Фейхтвангер биография. Фейхтвангер лион. Трилогия об Иосифе Флавии

Лион Фейхтвангер считается основателем нового литературного направления в исторической романистике. В его произведениях, содержащих размышления о судьбе человечества на разных этапах его развития, прослеживаются явственные параллели с событиями, происходящими в современном мире. Не менее интересна биография писателя, в которой присутствуют и служба в армии, и «книжное аутодафе», и заключение в концлагерь, и многое другое.

Ранние годы

Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 года в немецком городе Мюнхене, в семье богатого фабриканта Зигмунда Фейхтвангера и Йоханны Боденхаймер, и был старшим из девяти детей. Его отец и мать были и мальчик с юных лет получил глубокие знания о религии и культуре своего народа. Окончив школу, Лион Фейхтвангер поступил в Мюнхенский университет, где обучался по специальностям "литература" и "философия". Затем он переехал в Берлин, чтобы пройти курс немецкой филологии и санскрита.

В 1907 году Лион Фейхтвангер получил степень кандидата наук, защитив диссертацию, посвященную произведению Генриха Гейне «Бахарахский раввин».

Начало карьеры

В 1908 году Фейхтвангер основал культурный журнал «Зеркало». Это издание имело короткую жизнь и после выпуска 15 номеров прекратило свое существование из-за финансовых проблем.

В 1912 году будущий известный писатель женился на дочери богатого еврейского коммерсанта Марте Леффлера. Причем в день свадьбы уже невозможно было скрыть от гостей, что невеста беременна. Спустя несколько месяцев Марта родила дочь, которая умерла вскоре после рождения.

В ноябре 1914 года Фейхтвангера призвали в армию в качестве резервиста. Однако вскоре оказалось, что у него не все в порядке со здоровьем, и писатель был комиссован. После войны, он познакомился с Брехтом, с которым у него завязалась дружба, продлившаяся до самой смерти Фейхтвангера.

Биография до 1933 года

Лион Фейхтвангер оказался одним из первых, кто заметил опасность, исходящую от национал-социализма. Еще в 1920-м году он уже в сатирической форме представил видения Агасфера, в которых описывал проявления антисемитизма. Кроме того, он дал точное описание «коричневого Мюнхена» в романе «Успех», в котором у главного героя Руперта Кутцнера явственно отслеживаются черты Адольфа Гитлера.

После того как некоторые произведения Фейхтвангера начали издаваться за пределами Германии, он стал довольно популярен во многих странах Европы. В результате его стали приглашать для прочтения лекций многие университеты.

В ноябре 1932 года он оказался в Лондоне. Там ему предстояло пробыть несколько месяцев, а затем отправиться в США, где он также собирался выступить с лекциями. Таким образом, на момент прихода к власти нацистов Лион Фейхтвангер находился вне пределов Германии. Вняв доводам друзей, писатель решил поселиться во французском городке Санари-сюр-Мер, где уже была небольшая колония немецких эмигрантов, бежавших из-за преследований по политическим или расовым мотивам. Так как англоязычные переводы книг Фейхтвангера издавались большими тиражами, он вел безбедную жизнь вместе с супругой Мартой, которая была его верной помощницей во всех делах.

Биография Фейхтвангера до начала Второй мировой войны

Тем временем в Германии имя Фейхтвангера оказалось в списке авторов, чьи книги подлежали сожжению, сам он был лишен гражданства, а его имущество конфисковали.

Враждебное отношение к национал-социализму стало причиной интереса писателя к СССР. Сталинская пропаганда не могла упустить такой шанс и пригласила Фейхтвангера посетить Москву, а также совершить поездку по стране с тем, чтобы увидеть своими глазами, каких успехов добилось первое в мире «Государство рабочих и крестьян». В рамках посещения СССР писатель даже взял интервью у Вождя народов.

Вернувшись во Фейхтвангер, книги которого в Советском Союзе сразу же стали издаваться многомиллионными тиражами, опубликовал свою беседу со Сталиным. Кроме того, он написал книгу «Москва. 1937», в которой поделился с европейскими читателями своим видением жизни в СССР. На ее страницах он постоянно делал сравнения между тем, что ему показали, и положением дел в Германии. При этом сравнения большей частью оказывались не в пользу последней.

