Художник бэкон картины. Френсис бэкон

Сегодня 105-й день рождения Фрэнсиса Бэкона. Деформированные, гротескные работы сделали его одним из главных живописцев ХХ века. Мы решили вспомнить знаковые произведения художника

Ф рэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, "размазанные" фантомы, в худшем - хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). При этом однажды Бэкон умудрился сказать, что считает "мрачноватыми" полотна абстрактных экспрессионистов, безобидные на фоне его собственных работ. Неудивительно, что одним из главных поклонников художника стал Дэмиен Херст, известный своими расчлененными акулами и коровами.

Впрочем, творчество живописца вовсе не о деформации плоти или уродстве. Бэкон изображает трагичность существования, метания души, боль утраты, а порой просто экспериментирует с формой, пытаясь одновременно изобразить различные состояния и восприятия окружающего мира. Один из излюбленных жанров британца - триптих. К 105-летию Фрэнсиса Бэкона мы решили вспомнить его знаковые работы.

"Три этюда к фигурам у основания распятия". 1944

"Три этюда..." - первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Художник избирает библейский сюжет и форму, традиционную для церковной живописи, будучи убежденным атеистом. Его герои - гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. Каждый из них выражает плач, вопль, тоску. Отказавшись от изображения людей, Бэкон максимально обобщает тему. На это рассчитан и оранжевый фон, который избавляет полотно от конкретных декораций и контекста. Сам сюжет распятия тоже условен: картина была написана в 1944 году, когда мир был потрясен ужасами войны. Получилась работа о страдании и ответственности человека за него вне времени и пространства. Триптих оказался очень оригинальной формой - в последующие годы Бэкон взял этот формат на заметку.

В 40-е: в начале 40-х молодой Бэкон, освобожденный от военной службы из-за хронической астмы, был призван в отряд гражданской обороны. В эту эпоху художник всерьез увлекается живописью. "Три этюда...", выставленные в 1945 году в галерее Лефевр, производят настоящую сенсацию. С 1946 года Бэкон участвует в крупных групповых выставках, продает свои первые картины. В 1949 году нью-йоркский МоМА приобретает для своей коллекции "Картину 1946". До 1950 года Бэкон живет в Монте-Карло, предаваясь страсти к азартным играм.


"Три этюда головы человека". 1953

Бэкон понимает, что триптих - отличный формат не только для абстрактных сюжетов, но и портретных работ. Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще. Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. "Три этюда головы человека" - предтеча будущих шедевров Бэкона-портретиста. Работа 1953 года напоминает раскадровку киноленты, скриншоты самых выразительных моментов какого-то фильма или "испорченные" смазанные снимки, которые делают в полицейском участке. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Бэкон пытается отойти от статичного, фотографического представления о человеке, изобразить впечатление, возникающее при живом общении, когда люди говорят, выражают эмоции мимикой и жестами.

В 50-е: Бэкон возвращается в Лондон, несколько месяцев преподает в Королевском колледже искусств, начинает работать над знаменитой серией полотен по мотивам "Портрета папы Иннокентия Х" кисти Веласкеса. В 1954 художник представляет Великобританию на 27-й Венецианской биеннале. В 1957 году в Париже проходит первая персональная выставка Бэкона. А в 1959 живописец принимает участие в Documenta II и 5-й биеннале в Сан-Паулу.


"Три фигуры в комнате". 1964

На этот раз в центре внимания художника - пластика человеческого тела. Бэкон сталкивает вечные переживания человека и повседневность: его герои праздно лежат на кушетке, сидят на унитазе. Даже в столь прозаичной обстановке художнику удается передать трагичное состояние души: на это работают приглушенный, болезненно-зеленоватый фон, пустое пространство, в котором люди кажутся маленькими и беззащитными, изломы обнаженных тел, выполненных в несколько трупных, синюшных тонах.

В 60-е: Бэкон обзаводится постоянной мастерской, в которой десятилетиями будут рождаться его шедевры. Tate Gallery устраивает в 1962 году первую ретроспективу художника, а в 1963 в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке открылась его первая американская выставка. В том же году Бэкон знакомится со своим возлюбленным и источником вдохновения Джорджем Дайером. В 1968 году художник впервые побывал в Нью-Йорке.


Триптих "Май-июнь 1973". 1973

Этот триптих - одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. В октябре 1971 года в Гран-Пале в Париже открылась большая ретроспектива, представившая более 100 полотен Бэкона. Дайера нашли мертвым в номере отеля накануне вернисажа. Его смерть стала большой трагедией для Бэкона и не раз возникала в последующих работах художника. Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень "бэконовское" место - уборную. На первой "створке" триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из "Трех фигур в комнате", на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы - нависает над раковиной, на месте которой два "кадра" назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника). Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека.

В 70-е: Бэкон теряет Джорджа Дайера, но в 1974 году встречает Джона Эдвардса, нового спутника жизни и впоследствии своего наследника. В 1975 художник знакомится с Энди Уорхолом. Работы Бэкона выставляются в Мадриде, Барселоне, Мехико.


