Густав климт направление. Густав климт - портреты и пейзажи, аллегории в росписи. Ранний период жизни и образование

Климт Густав (Klimt Gustav)- известнейший австрийский живописец. Один из самых ярких представителей стиля модерн. Родился в предместье Вены в семье художника-гравера. Окончил венскую Школу декоративного искусства. Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для театров и были написаны в натуралистическом стиле. В росписях с изображением аллегорических фигур, исполненных Климтом в 1890-1891 годах на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене, впервые появляются черты, ставшие основными в его творчестве - четкий силуэт и склонность к орнаментализму. После 1898 года, работы Густава Климта, приобретают более декоративный, символический аспект.

Густав Климт являлся лидером Венского авангарда рубежа веков. Будучи по преимуществу художником-декоратором, Климт возглавил венское сообщество художников-новаторов «Сецессион» - движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения. Лучшими картинами Климта считаются более поздние портреты художника, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами. В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны - это жажда абсолютной свободы в изображении предметов что приводит к игре орнаментальных форм. Эти картины живописца в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью. С другой стороны - это сила восприятия натуры и природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах Густава Климта. Среди наиболее восхитительных работ художника - панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом частном особняке в Брюсселе. К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий изобразительных искусств

Картина Густава Климта «Поцелуй». На цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд. Эротический характер придают сцене чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит - символ роскоши и декадентства. Этот стиль часто называют стилем модерн. Климт написал большое количество портретов, в основном женских, а также мифологические и аллегорические композиции. Эскизы предметов прикладного искусства и мозаик Густава Климта пользовались огромным успехом, однако созданные художником настенные росписи для венского университета вызвали скандал и были сочтены художественными критиками начала двадцатого века «порнографическими». Скончался Густав Климт в 1918 году.

Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение), название объединений художников в Мюнхене, Вене, Берлине, отвергавших академические доктрины, выступивших провозвестниками стиля модерн. Венский Сецессион возник в 1897 и объединил художников австрийского модерна - «сецессионстиля» (Sezessionsstil) - вокруг журнала «Вер Сакрум» (Ver Sacrum), основанного в 1898 году. Журнал одновременно был и органом австрийского литературного символизма (Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке). Руководил объединением живописец Густав Климт. Характерными особенностями этого стиля для живописи были мозаичная многоцветность и изощренная орнаментальность, для графики - геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности, для архитектуры - ритмическая упорядоченность делений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений. Мастеров этого стиля (Йозеф Мария Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Карл Мозер и другие художники) отличало тяготение к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstill).

Самые популярные картины живописца.

Густав Климт (1862–1918) был ведущей фигурой так называемого Венского Сецессиона, художественного направления, сторонники которого восстали против установленных концепций искусства и создали свой стиль, похожий на модерн. Хотя австрийский художник часто шокировал искусствоведов своими нетрадиционными и провокационными методами в конце концов стал рассматриваться как один из лучших художников Европы. Сегодня его работы включены практически во все подборки лучших картин всех времен. В этом списке приведены 10 самых известных полотен Климта.

Климт. Знаковые работы.

Поцелуй

Самая известная из всех картин Густава, основа движения Сецессиона и одна из самых прекрасных работ раннего периода творчества художника. Поцелуй изображает двух обнявшихся влюбленных в цветочном поле. Представленная в 1908 году картина взволновала искусствоведов, а галерея Бельведер (Вена) сразу же приобрела шедевр в свою коллекцию.

Портрет Адели Блох-Бауэр

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», завершенный в 1907 году, является первым из двух портретов Адель, жены влиятельного промышленника. Последняя картина из так называемой серии «Золотого периода» должна была быть передана в дар галерее Бельведер после смерти Адели, но её муж не отдал шедевр. Во время нацистской оккупации Австрии, картина была конфискована. В конечном итоге в 2006 году портрет был куплен Рональдо Лаудером для Новой галлереи в Нью-Йорке за 135 миллионов долларов.

Девы

Написанная маслом на холсте, картина «Девы» изображает девушку, окруженную шестью обнаженными женщинами. Завершенная в 1913 году, работа имеет несколько различных интерпретаций, касающихся основной фигуры. В основном эксперты сходятся на том, что Климт изобразил процесс превращения в женщину юной девы, о чем свидетельствуют спирали на драпировке, символизирующие плодородие, и прикрытые ноги, указывающие на половую зрелость. Аллегорическую картину можно увидеть в Национальной галерее в Праге.

