Где находится картина девочка с персиками. Пять тайн «Девочки с персиками»: что стало с героиней знаменитой картины Серова

«Девочку с персиками» Серов писал все три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Писал с трудом: во-первых, еле уговорил позировать дочь Саввы, 12-летнюю Верочку Мамонтову, во-вторых, у той плохо получалось часами сидеть за столом в жару, не шевелясь. Но портрет удался. Можно сказать, он стал визитной карточкой художника.

На картине мы видим угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. Художник писал портрет Веры в столовой, за окном которой виднелся Абрамцевский парк с аллеей, названной Гоголевской в честь писателя, который когда-то любил здесь гулять. В соседней комнате - Красной гостиной - часто собирались писатели и художники.

Усадьба в Абрамцево была настоящим домом творчества: здесь гостили Тургенев, Антокольский, Суриков, Коровин. Веру Мамонтову писали многие художники, гостившие в Абрамцево: Репин, Васнецов, Врубель также создали ее портреты. Врубель наделил ее чертами «Снегурочку», «Египтянку», Тамару на иллюстрациях к «Демону». В. Васнецов так объяснял желание художников писать ее: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию». Но самой известной стала картина Серова «Девочка с персиками».

В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый-светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева. Как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно - на улицу, где вовсю сияет летний день.


Картина написана в усадьбе С.Мамонтова Абрамцево в 1887 году. Это не просто картина - это целый роман о людях, которым принадлежит дом, сад, все эти вещи; это история девочки, рассказ о ее характере, о ее переживаниях - чистых, ясных и юных. Может быть, сам того не сознавая, художник рассказал в этом полотне все, что он знал о Мамонтовых, показал все, что любил в них - в их семье и в их доме.

Как сложилась судьба девочки дальше? Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы. Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

Венчание состоялось 26 января 1903 года в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба - это был приход Самариных (они жили неподалеку на Поварской улице). Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня - прямо рядом с выходом из станции метро «Арбатская». Радовались за них все - родители Самарина долгие годы не давали согласие на его брак с Верой и только после смерти отца Александра Дмитриевича они, наконец, смогли пожениться. Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. В апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юра.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года - второй сын, Сергей. А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и… Похоронили ее в Абрамцево, около церкви Спаса Нерукотворного.

Ей было всего 32 года. Все заботы о детях Веры взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. После смерти Веры эта картина всегда висела над письменным столом Александра Дмитриевича Самарина.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился. В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы. В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас храм восстановлен.

Летом 1918 под угрозой ареста Александр Самарин был вынужден покинуть Москву (чекисты пришли за ним с ордером на арест в его отсутствие) и некоторое время он жил в Оптиной пустыни. 25 сентября 1918 был арестован в Брянске, у него изъяли письмо Патриарха Тихона с поручением вести в Киеве переговоры о проблеме автокефалии церкви на Украине. Находился в заключении в орловской тюрьме-изоляторе. В ноябре был доставлен в Москву, первоначально содержался в тюрьме ВЧК на Лубянке, затем переведён в Бутырскую тюрьму. На Пасху 1919 участвовал в богослужении в тюрьме в качестве руководителя импровизированного хора. 19 апреля 1919 был освобождён.

Продолжил работу в качестве председателя Совета объединённых приходов Москвы, по делу которого был арестован 15 августа 1919. Был одним из основных обвиняемых (вместе с профессором Николаем Кузнецовым) на открытом процессе по этому делу, который проходил в Октябрьском зале бывшего Дворянского Собрания. Приговорён к расстрелу с заменой этой меры «заключением в тюрьме впредь до окончательной победы мирового пролетариата над мировым империализмом» Находился в заключении в Таганской тюрьме.

А.Д.Самарин с дочерью Лизой, 1905 год. (Фотография из семейного архива).

Весной 1922 был освобождён. Жил в Абрамцеве, где активно участвовал в работе музея. Осенью 1925 был вновь арестован, содержался в одиночной камере внутренней тюрьмы на Лубянке и в Бутырской тюрьме. 21 мая 1926 приговорён Особым совещанием при коллегии ОГПУ к трём годам ссылки в Якутию «за участие в черносотенно-монархической группировке „Даниловский синод“». С сентября 1926 находился в ссылке в Якутске вместе с архиепископом Гурием (Степановым), занимался переводом с немецкого книги О. Бётлинга по научной грамматике якутского языка и преподаванием немецкого языка. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза…

В Якутске продолжал участвовать в богослужениях. В сентябре 1928 был переведён в Олёкминск, где преподавал немецкий язык врачам местной больницы. В июне 1929 сослан в Кострому, где был чтецом, певцом и регентом в храме Всех Святых. По своим церковно-политическим взглядам был близок к «непоминающим» — оппозиции курсу митрополита Сергия (Страгородского). Весной 1931 был в последний раз арестован, содержался в костромской тюрьме, но был освобождён с увеличением срока ссылки.