"Этюд к автопортрету". 1985 -1986

Героями триптихов Фрэнсиса Бэкона становились абстрактные эмоции, обобщенные человеческие лица, его близкие друзья. Наконец, в триптихе 1985-1986 годов художник изображает самого себя. Он и раньше создавал автопортреты, однако эта работа, одна из поздних, служит своеобразной кульминацией творческого пути Бэкона. Если сравнить триптих 1944 года с "Этюдом к автопортрету", становится видно, как изменился "почерк" художника: на смену жестким, несколько рваным мазкам оранжевого фона первой работы приходит монохромное, гладкое исполнение второй. Как и монстры с "Трех этюдов...", художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души.

В 80-90-е: В 1988 году работы Бэкона выставляют в Третьяковской галерее. В 1990 художник посещает выставку обожаемого Веласкеса в мадридском Музее Прадо. Фрэнсис Бэкон ушел из жизни в 1992 году.

Бэкон Фрэнсис Картины и биография Фрэнсиса Бэкона Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon; 28 октября 1909, Дублин - 28 апреля 1992, Мадрид) - английский художник-экспрессионист. Родился в Дублине в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека; мать Бэкона была культурной и образованной женщиной. В 1911 семья переезжает в Лондон. Частые переезды и болезнь (астма) помешали Фрэнсису получить систематическое образование. Весной 1927 года Бэкон отправляется в Берлин к родственникам. Хоть Бэкон и увлечён этим городом, но через полгода он появляется в Париже на Монпарнасе, где изучает французский язык и работает как дизайнер и декоратор. Посещение выставки Пикассо в 1927 году оказало на него решающее влияние - он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе Южного Кенсингтона мастерскую; там он работает до 1932 года.

В 1933 году Фрэнсис Бэкон пишет своё первое «Распятие». Картина художника экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог «Арт Нью». В 1944 картина «Три этюда фигур в ногах Распятия» экспонируется в галереях Лефевр и Тэйт и вызывает большой резонанс.

В 1946 Бэкон уезжает в Монте-Карло и там работает до 1950 года. Затем некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне и работает до 1958 года с «Хановер Гэлери». В 1955 - первая ретроспективная выставка Бэкона в Институте современных искусств в Лондоне.

К 1962 году проводится ретроспектива работ художника в галерее Тэйт. В следующем году Фрэнсис Бэкон знакомится с Жоржем Дайером, который становится моделью многих его работ. В 1964 пишет триптих «Три фигуры в комнате», в 1965 триптих «Распятие» (Государственная галерея современного искусства, Мюнхен). Ретроспективы картин в музее Гугенхейма и в Институте современного искусства Чикаго. В 1964-1967 годах пишет женские портеты (не свойственные творчеству Бэкона) - портреты и этюды Изабель Раусторн, Генриетты Мораес и других. В 1960-х годах Бэкон осыпан множеством премий и почестей.

Премию Рубенса он отдаёт для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения. Без названия, 1944 Галерея Тэйт, ЛондонМагдалена, 1946 Частное собрание Фигура в пейзаже, 1945 Галерея Тэйт, ЛондонЖивопись, 1946 Частная коллекция Фрагмент Распятия, 1950 Хановер Гэлери, ЛондонПо Веласкесу, 1950 Собрание Шафрази, Нью-Йорк В 1968 - первая поездка в Нью-Йорк, «Триптих на тему поэмы Томаса Элиота», 1967. В 1971 - ретроспектива в Гранд Палас, в Париже: свыше 100 картин и 11 триптихов. В том же году в связи с кончиной Жоржа Дайера Фрэнсис Бэкон пишет триптих «Памяти Жоржа Дайера». Портреты и представление смерти Дайера - также в ряде других работ.

К 1974 относится знакомство с Джоном Эдвардсом, который становится его новой моделью и наследником. Бэкон совершает ещё одну поездку в Нью-Йорк (выставка художника в музее Метрополитэн) и знакомится с Энди Уорхолом (1975).

Он также выставляется в Мадриде и Барселоне (1978). Триптих «Орестея Эсхила», 1981 - одна из важных работ этого периода. В конце 1980-х Бэкон экспонировался в восточном Берлине и даже в Москве (1988). Фрэнсис Бэкон умер в Мадриде 28 апреля 1992 года от сердечного приступа. Женщина 1960Портрет Люсьена Фрейда, 1965Генриетта Мораес в красном, 1965Портрет Изабель Раусторн, 1967Фигура в зеркале 1969 Фигуры в кровати 1972Спящий человек 1974Портрет карлика 1975Фигуры в движении 1976Картина 1978 Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Это - своего рода крик, который не имеет пределов и границ; живописная акция. Магма тел: ни животные, ни люди - одинокие распластанные фигуры.

