Фаддей матренин двор кто он. Образ Матрены в рассказе "Матренин двор" А. И. Солженицына

Павел Спиваковский

Матрёнин двор

(Энциклопедия мировой литературы / под ред. С.В. Стахорского. СПб.: Невская кн., 2000. С. 284)

«МАТРЁНИН ДВОР» - рассказ А.И. Солженицына. Написан в 1959 г. в Рязани. Первоначальное авторское название - «Не стоит село без праведника»; окончательное придумано главным редактором журнала «Новый мир» А.Т. Твардовским. По требованию редакции, время действия было перенесено из 1956 в 1953, из-за чего начало повествования стало иным. При последующих изданиях автор вернулся к первому варианту текста, сохранив, однако, новое название. После публикации («Новый мир», 1963, № 1) рассказ подвергся нападкам в советской прессе. В частности, А.И. Солженицына упрекали за то, что он не показал жизнь соседнего зажиточного колхоза, председатель которого - Герой Социалистического Труда. Критики не заметили, что этот председатель упоминается - как организатор уничтожения леса и спекулянт.

Это произведение построено на автобиографическом материале. Солженицын в описываемое время снимал угол в доме Матрены Васильевны Захаровой (в рассказе Григорьевой) в деревне Мильцево (в рассказе Тальново) Курловского района Владимирской области и точно воссоздал подробности жизни и смерти своей героини, а также особенности местного диалекта. Благодаря многообразному и объективному отражению жизни деревни рассказ стал одним из истоков «деревенской прозы».

«Матрёнин двор» сочетает черты художественного очерка, рассказа романного типа и даже элементы жития.

Рассказ окрашен в мистические тона. Злое, демоническое начало в наибольшей степени проявляется здесь в образе Фаддея Григорьева, бывшего жениха Матрены, одержимого жаждой мести и корыстью. Смерть ее детей, по мнению всех в деревне, вызвана «порчей», а давняя угроза Фаддея убить Матрену за то, что она не стала его женой, вдруг, через 40 лет, по словам рассказчика, «ударила-таки». Матрена гибнет, после того, как у нее украли котелок со святой водой и она, не имея возможности причащаться в слишком далеком от ее деревни храме, оказывается беззащитной перед силами зла. Предвестием катастрофы оказывается разрушение замкнутого пространства ее дома: Фаддей добивается, чтобы она отдала еще при жизни бревна от горницы, завещанные ею дочери Фаддея Кире (на эту горницу, по словам рассказчика, «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать»).

После гибели Матрены ее тело превращается в кровавое месиво, однако лицо сельской праведницы, «больше живое, чем мертвое», а также чудом уцелевшая правая рука свидетельствуют об особой отмеченности героини Богом («Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…», - говорит одна из женщин). Для художественного метода Солженицына принципиально важно то, что все мотивы, связанные с «вертикальным», метафизическим восприятием бытия, взяты автором из жизненной реальности, благодаря чему они обретают особую онтологическую весомость.

В центре проблематики рассказа - мотивы неузнанного и непонятого праведника, а также нравственного разложения и умирания русской деревни. Физически немощная и нищая Матрена оказалась тем столпом, который удерживает окружающий ее мир от окончательного саморазрушения из-за алчности и взаимного недоброжелательства. В свете этого остродраматическая гибель праведницы осмысливается не только в рамках изображения ее личной судьбы, но и как грозное предвестие надвигающейся катастрофы и для города, и для села, и для всей России (ср. библейское предание о том, как Бог соглашался пощадить Содом и Гоморру, если там найдутся хотя бы десять праведников [Быт. 18, 32], однако их не нашлось).

Лит.: Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3; Лалакин Н. Солженицын в Мильцеве // Отечество: краеведческий альманах. М., 1991; Шнеерсон М. Души праведные // Шнеерсон М. Александр Солженицын. Frankfurt/a.-M., 1984.

Изгнанник с неслыханной мировой славой, А.И. Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Характерен этим рассказ «Матренин двор». В центре повествования – судьба деревенской женщины.

Понятие "село" для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 - начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно без "праведника" - человека, обладающего лучшими чертами народного характера. Отсутствие такого человека непременно влечет за собой разрушение вековой культуры русской деревни и духовную гибель нации.

