Экскурсия в Извару (усадьба Рериха). Божественная усадьба рериха

Усадьба Н.К.Рериха в п. Извара

В XII – XV веках на Ижорской возвышенности стояло поселение Взвар. В XVII веке по Столбовскому договору эти земли были отданы Швеции, и на месте Взвара появился Исвархоф (Мыза Изварская). В начале XVIII века эта местность принадлежала графу Михаилу Шереметьеву, сыну известного полководца Бориса Шереметьева. Усадьба много раз продавалась, пока в 1872 году ее не приобрел нотариус Санкт-Петербургского окружного суда Константин Рерих. Спустя два года в семье Рерихов родился сын Николай. Летние месяцы семья проводила в Изваре, и детские и юношеские годы Николая Рериха тесно связаны с этим краем: «Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре» - писал художник впоследствии. Ижорская земля хранит множество памятников старины. В местной библиотеке мальчик нашел серию книжечек былей и сказаний о Ледовом побоище, о княгине Ольге, о Куликовской битве, все это вызывало у будущего художника интерес к истории и культуре Руси. Не случайно значительная часть творчества молодого Рериха была посвящена историческим событиям. Его полотно «Гонец», представленное на выпускных экзаменах в Академии художеств, приобрел для своей галереи Третьяков.

Усадьба принадлежала Рерихам 28 лет, в 1900 году умер отец Николая, усадьба была продана. А на вырученные деньги молодой Рерих поехал учиться во Францию. Изварский период для него закончился, хотя вспоминал он свою милую малую родину всю жизнь и привозил туда впоследствии сыновей.

В усадьбе долгое время размещалась земледельческая колония, колония для несовершеннолетних. В 1974 году весь мир отмечал 100-летие со дня рождения художника. В том же году усадьбу начали реставрировать, возвращая ей первоначальный облик. В 1984 году в Изваре был создан мемориальный музей Николая Рериха. Старший сын Николая Рериха - Юрий, востоковед и тибетолог, привез в Россию картины отца, его книги, изданные за рубежом. Ныне они экспонируются в коллекции музея.

(Россия, Ленинградская область, Волосовский район, д. Извара)

С 30.09.2015 музей-усадьба Извара закрыта на ремонт. Планируя поездку, уточняйте информацию на официальном сайте

  • Сайт: http://www.roerich-izvara.ru/
  • Адрес музея: 188414, Россия, Ленинградская область, Волосовский район, д. Извара
  • Телефон: 8-813-73-73-273 – заказ экскурсий;
  • Тел./факс: 8-813-73-73-298
  • Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
  • Электронная почта: [email protected]
  • Режим работы: с 10-30 до 17-30, выходные дни – понедельник и вторник. Санитарный день – последняя среда каждого месяца
  • Съемка в музее: Фотографирование в музее – 60 руб. Съемка на видеокамеру – 150 руб.

Беззаветная любовь к Изваре созрела у выдающегося художника, философа, археолога и путешественника Николая Константиновича Рериха с самого раннего детства: «Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово... Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре... От большой дороги сворот в Извару. Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом.
И все так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы... Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками... По прямой аллее надо бежать к озеру. Ключи не замерзают зимою... На берегу озера молочная ферма - ферма из дикого камня - очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор...
Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба... Остались валы - отлично для игры в крепость». Рерих верно определил время постройки хлебного амбара - екатерининское.

Мызу Извару с деревнями в 1747 году Елизавета Петровна пожаловала тогда еще камер-юнкеру Карлу Ефимовичу Сиверсу, ставшему позднее генерал-поручиком, гофмаршалом, графом. Его наследники продали поместье в 1784 году Анне Ивановне Логиновой (1760—1838), жене полковника, унаследовавшего большое состояние отца-откупщика. Одновременно она приобрела мызы Лисинскую и Арбовицкую с деревнями и в каждой устроила по усадьбе.
В Изваре Анна Ивановна выбрала весьма выгодное место на берегу большого незамерзающего, питаемого донными ключами, Изварского озера, с западной стороны которого проходила дорога к Нарвскому тракту. Постройки она расположила в треугольнике, ограниченном озером, большаком и въездной дорожкой, отведенной от тракта под прямым углом. По обеим ее сторонам стояли усадебный дом, службы, напротив них до самого озера были насажены регулярный сад и огороды. Въездная дорожка переходила в тропинку, проложенную в лесу, а за ним в поле поставили амбары, один из которых сохранился до рериховских времен. Хозяйственный двор со всеми необходимыми в быту заведениями сформировали у тракта. Озеро имело причудливую форму, в виде четырех рукавов, на оконечности северного через протоку перекинули мост. Усадьба заняла 6 дес. 1371 кв. саж., водная акватория - 31 десятину.







