Идеи эмо. История и культура эмо. Интерпретация результатов исследования

Изо всех молодежных субкультур наиболее выделяющейся и бурно развивающейся в наши дни является культура эмо. Сегодня эмо можно встретить везде – молодежь охотно следует новому веянию моды. Однако ошибочно полагать, что эмо – это просто модная одежда и стильные украшения. Это целый комплекс разнообразных вещей, понятий и моделей поведения. Сами эмо называют свое течение стилем жизни. Что же такое эмо и откуда это появилось?

История возникновения субкультуры эмо

Как и большинство современных субкультур, эмо берет начало в США. И началась она с музыки. В начале 80-х на музыкальной ниве был все еще популярен так называемый «Вашингтонский хардкор» - смесь тяжелого рока и панк-рока. Это был весьма оригинальный стиль звучания, сопровождавшийся множеством шумов и сильным вокалом. Однако в 1983 году распалась известная хардкор-группа Minor Threat и свежие идеи остальных групп пошли на убыль… Группы начали отдаляться от оригинального звучания хардкор панка и экспериментировать в различных направлениях. Песни стали приобретать мелодичность, а вокал стал еще более чувственным.

Первая эмо-волна пришлась на лето 1985, когда в Вашингтоне возникло несколько рок-групп с мелодичным звучанием и новыми элементами вокала. Наиболее выделяется среди них группа Embrace, где в качестве вокалиста выступает Айен Маккей (Ian MacKaye) – бывший вокалист Minor Threat. Айен стал основателем sXe движения, которое впоследствии приобрело бешеную популярность в среде эмокорщиков и хардкорщиков. Музыка этой группы была названа «Эмо» («Emo»), как сокращение от слова «Эмоциональный» («Emotional»). Это подчеркнуло чувственность исполняемых песен, выражение в них эмоций авторов.

С 1986 года многие группы начинают акцентировать внимание на эмо-элементах. Такие исполнители, как The Hated и Moss Icon, помимо скоростного ритма стиля панк, добавляют в свои композиции вокал, который срывается на крик в кульминационных моментах.

Наконец, с 1990 года стиль эмо становится весьма известен в музыкальных кругах и выделяется в отдельную субкультуру. Начинают развиваться новые подвиды этого стиля. Из них можно выделить основные:

  • “Хардкор Сан-Диего” (Сан-Диего, 1992) - смесь классического хардкора и эмо;
  • “Скримо” более тяжелый вариант эмо, больше крика и более жесткая музыка;
  • “Фрэнч Эмокор” – смягченный вариант “скримо”, отличается мелодичностью.
Скримо и Френч Эмокор развиваются и по сей день. Широкому кругу молодежи эмо стал известен в 1994 году, когда со своим диском дебютировала группа Sunny Day Real Estate “Diary”. Стали образовываться новые группы, эмо попал на радио и телевидение. Так появилась новая субкультура, бурно развивающаяся и сегодня.

Конечно, как и все субкультуры, эмо имеет особый стиль одежды и внешнего вида. Это является предметом самовыражения и открывает окружающим индивидуальность каждого эмокида.

Начнем с одежды. Универсальный прикид эмо содержит одежду в черно-розовую полоску. Очень популярны орнаменты с шашечками. Вообще, черная одежда – это предмет культа для эмо, она помогает сильно выделить яркие элементы их одежды – в основном, розовый и фиолетовый. Очень ценится одежда с рукавами в полоску. Одежда должна быть непременно облегающей. Узкие рубашки, застегнутые на все пуговицы, здесь будут к месту. Также модны майки с детскими рисунками и названиями различных эмо групп. Часто в одежде используются слегка маловатые пиджаки с кучей значков.

Для девушек актуальны полосатые чулки, обычно в черно-белую или черно-розовую полоску. Для парней пригодятся штаны, порванные и зауженные книзу. Черные джинсы подойдут. В холодное время года можно обмотать шею полосатым шарфом. Очень моден так называемый трехполосник – это двойной ремень, состоящий из одного обыкновенного и второго с заклепками – три железных полоски, отсюда и название. Кеды, особенно черные и розовые, - однозначно must-have в инвентаре эмокида.

Популярна также черная обувь с розовыми шнурками. Грубые тяжелые черные туфли тоже придутся к месту. Девушки обычно носят крупные бусы на шее. Модными являются и очки, желательно черные и в роговой оправе. эмо часто носят всевозможные сумочки и рюкзаки с невероятным количеством значков, заплаток, брелоков и мягких игрушек. На руках иногда встречаются браслеты или напульсники, якобы скрывающие порезы вен.

Теперь про стиль и внешний вид. Жизненно важны черные волосы. Причем радикально черные – такого можно добиться только окрашиванием. Можно использовать и темно-каштановый. Спереди волосы должны быть обрезаны так, чтобы челка закрывала половину лица. И для девушек, и для юношей желательно, чтобы волосы были более длинными спереди, чем сзади. Черные волосы должны выглядеть жирными, сальными.

Вообще, прическа часто нарочито небрежная, взлохмаченная. Отдельные пряди волос можно осветлить, чтобы они выглядели оранжевыми. Также эмо часто красят ногти в черный цвет. Очень распространены обведенные черным карандашом глаза, использование косметики – тональных кремов, помады для губ под цвет кожи. Причем эта мода универсальна, как для юношей, так и для девушек. Делается это для того, чтобы лицо выглядело бледным, а на его фоне выделялись густо подведенные черным глаза, которые являются зеркалом души, а значит, и проявлением эмоций.