Побег

В 1940 году немецкие войска вошли во Францию. Лион Фейхтвангер как бывший гражданин Германии был интернирован французами в лагерь, расположенный в местечке Ле Милль. По мере успехов армии Вермахта стало ясно, что большинству заключенных грозит смерть, если они окажутся на оккупированной территории. Тогда часть из них перевезли в лагерь недалеко от Нима. Там Лиону Фейхтвангеру и его супруге помогли сотрудники американского посольства. Они достали им фальшивые документы и, переодев писателя в женское платье, вывезли из страны. При этом Лиону и его супруге пришлось пережить множество приключений, так как сначала они долгое время скрывались в Марселе, а затем были вынуждены пробираться через Испанию и Португалию.

Жизнь в США

В 1943 году Лион Фейхтвангер, книги которого были крайне популярны в США, обосновался на вилле «Аврора» в Калифорнии. Там он много работал и создал свои самые интересные произведения. Кроме того, благодаря большим гонорарам, выплачиваемым книгоиздателями и студиями, экранизировавшими его романы, Фейхтвангер собрал роскошную библиотеку, состоящую из более чем 20 000 томов.

Если нацисты ненавидели писателя из расовых соображений, то в послевоенном США его заподозрили в симпатии к коммунистам. В этот период еще раз проявилась способность Фейхтвангера как предсказателя, так как еще задолго до начала «Охоты на ведьм» он написал пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой высказался против холодной войны и методов ее ведения.

Последние годы жизни

Несмотря на то, что писатель Лион Фейхтвангер не собирался возвращаться в Германию, благодаря своим антифашистским взглядам, он пользовался огромной популярностью в ГДР. В 1953 году ему даже присудили главную премию этой страны в области литературы.

В 1957 году у писателя был диагностирован рак желудка. К лечению Фейхтвангера привлекли лучших врачей того времени, которые сделали ему несколько хирургических операций. Попытки справиться с болезнью не увенчались успехом, и писатель скончался в 1958 году от внутреннего кровотечения.

Довоенное творчество

В ранние годы своей писательской карьеры Лион Фейхтвангер создал множество пьес, которые сам он оценивал как достаточно посредственные. Вслед за этим его заинтересовало написание публицистических статей и рецензий, что позволило как бы со стороны взглянуть на собственное творчество. В этот же период Фейхтвангер впервые задумался о возможности создания реалистичного исторического романа, на что его вдохновили произведения братьев Манн.

При этом, хотя сюжеты относились к разным эпохам, их объединял взгляд на современность сквозь призму истории. В то же время произведения Лиона Фейхтвангера, написанные после Первой мировой войны и Баварской революции, лишены эстетизма и приближены к реализму. В них часто отражается личная трагедия гуманистической личности в жестоком обществе. В частности, этой теме посвящен первый роман, который написал Лион Фейхтвангер — «Безобразная герцогиня».

Следующим произведением писателя стал роман «Еврей Зюсс», который посвящен событиям, происходящим в Германии 18 века. Он принес ему мировую славу, и в то же время его стали обвинять одновременно в антисемитизме и в еврейском национализме. И то и другое только подхлестнули интерес писателя к истории своего народа. В результате появилась трилогия об которая была издана во многих странах.

Верный своему стремлению отражать современность, отодвигая ее во времени, после вынужденной эмиграции во Францию, писатель создал роман «Лже-Нерон», в главном герое которого многие узнали фюрера.

Творчество в послевоенные годы

После переселения в США писатель продолжал много и активно работать. В частности, в 1947 году появился роман «Лисы в винограднике». Лион Фейхтвангер описал в нем события, происходящие «в закулисье» Войны за независимость. Это было его первое послевоенное произведение, в котором многие усмотрели параллели с организацией Ленд-лиза.

Спустя 4 года писателем было написано его самое знаменитое произведение — «Гойя, или Тяжкий путь познания». Лион Фейхтвангер описал в нем жизнь и творчество известного испанского художника. Роман имел огромный успех во всем мире и неоднократно экранизировался.

Даже в последний год жизни уже тяжело больной Фейхтвангер продолжал творить. С утра и до вечера он диктовал стенографистке «Испанскую балладу» о любви короля Испании Альфонсо Восьмого к простолюдинке Фермозе.

