Эссе о классической литературе. Классика значит - устаревшее.Споры по поводу

Устарела ли русская классика.
Учитель Сайфутдинова Алльфия Хазимулловна.
Признаюсь честно: меня смутила такая постановка вопроса. Первый порыв был ответить утвердительно. Но не всегда стоит доверяться первому порыву. Нужно подумать. Тем более, что вопрос этот очень сложный и на него нельзя ответить однозначно. Может быть, в школе стоит изучать не только классическую литературу, но и другие, скажем так, не совсем или совсем не классические произведения, чтобы показать все преимущества классики. А они, я считаю, очевидны. Сначала выясним, что такое классика? «Классика- это произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры» - так написано в Советском энциклопедическом словаре. Кого обычно в России относят к классикам? Конечно, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.А.Шолохова и многих-многих других. Список слишком велик, чтобы огласить его полностью. Начнём с А.С.Пушкина, которого называют родоначальником русской реалистической литературы. Всем известны его замечательные сказки, в которых столько житейской мудрости: знай меру («Сказка о рыбаке и рыбке»), не жадничай («Сказка о попе и работнике его Балде»), не будь спесивой и завистливой («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»). Разве могут они, т.е. сказки, устареть? А его стихи о любви? Ведь в них женщина-мадонна, богиня, «гений чистой красоты». Восхищаюсь благородством поэта, который писал: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.Нет, никогда не устареют любовь, нежность, благородство, гуманизм. Хочется сказать и о М.Ю.Лермонтове, преемнике А.С.Пушкина. Я пока не читала его роман «Герой нашего времени», но мы изучали «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», «Демон», читали много стихов. Мне всегда был симпатичен Демон, потому что в каждом из людей- свой Демон, противоречивый, ищущий, непримиримый, несчастный. Я всегда удивляюсь тому, насколько правы оказывались наши классики, удивляюсь их мудрости, прозорливости, их бесстрашию. Вспомним строчки из стихотворения «Смерть поэта», посвященного А.С.Пушкину: Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, гения и славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда- всё молчи…Сколько боли и ненависти! А с какой щемящей нежностью поэт пишет о родине: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берез.Особенно трогают последние строчки. Ну разве это может устареть? Конечно, XIX век – золотой век русской литературы! Там каждый – классик. Но нельзя оставить без внимания и XX век. Именно он дал миру русских писателей-лауреатов Нобелевской премии в области литературы:
1. Иван Бунин (1933г). За строгое мастерство, с которым он развивает традиции классической прозы.2.Борис Пастернак (1958г). За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа.3.Михаил Шолохов (1965г). За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломанное для России время.4.Александр Солженицын (1970г). За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы.5.Иосиф Бродский (1987г). За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии. Фамилия И.Бродского мне пока ни о чем не говорит, а о Солженицыне А.И. знаю, что он жил в США (его выслали из СССР), а потом вернулся в Россию. М.А.Шолохов- это «Тихий Дон». О Б.Пастернаке тоже знаю только, что он лауреат Нобелевской премии. А вот И.А.Бунин мне ближе: мы читали его стихи, читали рассказы из «Тёмных аллей»: «Темные аллеи»; «Кавказ»; «Холодная осень». Последний рассказ мне особенно нравится. Он обо всем: о любви, о войне, о судьбах многих людей в переломную эпоху. Главная героиня рассказывает о своей жизни, рассказывает без эмоций, без всхлипываний, но это не от чёрствости, а потому что она мужественная, благородная и скрытная (поэтому мы не видим эмоций). В начале рассказа мы видим героиню с женихом накануне первой мировой войны. Был чудесный осенний вечер, они гуляли, всё было хорошо до тех пор, пока он не сказал: «Если меня убьют, ты… не сразу забудешь меня?» На невесту повеяло холодом; она почувствовала беду. Так оно и случилось, его убили через месяц. И еще он, великодушный, благородный, сказал: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». Она жила, но радости и счастья не было. Все рухнуло. Война разрушила ее женское счастье, революция лишила ее всего. Кульминационной в рассказе можно считать последнюю сцену, когда героиня понимает, что тот вечер был некой высшей точкой, после которой начался спад. Рассказ многозначен, как, впрочем, и все произведения русской классики. Они заставляют думать, рождают ассоциации. Я знаю, не все с этим согласны. Для кого-то классика – это скука. Но я никогда с этим не соглашусь. Недавно мы читали рассказ Л.Н.Толстого «После бала» (рассказ мне понравился). А потом нам задали читать повесть «Хаджи- Мурат». Я его решила поискать в интернете. Пока искала, попала на форум, где как раз обсуждался вопрос о том, устарела ли классика. И вот что было написано об этой повести: «Если бы российское правительство любило читать великих писателей, а главное - делать выводы из того, что они прочитали, то, может быть, не было бы такой странной войны с Чечнёй. Ведь Толстой, как гений, всё рассказал о чеченском характере, как никто другой. Без ругани, дешёвых проклятий и т.д. Предсказал, но к нему, естественно, никто не прислушался! Да в общем-то многие великие писатели были и предсказателями,» - так написал один из Сообщества «Любителей книги» (И он, я думаю, прав.) Значит, есть они, любители книги, значит, не устарела классика. Но, увы, не для всех. На дворе XXI век, девчонки читают «Пятьдесят оттенков серого» (я не читала, сказали, что нужно подрасти). Может быть, лучше прочитать « А зори здесь тихие» Б.Васильева, или «Судьбу человека» М.Шолохова, или «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого? Вот это поистине вечные книги, они о войне, о людях, которые жертвовали собой, которые сделали всё для Победы, которой в этом году исполнится 70 лет. Вот эти книги точно не устареют, потому что в них написано о том, чего нельзя забывать. Читаешь их, переживаешь, сострадаешь и испытываешь гордость за то, что были такие люди: мужественные, сильные, настоящие. Вот на таких надо равняться! Вечных книг много, обо всех не напишешь, как бы этого ни хотелось. Хочется и писать, и размышлять, чтобы всем доказать: нет, не устарела русская классика. Она по – прежнему будоражит умы и сердца людей, потому что она сеет «разумное, доброе, вечное», она проповедует вечные ценности: добро, честность, человечность. Классика не устарела, так как в ней рассматриваются актуальные во все времена проблемы: добра и зла, любви и ненависти, эгоизма и самопожертвования. В классических произведениях можно найти ответы на многие вопросы. И я призываю всех: «Читайте классику, и ваши души станут богаче и чище!»

