Герой и время в литературе XIX века. Герой времени в современной литературе

Классическая русская литература всегда была отражением окружающей жизни, концентрированным рассказом о проблемах, стоящих перед русским обществом в переломные периоды истории.
Благодаря произведениям А. С. Пушкина «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Н. В. Гоголя «Мертвые души», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и творениям других талантливых писателей, мы можем увидеть правдивый, яркий портрет их современников, проследить эволюцию развития русского общества. От пассивного и разочаровавшегося во всем бездельника Евгения Онегина к тщетно пытающемуся отыскать свое место в жизни Григорию Александровичу Печорину, к авантюристу и стяжателю Чичикову и совершенно опустившемуся, потерявшему человеческий облик Иудушке Головлеву проводят нас русские писатели XIX века. Они размышляли о времени, путях развития современного им общества, пытались художественными средствами передать собирательный портрет поколения, подчеркнуть его индивидуальность, характерное отличие от предыдущих, создавая тем самым летопись времени, а в целом получалась правдивая и образная картина гибели дворянского класса, некогда принесшего России прогресс, культуру, а впоследствии ставшего главным препятствием в ее движении вперед. Читая художественные произведения XIX века, наблюдаешь не только события, сыгравшие главную роль в определенные периоды времени, а узнаешь о людях, так или иначе вершивших нашу историю.
Движение времени не остановить, оно неумолимо течет, меняя нас, представления о жизни, идеалы. Смена формаций не происходит сама по себе, без участия и борьбы человека, но она же меняет и людей, так как каждое время имеет «своих героев», отражающих нравственные принципы и цели, к которым они стремятся. Очень интересно проследить эту «эволюцию» по художественным произведениям XIX века. Увидеть, что «потерял» или «нашел» герой в результате этого поступательного движения. Если перейти к конкретному разговору о персонаже, как в капле воды отразившем целое поколение, то хочется остановиться на Евгении Онегине, стоящем почти у истоков становления русского буржуазного общества. И каков же получается портрет? Не очень привлекательный, хотя внешне герой прекрасен.
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
Внутренний же мир его беден. Он много читал, «все без толку», «был угрюм».
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...
Отъезд в деревню не утешает Евгения, как он на то надеялся. Скука везде одинаково сопровождает безделье. Онегин машинально делает добро крестьянам, но не задумывается о них.
Один, среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Привычка ни в чем не утруждать себя делает Евгения Онегина одиноким, а потом и вовсе несчастным. Он отказывается от любви Татьяны Лариной, так объясняя свой поступок:
«Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе не достоин я».
Но и на искреннюю дружбу Онегин тоже не способен. Убив на дуэли приятеля, он уезжает странствовать, страдая от длинной жизни, на которую он обречен.
Онегин взором сожаленья
Глядит на дымные струи
И мыслит, грустью отуманен:
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не хилый я старик,

Я молод, жизнь моя крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
И совершенно логичным вытекает конец романа, когда, встретив Татьяну в свете, Онегин полюбил ее искренне и глубоко, но безнадежно: она замужем и никогда не ответит на чувство Евгения.
Я вас люблю (к чему лукавить?).
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Онегин не разглядел свою судьбу, леность ума или душевная черствость помешали ему понять Татьяну при первом знакомстве, он оттолкнул чистую и искреннюю любовь, теперь платит отсутствием счастья, безрадостным течением лет.
Образ Евгения Онегина, созданный гением Пушкина, начал галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века, достойно продолженной другими писателями.


“ГЕРОЙ
НАШЕГО ВРЕМЕНИ” М. Ю. ЛЕРМОНТОВА


КАК
НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН


В РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ

XIX ВЕКА

Роман М. Ю.
Лермонтова “Герой нашего времени” стоит у
истоков русского психологического романа,
высшие достижения которого связаны в

XIX
веке с
именами Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.
По словам Белинского, Лермонтов

поставил “важный
современный вопрос о внутреннем человеке”.
И действительно, “история души
человеческой”, а не внешняя, пусть и
богатая событиями биография персонажа,
является сюжетным и идейным центром
произведения.