Матрена Васильевна - тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому происходит от восприятия человека частью природы, частью огромного мира, что тоже характерно для русского национального характера.

Матрёна у Солженицына - воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь - житию святой. Её дом - сквозной символический образ рассказа - как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, -чтобы продолжить род людской.

Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева "Живые мощи", Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей её с Богом.

Всю свою жизнь Матрена прожила для других (колхоз, деревенские бабы, Фаддей). Однако ни бескорыстие, ни доброта, ни трудолюбие, ни терпение Матрены не находят отклика в душах людей. Сформировавшиеся под влиянием социально-исторических катаклизмов бесчеловечные законы современной цивилизации, разрушив нравственные устои патриархального общества, создали новое, искаженное понятие о морали, в котором нет места ни душевной щедрости, ни сопереживанию, ни элементарному сочувствию.

Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Господу, но для этого совсем не обязательно молиться: "Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить». Какой русский человек без веры в Бога?

Любовь и забота о ближнем, ее "доброе расположение духа" - все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны. Трагедия Матрены в том, что в ее характере полностью отсутствовало практическое восприятие мира (за всю жизнь она так и не смогла обзавестись хозяйством, а когда-то добротно построенный дом обветшал и постарел).

Эта грань русского народного характера, необходимая для существования нации, воплотилась в образе Фаддея. Однако без духовного начала, без Матрены, практичность Фаддея под влиянием различных социально- исторических обстоятельств (война, революция, коллективизация) трансформируется в абсолютный прагматизм, гибельный как для самого человека, так и для окружающих его людей.

Желание Фаддея завладеть домом (горницей Матрены) исключительно из эгоистических соображений перечеркивает последние остатки нравственности в его душе. Растаскивая дом Матрены на бревна, герой не задумывается о том, что лишает ее крова, единственного прибежища, лишь "глаза самого Фаддея деловито поблескивали". В результате это является причиной гибели героини.

Смыслом жизни героя становится гиперболизированная жажда наживы, обогащения, ведущая к полной моральной деградации героя. Фаддей даже на похоронах Матрены "только ненадолго приходил постоять у гробов", потому что был озабочен спасением "горницы от огня и от козней Матрениных сестер".

Но самым страшным является то, что Фаддей "был в деревне такой не один". Главный герой повести, рассказчик Игнатич, с сожалением констатирует, что и другие жители видят смысл жизни в стяжательстве, в накоплении имущества: "И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо". Односельчане Матрены, озабоченные мелкими бытовыми проблемами, не смогли увидеть за внешней неказистостью духовную красоту героини. Умерла Матрена, и уже ее дом и имущество растаскивают чужие люди, не понимая, что вместе с уходом Матрены из жизни уходит что-то более важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

Предполагая в начале рассказа гармоничное бесконфликтное существование взаимодополняющих черт национального характера, нашедших воплощение в героях, А. Солженицын затем показывает, что тот исторический путь, который они прошли, сделал их соединение в дальнейшей жизни невозможным. Практичность Фаддея искажается и превращается в вещизм, уничтожающий человека в нравственном смысле, а духовные качества Матрены, несмотря на то, что не поддаются коррозии (даже после смерти героини лицо Матрены было "больше живое, чем мертвое"), тем не менее, не востребованы ни историей, ни современным обществом. Символично и то, что за всю жизнь с Ефимом, Матрена так и не смогла оставить после себя потомство (все шесть детей умерли вскоре после рождения). С гибелью героини исчезает и духовность, которая не передается по наследству.

А. Солженицын говорит о невосполнимости потери Матрены и мира, оплотом которого она являлась. Исчезновение русского народного характера как основы патриархального типа цивилизации, по мнению автора, ведет к разрушению деревенской культуры, без которой "не стоит село" и невозможно существование людей как нации, как духовного единства.