Скажу сразу - ИМХО.

Сейчас ни один человек на свете не заставит меня читать классическую литературу. Не важно – нашу или зарубежную.

Мне в красках рассказывают, как заново открыли для себя Гоголя! Достоевского! Чехова! или Толстого! Только не соблазнить меня уже ни одним из этих имён. Поезд ушёл, уже вечер, и мне легко и прекрасно жить... и без классики.

Кстати, о Толстом…

Если взять «Войну и мир», то даже… не очень умному человеку понятно, что книгу Лев Николаич писал не для нас, простых людей.

Представьте себе подростка лет четырнадцати, времён Застоя, который в подстрочной зоне мелким шрифтом читает огромный роман, потому что в строчной части он написан на французском языке…

Ну, представили? Нет? Ха!!! Мы читали! Все диалоги представителей высшего света мы читали в подстрочной зоне!

Мало того, их рассуждения о судьбах мира, изложенные на сотне страниц, нужно было проанализировать, найти зерно и написать сочинение.

Ну да, я писала хорошие сочинения. Некоторые из них даже были препровождены в школьный музей. Но читать снова «Войну и мир» я не буду ни за какие коврижки.

Вот кто-нибудь мне объяснит, почему влюблённую Наташу Ростову, которая решилась убежать с любимым человеком, схватили, остановили, быстро выдали замуж за Пьера (Андрей Балконский сразу от неё отказался!) и успокоились – теперь никуда не денется?

