Евгений онегин авторские отступления по главам. Лирические отступления в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин. I. Вступление. Мой Пушкин

Самим А. С. Пушкиным жанр произведения «Евгений Онегин» определен как роман в стихах. Этот жанр придает тексту те черты, которые заметно отличают его от романа прозаического, и гораздо сильнее выражает мысли автора.
Кроме этого, своеобразие роману придает и постоянное присутствие в нем автора. Он одновременно и повествователь, и действующее лицо. И поэтому намного легче трактуются отношение его к героям, взгляды на современное общество, нравы и многое другое.
Ю. М. Лотман проводит интересное сравнение Пушкина с актером, отвлекшимся от игры пьесы, вышедшим на авансцену и начавшим беседу со зрителями. После чего он вдруг вновь возвращается в роль.
Благодаря многочисленным лирическим отступлениям можно намного лучше узнать самого автора, познакомиться с его биографией. К примеру, описывая жизнь Онегина в Петербурге, мы легко улавливаем то, что автору знакомы эти картины. «Там некогда гулял и я…» – рассказывает он о городе «на брегах Невы». Кроме того, в первой главе встречаются такие строки:

Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии
И средь полуденных зыбей,
Под небом Африки моей,
Вздыхать о сумрачной России…

Это слова автора о том, что судьба разлучила его со страной, они дают представление о пребывании Пушкина в южной ссылке. Кстати, возвращаясь ко II строфе первой главы, мы замечаем еще один момент, намекающий читателю о пушкинских ссылках и о напряженных отношениях с государем: к примеру, автор говорит: «Но вреден север для меня».
Кроме того, самыми, пожалуй, яркими и запоминающимися лирическими отступлениями являются те, что создают «картины жизни, времени» в романе. Например, включение имен и фамилий реальных деятелей культуры и искусства: Фонвизина, Княжина, Истоминой; также нужно обратить внимание на описание театра, а затем Москвы.
Достаточно вспомнить первую главу и строфы с XVIII по XX.

…Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит…

Москва, я думал о тебе!
Москва… Как много в это звуке

Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с ними. Автор обращает наше внимание на все времена года. «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…» и «…На солнце иней в день морозный». «Северное лето», которое автор называет «карикатурой южных зим». Весна – «пора любви». И любимая автором осень: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась».
Описания природы связаны с характерами самих персонажей. Кроме того, природа является еще и общим фоном, своеобразной декорацией для всего романа. Она мир, в котором обитают герои. Мне кажется, природа играет определенную роль в произведении. Она сопровождает персонажей на протяжении почти всего действия. Природа помогает раскрыть их характеры. К примеру, любовь Татьяны к своей родине автор подчеркивает строками

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…

В. Г. Белинский дал очень точное определение роману, назвав его «энциклопедией русской жизни». Лирические отступления формируют суть свободного романа. Через диалог с читателем и с помощью лирических отступлений автор воссоздает картину современного ему общества. Он рассказывает о воспитании молодежи, о балах, о моде, о театре.
Немало рассуждений посвящено русской литературе, иноязычным словам, внедрившимся в наш язык, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех эти слов на русском нет…

Он беседует с читателем строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа. Образ автора многолик. Как я уже говорила, он и действующее лицо, он и рассказчик. Кроме того, предстает перед нами и в роли читателя: «пересмотрел все это строго…». Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу.
Роман, построенный на обращении к читателю, был неким новым лучом в русской литературе XIX века. И, как показало время, это новаторство не осталось неоцененным и незамеченным. «Евгений Онегин» по прежнему является одним из знаменитейших русских литературных произведений.

    "Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать...

    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...

    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его...

    Прежде всего Ленскому недостает собственного, выстраданного им личного опыта. У него почти все от его заемной учености до стихов буквально всё почерпнуто из книг, из романтической германской поэзии и философии первых двух десятилетий XIX века. Он не...

  1. Новое!

Исторические отступления в романе «Евгений Онегин»

«Перечитаем прежде всего эпиграфы: Дмитриева, Баратынского и Грибоедова. (11, стр. 181) Они намечают основную тему седьмой главы -- тему Москвы, куда Пушкин переносит действие романа. Эпиграфы свидетельствуют о том, что поэт смотрит на Москву не как на вторую столицу, а как на любимый русский город, с наибольшей силой и полнотой олицетворяющий Родину, средоточие одной любви, и преклоняется перед великой ролью в истории Русского государства.»(7, стр. 15)

Г. Белинский писал: «Первая половина 7-й главы,.. как-то особенно выдается из всего глубокостью чувства и дивно-прекрасными стихами.

Здесь Пушкин рассуждает о будущем России, о будущих дорогах, рассказывает о настоящих. Такое ощущение, что это ему принадлежит фраза, что на Руси две беды: дураки и дороги.

«…(Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут,

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

И заведет крещеный мир

На каждой станции трактир…»(11, стр. 194)

«Теперь у нас дороги плохи.

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет…»

«Зато зимы порой холодной…

…Дорога зимняя гладка…» (11, стр. 194)

И перед нами как - будто карта Москвы:

«Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы…» (11, стр. 194)

«В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе! Москва...как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось! » (11, стр. 194)

Петровский замок находился недалеко от въезда в Москву. В 1812 году, во время похода в Россию, Наполеон спасался в нем от пожара, охватившего Москву и Кремль.

«Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон ,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.» (11, стр. 195)

В романе Пушкин описывал и прекрасно соотнес пейзажи разных городов, и деревень. Имею в виду Петербург и Москву. И деревню Онегина и Лариных.

«Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы ", сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики…»(11, стр. 195)

ПЛАН ОТВЕТА

1. Особенности жанра романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Роль лирических отступлений в романе.