Авторский
взгляд улавливает тончайшие
взаимопереходы мыслей, оттенки настроений,
тонкости переживаний своих героев, часто
состоящие из разнонаправленных
психологических движений. Новаторство
творческой манеры Лермонтова заключается в
том, что он не скрывает от читателя самих
способов, “механизмов” постижения этих
внутренних, скрытых от постороннего глаза
глубин человеческого “я”.


Лермонтов
говорит о многослойности человеческого
характера, о его сложной и противоречивой
структуре. В личности Печорина он выделяет
первичную основу - добрые задатки,
заложенные природой: герой всегда искренен
(даже когда это ему не выгодно), пытлив,
способен на сострадание, энергичен,
обладает высоким интеллектом. Однако в
реальной жизни, в которой так много значат
социальное положение человека, воспитание
и условности, с которыми должно считаться,
добро легко уживается со злом: тщеславием,
ненасытной гордостью, желанием властвовать
над другими и утвердить свое превосходство
любыми средствами.


Все это мы
видим в характере центрального персонажа,
построенном по принципу обнажения и
сближения психологических полярностей. Не
случайно Печорина называют “странным”
человеком. Эта странность основывается на
неожиданности и противоречивости его
привычек и поведения: смешное кажется
грустным, грустное вызывает смех, в душе
одновременно уживаются сострадание и
жестокость.


Оригинальным
и сугубо личным “изобретением” писателя
является впервые примененная в романе “перекрестная”
характеристика персонажей, выраженная в
том, что центральная фигура Печорина как бы
просвечивается через сопоставление со
столь же самостоятельными, но все же “проходящими”
образами горцев, Максима Максимыча, Вернера,
Грушницкого, Веры, княжны Мери. Живущие
собственной жизнью, эти и Другие персонажи
романа оттеняют важные черты характера
главного героя. Так, Грушницкий, сам того не
ведая, выступает в роли карикатурного
подобия Печорина, и тот, видя в этом
Искаженном “зеркале” самого себя,
получает возможность более объективно
оцепить свои поступки. “Одни скажут: он был
Добрый малый, другие - мерзавец. И то и-
другое будет ложно”. Но проигрывая или
уступая в чем-то окружающим, главный герой
одновременно выигрывает в другом.


“Честные”
контрабандисты, не задумываясь, бросают на
произвол судьбы слепого мальчика; Бэла не
замечает преданности Максима Максимыча,
чем до глубины души ранит его, Азамат легко
соглашается предать сестру, готовя ей
преждевременную гибель; даже Максим
Максимыч, “золотое сердце” (Белинский),
примиряется со злом, когда видит
невозможность борьбы с ним. Печорин
интеллектуально возвышается над средой, но
отклонение от идеалов человечности стало
всеобщим. Поэтому утрата “благородных
стремлений”, “приманки страстей, пустых и
неблагодарных” обрекают Печорина на “жадную
роль палача и предателя”.


Можно
считать также, что Лермонтовым впервые в
качестве средства психологического
анализа црименен принцип ступенчатой
композиции. Сначала образ героя дается
через восприятие Максима Максимыча: это
оценка, идущая от человека иных социальных
и нравственных представлений, как бы извне.
Затем происходит непосредственная встреча
Печорина с издателем, который не только
замечает “странное” в облике и поведении
персонажа, но и стремится объяснить его.
Наконец, три последние повести (“Тамань”,
“Княжна Мери”, “Фаталист”), являющиеся “исповедью”
Печорина, предоставляют слово самому
персонажу. Путем перекрещивания различных
точек зрения, различных позиций, в чем-то
совпадающих, но еще более не совпадающих
друг с другом, воссоздается многогранность
внутреннего мира личности.


И еще одно:
в тексте романа встречается слово “диалектика”,
употребленное Лермонтовым в его
рассуждениях о своеобразии женских
характеров. Еще в большей степени это
понятие приложимо к главному герою. В
данном случае диалектика означает
раздвоение, одновременное существование
противоположных начал, находящихся в
состоянии постоянной борьбы и
соперничества. Именно душевная
раздвоенность Печорина определяет
сюжетную основу повествования, его
поступки, от которых, в свою очередь,
зависят судьбы других героев произведения.


