Философская проблема руси жить хорошо. Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов). Жанр, род, направление

Навыки эффективного общения приносят намного больше пользы, чем повышение зарплаты.
Это высказывание одного из самых успешных людей планеты – Аристотеля Онасиса не нуждается в комментариях и дополнительных объяснениях.

В одной из своих предыдущих статей, посвященной , я останавливался на некоторых важных аспектах умения стать интересным собеседником. Тема сегодняшней статьи — эффективное общение с людьми.

Как научиться эффективному общению и для чего это нужно?

Общение является очень важной частью любых межличностных отношений, будь то работа, друзья или семья.

Что такое «эффективное общение»? Это взаимодействие с другим человеком, которое приносит пользу вашему собеседнику и вам, тем самым, создавая эмоциональную связь, основанную на взаимной симпатии.

Для чего нужно умение эффективно общаться? Для достижения собственных целей. Мы все живем во взаимозависимом обществе, и никто из нас никогда не сможет добиться успеха, игнорируя других людей. Любой человек силен не только своими знаниями, но и своими взаимосвязями.

Вы когда-нибудь задавались вопросом – почему вам трудно общаться с людьми, а у кого-то другого это получается само по себе? С этим другим, люди с удовольствием идут на сближение, а с вами – нет. Ведь вы не глупее и не хуже. В чем же тогда дело?

Я уже писал об этом, но повторю. Дар эффективного общения одни люди получают от Бога, другие специально учатся этому, либо методом «проб и ошибок», либо при помощи соответствующих тренингов.

Но не всегда нужны тренинги. Большинство вполне способно самостоятельно научиться, если задать правильное направление, что я сейчас и собираюсь сделать.

Секреты и принципы эффективного общения

Подождите, пока ваш собеседник закончит мысль , прежде чем начнете говорить сами. Обратите внимание — «закончит мысль!!!», а не «закончит фразу» или «сделает паузу». В этом весь секрет.

Парафразируйте наиболее важные высказывания собеседника с вопросительной интонацией. …М-да, видимо нужно объяснить, что это такое.

Парафраз — пересказ своими словами. Допустим, собеседник в ходе рассказа высказал, с его точки зрения, важную мысль. Это всегда безошибочно можно отследить по интонации, акцентированию внимания и прочим признакам.

Вы парафразируете эту мысль и адресуете ее собеседнику, в виде уточняющего вопроса (с «заинтересованной» интонацией), например – «То есть, вы хотите сказать, что…/ Если я правильно вас поняла (понял)…/ Позвольте мне уточнить, чтобы убедиться, что я правильно уловила (уловил) суть. Вы имеете в виду, что …. (здесь произносится парафраз)… ».

Данный тип связи не только покажет ваше уважение к собеседнику, но и позволит ему знать, что вы понимаете, о чем он говорит, и внимательно его слушаете.

Используйте выражения «Я полагаю»/ «Мне кажется» , перед тем как делать категоричные или спорные заявления. Это покажет, что вы говорите «от себя» и речь идет о вашем личном восприятии, которое вы сможете изменить под воздействием аргументов.

Такой прием позволяет значительно снизить уровень «обороны» собеседника, и избежать негативного восприятия с его стороны.

Не упрекайте . Даже если собеседник понимает, что вы правы в конкретном вопросе, он будет чувствовать себя обиженными, если вы выскажетесь в духе: «Ага! Вот видите!».

Избегайте ссылаться на других людей для подтверждения своей правоты. Ваша задача – высказывать собственную точку зрения, поэтому любые некорректные приемы ведения диалога должны быть исключены. Например: «Да? А моя подруга — Таня тоже туда ездила в позапрошлом году и ничего подобного, о чем вы тут мне рассказываете там не видела, так что не надо…». Помните, что цель любого вашего высказывания – донести вашу личную точку зрения и не больше. Речь идет об общении, а не о «победе» над собеседником или доказательстве собственной правоты.

Задавайте уточняющие вопросы . Это позволит вашему собеседнику знать, что вы действительно заинтересованы в том, что он думает или, что он чувствует.

Избегайте таких слов, как «всегда» и «никогда» . Лучше вообще их не произносите.

