Где находится пашков дом. Дом для просвещения. Классицизм в оформлении фасадов

У Москвы много символических, загадочных мест и неразгаданных тайн. Исторические здания, построенные в давние времена, по-прежнему влияют на городскую среду гораздо больше, чем новостройки центра столицы. Одним из зданий, вокруг которого всегда будут роиться слухи и о котором будут слагать легенды, - это дом Пашкова.

Пашковы

Не существует достоверных сведений о том, кто был архитектором особняка на Ваганьковском холме. Косвенные сведения указывают, что архитектура и замысел - дело гения В. И. Баженова. Дом Пашкова был построен в 1786 году для Петра Егоровича Пашкова. Хозяин дома приходился сыном денщику царя Петра I. Егор Иванович Пашков был обласкан властью и разбогател после успешно проведенного дела против сибирского губернатора князя Гагарина, обвиненного в сепаратизме. Став членом Высшего суда и успешно разоблачая казнокрадов, он получал в вознаграждение за труды имения тех, над кем вершил правосудие.

Сын Петр, получив немалое наследство, быстро его приумножил, став винокуренным королем и откупщиком. Подобные занятия в среде знати не поощрялись, и Пашков стал не просто первым коммерсантом, но и первым изгоем такого масштаба в своем круге. Будучи человеком тщеславным, он решил пустить «пыль в глаза» и построить такой дом, который потряс бы всю столицу. Ему это удалось. Еще на этапе завершения работ особняк стал достопримечательностью Москвы, вокруг него роились слухи, позднее перешедшие в ранг легенд.

Описание

Участок, отведенный под строительство особняка, имеет сложную форму. Сам Пашков с большим трудом скупил землю на Ваганьковском холме, потеснив немало соседей. Широкая сторона надела выходит на улицу Моховую, где есть большой перепад высот по склону холма, такую же длину земельный участок имеет со стороны улицы Знаменской. Вдоль Никольской церкви земельный надел совершает сложный зигзаг. Самое узкое, клиновидное место пришлось на сторону Староваганьковского переулка.

Умелое использование сложной геометрии участка стало одной из изюминок дома Пашкова. Архитектор использовал склон холма в качестве пьедестала для особняка, обеспечив ему отличный обзор Кремля и гарантию от вероятного сползания к подножию возвышенности. Въезд, удобный для карет, был спроектирован с узкой стороны, где не было перепада высот и откуда открывается вид на парадное крыльцо и двор.

Решение было блестящим, но в таком расположении особняк оказался обращен задним двором к Кремлю. Несмотря на всю пышность убранства, фасад был совершенно глухим, парадные лестницы на Моховую были выстроены гораздо позже. Усадьбу ограждала высокая кованая ограда, от дома ее отделял регулярный парк с фонтанами и прудами, населенный диковинными птицами.

Архитектура

Дом Пашкова в Москве вызывал восхищение во всех слоях общества. В дни праздников и народных гуляний толпы граждан стекались к ажурной решетке сада, чтобы поглазеть на заморских птиц, красивый сад, украшенный фонтанами. Сейчас перед домом проложен тротуар, сад был упразднен - за счет его территории существенно расширилась проезжая часть дороги и тротуар.

Архитектура дома Пашкова - это яркий образец русского классицизма. Здание выстроено по трехчастному принципу, характерному для классической школы - над центральным корпусом возвышается бельведер, по бокам размещены симметричные флигели. Композиция объединяется портиком с колоннами и боковыми галереями. Единство структуры подчеркивается общими сюжетами декора. Сейчас здание имеет белый цвет, но по некоторым сохранившимся данным, будучи во владении Пашкова, особняк был оранжевым.

Фасад дома со стороны парадного входа выполнен в стиле загородной усадьбы и выглядит не столь помпезно, но не менее впечатляет. Гостей встречают кованые ворота в виде триумфальной арки. Ее верх венчают вытесанные из камня пышные гирлянды лавровых листьев, этот лейтмотив стал основным декором, украшающим особняк. Фронтальная композиция дома Пашкова, со стороны улицы Моховой, напоминает в своем построении стену Кремля, к которой обращена задним фасадом. Эти два объекта городской застройки строго параллельны и некогда обрамляли долину реки Неглинной.

Дом для просвещения

В войну 1812 года дом Пашкова подвергся разорению и пострадал от пожара, кровля и бельведер были полностью разрушены. В наполеоновском пожаре сгорел и семейный архив, в котором, предположительно, хранились чертежи и проекты архитектора Баженова. Восстановление заняло длительный период, только к концу 1830 годов был закончен ремонт. Вновь отстроенный бельведер существенно отличался от первоначального и нес на себе печать позднего периода классицизма. Архитектором восстановительных работ, предположительно, был Осип Бове.

В 1839 году дом Пашкова наследниками был продан городской казне в пользу Московского университета. Первоначально в нем разместился дворянский институт, немного позже помещения были переданы городской гимназии. С 1861 года особняк стал прибежищем для музея Румянцева. А в 1862 году в дополнение к музейным залам добавилась публичная Румянцевская библиотека, где также разместилось собрание книг Московского университета.

Открытие залов прошло с большими торжествами, императорская семья пожаловала городскому музею часть книг из своих личных библиотек, коллекцию декоративно-прикладного искусства, живописные полотна. С 1913 по 1915 год по проекту Л. Шевякова была проведена глобальная перестройка внутреннего пространства центрального корпуса особняка. Благодаря чему у библиотеки появился двухсветный читальный зал на 300 мест.

После революции

К началу 1917 года в фондах Румянцевской библиотеки и музея насчитывалось более миллиона единиц хранения. Большая часть коллекции книг формировалась за счет поступления одного экземпляра любого тиража выпускаемых книг в библиотечный фонд, такое обязательство было наложено на типографии с 1862 года.

После 1917 года музейные коллекции и экспонаты были переданы в Исторический музей, Третьяковскую галерею и другие фонды. В помещениях дома Пашкова было сконцентрировано одно из самых обширных собраний книг в мире. После революции фонды музея начали пополняться не только по обязательной схеме поступлений одного экземпляра, но и за счет проводимых властью конфискаций ценностей, в том числе книг.

В дальнейшем библиотека получала книги из коллекций репрессированных граждан и выезжающих за рубеж диссидентов. Часть этой литературы носила статус запрещенной, поэтому помещалась в закрытом фонде с выдачей только по особому разрешению. Построенный комплекс Государственной библиотеки включил в свой ансамбль и особняк Пашкова. Сад перед домом был упразднен в 1930 годах, когда стала расширяться проезжая часть улицы Моховой. В этот же период по проекту В. Долганова были построена терраса с балюстрадой и двумя лестницами, проведены работы по выравниванию склонов холма.