Даная

Даная - дочь мифического короля Акрисия Аргоса, пришедшего к дельфийскому оракулу. Оракул сказал правителю, что тот однажды будет убит своим ребенком. Чтобы обезопасить себя Акрисий заточает дочь в бронзовой камере, чтобы не дать ей возможности забеременеть. Однако девушку в виде золотого дождя посещает Зевс. Климт «захватил» именно этот момент, на что четко указывает золото между ног Данаи. Картина, завершенная в 1907 году, сегодня располагается в Вене.

Три возраста женщины

Завершенная в 1905 года картина «Три возраста женщины » (иногда называемая «Матерь и ребенок») изображает трех женщин на различных этапах жизни. Картина была представлена публике в 1910 году в Венеции. Два года спустя приобретена Национальной галереей современного искусства в Риме, где находится до сих пор.

Юдифь и голова Олоферна (Юдифь I)

Картина изображает библейскую вдову Юдифь , держащую отрубленную голову. Красивая женщина пришла в лагерь своих врагов, чтобы обольстить генерала и убить его, когда представится возможность. Картина, завершенная в 1901 сегодня находится в галерее Бельведер.

Портрет Фрицы Ридлер

Один из самых знаменитых портретов Климта ценен своим балансом между натурализмом и ощущением объемности. Геометрия кресла и стены дополняет композицию и акцентирует внимание на лице героини. Как и многие другие работы Густава (завершена в 1906 году) хранится в галерее Бельведер.

Надежда II

Окрашенная в 1910 году, работа является аллегорией жизни и смерти . Смерть представлена в виде человеческого скелета в темной мантии, представляющая угрозу как для старых, так и для молодых. Общее впечатление от картины, однако, положительное. Смерть может прятаться за углом и без разбора забирать души, но она бессильно против бесконечного жизненного цикла. Шедевром можно полюбоваться в музее Леопольда (Вена).

10 известнейших картин Климта обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

Имя Густава Климта (Gustav Klimt, 1862-1918) ассоциируют с «Поцелуем», «Золотой Аделью» и прочими картинами «Золотого периода», редко вспоминая о графике. Оно и понятно. В ослепительной роскоши полотен простой графитный карандаш на упаковочной бумаге теряет значимость.

А ведь Густав Климт блестящий график, хоть у его рисунков и есть отпугивающая обывателей пикантная деталь. Они на девяносто процентов состоят из порнографии, а самого художника называют вуайеристом и приписывают ему расстройства сексуального характера. Актуальная тема современности, не так ли?

Поводом для статьи послужила проходящая в выставка графики художника и его последователя Эгона Шиле. В позднем творчестве Климта неподготовленный зритель увидит лишь женщину, которая получает оргазм, мастурбирует, демонстрирует гениталии, занимается сексом и блаженно спит после достижения оргазма. У эротики и порнографии есть скрытый смысл, понять который можно лишь глубже узнав личность художника. Хоть сам он призывал обратить внимание на свои работы для этого, есть, все же, и моменты, нуждающиеся в пояснении.

Густав Климт собирался стать учителем рисования, но стал художником мирового масштаба. Из-за консервативных настроений венского общества потребовалось немало времени, прежде чем он смог прийти к собственному стилю и творить независимо от венского Дома художников. Как ни странно, в окончательном становлении ему помогли очередной государственный заказ и бунтарский дух. Знаменитое трио факультетских картин, как и сам Климт, подверглись жесткой критике со стороны профессуры и общества в целом. Новые честные интерпретации классических аллегорий наук сильно ударили по морали застрявшего в идеалистических устоях социума.

«Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» стали первыми полотнами, в которых отчетливо выражен индивидуальный стиль Климта. Именно это событие послужило развитием югендстиля в Вене. Когда столкновение интересов дошло до предела, художник принял решение отныне никогда не брать государственных заказов, сильно ограничивающих творчество. Еще и выкупил картины у государства. В противовес Дому художников появился Венский Сецессион, а идея свободы в итоге стала главным мотивом всего творческого пути Климта. Даже в одежде он демонстрировал свое отношение к устаревшим устоям, нося свободную блузу в пол на голое тело. К слову, художник оказался еще и талантливым модельером и помогал Эмилии Флеге с разработкой паттернов для платьев.