Психологический
анализ важен для Лермонтова не сам по себе,
а как способ решения нравственно-философских
проблем. Познание человеком внутреннего “я”
является необходимым моментом
самопознания личности, выражает стремление
найти смысл и цель жизни, стать лучше и
нравственно чище. В разговоре с Вернером
Печорин признается: “Во мне два человека:
один живет в полном смысле этого слова,
другой мыслит и судит его, первый, быть
может, через час простится с вами и миром
навеки, а торой... второй?..”


Лермонтовский
герой ответа на этот вопрос не нашел. Но на
тяжкий “путь познанья и сомненья” вслед за
Печориным встанут потом герои Л. Н. Толстого
и Ф. М. Достоевского. Автор “Войны и мира”
раскроет непосредственную связь “диалектики
души” с процессом нравственного
самосовершенствования. А в “Преступлении и
наказании” и “Братьях Карамазовых”
трагедия душевной раздвоенности определит
настрой всей русской жизни в ее самых
глубинных основах.

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Проблема героя времени в русской литературе……………………3

Глава 2. Типы лишних людей в романах Пушкина и Лермонтова………….4
2.1. Онегин - современник Пушкина и декабристов…………………………4
2.2. Печорин - герой своего времени…………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………15

Приложения……………………………………………………………………16

Введение

Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Пушкина и Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XXI века. Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени. Романы Пушкина «Евгений Онегин» и Лермонтова «Герой нашего времени» заинтересовали меня, и я решила написать реферат.

Цель моего реферата – представить образы Евгения Онегина и Григория Печорина как героев своего времени.

· познакомиться с литературоведческим термином « лишние люди»;

· выявить таких героев в произведениях литературы XIX века;

· изучить дополнительную и критическую литературу по теме реферата;

· провести сравнительный анализ образов главных героев произведений;

· научиться делать выводы в работе;

· научиться оформлять реферат;

· подготовиться к устной защите.

Практическая значимость работы заключается в том, что его можно использовать при подготовке к урокам литературы, на классных часах, на защите НПК.

Глава 1. Проблема героя времени в русской литературе.

Проблема героя времени всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Её ставили писатели-классики, она актуальна и до сих пор. Роман А.С.Пушкина в стихах "Евгений Онегин" и роман Лермонтова "Герой нашего времени" - вершины русской литературы первой половины 19 века. В центре этих произведений люди, стоящие по своему развитию выше окружающего их общества, но не умеющие найти применение своим богатым силам и способностям. Поэтому таких людей называют "лишними".

Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество "лишний человек" не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. Появление «Лишних людей» объяснялось несоответствием ими западноевропейского образования в условиях русской жизни. К середине 30-х годов все эти явления достигают своего кульминационного пункта. В эти годы экономической и политической депрессии и выступало на сцену новое поколение - «безвременья», - бывшее в тягость себе и другим. Безвременье и сделало людей этого поколения.

Образ "лишнего человека" в русской литературе очень разнообразен. Романтические герои Пушкина и Лермонтова - натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода - в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими.

Роман «Евгений Онегин» был создан раньше, чем «Герой нашего времени», а это значит, что Лермонтову было на чем поучиться. Изображая судьбу Печорина как типичную для современного ему поколения, Лермонтов продолжал традицию, начало которой положил знаменитый пушкинский роман в стихах. Также в романе он создал принцип художественного познания и воспроизведения действительности – реалистический творческий метод. Лермонтов – психолог добился в «Герое нашего времени» замечательных успехов. И в изображении непосредственных переживаний героя, и в анализе его психики писатель открыл новые способы изображения. По заключению Н.Г. Чернышевского, в отдельных случаях он приближался к воспроизведению «диалектики души» героя, к тому способу психологического анализа, который в наиболее последовательной форме будет разработан Л.Толстым. И нет ничего удивительного, что внутренний мир Печорина был показан в психологическом отношении намного обстоятельнее и тоньше онегинского.