Не угрожайте даже в шутку.

Никогда не кричите и не повышайте голос.

Поддерживайте зрительный контакт . Эта форма невербального поведения демонстрирует ваше равенство с собеседником. Кроме того, вызывает уважение. Будьте аккуратны и следите за тем, чтобы не смотреть вниз, особенно с наклоном головы.

Признавайте за собеседником право на собственное мнение и уважайте его чувства. Большинство людей во время обсуждения намного больше озабочены вашим уважительным отношением к ним, чем самим обсуждением.

Внимательно слушайте, что вам говоря т. Будьте готовы с радостью признать, что другой человек высказывает интересную точку зрения или верные суждения. И все время напоминайте себе, что выслушать и прийти к общему мнению гораздо важнее, чем доказать собственную правоту.

2012-06-07


Мы каждый день общаемся с множеством людей. Многим из нас знакома ситуация, когда во время обсуждения какого-либо вопроса возникает ощущение, что собеседник не проявляет должного интереса к беседе. Это вызывает закономерное недовольство и раздражение. Возникшие негативные эмоции мешают воспринимать информацию. Люди перестают понимать друг друга. Знакомая ситуация, не правда ли?

Поэтому умение вовлечь в разговор собеседника и заинтересовать его помогает чувствовать себя свободно везде: на работе, дома, в кругу друзей. Эффективное общение помогает реализовать себя как личность. В итоге, можно добиться карьерного роста, создать семью, в которой будет царить гармония, в дружеском кругу быть всегда желанным гостем.

Как научиться общаться

К сожалению, этому не учат в школе. Кому то повезло, и нужные знания были получены в детстве от родителей, а кто-то посещает тренинги, где под руководством опытных специалистов отрабатываются личностные навыки эффективного общения . У кого нет такой возможности, самостоятельно развивают свои способности. Существуют определенные правила, соблюдение которых поможет овладеть нелегкой наукой общения:

Необходимость установить контакт с собеседником. Ведь не только вы хотите быть услышанным, но и он. Каждый имеет право выразить свою точку зрения. В этом случае рекомендуется вести разговор в таком же темпе, как его ведет тот человек, с которым вы разговариваете. Желательно даже принять аналогичную позу, как он.

Огромную роль играет невербальное общение, а именно жесты и мимика, посредством которых можно показать свою ответную реакцию. Они по значимости не менее важны, чем слова. Один взгляд или жест может многое сказать о человеке.

Информацию нужно сообщать по существу и соблюдая последовательность. Часто бывает так, что много времени уходит на поверхностные суждения, вместо ясного конкретного изложения сути. Чем меньше будет длинных сложных фраз и общих слов, тем больше шансов достигнуть взаимного понимания. А для этого самому необходимо определиться, какая цель должна быть достигнута в итоге разговора.

Во время разговора не стоит перебивать говорящего критикой или какими-либо рекомендациями. Для начала нужно, как минимум, убедиться, что вас точно поняли. Например, задайте вопрос типа: “ Ты ведь понимаешь, о чем я сказал?“ Если собеседник все-таки не понимает вас, постарайтесь донести свою мысль другими словами, может быть есть смысл по-новому сформулировать свою позицию.

В процессе общения нельзя пассивно воспринимать информацию собеседника, ведь он подсознательно реагирует на то, какое же мнение производит на вас. Следует показать говорящему словами, жестами или мимикой, что вы внимательно слушаете его и понимаете о чем идет речь. Если что-то непонятно, нужно уточнить этот момент в разговоре.

В процессе общения следует обращать внимание не только на текст, но и на контекст и подтекст. Ведь эффективное общение предполагает совокупность таких понятий, как: текст, то есть, слова, которые мы используем; контекст – точка зрения говорящего; подтекст – мотивации и эмоции, которые присутствуют в излагаемом тексте. Общение – это не только слова, но и проницательность, осведомленность, понимание.

Очень важно определить интересы того человека, с которым вы беседуете, чтобы найти общую перспективу или объединяющие мотивации. Это необходимо для достижения согласия и взаимопонимания.