Анна Ивановна Логинова завещала мызы Лисинскую и Арбовицкую старшей дочери Пелагее Ивановне Годейн, а Извару младшей - Елизавете Ивановне Раевской. Ее внук Михаил Федорович Хитрово в 1855 году продал изварскую вотчину штабс-капитану Константину Петровичу Веймарну. За семнадцать лет владения он полностью изменил усадьбу, снес все деревянные постройки, вдоль въездной дорожки, на месте пашен развел пейзажный парк, среди которого поставил каменный господский дом с деревянными крыльями, провел от него дорожку к озеру, увеличил фруктовый сад, заменил на хозяйственном дворе все постройки на каменные, сложенные из булыжника и грубоотесанных блоков. Массивной, почти циклопической кладки, они производили неизгладимое впечатление на маленького Рериха. Усадьба увеличилась до 9 десятин.
В 1872 году она перешла по купчей юристу, владельцу нотариальной конторы Константину Федоровичу Рериху (1837-1900), но оформлена была на его жену Марию Васильевну, урожд. Калашникову. В Изваре и прошло детство и юность Николая Константиновича Рериха (1874-1947).

Извара - финское название - большие холмы. Действительно, в окрестностях усадьбы, почти при каждой деревне были обширные курганные поля. Их раскопки приблизили Рериха к древнему миру, разбудили фантазию: «1896 год. Академия художеств. Уже складывается сюита „Славяне”. Задуманы „Гонец. Восстал род на род”, и „Сходятся старцы”, и „Поход”, и „Город строится”. Читаются летописи. Стасов открывает сокровища Публичной библиотеки. В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха. Нужно славянам и оружие. В придорожной кузне почерневший кузнец кует меч, железный, точь-в-точь как мы находили в курганах».
В 1897 году Рерих послал В. В. Стасову рисунок мансарды с надписью «моя комната, там работаю», что позволяет предположить время пристройки мастерской. Оформление мансарды и деревянных крыльев трехступенчатым завершением, башенками-пинаклями вписывается в архитектурные поиски конца XIX века.

Архивные материалы и публикации



После смерти Константина Федоровича Рериха Извару продали потомственному почетному гражданину, купцу Александру Петровичу Вернандеру, который поставил хозяйство на капиталистический лад - устроил заводы, мельницы, развел в озере форель. По его завещанию наследники продали имение в 1911 году. Губернское правление открыло в усадьбе сельскохозяйственную школу, комплекс каменных построек для нее с церковью в «русском» стиле возвели по проекту архитектора А. А. Яковлева.
Двадцать шесть лет жизни великого человека были связаны с Изварой. Сейчас здесь «Музей-усадьба Н. К. Рериха», сюда приезжают многочисленные поклонники его творчества и учения. Память о нем укрепилась в этой земле.
Летом 2016 г. в усадебном доме проводился ремонт, он был закрыт для посещений. Комплекс земледельческой школы в настоящее время пустует и разрушается. Находившиеся на окраине села огромные печи для обжига, также являвшиеся достопримечательностью – сровняли с землей — Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии.

Литература:
Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии, Спб., 2005, с. 118-122

Николай Константинович Рерих (биография)

Родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Санкт-Петербурге в семье известного юриста, принадлежавшего обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века.
Николай в детстве много читал, увлекался историей. В 1891 году друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника.

В 1893 году Рерих окончил частную гимназию Карла Мая, где с ним учились Александр Бенуа, Константин Сомов, Дмитрий Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где параллельно посещал лекции на историческом факультете.
В Академии художеств с 1895 года Рерих учился в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. В это время он тесно общался с художником и музыкальным критиком Владимиром Стасовым, композиторами Николаем Римским-Корсаковым, Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым, Антоном Аренским, художником Ильей Репиным и др. Уже в студенческие годы Рерих стал членом Русского археологического общества, проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В археологических экспедициях записывал народный фольклор.

В 1897 году окончил Академию художеств, в 1898 году - университет, и стал заместителем главного редактора журнала Императорского Общества поощрения художеств «Искусство и художественная промышленность».
В 1900 году Рерих учился в Париже в мастерских художников Пьера Пюви де Шаванна и Фернана Кормона. В 1901 году получил место секретаря Общества поощрения художеств, с 1906 года - директор Художественной школы Общества поощрения художеств. В 1909 году он стал членом Российской академии художеств, в 1910 году был избран председателем российского художественного объединения «Мир искусства».
В 1900—1910 годах Рерих - один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, а так же многих других организаций.