Герой времени… Какой он? Над этим вопросом нередко размышляли русские писатели-классики девятнадцатого столетия. А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой в своих произведениях рисовали образы героев, воплощавших характерные черты людей эпохи.

Такие персонажи, как правило, являются неординарными и яркими личностями, обладают незаурядными способностями и развитым умом, благодаря чему выделяются среди окружающих, которые в большинстве случаев их не понимают и не принимают. В произведениях писателей-классиков меня привлекают именно эти герои. Всегда хотелось глубже проникнуть в тайны их характеров, понять, почему люди, которые могли бы стать полезными современникам, оказались ненужными обществу.

Романы «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» считаются вершинами русской классики. К этим произведениям на разных этапах жизни обращаются читатели разных поколений. Затронутая в обоих книгах проблема героя своего времени интересна и мыслящим людям двадцать первого века. Происходит огромная переоценка ценностей, меняются наши идеалы. А ответы на «вечные» вопросы мы продолжаем искать у писателей-классиков.

Онегин – типичный дворянин двадцатых годов девятнадцатого столетия. Воспитание и образование пушкинского героя были довольно поверхностными. Однако он все же получил минимум знаний, необходимый, чтобы блистать в свете: владел французским, умел танцевать мазурку и «кланялся непринужденно»… Онегин вел обычный для дворян того времени образ жизни: ходил на балы, бывал в театре, посещал светские рауты. Наслаждение жизнью и успех и у женщин поначалу привлекали главного героя романа.

Но Евгений умен, а потому со временем праздная и пустая жизнь ему попросту наскучила — “русская хандра им овладела”. Смысла в какой-либо деятельности он не находит. Не спасает от навязчивой скуки и любовь Татьяны. Онегин отвергает чувства влюблённой в него девушки: он “не создан для блаженства”. Безразличие к жизни, внутренняя опустошенность оказались очень сильными. Впоследствии наказанием за это станет одиночество.

В пушкинском герое есть, несмотря на все его недостатки, “души прямое благородство”. Не случайно он так искренне и нежно привязан к юному Ленскому. Однако Онегин сам же и губит друга, стреляя в него на дуэли. И, как это ни прискорбно, причина бессмысленной смерти Ленского — «хандра» Онегина.

В.Г. Белинский замечает, что определённая часть читателей ошибочно истолковала образ Онегина, увидев в нём лишь заурядного светского денди, «холодного эгоиста». По выражению критика, Онегин – «эгоист поневоле», и таким его сделало общество. Он относится к поколению, которое не знает, где приложить свои подчас недюжинные силы. Я почти полностью разделяю мнение Белинского. Однако полагаю, что в несчастьях Онегина не следует обвинять только общество. Вряд ли можно снять ответственность с самого пушкинского героя. Он не ставит перед собой никаких жизненных целей, так как не желает трудиться во имя их достижения.

М.Ю. Лермонтов — писатель «совсем иной эпохи», хотя с Пушкиным их и разделяет не более десятилетия. «Героем» времени – а точнее, безвременья — 30-х годов стал Печорин. С одной стороны, это разочарованный в жизни скептик, который живёт исключительно «из любопытства», но с другой - он подсознательно жаждет жизни, деятельности. В Печорине противоборствуют рассудочность и чувства, ум и сердце. «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки, — говорит лермонтовский герой, — с строгим любопытством, но без участия».

Перед дуэлью, прокручивая в памяти собственную жизнь, Печорин размышляет, ради чего он жил и во имя какой цели родился. «А, верно, она <эта цель> существовала, — пишет он в своём журнале, — и, верно, было мне назначение высокое…». Печорин не нашёл своего «высокого назначения». Он тратит силы на действия, его недостойные и подчас бессмысленные: разрушает жизнь несчастных «честных контрабандистов», похищает черкешенку Бэлу, влюбляет в себя Мери и затем отказывается от неё, убивает Грушницкого… В этом и состоит судьбоносное и страшное противоречие: «необъятные силы души» - и мелкие поступки; он мечтает «любить весь мир» - и несёт лишь зло.