Очень часто эмо украшают одежду множеством значков, наклеек, брелоков и мелких мягких игрушек. В последнее время также стала модной худоба эмокида, вплоть до состояния «кожа и кости». Во многом этому помогает вегетарианская диета, которую соблюдают сторонники движения sXe. А еще любой эмокид всегда обрадуется самодельному украшению, будь то браслет из бисера или связанный вручную шнурок.

Вот основные составляющие моды эмо. Сразу отметим, что главное здесь – не переусердствовать с внешним видом, иначе можно прослыть позером, а позеров эмо ненавидят. Одежда и украшения должны служить предметом самовыражения, а не следованием общей моде.


Музыка явилась родоначальником субкультуры эмо, поэтому она занимает особое место в душе каждого истинного эмокида. Все эмо группы можно разделить на несколько жанров, ясно отличимых друг от друга.

К этому стилю относится творчество групп Moss Icon, Frail, Lincoln, Julia Silver Bearings, Hoover, Current, Indian Summer, Evergreen, Navio Forge, Still Life, Shotmaker, Policy of Three, Clikatat Ikatowi, the Hated, Sleepytime Trio, Noneleftstanding, Embassy, Maximillian Colby, Ordination of Aaron, Floodgate, Four Hundred Years, Shroomunion, ранние записи Unwound, Native Nod, Merel и т.д.

Берет начало в 1987-88 годах. В плане звучания, здесь очень много динамики между мягким вокалом, глэм-звучанием гитар, и грохотом сдвоенных соло-гитар и кричащим вокалом. Стиль довольно интенсивен – от нормального пения в тихих частях до надрывных криков, а иногда даже рыданий. Интересными особенностями групп, играющих в направлении Emo, можно назвать их некоммерческую направленность – в основном, цены на билеты и пластинки лишь окупают расходы на организацию концертов и записей, и предубежденность против цифровых технологий – записи делаются с использованием ламповых усилителей и на магнитные ленты, а также винил.

Сюда можно отнести: Rites of Spring, Embrace, Gray Matter, Ignition, Dag Nasty, Monsula, Fugazi, Fuel, Samiam, Jawbreaker, Hot Water Music, Elliot, Friction, Soulside, ранний Lifetime, Split Lip/Chamberlain, Kerosene 454. Создан этот жанр на заре зарождения эмо культуры – в 1984-85.

Основные аспекты звучания таких групп – более мягкий, чем в Emo, вокал – без особых воплей и надрыва, и классическое роковое звучание музыки. Основную роль здесь играют гитары – по большей части, спаренные.

Emohardcore

Heroin, Antioch Arrow, Mohinder, Honeywell, Reach Out, ранние Portaits of Past, Assfactor 4, Second Story Window, End of the Line, Angel Hair, Swing Kids, Three Studies for a Crucifixion и так далее. Это самый поздний эмо жанр, который стартовал в 1990-1991 годах. эмо хардкор тяжело не узнать – это бешенный ритм, искаженные гитарные рифы, вопли вокалиста на пределе голоса. Музыка иногда достигает такого уровня шума, что невозможно распознать мелодию, а гитаристы вместо аккордов воспроизводят вспышки шума и диссонанса. После каждой песни такой группы команде приходилось перенастраивать все оборудование, а некоторое даже разбивалось вдребезги в запале выступления.

Таковы основные направления эмо музыки. Конечно, на самом деле, их гораздо больше, но все вытекают из этих трех. Из русских эмо групп можно отметить 0 дней февраля, Океан моей надежды, Оригами, Комната, Maio, 3000 миль до рая, Idea Fix, и тому подобные. Вообще, эмо не чужда и другая музыка, в основном это рок, но они не любят позерскую музыку, в частности попсу.


Всякая субкультура имеет под собой идеологическую основу. Она объясняет суть существования такой культуры, определяет ее аудиторию и задает модель поведения. В отличие от многих других субкультур, культура эмо претендует на гораздо большую роль, нежели просто совокупность определенных признаков. эмо – это стиль жизни, способ самовыражения, попытка изменить современный жестокий мир.

Итак, в чем же основа культуры эмо? В первую очередь, конечно же, в эмоциях. Эмоции – это важная составляющая человеческой личности. эмо не скрывают своих эмоций, они в полной мере раскрывают миру свою сущность и наслаждаются полнотой своих ощущений, нисколько не стесняясь других. В выражении своих чувств очень важна искренность – эмоции часто невозможно подделать. Неискренность любой эмо почувствует за версту. Но мало просто выражать свои чувства – нужно уметь подать их так, чтобы они наполнили другого человека, дали ему почувствовать то, что чувствуешь ты. В этом состоит суть музыки эмо.

Подростки, пропагандирующие культуру эмо, называются эмокидами, существует разделение эмокидов по половому признаку – эмобой (мальчик) и эмогерл (девочка). В наши дни эмо – в основном дети и подростки, так как данная идеология больше всего подходит ветреному молодому поколению. Эмокид часто непостоянен в своих чувствах и эмоциях, он подвержен резкому перепаду настроения и постоянно протестует против родителей и любых других людей, пытающихся им управлять, заставляющих держать свои чувства в общепринятых рамках. эмо ненавидят ограничения – они пропагандируют свободу разума.

