña y polo, jaleos, alboreá, bambera, romances, giliana . Стили этой группы имеют 12-дольный компас с сильными долями на 3-6-8-12 для солеа и 12-3-6 для булерии. Это произведения трагического настроения.

Солеа — один из основных стилей фламенко, ведущий свое происхождение возможно из окрестностей Кадиса или Севильи. В жанровой классификации фламенко относится к классу канте хондо. Традиционно солеарес исполняются под аккомпанемент одной гитары.

Солеа - один из пало фламенко с наибольшим числом традиционных песен, что особенно ценится слушателями.

Компас (ритм) солеа состоит из 12 долей и наиболее широко используется во фламенко. Некоторые пало получили свой ритмический рисунок от солеа, например, вulerías por soleá , пало типа Cantiñas: алегриас, ромерас, мирабрас, караколес и в некоторой степени булериас . Ритмический рисунок солеа образуется группами и двух и трех долей, однако сильные доли располагаются в концах групп, а не в начале, как это принято в западной музыке.

Компас солеа (с сильной долей на 3,6,8,10,12):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Однако это только основная структура (фундамент), которая фактически не слышна в «palmas» (хлопках), в гитаре, или в ногах танцора. Это своего рода сетка, в которой исполнители фламенко сами создают ритм, который может меняться. Существует множество образцов ритмического рисунка солеареса (от очень простого до очень запутанного). Ритм зависит от настроения, которое артист хочет передать, или цели песни (для одиночного исполнения или для танца).

В отличие от булериаса или кантиньяса, которые исполняются в одном темпе, солеа обычно играется в рубато, то есть темп замедляется и ускоряется. В таких случаях стараются не использовать хлопки или ударные инструменты.

Солеа имеет много разновидностей, связанных с происхождением из той или иной местности Андалусии. Это солеарес из Алкалы, солеарес из Трианы, из Кадиса, из Хереса, из Лебрихи или Утреры.

CANTINAS (КАНТИНЬЯС)

К этой группе относятся alegrías, cantiñas, caracoles, mirabrás, romeras. Это 12-дольные ритмы с сильными долями на 12-3-6-8-10 , с веселым настроением произведений.

ALEGR Í AS (АЛЕГРИАС)

Это palo по ритму похоже с солеа. Название стиля дословно переводится как «радость». Веселый, жизнерадостный танец. Родина алегриаса — город Кадис, время появления – начало XIX века. Толчком для появления этого стиля стала победа испанцев и арагонцев над войсками Наполеона. Кадис был одним из немногих городов Андалусии, который благодаря своему географическому положению было сложно завоевать. Часто куплеты алегриаса повествуют именно об этом событии. В танце часто используются движения из национальной арагонской хоты.

Компас алегриаса (с сильной долей на 3,6,8,10,12):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Этот стиль входит в группу Cantiñas (исп.: народные песни) и обычно исполняется в быстром темпе (120-170 ударов в минуту). Мелодии с подобным темпом, как правило, используются для танцев, в то время как медленные мелодии алегриаса более предпочтительны для пения.

BULERIAS (БУЛЕРИЯ)

Булерия — это «живая грация цыганского юга Андалусии». Этот стиль предоставляет исполнителю наибольшую свободу для импровизации. В булериас присутствует отзвук всех песен Андалуcии. Здесь можно услышать и алегриас, и фандангильо, и даже солеарес. Это песни живые, веселые и полные бурных эмоций, но в них проскальзывают и жалобные нотки, свойственные солеа. Считается, что булерия зародилась на Средиземноморском побережье, их звучание напоминает о шуме моря — то безмятежном и спокойном, то о бурном и опасном. В булерии можно встретить все эмоции, которые способна испытывать человеческая душа. Эта музыка звучит каждый раз по-новому, при этом всегда узнаваема. Она основана на импровизации, но, тем не менее, существуют довольно жесткие ритмические рамки. Другие особенности булерии — это яркая индивидуальность гитары при исполнении песен, булерию называют основой гитарной игры фламенко. Сначала единственным предназначением пения был аккомпанемент танцу, и оно подчинялось строгому ритму. Позднее кантаоры усложнили булерию и придали ей большую ритмическую гибкость. Особенностью танца булерии — булерии фиесты — является образованный участниками полукруг, из которого они друг за другом выходят для исполнения сольной танцевальной части.

Булерия относится к самым молодым стилям. Она впервые появилась на сценах театров и кафе кантанте в конце XIX века и исполнялась в качестве «десерта» после напряженного исполнения драматичных песен канте хондо. В 20-х годах XX века она уже сформировалась и признавалась наравне с остальными стилями. Сейчас это один из самых любимых и часто исполняемых стилей фламенко.