Разумеется, сейчас я знаю, в чём там было дело. Но в юности – убейте, но я Наташиных родственников не поняла. Поняла, что она была несчастна, но способ решения проблемы мне не понравился. Я считала это несправедливым.

Благородство, по всех видимости, было уделом незаконнорожденных детей, но не детей княжеского рода. И что-то я не помню, чтобы Толстой об этом распространялся и осуждал.., хотя..., может, и осуждал, а то не написал бы об этом...

Впрочем, дело не в самом Льве Николаиче, дело в том, что прежде, чем читать такие большие (я бы сказала эпические и классические) произведения, детей надо готовить к ним на протяжении нескольких недель: рассказывать о времени, исторических событиях, на фоне которых происходит действие, обычаях, представлениях людей того времени, политике государства, роли дворянства в этой политике, роли женщины и её месте и т.д.

Потому что ребёнок не поймёт мотивов, которые двигали героями в разных ситуациях, а, следовательно, не поймёт, зачем нужен был весь этот сыр-бор.

Да, мне где-то в чём-то обидно, что, зная сейчас детали той жизни, я всё равно ни за что не буду перечитывать «Войну и мир» (а вместе с ней и всю остальную классику, которую я прочла).

Желание отбито давно и надолго.


Да что я! Мне жаль современных учеников – Учителей-Комментаторов классики можно искать днём-с-огнём, ночью... без огня, повсеместно и… бесполезно.

А моя мама часто говаривала – хотите красиво излагать свои мысли? Читайте классику!

Впрочем, вернёмся к нашим баранам. Итак, есть люди, которые заново открывают для себя классическую литературу. Я за них очень рада, потому что человеческие ситуации, эмоции и проблемы не просто стары, как мир - они носят ветхозаветный характер.

Кому из писателей удаётся отразить на бумаге вечный смысл таких понятий, как Бог, Любовь, Жизнь, Смерть, Гордость, Сила, Оптимизм, Печаль, Жертвенность, Героизм, Ненависть, Величие, Подвиг - тот становится Классиком.

Конечно, мне проще об этом рассуждать - я прочитала ВСЁ, что было в программе классической советской школы, и даже больше (особенно из зарубежных классиков), но я нахожу в современной литературе достаточно много писателей, которые прекрасно справляются с этой нелёгкой задачей - писать о Вечном!

Роскошным русским языком написаны, например, книги Сергея Алексеева, Валерии Вербининой, Татьяны Устиновой и других писателей. Казалось бы, в их книгах всегда есть остросюжетная основа, они построены на исторической реальности, вечные истины присутствуют в каждом романе наравне с юмором, иронией и приметами времени. Но наибольшее удовольствие я получаю именно от языка, на котором эти книги написаны.

Обширная лексика, великолепные обороты речи, описание эмоций и поступков, борьба добра и зла, глупость и нелепые ситуации, смех и слёзы, верность и предательство - всё есть в этих романах, которые я перечитываю уже много лет. Вот перечитываю и радуюсь, что есть отдохновение сердцу и уму, есть боль утраты и счастье любви, есть Бог, а, значит, всё будет, как надо.

И становится ясно, что у Классики нет пределов, пока кто-то сопереживает героям, проживает с ними жизнь, проникается их страданиями, смеётся вместе с ними над невзгодами и побеждает себя.

Устарела ли русская классика.

Учитель Сайфутдинова Алльфия Хазимулловна.