Рассказ "Матрёнин двор" невозможно читать без слёз. Эта грустная история праведницы-крестьянки не художественный вымысел автора. Солженицын доверяет жизни и её творцу - Богу больше, чем художественному вымыслу. Оттого с таким сопереживанием и гордостью читается рассказ: ведь остались ещё на земле русской праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

Впервые Фаддей Миронович Григорьев появляется в рассказе в образе скромного просителя за своего нерадивого младшего сынишку Антошку перед рассказчиком. Учитель Игнатич пытается объяснить отцу, что сынок лукав и ленив, что образованием сына необходимо заниматься, следить за его учебой. Фаддей клянется, что справно воспитывает сына, потому что рука у него тяжелая.

Несмотря, на то, что гость имеет благообразный облик старца с клюкой, у него приятный говор и вежливое обращение к собеседнику с патриархальным «батюшка», Игнатича что-то настораживает. Лицо Фаддея словно спрятано за обильным черным волосяным покровом: густая борода, пышные баки, нависшие брови. В его возрасте нет ни намека на седину. Эта чернота лица поразила рассказчика.

Позже Матрена поведает своему постояльцу историю ее отношений с этим человеком. В молодости он к ней, совсем юной, посватался. Но их разлучила война 1914 года. Фаддей пропал на фронте, не было от него вестей 3 года. Матрена его ждала, а потом из жалости вышла замуж за его младшего брата Ефима на Петров день, ведь была жатва, матери в их семье не стало, а нужны были рабочие руки. Через несколько месяцев после их свадьбы вернулся после долгого венгерского плена Фаддей. Грозился, что зарубил бы обоих, если бы не был Ефим его братом. Он любил Матрену может за то, чего был сам лишен. Она чистая и бескорыстная душа. А он собственник, который всегда боролся на свое. В отместку женился на женщине, у которой было такое имя, всю жизнь бил ее и детей за свою обиду. Словно душа его стала черной, как стало черным лицо.

Главным в его жизни стало «добро» – нажитое и накопленное имущество. Ради этого он убеждает Матрену отдать при жизни горницу, завещанную его родной дочери Кире, которую она, похоронив всех своих детей, выпросила на воспитание. Когда ломали избу, Фаддей преображается. Он вкалывает неистово, забыв про все свои недуги. И ленивый, хитрый младший сынок Антон работает без устали. Остальные сыновья и зятья такие же. Кроме Киры, которая выросла под опекой Матрены. Из-за жадности Фаддея, который не хотел платить лишние деньги за перевозку бревен, на железнодорожном переезде погибают три человека.

Даже после страшной трагедии Фаддей не забывает про хозяйство, изображая перед чиновниками немощного, убитого горем старика, спасает брошенные не обочине остатки горницы. А ведь у него погиб сын и любимая когда-то женщина, дочь на грани помешательства, зять под следствием. Он так занят, что не может прийти на поминки. С ужасом Игнатич понимает, как похожи на этого хозяйственного старика остальные. Даже лучшая подруга Матрены Маша, прибежав сообщить трагическую новость, выпрашивает себе вязаночку. А то завтра набежит родня, ничего уже не достанется. И близкие люди начинают бороться за скудное имущество уже у гроба, «оплакивая» Матрену, которую при жизни считали дурочкой, потому что мало нажила.

Не случайно, рассказывая о Фаддее, Матрена смотрела на дверь, словно боялась его появления, предчувствуя исполнения давнишней угрозы. И почудился Игнатичу в проеме двери облик бывшего возлюбленного Матрены с топором, который сумел отомстить, став виновником ее гибели.

Характеристика 2

В произведении Солженицына “Матренин двор” присутствует множество интереснейших ситуаций и персонажей, со своими уникальными образами, которые были созданы автором для того, чтобы передать свою мысль, и видение ситуации в целом. Однако повнимательнее стоит рассмотреть образ старика Фадея.

Фадей – на момент повествования произведения, пожилой мужчина, живущий в деревне, в которой происходит само произведение. Волей судьбы случилось так, что родной брать Фадея женился на его возлюбленной Матрёне, после чего Фадей возненавидел их обоих, затаив в своём сердце обиду на долгие годы. Не сумев смириться с произошедшим, Фадей всю свою оставшуюся жизнь продолжил всячески вредить паре, не давая им спокойной жизни, так и доведя свою возлюбленную в могилу. Таким образом, мы видим насколько Фадей злопамятный человек, что даже по прошествии такого количества времени, он всё равно не простил близких ему людей, всячески принося им неприятности, что помогало ему справиться с его чувством обделенности.