Каждый эмокид всегда открыт для окружающих, он рад помочь ближнему. эмо постоянно развиваются и стремятся развивать окружающих их людей. Им не чужда идеология защиты животных – многие эмо выступают против неоправданного убийства зверей. Еще одной отличительной чертой эмо является презрение к коммерческой выгоде – эмо группы часто выступают за деньги, которые лишь окупают расходы на организацию концерта. Также эмо не любят пользоваться современными технологиями и предпочитают слушать музыку на старых кассетных плеерах и виниле. Отдельную страницу в жизни эмо-культуры занимает движение sXe (Straight Edge). Это движение, пропагандирующее здоровый образ жизни.

Стрейтэджеры не курят, не пьют, не употребляют наркотики и не вступают в беспорядочные половые связи. Они также активно выступают против расизма, сексизма и других форм дискриминации по какому-либо признаку.

Стейтэджеры стремятся расширить свое сознание и постоянно самосовершенствуются. Они привыкли всегда и во всем идти до конца. Если вы увидите в интернете ник, содержащий перед собой, после или в середине значок Х, например X_emoboy, то знайте: обладатель этого псевдонима – стрейтэджер.

Современное sXe движение разделилось на две линии – softline sXe и hardline sXe. Хардлайн пропагандирует жесткое следование принципам стрейт эдж движения, борьбу с дискриминацией и защиту животных любыми методами, в том числе и насильственными и нелегальными. В отличие от хардлайн, софтлайн стрейт эдж придерживается правил sXe без насильственного противостояния дискриминации. Они предпочитают более гуманные методы борьбы, например устную пропаганду, выпуск литературы и организацию концертов.

Как на всякого фашиста найдется свой антифашист, так и на всякого эмо найдется свой антиэмо. Точнее, тру (true, настоящий) эмо. Тру эмо ненавидят позеров и всех тех, кто, следуя общей моде, одевается подобно эмо, но не слушает их музыку и не стремится к выражению чувств. Такие люди обычно вливаются в тусовку эмо, пытаясь выглядеть модно, поэтому тру эмо их презирают и не исключают применение против них насилия. Многие люди, пытаясь выглядеть эмо, переусердствуют с одеждой и выражением чувств, что сразу же получает крайнее неодобрение тру эмо. Многие путают эмо с готами. Между этими двумя культурами существует огромное различие. В то время как готы выражают ненависть ко всему миру и отвращение к жестокой жизни, не видят в ней ничего хорошего, эмокид берет от жизни все лучшее, может радоваться прекрасному мгновению или переживать неудачу. Смысл эмо-движения заключается в более высокой эмоциональности, подверженности не только плохим, но и хорошим эмоциям.


На сегодняшний день культура эмо уже набрала обороты и продолжает бурно развиваться. В основном, эмо – это люди не старше 25, то есть молодежь. Однако из всей массы молодежи, следующей течению эмо, лишь треть следует его идеологии и осведомлено об истоках этой культуры. Большинство людей, слушающих эмо-группы, даже не подозревают, что слушают эмо третьего и четвертого поколения. В большинстве своем, молодежь сегодня скорее пытается быть похожими на эмо, чем на самом деле быть ими, что, конечно же, находят недовольство в рядах тру эмо. Для многих черно-розовый прикид и кеды в шашечку – это не более, чем просто модный наряд, в то время как для эмо он является способом самовыражения.

В нашем обществе эмо не любят. Больше того, над ними постоянно издеваются и откровенно их ненавидят. Возможно, это происходит от их нежелания держать свои чувства в рамках морали, от смешения полов в этой культуре, ведь большинство эмобоев выглядят как девочки, а многие эмогерл – как мальчики. В среде эмо часто встречается бисексуальность, что является еще одним поводом их не любить. эмо часто бьют, в основном это панки, рокеры, скинхеды и прочие агрессивно настроенные молодые люди. Однако, несмотря на это, большинство эмо остаются верны своим идеалам.

Если вы решили стать эмо, или, вернее, если вы открыли в себе его, то материалы данной статьи помогут вам ознакомиться со всеми аспектами жизни эмокидов, их модой и музыкой. эмо – это течение для тех, кто не желает мириться с ограниченными рамками современной жизни, презирает зажатость и пропагандирует открытое выражение чувств. эмо не стыдятся своих эмоций – по большому счету, им плевать на общественное мнение, потому что они живут не для общества, а для себя и своих близких.

А теперь, когда вы узнали, кто такие эмо, ответьте мне всего на один вопрос: хотели бы вы стать эмо сами, или, может быть, вы хотели бы, что ваши дети стали эмо?

Наверняка вы встречали на улицах больших городов парней и девушек, а то и подростков, одетых в странные черно-розовые одежды, с многочисленным пирсингом, с черными, часто крашеными волосами и длинной косой челкой. Их называют эмо. Часто эту молодежь путают с другими субкультурами (в первую очередь, с готами), высмеивают. А в некоторых странах их даже преследуют. Многие люди по незнанию считают, что эмо - всего лишь стиль одежды: густой макияж, смешные фенечки на латаной сумке через плечо.