С отказом от государственных заказов художник не остался без средств к существованию. Влиятельные люди Вены, в основном евреи, всячески поддерживали Климта и заказывали ему портреты своих жен и дочерей, восхищаясь подходом художника к искусству. Эти портреты лишены открытого эротизма, но взгляд женщин на них значит в сто крат больше, чем нагое тело. Он томен, властен и притягателен. Художник хорошо понимал природу женской сексуальности и материнских инстинктов. Отсюда появились множественные изображения беременной женщины, ее трех возрастов и сексуальные сцены.



В мастерской художника всегда находились натурщицы. Многие из них были проститутками, что объясняет раскованность и позирование в зарисовках половых актов. Модели болтали и отдыхали, готовые отреагировать на жест художника и немедленно начать позировать. Климт фиксировал в блокнотах и на отдельных листах едва уловимые жесты, части тела, позы. Под его карандашом плавные линии образовывали жизнь, складывались в единую композицию, достойную независимости от общего плана картины. В поиске идеала появлялось до ста набросков к одному лишь фрагменту. Детали художник прорабатывал до мелочей, виртуозно вращая предмет этюда в трехмерном пространстве листа. Свои рисунки Климт не считал самостоятельными работами, поскольку для него они были лишь средством достижения цели. В десятках тысяч графических рисунков он мастерски фиксировал мгновения жизни своих бесчисленных натурщиц. Сохранилось из этого множества лишь чуть больше четырех тысяч эскизов. Некоторые из них находятся в галереях мира, другие - в частных коллекциях.

Творчеству австрийца характерны аллегории и символизм. На примере «Данаи» лучше всего можно разобрать замысел автора, заодно отметив претерпевший изменения первоначальный этюд. Подготовительный эскиз намного более откровенный, нежели сам холст. Раскрепощенная поза гречанки в итоге заменена скромной.

И тем не менее, сюжет остался, изменилась лишь форма: Зевс золотым дождем проникает в лоно Данаи, совершая зачатие Персея. Очевидно, что золотой дождь – это семя Зевса, черный прямоугольник – символ мужского начала, а окружности на ткани - не что иное, как начальная форма эмбриона. В дальнейшем эти символы еще не раз встретятся на картинах, намекая на биологические процессы. На одеждах влюбленных «Поцелуя», вокруг золотой Адели, на платье «Надежды II» и во многих других работах художника.

В набросках разных годов прекрасно прослеживаются изменения стиля. С уходом от академизма зарисовка приобрела иной характер. Отныне внимание фокусируется на передаче положения фигуры на холсте, ее жестах и поведении. Со временем художник отказался от ломаных линий, которым отдавал предпочтение до 1900 года. В его эскизах появилась простота, не умаляющая точность передачи послания. Методом изображения стал абрис, а предметом художественной страсти – тело человека. Вместе с этим, примерно в 1904 году, Климт сменил привычный дуэт упаковочной бумаги и черного мелка на более мягкую японскую бумагу и графитный карандаш, порой прибегая к синему и красному.

Например, рисунок «Лежащая обнаженная» (1913) полностью выполнен красным цветом, на этюде к «Юдифь II» (1908) присутствует синий, на эскизе к портрету Фридерики Марии Беер (1915-1916) губы чуть видно окрашены алым. В остальном Климт редко изменял классическому графиту. Но за всеми техническими моментами стоит главное изменение – фокус окончательно смещается на женщину и зарождающуюся в ней жизнь.

В начале ХХ века развитие медицинских и биологических наук в Вене набирало обороты. Исследования человеческого мозга привели к ряду открытий, в том числе к заложенным в нем первобытным инстинктам. Интерес к человеческому телу у Климта появился после знакомства с трудами Дарвина, а к бессознательному он пришел от Рокитанского, Мейнерта и Фрейда. Меценат и поклонник творчества Климта Эмиль Цуккеркандль неофициально учил художника биологии, посвятил его в эмбриологию и даже приглашал на вскрытия. Светские встречи в салоне его жены, Берты Цуккеркандль, поощряли диалог между учеными и художниками. К модернистам довольно быстро пришло осознание важной роли бессознательного в поведении человека. В особенности диалог с наукой повлиял на творчество Климта. Приглядевшись, можно найти в цветных узорах на полотнах и орнаментах сходство с клетками, а в графике с 1904 года все больше сексуального контекста. Через образ матери и ребенка, темы смерти, зачатия и трех возрастов женщины художник призывал общество задуматься о таинствах природы, но среди своих современников снискал лишь непонимание и осуждение.