По характеру же Фадей также весьма неприятный человек, которым движут низменные человеческие пороки. Он весьма лживый, корыстный, и злой человек, который не побрезгует даже самыми отвратительными методами для достижения своей цели, что характеризует его как весьма и весьма отвратительную личность. Он никак не может забыть то, что его предали его близкие люди, потому и старался сделать все для того, чтобы им стало очень плохо.

Также в его характере присутствует черта весьма бессердечного человека, которому всё равно на окружающих его людей, и абсолютно все равно, что они чувствуют. Фадей, не задумываясь о чувствах Матрёны, причинял ей моральную боль, не давая жить спокойно, что и довело её до могилы. Это показывает, что Фадей весьма отвратительный человек, которого автор сделал таким, дабы в произведении был антипод Матрёны, противопоставляющий ей свой образ. Именно на этом контрасте и строится всё произведение.

Я считаю, что Солженицын именно эту мысль хотел донести до читателя образом Фадея, так детально описав его в своём произведении “Матренин двор”.

Сочинение про Фаддея

Центральной идеей в произведении является идея угнетенность русского народа в тоталитарный период его бытия. Через образы персонажей в произведении, как и в любом другом, Солженицын прекрасно раскрывает эту идею, подправляя её событиями, происходящими в произведении.

Во время повествования нас знакомят с персонажами. Мы знакомимся с жителями деревни, с центральными персонажами в нём, такими как главная героиня произведения – пожилая женщина, не принятая своими соседями в деревне за свою излишнею праведность. Также нас знакомят с её прошлым возлюбленным Фадеем.

Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше. Он привык искать выгоду во всём, даже не задумываясь, об окружающих.

Его скверный характер раскрывается с такой же скоростью, с которой идёт повествование. Далее мы узнаём, что из-за своего скверного характера, он даже женился на другой женщине, просто для того, чтобы отомстить своей бывшей возлюбленной, также он пытался отнять у неё часть её имущества, якобы оно было его. После он начал рушить её дом, в которой он прожил вместе с Матрёной столько лет.

Даже после смерти Матрёны, он так и остался чёрствым и эгоистичным человеком, особо не горюя о судьбе своей возлюбленной.

Все его действия характеризуют его как очень нехорошего человека, всегда мыслящего во вред своему окружению, даже если это окружение его очень ценит. Он всегда считал, что все окружающие его просто на просто его ненавидят, за то, что он такой, каков он есть, собственно, и из-за чего, он стал таким чёрствым и эгоистичным человеком. В этом и раскрывается весь его образ в произведении. Солженицын пытался показать насколько может окружение изменить человека. И через его образ он как бы говорит нам, о необходимости добрее относится к любым людям, даже если они нам не очень приятны.

Многие отечественные писатели пытались показать жизнь простых людей в России такой, какая она есть, без фальши и обмана, однако как бы они не старались, получалось далеко не у всех. По настоящему описать русскую жизнь и все из неё вытекающие обстоятельства и факты могли только те, кто столкнулся с ней во всей её красе, и смогли пройти через это, со стойкостью и мужеством перенести все невзгоды простой жизни, и выбраться из оков обстоятельств.

Одним из таких писателей и был Солженицын, который написал замечательное произведение “Матрёнин двор”.

Вариант 4

Каждый человек в жизни не похож друг на друга. Все люди имеют свои принципы, взгляды и ценности, которые являются их главными ориентирами и путеводителями при достижении целей. Кто-то придерживается более гуманных подходов в отношениях к окружающим, а кто-то – использует всевозможные способы и методы на пути осуществления своих желаний, не принимая во внимание общепринятые нормы человеческих отношений. Один человек может являться полной противоположностью другого.

Таким примером является один из героев рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Это шестидесяти летний мужчина по имени Фаддей, который имеет свою жизненную позицию и ни при каких обстоятельствах не изменит её в ущерб лично для себя. Этот герой по своему складу характера, привычкам и поступкам показан автором, как полная противоположность главной героине произведения Матрёне. Зная её из содержания произведения, как простую и добрейшей души женщину, читатель сразу может представить образ Фаддея.