Современность

В 1924 году библиотека получила имя В. Ульянова, а годом позднее стала именоваться Государственной библиотекой СССР имени В. И. Ленина, сокращенно - ГБЛ. В доме Пашкова был организован отдел редких рукописей. Угроза разрушения явственно нависла над особняком в 1986 году. Строительство станции метрополитена «Боровицкая» привело к проседанию фундамента, что спровоцировало повреждение перекрытий на этажах. Дом Пашкова стал аварийным, первые попытки реставрации предприняли в 1988 году, но финансирование было остановлено.

В 90-е здание пребывало в заброшенном состоянии, было множество попыток приватизации уникального особняка для открытия в его стенах торговых площадок. К счастью, такие предложения отвергались. Но дом приходил в упадок, осыпалась лепнина, по стенам расползался грибок, кровля протекала в нескольких местах.

Реставрация

Ситуация изменилась в 2003 году. Необходимые для реставрации средства были получены, а команда профессионалов обладала необходимыми знаниями и опытом для проведения работ по восстановлению памятника архитектуры.

В 2007 году Пашков дом вновь распахнул свои двери для посетителей. Сейчас в здании открыты три библиотеки - нотно-музыкальная, картографическая и научно-исследовательская библиотека рукописей. В парадном зале расположен культурно-выставочный зал, где регулярно проводятся конференции, презентации, церемонии и вернисажи. Со вторника по воскресенье проводятся в доме Пашкова экскурсии, особняк хранит множество тайн, часть из них до сих пор не раскрыта.

Тайны Ваганьковского холма

Одной из самых распространенных легенд Ваганьковского холма гласит о якобы спрятанной в подземном укрытии библиотеке Ивана Грозного, что имеет под собой веские основания. Исследователи считают, что Ваганьковский холм пронизан подземными ходами и убежищами. Их строили задолго до появления дома Пашкова. Предназначались они для хранения казны в лихие времена, там же располагались пыточные во времена правления Ивана Грозного, некоторые ходы вели в Замоскворечье и к храму Христа Спасителя.

Устойчивы и слухи о том, что именно из этого холма открывается вход в легендарную подземную Москву. Поиски библиотеки Грозного результатов пока не принесли, объяснение этому тоже есть. Считается, что заклятье на нее наложила Софья Палеолог, и кара настигает каждого, кто приблизится к книжному кладу.

Неисследованные подземелья

Слухи и легенды имеют под собой реальные факты - в 30-е годы археолог Стеллецкий занимался исследованием Ваганьковского холма и обнаружил множественные пустоты - погреба, ходы, подвалы. По его мнению, эти подземные постройки были остатками Опричного двора. В одно из помещений ему удалось проникнуть и обнаружить ступени, но пройти дальше не получилось. На следующий день произошло обрушение свода древнего подземелья и ступеней. Дальнейшие раскопки были запрещены, а обнаруженные входы в спешке забетонировали.

В следующий раз на эти же таинственные постройки наткнулись метростроевцы. Строители вскрыли старинный ход, выложенный кирпичом, но археологов на объект не пустили. Вход был опечатан до лучших времен. Библиотека Ивана Грозного не дает покоя кладоискателям и научным работникам и сегодня. На сегодняшний день существует описание около 60 точек в России, где предположительно могут находиться легендарные манускрипты.

Тайны дома Пашкова

В 1980 годах на территории двора особняка Пашкова были проведены геофизические исследования, позволившие выявить уникальное сооружение - колодец, выложенный белым камнем. Диаметр колодца - 5 метров, предположительная глубина - до 15 метров, по внутренним стенам под воду уходят остатки винтовой лестницы. Вода из колодца не уходит, и сколько метров до его дна - пока неизвестно. Строятся различные предположения о его назначении - некоторые считают, что есть особый механизм, запуск которого осушает колодец и открывает подземные входы.

Авторы более прозаических версий склоняются к тому, что колодец является частью водонапорной башни, снабжавшей фонтаны дома Пашкова водой, а также использовавшийся для полива сада и огорода. Но есть одна загвоздка - указать время постройки сооружения невозможно, в имеющихся документах упоминаний о колодце нет, как нет на Русской земле аналогов такого сооружения. На данном этапе посетителям дают возможность спуститься на несколько ступеней внутрь колодца, привилегия доступна гостям, пришедшим в дом Пашкова с экскурсией. Работы по его изучению продолжаются, ожидается расчистка дна.

Есть еще одна библиотечная легенда. Сотрудники утверждают, что в залах обитает призрак, его можно попросить найти редкое издание, и он обязательно подскажет, где оно находится. Удивительный дом на Ваганьковском холме фигурировал и в литературе. Есть мнение, что именно в его залы и комнаты Булгаков поместил героев «Мастера и Маргариты», там состоялся ежегодный бал. В доме Пашкова экскурсантов познакомят с различными экспонатами, многие из них представляют интерес не меньший, чем сам дом и его тайны, мифы и легенды.

Полезная информация

Желающие узнать подробную историю, осмотреть внутренние помещения, оценить стиль дома Пашкова могут записаться на экскурсию. На нее приглашают несколько агентств и непосредственно администрация РГБ.

Адрес: улица Воздвиженка, 3/5, строение 1.

Стоимость экскурсионного посещения для взрослых - 800 рублей, для учеников школ - 600 рублей, а для пенсионеров - 400 рублей. Группы формируются по предварительной записи.


Всего 65 фото

Дом Пашкова занимает особое место в не только среди шедевров архитектуры нашей столицы, но и является, пожалуй, концентрированным средоточием тайн, легенд и загадок Старой Москвы. Это уникальное здание захватывает воображение. Мне оно представляется белым лебедем, что вот-вот взмахнет своими белоснежными крылами и грациозно взлетит в голубое безбрежное небо. Такое впечатление подчеркивается и самим расположением этой городской усадьбы на холмистом возвышении относительно Кремля. Она построена на Ваганьковском холме и всем своим существом вызывает в душе возвышенные и трепетные чувства. "Дом Пашкова" как будто противопоставляет себя мрачноватому и сердитому Кремлю, ощетинившемуся своими зубчатыми стенами и острыми башнями. В образе "Пашкова Дома" явно и громко слышится гимн просвещению, искусству и еще чему-то человеческому - его светлому и чистому естеству.

Ваганьковский холм, кроме всего прочего, является одним из самых загадочных мест Москвы. Считается, что под ним находится множество подземных ходов и сооружений удивительной "Подземной Москвы", так щекочущих воображение. Здесь исследователи "поместили" самый главный вход в Подземную Москву, здесь возможно, находились казематы хранившие казну московских великих князей, именно где-то здесь воображение искателей видит одно из наиболее вероятных мест, где сокрыта библиотека Ивана Грозного, его застенки для пыток, подземелья Опричного Двора... и много чего другого.

Кроме того, а это любопытно, на балюстраде именно этого - "одного из самых красивых зданий в Москве" происходит действие одной из заключительных глав романа "Булгакова "Мастер и Маргарита", в которой "судьба Мастера и Маргариты" и была "определена"...