Сам Александр Дмитриевич умер в Костроме, куда был сослан как "социально-опасный элемент". Был похоронен на Александро-Невском кладбище Костромы. Реабилитирован в 1989 году следственным отделом КГБ СССР.

Но мало кому известно, что случилось с героиней, когда она выросла, и какая трагическая судьба ждала её семью. Фактрум публикует историю той самой Девочки.

Источник фотографий: Kulturologia.ru

1. Свою самую знаменитую работу Валентин Серов создал в молодом возрасте - ему на тот момент было всего 22 года. Весной 1887 года он вернулся из Италии и остановился погостить в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево. Художник работал вдохновенно и словно на одном дыхании, но при этом позировать девочке пришлось достаточно долго.

Серов позже писал о том периоде:

«Все, чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти».

2. Усадьба в Абрамцево была настоящим домом творчества: здесь гостили Тургенев, Антокольский, Суриков, Коровин. Веру Мамонтову писали многие художники, гостившие в Абрамцево: Репин, Васнецов, Врубель также создали ее портреты. Врубель наделил ее чертами «Снегурочку», «Египтянку», Тамару на иллюстрациях к «Демону». Васнецов так объяснял желание художников писать ее: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию». Но самой известной стала картина Серова «Девочка с персиками».


3. Художник писал портрет Веры в столовой, за окном которой виднелся Абрамцевский парк с аллеей, названной Гоголевской в честь писателя, который когда-то любил здесь гулять. В соседней комнате - Красной гостиной - часто собирались писатели и художники.

4. Картину Серов подарил Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и портрет долгое время висел в той комнате, в которой и был написан. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а в Абрамцево осталась копия. После «Девочки с персиками» о Серове заговорили, и вскоре он стал одним из самых модных портретистов. Но как же сложилась дальнейшая судьба самой Веры Мамонтовой?


5. Вера вышла замуж за Александра Самарина, предводителя московского дворянства, министра по делам церкви. Венчание состоялось в церкви Бориса и Глеба, разрушенной позже большевиками. Сейчас на ее месте, рядом с выходом из станции метро «Арбатская», стоит часовня.


6. Брак был очень счастливым, Вера родила троих детей, но в 32 года ее жизнь неожиданно оборвалась. За несколько дней она сгорела от сильного воспаления легких.


7. После ее смерти Александр Самарин так никогда и не женился, а в память о жене построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево, возле их усадьбы. В советское время храм был разорен и использовался как склад. Сейчас он восстановлен. Муж Веры Мамонтовой был сослан в лагерь в 1920-х годах, с ним отправилась их дочь Лиза. А погиб он в 1932 году в ГУЛАГе.

Валентин Серов. Девочка с персиками (Портрет Веры Мамонтовой). 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

«Девочка с персиками» – не просто визитная карточка Валентина Серова (1865-1911 гг).

Это уникальная работа, которая позволяет понять художника на очень глубинном уровне. В ней так много «зашито» Серовского, что рассказывать об этом можно бесконечно.

Юный Серов

«Девочка с персиками» показывает, насколько Серов был самобытен. Достаточно знать обстоятельства, при которых она была написана.

Представьте, она была создана ещё совсем молодым художником, у которого впереди ещё сотни других работ.

Ему было всего 22 года. Это говорит об одном. Серов был настолько талантлив, что умудрялся создавать шедевры, ещё не обладая серьезным мастерством.

Хотя у Серова было одно важное преимущество перед другими.

Он родился в творческой семье. Его мать была композитором. Именно с ее подачи Серов уже в 9 лет (!) начал обучение не у какого-то посредственного живописца. А у самого .

Поэтому уже в 15 лет он писал довольно сильные работы. Как, например, портрет Ляли Симонович.


Валентин Серов. Портрет Ляли Симонович. 1880 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Но меня поражает ещё один факт. «Девочка с персиками» была создана сразу после поездки Серова в Италию. Где он изучал шедевры старых мастеров.

И несмотря на все свои впечатления, он создаёт свою «Девочку с персиками», мало похожую на работы или .

Может, оно и к лучшему. Вряд ли бы публика оценила «Девочку с персиками» тогда, когда были популярны

В последнее время всё большую популярность приобретают мемы, основанные на изображениях классической живописи. Знание интернет-фольклора продемонстрировал даже президент России во время посещения в Третьяковской галерее выставки полотен художника Валентина Серова . АиФ.ru вспоминает историю создания подлинных произведений, которые сегодня всё чаще мелькают в непривычном виде.