Фаддей был человеком высокого роста, достаточно крупного телосложения. Конечно, здоровье его было подорвано, это след о нелёгкой, прожитой жизни, однако, он старался не унывать и не падать духом. Мужчину постоянно мучили боли в пояснице, поэтому он ходил сгорбившись и, для облегчения, опирался на посох. Единственное, что, казалось, не тронули прожитые годы, это чёрный цвет волос, которые не касалась ещё седина. У него были такие густые и чёрные волосы, что сливались с чёрной окладистой бородой и усами, из-за которых рот был едва виден. Также Фаддей имел непрерывные чёрные бакены, а его брови напоминали два широких мостика направленные навстречу друг другу. Всем своим обликом этот мужчина старался показать свою важность и достойность. По характеру Фаддей был человеком властным, поэтому в любой ситуации, как бы он себя не контролировал, и не сдерживал, эти черты всё равно непроизвольно проявлялись и давали о себе знать. Ещё одной чертою Фаддея, бросавшейся во внимание читателя, является его злопамятность. Вы только представьте, каким должно было быть у него зло, чтобы на всю жизнь сохранить злость и желание отмстить Матрене за то, что она не дождалась его с войны и вышла замуж за его брата.

Фаддей был очень жадным и эгоистичным человеком. Ради своего обогащения и наживы он мог спокойно переступить через любые человеческие жизни и нравственные качества. Давайте вспомним как он ради экономии денег, одним рейсом хотел перевезти горницу на двух санях, одни из которых были самодельные. В итоге Фаддей поплатился человеческими жизнями близких ему людей. Но это его не остановило и не образумило. Когда в гробу лежали два родных человека, Фаддей горевал больше не по ним, а по брёвнам с санями, что остались на переезде. Опять же, на первое место выступили жадность и эгоизм.

Как мы видим, такая жизненная позиция не всегда есть хорошей. Для достижения каких-то личных целей она, конечно, помогает, но в окружении других людей, это поведение выглядит очень безжалостным, что невольно вызывает осуждение.

Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор

  • Сочинение по картине Герасимова Дары осени (описание)

    Александр Михайлович Герасимов - одна из самых значительных фигур советской живописи.

  • Характеристика и образ Цыфиркина в комедии Недоросль

    Среди второстепенных персонажей пьесы Фонвизина "Недоросль" особое внимание уделяется учителям Митрофана. Госпожа Простакова хоть и заверяла окружающих, что ее заботит образование сына

  • Не накопив «богатства» и не нажив какого-либо «добра», Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить «свое» добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.

    «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет...

    А для Матрены было это - конец жизни». Во второй части рассказа читатель узнает о молодости Матрены Васильевны. С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь - Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: «...если б не брат мой родной - я бы вас порубил обоих».

    Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом. В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело. Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом.

    Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: «...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно». Даже Игнатьич с болью и раскаянием признается: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку».

    Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям «бесплатно», не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрена смогла Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна.

    «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...».

    Смысл названия рассказа, я думаю, заключается в том, что без Матрены Васильевны в деревне Тальново нормальной жизни не будет. Она была центром всего происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу. Её можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрены не обходилась ни одна пахота огорода», без Матрены ничего не обходилось.

    А ещё можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества.

    Без таких людей погибнет Русь.

    В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.

    Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрены, самого Матрениного хозяйственного двора. В третьем случае «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.

    В каждом из приведенных выше значений слова «двор» заключен тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрену. Но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик. Здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей однажды задуматься о справедливости и правильном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях страх за себя, свою жизнь, а судьба других мало их волнует. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

    Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор» и каждое из них отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.

    Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев.

    Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл. «Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла - не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

    Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которые можно было ожидать. «И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мной образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности.

    Матрена - это противопоставление тому окружению, которое в рассказе Солженицына выражено через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

    В 1963 год был напечатан один из рассказов русского мыслителя и гуманиста Александра Солженицына. В основу легли события из биографии автора. Публикация его книг всегда вызывала огромный резонанс не только в русскоязычном обществе, но и среди западных читателей. Но образ Матрены в рассказе «Матренин двор» уникален. Ничего подобного ранее в деревенской прозе не было. А потому и произведение это заняло особенное место в отечественной литературе.