Подводя итоги, все же скажу несколько слов о самой выставке. Коллекция рисунков в Пушкинском скромна не только по количеству экспонатов, но и по их содержанию. Даже в первую очередь по содержанию. Очевидно, общество в нашей стране все еще не готово пересмотреть творчество Климта и возвести его в ранг искусства, а не порнографии. Есть предположение, что на нашем веку самые интересные к изучению рисунки так и будут путешествовать по всему миру, минуя нашу страну. Конечно же, все работы достойны внимания, но, на мой взгляд, обсуждаемая в статье тема более интересна многим поклонникам творчества австрийского художника.

Тела, вырванные судьбой, несет вперед поток жизни, в котором, примирившись, все ее стадии, от рождения до смерти, переживают восторг или боль. Подобное видение граничит с принижением роли медицины; оно подчеркивает ее бессилие в сравнении с неотвратимыми силами Рока.

Большинство картин Гюстава Климта похожи на затейливую мозаику или коллаж… как будто художник высыпал на стол цветные бумажки, ленточки, лоскутки, обломки старых ваз, вязаные кружочки и квадратики, и начал перемешивать…. но гениальной рукой… И внезапно остановился.. фрагменты мозаики замерли как-то состыковавшись друг с другом… и из них вдруг вырисовалась какая-нибудь красивая женщина….


Адам и Ева
Galerie Belvedere, Vienna
1917-18, 173х60


Невинность
Narodni Galerie, Prague
1913


Бродячий греческий театр (фреска)


Невеста
Galerie Belvedere, Vienna
1918, 165х191


Алтарь Дионисия (фреска)
1884-87. Городской театр, Вена


Густав Климт: Даная


Густав Климт: Сказка


Густав Климт: Подруги


Густав Климт: 1889 Allegorie der Skulptur


Густав Климт:Три возраста женщины


Густав Климт: Портрет Эмилии Флёге, 1893


Густав Климт: Любовь


Золотые рыбки. 1901 - 1902

Климт не позволял себе пугаться резкой критики и продолжал идти своим путем. Единственным его ответом воинствующей оппозиции была картина, которая сначала называлась Моим критикам, а после выставки - Золотые рыбки. Общественный гнев достиг апогея: прекрасная шаловливая нимфа на переднем плане выставила на всеобщее обозрение свой зад! Морские фигуры манят зрителя в мир сексуальных фантазий и ассоциаций, сравнимых с миром символов Фрейда. Этот мир уже был мельком увиден в Течении и Нимфах (Серебряные рыбки) и снова будет открыт несколько лет спустя в картинах Водяные змеи I и Водяные змеи II . Модерн любил изображать подводное царство, где темные и светлые водоросли растут на венериных моллюсках или нежное тропическое коралловое тело мерцает в центре двустворчатой раковины. Значение символов возвращает нас к их несомненному прототипу - женщине. В этих подводных мечтах водоросли становятся волосами, растущими на голове и лобке. Они следуют течению в волнообразном движении, столь характерном для Модерна. С томным сопротивлением они уступают объятиям морской стихии, подобно тому как Даная открыта для Зевса, проникающего в нее в виде золотого дождя.

Эротика неразрывно связана с искусством, особенно с изобразительным, средствами выражения которого являются видимые, ощутимые предметы - полотно, скульптура, фотография. Итальянский психолог, философ и художник Антонио Менегетти сказал: «Создавая, деятель искусства переживает моменты своей сексуальности, художник, изображая чье - либо тело, в действительности изображает собственный эротизм». Человек ваял и рисовал обнаженные тела еще в эпоху палеолита, античная эпоха также полна скульптурами, восхваляющими мужскую и женскую наготу, а в новейшем искусстве эротика достигла своей кульминации. Одним из лучших представителей высокого искусства, которого вдохновляла эротика, является австрийский художник - модернист Густав Климт, чьи полотна возглавляют самые авторитетные аукционы наших дней.