Другие полагают, что эти ребята любят собираться на кладбищах и читать плаксивые стихи о смерти, что это явление, близкое к декадансу начала ХХ века. Есть и те, кто определяет этих трудных подростков как первых кандидатов на суицид. Так кто такие эмо? Как они возникли, чем отличаются от представителей других родственных субкультур? Читайте всё о них в этой статье.

История возникновения

Если бы вы спросили, кто такие эмо, в 1980-х годах, то большинство жителей нашей планеты недоуменно пожало бы плечами, а обитатели округа Колумбия (США) ответили бы вам, что это - поклонники определенного музыкального стиля. И действительно, духовные предки современных девушек и юношей с косыми челками звались панками. Они также слушали хард-рок, украшали свое тело татуировками и пирсингом, питали пристрастие к «удавкам» на шее. Но эмо-кора, отпочковавшееся от панк-рока, было слишком своеобразным, специфическим. И поклонники этих двух стилей исповедовали различные жизненные устои, ощущали мир совершенно по-другому, чтобы быть непохожими. А потому и в стиле одежды субтильные юноши с черными волосами стали отдаляться от накачанных, бритых под нолик парней. Чуть позже произошло их выделение из среды готов.

Мироощущение

С расцветом новой субкультуры и проникновением ее в страны Старого Света многие люди стали интересоваться тем, кто такие эмо. Главной отличительной чертой адептов этого молодежного течения является экспрессивность, яркое и неприкрытое выражение своих чувств. Поэтому в массах, далеких от субкультур, бытует мнение, что эмо - плаксивые, не желающие взрослеть склонные к депрессии и даже суициду. Да, романтизация смерти у них присутствует, впрочем, так же, как и у готов. Но то, что дало название течению, именуется не жаждой самоубийства, а стремлением к выражению эмоций - все равно каких, грустных или веселых. Просто наш мир дает больше поводов плакать, чем смеяться… Сами себя они называют эмо-кидами (от английских слов emotional и kid (ребенок), тем самым подчеркивая свое стремление оставаться по-детски непосредственными, отказ носить социальные маски, которые навязывает людям общество.

Музыка эмо-кора

Конечно, субкультуру определяет определенная идеология, стиль жизни и мироощущение, но не стоит забывать, что родилась она в недрах меломанов. Первыми творцами эмо-кора были панки из Вашингтона, привнесшие в какофонию мэйнстрима некую гармоничность и музыкальность. В последующие годы на музыкальный стиль оказали влияние такие течения, как грандж и хинди-рок. Тексты песен эмо-кора отличаются лиричностью, а их исполнение - излишней эмоциональностью, экспансивностью. Длинные баллады преимущественно посвящены разбитому сердцу, тоске и страданию. Певцы должны обладать высоким и сильным голосом, способным резко переходить от шепота к визгу. Современный эмо-стиль в музыке раскололся на несколько течений. Одним из них является классический «кор», близкий к хард-року, но смягченный лиричными нотками. Ваоленс (от violence, насилие) отличается жестокими текстами, выплескивающими агрессию. Эмо-панк не лишен веселости и самоиронии. А вот скреамо тяжело выдержать людям неподготовленным, но и у этого стиля есть свои поклонники.

Известные эмо-группы

Многие музыкальные коллективы, которым поклоняются эмо во всем мире, открещиваются от принадлежности к данной субкультуре или же используют в своем творчестве разные стили. В России по популярности лидирует немецкая группа «Tokio Hotel». Ее альбом «Комната 483» получил у нас статус платинового. Музыканты «Fall Out Boy» называют себя поп-панками, хотя эксперты считают их творчество классическим эмо-стилем. В композициях «30 Seconds To Mars» слились воедино альтернатива, спейс- и прог-рок. С начала 2000-х различные эмо-группы появились и в России. Огромной популярностью пользуется «Monalisa». Она появилась в Москве в 2001 году под первоначальным именем «Послезавтра», а уже через полгода дала свой первый сольный концерт. Также нельзя обойти вниманием «Океан Моей надежды», чей альбом «То, о чем ты не узнаешь» очень популярен.

Разновидности в среде субкультуры

Эмо - это, прежде всего, стиль жизни. Не обязательно одеваться в черное и носить длинную челку цвета вороного крыла, чтобы принадлежать к этой субкультуре. Например, тру-эмо (от английского tru - настоящий), считающие себя истинными выразителями взглядов и жизненной позиции этого молодежного течения, одеваются в клетчатую одежду стиля ретро. Они также слушают музыку только на виниловых пластинках, бобинных и кассетных магнитофонах. «Настоящие эмо» не курят и не пьют алкоголь, чуждаются наркотиков. Для всего молодежного течения характерно вегетарианство и даже вегантство. Новые эмо - с черными волосами, длинной, свисающей до кончика носа челкой, напульсниками и пирсингом - очень узнаваемы.