Компас булерии состоит из 12 долей, начинается с неакцентируемой ноты:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие варианты:

1 2 3 1 2 3 1 2 1 2 1 2

12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

T ANGOS (ТАНГОС) и TIENTOS (ТИЕНТОС)

К этой группе относятся: tangos, garrotín, tientos, marianas, farruca, tanguillo y zapateado, zambra. Стили этой группы имеют 4-дольный компас, хотя правильнее считать тангос на 8 долей, так, как это и делают испанцы.

T ANGOS (ТАНГОС)

Название «тангос» происходит от «tanga» — гулкий звук, шум от удара, также обозначает покачивание. Возможно другое происхождение – от глагола «tangir», т.е. играть на музыкальном инструменте. Слово стало использоваться для обозначения разных стилей танца по обе стороны Атлантики, что затрудняет поиск корней танца, хотя нетрудно выделить общие формы с аргентинским танго. Очевидно, на его развитие повлияла американская музыка – сказался результат контактов с кубинской музыкой, хотя именно в Кадисе этот танец берет свое начало. Здесь следует говорить о живом, ритмичном ударном стиле танца, который вместе с булериас составляет основу фламенко. Исполнялся в изящных и грациозных движениях, быстро и озорно. Ритм его легко запоминается, танец допускает вариативность поз и импровизацию. В своем простейшем варианте без сложных движений, свойственных профессионалам, тангос может исполнять любой почти любой человек.

Тангос следует андалузской тональности, хотя встречаются варианты, особенно в Триане или Гранаде, придерживающиеся мажора либо минора. Тангос и румба в настоящее время стали весьма похожи, хотя основные различия (в игре на гитаре) сохранились. Для танго характерно выделение аккордов, обозначение чета путем резкого перебора струн. В случае румбы гитара звучит непрерывно. Основные тональности: ля – си бемоль, ми-фа. Тангос — один из основных стилей фламенко, а также один из наиболее древних.

Существует множество разных видов тангоса в зависимости от места его происхождения — Кадиса, Севильи, Хереса или Малаги, но почти всегда – это пение, сопровождаемое танцем.

Компас тангоса:

Первая доля безударна, следующие три – ударные.

AMERIKANOS (АМЕРИКАНОС)

Отдельное место занимает группа стилей americanos. Сюда относят: guajiras, colombianas, peteneras, rumbas, milonga y vidalita , то есть все, что появилось под влиянием культуры Латинской Америки. Эти стили имеют 4-дольный компас.

RUMBAS (РУМБА)

У танца румба два источника — испанский и африканский: испанские мелодии и африканские ритмы. По настроению — это праздничный стиль.

С одной стороны, в мелодическом плане румба схожа с моделями кубинского характера гуарачеро, с другой стороны, танец фламенко нашел в румбе один из самых чувственных ритмов в перечне стилей фламенко. Движения бедрами, также как и провокационное покачивание плечами, обратили танцевальное исполнение румбы в расточительность чувственности танцовщицы в самом чистом кубинском стиле, который способствовал быстрому распространению румбы фламенко как стиля для большого числа зрителей.

Испанская румба очень живая и праздничная, она ритмична и постоянно допускает импровизацию. Возможно, поэтому именно румба стала символом фламенко как вольного, свободного танца.

Компас румбы:

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

GUAJIRA (ГУАХИРА)

Этот танец и песня родом из Кубы. «Guajiro» в переводе значит: крестьянин, народная песня, очень распространенная на Кубе.

Гуахира, как танец, происходит из первой половины 20-го века, как сопровождение одноименного пения. Ведет свою ритмику и гармонию из кубинского пунто (punto cubano), стиля, заимствованного в свое время на Кубе и перенесенного на Канары, где произошло смешение с местными танцами. По мнению многих экспертов, этот стиль необходимо определять как кубинский пунто. Богатством своей мелодии гуахира обязана известному кантаору Pepe Marchena, который эволюционировал свою гуахиру в инструментальный стиль и очень красивую мелодию «Contigo me caso indiana». В 30-40 е годы этот стиль был весьма популярен, сопровождая танец с этим же наименованием, который в настоящее время практически исчез. Это песни в стиле фламенко на основе кубинского фольклора. Куплеты ее относятся, в основном, к Гаване и ее жителям, доминирующие темы — о любви и ностальгии. Куплеты по 10 восьмисложных стихов. По характеру гуахира очень веселая и ритмичная. Характеризуется мягкостью и имеет салонный характер. Игра идет только в мажоре. В традиционном варианте продолжительность игры невелика, т.к. как только начинается стук каблуков, аккомпанемент перестает быть мелодичным и лишь четко задает ритм для танцора. Напротив, инструментальные вариации на тему гуахиры, появившиеся позже оригинального варианта, очень мелодичны и изобилуют лирическими отступлениями. Непременным атрибутом танца является использование веера, также иногда используется шаль.
Компас гуахиры двенадцатидольный. В отличие от стилей группы солеа компас начинается с сильной доли (сильная доля в начале такта):

12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие стили (информация готовится)

G ENEROS de FOLKLORE

Это народные «околофламенковые» или стили фольклорного направления: campanilleros, zambra del Sacromonte, nanas, panaderos, pregón, sevillanas, villancicos, zorongos. У нас наиболее часто встречается севильяна.