Своей кистью Бэкон превращает людей в уродов, одноглазых, безруких, обрубленных монстров. Живопись Бэкона всегда на грани риска, экспрессивна и импровизационна. Тем не менее, попытка организации пространства у Бэкона присутствует постоянно: перспектива, линия горизонта, параметры трёхмерного пространства (вроде клети или аквариума). Если ранние работы Бэкона довольно тёмные, то в дальнейшем они становятся более активными по цвету и даже - декоративными (излюбленные художником жёлтые, брусничные, вишнёвые, оранжевые цветовые тона; реже - холодные, где предпочитаемые - чёрные, тёмно-синие, серо-зелёные).

Вся энергия, экспрессивность живописи Бэкона - в скульптурности, в изломах форм, в своеобразной массе, типа лавы. С текучестью связана деформация, которая в живописи Бэкона кажется естественной и необходимой. 14 мая 2008 триптих «Ориентир канонического 20-го века» Френсиса Бэкона 1976 года продан на аукционе Сотби в категории «Современное искусство» за 86,3 миллиона долларов. Продан семьёй Мюи, владельцами производства вин Château Pétrus, русскому миллиардеру Роману Абрамовичу. Эта продажа стала мировой сенсацией.

$86 млн за триптих Фрэнсиса Бэкона года оказались рекордом для аукционного дома Sotheby`s, впервые за свою 350-летнюю историю продавшего на своих публичных торгах вещь за такую невообразимую сумму. А умерший в 1992 году живописец получил звание самого дорогого послевоенного художника и попал на третье место в десятке самых дорогих художников мира вообще, обойдя и Ван Гога, и Рубенса, уступив только Пикассо и Климту. Наверное, доживи Фрэнсис Бэкон до этого момента, он был бы счастлив оказаться в такой компании, ведь Пикассо и Ван Гог были его кумирами, не говоря уже о не попавшем в список «арт-форбсов» Веласкесе (его работ попросту нет на рынке). Бэкон наперекор своей экспериментальной эпохе мыслил себя скорее «старым мастером», чем ниспровергателем традиций.

Современным классиком его считали уже в конце 70-х, а в 1988-м даже сделали его большую выставку в тогда еще довольно консервативной Москве - в ЦДХ, где был выставлен и пресловутый триптих. Конечно, классика Фрэнсиса Бэкона сугубо модернистская - с изломанными формами, нервическими мазками и будто вывернутым наизнанку пространством. Но все же художника, который в 1976 году вдохновлялся бы мифом о Прометее, а именно этот античный сюжет лег в основу триптиха-рекордсмена, надо было еще поискать. Три этюда фигур у Распятия, триптих, 1962Триптих на тему поэмы Т. С.

Элиота, 1967Памяти Жоржа Дайера, триптих, 1971Орестея Эсхила, триптих, 1981 Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.

История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

Сегодня несколько картин Фрэнсиса Бэкона входят в список самых дорогих картин мира - Бэкону, напомним, принадлежит рекорд мировой аукционной цены (речь об открытых аукционах, точная информация о закрытых аукционах недоступна):

В ноябре 2013 года триптих Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969 года) был продан на Christie’s за $142,4 млн., тем самым был побит предыдущий рекорд аукционной цены, когда в 2012 году знаменитая картина “Крик” Эдварда Мунка была продана за $120 млн.

на фото: фрагмент портрета Фрэнсиса Бэкона, художник Реджинальд Грей

Также, по данным открытых аукционов, в 2007 году семья шейха Катара приобрела "Этюд к портрету папы Иннокентия X на красном фоне" Бэкона за $53 млн., а в следующем году картина "Триптих, 1976" Бэкона была куплена на аукционе Sotheby s Романом Абрамовичем за $86,3 млн. В феврале 2014 года анонимный покупатель из США приобрёл "Портрет говорящего Джорджа Дайера" (1966 года) за $70 млн. В мае 2014 года триптих "Три этюда к портрету Джона Эдвардса" (1984 года) был приобретён тайваньским коллекционером за $80,8 млн.

Творчеству художника посвящаются всё новые и новые выставки, одна из них - “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого” - проводится в настоящее время Эрмитаже, в здании Главного штаба на Дворцовой площади (д.6/8), с 07 декабря 2014 года по 08 марта 2015 года.

"Три наброска к портрету Люсьена Фрейда", 1969, холст, масло, Художественный музей, Портленд (Орегон), США

Выставка “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого”, одно из наиболее масштабных и значимых культурных событий уходящего года, проводится в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России 2014, а также в рамках празднования 250-летия Эрмитажа, - подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Центром изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии.

Фрэнсис Бэкон (1909-1992) - один из крупнейших мастеров XX века. Его произведения являются важнейшими экспонатами залов современного искусства мировых музеев, частные коллекционеры выкладывают за его картины целые состояния. В молодости Бэкон не получил художественного образования и долгое время находился в неведении относительно своей будущей профессии, экспериментируя с различными родами деятельности, поэтому его стиль - особое смешение его собственного восприятия и ярких заимствованных образов, которые прослеживаются во многих работах художника. Основной темой его работ является человеческое тело - искаженное, вытянутое, заключенное в геометрические фигуры, на лишенном предметов фоне.