Овладение навыками общения предоставит возможность уверенно разговаривать с другим человеком, несмотря ни на какие препятствия и не чувствуя при этом дискомфорта, а также уверенно начинать разговор и прекращать его в нужный момент. Самое главное – вы всегда сможете добиваться поставленных целей.

Бщение присутствует в жизни каждого человека: люди постоянно обмениваются различной информацией, которая имеет разные цели и темы. Но существует ли эффективное общение между людьми?

Можно добиться эффективного общения, лишь в случае, когда оба собеседника прислушиваются к словам друг друга, между ними формируется особая связь, благодаря которой люди ощущают удовлетворенность от разговора.

Коммуникация - наше всё!

Каждый день человек произносит тысячи слов вслух, для других людей. Он коммуницирует с другими представителями общества по разным причинам: просьба, требование, предложение, желание и многое другое.

Решение любого вопроса требует общения с другим человеком, обсуждения этой темы и прихода к какому-то единому мнению. Но иногда мы говорим с человеком, и ощущаем, что истинный смысл наших слов не доходит до него, наше мнение никак не воспринимается, и разговор оказывается бессмысленным.

Общение: ключевые правила

Эффективность общения невозможна без соблюдения некоторых правил, которые нигде не прописаны, но от их выполнения зависит итог общения:
  • Не перебивайте собеседника, выслушайте его мысль до конца.
    Попытайтесь наглядно показать, что думаете вы.
    Не начинайте со слов: «Ты не прав!», «Это не верно» и т.д.: ваши доводы и аргументы должны убедить собеседника, настроить его на конструктивный диалог.
    Выражайтесь четко, ясно, неэмоционально, открыто.
    Ведите себя дружелюбно.
Эти правила могут иметь длинное продолжение: список расширяется в зависимости от ситуации.

Общение со сверстниками имеет одну структуру, диалог младшего поколения со старшим – другую. Кроме того, на общение влияют национальность, пол, религиозная принадлежность и многое другое. Учитывая это, можно увидеть, какие на самом деле бывают эффекты общения.

Эффекты от общения: и вам, и собеседнику

Соблюдая правила, учитывая все особенности мировосприятия своего собеседника и суть вашего диалога, можно увидеть эффекты от общения. Во-первых, тема раскрывается широко, приводятся аргументы, которые не требуют доказательств, оба собеседника, в конечном итоге, разделяют мнение друг друга.

Одни из самых трудных диалогов происходят между родителями и детьми. Эти люди относятся к разным поколениям и считают свое мнение истинно верным. Чтобы добиться эффективного общения, и той, и другой стороне следует пройти целый путь для понимания своего родителя/ребенка. Иногда здесь необходима работа профессионального психолога, который разбирается в конфликте.

Общение, эффективное для обеих сторон, зависит от того, насколько они понимают друг друга. Для этого специалисты рекомендуют на один день «поменяться местами» и взять на себя обязанности другого. Часто это позволяет прийти, если не к полному согласию, то к какому-то компромиссу.

Эффективность общения важна везде

Общение – это признак цивилизованного человека .

Если бы люди не стремились к пониманию других, или восприятию их позиций, то сейчас вся земля погрязала бы в войнах. Однако если не сравнивать так глобально, то от того, насколько плодотворным будет общение, зависит текущая жизнь людей.

Многие любящие пары, состоящие в браке, подают на развод только потому, что не могут прийти к одному мнению, каждый тянет одеяло на себя и ставит свои цели выше мотивов другого. В этом случае важно не только соблюдать правила общения, но еще и вести себя подобающе. Иногда, чтобы добиться эффективного общения, важно уступить.

Психологи об эффективном общении

Эффективное общение, как это ни парадоксально, до сих пор является предметом обсуждения специалистов-психологов всего мира. Люди стараются найти одно общее средство для решения конфликтных ситуаций. Но многие специалисты советуют лишь слушать другого человека – именно это является основой для общения с положительным итогом.

Вся информация обладает субъективностью, и нет такой темы, которая имеет лишь одну сторону. Любое мнение может быть верным или ошибочным, в контексте данной темы. Чтобы наладить общение с человеком, иногда достаточно прислушаться к нему, войти в его положение. Если каждый собеседник будет практиковать такое, то достичь позитивного эффекта будет гораздо проще. При этом данная позиция не допускает отказа от собственного мнения.

