Горький челкаш смысл. Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы (по рассказу М. Горького «Челкаш»)

О босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.

Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, - вот что характерно для горьковских бунтарей. Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.

В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе : перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.

Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой» , «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные» : всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами» , которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка, чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы» , но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа . Произведение состоит из пролога и трех глав. Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня» . Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их» .

Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка. Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу. Хотя тот до смерти пугается «дела» , участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу» , зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.

Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство» , которое очищало душу «от житейской скверны» . Пейзаж моря , данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.

Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба» , но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле. Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить. Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!... И блудить-то не умеешь!»

В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького

В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов - так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными духом. Главное для них - это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по-своему. Они страстно мечтают о каком особом жизни, далеко от обыденности. Но найти его не могут, поэтому идут бродяжничать, поются, кончают жизнь самоубийством. Один из таких людей изображен в рассказе «Челкаш». Челкаш - «старый волк, хорошо знакомый гаванском люда, ожесточенный пьяница и ловкий, смелый вор». В нем чувствуется что-то опасное, холодное и хищное. «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцьких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худоба и этой походкой, что прицеливается, плавной и спокойной с виду, но внутренне возбужденной и яркой... ». Челкаша устраивает жизнь, что он ведет: он сам себе хозяин, а «впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости.

Главное, что он ценит в жизни - это свобода. Свобода от людей, труда, каких-либо обязанностей. Его антиподом является крестьянский парень Гаврила, случайно стал помощником вора и контрабандиста Челкаша. В Гаврила свои взгляды и мысли о воле: «Гуляй, как хочешь. Бога только помни ». Челкаша он считает темным и опасным человеком, совершенно лишним и бесполезным. «Отпетые ведь ты... Нет тебе пути...» - говорит он. Наверное, в подобных словах есть доля правды, так как они выводят из себя Челкаша, он воспринимает их как оскорбление. Вот как он реагирует на слова Гавриила: «он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенной ему этим молоденьким теленком, которым он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он где-то там деревню, дом в нем, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик ». Между тем Челкаш и Гаврила имеют общее социальное происхождение: оба они из крестьян. Но Челкаш давно порвал с сельским средой, он «чувствовал себя... выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, которая течет в его жилах. Однако, многие особенности крестьянской психологии хорошо понятны Челкашу. Привязанность к земле и хозяйства, даже скупость.

«А жадный ты! .. Нехорошо... Впрочем, что ж? Крестьянин... »- замечает Челкаш. По-разному герои относятся к труду. Если Гаврила мечтает о деньгах для того, чтобы вложить их «в землю», то Челкаш никак не может понять, в чем радость крестьянского труда. Он упорно спрашивает у Гаврилы: «Ну, скажи мне, - заговорил Челкаш, - придешь ты в деревню, женишься, начнешь землю копать, хлеб сеять, жена детей родит, кормовне будет хватать, ну, будешь ты всю жизнь из кожи лезть... Ну и что? Многие в этом вкуса? »

Смысл жизни для него в другом. Свободное босяцьке жизни, просторное и могучее море очищают Челкаша от страсти к деньгам. Он глубоко презирает Гаврилу за его жадность, корысть. Горький показывает мучительную борьбу в душе религиозного деревенского парня, который завершается победой неодолимой силы денег. Когда Гаврила узнает, в какое дело втянул его Челкаш, он мечтает сбежать, боится «душу загубить на всю жизнь». Но после вопроса Челкаша: «Ну если бы две радужных?» (200 рублей) настроение парня меняется. Он уже готов согласиться на новое воровство и пожертвовать спасением души: «Так ведь, может... и не потеряешь! - Улыбнулся Гаврила. - Не потеряешь, а человеком на всю жизнь сделаешься. Следующий поворот сюжета убеждает нас в том, что ради денег Гаврила действительно готов на все. По украденную мануфактуру Челкаш получил 540 рублей. И Гаврила всерьез замышляет убийство напарника. В этот момент вор и гуляка Челкаш вызывает большую симпатию автора и читателей, «На! Жеры... - крикнул он, дрожа от волнения, острой жалости и ненависти к этому жадного раба. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем.