В экспозиции выставки “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого” представлены тринадцать картин Фрэнсиса Бэкона из собрания Центра изобразительных искусств Сейнсбери. Они происходят из коллекции Лизы и Роберта Сейнсбери, его первых и самых щедрых меценатов, оказавших художнику существенную моральную и финансовую поддержку в сложные для него годы. Картины были написаны, в основном, в 1950-е - начале 1960-х годов и являются той основой, вокруг которой собирались остальные произведения художника.

На выставке будут представлены живописные произведения из галереи Тейт (Лондон), Художественной галереи и музея Абердина, Йельского центра британского искусства в Нью-Хейвене, галереи Хью-Лейн в Дублине, а также из собраний частных коллекционеров. Выставку прекрасно дополняют художественные произведения из собрания Государственного Эрмитажа, начиная от египетского искусства и образцов греко-римской пластики до живописи Веласкеса и Рембрандта, Матисса и Пикассо, скульптуры Микеланджело и Родена.

Согласно одному из мнений, концепция выставки в Эрмитаже заключается в том, чтобы представить творчество самого дорогого аукционного художника современности в контексте его предшественников, которыми он восхищался — от Рембрандта до Дега. А основная цель - заставить людей задуматься об искусстве и творчестве. Ничто не способствует мыслительному процессу так, как сравнение. Именно эта выставка дает для этого необходимую почву.

Возвращаясь к Фрэнсису Бэкону, напомним, что будущий художник родился в Дублине в семье военного, происходившего из старинного, но обедневшего рода. Однако, несмотря на благородное происхождение, художник не получил даже систематического образования, ему помешали слабое здоровье и частые переезды семьи, связанные сначала с Первой мировой войной, а потом - с войной за независимость Ирландии. Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет. Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков, и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века.

"Три этюда к фигурам у подножия распятия", 1944, галерея Тейт, Лондон

Осенью и зимой 1949 года в Лондоне прошла его первая персональная выставка, о нем заговорили, как об одном из ведущих художников Британии, а его работы стали неотъемлемой частью выставок современного искусства во всем мире. С 1961 года художник обосновался в Южном Кенсингтоне, в Лондоне, где оставался до конца жизни и где создал знаменитые большие триптихи, ставшие его излюбленной композиционной формой («Три этюда человеческого тела», 1970, собрание Ордовас, Англия). Умер Фрэнсис Бэкон в Мадриде в 1992 году.

Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Изображенные Бэконом фигуры и лица людей, как правило, деформированы, перекручены, искажены. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. Его мало интересовало, как выглядит тело, ему было важно передать, что и как оно чувствует.

Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. Бэкон создал серию картин под впечатлением от работ и писем Ван Гога к брату Тео, в которых Ван Гог излагал свое отношение к копиям с картин предшественников. Будучи больным, он утешался копированием с черно-белых репродукций Делакруа и Милле, которые использовал, как источник для сюжетов. Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт).

Портрет Ван Гога, Фрэнсис Бэкон

Архивные материалы из мастерской Бэкона - фотографии, книги, вырванные листы из альбомов по искусству и журналов, газеты, испорченные и незаконченные картины, - как и фотографии Перри Огдена самой мастерской, зафиксировавшие творившийся в ней беспорядок, позволяют проникнуть в психологию художника и отчасти являются ключом к пониманию метода его работы. Бэкон признавался, что “в этом хаосе чувствует себя, как дома”, что хаос рождает в нем образы.

Попасть в это “сугубо личное пространство”, сохраняющее отпечаток яркой индивидуальности Фрэнсиса Бэкона и таящее разгадки к пониманию его творческого гения, можно будет до 08 марта 2015 года. Далее выставка из Питера должна будет поехать в Норвич.

а втор: Галина Малашенко

Увлекшись чтением Джона Ричардсона, биографа Пикассо, я перешел по каким-то ссылкам к Бэкону. В общих чертах я его работы знал, но как-то в детали биографии никогда не погружался. А тут, шаг за шагом, стал попадать в такие биографические дебри, что невольно увлекся. Увлекла, например, история написания его знаменитого триптиха — «Три этюда в ногах Распятия» (1944). Впрочем, все это может быть любопытно лишь тем, кто хоть как-то интересуется современным искусством. Погрузившись в биографию Бэкона, стал вглядыватсья в его портреты и в лица его друзей — отсюда получился большой объем фотографий, которые я из жадности все и запостил. Так что может быть и не спешите открывать страницу...

Художник Фраэнсис Бэкон не только полный тезка философа (1561-1626), но и его прямой потомок. В 1925 году родители выгнали его из дома. Через год отец отправил его в Берлин под присмотр дяди. Через два месяца Бэкон переехал в Париже, где изучал французский язык и работал декоратором и дизайнером. После посещения выставки Пикассо (1927) он решил стать художником, вернулся в Лондон и устроил в одном из гаражей, в районе South Kensington, мастерскую, где работал до 1932 года. В 1946-м году его работа «Живопись 1946» была куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. С этой суммой Бэкон уехал в Монте-Карло и пребывал там до 1950 г. Потом вплоть до 1960 г. он жил в Танжере (Марокко), где подружился с Уильямом Берроузом и Алленом Гинсбергом. В 1960 г. в том же районе, в South Kensington, где и раньше, он устроил новую мастерскую, в которой работал до своей смерти (сейчас там музей Бэкона). В 1960-х годах Бэкона уже осыпают почестями и премиями, от которых он обычно отказывается: например, премию Рубенса Бэкон отдал на реставрацию флорентийской живописи эпохи Возрождения.

1. Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion (1944):

«Это действительно мои первые картины. До этого я сделал очень много вещей. Но потом уничтожил все, что смог. Я показал эти работы впервые в галерее Лефевр в 1946. Тогда все абсолютно возненавидели их. Я думаю, что они ненавидят их сейчас. Я собирался сделать тогда целое распятие, а эти работы были бы образами вокруг него, но я никогда не сделал все остальное...» Francis Bacon, Carcasses and crucifixes, The Times, Monday May 20, 1985.

«Бэкон работал над этим триптихом в последние годы войны. Он признавался, что попал в это время под влияние Пикассо, но пошел дальше в искажении органических форм, которые связаны с человеческим образом. Триптих был встречен враждебно, один критик писал, что Бэкон обнаружил „искусство живописца в исполнение смертного приговора, равно как его ближайшие предшественники называли искусством абажуры, сделанные из человеческой кожей“. Он вызвал шок своими работами». Michael Peppiatt, Francis Bacon in the 1950s, Yale University Press, 2006.

«Найти Бэкона было трудно. Никто не был знаком с ним или с его работами. После долгих поисков я все же нашел того, кто знал Бэкона, это был художник Майкл Вишарт. Моя интуиция была правильной. Моложавый мужчина оказался Фрэнсисом Бэконом, и дом напротив нашего принадлежал его кузине мисс Уотсон, которая владела всем тем, что осталось после ста уничтоженных Фрэнсисом картин. «Забудь о ней, — сказал Майкл, — пойди познакомься с Фрэнсисом.» Фрэнсис жил через дорогу от станции South Kensington в огромной мрачной студии, которая когда-то принадлежала художнику-прерафаэлиту Джону Милле. Майкл рассказал мне о подпольных вечеринках, которые Фрэнсис, бывший опытным крупье, любил здесь организовывать. Кроме того, он рассказал о местных пьянках и любви к ажурным чулкам.

Но он не упомянул о том, что у Фрэнсиса была незрячае старая няня, Джесси Лайтфут, которая занималась вязанием, сидя в кресле-качалке и все время бормотала о греховности герцогиня Виндзор: «Лучшее для нее — это виселица». Ночью стол на кухне превращался в ее постель. И я вдруг понял, что как раз няня Лайтфут и дала Фрэнсису идею центральной части его раннего шедевра «Три этюда фигур в ногах Распятия». Должно быть именно она научила его той игре, которой многие старые няни (в том числе и моя) учили в прежние годы своих подопечных: как превратить кулак в лицо. Надо было сделать кулак, постом зажать кончиками пальцев палочку, концы которой вытащить между средним и указательным, а позже задрапировать кулак платком, после чего он и превращался точно в такую же голову, как была изображена на картине Бэкона. Я подумал, что разумно сохранить это открытие для себя«. John Richardson, The Sorcerer’s Apprentice, Alfred A. Knopf, New York, 1999.

Считается, что эти три фигуры, некие биоморфные существа, написанные под влиянием Пикассо, передают ощущения Бэкона от только что закончившейся Второй мировой войны и являются для художника символами Эриний (Эвменид) — богинь мстительниц из древней мифологии, которые в трагедии Эсхила «Эвмениды», преследовали Ореста, за убийство матери, Клетемнестры. Позже Бэкон создал отдельный цикл и назвал его «Триптих по мотивам „Орестеи“ Эсхила».Тема возмездия, преследования никогда не покидала его и была тесно связана с обстоятельствами его жизни.

Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion 1944

2. Биография в картинках

Francis Bacon in Vogue 1952 by John Deakin

Figure with Meat 1954 Francis Bacon

В 1952 году Бэкон познакомился с бывшим летчик-истребителем ВВС Великобритании Питером Лейси. В середине 1950-х годов Лейси переехал в Танжер, куда следом за ним поехал и Бэкон. Лейси был предметом целого ряда картин Бэкона. Их отношения продлились до 1962 года, года смерти Лейси.

Питер Лейси

Francis Bacon and the Moroccan painter Ahmed Yacoubi in Tangier, 1956

Бэкон не рисовал с натуры, а снимал интересных людей и потом по фотогрфиям делал свою живопись.


with Lucien Freud 1953

Francis Bacon and Cecil Beaton 1960

A 1962 Irving Penn photograph of Francis Bacon with a Rembrandt self-portrait.