Густав Климт был одним из крупнейших представителей австрийского модерна, а так же президентом «Венского Сецессиона », избранный на этот пост в 1897 году своими единомышленниками. Отец Густава Климта, Эрнест Климт, был художником - гравером и ювелиром, а мать – Анна Климт – занималась воспитанием троих сыновей и четырех дочерей. Будущий художник был вторым сыном в этой многочисленной семье. Два его брата также впоследствии стали художниками. В 1862 году, когда родился Густав, Австрия переживала тяжелые времена. Во главе Пруссии встал Отто фон Бисмарк, и обсуждалась задача объединения германских стран. Австрию не желали включать в эту германскую «семью». В стране царила бедность, политическая ситуация была нестабильной, а в 1866 году ко всему этому прибавилась Прусско - австрийская война. Семья Климта жила в крайней нужде. Первым учителем будущего художника был отец. В 1876 году 14-летний Густав поступает в Художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности, где 7 лет специализируется в архитектурной живописи. Учителями Густава были известные австрийские художники Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер, однако сам Густав образцом в то время считал живописца исторического жанра, последователя академизма Ганса Макарта. Любопытно, что Климт, получивший консервативное академическое образование, в своем творчестве уходит так далеко, совершенствуясь в абсолютно ином стиле.

Следы академической и архитектурной живописи на его полотнах выражаются разве что монументальностью, целостной композицией. Однако, в отличие от других революционно настроенных молодых художников, в те годы он не выступил против старомодного академизма. Для того чтобы раздобыть средства к существованию, Густав и его брат за мизерную плату пишут портреты с фотографий. Через короткое время появляются более серьезные заказчики. Братья Климт и их друг Франц Матч начинают выполнять декоративную роспись во дворе Музея истории искусств в Вене, а спустя год начинают заниматься росписью потолков в одном из дворцов Вены, а также в павильоне оздоровительного комплекса в Карлсбаде. Эти работы помогают Густаву постепенно находить свой стиль, и уже в 1886 году он фактически отделяется от своих компаньонов, выступая в качестве индивидуального художника и декоратора, приобретая известность и авторитет. Декорация венского театра Burgtheater является последней совместной работой команды, хотя Климт впоследствии в отдельных случаях сотрудничает с Францем Матчем. Густав Климт окончательно отошел от академизма, и стилистические представления друзей уже были несовместимы. В 1888 году Густав за заслуги в искусстве получает от императора Франца Иосифа награду «Золотой Крест ». В том же году он становится почетным членом Мюнхенского и Венского университетов. В 1889 году Климт путешествует по Европе в поисках новых средств выражения. Он мечтает о создании полотен и о том, чтобы состояться как живописец. Однако в силу некоторых обстоятельств ему пока не удается осуществить свою мечту. В 1892 году умирают отец и брат Густава, и ответственность за семью ложится на его плечи. Необходимо было заботиться о ее нуждах, и он начал брать новые заказы декоративной росписи, чтобы иметь стабильный доход.


Потеря близких людей наложила тяжелый отпечаток на внутренний мир художника: вследствие сильных переживаний его стиль стал еще более самобытным и драматичным. Внутренний протест сразу же отразился в его работах, и не случайно в 1893 году Министерство культуры Австрии отказалось утвердить отошедшего от принципов академизма Климта в должности профессора Академии художеств. На этом этапе его жизни единственным радостным событием стало знакомство с будущей женой - австрийским модельером, дочерью крупного предпринимателя Эмили Флеге, которую художник изобразил на своих полотнах. Хотя в супружеской жизни Климт никогда не отличался верностью, и Эмили знала о его многочисленных романах, они остались неразлучными до конца жизни художника. Любовь, которая соединила их, была намного могущественнее и постояннее, чем периодические эротические порывы Климта. В конце концов, Эмили осознавала, что все это необходимо художнику для того, чтобы творить и совершенствоваться. Как бы там ни было, до 1897 года Климт, как и прежде, был занят тем, что расписывал культурные учреждения. Он работал не только в Австрии, но и в Бельгии, Венгрии, Голландии, Чехии и других странах Европы.

В 1897 году в творческой жизни Климта начинается новый этап, который ознаменовался громким переворотом. Климт основывает творческий союз «Сецессион » и становится первым председателем этой организации. В переводе с немецкого Sezession означает «отделение». Группа деятелей искусства во главе с Климтом, увлеченных духом и принципами модернизма, на самом деле отделилась от Венской академии искусств и консервативных кругов художников. Вскоре организация начала выпускать и собственное издание под названием Ver Sacrum («Весна священная »). За очень короткое время оно сплотило вокруг себя европейских деятелей искусства с современными взглядами, отвергавших устаревший академизм. Ver Sacrum также стал рупором австрийских писателей - символистов. Художникам «Сецессиона » был присущ ряд стилистических общностей: разноцветная мозаика, изящная масштабность, четкие контуры. В числе последователей этого стиля были Йозеф Мариа Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хоффман, Карл Мозер и др.