Неудивительно, но Челкаш понимает, что духовно он выше и чище, чем тот, кто называл его лишним, ненужным на земле человеком. Мечта Гаврилы осуществляется. «Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположный тому, где исчез Челкаш». Эта, казалось бы, незначительная деталь говорит о многом. Во-первых, поступок Челкаша не изменил мировоззрение крестьянского парня. Во-вторых, Гавриилу и Челкашу действительно не по пути, слишком по-разному они смотрят на жизнь. И действительно, «... вор, гуляка, оторванный от всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, что не помнит себя. Никогда не станет таким!..». Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло более ста лет, оно не утратило своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищания большинства населения, падение престижа нравственных ценностей - все это привело к тому, что многие из людей считает деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.

Рассказ «Челкаш» был написан в 1894 году. Эту историю М. Горький услышал в г. Николаеве, когда лежал в больнице, от соседа в палате. Его публикация состоялась в 1895 году в июньском номере журнала «Русское богатство». В данной статье будет сделан анализ произведения «Челкаш».

Вводная часть

В порту под жарким солнцем грузчики разложили свою нехитрую и простую еду. К ним подошел хорошо поломанный жизнью вор Гришка Челкаш и узнал, что его друг и постоянный напарник Мишка сломал ногу. Это несколько озадачило Григория, потому что ночью предстояло доходное дельце. Он огляделся по сторонам и увидел деревенского коренастого парня, широкоплечего, с голубыми глазами. Вид у него был простодушный. Челкаш быстро познакомился с Гаврилой и уговорил его принять участие в ночной авантюре. Знакомство с рассказом требуется, чтобы был понятен анализ произведения «Челкаш».

Ночной вояж

Ночью Гаврила, трясясь от страха, сидел на веслах, а Челкаш правил. Наконец они доплыли до стены. Григорий забрал у трусливого напарника весла, паспорт и котомку, а потом исчез. Челкаш появился внезапно, передал напарнику что-то тяжелое, весла и его вещи. Теперь надо вернуться в гавань, не попасть под огни патрульного таможенного крейсера. Гаврила от страха чуть не потерял сознание. Челкаш хорошенько его пнул, сел на весла, а Гаврилу посадил за руль. Они добрались без приключений и быстро заснули. Утром Григорий проснулся первым и ушел. Когда он вернулся, то разбудил Гаврилу и отдал ему его долю. Знание действия, происходящего в рассказе, поможет сделать анализ произведения «Челкаш».

Развязка

Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный блеск в глазах деревенского парня. Крестьянин упрашивает отдать ему все. Герой с брезгливостью к такой жадности бросил деньги. Гаврила принялся их собирать и рассказывать, что хотел из-за них убить подельника.

Гришка просто озверел, забрал у него деньги и пошел, Засвистел камень и попал в голову Челкаша. Он повалился на песок недвижимый. Крестьянин от ужаса, что он наделал, побежал приводить в чувство своего напарника. Когда Гришка пришел в себя, то забрал себе сотню, остальное отдал Гавриле. Они разошлись в разные стороны. Теперь, ознакомившись с содержанием рассказа, мы можем произвести анализ произведения «Челкаш».

Герои: Челкаш и Гаврила

Дух романтики и связи с природой пронизывает все ранние произведения М. Горького. Челкаш свободен от законов общества.

Он вор и бездомный пьяница. Длинный, костлявый, сутулый, он похож на степного ястреба. Настроение Челкаша отличное - ночью будет заработок.

Гаврила - крепкий деревенский парень, возвращается домой. Он не заработал денег на Кубани. Настроен он уныло.

Горький подробно описывает мысли каждого из них, прежде чем они договорятся о разбое ночью. Челкаш - гордая натура, вспоминает свою прежнюю жизнь, жену, родителей. Его мысли перескакивают на забитого деревенского парня, которому он может помочь. Главный герой безмерно любит море. В его стихии он чувствует себя свободным, и мысли о прошлом там его не беспокоят. Мы рассматриваем героев рассказа «Челкаш» (Горький). Анализ произведения без их характеров не будет полным.

Гаврила

Не таков Гаврила. Моря, темноты, возможной поимки он безмерно боится. Он труслив, алчен. Эти качества толкают его на прямое преступление, когда утром он первый раз в жизни увидел большие деньги. Сначала Гаврила падает на колени перед Челкашом, выпрашивая деньги, потому что он всего лишь «подлый раб».