В этом материале сделана попытка обобщить весь существующий материал, не только об истории Дома Пашкова, но и загадках, легендах и тайнах Ваганьковского холма. Обо всем этом и можно узнать, заглянув под кат. Добро пожаловать!)

Ваганьковский, а точнее Старо-Ваганьковский холм - очень древняя часть Старой Москвы, и когда-то являлся лишь ее пригородом, находившейся в границах сегоняшнего Кремля. Археологичекими исследованиями установлено, что именно здесь, близ урочища Ваганьково, у впадения реки Неглинки в Москву-реку возникло одно из первых славянских поселений, с которых началась история города. Здесь ранее были непроходимые леса, о чем говорит и название кремлевской башни - Боровицкая. Эта башня и "смотрит" через реку "Неглинку" в сторону Старо-Ваганьковского холма, поросшего хвойным лесом. Бор - преимущественно сосновый лес, произрастающий на сухих песчанных почвах, где встречается и береза и ель.
02.

Скорее всего сам холм, по обычаю тех времен, не заселялся - возвышенные места близ поселений выбирались для погребения умерших и языческих капищ, где приносились ритуальные жертвы богам наших предков. Название местечка "Ваганьково" взывает к старо-русскому слову "ваганить", то есть "играть". В XV-XVI веках на Ваганьковом холме находился Потешный царский двор. Исследователями поэтому выдвигались различные объяснения - от теории, что здесь селились "ваганы" - потешники, до происхождения названия от (проездного) налога за взвешивания товара, который именовался «ваганным». Место, где происходило взвешивание, называлось ваганец. Возможно, что до того, как село стало загородным поместьем правящей династии, оно было ваганцем, поскольку здесь проходила дорога в западные земли. Слободской храм, построенный в XIV-XV веках в селе Старое Ваганьково, был посвящён Николаю Чудотворцу, считавшемуся покровителем скоморохов и путешествующих. В современных научных изданиях преобладает гипотеза о происхождении названия села от неканонического имени Вага́нка или Ваган, что значит «вахлак, мужик, крестьянин».

Здесь, на Ваганьковском холме, в Старом Ваганькове, было построено около двенадцати церквей - это необычайно плотная застройка для такого небольшого участка земли. Повсюду здесь можно натолкнуться на старые древние захоронения. В свое время, на традиционных субботниках во дворе Пашкова дома сотрудники бывшей Ленинской библиотеки часто наталкивались на чьи-то древние останки и вызывали археологов для их изучения.

В первой половине XV века в Ваганькове находился загородный двор Софьи Витовтовны, матери великого князя Василия Васильевича Темного, вдовы великого князя Василия Дмитриевича, которая перед смертью завещала его своему внуку Юрию Васильевичу Меньшому. От него в 1472 году оно перешло к великому князю Ивану III. Летописи впервые упоминают Ваганьково 1446 годом.
03.

Еще в 1508 г. на Старом Ваганькове был построен храм Благовещения Божией Матери, с приделом святителя Николая, по имени которого именуется он и сейчас. В 1514 г. он был возобновлен. В 1719 г., совершенно обветшавший, он был вновь отстроен с новыми приделами преподобного Сергия и Сорока Мучеников.
04.

Во времена Ивана Грозного здесь располагался Опричный двор. Перед началом его строительства жители села-дворцовые служащие были переведены на новое место за Земляным городом, в район Пресни, где образовали поселение Новое Ваганьково, память о котором сохранилось в названии Ваганьковского кладбища...

На этом же месте, после Опричного двора располагалась стрелецкая слобода. Стрельцы воздвигли напротив Боровицких ворот Кремля храм Николая Чудотворца, известный как «Никола Стрелецкий». Впервые он был упомянут в 1623 году, а к 1657 году был перестроен в камне.

Первый из Романовых, царь Михаил Федорович, построил на вершине холма церковь в честь своего небесного покровителя - Святого Михаила Малеина, а ваганьковские земли отдал родственникам своей жены Стрешневым. Потом имение перешло к Нарышкиным, из рода которых была Наталья Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича и мать Петра I.
05.

В петровскую эпоху на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меньшикова, скорее всего, перестроенный из хором думного дьяка Автонома Иванова, прежде стоявших на этом месте. Известно, что дом Меньшикова был очень большим и построен был в "голландском" стиле. После падения Меньшикова дом был подарен юным царем Петром Алексеевичем царевне Прасковье Ивановне, племяннице Петра I.

После ранней смерти царевны Прасковьи здание вернули сыну Меньшикова - Александру Александровичу. Дом поменял несколько хозяев, пока в нем не устроили Тургеневские богадельни, где размещали на жительство обнищавших стариков. Обветшавшие богадельни, портившие вид в самом парадном уголке Москвы, совершенно не устраивали городские власти и 1783 году московский генерал-губернатор Захар Григорьевич Чернышов передал участок на Ваганьковском холме в вечное и потомственное владение Петру Егоровичу Пашкову.


Непосредственно сам "Пашков дом" был построен в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I (Петра Егоровича Пашкова), предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, - это устная традиция и архитектурная баженовская манера. Некоторые приписывают авторство Матвею Казакову. Сегодняшние реставраторы придерживаются "баженовского" авторства.
06.

Первые простые су́етные мысли возникают у читателя при упоминании о первом хозяине Дома Пашкова - откуда такие деньги у капитан-поручика, хоть и лейб-гвардии Семеновского полка?) Однако, здесь же есть и свое объяснение - отец Петра Егоровича был личным денщиком Петра Первого. А "денщик" в императорском окружении - это вовсе не прислуга или мелкий обслуживающий персонал для тех времен. При лице Петра Великого одно время состояли денщики из дворян, и звание их приблизительно соответствовало флигель-адъютантскому. Так, что при императоре были неординарные доверенные люди, обладавшие талантами как администраторов, так и коммерсантов. Петр Егорович как раз родился в семье Егора Ивановича Пашкова, разбогатевшего в петровское время на преследовании князей Гагарина и Кольцова-Мосальского. Он выдвинулся на первые роли, причем не только при Петре, но и при его преемниках.
07.

При Анне Иоанновне Егор Иванович Пашков был уже астраханским губернатором, а потом и членом Военной Коллегии, высшего военного органа Российской империи, оставив сыну Петру приличное состояние и связи... Именно отсюда, из давних высоких связей с первым лицом государства и проистекают богатства Петра Егоровича - представителя дворянского рода Пашковых.

С малых лет Петр Пашков был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых сколотил колоссальное состояние. Винные откупы - система взимания косвенного налога, при которой государство отдаёт на откуп частным предпринимателям право торговли вином.