Имидж

Особой чертой этой субкультуры, отличающей ее от готов, является одежда. Эмо-бой часто облачается в узкую футболку и джинсы черного или темно-синего цвета, с заплатами и дырами. Через плечо перекинута сумка, как у почтальона, где густо нацеплены значки и эмблемы. Эмо-герл украшает черная короткая юбка, из-под которой торчат рваные колготки. К рюкзачку или сумке прикреплены плюшевые игрушки, которым хозяйка вспарывает животы, а потом зашивает суровыми нитками. Представителей обеих полов выдает и ремень - черного или розового цвета - с цепями, огромной бляхой. Футболки украшают либо названия музыкальных групп, либо очень характерные принты: разбитые вдребезги сердца, скрещенные пистолеты, прочая кладбищенская атрибутика. Напульсники, суровые ошейники и пирсинг (на левой ноздре, а также губах, бровях и переносице) завершают облик.

Эмо-макияж

И девушки, и юноши, придерживающиеся этого стиля, наносят на лицо белую пудру, чтобы подчеркнуть контраст с черными волосами. Губы красят помадой телесного цвета. Глаза они густо подводят темным карандашом. Эмо-киды покрывают ногти черным лаком. Все в их облике должно говорить о мрачном неприятии этого жестокого мира, о собственной обиженности и беззащитности. Эмо-макияж создает определенный образ - милого ранимого ребенка, которого так хочется защитить. На бескровно-бледном лице (этот эффект достигается с помощью светлого тонального крема и белой пудры) выделяются глаза. Верхнее веко красят карандашом, нижнее - подводкой. Щедро наносят тени и растушевывают их. Тушью проходятся по ресницам два раза. Помада в макияже эмо (в отличие от готов) должна быть светлых пастельных тонов.

Прическа

Представителей этой субкультуры отличает длинная косая, полностью закрывающая один глаз, челка. Эмо для стрижки обращаются в специализированные салоны, поскольку требуется бритвой истончить кончики волос, сделать прическу как бы колючей. Обладатели волнистых локонов должны сначала выровнять пряди утюжком. Волосы эмо красят в черный или темно-красный цвет. Девушки часто носят массу аксессуаров - бантики, яркие заколки, резинки. Они часто заплетают кончики волос в хвостики или косички. С помощью лака или воска эмо фиксируют короткие волосы на макушке так, чтобы они стояли торчком.

Субкультура в России

Как они появились? Многие музыкальные критики утверждают, что русские эмо - это «опопсевшие панки». Тем не менее, есть такие творческие коллективы, которые пытаются полностью копировать классический западный кор. Сами же фанаты пытаются следовать эмо-моде вплоть до мелочей. Несмотря на отсутствие в большинстве городов специализированных магазинов одежды и особенно обуви, юноши и девушки стараются полностью походить на своих американских и европейских «коллег». Несмотря на явную аполитичность представителей этой субкультуры, власти России не особенно их жалуют. В 2008 году в Госдуме даже рассматривалась «Концепция о вмешательстве государства в духовное воспитание детей». В этом законопроекте указывалось, что пропагандирует суицид и культивирует депрессию. В Армении в 2010 году прокатилась волна репрессий против представителей этого молодежного течения. Власти страны очень своеобразно высказались на тему того, кто такие эмо: дескать, иностранное влияние портит молодежь, и она вместо того чтобы наполниться национально-патриотическим духом, прибегает к попыткам суицида.

Лет пять-шесть назад отечественная молодёжь повально увлеклась новой для нас эмо-субкультурой, пришедшей, как водится, из западных стран. По улицам городов слонялись чёрно-розовые стайки то ли мальчиков, то ли девочек, назвавшихся эмо-кидами. Не разбираясь в идейных тонкостях новой субкультуры, наши подростки охотно покрасили волосы в чёрный, отрастили чёлки и облачились в узкие штанишки. Казалось бы, всё с ними ясно, но данная статья для того и написана, чтобы немного разобраться в том, что собой представляет субкультура эмоциональных детей.

Не многие знают, что нынешняя эмо-волна уже третья по счёту. Первая волна захлестнула западные страны ещё в 1984 году и продлилась аж до 1994 года. Тогда образование новой субкультуры было связано с появлением новой разновидности панка, поскольку панк к 1980-м начал терять свои позиции, и музыканты догадались разнообразить традиционное панковое звучание более мелодичным вокалом. Вторая волна уже не так заметно проявилась в конце 1990-х, ну а до нас она добралась лишь к началу 2000-х.

Что касается идейной основы эмо-движения, то главное правило для каждого уважающего себя эмо-кида – не стесняться выражать свои эмоции. Если весело, то нужно смеяться от души, если обидно и плохо, то нужно не держать это в себе, а плакать навзрыд. Особый акцент делается на романтизации смерти, культе возвышенной любви и гиперчувствительности ко всему, что происходит вокруг. В идеале настоящий эмо-кид должен бороться за мир во всём мире и быть вегетарианцем. По крайней мере, такой закон сложился в эмо-субкультуре на заре её появления – в 1980-х годах.

Музыкальные предпочтения также играют немаловажную роль в жизни эмо. Появилось особое направление в музыке – эмокор , который характеризуется традиционными для хардкора риффами в сочетании с драматичным и подчёркнуто эмоциональным вокалом. Палитра эмоциональных оттенков в вокале более чем выразительна: от торопливого шёпота и рыданий, до душераздирающего скрим-гроула. Тематически это песни об одиночестве, неразделённой любви, отверженности и смерти. С моментом распространения эмо-субкультуры в наших краях появилось великое множество эмо-команд, и некоторые из них заняли достойное место на андеграудной сцене.