Francis Bacon in 1963 by Bill Brandt

Francis Bacon in 1979 by Dmitri Kasterine

Francis Bacon at the Claude Bernard Gallery in 1977 by John Minihan

Francis Bacon outside the Claude Bernard Gallery in 1977 John Minihan

Francis Bacon at the Claude Bernard Gallery Paris in 1977 by John Minihan

Francis Bacon in the kitchen of 7 Reece Mews in 1984 by John Minihan

Francis Bacon by James Hyman

Бэкон в своей мастерской. Ее стены обычно служили для художника палитрой.

3. Джордж Дайер (George Dye)

1 июля 2008 года на Sotheby"s на торги была выставлена самая редкая работа Фрэнсиса Бэкона (1909-1992) «Набросок головы Джорджа Дайера».

Эта картина — один из немногих известных прижизненных портретов любимого человека Бэкона — Джорджа Дайера. Она была написана в 1967 году, когда художник находился на пике творчества. «Набросок головы Джорджа Дайера» был написан по фотографии Джона Дикина, сделанной в конце 1940-х. Бэкон и Дикин были завсегдатаями клуба Colony Room в Сохо, где фотограф сделал множество портретов друзей и собутыльников художника. Многие фотографии Дикина послужили основой для знаменитых портретов представителей лондонской богемы, созданных Бэконом. По словам художника, ему было гораздо легче писать портреты по памяти, имея в качестве зрительной опоры только фотографии.

Бэкон познакомился с Джорджем Дайером осенью 1963 года в баре лондонского богемного района Сохо. Когда они встретились в 1964 году Бэкон был уже известным художником. Дайер был уроженцем пролетарского Ист-Энда. Дайер был не очень образован и к тому времени уже отсидел несколько сроков в тюрьме за кражи и мелкие преступления. Но он был очень красив и хорошо одет, что вскоре позволило ему занять место умершего в 1962 году любимого мужчины Бэкона Питера Лейси. Взаимоотношения Бэкон и Дайер длились почти семь лет. Художнику нередко приходилось вызволять своего друга из сомнительных ситуаций. Кроме того, Дайер страдал паранойей, алкоголизмом и депрессией. 24 октября 1971 года, накануне ретроспективной выставки Фрэнсиса Бэкона в Гран-Пале, он покончил жизнь самоубийством в гостиничном номере. Дайер пытался покончить жизнь самоубийством несколько раз и раньше, но Бэкон всегда спасал его в самый последний момент.

Бэкон и Джордж Дайер


Джордж Дайер и Бэкон


Джордж Дайер

Фрэнсис Бэкон. Портрет Джорджа Дайера. 1968 год.
Фото из каталога Tate Britain

George Dyer in the reece mews studio, 1964

Two Figures 1953 Francis Bacon

Смерть Дайера наступила от передозировки бренди и снотворного (он умер, сидя на унитазе в парижском отеле). «Если бы я остался с ним, вместо того, чтобы думать о выставке, он был бы сейчас здесь», говорил позднее художник. Чувство вины будет преследовать его всю оставшуюся жизнь. Бэкон регулярно рисовал Дайера в прошлом и продолжал делать это после его смерти. Он говорил, что это способ запоминания его.

После смерти Бэкона в его студии было обнаружено 129 фотографий Джорджа Дайера (Бэкон никогда не писал портреты с натуры, пользуясь исключительно фото), но прижизненных портретов человека, которого многие исследователи жизни и творчества Бэкона считают самым важным в жизни художника, известно всего два.

После гибели Дайера все свои работы Бэкон стал посвящать памяти друга. Не стал исключением и монументальный «Триптих, 1976», который в мае был куплен на «Сотбис» Романом Абрамовичем за 86 миллионов 281 тысячу долларов, — это стало рекордной суммой как для самого Бэкона, так и для произведения послевоенного периода в целом.

Смерть Дайера послужила темой и для самой грандиозной работы Бэкона «Триптих май — июнь 1972»: на одной из боковых панелей запачканная, искаженная фигура Дайера сидит на унитазе; на другой — Дайер блюет в песок. Центральная панель изображает Дайера, исчезающего в темноте...

В 2002 году английский режиссер Джон Мейбери снял психологическую драму «Любовь — это дьявол» о взаимоотношениях Бэкона и Дайера. Роль Дайера в фильме сыграл актер Даниэль Крейг, ставший «нынешним» Джеймсом Бондом. Дневник Бэкона, в котором содержится упоминание о самоубийстве Джорджа Дайера, был продан недавно на аукционе за 2 000 фунтов стерлингов (4 000 долларов). Этюд «Набросок головы Джорджа Дайера» был продан за 13,7 миллионов фунтов (27,4 миллионов долларов).

4. Джон Эдвардс

К 1974 году относится знакомство Бэкона с Джоном Эдвардсом, который сначала стал его новой моделью, а потом и наследником. Как в свое время и Дайер, Эдвардс познакомился с Бэконом в Colony Club в Сохо. Это произошло благодаря его старшему брату Дэвиду Эдвардсу, который был другом Мюриэл Белчер.

Бэкон с Джоном Эдвардсом в начале 1970-х.