Во время губернаторства в Москве графа Захара Чернышёва Петр Егорович купил у его сестры, генеральши Племянниковой, участок на Ваганьковском холме, прямо напротив Московского кремля, где и выстроил свой «кремль одного человека» - "Пашков дом", оставшийся памятником его богатству и амбициям.
08.

По легенде в 1784 году на стройку царицынского ансамбля приехал масон Пашков и предложил Баженову построить на Ваганьковском холме дом в стиле кремлевского дворца. Баженов дал тайное согласие, и уже на следующий год императрица запретила ему строить в Москве... Под страхом смерти опальный архитектор возвел красивейший дом прямо напротив Кремля. Говорили, что официально Пашков дом строил Матвей Казаков. Так он спасал опального архитектора. Говорят так же, что именно из-за обиды на Екатерину Баженов повернул дом спиной к Кремлю...

Впечатляющий вид здания Дома Пашкова вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения. Первоначально, как утверждают некоторые источники, здание было оранжевого цвета, а купол бельведера венчала статуя Минервы, которую сняли по личному распоряжению императора Павла.
09.

Место здания важно и символически - Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на башни и постройки Кремля сверху вниз, а также наблюдать кремлевские Ивановскую и Соборную площади.
10.

Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа». Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».
11.

Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Был полностью уничтожен бельведер и утрачена скульптурная группа с гербом Пашковых. Восстановленная в 1815-1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что восстановлением занимался Осип Бове. Конструкция бельведера и боковых продольных галерей была изменена, благодаря чему здание приобрело более тяжёлый вид. К сожалению, скульптурная группа восстановлена не была.

Когда в 1818 году в Москву приехал прусский король Фридрих Вильгельм III с сыновьями, его повели на бельведер Пашкова дома. Пораженный увиденным, они преклонили колено, а Фридрих трижды поклонился Москве и со слезами воскликнул: «Вот она наша спасительница». Эта сцена запечатлена на картине Н.С.Матвеева «Король прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства». В память об этом событии в ограде дома вмуровали небольшую корону, а балкон стали называть балконом трех императоров.
12.

После смерти Пашкова его наследники не пожелали жить в роскошном особняке, и он долгое время стоял в запустении. В 1839 году государство выкупило его для Московского Университета, в 1843 году в здании разместился Московский дворянский институт, а в 1861 здесь организовали хранение коллекций и библиотеки Румянцевского музея. В 1921 году из Дом Пашкова вывели музей, и в стенах здания зародилась знаменитая Ленинка - Публичная библиотека СССР имени В.И. Ленина, ныне - Российская государственная библиотека.
13.

В 1930-е годы была уничтожена ограда сада, подчёркивавшая стремление здания ввысь от холма, из-за чего его восприятие зрителем значительно изменилось. Чуть позже, в 1934 году, со стороны Моховой улицы к Дому Пашкова пристроили монументальную лестницу, спроектированную архитектором Виталием Долгановым, а на главном фасаде здания, где раньше размещался герб Пашкова, разместили серп и молот. В 1980 году серп и молот с фасада всё-таки сняли...
14.

Следующий новый этап в жизни дома Пашкова начался в 1986 году - из-за строительства станции метро "Боровицкая" фундамент здания просел, в перекрытиях появились трещины, и здание оказалось в аварийном состоянии. Реконструкция здания продолжалась вплоть до 2007 года.


Легенды, тайны и загадки Ваганьковского холма

Некоторых исследователи считают, что в месте, где сейчас находится Дом Пашкова, очень давно были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских великих князей, где-то здесь же находились пыточные камеры времен Ивана Грозного, подвалы Опричного двора, проходили подземные ходы в Замоскворечье, к Храму Христа Спасителя и в Кремль.Также считается, что именно здесь находился вход в легендарную Подземную Москву. Это одно из мест, где, возможно, скрыта таинственная Либерия Ивана IV - более известная как "Библиотека Ивана Грозного"... Но найти ее, якобы, невозможно из-за заклятия, наложенного еще Софьей Палеолог - страшная кара настигала всех, кто приближался к разгадке библиотеки. Считается, что искали библиотеку Борис Годунов, Лжедмитрий I, Петр I, его сестра Софья, Анна Иоановна и многие другие охотники за кладами...

Известный легендарный археолог Стеллецкий, в 30-е годы обследовавший Ваганьковский холм, обнаружил множество пустот - погребов, ходов, подвалов. Он считал, что это остатки Опричного двора. В одном из подземелий были обнаружены таинственные ступени. Однако обследовать подземелья ему не удалось - древние ступени были на следующий день обрушены злоумышленниками и также был обрушен свод подземелья, которое предполагал обследовать Стеллецкий. Раскопки, "под угрозой обрушения", были прекращены. Вход в подземелья был тогда спешно забетонирован.
16.

В середине 1980-х директор Библиотеки Ленина очень хотел найти легендарную библиотеку Ивана Грозного. Собственно, сейчас описано около 60 точек в Москве и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник с драгоценными книгами. Решили произвести раскопки в усадебной церкви Николая Чудотворца. Археологи обнаружили основание церкви XVI века, но никаких следов хранения древней библиотеки найдено не было.
18.


Вид фасада Дома Пашкова со двора усадьбы

В 1980-х годах по заказу Московского центра археологических исследований были проведены детальные геофизические исследования, которые выявили в районе здания Пашкова дома странную геоаномалию и обнаружили уникальный археологический объект - "выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25-30 метров, по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы" (нынешние реставраторы называют, правда, уже иные размеры - диаметр 5 метров, а глубину в 12-15 метров). Это уникальное подземное сооружение, как упоминают исследователи, возможно, представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Занялись им еще в 1970-х годах. Казалось, что еще немного - и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но... работы но расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была тогда раскрыта...
19.


"Колодец" (на фото выше) расположен слева, за зданием с покатой зеленой крышей.

По последним, уже более достоверным сведениям, - во дворе Пашкова дома действительно существует белокаменный круглый "колодец" 15-метровой глубины, найденный археологами под слоем насыпного грунта. На дне колодца стоит вода. Уровень дна колодца неизвестен.
Это как раз он и есть.
20.

История русской архитектуры не знает аналогий этому сооружению. Датировка камня невозможна, а документы молчат. Возможно, это часть коммуникаций государева Ваганьковского двора XV или XVI века. Реставраторы восполнили утраты камня в стенах "колодца", так чтобы новая кладка отличалась от старой. В ствол " колодца "опущена винтовая лестница, а сверху устроен крытый зал в высоту прежней отметки грунта, с отдельным входом.
21.

Здесь предполагается устроить археологический музей. " Колодец " прячется на хозяйственном дворике, между внешней и внутренней оградами усадьбы, ближе к углу Знаменки и Староваганьковского переулка. Специалистами предполагается, что это не до конца изученное сооружение является гидротехническим подпором для фонтанов усадьбы - все не так загадочно)

Относительно недавно под Домом Пашкова был обнаружен так называемый "черный ящик", который сначала приняли за остаток древней стены метра полтора толщиной. Объединение "ФРОМ" обследовало "ящик" и специалисты пришли к выводу, что он делится на отсеки, предназначенные, видимо, для хранения ценностей. Правда, никаких кладов в этих тайниках не обнаружили.
22.


