Эссе по картине яблонской хлеб. Сочинение-описание картины Яблонской «Хлеб

Украина богата на талантливых художниц. Вспомним, например, народные дарования — Марию Приймаченко и Катерину Билокур.

Татьяна Яблонская — редкий случай художника, прожившего счастливую творческую жизнь. Несмотря на сменяющиеся политические режимы, Татьяне Ниловне всегда удавалось оставаться востребованной и известной.

Татьяна Ниловна Яблонская

Признание художницы воплотилось и в огромном количестве государственных наград: Яблонская — народный художник СССР и Украины, действительный член Академии искусств СССР и Украины, профессор, Герой Украины, лауреат трех Государственных премий СССР, двух медалей Академии искусств СССР, Национальной премии Украины имени Т. Г. Шевченко.

Персональные выставки Татьяны Яблонской проходили в десятках городов СССР и мира. Ее картины находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном русском музее (Санкт-Петербург), Национальном художественном музее Украины (Киев), во многих других музеях и частных коллекциях.

Татьяна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске в семье художника-графика и преподавателя словесности. Нил Яблонский с женой и тремя детьми после Октября 1917 года предпринял попытки выехать из страны по морю, через Одессу, и перейти западную границу в районе Каменец-Подольского. Но бегство не удалось, и семья Яблонских осела в Луганске. Татьяна поступила в Киевский художественный техникум, а после его ликвидации в 1935 году стала студенткой живописного факультета Киевского государственного художественного института, который закончила в 1941 году по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Ф. Г. Кричевского и С. Григорьева). После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве, в родном институте (с 1947 по 1973 годы; с 1967 года — профессор).

Сама художница признавалась, что успехи в живописи, навыки и находки, наработанные в годы учебы, были большей частью утрачены в годы войны. Но на то, чтобы восстановить забытые и по-настоящему еще не укрепившиеся ощущения, уже не было времени. Да и настрой был иным — послевоенный подъем духа, молодость, уверенность в себе, обилие замыслов не способствовали углубленной, созерцательной, неторопливой работе.

Картина Яблонской «Перед стартом» с большим успехом выставлялась на одной из послевоенных всесоюзных выставок и была выдвинута на Государственную премию. И вдруг вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» — об опере Мурадели и др., наносившее удар по «формализму». На картину «Перед стартом» сразу посыпалась острая критика, ни о какой премии уже не могло быть и речи. Ее сняли с подрамника, и она долго валялась в подвалах Музея украинского искусства. Картина интересна и сейчас, но удивительно, что в ней так раздражило ревнителей искусств?

Т. Яблонская, «Перед стартом», 1947 год

Все это, конечно, действовало угнетающе — как-никак была сталинская эпоха. Но Яблонскую выручали любовь к жизни и восторженность. Картину «Хлеб» (1949 год) она писала «с полнейшей отдачей, с сердцем, полным любви к этим женщинам, к зерну, к солнцу». Картина «Хлеб», в сюжете которой художник, как теперь выражаются, «идеализировал социалистический труд колхозного крестьянства», принесла Татьяне Яблонской официальное признание. Нам кажется, что пафос этого полотна гораздо шире, живей и глубже, и не случайно в 1950 году за данное произведение художница была представлена не только к Государственной премии СССР, но и получила высокую оценку искушенных западных ценителей искусства: в 1958 году удостоилась Бронзовой медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

«При работе над картиной “Хлеб” я больше всего старалась передать восторг от самой жизни, передать правду жизни, — вспоминала художница. — Ни о какой самодовлеющей “живописности” я не думала. Помню, в то время ко мне пришла группа львовских художников во главе с Григорийчуком. Сначала был разговор о “завзятости” главной героини, о том, что я сама по своему духу очень на нее похожа и пр., а потом стали говорить “о кольорах и валерах”. Я помню, каким мне это тогда показалось смешным, наивным и провинциальным! Что нужно еще, кроме правдивого изображения жизни? Я не осознавала, что все же в картине “Хлеб” живописная задача получилась — сочетание теплого зерна, синих юбок, белых платков и сорочек создавало живописную игру…»

Т. Яблонская, «Хлеб», 1949 год

«После «Хлеба» я уже начисто забыла все живописные задачи. Жизнь, жизнь, жизнь! А я занималась “настоящим искусством”. В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И все казалось хорошо, “художественно”. Противная, антиживописная картина “Утро”. А ведь по замыслу неплохая. Но по живописи она абсолютный ноль. Все мои былые ощущения наглухо затянулись. И Волобуев, тогда мой сосед по мастерской, говорил, что я абсолютно не способна понять, что такое живопись»? - вспоминала Татьяна Ниловна.