Сам Климт учеников не имел, как последователя его стиля можно выделить талантливого австрийского художника - экспрессиониста Эгона Шиле. Пока искусствоведческие круги продолжали протестовать в связи с появлением «Сецессиона », Густав Климт, освобожденный от академизма, наслаждался с Эмили летним отдыхом вдали от города, на лоне природы. Он был счастлив, поскольку приближался момент исполнения его мечты - создавать полотна и быть независимым. И именно этим летом Климт пишет свои первые пейзажи.

В отличие от последователей академической школы австрийское правительство более благосклонно отнеслось к новым деятелям искусства. Учитывая тот факт, что к организации примыкали многочисленные группы натуралистов, реалистов и символистов, чей голос имел вес в общественных кругах, правительство для членов «Сецессиона » выделило большой земельный участок на территории города, чтобы последние построили галерею для своих работ. Символом «Сецессиона » была Афина Паллада - богиня мудрости, правосудия и искусств. Вскоре организация начинает проводить выставки. Климт со своими работами также принимает в них участие. Заказанные Венским университетом в 1894 году полотна, которые должны были украшать стены этого учебного заведения, он завершает в 1900 году.

В 1899 году Климт подготовил для Большого зала Венского университета три декоративных панно: «», «» и «». Однако эти картины подвергаются жестокой критике со стороны общественности за их откровенное содержание, назвавшей их «эротически непристойными», а полотно «» под давлением 87 профессоров удаляют из выставочных залов галереи «Сецессиона ».

Кстати, именно эта картина позже удостаивается золотой медали на Всемирной выставке в Париже. На всех трех полотнах Климт преобразил традиционные аллегории в новые символы, в которых на самом деле была откровенная эротика… Работы Климта подвергаются критике как со стороны искусствоведов, так и политических и религиозных кругов. Он, основатель «Сецессиона », казалось, находился вне своей же организации и всех приемлемых критериев и границ. Естественно, полотна так и не заняли свое место внутри стен университета, и Климт попросту отказался работать с заказчиками. В 1945 году все три работы были уничтожены фашистами. В 1899 году художник создал еще одно скандальное полотно - «».

Обнаженная женщина на картине держит в руках зеркало правды, над которым помещена известная цитата великого немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Если ты не можешь своими делами и своим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло». В этих строках отражена вся суть натуры Климта. В 1902 году для галереи «Сецессион» Климт создает фреску «» по мотивам знаменитой Девятой симфонии композитора. Работа выставляется при жизни художника только однажды, второй раз она становится доступной общественности уже в наши дни - в 1986 году.


Начало 1900 - х считается золотым периодом в творческой деятельности Климта. Именно в эти годы наиболее полно проявляется его истинное величие и рождаются его лучшие полотна. Любопытно, но даже критики в этот период становятся более благосклонными к творчеству художника. Определение «золотой период» искусствоведы дают не только в переносном смысле, но и в прямом: в эти годы Климт в большом количестве использует золотой цвет. Самыми известными работами этого периода являются «», «», «», «», «», «», «Золотая Адель ».


Полотно «» художник продал Римскому музею современного искусства, «» - Австрийской национальной галерее.


Женским идеал Климта меняется вместе с его творчеством. Кажется, в начале пути художника, скорее, привлекает обобщенный античный образ. В его ранних работах женщины похожи на статуи, стоящие в классических позах. Карандашная линия непрерывна, напряжена. Тем не менее скрытый эротизм присутствует уже в его ранних работах; удивительная способность художника все пропускать через собственную чувственность будет усиливаться по мере отхода от академическом манеры. Уже в это время появляются рисунки, пронизанные эротикой , линии в них более нервные, прерывающиеся, как будто собственное возбуждение художника немедленно отражалось на бумаге.

Около 1915. Бумага, карандаш

Около 1907.

Бумага, графический и цветной карандаш

1906 – 1907. Бумага, карандаш, красный карандаш

Ни в какой другой области собственного творчества Климт не приближается так близко к самому себе. В этих рисунках он без маски, без публики, без коллекционеров. Он рисует себе, для себя. Рисунок освобожден от условностей, ограничений и подчинен лишь тем требованиям, которые выдвигает его создатель. Он подлинный. Этим рисунком Климт сам себя от себя же и освобождает. Искусство - акт перевоплощения. Его рисунки - дневник красоты, они вызывают и передают ту легкую эйфорию, которую он испытывал от присутствия женщины или женщин, его взволновавших и ставших добровольными и необходимыми партнерами в этом творческом процессе.