Ещё одна легенда о доме Пашкова носит "библиотечный" характер. Здесь якобы обитает призрак библиофила Николая Рубакина. Призрак добрый - если, оказавшись в библиотеке, попросить его о помощи в поиске какой-либо редкой книги, он может помочь её найти...)

Мастер и Маргарита

Давняя городская легенда гласит, что на вершине Пашкова Дома в Вальпургиеву ночь собирается всякая нечисть.

По всей видимости Михаил Булгаков и решил использовать это известное ему обстоятельство относительно Дома Пашкова, чтобы "раскрасить" финал своего романа. Кроме того, Мастер не случайно устроил сцену с Воландом и Азазелло на крыше Пашкова дома у его бельведера.
23.

В начале романа, на Патриарших, он представляется литераторам специалистом, приехавшим разобрать рукописи чернокнижника Герберта, хранящиеся в Государственной библиотеке. По легенде Герберт Аврилакский, будущий папа Сильвестр II выиграл папство в кости с самим дьяволом. Он был большим специалистом по черной магии и умирая попросил разрубить тело на части, чтобы оно не досталось дьяволу. А, возможно, дьявол сам разорвал его...
24.

"...На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.
25.

Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг... Оба находящихся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату...".

"...Сейчас придет гроза, последняя гроза, она довершит все, что нужно довершить, и мы тронемся в путь...
26.


Гроза, о которой говорил Воланд, уже скоплялась на горизонте. Черная туча поднялась на западе и до половины отрезала солнце. Потом она накрыла его целиком. На террасе посвежело. Еще через некоторое время стало темно. Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза. Воланд перестал быть видим во мгле..."...


Архитектура

Здание состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей, при этом имеет П-образную форму, благодаря чему был достигнут уникальный эффект: фасад здания, выходящий на Моховую, имеет более протяжённый и дворцовый вид, а дворовый фасад выглядит более компактно, уютно и по-усадебному. С обеих сторон здание украшено колонными портиками, а наверху выстроен цилиндрический бельведер. Балюстрада кровли украшена вазами. Фасад здания украшают скульптуры и горельефы голов античных львов.

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, ...
27.

Другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.
28.

29.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.
30.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

"...Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799)". При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.
32.

Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца.


В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяжённому цоколю, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.


Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.
34.

У каждой столицы есть уникальные узнаваемые достопримечательности, по которым мгновенно определяют, о каком городе идет речь. В главном городе России это Пашков дом. В Москве так называют увековеченное в мировой литературе Михаилом Афанасиевичем Булгаковым здание, с бельведера которого на закате солнца Воланд с Азазелло осматривали красавицу Москву и прощались с ней навсегда.

Кем был человек, давший имя архитектурному шедевру

«Не зря Булгаков Михаил своих героев разместил, ну нет, не в доме, а на крыше (Тогда в Москве он был всех выше...)». Одним из красивейших зданий назвал гениальный автор «Мастера и Маргариты» Пашков дом в Москве, построенный по заказу «первого русского водочного короля», Пашкова Петра Егоровича, амбициозного и вздорного (скандалил с соседями) человека.

Не каждый капитан-поручик (сейчас старший лейтенант), несший службу даже в элитной лейб-гвардии Семеновского полка, мог построить себе в утеху «свой личный кремль» прямо напротив Кремля Московского. Богатый откупщик хотел оставить по себе память, и ему это удалось - мало кто не знает Пашков дом в Москве. Многие, любуясь архитектурным шедевром, захотят узнать, кто был хозяином, кто автором и исполнителем проекта. Так и будет внук денщика Петра I славиться в веках как человек, внесший лепту в неповторимое очарование нашей столицы, раскинувшейся на семи холмах.

Один из городов, что на семи холмах

В мире есть больше десятка городов, расположенных на таком же количестве возвышенностей, в том числе Рим, Константинополь и Вашингтон. Названия московских холмов волнуют воображение - Воробьевы горы, Лефортовский холм, Заяузье. Ваганьковский холм, который венчает с 1784 года одна из самых ярких достопримечательностей Москвы, сейчас объединен с районом Пресни и называется «Три горы».

Самый центр столицы

Если посмотреть на карту Центрального административного округа, то можно увидеть, что несмотря на адрес (улица Воздвиженка, 3\5, строение 1), Пашков дом в Москве стоит на перекрестке Знаменки и Моховой. Главный выход ведет к Староваганьковскому переулку, а парадным фасадом здание развернуто к Моховой улице, а далее - к Бородинскому холму и Кремлю. «Пуп земли», да и только. Перед дворцом изначально был разбит не уступающий дому по красоте террасный парк с двумя каменными бассейнами, гротами, скульптурами, фонтанами, окруженный великолепной кованой оградой, фрагмент которой сохранился со стороны Знаменки до наших дней. Конечно же, на территории участка находилась принадлежащая Пашковым домовая церковь Святого Николая Угодника. Дворец на Ваганьковском холме был первым в Москве, да и в стране светским зданием, из окон которого были видны Ивановская и Соборная площади и Кремль. Рядом находится Каменный мост.

Гений архитектуры

Кто в те времена мог быть автором такого шедевра, как дом Пашкова в Василий Иванович Баженов (1738-1799), первый вице-президент Императорской Академии Художеств, человек, заслуги которого перед русским зодчеством переоценить невозможно. Достаточно назвать дворцовый ансамбль в Царицыно, который он строил 10 лет, и Пашков дом в Москве, чтобы понять масштаб этого гения классицизма.

Вершина творчества

Особенно хорош его московский шедевр. Замок-сказку, по словам специалистов, создал на Ваганьковском холме Баженов. Дом Пашкова в Москве восхищает всех знатоков архитектуры не только неповторимой красотой, но и «совершенным, идеальным соотношением всех частей в едином сооружении» Так писал тонкий знаток и ценитель зодчества И. Грабарь. И не один он считает, что академик архитектуры Василий Баженов создал красавец-дворец, устремленный ввысь, напоминающий монументальную скульптуру на пьедестале. Дом Пашкова в Москве, стиль которого - классицизм, стал в России символом этого направления. Расположенный к окружающим его улицам под углом, дом смотрится лучше на некотором расстоянии, например, с точки, находящейся в самом начале нечетной стороны Волхонки.

Лучшие ракурсы

Если смотреть на дом издали, можно проследить единое композиционное решение - столбы ограды продолжает лестница и колоны фасада, круговая терраса обвивает по верху изящный силуэт стен, над которыми высится колоннада бельведера. В кое-каких источниках сказано, что первоначальный цвет стен был оранжевым. Этот архитектурный шедевр довольно больших размеров производит впечатление воздушного, стремящегося ввысь замка.