Стиль в одежде – основной показатель причастности подростка к эмо-движению. Отечественные эмо-киды, как наштампованные, носят примерно одинаковые причёски, полосатые гетры и чёрно-розовые кеды. Приветствуется обилие пирсинга и татуировок. Мальчики и девочки носят обтягивающие зауженные к низу джинсы, многочисленные браслеты, полосатые свитера и футболки с детскими рисунками. Девочки часто одевают короткие юбочки и гетры. Основные цвета в одежде – чёрный и розовый в различных вариациях: двухцветная клетка или полоска. Непременный атрибут – большая почтовая сумка через плечо с огромным количеством значков на ней. Вне зависимости от пола, юный эмо может накрасить ногти и подвести глаза чёрным. Такое пренебрежение вторичными половыми признаками не случайно – многие эмо-киды настаивают на своей бисексуальности. Это, в свою очередь, объясняется безграничной любовью ко всем подряд.

Как только субкультура эмо стала популярной в СНГэшнах странах, эмо-киды сразу стали объектом насмешек со стороны представителей других субкультур. Часто эмо-мальчики становились (и становятся) жертвами насилия со стороны прочих неформалов. Взрослые же забили тревогу, поскольку увидели в эмо пропаганду суицида, депрессии и одиночества, и оказались не так уж и не правы. Романтизация смерти (привет из готической субкультуры) и пресловутое резанье вен привело к реальным жертвам – девочки и мальчики прибегали к суициду из-за неразделённой любви. Как по мне, виноваты в этом сами эмо-киды. Не утруждая себя поисками информации о своей субкультуре, они перенимают стиль поведения и манеру одеваться у сверстников, не задумываясь, насколько это правильно.

Не смотря на то, что субкультура эмо предполагает гиперэмоциональность, отечественные эмо-киды стараются поддерживать меланхоличное настроение, граничащее с депрессивным состоянием. Стиль в одежде не имеет ничего общего с эмо-кидами на Западе. В США и Европе эмо-киды отождествляют себя с детьми, не приемлют пирсинг и татуировки и в одежде предпочитают пастельные и натуральные цвета и оттенки. Так что можно смело говорить о том, что субкультура эмо у нас – жалкое подобие западного молодёжного движения, более того, кардинально противоположна тому, что на Западе называют «эмо». Возможно, если бы юноши и девушки, прежде чем выстричь чёлку, поинтересовались истоками своей субкультуры, отношение к этой самой субкультуре было бы совсем другое.

Субкультура (молодежная) - довольно распространенное культурное явление, имеющее свои характерные черты. Чаще всего ее участники - молодежь, которая отличается неуравновешенным эмоциональным состоянием с неустойчивыми параметрами личности. Детально изучив феномен субкультуры, можно сделать вывод, что ее приверженцы видят в ней способ самовыражения, а то, что большинство видов акцентирует внимание на внешних атрибутах, скорее всего, означает неглубокое понимание их участниками собственных душевных потребностей. Поэтому они находят элементы одежды и стиль подходящим способом проявления себя в обществе.

Субкультура?

Прежде всего, это предмет изучения культурологи, социологии и антропологии. Обратимся к определению Дэвида Рисмена, который впервые и вывел понятие субкультуры, где под ней понимается группа людей, которая нарочно выбирает определенные ценности и стиль одежды, поведения и мышления, к которым прибегает общественное меньшинство.

Отсюда мы можем предположить, что эту категорию не устраивают общественные нормы и ценности, поэтому в субкультуре чаще встречаются люди с бунтарским поведением, что связано с внутренней агрессией, поскольку они намерены ярко заявлять своим поведением, одеждой и мышлением в обществе о себе.

Молодежная субкультура - это, прежде всего, определенная культурная ниша, приверженцы которой определены по возрастному признаку: от 14 до 30 лет. Специфика юношеской психологии определяет и характер большинства видов молодежных субкультур: радикальность ценностей, яркое самовыражение с помощью атрибутов и высокая эмоциональность, разделение мира на «черное» и «белое» и общества на «серую массу» и ярких индивидуальностей.

Субкультура моды

Пятидесятые годы двадцатого столетия были отмечены возникновением одной из самых распространенных субкультур, которая затем породила несколько других. Это были моды - молодые британцы, которые уделяли большое значение своему отличительному внешнему виду. Одной из самых радикальных субкультур, возникших как ответвление модизма, - скинхеды.

Стилевым атрибутом модов изначально были узкие итальянские костюмы. Их отличала любовь к музыке: рок-н-роллу, джазу, ска, соулу и ритм-энд-блюзу. Отношение общества к этому направлению было, в большей степени, негативным: это можно заметить по рецензиям фильма «Квадрофения», сюжет которого повествует о жизни мода - простого курьера, который тратит свою жизнь впустую: на наркотики, таблетки и тусовки. Тем не менее, в 2004 году один из рейтинговых журналов внес фильм в список величайших британских кинолент.

Основным транспортом модов были мотороллеры, они проводили время вместе с единомышленниками на приморских курортах и в ночных клубах, где часто случались стычки между ними и представителями другой субкультуры - рокерами.

Через 10 лет после возникновения, это движение стало менее популярным.