ФЕЙХТВА́НГЕР Лион (Lion Feuchtwanger ; 1884, Мюнхен, - 1958, Лос-Анджелес), немецкий писатель, автор широко известных исторических романов. Написал более 40 произведений, в том числе 18 пьес (из них в соавторстве с Б. Брехтом - «Жизнь Эдуарда II Английского», 1924; «Сны Симоны Машар», 1942–43).

Родился в ортодоксальной семье, получил начальное еврейское образование, изучал Тору и иврит , однако не исполнял религиозных обрядов.

В 1903 г. окончил гимназию гуманитарного профиля; в 1904–1907 гг. учился в университетах Мюнхена и Берлина, где изучал германскую филологию, философию и антропологию. В 1905–1906 гг. написал шесть маленьких драм, четыре из них на темы еврейской истории. В 1907 г. защитил докторскую диссертацию о неоконченном произведении Г. Гейне «Бахарахский раввин». Отказался от предложения работы в Берлинском университете, обусловленной переходом в христианство. Еврейская тема проходит через все романы, статьи и публичные выступления Фейхтвангера.

До Первой мировой войны политикой не интересовался. «Меня занимало то реалистическое изображение действительности [первая большая драма Фейхтвангера “Фетиш” из жизни театра], то преувеличенно романтизированное изображение прошлого [пьесы на сюжеты индийских сказок], в центре которых - абстрактные проблемы Власти, Любви, Зла» (эссе «Из моей жизни»). Пьесы успеха не имели. В 1908 г. основал журнал литературы, музыки и театра «Дер шпигель», который вскоре слился с журналом «Шаубюне». Фейхтвангер активно сотрудничал в нем как литературный и театральный критик. Работал также как режиссер. Поставил в мюнхенском Народном театре пьесу М. Горького «На дне». Фейхтвангер много путешествовал; начало Первой мировой войны застало его в Тунисе. Он возвратился в Германию, был мобилизован, но через полгода отпущен из-за плохого зрения. Решительный противник милитаризма, Фейхтвангер в 1915 г. опубликовал первое в немецкой печати антивоенное стихотворение «Песнь павших». В 1917 г. написал пьесу «Мир», в которой выразил свое резко критическое отношение к войне; пьеса была запрещена цензурой. В 1919 г. написал пьесу «Военнопленные» о любви пленного француза и дочери немецкого барона. Поставлена во Франции.

Переломным в творчестве Фейхтвангера раннего периода стал роман «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» (1920), в первоначальном сценическом варианте «Томас Вендт». Благородному поборнику справедливости, руководителю революции в Баварии Томасу Вендту (его прототип - Эрнст Толлер) не удается удержать людей «от озверения», и он отказывается от действий и добровольно отдает власть в руки бессовестных политиканов. Фейхтвангер ранее других увидел опасность антисемитизма и осудил его в блестящем памфлете «Разговоры с Вечным Жидом» (1920). Он высмеивает бездуховность, безнравственность, стяжательскую подоплеку патриотических заявлений активистов «германского движения», предвидит погромы , сожжение книг, уничтожение евреев. В 1917 г., полемизируя с антисемитским рассказом Вильгельма Гауффа, Фейхтвангер пишет пьесу (была поставлена) на основе биографии жившего в 18 в. финансиста при вюртембергском дворе - еврея И. З. Оппенхеймера , которую в 1921 г. перерабатывает в роман «Еврей Зюсс» (издан в 1925). Роман имел огромный успех, переведен на 21 язык. По словам Фейхтвангера, он задуман не как история еврея, а как путь человека от действия к созерцанию. В 1941 г. в Германии по роману был поставлен антисемитский фильм, грубо искажающий идею романа. Философское созерцание как альтернатива действию - ведущая тема и романа Фейхтвангера раннего периода «Безобразная герцогиня» (1923).