Общение между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком, отцами и детьми имеет свои особенности. Но из каждой ситуации есть выход – достаточно лишь настроить себя на продуктивность общения, соблюдать несколько простых правил и думать о хорошем и результативном итоге. Помните, каждый человек – уникален, и общение с ним становится неповторимым и несравнимым .

Необходимо отметить, что процесс общения часто становится неэффективным, это касается общественного и межличностного общения. Общение не должно ограничиваться только передачей информации.

Элементы общения: 1. отправитель (тот, кто передает информацию); 2. сообщение (посылаемая информация); 3. канал - форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод, то есть мимика, жесты, поза, письменная речь); 4. получатель (тот, кому посылается сообщение); 5. подтверждение (способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено).

Каналы общения:
Устная речь - получатель ее слышит.
Неречевое сообщение - это мимика, жесты, позы, какие-то действия, которые получатель видит.
Письменное сообщение - слова и символы, которые получатель прочитывает.

В некоторых случаях используют несколько каналов общения. Например, устная речь, а затем письменное сообщение или устная речь, мимика, жесты и поза одновременно. Вопросы, которые задают отправитель и получатель информации, могут сделать устный канал общения как эффективным, так и неэффективным.

В процедуре общения выделяют определенные этапы.
1. Потребность в общении (необходимость сообщить или спросить информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в общение.

2. Ориентировка в целях общения (в своих целях и целях собеседника), во внешней ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника. Иногда ориентировка сводится к минимуму - люди общаются почти автоматически, готовыми фразами, не выбирая наилучших в данных условиях способов общения. Если человек попадает в новую ситуацию с малознакомым собеседником, ему приходится ориентироваться в обстановке не только до общения, но и во время его, следя за реакциями собеседника, приходится «подстраиваться», на ходу нащупывать наиболее эффективные способы общения.

4. Планирование содержания общения. Человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно он скажет.

5. Сознательно или бессознательно человек выбирает конкретные средства общения, речевые фразы, которыми будет пользоваться (решает, как говорить, как вести себя и т.п.).

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника. Контроль эффективности общения на основе установления обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Данные умения называют, например, «социальным интеллектом», «дальновидностью в межличностных отношениях», «практически-психологическим умом», коммуникабельностью.

Эффективное общение зависит от многих факторов, в частности, можно привести несколько правил, небходимых для умения располагать к себе людей и избегать лишних конфликтов.

1. Необходимо проявлять искренний интерес к другим людям. Человек, не проявляющий интерес к своим близким, окружению, друзьям, сослуживцам, часто переживает большие трудности в жизни и причиняет неприятности другим людям.

2. Стоит попытаться понять достоинства другого человека и искренне признать и похвалить его достоинства. Необходимо дать другому человеку почувствовать его значимость.

3. Вместо того, чтобы осуждать других людей, надо постараться понять, почему они поступают так, а не иначе. Это гораздо более эффективнее, чем критиковать. Критика в 99% случаях из ста бесполезна, так как ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает искать для себя оправдание.

4. Необходимо стараться быть доброжелательным и приветливым, улыбаться.

5. Стоит обращаться к человеку по имени, отчеству. Для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком человеческой речи.

6. Необходимо учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника, вести разговор в круге его интересов.

7. Надо научиться быть хорошим слушателем и поощрять других людей рассказывать о себе.

8. Необходимо проявлять уважение к мнениям друто-го, избегать говорить человеку, что он не прав. Для того, чтобы не наносить удар по чувству собственного достоинства и не побуждать его вступить в борьбу. Надо избегать фраз типа: «Я тебе докажу, что ты неправ». Стоит использовать мудрость Сократа: вступая в разговор, надо искать сходство во мнениях, не начинать его с тех вопросов, по которым имеется расхождение с собеседником. Надо постараться, чтобы собеседник с самого начала начал говорить «да». Выигрывая одно согласие за другим, легче добиться и полного взаимопонимания.