Валентин Серов «Девочка с персиками»

Один из самых знаменитых женских портретов в русской живописи появился благодаря счастливому стечению обстоятельств. Валентин Серов гостил в усадьбе Саввы Мамонтова , когда разгорячённая уличной игрой вбежала в дом его дочь, двенадцатилетняя Вера Мамонтова , и взяла в руки персик. Молодой художник предложил девочке позировать, и спустя почти два месяца появилась «Девочка с персиками», воплотившая задумку автора. Через девять лет Серов написал ещё один портрет Веры Мамонтовой, назвав его «Девушка с кленовой веткой». Черты Веры ещё не раз появлялись в его работах, но судьба самой «девочки с персиками» была крайне трагична: в возрасте 32 лет она заболела пневмонией и умерла.

Самая знаменитая его картина "Девочка с персиками" художника Валентина Серова. копируется художниками по всему миру pic.twitter.com/nqiRTVVuxN

Эдвард Мунк «Крик»

Самая известная картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик» была выполнена в четырёх вариантах, созданных в промежутке между 1893 и 1910 годами. Все полотна этой серии окутаны мистическими историями, а замысел художника до сих пор не разгадан до конца. Существует версия, что один из главных символов экспрессионизма — на самом деле плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. Изначальное название картины звучало как «Крик природы», а сам художник писал о своей работе: «Я шёл по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне тёмной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

«Крик», Эдвард Мунк, 1893 год

Виктор Васнецов «Богатыри»

Сегодня картина Васнецова «Богатыри» считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства, но не всем известно, что до картины русского художника в сознании людей образы троих богатырей никогда не были объединены — в фольклоре герои былин пересекались редко. Васнецов решил воплотить на холсте главные черты русского характера — Илья Муромец олицетворяет преданность традициям, Добрыня Никитич — готовность с мечом встать на защиту родины, Алёша Попович — любовь к красоте. Художник долго не мог завершить работу над картиной: он начал писать её ещё в начале 1870-х годов, а закончил лишь 23 апреля 1898 года. Возможно, что не завершил бы и тогда, если бы не Павел Третьяков , который остановил Васнецова, заявив, что уже готов приобрести полотно.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Леонардо да Винчи (полное название полотна «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо») — одно из самых известных произведений живописи в мире. Согласно биографам французского художника, мадонна Лиза была женой флорентийского торговца шёлком по имени Франческо дель Джокондо. На портрет девушки с загадочной улыбкой художник потратил целых 4 года жизни, но так и оставил его неоконченным. Известно, что от работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся (как это было со многими другими заказами), а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. И даже покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой полотно во Францию в числе нескольких избранных картин.

Мона Лиза. Леонардо да Винчи

Грант Вуд «Американская готика»

Картина американского художника Гранта Вуда «Американская готика» — один из самых узнаваемых (и пародируемых) образов в американском искусстве XX века. Знаменитая зарисовка была плодом воображения художника: в 1930 году в городе Элдон штата Айова Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики и захотел запечатлеть рядом с ним людей, которые, по его мнению, могли бы там жить. Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском институте искусств. Интересно, что судьи приняли её за юмористическую валентинку, а жители штата Айова страшно обиделись на художника за то, что тот изобразил их в столь неприятном свете.

Грант Вуд «Американская готика»

Илья Репин «Бурлаки на Волге»

Замысел картины «Бурлаки на Волге» появился у Репина, когда он ещё студентом увидел изнурённых работой и тянущих за собой тяжёлую барку бурлаков на Усть-Ижоре. Художник на всё лето поселился в одном из сёл на берегу Волги, где познакомился с одиннадцатью бурлаками. Репин не только присутствовал при их работе, он подолгу общался с каждым, стараясь узнать историю жизни. Созданные за время пребывания на Волге эскизы увидел великий князь Владимир Александрович , он сразу выделил эту работу среди других и заказал полотно для себя. Позднее князь повесил картину в собственной бильярдной комнате и каждому гостю с большим удовольствием рассказывал обо всех тонкостях полотна, в том числе о судьбе героев.

Бурлаки на волге, Илья Репин.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»

«Постоянство памяти» — одна из самых известных картин Сальвадора Дали , она является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства. Как это ни парадоксально, но идея написания полотна о времени пришла к знаменитому испанскому художнику, когда он размышлял о плавленом сыре. Чаще всего Дали оставлял в дневниках записи о своих работах, но о смысле и значении «Постоянства памяти» не было найдено ни слова. Вероятно, поэтому существует несколько теорий, что именно хотел сказать автор этой картиной. Тем не менее его жена Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»

Широко известна картина В. А. Серова "Девочка с персиками", но не всем известна история и судьба девочки на картине.