В 1925 г. Фейхтвангер переехал в Берлин. В своих теоретических работах - «Исторический процесс евреев» (1930), «Национализм и еврейство» (1933) - Фейхтвангер дает свое толкование сущности еврейства: евреев объединяет не раса, не общий язык, не общая территория, не общие формы жизни, как другие народы, а общая ментальность, общая духовная позиция. Гуманист Фейхтвангер атакует антисемитизм с позиции Разума. Разум противостоит насилию - эта идея проходит через все произведения Фейхтвангера. В предисловии к сборнику «Желтая заплата» (1936) Фейхтвангер пишет, что нацистские погромы объясняются не только экономическими, социальными и политическими мотивами, но и глубокой враждебностью нацизма Разуму. Самым зрелым и художественно совершенным романом Фейхтвангера часто считают «Успех» (1930). «Собственно герой моего романа - Бавария», время действия - начало двадцатых годов, сюжет - борьба за освобождение осужденного реакционной судебной властью искусствоведа Мартина Крюгера. Она показана на фоне противоборства политических сил, стремящихся к успеху - власти и деньгам. Роман переполнен фактами, почерпнутыми из живой истории тех лет. Фейхтвангер одним из первых раскрыл опасность нацизма в образе ловкого демагога, вождя «истинных германцев» Руперта Кутцнера. В романе действует также и противник нарождающегося нацизма, коммунист Прекль. «Успех» стал первой частью трилогии «Зал ожидания», куда вошли романы «Семья Оппенхейм» (1933; в более поздних изданиях «Семья Опперман»; о трагической судьбе далекой от политики респектабельной еврейской семьи, не покинувшей Берлин после января 1933 г.) и «Изгнание» (1940; о жизни в эмиграции и об антифашистском сопротивлении). Роман основан на подлинных фактах.

В 1932 г. вышла в свет первая часть трилогии об Иосифе Флавии «Иудейская война». Вторая часть - «Сыновья» - была написана в 1933 г., третья - «Настанет день» - в 1945 г. Действие трилогии происходит в Риме и Галилее в 1 в. Сюжетная основа - книга Иосифа Флавия «Иудейская война». Иосеф бен Маттитьях у, посланный из Иерусалима в Рим, чтобы ходатайствовать об освобождении арестованных там трех ученых евреев, ощущает себя гражданином мира, посредником между духовностью Востока и «светскостью» Рима. В конце трилогии Иосиф убеждается в том, что такое посредничество неосуществимо. «Космополит умом и националист сердцем», он возвращается в Галилею, борется против намерения римлян уничтожить евреев (исторический Иосиф Флавий остался в Риме) и погибает от рук римских солдат. «Иосиф искал мир, а нашел только свою страну». Судьбоносные для еврейского народа события изменили отношение Фейхтвангера к сионизму - от равнодушного, через признание сионизма духовного («не правительственное здание, а университет»), к признанию необходимости создания еврейского государства. Об этом говорит один из персонажей трилогии Акива; это же высказывает Фейхтвангер в своем выступлении на открытии павильона Палестины на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1940 г.

В момент прихода к власти нацистов Фейхтвангер находился в Америке. В марте 1933 г. его дом в Берлине был разгромлен, рукописи, в том числе вторая часть трилогии о Иосифе, уничтожены, счета в банке конфискованы. Фейхтвангера лишили германского гражданства, его книги были сожжены. В Германию Фейхтвангер не вернулся. После многих трудностей поселился на юге Франции, в местечке Санари-сюр-Мер, где жили немецкие писатели-эмигранты Т. Манн , Бруно Франк, Ф. Вольф (см. Вольф, семья), и активно участвовал в антифашистских периодических изданиях («Дас нойе тагебух» /антигитлеровское обозрение/, в еженедельной газете «Ди нойе вельтбюне», журнале «Нойе дойче блеттер» и др.) и в организациях немецких писателей. Фейхтвангер - член правления Союза защиты немецких писателей, один из составителей «Коричневой книги II» и авторов распространявшихся нелегально в нацистской Германии антигитлеровских памфлетов. В 1936 г. вместе с В. Бределем и Б. Брехтом основывает в Москве журнал «Дас ворт». 1 декабря 1936 г. Фейхтвангер приехал с визитом в Москву. В книге «Москва 1937» он изложил свои впечатления, которые свидетельствуют о его политической наивности (Фейхтвангер восхищается успехами в строительстве социализма, оправдывает жестокие меры Сталина, уверен в виновности обвиняемых на процессах 1937 г., считает, что трудности, которые переживают советские люди, не отнимают у них уверенности в счастливом будущем).

В 1939 г. французские власти заключили Фейхтвангера в концлагерь в Тулоне, но вскоре освободили. После оккупации Франции Фейхтвангер вновь был арестован в 1940 г., бежал сначала в Испанию, затем переехал в США.