9. Стоит дать возможность собеседнику выговориться, ибо большинство людей, пытаясь убедить в чем-то другого человека, слишком много говорят сами. Пусть собеседник говорит сам, отвечает на вопросы, думает сам, и сам осознает противоречия или свою неправоту. Нельзя прерывать собеседника, даже при несогласии с ним. Пусть собеседник чувствует, что найденное решение или идея принадлежат ему.

10. Надо попытаться увидеть многие вещи с точки зрения другого человека, поставить себя на его место.

11. Указывать человеку на его ошибки необходимо, не нанося ему обиды. Стоит начать с признания достоинств, не давать общих отрицательных обобщений типа: «Ты всегда такой», «Вы безответственный». Нельзя критиковать при посторонних свидетелях (сослуживцы, родственники, друзья, собственные дети), это унижает человека.

Общение можно сделать более эффективным, задавая так называемые «правильные вопросы». Вопросы могут быть:
- закрытые (общие), на которые ответ может быть односложным - «да» или «нет»;
- открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ.

Например.
Закрытые вопросы начинаются со слов: «Вы можете?», «Вы хотите?», «Вам нужно?», «У Вас есть?», «Вы думаете, что?».
Открытые вопросы начинаются со слов: «Скажите мне?», «Покажите мне?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?», «Как?» и т.д.

Неправильно заданный вопрос может сделать общение неэффективным. Например, в процессе обучения можно задать вопрос: «Вы меня поняли?», и получить ответ - «Да». Однако, в действительности человек не хочет признаться в том, что он не все понял. В то же время, если спросить: «Я хотел бы убедиться в том, что Вы меня правильно поняли», можно получить подтверждение полученного сообщения и сделать общение более эффективным.

Часто при наличии всех пяти элементов общения люди плохо понимают друг друга. Причины такого рода непонимания различны: сообщение передано или невнятно, или очень быстро, или очень тихо; неправильно выбран канал передачи сообщения.

4 Условие и способы эффективного общения

Основными параметрами эффективности общения являются умения и навыки человека в использовании двух техник общения: техники понимающего общения и техники директивного общения.

Техника понимающего общения – это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понимание партнера и его проблем, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей, на выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т. п.

Существенными условиями для создания такого климата доверия являются следующие установки субъекта общения на взаимодействие с партнером:

Установка на понимающее реагирование означает наше осознанное стремление реагировать на высказывания и эмоциональные состояния партнера без оценок, стремясь понять их его собственными глазами.

Правила понимающего реагирования. Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический контакт, целесообразно придерживаться в общении ряда правил:

    больше слушайте, меньше говорите сами, «следуйте» за высказываниями и эмоциями партнера;

    воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов, не «подталкивайте» партнера к обсуждению тех вопросов, о которых ему «следует» говорить с вашей точки зрения;

    стремитесь реагировать на личностно значимую информацию, сильнее всего связанную с потребностями и интересами партнера;

    стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

Перечислим приемыпонимающего реагирования:

    простые фразы, подтверждающие наличие контакта (выражение внимания и интереса);

    перефразирование высказываний и открыто выражаемых чувств партнера (выражение внимания и проверка правильности понимания);

    выяснение мыслей и чувств собеседника, не выражаемых открыто (реагирование на то, что, по вашему мнению, находится всезнании партнера);

    зондирование не полностью осознаваемых эмоциональных состояний собеседника («вытягивание» в поле сознания партнера причин эмоциональных состояний);

    молчание как прием реагирования (осознанное использование молчания в ходе беседы);

    невербальные реакции (осознанное использование в общении «языка тела»);

    интерпретация (вариант зондирования не полностью осознаваемых переживаний партнера);

    резюмирование (вариант расширенного перефразирования логически завершенного фрагмента разговора);

    подбадривания и заверения (способ подтверждения того, что вы хотите понять и принять без оценивания мысли и чувства собеседника);

    вопросы, проясняющие позицию собеседника (неоценочные вопросы, которые являются вашей реакцией на сказанное и выраженное собеседником в разговоре).

Установка принятия личности партнера – это наша готовность к стремлению проявлять к нему, безусловно, положительное уважение, независимо от его достоинств и недостатков.