Вера для Абрамцевского кружка была воплощением чистоты и красоты, еще с детства. Когда скульптор М.М. Антокольский впервые увидел Веру в 1880-е годы он назвал её "абрамцевской богиней", а потом неизменно спрашивал в письмах: "Как поживает абрамцевская богиня?"

Вера нежно любила свою семью и, где бы она ни была, всегда мечтала: "Ах, как будет хорошо, когда мы вернёмся и вместе будем жить в Абрамцеве, будем гулять, кататься верхом, вообще будем наслаждаться тем, что мы вместе". Ее образ отразился во многих картинах художников абрамцевского кружка. Она улавливается в Васнецовской "Аленушке".


Вера 1880 г.

В костюме Иосифа, 1880 г.

Спустя несколько лет, 1884 году, Виктор Васнецов вновь пишет Веру в русском национальном костюме, называя свою новую картину "Боярышня".

Но самым известным остается картина В.А. Серова "Девочка с персиками" 1887 года. Серов с детства был был дружен со всеми детьми Мамонтовых, особенно - с их дочерьми Верой и Шурой,вместе они проводили много времени в Абрамцево и портрет написан в столовой этой усадьбы. В момент создания картины Вере было двенадцать лет. По рассказам М.В. Нестерова, замысел портрета родился так: "Верушка оставалась после обеда за столом, все ушли, и собеседником её был до крайности молчаливый Серов. Он после долгого созерцания попросил у неё дать ему десять сеансов, но их оказалось мало, и он проработал целый месяц", закончив картину уже осенью, что отражают желтые кленовые листья.

Позже Валентин Александрович вспоминал: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров».

Всеволод Мамонтов вспоминал: "Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру позировать ему. Двенадцатилетнюю, жизнерадостную бойкую девочку в летний погожий день так и тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для неё. Да Антон и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он её неоплатный должник". (В семье Мамонтовых В. А. Серова прозвали Антоном. Это его второе имя родилось от уменьшительно-ласкательного обращения Валентоша - затем Тоша - и, наконец, Антон).

Уже первые зрители восприняли его произведение не просто как портрет девочки, а как полноценную картину. Увидев полотно Серова в 1889 году на 8-й периодической выставке Московского общества любителей художеств, где оно экспонировалось просто как «Портрет В.М.» (мама Веры настояла на том, чтобы имя не раскрывалось), Игорь Грабарь, воскликнул: «Девочка с персиками!».


В Абрамцево 1890-е гг.

Образ Веры улавливается в Врубелевских - "Снегурочке", "Египятянке", в иллюстрациях к Лермонтовскому Демону(Тамара).

Вера и Иван Мамонтовы. 1892 год.

Вера Мамонтова после болезни в юности.


Выполнено Саввой Морозовым. 1900 г.

Наконец, уже взрослая Вера Саввишна стала главной героиней своего портрета в 1896 году. Тогда после довольно долгого отсутствия в Абрамцево приехал В.М. Васнецов. Вере шёл 21- год, она была в полном расцвете молодости и красоты. Редко писавший портреты В.М. Васнецов решился создать портрет Веры. Вера Саввишна изображена на картине в белом платье, с веткой клена в руке. Друзья и близкие вспоминали, как Васнецов шутливо повторял, что портрет будет висеть в Абрамцеве, а принадлежать будет ему, и что подарит он его Вериному жениху, если она выйдет замуж за русского.


вот этот портрет.

Васнецов выполнил своё обещание. В 1903 году Вера Мамонтова вышла замуж по взаимной и сильной любви за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода и предводителя дворянства города Москвы (о нем тоже отдельно напишу, т.к. личность замечательная). Символично, что в день венчания на невесте было то же белое платье, в котором она позировала В.М. Васнецову. В.М. Васнецов по этому поводу написал матери Веры Елизавете Григорьевне: «... Исполнилось заветное сердечное желание Верушки, достойной истинного полного счастья. Встретить человека по сердцу, отвечающего душевному идеалу, в жизни так трудно и не всякому дано. Радуюся за них обоих». Портрет жены всегда висел над письменным столом А.Д. Самарина.



Интересно, что платье это сохранилось и хранится теперь в Абрамцево. Его сберегла дочь Самариных - Елизавета.

Вера Саввишна в поездке на пароходе по Волге. Июнь 1902 года