Национальное достояние

Дом был настолько хорош, и представлял для Москвы такую ценность, что после пожара 1812 года, который не минул и Пашковский дворец, средства на его восстановление, несмотря на баснословное богатство хозяев, были выделены из государственной казны. Дворец был московским чудом - к его красоте добавлялись праздничные фейерверки и иллюминация, устраиваемые в честь частых приемов, даваемых хозяевами. Диковинные птицы, сидящие в дорогих клетках или гуляющие по парку, увеличивали сказочное впечатление, которое производил дом Пашкова в Москве. Фото в статье показывают дворец в различных ракурсах, и видно, как он хорош.

Из рук в руки

У последней хозяйки дома из рода Пашковых в 1839 году он был выкуплен государственной казной для университетских нужд. Но и в последующие времена красавец дом продолжал менять хозяев. Так, уже в 1843 году в нем уютно обосновался Университетский благородный пансион, который, в свою очередь, был преобразован в Московский дворянский институт, позднее в 1852 году - в городскую гимназию №4. В 1861 Пашков дом передается Румянцевскому музею.

Зарождение «Ленинки»

А в 1921 году, когда сюда поступило более 400 реквизированных личных библиотек, все другие отделы музея переводятся в иное здание. Оставшиеся книги становятся фондами знаменитой «Ленинки», которая, опять-таки, в свою очередь, стала Российской государственной библиотекой. Кто в Советской России не знал эту библиотеку? Слышали о ней даже те, кто понятия не имел о Пашковом доме. Слава этого книгохранилища была ничуть не меньше известности Пашкова дома в наши дни. Она была героиней многих художественных фильмов, о ней писали стихи - «…а с девятнадцатого века в дом въехала библиотека! Ну, та, что «Ленинкой» зовут, читателей всегда здесь ждут…».

Место, благоприятствующее рождению легенд

При смене стольких хозяев дом Пашкова в Москве, архитектура которого предусматривает очень много потайных и загадочных уголков, за годы существования оброс легендами. Не только дворец, но и весь Ваганьковский холм полон таинственных пустот, гротов, подземных пещер, и, самое главное, под Пашковым домом был обнаружен громадный, диаметром 8 метров, выложенный белым камнем, колодец. Куда он ведет, сказать невозможно, так как исследования не были доведены до конца из-за обвалившихся стен колодца и боязни обрушения фундамента здания. И совершенно естественно, что возникло предположение (его, высказал, например, археолог И. Я. Стеллецкий) о том, что именно здесь может храниться знаменитая Либерея - так называется Почему бы и нет, ведь существует около 60 предположительных мест хранения легендарной библиотеки, которая была приданым византийской принцессы Софьи Палеолог, ставшей женой Ивана III.

Не хуже, чем в английских замках

Нельзя не сказать еще об одной легенде дома Пашкова. Она симпатичная, но совсем уж невероятная - в овеянном мифами особняке живет призрак Рубакина Николая Александровича (1862-1946), автора рекомендательного указателя «Среди книг» и «Психология читателя и книги». Этот человек, книговед и библиограф, собрал две большие библиотеки (более 200 тысяч томов) и передал их в дар народу. Кому, как ни этому «книжному червю» (в лучшем смысле этого слова) не бродить по залам главного книжного хранилища страны! Поклонники этого человека и легенды утверждают, что если обратиться к нему с просьбой помочь в поисках нужной книги, он никогда не откажет.

После реставрации, окончившейся в 2009 года, в правом флигеле особняка находится хранилище древних рукописей, а в левом расположилась музыкальная библиотека.

Экскурсии к дому-легенде

Утверждают, что и вход в «подземную Москву», где хранилась государственная казна на случай пожаров, так часто опустошавших средневековую столицу, находился именно на Ваганьковском холме. Ну откуда еще Воланду было бросать прощальный взгляд на Москву? Уникален во всех отношениях дом Пашкова в Москве. Экскурсии по нему проливают свет на многие вопросы, интересующие туристов со всего мира, и дают им возможность полюбоваться самым красивым видом на Кремль. Экскурсии очень познавательны и проводятся ежедневно. Место сбора, как правило, находится напротив Кремля или у памятника Ф. Достоевскому, либо у выхода из метро «Библиотека им. Ленина». Экскурсии проводят профессионалы, направленностей несколько - от внутреннего устройства и убранства дворца до темы Воланда, то есть всего мистического, что связано с самым красивым и загадочным зданием Москвы - домом Пашкова.

Это одна из визитных карточек Москвы. Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Те, кто никогда не был в столице, наверняка не однажды видели его на фото.


(Фото отсюда)

Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.
Булгаков не случайно поместил Воланда на крышу Пашкова дома. В романе он представляется специалистом, приехавшим разобрать рукописи чернокнижника Герберта, хранящиеся в Государственной библиотеке. По легенде Герберт Аврилакский, будущий папа Сильвестр II выиграл папство в кости с самим дьяволом. Он был большим специалистом по чёрной магии и, умирая, попросил разрубить тело на части, чтобы оно не досталось дьяволу. А, возможно, дьявол сам разорвал его.

Когда-то тут, на Ваганьковском холме, было языческое капище. Позже, по мнению некоторых исследователей, здесь не только были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских Великих князей и где пытали и убивали противников царя, но и находился вход в легендарную подземную Москву.
Первый раз на эти галереи наткнулись ещё при сооружении одной из станций метро первой ветки метрополитена — «Библиотека им. В.И. Ленина», но, к сожалению, раскопать его археологам не дали. Известный археолог Стеллецкий, в 30-е годы обследовавший Ваганьковский холм, обнаружил множество пустот - погребов, ходов, подвалов. В одном из подземелий были обнаружены таинственные ступени. Однако обследовать подземелья не удалось - ступени обвалились и раскопки, под угрозой обвала, были прекращены. Вход был спешно зацементирован.

Говорят, что под домом Пашкова проходили подземные ходы в Замоскворечье, к Храму Христа Спасителя и в Кремль. Ход спускается в колодец, затопленный водой. Считалось, что знающий человек, нажимал на специальный камень, и вода освобождала дорогу. Именно на этот подземный ход наткнулись метростроевцы. Многие из них жаловались, что их руки были запачканы зловонной красной грязью, а по ночам мучали кошмары. Возможно, поэтому тайный ход остался необследованным. Высказывались версии, что здесь были застенки Ивана IV, что это вход в подземную Москву, что здесь была устроена водонапорная башня, питавшая фонтаны Пашкова дома. А возможно, именно здесь скрыта таинственная либерия Ивана IV. Но узнать это невозможно из-за страшного заклятья, наложенного еще Софьей Палеолог. Страшная кара настигала всех, кто приближался к разгадке библиотеки. Считается, что искали библиотеку и Борис Годунов и Лжедмитрий I и сестра Петра Софья, и Анна Иоановна и многие современные охотники за кладами...