С середины 1970-х Джон Эдвардс стал компаньоном Бэкона, именно компаньоном, приемным сыном, а не любовником. В отличие от Джорджа Дайера, мелкого преступника, или Питера Лейси, игравшего на фортепиано в ночных барах, Эдвардс не было ни самоубийцей ни пьяницей. Он стал «самым мудрым решением» Бэкона последнего периода. Бэкон стал во всем доверяться Эдвардсу, особенно «в прополке» не всегда адекватного окружения художника. У друзей Бэкона не было иного выбора, как принять Эдвардса. Хотя и неохотно.

Джон Эдвардс

Джон Эдвардс стал не только самым близким помощником Бэкона, но позднее и единственным его наследником и распределителем имущества художника. В 1998 году он пожертвовал все содержимое студии Reece Mews в Южном Кенсингтоне (включая фотографии, эскизы и т.п.) — Hugh Lane Gallery в Дублине. (Эдварадс спрашивал Бэкона — «Как ты мог работать здесь? Ведь тут так ужасно!» — «Я здесь был счастлив...», — отвечал ему Бэкон.)

Когда они встретились, Эдвардсу было двадцать шесть, Бэкон был старше его на сорок лет. В какой-то степени Эдвардс действительно стал сыном Бэкона. Но для нас важнее, что Эдвардс стал «героем» более двадцати картин Бэкона... Эдвардс был опустошен смертью дргуа и вскоре после нее переехал из Лондона сначала во Флориду, а потом в Таиланд (1993). Он любил Таиланд и свой дом, находящийся недалеко от Паттайи. Он даже основал и частично финансировал приют по уходу за местными бездомными животными.

В 1997 году, будучи обеспокоен тем, как галерея Мальборо ведет учет его наследства, Эдвардс обратился за помощью к своему другу художнику Брайану Кларку. Кларк помог ему связаться с соответствующим юридическим представителем и взял на себя ведение всех последующих долгих юридических баталий. К сожалению, Эдвардс, которому было пятьдесят два и который выглядел значительно моложе своих лет, умер в 2002 году от рака. Единственным, кто был с ним рядом в его последние часы, оказался Брайан Кларк.
После смерти Джона Эдвардса наследство Бэкона перешло к его компаньону Филипу Мордуе , двадцатисемилетнему молодому человеку сомнительной репутации.


Когда Бэкону предлагали титул, он отказался. «Я верю в упорядоченный хаос, — заявил он, — твердые правила случая». Он умер 28 апреля 1992 года в Мадриде от инфаркта миокарда, сразу же после смерти превратившись в Британии в культовую фигуру и став самым дорогим в мире современным художником.

P.S.
Подробности биографии Бэкона можно найти на его

«В одном из своих писем Ван Гог говорит о необходимости подвергать реальность изменениям, которые становятся ложью более правдивой, чем буквальная истина. Это единственный возможный для художника способ вернуть глубину той реальности, которую он пытается отразить. Я считаю, что реальность в искусстве есть нечто в корне надуманное и что ее необходимо воссоздавать». Фрэнсис Бэкон, который художник

Существовало в Англии такое «Общество Бэкона», изучало философское наследие основоположника эмпиризма Фрэнсиса Бэкона (Bacon, англ.). А им все время приходили письма о плохом качестве бекона (bacon, англ.). Достали, короче. Измучили донельзя своими глупыми кляузами не по адресу. Люди вечным занимаются, а им тут все время про тленное напоминают. В общем, разместили они в прессе объявление, что «Общество Бэкона» переименовывается в «Ассоциацию памяти лорда Бэкона». Тут им приходит письмо: «Вместо того чтобы менять названия, вы бы лучше следили за качеством бекона».

Эту историю я прочитал лет сорок назад. С тех пор, когда речь заходит о каком-нибудь Бэконе – а их целая прорва, одних философов две штуки - или беконе, я ее рассказываю, и она пользуется неизменным и заслуженным успехом. Ну не мог же я ее тут не рассказать. Кроме того, этот Френсис Бэкон (1561-1626) – какой-то там прямой предок нашему Френсису Бэкону (1909-1992). Бекон тут тоже к месту оказался, поймете потом, почему.

А может, я просто оттягиваю время. Ибо у меня для вас плохие новости – Фрэнсис Бэкон* был очень глубоко отвратительным человеком. Он был атеист, игрок, пьяница, наркоман, гомосексуалист и еще любил переодеваться в бабское. В наше время, когда у нас кругом распустились и цветут хорошие традиционные ценности, душа такого плохого и опустившегося художника, конечно, никак не принимает.

Вот папа у него был хороший. Полноценный WASP, офицер, потом бывший офицер, конезаводчик – поставлял коней в королевскую армию. Строгий, конечно. Когда он увидел, как его шестнадцатилетний сынок переодевается в бабское, и еще узнал, что тот затевал безобразные половые акты с грумами из его конюшни, он приказал конюхам на тех же конюшнях выпороть сынка розгами, а потом выгнал его из дома, к дядьке, в Берлин – не исправили сынка розги чёта. Т.е. с насилием – я ж говорю, папа был семейный деспот – Бэкон был знаком с детства. Он еще родился и некоторое время жил в Дублине, где тогда насилие было практически нормой – там за независимость от Великобритании боролись.