Признаюсь честно: меня смутила такая постановка вопроса. Первый порыв был ответить утвердительно. Но не всегда стоит доверяться первому порыву. Нужно подумать. Тем более, что вопрос этот очень сложный и на него нельзя ответить однозначно. Может быть, в школе стоит изучать не только классическую литературу, но и другие, скажем так, не совсем или совсем не классические произведения, чтобы показать все преимущества классики. А они, я считаю, очевидны.
Сначала выясним, что такое классика? «Классика- это произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры» - так написано в Советском энциклопедическом словаре. Кого обычно в России относят к классикам? Конечно, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.А.Шолохова и многих-многих других. Список слишком велик, чтобы огласить его полностью. Начнём с А.С.Пушкина, которого называют родоначальником русской реалистической литературы. Всем известны его замечательные сказки, в которых столько житейской мудрости: знай меру («Сказка о рыбаке и рыбке»), не жадничай («Сказка о попе и работнике его Балде»), не будь спесивой и завистливой («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»). Разве могут они, т.е. сказки, устареть? А его стихи о любви? Ведь в них женщина-мадонна, богиня, «гений чистой красоты». Восхищаюсь благородством поэта, который писал:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Нет, никогда не устареют любовь, нежность, благородство, гуманизм.
Хочется сказать и о М.Ю.Лермонтове, преемнике А.С.Пушкина. Я пока не читала его роман «Герой нашего времени», но мы изучали «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», «Демон», читали много стихов. Мне всегда был симпатичен Демон, потому что в каждом из людей- свой Демон, противоречивый, ищущий, непримиримый, несчастный.
Я всегда удивляюсь тому, насколько правы оказывались наши классики, удивляюсь их мудрости, прозорливости, их бесстрашию. Вспомним строчки из стихотворения «Смерть поэта», посвященного А.С.Пушкину:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, гения и славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда- всё молчи…
Сколько боли и ненависти! А с какой щемящей нежностью поэт пишет о родине:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берез.
Особенно трогают последние строчки. Ну разве это может устареть?
Конечно, X I X век – золотой век русской литературы! Там каждый – классик. Но нельзя оставить без внимания и XX век. Именно он дал миру русских писателей-лауреатов Нобелевской премии в области литературы:

1. Иван Бунин (1933г). За строгое мастерство, с которым он развивает традиции классической прозы.
2.Борис Пастернак (1958г). За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа.
3.Михаил Шолохов (1965г). За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломанное для России время.
4.Александр Солженицын (1970г). За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы.
5.Иосиф Бродский (1987г). За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии.
Фамилия И.Бродского мне пока ни о чем не говорит, а о Солженицыне А.И. знаю, что он жил в США (его выслали из СССР), а потом вернулся в Россию. М.А.Шолохов- это «Тихий Дон». О Б.Пастернаке тоже знаю только, что он лауреат Нобелевской премии. А вот И.А.Бунин мне ближе: мы читали его стихи, читали рассказы из «Тёмных аллей»: «Темные аллеи»; «Кавказ»; «Холодная осень». Последний рассказ мне особенно нравится. Он обо всем: о любви, о войне, о судьбах многих людей в переломную эпоху. Главная героиня рассказывает о своей жизни, рассказывает без эмоций, без всхлипываний, но это не от чёрствости, а потому что она мужественная, благородная и скрытная (поэтому мы не видим эмоций). В начале рассказа мы видим героиню с женихом накануне первой мировой войны. Был чудесный осенний вечер, они гуляли, всё было хорошо до тех пор, пока он не сказал: «Если меня убьют, ты… не сразу забудешь меня?» На невесту повеяло холодом; она почувствовала беду. Так оно и случилось, его убили через месяц. И еще он, великодушный, благородный, сказал: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». Она жила, но радости и счастья не было. Все рухнуло. Война разрушила ее женское счастье, революция лишила ее всего. Кульминационной в рассказе можно считать последнюю сцену, когда героиня понимает, что тот вечер был некой высшей точкой, после которой начался спад. Рассказ многозначен, как, впрочем, и все произведения русской классики.
Они заставляют думать, рождают ассоциации.
Я знаю, не все с этим согласны. Для кого-то классика – это скука. Но я никогда с этим не соглашусь. Недавно мы читали рассказ Л.Н.Толстого «После бала» (рассказ мне понравился). А потом нам задали читать повесть «Хаджи- Мурат». Я его решила поискать в интернете. Пока искала, попала на форум, где как раз обсуждался вопрос о том, устарела ли классика. И вот что было написано об этой повести: «Если бы российское правительство любило читать великих писателей, а главное - делать выводы из того, что они прочитали, то, может быть, не было бы такой странной войны с Чечнёй. Ведь Толстой, как гений, всё рассказал о чеченском характере, как никто другой. Без ругани, дешёвых проклятий и т.д. Предсказал, но к нему, естественно, никто не прислушался! Да в общем-то многие великие писатели были и предсказателями,» - так написал один из Сообщества «Любителей книги» (И он, я думаю, прав.) Значит, есть они, любители книги, значит, не устарела классика. Но, увы, не для всех.
На дворе XXI век, девчонки читают «Пятьдесят оттенков серого» (я не читала, сказали, что нужно подрасти). Может быть, лучше прочитать « А зори здесь тихие» Б.Васильева, или «Судьбу человека» М.Шолохова, или «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого? Вот это поистине вечные книги, они о войне, о людях, которые жертвовали собой, которые сделали всё для Победы, которой в этом году исполнится 70 лет. Вот эти книги точно не устареют, потому что в них написано о том, чего нельзя забывать. Читаешь их, переживаешь, сострадаешь и испытываешь гордость за то, что были такие люди: мужественные, сильные, настоящие. Вот на таких надо равняться!
Вечных книг много, обо всех не напишешь, как бы этого ни хотелось.
Хочется и писать, и размышлять, чтобы всем доказать: нет, не устарела русская классика. Она по – прежнему будоражит умы и сердца людей, потому что она сеет «разумное, доброе, вечное», она проповедует вечные ценности: добро, честность, человечность. Классика не устарела, так как в ней рассматриваются актуальные во все времена проблемы: добра и зла, любви и ненависти, эгоизма и самопожертвования. В классических произведениях можно найти ответы на многие вопросы. И я призываю всех: «Читайте классику, и ваши души станут богаче и чище!»