Установка на согласованность своего поведения в содержательном плане означает в определенном смысле правдивость и открытость своего поведения в общении с партнером. Согласованность поведения достигается тогда, когда то, что мы открыто, выражаем собеседнику словами и жестами, согласуется с нашими внутренними чувствами и переживаниями в момент беседы, и когда мы осознаем свои внутренние эмоциональные состояния.

Техника директивного общения – это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей.

Техника директивного общения как раз и ориентирована на то, чтобы преодолевать защитно-агрессивные навыки и привычки и достигать свои цели во взаимодействии с людьми с большей эффективностью и с меньшими психологическими и иными издержками.

В основе директивного подхода лежат следующие установки и правила:

    на открытое, прямое и ясное выражение своих позиций, намерений и целей;

    на открытое, активное поведение и действия по достижению своих целей;

    на прямой и открытый отказ выполнять действия, которые не будут служить вашим интересам;

    на эффективную и решительную защиту себя от агрессивного поведения партнера;

    на достижение своих целей с учетом интересов и целей партнера.

Приемыдирективного реагирования:

    директивные вопросы (ориентация партнера на проблему, которую вы считаете целесообразным обсуждать в соответствии с вашими целями);

    открытое выяснение противоречий в позиции партнера (ориентация партнера на осознание противоречий в рассуждениях и аргументах);

    выражение сомнения по поводу высказываний собеседника;

    выражение согласия или несогласия (одобрения, неодобрения);

    убеждение;

    принуждение (скрытая или прямая угроза партнеру, если он откажется действовать в соответствии с вашими намерениями).

В определенном смысле техника понимания – это техника оказания косвенного (не прямого) психологического воздействия или техника «активного слушания». Директивная техника – это техника оказания психологического воздействия на партнера .

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Главное в успехе контактов заключается в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность.

Реакции приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетельствуют о том, нравимся мы друг другу или нет.

На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой он приобретает особый, более высокий, коммуникативный потенциал. Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внешнему облику и уделяют ему много внимания . Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности. Какое общение считается психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальным общение является в том случае, если реализуются цели участников общения в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.

При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение – это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.

Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное не достижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером .

Принципы эффективного общения:

1. Эмпатия.

Это умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они. Воспринимать мир с их позиций. Это умение «влезть в шкуру» другого человека, ощутить сопереживание его проблемам, вместо давления своего видения и своего эго.

2. Доброжелательность.

Это способность не только чувствовать доброжелательность к людям, но и показывать всем своим существом это свое доброжелательное отношение к ним. Сюда входят и уважение к человеку и симпатия, и умение принять его даже тогда, когда не одобряешь его поступки. Для этого надо научиться отделять человека и его поступки. Это готовность поддерживать других людей.

3. Аутентичность.

Это умение быть естественным в отношениях. Не скрываться за масками или ролями в жизни, которые мы исполняем. Мы и роли – не одно и то же. У каждого человека их множество: мама, дочка, жена, профессионал, руководитель, ученик и т. д. Это способность быть собой в любых контактах с окружающими.

4. Конкретность.

Это умение отказаться во время общения от общих рассуждений и замечаний, часто многозначительных и непонятных. Это умение конкретно говорить о своих переживаниях, мнениях, чувствованиях, действиях.

5. Инициативность.

Это склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми. Это умение идти вперед в отношениях, а не только реагировать на то, что делают другие. Это способность устанавливать здоровые контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других. Это готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

6. Непосредственность.

Это умение говорить и действовать напрямую. Это открытая демонстрация своего отношения к проблемам и людям.

7. Открытость и искренность.

Это готовность открыть другим свой внутренний мир, то есть впустить человека внутрь себя. Это возможно сделать только тогда, когда мы нацелены на установление крепких отношений, и понимание того, что открытость способствует этому.

8. Умение принимать чувства других людей.

Это очень важное качество, отсутствие которого часто разрушает отношения на корню. Это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей. Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д.

9. Самопознание.

Это исследовательское отношение к своей жизни и поведению. Стремление воспользоваться для этого помощью окружающих и готовность принять эту помощь через общение в том числе.

10. Ответственность.