Плюс астмой он болел, Бэкон-то. Из-за нее да еще из-за частых переездов образования он толком не получил. А в 1927 году, уже после Берлина, он оказался в Париже. Там ему по мозгам стукнули две вещи: выставка Пикассо и «Андалузский пес» Бунюэля и Дали. И решил Бэкон стать художником.

Учителем его стал взрослый дядька – он еще служил Бэкону любовником – австралийский художник Рой де Мейстр. Вот его работа.

Рой де Мейстр. Мастерская Бэкона

Нам она интересна тем, что на ней можно увидеть ранние работы Бэкона, которых осталось очень мало – в середине 30-х гг. он их в массовом порядке уничтожил по причине недовольства ими**. Какой-то декоративный экспрессивный сюрреализм , если такой существовал.

Вот еще его работы 30-х гг.

Портрет

Фигуры в саду

Тут тоже, конечно, сильно поночевал сюрреализм. А что будешь делать – он тогда одним из главных трендов в авангардизме был.

Потом, как теперь стало известно, началась война, и Лондон усердно бомбили. Бэкон служил в гражданской обороне и насмотрелся всякого, в том числе и искореженных человеческих тел. В 1944 году он делает свою первую знаменитую работу.

Три этюда фигур у подножия Распятия

Это, конечно, никакая не божественная история. Вообще, несмотря на свой атеизм, Бэкон сделал несколько работ на тему Распятия, но всегда это были работы про человеческое, про жестокость и страдание. Собственно, в таком подходе к теме ничего оригинального не было, так ее трактовали многие еще со времен Ренессанса. Повернул он ее нестандартно. Христа тут нет, этим он полностью убрал тему божественного. Есть только какие-то существа, видимо, соотносящиеся с родственниками и последователями Христа, присутствовавшими на казни – это следует только из названия. В принципе, эти монстры - просто некая живая плоть, у которой из всех ее многочисленных функций осталось две – дико страдать и жутко об этом страдании кричать. Все остальное – несущественно, поэтому и органов чувств, отвечающих за другие плотские проявления, почти нет. Ну, ухо еще торчит, на вход работает, т.е. опять же на страдание.

Безусловно, эта работа заставляет вспомнить «Гернику» Пикассо – своей экспрессией, животностью страдания – помните, там орущая, не ржущая, именно орущая лошадь, - и степенью символического обобщения. Дали тоже заставляет вспомнить, прежде всего, конечно, «Предчувствие гражданской войны» - опять же экспрессией и жуткими манипуляциями с телом.

Если сильно обобщить, то можно сказать, что главной темой Бэкона было существование плоти в мире, ее страдания, беззащитность, одиночество, конечность, изменчивость, наслаждение, ее экстремальный опыт, ее красота в любом, даже в расчлененном и уродском состоянии, потому что она все равно – живая***.

Парализованный ребенок, ходящий на четвереньках

Бэкон как алкан, наркоман и гей гораздо острее переживал приключения своего тела, нежели приличные граждане. Увлечения-то у него были все больше непристойные и осуждаемые, даже преступные****. Он хорошо знал, что дух живет в туловище, а не сам по себе, и от его, туловища, состояния во многом зависят его, духа, взлеты и падения. Собственно, мы тоже немного об этом знаем. Ну, бухали-то все. И на следующий день все жили. И сентенций о том, какими философами становятся люди, когда у них болит зуб, тоже много. Опять же, война была для Бэкона богатым источником знаний о жизни и смерти плоти.

Триптих на тему «Орестеи» Эсхила

Я вот тут по стандартной искусствоведческой привычке пытаюсь ввести творчество Бэкона в контекст искусства ХХ века, к чему-то его привязать, а это непросто. Больно он какой-то совсем отдельный персонаж. Вот пишут, что он к сюрреализму отношение имеет. Так ведь очень отдаленное, на уровне приема. Бэкон просто очень вольно сочленял куски человеческого тела***** и помещал их в странную среду, но он не описывал иные психические реальности и не звал бросить все и в них уйти как в царство свободы.

Фигуры в движении

**** Гомосексуализм в Великобритании перестал быть уголовкой только в середине 60-х гг.

***** Бэкон, как известно, работал не с натуры, а по фотографиям. Так ему было легче. Это, конечно, никакой не фотореализм , он не заменял реальность ее фотовоспроизведением. Просто со сфотографированным объектом легче работать – он не шевелится, с ним не нужно вступать в общение и т.д. Он и себя-то писал с фотографий. Так вот, Бэкон эти фотографии – глянец, репродукции, медицинские, спортивные и репортажные фотки, порнуху и т.д. – складывал так, что часть изображения исчезала в складках. А потом это перерисовывал.

****** Самое дорогое произведение искусства, когда либо проданное на аукционе. 142,4 млн долларов, в прошлом году.