Субкультура эмо

Эта субкультура сформировалась из музыкального стиля. Общество неоднозначно отреагировало на возникновение этого движения, в России бум пришелся на начало 2000-х годов, и это явление часто обсуждалось в СМИ, а затем и на государственном уровне.

  • Субкультура эмо и мироощущение. В первую очередь, эмо-киды акцентировали внимание на том, что они выражают эмоции. Позиции, принимаемые эмо - борьба за справедливость и чувственное мироощущение. У большинства людей сформировалось мнение, что это психологически слабые, плаксивые молодые люди, которые романтизируют смерть: сложно сказать, верна ли эта оценка, но количество самоубийств среди юного населения в то время возросло, и этот факт не противоречит такому представлению об эмо-кидах. Представители субкультуры интровертны, погружены в депрессивные состояния, или, наоборот, в неоправданную радость. Это явное свидетельство психической нестабильности и неудивительно, что общественность отрицательно относилась к развитию эмо-культуры. Их часто соотносили с готами, что неверно: на одном из сайтов, посвященных эмо, подвели черту: «эмо ненавидят себя, готы ненавидят всех».
  • Субкультура эмо: одежда и имидж. Эмо-киды носили косые рваные челки, закрывающие половину лица, волосы красили в черный, в ушах делали тоннели. На лицо наносили косметику оба пола: тонировали светлым цветом лицо и губы. Ногти покрывали черным лаком. Основное сочетание цветов в одежде: розовый, белый, черный.
  • Субкультура эмо: атрибутика. Большое количество разноцветных значков, прикрепленных к одежде и почтовым сумкам, большие очки с темными стеклами, яркие браслеты и напульсники.

Последние несколько лет, когда речь заходит о молодежных субкультурах, довольно часто приходится слышать доселе малоизвестное понятие - ЭМО. И, как правило, оно упоминается в негативном свете. В обывательском сознании это очередное деструктивное движение молодежи, не несущее ни его участникам, ни всему обществу, ничего хорошего. Между тем, если хотя бы немного разобраться в теме, то можно узнать, что изначально эмо-движение хоть и унаследовало ряд асоциальных идей из панк-культуры, было вполне себе мирным, а во многих аспектах даже прогрессивным.

Поскольку мы хотим разобраться в том, что так или иначе связано с понятием эмо, наибольший интерес для нас представляет эволюция панк-сцены в 80 и 90 годы, и прежде всего в США. Хардкор как музыкальный жанр появился в США в конце 70 годов (группы Black Flag, Bad Brains, Circle Jerks) и поначалу не имел какого-либо собственного, отличного от остальной панк-сцены, идейного содержания. Вехой в становлении американского (и не только) хардкора стало появление группы Minor Threat в декабре 1980 года. В числе первых песен группы были композиции «Straight Edge» и «Guilty of Being White». Первая из них призывала к отказу от употребления алкоголя, наркотиков и беспорядочного секса. Вторая была посвящена проблеме рассовой нетерпимости. Выступления Minor Threat не только дали мощный импульс новому для панк сцены Straight Edge движению, но и по сути выделили хардкор-панк в новую субкультуру со своей идеологией. Основой этой идеологии стали левые (в основном анархистские) взгляды, доставшиеся в наследство от панка, а также принципы Straight Edge (sXe). В чем главная идея sXe? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, какие проблемы и противоречия терзали тогдашнюю американскую молодежь. Одной из таких проблем была проблема взаимотношений между белыми и темнокожими учениками в школах. Например, в школе, где учился Ян Маккей, вокалист Minor Threat, около 70 % учеников составляли афроамериканцы и рассовая нетерпимость была обычным явлением. В более старших классах во весь рост встала и другая проблема - повальное пьянство, увлечение наркотиками, беспорядочные половые связи между подростками. Вот, что говорит Маккей в своем интервью: "Когда мне стукнуло 17 и я пошел в старшие классы, я там был единственный непьющий, и парни прикалывались надо мной. Меня называли "общественное сознание". Меня постоянно дразнили по этому поводу, я просто не мог воткнуть, почему не пить - это такое преступление. Это был конец 70-х, имейте в виду, тогда просто каждый тинейджер курил траву. Все, кого я знал, пили или смолили, а тех, кто этого не делал, считали реальными идиотами, ботанами и ублюдками".

Но, с другой стороны, панк-культура увлекла Маккея своими идеями:

"Панк-рок ввел меня в мир андеграунда, в мир бесконечных идей, философских взглядов, бесчисленное количество целей в жизни открылось передо мной. Десятки уровней культуры: философский, теологический, сексуальный, музыкальный, политический - на каждом из них есть место для всякого, кто захочет войти. Таким образом, теперь я мог осмысленно сказать: "Парни, я панк, и я не пью". Мне никто не верил по началу. Когда я и мои друзья говорили такое, нас просто не слышали, все вокруг считали, что панк - это одна деструкция и саморазрушение и только. Мы реально возмутили воду в панк-сообществе, они внезапно обнаружили, что в их рядах появились какие-то непьющие ****истые подростки, они просто не знали, что с нами делать".