Сочинение

Взрослые постоянно твердят, что классика вечна, что это шедевры, которые должен знать каждый уважающий себя человек. Но вот вопрос: почему классика — это шедевры, что она дает человеку и актуальна ли она сейчас?

Честно говоря, читая Шекспира или Карамзина, трудно в этом разобраться. Продираясь сквозь дебри их, уже во многом непонятного современному человеку, языка, думаешь: «Какой-то простой сюжет, сказочно-фантастическая история. Разве она имеет отношение к сегодняшней жизни, к моей жизни?»

Однако, если преодолеть этот «языковой барьер», внимательно прочитать и подумать над произведениями классиков (Пушкина, Гоголя, Толстого, Тургенева, Чехова, Булгакова), то становится понятно, что классика не устарела. Больше того, она не может устареть, потому что говорит о тех проблемах, которые волнуют человека во все времена. А люди, как известно, в самом главном не меняются. Об этом сказал еще булгаковский Воланд: «…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»

Добро и зло, любовь и ненависть, смысл жизни, тайна смерти, законы устройства Вселенной, место человека в этом мире — обо всем этом размышляют писатели-классики и помогают своим читателям (независимо от века, в котором те живут) найти ответы на важнейшие вопросы бытия. Нужно лишь уметь за ворохом кринолинов или звоном шпаг, за антуражем убогой деревенской избы увидеть характеры и ситуации, которые вечны.

Больше того, я думаю, в одном из этих «классических» характеров читатель обязательно найдет себя или своих знакомых, встретит жизненную драму, схожую с его. И это, возможно, поможет современному человеку ответить на мучающий его вопрос, разрешить какой-то конфликт или просто посмеяться над жизнью.

В этом — «практическая», но и высшая польза классики. И именно поэтому взрослые настаивают на ее знании. Классическая литература — это «учебник жизни», сеанс высококлассной психотерапии, который доступен всем, кто умеет читать.