Позже под зданием Пашкова дома приборы выявили странную аномалию и обнаружили уникальный археологический объект - выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25-30 метров, по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы. Это уникальное подземное сооружение скорее всего представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Занялись им только в 1970-х годах. Казалось, что ещё немного — и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но... работы по расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была раскрыта.

Когда храм Христа Спасителя был взорван и на его месте заложили котлован для фундамента Дворца Советов, то обнаружились вскрытые земляными работами древние подземные ходы. Они вели от храма до Кремля, в них нашли несколько прикованных к стенам истлевших скелетов.
Ещё один подземный ход, ведущий от храма Христа Спасителя на противоположную сторону Москвы-реки, нашли трое ребят. И не только нашли, но и прошли этим ходом под рекой. К сожалению, оба хода были поспешно зацементированы.
В середине 1980-х директор Библиотеки Ленина очень хотел найти легендарную библиотеку Ивана Грозного. Собственно, сейчас описано около 60 точек в Москве и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник с драгоценными книгами. Решили произвести раскопки в усадебной церкви Николая Чудотворца. Археологи обнаружили основание церкви XVI века, но никаких следов хранения древней библиотеки найдено не было.

В далёкую древность, с 1446 года в районе против Кремля за нынешним домом Пашкова и зданием библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов или «Старое Ваганьково», сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка. Согласно самой распространённой версии там жили дворцовые скоморохи и шуты, которые смешили и потешали московского государя и его приближенных бояр - ваганили.
Другая версия объясняет смысл и происхождение этого слова от «ваганного» денежного налога, в старину взимаемого за взвешивание товара. Он входил в перечень прочих пошлин, от которых правительство иногда освобождало торговцев, предоставляя им различные льготы. И само место, где собирался этот налог, также называлось «ваганцем». Такая ваганная пошлина могла взиматься с купцов близ кремлёвского Боровицкого холма, в районе Старого Ваганькова, где проходила дорога из Новгорода на Оку.

Любопытно, что задний фасад Дома Пашкова смотрит на Кремль, а парадный вход на Староваганьковский переулок позади. Имя Пашкова ни о чём не говорит большинству. Единственное, что обессмертило его имя, так это домом. По заказу отставного офицера Петра Егоровича Пашкова в 80-х годах 18 века был выстроен этот сказочный особняк. Большинство историков считает, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий В.И. Баженов. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Против этой версии говорит тот факт, что Баженов к тому времени был в опале, и строить по его проектам было запрещено. Но есть и другие соображения, косвенно указывающие на то, что всё же это был его проект.

В доме Пашкова есть ещё одна интересная особенность: внутри дом кажется просторнее, чем снаружи. Эту особенность использовал Булгаков описывая бал у Сатаны. Но интересно то, что не сохранилось описаний внутреннего убранства дома. Это так же породило немало слухов.
Как так случилось, что какой-то отставной офицер построил столь роскошный дворец почти у стен Кремля? А дело в том, что его отец был денщиком у Петра I, обладал большими связями. Как пишет Википедия, «капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка, богатый московский откупщик («первый русский водочный король»), представитель дворянского рода Пашковых.
Биографические сведения о строителе Пашкова дома скудны. Родился в семье Е. И. Пашкова, разбогатевшего в петровское время на преследовании князей Гагарина и Кольцова-Мосальского. С малых лет был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых сколотил колоссальное состояние, однако сам же его довольно быстро и прожил».
В Москве Пашкова не любили, считали сутягой, человеком, лишённым всякого благородства, как теперь принято говорить - нерукопожатным.

В 1812 году дом полностью внутри выгорел. В 1813-ом его восстановлением занимался Бовэ.

Подвал использовался для хозяйственных нужд. В советское время до недавних пор здесь была курилка.

Широко бытует легенда, согласно которой в 1818 году во время посещения Москвы прусским королём Фридрихом Вильгельмом III с сыновьями он попросил показать лучшую панораму Москвы. Тогда короля и повели на бельведер пашковского дома. Выйдя на балкон и увидев сожжённый город, лежавший на пепелище, король опустился на колени, велев сделать то же самое сыновьям, и воскликнул: «Вот она, наша спасительница!». Этим жестом он благодарил Москву за спасение Европы от Наполеона. Там же он поклялся никогда не воевать с Россией. В память об императорском поклоне в чугунную ограду дома была вмурована корона. Сам же балкон получил именование «балкон трёх императоров». Трёх, потому что оба королевских сына со временем тоже взошли на престол: король Фридрих Вильгельм IV и император Вильгельм I. Этот сюжет стал основой картины, написанной художником Матвеевым много позже - в 1896 году. Но, опять же, эта легенда не имеет достоверного подтверждения.

В 30-х годах 19 века дом был выкуплен казной под дворянский институт. Затем некоторое время здесь находилась гимназия.
Новая эпоха в истории Пашкова дома началась в 1861 году с основанием «Московского публичного и Румянцевского музеев». Румянцевский музей был переведён сюда из Петербурга, а собрания Московского университета стали основой Московского публичного музея. В июле 1862 года в состав музея вошла Румянцевская публичная библиотека. Коллекция Румянцева насчитывала около 28 тысяч книг, 710 рукописей, более тысячи карт. 14 января 1863 года в Пашковом доме открылся первый читальный зал на двадцать мест. Книжный фонд и собрания музеев с тех пор постоянно росли, увеличивались и площади, занятые библиотекой. Расширялся читальный зал - сначала до трёхсот, а потом до пятисот мест.
С 1924 года здесь была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Ныне это Российская Государственная библиотека - одна из крупнейших в мире, хранящая коллекцию книжных сокровищ со всего света.

Во время Великой Отечественной девочки из команды МПВО, которые несли дежурство на крыше дома Пашкова, по неполным данным, погасили более 200 зажигательных бомб. На крыше нового здания основного книгохранилища стояла зенитная установка. Сберегли фонд и строители, что успели к началу войны построить 18-ярусное книгохранилище из железа и бетона на 20 млн. единиц хранения, и сотрудники Ленинки, которые перенесли на руках (не успели внедрить запланированную механизацию) весь фонд и все каталоги из пожароопасного Пашкова дома в новое хранилище.
Наиболее ценные фонды в 41-ом были вывезены. Эвакуировано было из Ленинки около 700 тыс. единиц (редкие и особо ценные издания, рукописи). В дальнюю дорогу - сначала под Нижний Новгород, потом в Пермь (тогда г. Молотов) отобранные, упакованные книги и рукописи сопровождала группа сотрудников ГБЛ. Все ценности были сохранены, в 1944 г. реэвакуированы и встали на полки хранилищ Библиотеки. (Отсюда)

В 1988г. из-за аварийного состояния здания все отделы библиотеки из него выехали. 12 лет здание дома Пашкова пустовало, пока в 2000г. не началась его реконструкция, которая длилась семь лет. Рассказывают, что в 90-ых были желающие из лихих ребятишек приобрести этот дом и сделать из него торговый центр. Давление было сильным, но дом всё же отстояли.