Главный герой, испытывая к мелкой душонке брезгливость, жалость и ненависть, бросает ему все деньги. Узнав, что Гаврила хотел его убить, Челкаш приходит в ярость. Он впервые так сильно зол. Григорий забирает деньги и уходит. Гаврила, не в силах совладать с жадностью, стремится убить подельника, но от этого ничтожной душонке становится страшно. Он снова вымаливает прощение у главного героя - человека широкой души. Челкашбросает деньги жалкому Гавриле. Он, пошатываясь, навсегда уходит. Рассмотрев главных героев, можно проанализировать рассказ в целом.

Анализ произведения «Челкаш» (Максим Горький)

Вначале идет подробное описание порта и его жизни. Далее появляются герои. Горький подчеркивает холодные серые глаза и нос, горбатый и хищный, и гордый свободный нрав. Гаврила - добродушный парень, который верит в Бога, как оказалось, готов на все ради денег. Сначала кажется, что злодей Челкаш заставляет свернуть с прямого пути на воровскую дорожку простодушного Гаврилу. Море - важный и значимый компонент рассказа. Оно, как выявляет натуры героев.

Челкаш любит его силу, мощь, бескрайность и свободу. Гаврила его боится, молится и просит Григория отпустить его. Особенно страшно становится крестьянину, когда прожекторы освещают морскую даль. Он принимает свет корабля за символ возмездия и дает себе обещание заказать молебен Николаю Чудотворцу. Утром разыгрывается драма из-за жадности, которая охватила Гаврилу. Ему показалось, что Челкаш дал ему мало денег. Он на грани убийства, и никакие мысли о Боге его не смущают. Раненый им Челкаш с гадливостью отдает почти все деньги, которые Гаврила быстро прячет. Все следы крови смываются дождем. Вода не в силах смыть грязь с души боящегося Бога Гаврилы. Горький рассказывает, как теряет человеческий образ крестьянин, как низко падает существо, считающее себя человеком, когда речь заходит о наживе. Рассказ построен на принципах антитезы. На этом заканчивается «Челкаш». Анализ произведения кратко осуществлен.

В рассказе «Челкаш» два персонажа — Челкаш и Гаврила.

Принято было считать, что в этом рассказе Горький романтизирует босяка. Однако текст рассказа не даёт оснований для такого вывода, Горький скорее жалеет его. Мы не узнали из рассказа, почему так сложилась судьба Челкаша, что сломало его, превратило в босяка. Есть лишь смутный намёк на горькую «чашу, которую судьба дала ему испить». Но
одно очевидно — душа его жива. Перечитайте то место рассказа, где Челкаш вспоминает о прошлой крестьянской жизни.

Эти воспоминания воодушевляют его, в них столько поэзии, душевного тепла. Ясно, что не босяцкая жизнь сделала Челкаша таким душевно щедрым, каким мы встречаем его на страницах рассказа, что основы этого характера закладывались в его прошлом, в прошлой крестьянской жизни. Для Челкаша главное в крестьянской жизни свобода, независимость: «Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой. У тебя земля своя — и того её горсть — да она твоя! Король ты на своей земле! У тебя есть лицо … ты можешь от всякого потребовать уважения к себе».

Слова Челкаша — это подлинный гимн крестьянской жизни, земле. Именно здесь, в крестьянском труде, подлинная свобода. Свобода босяка Челкаша иллюзорна, он каждую минуту может быть схвачен и отправлен за решётку. При
всей внешней независимости он — несвободен и понимает это. Потому так больно ранят его слова Гаврилы: «Вот глядь-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго».

Одиннадцать лет босячества отделили Челкаша от прошлой крестьянской жизни, но она продолжает будоражить его воображение, наполняет теплом сердце. Расскажите о прошлой жизни Григория (Челкаша). Обратите внимание на то чувство глубокой любви к земле, которым окрашено это воспоминание, и на чувство одиночества, «выброшенности навсегда из того порядка жизни».

Что произошло с крестьянством после революции? Как жили крестьяне в годы советской власти? Вспомните уже изученные произведения, в которых рассказывается о тех преобразованиях, которые произошли в деревне после революции. В чём состояла суть этих преобразований, как отразились они на жизни деревни, на сельских жителях? Почему Русская деревня стала умирать? В каких произведениях русской и родной литературы отражён процесс гибели деревни? Не тянет больше земля крестьянина к себе, отлучили людей от земли, и оказались обездоленными и люди, лишённые земли, и земля, оставленная без крестьянского присмотра. Подумайте, справедливо ли это высказывание. Мотив независимости, воли, свободы звучит на протяжении всего повествования.