Свое отношение к современным событиям Фейхтвангер выражал в жанре исторического романа, «одевая современные события в исторические одежды». В докладе «О смысле и бессмысленности исторического романа» (1935) Фейхтвангер пишет, что задача автора - с исторической дистанции, создавая иллюзию достоверности рассказа, передать свое время, свое понимание современной действительности. Так, ничтожная личность, горшечник Теренц («Лже-Нерон», 1936), выдающий себя за возвратившегося Нерона, - карикатурный портрет Гитлера . «Читатель понимает, что проблемы героев исторического романа, какими бы другими они ни выглядели, те же самые, что волнуют его самого и когда-нибудь будут волновать его внуков» (из послесловия к последнему роману «Ифтах и его дочь», 1957).

Послевоенные годы в творчестве Фейхтвангера были весьма плодотворными. Он отказывается от своей концепции пагубности действия. Роман «Симона» (1945) посвящен героине движения Сопротивления во Франции. Во имя победы революции в Америке француз Бомарше переправляет оружие американцам («Оружие для Америки, или Лисы в винограднике», 1947–48). Великий испанский художник Гойя («Гойя, или Тяжкий путь познания», 1951) одерживает трудную победу в борьбе за свою независимость от двора и приходит к единению с народом. «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (1952) - роман о воздействии революционных идей Руссо. Народ - носитель революционных изменений. Роман «Еврейка из Толедо, или Испанская баллада» (1955) - история любви короля Альфонсо к красавице еврейке Рахели, почерпнутая из хроник 13 в. В отличие от многочисленных литературных интерпретаций этого сюжета (в том числе пьесы Лопе де Вега и стихотворения Грильпарцера), Фейхтвангер вводит в свой роман Мудрецов, Думающих и носителей Разума, которые могут противопоставить вооруженной храбрости рыцарей «только тихое мужество Духа». В последнем романе Фейхтвангера «Ифтах и его дочь» на сюжет библейского рассказа из Судей Израилевых книги (Суд. 11–12) Фейхтвангер ставит вопрос: стоило ли за победу в войне платить жизнью самого дорогого человека?

События 20 в. в Германии - крах Веймарской республики, нацистское господство, разгул антисемитизма, Вторая мировая война, Катастрофа европейского еврейства - определили путь реалиста Фейхтвангера от позиции созерцания и утверждения бесплодности действия к признанию необходимости действия ради победы гуманизма. Произведения Фейхтвангера переведены более чем на тридцать языков.