В самом центре столицы напротив возвышается один из прекраснейших особняков Москвы ‒ дом Петра Пашкова, построенный в 1786 г. Это один из наиболее значимых памятников русской архитектуры XVIII в., шедевр эпохи классицизма. Здание стоит на Ваганьковском холме на пересечении улиц Моховой и Знаменки, и не перекрывается более поздней застройкой, благодаря чему его можно рассмотреть полностью с самого выгодного ракурса.

История Дома Пашкова

Карта Москвы XVII-XVIII вв. сильно отличалась от современной. Тогда за Ваганьковским холмом находились посады и лесные угодья, где устраивалась охота и другие царские развлечения. По свидетельствам современников, Петр Пашков (1726-1790), «первый русский водочный король», был тщеславным и амбициозным. Он был «новым человеком», который сделал себя сам. Возможно, поэтому он захотел построить дворец, не уступающий по красоте и величию императорскому.

Вопрос об архитекторе-авторе этого шедевра до сих пор является спорным. Авторство приписывают либо М. Казакову, либо Н. Л еграну, но чаще всего - В. Баженову. Это был великолепный специалист; вслед за французскими архитекторами-неоклассиками Леду и Суффло он усвоил любовь к внушительным масштабам, сложной композиции и наполненности декором, который зачастую содержал масонскую символику. Баженов стал автором многих грандиозных проектов, в том числе загородного ансамбля в . Но именно Дом Пашкова признается его лучшим творением. В оформлении дворца нет ничего лишнего ‒ только ясные классические формы ионического и коринфского ордеров и скромные каменные украшения. Простота и элегантность. Какой-то особенный аристократизм. Особняк стал первым светским зданием, из окон которого Московский Кремль можно было увидеть сверху.

Дом Пашкова имеет долгую историю перестроек. После здание было частично реконструировано архитектором О. Бове. Парадная лестница со стороны улицы Моховой, как и современная ограда, были построены в 30-е гг. XX в. по проекту архитектора М. Долганова. До этого фасад со стороны Моховой улицы был сплошным, и попасть с улицы в дом было невозможно.

Из первоначальных интерьеров до наших дней дошел лишь парадный зал. В XIX в. дом перешел от обедневших наследников в казну и был приспособлен для общественных нужд. Сначала здесь располагался Московский дворянский институт, потом гимназия, в 1861 г. тут открыли Румянцевский музей и Публичную библиотеку, а в наши дни - отдел Российской Государственной библиотеки.

Архитектура Дома Пашкова

Величественное здание построено по классическому принципу трехчастной системы: центральный дом и два боковых флигеля, соединенные одноэтажными галереями-переходами, которые изначально были открытыми наподобие итальянских портиков. При всей классической правильности в особняке присутствуют совершенно уникальные черты.

Во-первых, он является городской усадьбой. Здание дошло до нас практически в первозданном виде, однако раньше перед главным фасадом был разбит превосходный сад, где располагались пруды, фонтаны, водились разнообразные виды редких птиц и растений. Немецкий писатель Иоганн Рихтер назвал этот дом «волшебным замком».

Во-вторых, в городских особняках всегда присутствуют два фасада – парадно-гостевой главный и второстепенный задний. В решении дома Пашкова мы наблюдаем уникальную ситуацию – фасады меняются местами: выходящему на Кремль заднему садовому фасаду, который по своему назначению отводился для частной жизни хозяев, декоративно передается функция главного. Именно он становится наиболее репрезентативной частью всего ансамбля. Главный вход в особняк находится с противоположной стороны, со Староваганьковского переулка, и является лишь отражением садового. Он уже не поднимается грациозно над городом, а гостеприимно приглашает в тихий уют загородной жизни.

В декоративном решении дома можно найти любимые Баженовым отсылки к античности. Главный дом со всех сторон опоясывается ордером, который в центральных точках представлен портиками на колоннах, а на стенах ‒ плоскими пилястрами. То же самое можно сказать и про боковые флигели. Центральный корпус венчается бельведером, который после перестройки Бове дошел до нас в форме, исключающей возможность кругового обхода. Пер воначально же он был деревянным, для облегчения конструкции, и представлял собой классическую античную ротонду, между колоннами которой можно было свободно гулять. В летнее время на плоские крыши галерей, соединяющих корпуса, выставлялись кадки с растениями, образуя своеобразные «висячие сады». Бельведер был увенчан куполом сложной формы и статуей Марса (или по другой версии – Минервы), а завершал композицию шпиль.

С момента постройки дом Пашкова воспринимался как самое красивое здание столицы. Именно на его крышу поместил своих героев в финальной части романа «Мастер и Маргарита». Это творение свидетельствует о тонком вкусе зодчего, сумевшего сочетать нарядную и легкую декорацию с лаконичной общей композицией.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 5 , средняя оценка: 4,40 (из 5)

Стандартные.

Дополнительная информация

Особняк принадлежит Российской государственной библиотеке (РГБ). Доступ внутрь осуществляется либо по читательскому билету, либо в составе экскурсионной группы. Запись на экскурсии осуществляется в экскурсионном отделе библиотеки.

Вам может понравиться

Галерея

Избранные отзывы

Оценки посетителей:

Октябрь 2016
Белоснежное парящее здание на Ваганьковском холме всегда вызывало интерес и любопытство. Помимо истории самой усадьбы, есть возможность познакомиться с работой некоторых отделов российской государственной библиотеки, которые там находятся. Впечатляет отдел рукописей, отдел картографии с древними и современными картами, нигде такого не видела.

Май 2016
Я попала в группу к отличному экскурсоводу, которая рассказала про историю и легенды дома, а также немного рассказала об отделах библиотеки, которые располагаются в доме Пашкова: музыкальный, летописный, картографический. Наравне с общей экскурсией удалось посетить и отделы библиотеки и даже увидеть некоторые старинные рукописи. Кстати, в хранилищах этого дома до сих пор есть магические книги и чернокнижные рукописи, но нам их не показали.

Март 2016
Великолепная усадьба, с воротами, украшенными мордами львов и гирляндами. С колонн свисают шишки хмеля, каменные, они качаются на сильном ветру. Внутри отреставрированные интерьеры, можно посмотреть, например, бальный зал с паркетом и хрустальными люстрами. В Доме Пашкова располагается летописный отдел Ленинской библиотеки. 2-х часовые экскурсии водят сотрудники. То, что они рассказывают о хозяевах дома и их жизни, кажется прекрасной сказкой.