Это умение общаться с другими людьми с полной ответственностью за происходящее. Здесь главный постулат: мы воспринимаем отношение человек к нам – позитивное или негативное, но мы сами режиссеры своей жизни и самооценки .

Закомплексованность в общении это такое психическое состояние, которое искажает или полностью блокирует поведение и действия человека тогда, когда он оказывается в центре внимания в непривычной обстановке. Закомплексованность в общении – это то, что не дает вам вести себя естественно и непринужденно, ощущать внутреннюю свободу и быть раскованным в общении, мешает нормально жить и развиваться .

Если не избавиться от закомплексованности в общении, то это может сдерживать реализацию ваших лучших качеств, мешать развиваться профессионально и творчески, и вы со временем превратитесь в незаметного, серенького, издерганного человечка. И вместо радости полноценной жизни вашим уделом станет подавленность и угнетенность. Будете плохо говорить потому, что стесняетесь и закомплексованы. А оттого что плохо говорите, будете комплексовать еще больше. Не сможете отстаивать свое мнение, отсюда – постоянные обиды и внутренние конфликты. Духовная жизнь сильно обедняется. Станете замкнутыми, обидчивыми, ранимыми, будете избегать компаний. Вот что вас ждет, если вовремя не избавиться от закомплексованности в общении .

Эффективность общения зависит от многих социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Эти факторы являются предметом исследования в отечественной и зарубежной социальной психологии. Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участников общения, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов. Имеются экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что возрастные и профессиональные характеристики участников общения существенно влияют на процессы передачи и восприятия информации .

Следовательно, можем сделать вывод, что основными параметрами эффективного общения являются умения применять правила и приемы реагирования, направленных на понимание партнера, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей. Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический контакт необходимо уметь выслушать собеседника, выражать внимание и интерес к собеседнику. В общении должна присутствовать открытость и искренность. Препятствием эффективного общения является закомплексованность в общении. Оно искажает или полностью блокирует поведение и действия человека тогда, когда он оказывается в центре внимания в непривычной обстановке. Если не избавиться от закомплексованности в общении, то это может сдерживать реализацию ваших лучших качеств, мешать развиваться профессионально и творчески.

4.1 Особенности эффективного общения студентов

Студенческий период характеризуется особенной коммуникабельностью, креативностью, развитию умственных способностей, расширению кругозора, психологической устойчивостью к внешним и внутренним факторам. В этот период студенты часто общаются со своими сокурсниками, со студентами старших и младших курсов.

Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: сидят в одной аудитории на лекциях, некоторые живут в одном здании (общежитии), участвуют в общественных мероприятиях.

Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Такие особенности студенческой группы как личностно формирующей среды, вызывают интерес к студенческой группе со стороны различных наук.

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм принятых в обществе образцов поведения, осуществляющих взаимодействие и взаимоотношения людей. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Нарушение этих норм приводит к разногласиям и конфликтам .

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

На основе большого статистического материала и результатов собственных психологических экспериментов ученые исследовали поведение человека в социальной группе, сделали попытки выявления и научного обоснования различных форм и методов управления социальными группами на производстве. Ими были рассмотрены причины и способы повышения эффективности взаимодействия членов группы, этапы формирования группового взаимодействия, а также использованы различные методики изучения групповых процессов.

Значительный интерес во всем мире вызвали исследования О.Мёде и Ф.Олпорта. Они положили начало исследованиям по выявлению влияния, которое оказывают первичные группы на своих членов в процессе выполнения ими определенной деятельности. При этом интерес привлекали случаи как позитивного, так и негативного отношения индивида к группе. Выяснилось, что общий эффект деятельности групп находится в прямой зависимости оттого, «рядом» или «вместе» они действовали, выполняя определенные задания. Было даже обнаружено, что присутствие наблюдателей из числа авторитетных для группы лиц создавало атмосферу, которая приводила к повышению производительности .

Исследования межличностного взаимодействия и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте объединить в две группы по параметру эффективности – неэффективности.

Основными параметрами эффективности взаимодействия являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения: техники понимающего общения и техники директивного общения.

Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения, как неадекватные заместители понимающего и директивного общения.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия – неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения или прекращения установившегося контакта. И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживают доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий .

Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.