3. Тематика лирических отступлений в романе: взгляды поэта на культуру литературу, язык; воссоздание биографии поэта; воспоминания поэта о юности, друзьях; обращение к Музе и к читателю; пейзажные зарисовки; воспитание и времяпрепровождение молодежи; быт, мода; русская история.

4. Роман «Евгений Онегин» - лирический дневник автора.

1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - величайшее произведение, не имеющее аналогий по жанру в русской литературе. Это не просто роман, а роман в стихах, как писал Пушкин, - «дьявольская разница». Роман «Евгений Онегин» является реалистическим, историческим, общественно-бытовым романом, где Пушкин изобразил русскую жизнь с небывало широким, подлинно историческим размахом. В его романе слились два начала - лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим - авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях.

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «С ним подружился я в то время...», «Мой бедный Ленский...» Лирические отступления расширяют временные рамки сюжетного действия в романе, подключая к нему прошедшее.

3. Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, в которых он, отвлекаясь от действия, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, язык. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах лицея «он безмятежно расцветал» и к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании - «придет ли час моей свободы?»

С автором как персонажем романа связано упоминание его друзей и знакомых: Каверина, Дельвига, Чаадаева, Державина, печальные и светлые слова о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...» В размышлениях о жизни, ее быстротечности, о времени поэта посещают философские мысли, с которыми он делится со своими читателями на страницах романа:

Ужель мне скоро тридцать лет...

……………………………………

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана.

……………………………………

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!


Поэта беспокоит судьба его творения, и он, постоянно обращаясь к читателю и представив ему «собрание пестрых глав», рассказывает со страниц своего романа, как он над ним работает:

Я кончил первую главу;

Пересмотрел все это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

……………………………

Пора мне сделаться умней,

В делах и в слоге поправляться,

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Тематика лирических отступлений в «Евгении Онегине» весьма разнообразна. Мы узнаем о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, мнение автора о балах, моде, еде, быте «золотой» дворянской молодежи. Это и тема любви: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», и тема театра, где шли балеты Дидло и танцевала Истомина, и описание быта поместного дворянства, восходящее к устному народному творчеству, - сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, гадания.

Останавливаясь на описании быта поместного дворянства, в частности семьи Лариных, живущей в деревне, автор говорит:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины.

…………………………………

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы…

Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки.Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда «трещат морозы», весна:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

И соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие:

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор.

Еще одна тема лирических отступлений имеет важное значение в романе - это экскурс в русскую историю. Расширяют исторические рамки романа строки о Москве и Отечественной войне 1812 года:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

…………………………………

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

4. Роман «Евгений Онегин» - глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

(336 слов) Некоторым читателям кажется, что лирические отступления в романе «Евгений Онегин» — это всего лишь проявление желания автора высказать свое мнение по наболевшим вопросам. Однако на самом деле они обладают рядом важнейших функций, которые я постараюсь описать в следующих абзацах.

Во-первых, лирические отступления играют композиционную роль. Автор иногда прерывает повествование о героях, когда в их жизни не происходит значительных событий. Эти перерывы в сюжете заполняются лирическими отступлениями и пейзажными зарисовками. Например, между объяснением Татьяны с Онегиным и встречей на именинах проходит около полугода. Пушкин пропускает этот период времени и связывает эпизоды с помощью своих рассуждений. Во-вторых, с помощью таких отступлений создаётся образ автора. Например, когда он комментирует

письмо Татьяны, то защищает её от ханжеских взглядов. Он объясняет читателю, что поступок героини мотивируется не безнравственностью, а наоборот — чистотой чувства. Это говорит о гуманизме Александра Сергеевича, о его способности понять чужие переживания и не подчиняться светским условностям. В седьмой главе мы видим строки, посвященные Москве. В них выражаются патриотические чувства автора. Он гордится ею, ведь она не покорилась Наполеону. В лирических отступлениях поэт рассуждает также о собственном творчестве, здесь проявляется его способность к самоиронии:

Иль после скучного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу, …

В–третьих, в лирических отступлениях создаётся образ эпохи. В романе есть рассуждение Пушкина о воспитании и образовании дворянской молодежи: «Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь». Кроме того, автор рассказывает о театре своего времени. Мы можем узнать, что на сценах шли постановки пьес Фонвизина, Княжнина, что известным постановщиком балетов был Дидло, что большой популярностью пользовалась балерина Истомина, обладавшая красотой и талантом. Также поэт затрагивает проблему развития русского языка, которая активно обсуждалась в обществе в его время. Борьба шла между взглядами Карамзина и Шишкова. Последователи Карамзина считали, что нужно заимствовать лексику из европейских языков, а сторонники Шишкова выступали против этого. Пушкин считал, что можно использовать иноязычные слова, если нет соответствующих русских: «Но панталоны, фрак, жилет – Всех этих слов на русском нет».

Таким образом, лирические отступления формируют композицию романа, выражают образ автора и дают исчерпывающую информацию о месте и времени действия в произведении.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “.

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!” Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.

Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор - действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет: “Онегин, добрый мой приятель…”. Здесь и вводится автор - действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.

Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:

Пора покинуть скучный брег

Мне неприязненной стихии

И средь полуденных зыбей,

Под небом Африки моей,

Вздыхать о сумрачной России…

Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, “когда в садах Лицея” ему стала “являться муза”. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.

Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, “когда мальчишек радостный народ” коньками “режет лед”, и “вьется первый снег”, мелькает, “падая на брег”, и “северное лето”, которое автор называет “карикатурой южных зим”, и весна – “пора любви”, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.

Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: “…она любила на балконе предупреждать зари восход” или “…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор”.

Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”.

В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского “Я”. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка.

Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

“Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: “пересмотрел все это строго…”. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.

Образ автора в романе многолик: он – и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие –выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.

Роман, построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь

Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “. Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.