Т. Яблонская, «Утро». 1954 год

Понятны самокритичность и рефлексия мастера, у всякого мастера всегда есть свой Волобуев, однако оценивает работы не только и не столько сам художник, и не только Волобуев; есть ведь еще и люди, для которых и создаются полотна, есть еще и Высший судия. Картина «Утро», которую Яблонская оценивает столь жестко, памятна нам по многим репродукциям и, кажется, не утратила свежести. За 20 лет, прошедших с момента распада СССР, мы уже отчасти пришли в себя настолько, чтобы не клеить на наших живописцев ярлыки «соцреализма», «певца режима». Разве ложны, неискренни и несправедливы слова из школьного сочинения, написанные к этому полотну: «Картина Т. Н. Яблонской “Утро” несёт бодрость и неподдельную радость встречи нового дня. Яркие лучи раннего весеннего утра врываются в комнату сквозь открытые настежь двери балкона. “Здравствуй новый день!” — с этими словами девочка вскакивает с кровати навстречу солнцу. За окном — утренний туман, но веселые лучи пробивают его, пробуждая всё вокруг...»

Интересна также и история дочери Т. Яблонской Елены, изображенной на картине «Утро». Когда она училась в Москве в Строгановском училище, в нее влюбился молодой художник, у которого эта картина с юности висела дома на стене. И стал супругом Елены.

К слову, пошли по стопам матери, став художницами, все три дочери Т. Яблонской — Ольга, Елена и Гаянэ. Гаэнэ Атаян рассказывала: «Мама всегда была очень строга к себе. Иногда она жгла свои забракованные работы целыми рулонами. Это было своего рода самоочищением для движения вперед». Строгость к себе заметна и по дневниковым высказываниям Т. Яблонской.

Т. Яблонская, «Осенний портрет (Портрет Г. Атаян)», 1989 год

Во время политической «оттепели», после развенчания культа личности, началось оживление в искусстве, и Яблонская, по ее признанию, почувствовала тупик в своих картинках «на детскую тематику». Художнице помогло Закарпатье, его интересная школа живописи, свежее восприятие работ Эрдели, Коцки, Манайло, Шолтеса, Глюка, Бокшая, вливших живую струю в искусство. Помогла и поездка в Армению. Яркие работы армянских и закарпатских художников показались Яблонской гениальными по сравнению «с украинской серятиной» (по ее же выражению).

В творчестве Яблонской начался своеобразный период увлечения декоративным искусством, национальной формой. Художница начала поиски в области стилизации. «Мне тогда казалось: чем ярче — тем лучше. Яркости обыкновенных масляных красок мне не хватало. Как я радовалась, достав из типографии розовую краску невероятной интенсивности — родомин!»

Т. Яблонская, «Чайная», 1967 год

Очень важные впечатления принесла поездка в Италию в 1972 году. Там Яблонской удалось вновь открыть для себя искусство раннего Возрождения, которое поразило ее высочайшей духовностью и искренностью. Впоследствии художница в мемуарах делилась впечатлениями, которые, как видим, не утратили актуальности: «По сравнению с высоким, искренним и чистым искусством Пьеро делла Франческа, Мазаччо, Гоццоли, Гирландайо, Мантеньи наши поиски показались мне самовлюбленным кривляньем. Все западное искусство, с которым я тогда познакомилась в Венеции на биеннале, представилось каким-то бредом. Лишь бы оригинально, лишь бы выделиться, доказать, что ты талантливее, находчивее других. Шокировать, эпатировать. Зачем? В вихре сменяющихся «измов» мимолетно блеснуть своим «я»? В погоне за оригинальностью уже давно нет искусства. Отрицается все. Неужели искусство действительно не нужно? Все тлен, все разложение? Пустота и даже что-то — по ту сторону пустоты? Все — бессмыслица. Абсурд. Неужели это так? Все-таки хочется верить, как верил Сент-Экзюпери, в необходимость для людей чего-то духовно высокого. Иначе человек, по его словам, превратится в цивилизованного дикаря. Хочется верить в то, что искусство нужно людям. Иначе в нем бессмысленно работать. И нужно оно не только для того, чтобы отдохнуть от забот в борьбе за существование, от суеты, а, главное, для того, чтобы обогащать человека духовно, поддерживать и будить в нем человеческие чувства, чувства гармонии, единения с природой, добра. Да, проще — «любви, добра и красоты», как сказал Лермонтов. Вот именно так. Только для этого и должно существовать искусство. И поэзия, и музыка, и живопись. Чтоб человек был и оставался человеком. Вносить свою, хоть крохотную лепту в это, самое важное для человечества, дело. Все остальное — антигуманно, антиморально, греховно. Может быть, это слишком наивно и упрощенно? Но, наверное, это главное. Я сейчас в это верю».