Лион Фейхтвангер (Feuchtwanger, Lion) – выдающийся немецкий писатель и драматург.
В своих произведениях, главным образом исторических романах, обращался к острым социальным проблемам. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план – параллели с событиями современности.
Родился 7 июля 1884 в Мюнхене в зажиточной, религиозной еврейской семье. Получил гуманитарное образование в гимназии, затем в Мюнхенском и Берлинском университетах. Изучал германскую филологию, философию, санскрит. На исходе 1900-х гг.
Фкйхтвангер выступил как театральный критик, переводил и обрабатывал трагедии Эсхила, К. Марло, комедии Аристофана.
Начало литературной деятельности Фейхтвангера относится к 1901: книга "Одинокие", содержащая два рассказа, филологические исследования, театральные рецензии. В 1905-1907 гг. Фейхтвангер написал два тома "Маленьких драм" и роман "Глиняный бог" (1910). В 1908 Фейхтвангер основал литературный журнал "Шпигель", который служил "развитию революционных тенденций" в Германии. В 1914 Фейхтвангер был призван на фронт, но вскоре его демобилизовали по состоянию здоровья. Антивоенные взгляды писатель выразил в стихотворении "Песнь павших" (1915), в пьесе "Военнопленные"
(1915) и в пьесе "Мир" (1918). В годы войны много работал над пьесой "Уоррен Гастингс" (1916) и набросками романа "Еврей Зюсс" (1918). В ноябре 1918 писатель стал свидетелем революции в Баварии. Все пережитое и увиденное им нашло отражение в драматическом романе "Тысяча девятьсот восемнадцатый год" (1920). В 1922 Фейхтвангер в соавторстве с Б. Брехтом опубликовал пьесу "Эдуард II".
Антивоенные пьесы Фейхтвангера были запрещены. Славу писателю доставили исторические романы, написанные с учетом новейшие веяния в психологии, в т.ч. Еврей Зюсс (Jud Süß, 1920–1922), Успех (Erfolg, 1926), Безобразная герцогиня (Die häßlische Herzogin, 1923) и трилогия о войне иудеев с римлянами (Иудейская война – Der Jüdische Krieg, 1932; Сыновья – Die Söhne, 1935; Настанет день – Der Tag wird kommen, 1942) и др.
О России Фейхтвангер впервые узнал из книг русских писателей, причем неоднократно подчеркивал, что читая произведения Л. Толстого и А. Чехова, получил больше знаний о стране и ее людях, чем из многочисленных исторических трудов. В 1916 он написал статью о "Вишневом саде" Чехова и перевел эту пьесу на немецкий язык. Особое влияние, по признанию самого Фейхтвангер, на него оказал М. Горький. В 1917 на мюнхенской сцене Фейхтвангер в качестве режиссера с успехом поставил пьесу Горького "На дне". Стремление Фейхтвангера приехать в СССР во многом можно объяснить желанием увидеть Горького. Первый раз писатель приехал в СССР в 1929, затем в 1936. Он выступал на заводах, в редакциях, в Политехническом музее, перед артистами,
писателями, совместно с В. Бределем и И. Бехером являлся редактором издаваемых немецких журналов "Дас Ворт" и "Интернационале Литератур". Пребыванию в СССР Фейхтвангер посвятил очерк "Москва, 1937", в котором описывалась советская действительность, мнение о ней на Западе и собственно мысли автора. Книга вышла в 1937 в Амстердаме и тут же по личному указанию
Сталина была переведена и издана в СССР. В 1938 Фейхтвангер опубликовал обращение "К моим советским читателям". По роману "Семья Оппенгейм" в 1938 Г. Рошаль поставил одноименный кинофильм. Пьеса "Сны Симоны Машар" (1941-42), написанная Фейхтвангером в соавторстве с Б. Брехтом, была поставлена в 1942 в Московском театре им. Ермоловой (реж. А. Эфрос).
После прихода к власти фашистов (1933) Фейхтвангер, как и многие другие деятели культури и искусства, был лишен гражданства, его имущество было конфисковано, библиотека сожжена, а голову писателя оценили в 10 тысяч марок. Писатель бежал во Францию, где в Париже был создан Союз немецких писателей под председательством Л. Франка. Фейхтвангер был одним из
инициаторов Парижского конгресса, вошел в секретариат постоянного бюро Международной ассоциации писателей для защиты культуры.
С 1939 Фейхтвангер жил в городе Санари-сюр-мер (Франция), а в 1940 он
поселился в США, в предместье Лос-Анджелеса Пасифик-Полисадес.
В 1943 писатель принял участие в конгрессе писателей в Лос-Анджелесе, в том же году вышел в свет роман "Братья Лаутензак" (в рукописи "Чудотворец"), который продолжил серию антифашистских романов. Роман "Симона", посвященный Второй мировой войне, вышел в свет год спустя, в 1944, на английском языке, в 1945 он был издан в Амстердаме на немецком языке.
После войны писатель обращался исключительно к историческому жанру.
Основным объектом изображения в его новых романах стала Великая Французская революция (1789-1794). Основой первого романа "Лисы в винограднике, или Оружие для Америки" (1947) послужила идея неодолимости прогресса, которую несла с собой эпоха революции. Незаконченное эссе "Дом Дездемоны, или Величие и границы исторического повествования" посвящено природе
исторического жанра. В 1948 появилась пьеса Фейхтвангера, "Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне", в которой писатель выступил против "холодной войны";она вызвала международный резонанс.
К 125-летию со дня смерти испанского художника Франсиско Гойи Фейхтвангер написал роман "Гойя, или тяжкий путь познания" (1951). Особенностью построения произведения является то, что каждая глава заканчивается белыми стихами, в строках которых содержится идея данной главы и своеобразный вывод из нее. В 1953 в свет вышел роман "Мудрость чудака, или
смерть и преображение Жан-Жака Руссо".
Роман "Испанская баллада" (или "Еврейка из Толедо") (1955) посвящен событиям 12 века, времени крестовых походов, Реконкисте.
Умер Фейхтвангер в Лос-Анджелесе 21 декабря 1958.
Энциклопедия РОЛ, Энциклопедическая статья из "Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2001".