Кажущейся свободе босяка противопоставлена свобода самостоятельного крестьянина, хозяина. Для Гаврилы свобода — это не только «сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь, гуляй, знай, как хошь». Он высказывает серьёзную мысль: «Бога только помни». Как вы понимаете эти слова? Можно ли считать, что Гаврила сознаёт, что свобода — не вседозволенность, она ограничена нравственными нормами, которые даны в религии? Нарушил ли сам Гаврила христианскую заповедь, какую? Есть ли в вашей религии такая же заповедь? Какую христианскую заповедь нарушает Челкаш? Что понимает под свободой Челкаш и что Гаврила?

Обратите внимание на двойственность чувства, которое испытывает Челкаш к Гавриле. С одной стороны, ему нравится этот наивный, доверчивый и добродушный парень «с чистыми голубыми глазами». Он пробуждает в нём воспоминание о прошлой жизни.

В каких ситуациях у Челкаша появляется «холодное, злобное» чувство к Гавриле, в груди «нечто вроде ожога»? Какие слова Гаврилы больно ранили Челкаша? Можно ли предположить, что «злобное, холодное» чувство появлялось потому, что, глядя на Гаврилу, Челкаш понимал, как сам низко пал, занимаясь воровством, а потом пропивая легко полученные деньги, что в глубине души он понимал справедливость слов Гаврилы: «Тёмен ты … », «Чай, таких-то, как ты, — много! шатающих … », «Ненужный на земле человек»?

Гаврила наивен, доверчив, набожен. Вначале он искренне поверил, что Челкаш предложил ему поехать с ним ловить рыбу. Когда же понял, что идёт на тёмное дело», стал шептать слова молитвы, просить Челкаша отпустить его, укорял Челкаша: «Грешно тебе … душу ведь губишь! Он обещает, если всё закончится благополучно, отслужить молебен Николаю Чудотворцу. Однако на вопрос Челкаша: «Пошёп бы ещё раз на такое дело ради 200 рублей?» — отвечает утвердительно, несмотря на насмешливое замечание Челкаша: «Стой! А как душу-то загубишь?»

Вид денег меняет Гаврилу. Перескажите сцену, в которой Гаврила униженно просит Челкаша дать ему деньги. Какие чувства вызывает у вас эта сцена? Какие чувства к Гавриле испытывал Челкаш?

Очень просто назвать Гаврилу жадным, как это делает Челкаш. Однако вспомните, каким тяжёлым трудом доставались крестьянину деньги, на что собирался Гаврила потратить деньги, которые просил у Челкаша.

В чём проявились бесхитростность, простодушие Гаврилы? Попробуем разобраться в чувствах Гаврилы, объяснить его поступок.

Взволнованный, возбуждёный только что полученными деньгами, которые стали для него настоящим богатством, способным круто изменить всю его жизнь, Гаврила тут же теряет их, даже не поняв, что случилось. Хотел ли Гаврила убить Челкаша, когда запустил в него камнем? Какие чувства испытал Гаврила, когда совершил свой греховный поступок
и увидел, что Челкаш лежит в луже крови?

Подумайте над его словами: «Брат, прости! Дьявол это меня … сними грех с души». Как вы понимаете эти слова? Верите ли вы в искреннее раскаяние Гаврилы? В искренность его просьбы опрощении?

Развиваем свою речь Челкаш называет Гаврилу телёнком. Объясните, каково значение этого слова в данном контексте. Как вы понимаете выражения «темное дело», «больно тёмен ты»? В каком значении употреблено в этих словосочетаниях слово «тёмный», какие ещё значения этого слова вы знаете?

Расскажите, как вы понимаете следующий художественный образ: «вереница грузчиков, несущих хлеб в животы судов, чтобы заработать несколько фунтов хлеба для себя». Какую картину рисует ваше воображение? Объясните выражение: «лицо, искажённое восторгом жадности». Вспомните, что восторг обычно воодушевляет, вдохновляет, освещает лицо. Вероятно, вы никогда не встречали словосочетания «восторг жадности». Тут создан выразительный художественный образ. Раскройте его значение.

«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.

Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.

В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».

Жанр и направление

Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:

  1. Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
  2. Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».

Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).

Композиция

Рассказ состоит из вступления и 3 глав.

  1. Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
  2. Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
  3. Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.

Конфликт

Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.

  • Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
  • Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
  • Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.

Главные герои и их характеристика

Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.

Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.

Темы

  • Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
  • Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями <…> бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
  • Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»
  • Проблемы

    • Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
    • Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.

    Смысл

    Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.

    Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

    Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!