Татьяна Яблонская. Автопортрет

А. Барбарук-Трипильский замечает, что в независимой Украине Яблонскую признали прижизненным классиком. В 1998 году президент Л. Кучма и председатель Верховной Рады В. Литвин возглавили чиновнический «десант» в переулок И. Марьяненко на Печерске, где последние 40 лет жила художница. Шевченковскую премию Яблонской вручили дома. И ее никто не укорял за Сталинские премии, соцреализм и общественную карьеру в советское время. Потому что в творчестве Яблонская на самом деле всегда была новатором.

Незадолго до кончины художницы состоялась скандальная выставка в Музее русского искусства в Киеве, где были выставлены подделки работ советских украинских художников, в том числе и Татьяны Яблонской. Не секрет, что после подобных «легализаций» через музеи подделки продаются по колоссально высоким ценам. К тому же масса картин Т. Яблонской разлетелась по всему свету. Поэтому установить сегодня полный перечень всех работ Т. Яблонской не представляется возможным.

Татьяна Ниловна работала до последнего дня. После инсульта в 1999 году она была прикована к инвалидному креслу, правая рука была парализована. Она перестала писать маслом, но продолжала рисовать пастелью, которую приходилось держать в левой руке. В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры. Напрашивается параллель со знаменитым импрессионистом О. Ренуаром, который в конце жизни почти не мог держать кисть из-за ревматизма, но продолжал писать. Последней его работой стал натюрморт с букетом анемонов, собранных в его саду.

«Я счастлива в своем ограниченном пространстве, — говорила Т. Яблонская, — Я оптимистично воспринимаю жизнь, особенно сейчас, когда открылась какая-то счастливая полоса творчества, я увидела, что писать можно то, что вокруг, воспроизводить мир счастливый, мир, который смотрит на меня. Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой поэтической прозрачной пеленой, как бы запоет что-то внутри. Какое-то волшебное поэтическое состояние разольется... и обычный кусок двора озаряется изнутри каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…»

Татьяна Яблонская скончалась 17 июня 2005 года. В день смерти она нарисовала букет колокольчиков.

Т. Яблонская, «Колокольчики»

«Хлеб - всему голова», - гласит русская пословица. Трудно представить себе стол русского человека без хлеба, его одного бывает достаточно, чтобы наесться. За хлеб боролись и умирали, хлеб снился голодным в блокадные годы во сне, ради него они готовы были пожертвовать любой имеющейся ценностью. Чтобы испечь булку хлеба, нужен слаженный труд далеко не одного человека: один сеет, другой ухаживает, третий собирает, четвертый мелет, пятый печет хлеб. Хлеб хранит тепло людских рук. Считается, если к будущему хлебу относятся как к живому, с любовью и уважением, то и получится он вкусным и долго не зачерствеет.

Всю важность такого отношения к хлебу смогла показать в своей послевоенной картине «Хлеб» русская художница Татьяна Ниловна Яблонская.

На картине изображено лето 1949 года. Не так давно отгремела страшная война, но на картине нет ни капли горести или сожаления. Мы видим радостные, полные энтузиазма лица простых людей, рабочих колхоза. Пейзажа в картине почти не видно, он показан как темные мазки леса на заднем плане. Главное в картине эмоции людей. Это колхозники во время страды. Тяжелая пора настала для них: целый день они проводят в полях на жарком солнце. Но все веселы и готовы идти дальше.

Это становится понятно по лицам двух колхозниц, изображенных на первом плане. Они собирают зерна в мешки. Одна из женщин одета в зеленую юбку, рубаху в горошек и светлый платок. Она завязывает уже полный мешок, весело улыбаясь. Вторая стоит и закатывает рукава белоснежной рубашки, чтобы те не мешали работать. Она широко улыбается. Обе женщины рады, что урожай удался и их колхоз, да и вся страна не будет голодать, как это могло быть в военные годы.

За женщинами мы видим много других колхозников, мужчин и женщин. Все они занятый работой. Кто-то также наполняет мешки, кто-то грузит их на машины. Все работают слажено.
Изобразив всего лишь один момент рабочего послевоенного лета, Татьяна Яблонская стремилась показать, как важно уметь радоваться жизни, уметь идти вперед к своим мечтам, как важна помощь в этом деле друг другу. Если люди имеют одно общее стремление, у них все обязательно сбудется. Как сбылась мечта этих колхозников - страна была восстановлена, людям больше не пришлось голодать и мечтать о хлебе лишь в мучительных снах.