    Сюжет

    Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель - затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

    Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

    Владения Матрены

    Дом старый и гнилой. Он был много лет назад построен на большую семью, но теперь в нем обитала лишь одна женщина лет шестидесяти. Без описания деревенского бедного быта был бы не столь проникновенен рассказ «Матренин двор». Образ Матрены - самой героини повествования - полностью соответствует атмосфере запустения, царившей в избе. Желтое болезненное лицо, уставшие глаза...

    Дом же полон мышей. Среди его обитателей, помимо самой хозяйки, тараканы и колченогая кошка.

    Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - основа рассказа. Отталкиваясь от него, автор раскрывает свой душевный мир и изображает характерные черты других персонажей.

    От главной героини рассказчик узнает о ее нелегкой судьбе. Мужа она потеряла на фронте. Всю жизнь прожила в одиночестве. Позже ее постоялец узнает, что много лет она не получает ни копейки: работает не за деньги, а за палочки.

    Она не обрадовалась квартиранту, уговаривала его еще некоторое время найти дом почище да поуютнее. Но стремление гостя найти место потише определило выбор: он остался у Матрены.

    За то время, пока квартировал у нее учитель, вставала старушка засветло, готовила нехитрый завтрак. И казалось, в жизни Матрены появился некий смысл.

    Крестьянский образ

    Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - это поразительно редкое сочетание бескорыстия и трудолюбия. Эта женщина трудится вот уже полвека не для того, чтобы добра нажить, а так, по привычке. Потому как другого существования не представляет.

    Следует сказать, что судьба крестьянства влекла Солженицына всегда, поскольку предки его принадлежали к этому сословию. И он полагал, что именно трудолюбием, душевностью и щедростью отличались представители этого социального слоя. Что и подтверждает искренний, правдивый образ Матрены в рассказе «Матренин двор».

    Судьба

    В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает квартиранту историю своей жизни. Муж Ефим погиб в войну, но прежде к ней сватался его брат. Она дала согласие, значилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

    Ни один ребенок у Матрены не выжил. А затем она овдовела.

    Конец ее трагичен. Она погибает по своей наивности и доброте. Этим событием и заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведницы Матрены оттого печальнее, что при всех ее добрых качествах она остается непонятой односельчанами.

    Одиночество

    Матрена прожила в большом доме всю жизнь в одиночестве, если не считать недолгого женского счастья, которое было войной разрушено. А также тех лет, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и было у них шестеро детей. Матрена попросила у него девочку на воспитание, в чем он не отказал. Но и приемная дочь покинула её.

    Удивителен образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор". Её не разрушают ни вечная нищета, ни обиды, ни всяческие притеснения. Лучшим способом для женщины вернуть хорошее расположение духа стала работа. И после трудов она становилась довольной, просветленной, с доброй улыбкой.

    Последняя праведница

    Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

    Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы - единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

    Фаддей

    Праведному женскому персонажу противопоставлен ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого была бы неполной система образов. "Матренин двор" - рассказ, в котором, помимо главной героини, присутствуют и другие лица. Но Фаддей представляет собой яркую противоположность главному персонажу. Вернувшись с фронта живым, он не простил своей невесте измены. Хотя, следует сказать, что брата его она не любила, а лишь жалела. Понимая, что сложно его семье без хозяйки. Гибель Матрены в конце рассказа - следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили перевезти горницу быстрее, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Цела осталась лишь правая рука. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело безучастно, безразлично.

    В судьбе Фаддея тоже немало горестей и разочарований, но в том и отличие между двумя персонажами, что Матрена смогла сохранить свою душу, а он - нет. После ее смерти единственное, что его заботит, - это Матренино скудное имущество, которое он немедленно перетаскивает в свой дом. На поминки Фаддей не приходит.

    Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, рассеивается с ее уходом. Не может село стоять без праведника. Образ Матрены, героини в рассказе Солженицына «Матренин двор», - это остатки русской чистой души, которая пока еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому как все меньше в России ценятся праведность и доброта.

    Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.

    Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.