Как археолог Николай Рерих летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, обнаружил сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. Летом 1910 года обнаружил остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декоративной живописи. В 1903—1904 годах он предпринял путешествие по более чем сорока древнерусским городам, во время которого создал серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси. В 1906 году создал 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910), четыре эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). Им была оформлена церковь Св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911—1914), выполнены панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве (1915—1916).

Начиная с 1905 года, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Во время знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, в оформлении Николая Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Александра Бородина, «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, где Рерих был и соавтором либретто.
Рерих выступал также как мастер книжно-журнальной графики, оформив, в частности, издание пьес Мориса Метерлинка (1909).
С 1918 года Николай Рерих жил за границей: в начале 1920-х годов в основном в США; с 1923 года с перерывами, а с 1936 года постоянно - в Индии.

В 1920—1922 годах в Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств и другие культурно-просветительские объединения. В 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923—1928 годах Николай Рерих предпринял беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934—1935 годах - по Маньчжурии и Китаю.
В 1928 году в Индии был создан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». В 1931—1933 годах в рамках работы института Рерих провел ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев.

Основной темой художественного творчества Рериха в 1920—1940-е годы был Восток. Художник создал серию «Учителя Востока», серию, посвященную образам женщин («Матерь Мира»), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев и др. На первый план в его искусстве вышли философские поиски. Всего Николай Рерих создал свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии.
Богато литературное наследие Рериха. Он автор сборника стихов «Цветы Мории» (1921), прозаических книг эссеистского и дневникового характера «Пути Благословения» (1924), «Твердыня Пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936), «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927—1930) и др.
Духовное учение, провозглашенное Николаем Рерихом и его супругой Еленой, носит название Агни-Йога (или «Живая Этика»). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является важнейшей задачей земного сообщества.

В 1929 году Николай Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях. В 1935 году США и 20 стран Латинской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха. На основе этого документа в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Умер Николай Рерих в Кулу (Индия) 13 декабря 1947 года.
Николай Рерих с 1901 года был женат. Его супруга Елена Рерих (Шапошникова) (1879—1955) - философ, путешественник и общественный деятель. В браке родились два сына - востоковед Юрий Рерих (1902—1960) и художник Святослав Рерих (1904—1993).

Имя Николая Рериха носят Санкт-Петербургское художественное училище, теплоход, пик и перевал на Алтае, ледник и два перевала на Тянь-Шане. В 2013 году Международный астрономический союз назвал его именем кратер на Меркурии.
Памятники Николаю Рериху открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском крае.
С 1984 года в деревне Извара Ленинградской области действует Музей-усадьба Н. К. Рериха. С 1992 года в Москве существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем. Также в Музее искусства народов Востока есть специальный отдел искусства Николая и Святослава Рерихов.
В 2003 году была учреждена Международная премия имени Николая Рериха, которая вручается видным представителям отечественной и мировой культуры.

РИА Новости. Рудольф Кучеров
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Километры пути, наматываемые от Петербурга в погоне за ускользающим солнцем. Привычный пейзаж Ижорской равнины – бескрайние поля с яркими пятнами комбайнов и тракторов, убирающих августовский урожай;

грибные леса; дачные дома; развалины красно - кирпичных церквей на деревенских погостах; похожие друг на друга почтовые станции начала 18 века вдоль старинного Нарвского тракта.

Наша конечная станция – Извара. Родовое гнездо художника Н.К. Рериха. Наиболее сохранившаяся из усадеб Волосовского района.

Она запомнилась мне тишиной, уединением и внезапно нахлынувшим ощущением безысходности, когда с утра нам навстречу попались в хлам пьяные еще нестарые женщины. Обступили кольцом их детишки попрошайки: «Тетя, дай на хлебушко!»
Неприглядная действительность русского села, усугубляемая грязью после дождя и разрухой постсоветского времени: почти растасканный по кирпичикам колхозный элеватор, покосившиеся деревянные домишки на въезде, невзрачные пятиэтажки и разбитые окна в здании Земледельческой колонии, с торца которой неожиданно приютилась церковь Казанской иконы Божьей матери, ныне вновь действующая.