«В полном разгаре страда деревенская". На току работают люди, не считаясь с временем суток, с усталостью, хлеб надо убрать!

Постаревший отец,
Седину шевеля,
Говорил у крыльца
Тихим голосом сыну,
Провожая его в
Первый раз на поля.

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб - всему голова,
Хлеб - всему голова.

Тимошин Александр

»В полном разгаре страда деревенская». На току работают люди, не считаясь с временем суток, с усталостью, хлеб надо убрать!
Колхозный ток, где подготавливают зерно к хранению переполнен людьми, работают машины но главное внимание художницы приковано к людям. Они кормят страну хлебом и мастер показывает нам, как нелегок их труд.
В центре изображена группа из трех женщин, занятых своим делом Одна вяжет мешки, другая что-то говорит через весь ток, а дальше показаны группы людей, занятых погрузкой готовых мешков на машины. Но главное богатство этой картины - зерно. Золотым руном лежит оно под ногами, ручьем льется из веялок, горой лежит в центре картины.
Яблонская хорошо показала напряжение трудовых будней колхозников, их тяжелый труд. И хорошо, что не иссякает поток зерна, чем больше его, тем лучше будут жить люди.

Описание картины Яблонской «Хлеб»

Татьяна Ниловна Яблонская написала свою известную картину «Хлеб» в 1949 году.
Прошло совсем мало времени после окончания войны.
Люди радуются мирному времени, чистому небу, теплому солнцу, да и вообще каждой мелочи.
Они так долго шли к победе, что теперь радуются каждому новому дню.
Главный акцент на картине сделан на зернах пшеницы, они повсюду.
Именно из этих зерен, сделают муку, и крестьяне будут обеспечены хлебом.

На первом плане женщины, которые подняли подолы юбок повыше, чтобы они не мешали работе.
Они улыбаются теплому солнечному дню, а большой урожай зерна делает их счастливыми.
Женщины собирают хлеб и ссыпают зерна в мешки.
Чуть поодаль также стоят женщины и о чем-то разговаривают в процессе работы.
Никто не ленится, все знают, что благодаря удачному урожаю они не будут голодать.
Ноги женщин утопают в зерне, как в расплавленном золоте, которое блестит на солнце.

Собрали уже много зерна, вон, сколько мешков стоит подальше.
Там мужчины грузят их в машины, чтобы увезти с поля в деревню.
Народу много, все дружно работают и такая работа совсем не в тягость.
Люди радуются богатому урожаю и возможности жить мирно и спокойно.
Горячее солнце дарит свое тепло, а хорошая погода поднимает настроение.
Зерна рассыпаны по всему полю, они хранят тепло и сверкают в солнечных лучах.

Кроме поля на картине нет никакого пейзажа.
Только вдалеке можно увидеть темный лес, стоящий как стена.
Художница хотела показать, что уборка хлеба не тяжелая обязанность, ведь хлеб основной продукт на каждом столе, без него наша жизнь невозможна.
Для сельских жителей отличная погода и богатый урожай уже повод для радости.
А факт того, что закончилась война, заставляет радоваться буквально каждому дню и не важно, солнечная или пасмурная погода на улице.
Труд крестьян важен, ведь именно он кормит всех людей.

Мы видим, что на картине изображены женщины, которые заняты уборкой сена, они косят его, собирают в стога. На переднем плане мы видим мешки, и кажется туда ссыпают зерно, которое изготавливается в машинах, своеобразных станках, которые стоят на заднем плане. Это лето, поле, очень жарко. На картине изображена кипящая работа.

Какие обязанности они выполняют?

Девушки выполняют обязанности уборщина хлеба и того, кто перерабатывает сено. По сути, их функция – работа в поле.

Смог ли художник отразить отношение людей к труду?

Да, думаю, что художница смогла передать отношение изображенных девушек к труду. Мы видим, что девушки радостные, смеются, общаются, а в их руках работа буквально горит. Кажется, они действительно испытывают восторг и радость от того, чем они занимаются каждый день.

Всмотритесь в их лица: какие чувства испытывают труженики от процесса труда?

Вообще, на картине изображены много женщин, по крайней мере, на переднем плане. Они общаются между собой, с теми, кто стоит на заднем плане картины, кто работает на тракторах и занят другими функциями. Кажется, что все работники действительно заняты важным рабочим процессом, они получают от этого радость и не собираются отвлекаться ни на что-то еще.