Таким образом, идеология sXe стала своего рода протестом против такого положения вещей. Ее главный принцип - свобода от всех тех глупостей, что мешают человеку жить и развиваться, что мешают ему быть человеком, а не животным. К этим глупостям Маккей и другие основатели движения относили не только алкоголь, курение, наркотики, невоздержанность в сексе, но и расовую и прочую нетерпимость. Эти идеи поддержали в своих выступлениях многие другие хардрок-панк группы 80-х.

Итак, в первой половине 80-х годов хардрок-панк стал вполне самодостаточной субкультурой, имеющей свой музыкальный стиль и идеологию (прежде всего это sXe и DiY). Отличия от панка проявились и во внешним виде. Хардкорщики имели в основном короткие прически, или вовсе лысые головы, носили дешевую невычурную одежду, в общем, старались всячески избегать внешних изысков и держаться подальше от массовой культуры с её модой.

Зарождение жанра музыки, более известного как emotional hardcore, напрямую связано с двумя группами средины 80-х: Rite of spring (Гай Пицциотто) и Embrace (Ян Маккей). Эти группы сохраняли хардкоровский стиль музыки и пения, но с вкраплениями специфического "эмо" вокала, когда голос вокалиста срывался в ярких моментах на хриплый и страстный стон. При этом тексты песен иногда носили личный характер, касались потерянной любви и умирающих воспоминаний. Самой заметной группой этого направления стала, пожалуй, Moss Icon, появившиеся в г. Аннаполис под Вашингтоном в 1987 году (ранее там играла другая известная эмо группа - The Hated). Уже раннее творчество группы, которое многие не относят к собственно эмо, имело нехарактерные для хардкор групп тексты. Более поздние записи Hate In Me, Mahpiua Luta имели более выраженные элементы эмо стиля в музыке и вокале. Эмо существовали вполне себе в пределах хардкор-панк культуры и не образовывали какую-либо собственную. Какова же тогда история происхождения самого слова "эмо"? Ответ на этот вопрос дает одно из интервью Яна Маккея:

«Я сам никогда не употреблял приставку «emo». У этого слова забавная история. В 85-86 годах в Вашингтоне активно развивались некоторая часть местной сцены, из которой вышли такие группы как Rites Of Spring, Embrace, Rain и множество других. Многим циничным людям не нравился их стиль и…да бог его знает, что им не нравилось, но они ст****ись над такой музыкой и стали называть ее «эмо-рок». Такая шутка. Типа, не хардкор это вовсе, а какой-то эмоциональный рок. Эту шутку подхватили и фэнзины: когда надо было обругать группу, ее часто называли «эмо-роком». Но почему-то лет через пять люди стали использовать это слово, как название некого музыкального стиля. Тут же появились группы, якобы в этом стиле играющие. Этого я понять не могу. Мне кажется, что вся музыка является эмоциональной, ее не нужно называть «эмоциональная». Панк-музыка -- изначально эмоциональна. Группы, которые сегодня называют свое творчество «эмо-панком»… Я не нахожу их музыку какой-то особенно эмоциональной, обычно это просто поп-музыка. И для нее придумывается специальное название, чтобы слушателю было проще понять -- что он покупает. Я ничего против этого не имею, но сам выдумывать своей музыке определение не желаю».

Итак, какие выводы на основании всего этого мы можем сделать? Мы уже говорили про три точки опоры на которых держится любая субкультура. В случае же имо (русская транскрипция англ. emo), имеет место быть только музыкальное направление, и то, по большей части являющееся «запчастью» уже давно сложившейся хардкор культуры. Никаких идей лежащих вне хардкора там нет и не было. Но откуда тогда взялось все то, что сегодня принято называть эмо субкультурой? Все эти черно-розовые одеяния, значки, челки, эмосайты, разговоры о ранимой душе и неудачной любви?

После 2000 года в США и Европе стала набирать популярность новая необычная субкультура, зародившаяся в среде имо и имо-хардкор музыкальной тусовки. Собственно, по музыкальному направлению она и получила свое название. Унаследовав от хардкора музыкальный стиль и, местами, идеологию, имо-киды обрели свой собственный внешний вид. Одновременно появились коммерческие музыкальные группы, в частности The Used, ставшие популярными далеко за пределами хардкор и _пуще-рок тусовок. В сочетании с необычным внешним видом это привело к бурному развитию молодой субкультуры, в основном за счет меланхоличных и не слишком развитых физически подростков 12…17 лет. Эти молодые люди нашли в эмо то, чего им так не хватало в окружении сверстников и строгих педагогов, - возможность отдохнуть от постоянной борьбы за лидерство в подростковом коллективе, побыть самими собой, не скрывая своих слабостей и чувств. Все это вполне соответствовало имиджу имо-кида (представители субкультуры эмо): грустные худощавые парни и девушки, часто в очках и с наушниками, сторонящиеся шумных компаний, постоянно задумчивые и с опущенной головой. Одиночество, несчастная любовь, стремление реализовать себя через творчество, стали одними из атрибутов имо культуры. Имо кидам были несвойственны распространенные среди обычных подростков увлечения и привычки, такие как употребление алкоголя, курение, культ секса и стремление самоутвердится через матерную ругань и физическую силу. Иными словами, их мировоззрение было довольно близко к sXe. Примерно в таком виде имо культура в 2004..2005 годах пришла в Россию, а спустя некоторое время - и в Украину (3).