В созданной двухфигурной композиции «» (1908) разрушается еще одна традиционная основа творчества Густава Климта: женщина становится покорной, теперь мужчина доминирует над ней. Она уступает обольстителю, отказывается от самой себя ради него.

Здесь все барьеры разрушаются и энергия любви не просочится сквозь пальцы. Неудовлетворенные сексуальные желания излучаются сквозь легкое платье, облегающее ее стройную фигуру. Этого было достаточно для того, чтобы ввести в заблуждение цензур, налагающая табу на эротический транс и плотские соприкосновения. Климт, как в зеркале являвший пуританской венской буржуазии ее собственное лицемерие, теперь был вознагражден ее восторгом. В картине художник изобразил себя и свою возлюбленную - Эмилию Флеге.

Единственный и пожизненный друг Густава Климта - Эмилия Флеге, была популярным дизайнером.

Она держала первый в Вене салон haute couture «Сестры Флеге ». В своих коллекциях она использовала эскизы Климта. Лето они проводили вместе на озере Аттерзее в альпийских предгорьях. Никого ближе у Климта не было, но его отношения с Эмилией, как убеждены биографы, были платоническими. На портрете работы Климта Эмилия как диковинная тропическая бабочка в мерцании сиреневого, лилового, фиолетового.

В поздний период творчества, после завершения «золотого периода » и начала экспрессионистического этапа, Климт обращается к японской гравюре, аллегории и пейзажу, что позволило ему проявить свое дарование в полной мере.

В пейзажах угадывается влияние импрессионистов: зыбкие контуры мазков, свет, срезанные сверху и сбоку изображения, а плоская трактовка поверхности говорит о свойственном для модерна влиянии Востока. Изображение природы мозаично, многие работы похожи на гобелены.

В них нет горизонта, вертикали, горизонтали и цветовые пятна уничтожают и ритмично заполняют свободное пространство. И еще - в них нет даже намека на присутствие людей. В его картинах природа самодостаточна и равнодушна к человеку, она и пугает, и притягивает Климта. Так же, как женщины. » на Всемирной выставке в Риме удостаивается награды и высокой оценки. Климт изображает, как и в аллегории «Дева » (1913), сплетенные друг с другом человеческие тела, парящие в мировом пространстве и олицетворяющие судьбу человечества.


Картину можно трактовать как главную заповедь Господа - не подвести друг друга, устоять каждому на своем участке. Все люди - звенья одной цепи, даже точнее - сети. На оранжевом слое человечество выглядит как сплетенные друг с другом оранжевые кольца. И когда сломалось одно кольцо (пал, не устояв, один из нас) - появилась брешь, в которую хлынула грязь на всех остальных. Мотив смерти Климт изображает в виде цветовых акцентов - черного, синего, фиолетового цветов, символов, которые вплетается в поток человеческих, изображение стареющего или некрасивого тела. Также знаковым становится момент тяготения живописных форм к их погружению в темноту (пространство черного цвета), который указывает на изображение смерти через погружение в небытие, уход в непроявленное бесконечное посредством отказа от сознания. Смерть понимается Климтом как необходимый элемент жизни Вселенной, который позволяет Конечному влиться в стихию Бесконечного. В картине преобладает чувство рока, таинство человеческой жизни, возраст жизни, отношения между смертью и любовью. Все это показывается с помощью стилизованного языка, наполненного аллегориями и метафорами.


Климт придает совсем другое значение всему тому, что подразумевало творчество раннего декоративизма. Роскошь, извилистость, непрерывность линий, стилизация форм, разнообразность основных цветов - они превратились в яркую мозаику картинок, полных напряженного меланхолического очарования, возврат к поиску утраченного Рая.

В этот период Климт много путешествует - посещает Италию, Бельгию, Англию, Испанию и другие страны, открывая для себя новые имена художников - Тулуз - Лотрек , Ван Гог, Гоген , Мунк, Матисс… Он с большой радостью пишет, что современная живопись полна талантливыми личностями. К сожалению, Климт не оставил дневников, почти не говорил о своих методах и своем мировоззрении. Сохранилась его лаконичная переписка с Эмили, а также сочинение «