F ANDANGOS

Эта группа включает в себя фанданго всех родов и видов — fandangos naturales, fandangos por soleá, fandangos por bulerías, fandangos atarantados, fandangos comarcales (de Huelva: de Alosno, de Rebollo, del Cerro etc).

MALAGUENAS

Эти стили родом из города Малага: verdiales, malagueñas, jabera, rondeña, granaína y media granaína. Компас 6-дольный и 12-дольный.

(Информация взята из книги Эль Монте Анди «Фламенко. Тайны забытых легенд»)

Фламенко оказало огромное влияние на множество различных танцев и музыкальных направлений во всем мире. Начинают появляться смешанные стили, такие как фламенко – рок, фламенко – поп, фламенко – джаз, и даже танец румба, который входит в обязательную программу в соревнованиях по латиноамериканским танцем, оказывается, является вернувшейся разновидностью фламенко. Представляем вашему вниманию лишь немногие стили, которые существуют сегодня в мире.

Пожалуй, одним из самых известных направлений во фламенко является так называемый «alegrías» (алегрия) , свои же истоки это направление берет в Кадисе. Дословно «алегрия» переводится как «радость», поэтому это направление одно из самых жизнерадостных и веселых во фламенко. «Алегрии» обычно состоят из трех частей: вступления, самой песни-куплета и заключения. В середине песнопения, куплете, обычно раскрывается вся сущность алегрии, суть и глубокий смысл, заключение же обычно используется певцами для того, чтобы показать оттенки своего тембра, обычно заключение исполняется гораздо мягче, чем сам куплет. Песни «алегрия» были созданы когда-то, как аккомпанемент к танцу, поэтому они настолько полны грации, динамики, энергии и зажигательной живости.

Фламенко слушать:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Фламенко видео:

Еще одно известное и довольно популярное направление «tangos» (тангос) , иногда его еще называют «тангильос» — уменьшительное от «танго», родиной которого также является Кадис. В «тангос» более быстрый темп, чем в «танго», но, тем не менее, они очень похожи и связаны друг с другом. Каждый аккорд такого танца состоит из 6 ударов, при котором игра на гитаре и танец являются единым и неразделимым целым. Также как и «алегрия» «тангос» меньше всего поддался влиянию других направлений, поэтому дошел до нас практически в классической и неизменной, традиционной, «пурической» форме. Веселые, игривые, задорные, оптимистичные, но в то же самое время, чувственные и эмоциональные песни очень подходят для выступлений на сцене, карнавалах и праздниках.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

«Fandango» (фанданго) - относится к разновидности «cante jondo» (канте хондо) , что представляет из себя древнее ядро фламенко, которое восходит корнями к музыкальным традициям и системам Индии. Это народный танец, который исполнялся под сопровождение кастаньет и пение гитары.

Кастаньеты – инструмент, который изготавливается из дерева, особенно твердых его пород, таких как палисандр, каштан, черное дерево и многих других. Они используются для ритмического аккомпанемента танцующим.

Родина этого направления стала Андалусия, далее он распространился к Астурии и Португалии. Сейчас fandangos aflamencaos является одним из самых основных ритмов фламенко. Несмотря на то, что тематический диапазон поэзии фанданго разнообразен: от мира и войны до любви, ненависти, смерти и жизни, все-таки преобладают любовные мотивы. Это парный танец, страстный, рассказывающий любовную историю, сейчас он популярен во многих областях Испании, особенно в Малаге, Кордове и Лусене.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

«Saeta» (саэта) – песнопение, разновидность фламенко, которое поется во время религиозных мероприятий и праздников. Это диалог с богом. Здесь можно услышать и жалобу на несчастную судьбу и мольба к богу, чтобы он услышал и помог. Иногда это голос грешников, голос терзаний из-за плохих деяний, которые они совершают. Существует легенда, что в 18 веке монахи бродили по дорогам и, напевая саэты, побуждали верующих раскаяться в своих грехах. Саэты 17-18 веков представляли собой монотонные с многочисленными паузами песнопения. С тех же пор саэты претерпели огромнуые изменения и эволюционировали. Современное песнопение саэта является направлением фламенко, которое также делится на подвиды и насчитывает огромное количество стилей, известно почти во всех уголках Испании.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Конечно, это лишь неполный перечень всех стилей фламенко, которые живы в мире. Список можно продолжать до бесконечности.

В настоящее время фламенко претерпело значительные изменения. Иногда, в исполнении современных певцов, сложно узнать «пурические» мотивы. Одной из популярных певиц время является Rosario Flores

Слушать фламенко:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

а также Mala Rоdriguez

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.