Давно уже не читала я книгу так - с чувством, с толком, с расстановкой. И хотя это было не специально, а просто так получилось, но именно так и нужно читать эту книгу, с погружением в эпоху, с возможностью осмыслить и подумать о каждом герое, провести параллели с творческим путем самого писателя и согласиться, или не согласиться с идеей нравственной ответственности художника перед современниками и потомками. Мы же со своей стороны должны задать себе вопрос - имеем ли мы право судить людей прошлого, стали ли мы лучше их, цивилизованнее их? Или и в каждом из нас сидит до поры варвар и злобный демон?
Мы попадаем в Испанию, на дворе конец 18 века, во Франции произошла революция, в науке одно за одним происходят значительные шаги вперед, во всех Европейских странах время сильно ускорилось, но в Испании словно навеки средневековье. Инквизиция проводит свои мрачные аутодафе, уничтожая людей за малейший проблеск ума и свободомыслия, в то время как гранды во главе с королевским двором не знают как еще извратиться в пороках, и думают лишь как упрочить свое положение. Народ тоже не особо страдает нравственностью (в нашем понимании, конечно), да и что можно ожидать, если церковь официально продает отпущение грехов и разбойник, отдавая часть награбленного, искренне верит, что он благороден и чист. Человек из народа тоже считает за честь обмануть и надуть, и живет простыми животными удовольствиями, иногда развлекаясь кровавыми корридой, публичными казнями и сожжениями еретиков. И,впрочем как во все времена, лишь горстка людей искренне озабочена судьбой своей страны и верит в такие вещи, как просвещение и прогресс, и желают вмешиваться в политику не для своего обогащения.
Гойя в начале своего пути познания очень далек от подобного, он хочет лишь писать и зарабатывать на этом, ему нравится богатая жизнь, внимание и почет. Но хочешь-не хочешь, а приближаясь к власть имущим невозможно остаться непричастным. Словно сказочному герою предстоит пройти ему огонь-воду и медные трубы, потерять иллюзии, близких и любовь, здоровье и душевный покой. Дорого достается познание себя, своего времени и терзающих их пороков. Сам Фейхтвангер проделал похожий путь от искусства ради искусства до критического реализма и исторических романов, осмысливающих опять же его современность. Но осмысление это, как и офорты Гойи, доступны не всем. Не зная реалий времени написания можно многое пропустить. Послевоенное переосмысления своей роли в трагедии второй мировой и осуждение пособников фашизма, когда многие люди с совестью спрашивали себя - а все ли я сделал, что мог? и мог ли я что-то сделать? В книге мы тоже можем спросить себя, кто были правы - осторожные друзья Гойи, что говорили, что талант поможет лучше, если будет жив или те, кто гнили в застенках, но не предавали высоких идеалов? Гойя выбирает третий путь - иносказательный путь "всеобщего языка" своих картин, предсказывающих конец старого мира и обличающий его пороки.
В книге нет деления на хороших и плохих, каждый персонаж выписан как живой человек, со своей правдой, со своей болью и своей душевной грязью и чистотой, потому что в каждом есть и то и другое. Мы живем в совсем другое время, но средневековье и нас подстерегает (не потому ли эта тема так популярна в последнее время, что люди неосознанно понимают, что вновь ходят по краю?). Не так важно правдива ли история любви герцогини Альба и Гойи (на мой взгляд нет, по крайней мере не с ее стороны) и прочих исторических моментов, в этой книге главное не кто с кем спал и хороший ли художник и человек Гойя, а возможность поставить себя в подобную ситуацию и задать вопросы к своей совести. Герои книги выбирают различные варианты жизненной программы и мы можем вслед за ними выбрать себе вариант.

Лион Фейхтвангер

Фейхтвангер (Feuchtwanger) Лион (1884-1958), немецкий писатель еврейского происхождения. После 1933 г. в эмиграции. Автор ряда исторических романов: «Безобразная герцогиня», 1923; «Еврей Зюсс», 1925; «Иудейская война», 1932; «Лисы в винограднике», 1947; «Гойя», 1952; «Мудрость чудака», 1952 - о Ж. Ж. Руссо. Варварство и бездуховность воплощены в фашизме : романы «Успех», 1930, «Семья Опперман» («Семья Оппенгейм»), 1933, «Братья Лаутензак», 1943. Является также автором пьес. В нашей стране более всего известна его книга «Москва 1937» о посещении СССР (вскоре после издания была запрещена). В ней Лион Фейхтвангер оправдывал жесткость сталинской системы.