Белинский увидел в образе Печорина воплощение духа времени и оценил лермонтовского героя достаточно высоко. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…» — писал критик. Указал Белинский и на различия же между Онегиным и Печориным, которые «гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

Итак, перед нами два героя, два представителя своего непростого времени. В.Г. Белинский не ставил между ними знака «равно», но и огромной пропасти между ними не видел. В их образах действительно много общего, начиная от черт характера, заканчивая жизненными ситуациями, в которые им суждено было попасть. Однако конфликт личности и общества в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине»: Печорин «гоняется за жизнью», ничего от неё не получая, а Онегин всего лишь «плывёт по течению».

«Евгений Онегин » и «Герой нашего времени» можно без преувеличения считать яркими художественными документами эпохи. Их главные персонажи своим существованием доказывают тщетность попыток жить в обществе и вместе с тем быть свободным от него.

Итак, своеобразным выражением общественных проблем, носителем новых идей и веяний русской жизни становится главный герой литературных произведений - герой времени, он же, как правило, “лишний человек” своей эпохи. Русская литература XIX века представила целую галерею людей такого типа. Предшественником Онегина и Печорина можно назвать грибоедовского Чацкого. Традиции Пушкина и Лермонтова в изображении «героя времени» были продолжены в произведениях А.И. Герцена («Кто виноват?»), И.С. Тургенева («Рудин», «Отцы и дети»), И.А. Гончарова («Обломов»). «Героем» новой, капиталистической эпохи можно назвать и Чичикова, персонажа поэмы Гоголя «Мёртвые души». Черты героев времени мы находим у персонажей романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Обращались к проблеме героя времени и писатели 20 века. Один из ярких примеров — образ «лишнего человека» Левушки Одоевцева из романа А. Битова «Пушкинский дом». На рубеже 20-21 веков появились произведения, которые вновь обращались к теме нового поколения, а значит, и к образу героя времени. В 1998 году был опубликован роман В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». В 2006 году огромный интерес читателей вызвала книга С. Минаева «Духless: Повесть о ненастоящем человеке». Уже в самих названиях произведений чувствуется и стремление писателей показать героев времени, и перекличка с традициями Пушкина и Лермонтова.

А значит, и сейчас есть люди, подобные Онегину и Печорину. Это современные «лишние люди», обладающие, на первый взгляд, всеми качествами, необходимыми для жизненного успеха, и вместе с тем находящиеся в конфликте с обществом.

Каждая эпоха порождает нового героя, и задача настоящего писателя – разглядеть такого персонажа и правдиво изобразить его в художественном произведении. В этом, на мой взгляд, заключается основная причина того, что писатели на протяжении вот уже двух столетий обращаются к теме героя времени.

Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

КРУГ ВОПРОСОВ

  • Что такое время?
  • Какое Время и как изображает автор?
  • Каков человек во Времени:
  • что чувствует?

    о чем думает?

    как действует (преодолевает трудности, принимает решение, совершает нравственный выбор)?

  • Каково отношение автора к человеку, которого он изобразил?
  • Какую эмоцию/мысль о времени и о человеке выражает автор?
  • Как в образе человека соотносятся конкретно-историческое и вечное, личное и общечеловеческое? (МОЖНО В ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
Время (темы на 3 февраля 2016):
  • 121. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?
  • 122. История и современность: нужен ли взгляд назад?
  • 123. Почему время называют лучшим лекарем?
  • 124. Когда человек забывает о времени?
  • 125. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
  • 126. Что такое нравственные уроки истории?
  • 127. Что нужно, чтобы стать героем времени?
  • 128. Существует ли что-то, неподвластное времени?
  • 130. Временное и вечное в нашей жизни.
  • 131. Забвение прошлого губительно для человека?
  • 132. Что такое «связь времён»?
  • Не стоит писать о том, чем ты занимаешь свое свободное от учебы время, скорее важно, ценишь ли ты это время и почему. Время в твоем сочинении – штука глобальная, это нужно помнить. В качестве примера можно привести произведение И. А. Бунина «Темные аллеи», где главный герой размышляет о быстротечности времени. Другой вариант – пьеса Максима Горького «На дне», в которой тема времени коснулась актера.