Впрочем, господский дом с псевдоготическими башенками теплого солнечного оттенка произвел приятное впечатление, как снаружи, так и внутри. Мне он даже показался обжитым, насколько может быть обжит музей. На резном крыльце нас встретили ласковые кошки, а кассирша, не испытывающая досады из-за отсутствия посетителей, уютно устроилась в кресле с клубком пряжи на коленях.


Дом полон воспоминаний, невидимых ниточек чужих судеб, угадывающихся в личных вещах: письмах, фотографиях, картинах. Скрипят под ногами полы, тикают настенные часы, торопливо деревянными ступеньками убегает на второй этаж лестница в святая святых – в мансарду, где творил художник.
Дом не тот, что был при его бывших владельцах. Тот, прежний, сгорел в 1947 году до каменного основания. Но позже был воссоздан по рисункам и подробным описаниям Н.К. Рериха.

Знаменитый художник любил Извару со всей силой первой пылкой юношеской любви. Он провел в родовом имении 26 счастливых лет жизни. И позже в письмах, дневниках не раз возвращался воспоминаниями к милому сердцу месту.
Здесь он познавал законы мироздания. Увлекся коллекционированием гербариев и минералов. Писал статьи для журналов о природе и животном мире.

С азартом охотился. Благодаря книгам из изварской библиотеки началось его увлечение русской историей и археологией.
Вокруг усадьбы в Волосовском районе сохранились древние курганы – захоронения славянских воинов. В здешних могильниках были обнаружены первые археологические находки Рериха. Экспедиции раскапывают металлические вещи прошлых веков и в наше время. Часть этих находок представлена в одном из залов музея Извары.

Но, главная ценность дома, на мой взгляд, это картины художника – оригиналы и репродукции с них. Рерих творил в мансарде - в небольшой уютной комнате, в которой от прежней обстановки сохранился только круглый стол и пять стульев, привезенные из квартиры художника.
На нереальные божественные краски Гималаев, созданные Рерихом можно смотреть долго, любуясь яркими, разнообразными удивительными оттенками гор. Рассказывают, что Юрий Гагарин, впервые увидевший землю из космоса, записал в бортовом журнале: «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Знаменательно, что в изварском усадебном доме состоялось заочное знакомство юного художника с Индией. Среди картин, украшающих гостиную, было полотно с изображением священной гималайской вершины Канченджанги. Рериху нравилось связывать название любимого родового гнезда с индусским словом Ishvara – Господь, Бог. Нравилась ему и семейная история, рассказывающая, что в соседнем имении Яблоницы во времена правления Екатерины 2 жил индийский раджа. Размышляя о своих корнях, художник замечал влияние индийской культуры на русскую.
И хотя приземленные историки переводят название «Извара» с финно-угорского, как «Большие холмы», мне, как и Рериху, хочется верить в божественное значение древнего места.

Сегодня от бывшей обширной усадьбы Рерихов, кроме дома и здания училища Сельскохозяйственной колонии, сохранились необычный амбар со столбами, сарай из камня с провалившейся крышей и небольшой парк с уникальными прудами.

Издали местные пруды напоминают заросшие ивами болота с валунами и камышами, как на картине Васнецова, где Аленушка грустит на камне. Но, если подойти ближе, можно увидеть свое отражение в чистейшей зеркальной родниковой воде.
С фасада дома сотрудниками музея разбит пестрый цветник. На березах висят кормушки для птиц. Аллеи парка тенистые, пропахшие грибной сыростью. С густым, будто застывшим воздухом, с зарослями репейника и крапивы вдоль гравийной дороги. Здесь даже лягушки сонные, не скачут от ног пешехода, куда глаза глядят, а смотрят на тебя внимательно, пытливо, будто знают большую тайну. Лягушки-царевны.

Иногда ради чего-то большего приходится отказываться от дорогого сердцу, жертвовать любимым. Кто знает, стал бы Рерих известным на весь мир художником, если бы в 1900 году его мать не продала родовое гнездо, и на полученные деньги он не поехал учиться живописи в Европу. Деньги дали художнику возможность путешествовать, познавать себя через мир.
Талант даруется свыше и предназначение каждого человека его развивать. Для меня символичны слова художника: «Идеи не умирают, они порою дремлют, но они просыпаются еще более сильными, чем были до своего сна».

Творения Рериха (особенно индийского периода) нечто большее, чем просто картины. Они, как иконы, способны лечить душу. Я никогда не была в Индии и возможно никогда не побываю, но когда мне грустно, иду в Русский музей и смотрю на горы, изображенные художником. И начинаю чуть лучше понимать себя.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