Фейхтвангер Лион (1884-1958) - немецкий писатель. После 1933 г. в эмиграции. Сочинения: исторический романы «Безобразная герцогиня» (1923), «Еврей Зюсс» (1925), «Мудрость чудака» (1952) и др. В романе Фейхтвангера «Испанская баллада» описана коллизия 1195 года при Аларкосе, когда берберы-альмохады сокрушили рыцарское воинство Кастилии , куда стеклись рыцари со всех стран Европы. В связи с этими событиями [Лев] Гумилёв приводит взгляды Фейхтвангера, который устами арабского историка Мусы дает прогноз того, что христианский мир молод и может позволить себе роскошь потерпеть отдельные поражения, а мусульманский мир стар и только продляет свое существование. Гумилёв приводит эти мысли Фейхтвангера в подтверждение своей теории пассионарности, согласно которой арабы к концу XII века потеряли пыл молодого этноса.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 611-612.

ФЕЙХТВАНГЕР, ЛИОН (Feuchtwanger, Lion) (1884–1958), немецкий романист и драматург. Родился 7 июля 1884 в Мюнхене. Учился в университетах Мюнхена и Берлина, где изучал философию, но достаточно рано обратился к литературе. Совершив ряд путешествий, написал в годы Первой мировой войны несколько антивоенных пьес, которые были запрещены. Славу писателю доставили исторические романы, написанные с оглядкой на новейшие веяния в психологии, в т.ч. Еврей Зюсс (Jud S, 1920–1922), Успех (Erfolg, 1926), Безобразная герцогиня (Die hlische Herzogin, 1923) и трилогия о войне иудеев с римлянами (Иудейская война – Der Jdische Krieg, 1932; Сыновья – Die Shne, 1935; Настанет день – Der Tag wird kommen, 1942). Возвышение нацизма, описанное в романе Семья Оппенгейм (1933), заставило Фейхтвангера искать убежища во Франции; в 1940 он обосновался в США. В числе позднейших его произведений – Оружие для Америки (Waffen fr Amerika, 1947–1948), Гойя (Goya, 1951), Мудрость чудака (Narrenweisheit, 1952) и Испанская баллада (Spanische Ballade, 1956). Умер Фейхтвангер в Лос-Анджелесе 21 декабря 1958.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Знакомый писатель Сталина

Фейхтвангер Лион (1884-1958). Немецкий писатель. После прихода Гитлера к власти в 1933 г. эмигрировал из Германии и жил во Франции. Участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с Б. Брехтом и В. Бределем издававшийся в Москве в 1936-1939 гг. журнал «Слово». Умер в Лос-Анжелесе (США).

В конце 1936 г. приехал в Советский Союз, где пробыл несколько недель. Весь период пребывания в СССР находился под неусыпным надзором сотрудников ВОКСа, докладывавших о каждом шаге немецкого писателя (Эйделъман Н. Гости Сталину //Два взгляда из-за рубежа: Переводы. М., 1991. С. 268-269).

В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в Советском Союзе единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, - говорил Фейхтвангер, - значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».

В Москве Фейхтвангер побывал на процессе «правотроцкистско-го блока» и заявил, что «вина подсудимых уже сейчас представляется в значительной части доказанной». Через несколько дней он уточнил, что эта вина «доказана исчерпывающе». Едва ли можно упрекнуть Фейхтвангера, что он не понял лживости этого и других московских политических процессов, организованных Сталиным для укрепления своей личной власти. Ведь во всех газетах, которые читал в Москве Фейхтвангер с помощью переводчиков, он встречал выступления видных советских писателей с требованиями расстрела подсудимых.

Фейхтвангер был принят Сталиным, беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам Фейхтвангера, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей», вышедшая летом 1937 г. в Амстердаме. В главе «Сто тысяч портретов человека с усами» писатель рассказывает о своих встречах и беседе со Сталиным. Вскоре по личному указанию Сталина эта книга была переведена и издана в СССР (Знаменитые евреи. М., 1997).

По мнению журналиста М. Лобанова, «Фейхтвангер взял сторону не троцкистов, а Сталина, в котором, как в руководителе страны, видел защитника еврейства в будущей войне с Германией» (Сталин / Сост. М. Лобанов М., 1995. С. 714).

С начала Второй мировой войны Фейхтвангер в своих статьях и выступлениях разоблачал гитлеровские планы мирового господства.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Энциклопедический взгляд на Фейхтвангера

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион }