Дом пашкова история создания. Дом Пашкова. Быль, легенды и мифы

Это одна из визитных карточек Москвы. Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Те, кто никогда не был в столице, наверняка не однажды видели его на фото.


(Фото отсюда)

Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.
Булгаков не случайно поместил Воланда на крышу Пашкова дома. В романе он представляется специалистом, приехавшим разобрать рукописи чернокнижника Герберта, хранящиеся в Государственной библиотеке. По легенде Герберт Аврилакский, будущий папа Сильвестр II выиграл папство в кости с самим дьяволом. Он был большим специалистом по чёрной магии и, умирая, попросил разрубить тело на части, чтобы оно не досталось дьяволу. А, возможно, дьявол сам разорвал его.

Когда-то тут, на Ваганьковском холме, было языческое капище. Позже, по мнению некоторых исследователей, здесь не только были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских Великих князей и где пытали и убивали противников царя, но и находился вход в легендарную подземную Москву.
Первый раз на эти галереи наткнулись ещё при сооружении одной из станций метро первой ветки метрополитена — «Библиотека им. В.И. Ленина», но, к сожалению, раскопать его археологам не дали. Известный археолог Стеллецкий, в 30-е годы обследовавший Ваганьковский холм, обнаружил множество пустот - погребов, ходов, подвалов. В одном из подземелий были обнаружены таинственные ступени. Однако обследовать подземелья не удалось - ступени обвалились и раскопки, под угрозой обвала, были прекращены. Вход был спешно зацементирован.

Говорят, что под домом Пашкова проходили подземные ходы в Замоскворечье, к Храму Христа Спасителя и в Кремль. Ход спускается в колодец, затопленный водой. Считалось, что знающий человек, нажимал на специальный камень, и вода освобождала дорогу. Именно на этот подземный ход наткнулись метростроевцы. Многие из них жаловались, что их руки были запачканы зловонной красной грязью, а по ночам мучали кошмары. Возможно, поэтому тайный ход остался необследованным. Высказывались версии, что здесь были застенки Ивана IV, что это вход в подземную Москву, что здесь была устроена водонапорная башня, питавшая фонтаны Пашкова дома. А возможно, именно здесь скрыта таинственная либерия Ивана IV. Но узнать это невозможно из-за страшного заклятья, наложенного еще Софьей Палеолог. Страшная кара настигала всех, кто приближался к разгадке библиотеки. Считается, что искали библиотеку и Борис Годунов и Лжедмитрий I и сестра Петра Софья, и Анна Иоановна и многие современные охотники за кладами...

Позже под зданием Пашкова дома приборы выявили странную аномалию и обнаружили уникальный археологический объект - выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25-30 метров, по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы. Это уникальное подземное сооружение скорее всего представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Занялись им только в 1970-х годах. Казалось, что ещё немного — и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но... работы по расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была раскрыта.

Когда храм Христа Спасителя был взорван и на его месте заложили котлован для фундамента Дворца Советов, то обнаружились вскрытые земляными работами древние подземные ходы. Они вели от храма до Кремля, в них нашли несколько прикованных к стенам истлевших скелетов.
Ещё один подземный ход, ведущий от храма Христа Спасителя на противоположную сторону Москвы-реки, нашли трое ребят. И не только нашли, но и прошли этим ходом под рекой. К сожалению, оба хода были поспешно зацементированы.
В середине 1980-х директор Библиотеки Ленина очень хотел найти легендарную библиотеку Ивана Грозного. Собственно, сейчас описано около 60 точек в Москве и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник с драгоценными книгами. Решили произвести раскопки в усадебной церкви Николая Чудотворца. Археологи обнаружили основание церкви XVI века, но никаких следов хранения древней библиотеки найдено не было.

В далёкую древность, с 1446 года в районе против Кремля за нынешним домом Пашкова и зданием библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов или «Старое Ваганьково», сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка. Согласно самой распространённой версии там жили дворцовые скоморохи и шуты, которые смешили и потешали московского государя и его приближенных бояр - ваганили.
Другая версия объясняет смысл и происхождение этого слова от «ваганного» денежного налога, в старину взимаемого за взвешивание товара. Он входил в перечень прочих пошлин, от которых правительство иногда освобождало торговцев, предоставляя им различные льготы. И само место, где собирался этот налог, также называлось «ваганцем». Такая ваганная пошлина могла взиматься с купцов близ кремлёвского Боровицкого холма, в районе Старого Ваганькова, где проходила дорога из Новгорода на Оку.

Любопытно, что задний фасад Дома Пашкова смотрит на Кремль, а парадный вход на Староваганьковский переулок позади. Имя Пашкова ни о чём не говорит большинству. Единственное, что обессмертило его имя, так это домом. По заказу отставного офицера Петра Егоровича Пашкова в 80-х годах 18 века был выстроен этот сказочный особняк. Большинство историков считает, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий В.И. Баженов. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Против этой версии говорит тот факт, что Баженов к тому времени был в опале, и строить по его проектам было запрещено. Но есть и другие соображения, косвенно указывающие на то, что всё же это был его проект.

В доме Пашкова есть ещё одна интересная особенность: внутри дом кажется просторнее, чем снаружи. Эту особенность использовал Булгаков описывая бал у Сатаны. Но интересно то, что не сохранилось описаний внутреннего убранства дома. Это так же породило немало слухов.
Как так случилось, что какой-то отставной офицер построил столь роскошный дворец почти у стен Кремля? А дело в том, что его отец был денщиком у Петра I, обладал большими связями. Как пишет Википедия, «капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка, богатый московский откупщик («первый русский водочный король»), представитель дворянского рода Пашковых.
Биографические сведения о строителе Пашкова дома скудны. Родился в семье Е. И. Пашкова, разбогатевшего в петровское время на преследовании князей Гагарина и Кольцова-Мосальского. С малых лет был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых сколотил колоссальное состояние, однако сам же его довольно быстро и прожил».
В Москве Пашкова не любили, считали сутягой, человеком, лишённым всякого благородства, как теперь принято говорить - нерукопожатным.

В 1812 году дом полностью внутри выгорел. В 1813-ом его восстановлением занимался Бовэ.

Подвал использовался для хозяйственных нужд. В советское время до недавних пор здесь была курилка.

Широко бытует легенда, согласно которой в 1818 году во время посещения Москвы прусским королём Фридрихом Вильгельмом III с сыновьями он попросил показать лучшую панораму Москвы. Тогда короля и повели на бельведер пашковского дома. Выйдя на балкон и увидев сожжённый город, лежавший на пепелище, король опустился на колени, велев сделать то же самое сыновьям, и воскликнул: «Вот она, наша спасительница!». Этим жестом он благодарил Москву за спасение Европы от Наполеона. Там же он поклялся никогда не воевать с Россией. В память об императорском поклоне в чугунную ограду дома была вмурована корона. Сам же балкон получил именование «балкон трёх императоров». Трёх, потому что оба королевских сына со временем тоже взошли на престол: король Фридрих Вильгельм IV и император Вильгельм I. Этот сюжет стал основой картины, написанной художником Матвеевым много позже - в 1896 году. Но, опять же, эта легенда не имеет достоверного подтверждения.

В 30-х годах 19 века дом был выкуплен казной под дворянский институт. Затем некоторое время здесь находилась гимназия.
Новая эпоха в истории Пашкова дома началась в 1861 году с основанием «Московского публичного и Румянцевского музеев». Румянцевский музей был переведён сюда из Петербурга, а собрания Московского университета стали основой Московского публичного музея. В июле 1862 года в состав музея вошла Румянцевская публичная библиотека. Коллекция Румянцева насчитывала около 28 тысяч книг, 710 рукописей, более тысячи карт. 14 января 1863 года в Пашковом доме открылся первый читальный зал на двадцать мест. Книжный фонд и собрания музеев с тех пор постоянно росли, увеличивались и площади, занятые библиотекой. Расширялся читальный зал - сначала до трёхсот, а потом до пятисот мест.
С 1924 года здесь была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Ныне это Российская Государственная библиотека - одна из крупнейших в мире, хранящая коллекцию книжных сокровищ со всего света.

Во время Великой Отечественной девочки из команды МПВО, которые несли дежурство на крыше дома Пашкова, по неполным данным, погасили более 200 зажигательных бомб. На крыше нового здания основного книгохранилища стояла зенитная установка. Сберегли фонд и строители, что успели к началу войны построить 18-ярусное книгохранилище из железа и бетона на 20 млн. единиц хранения, и сотрудники Ленинки, которые перенесли на руках (не успели внедрить запланированную механизацию) весь фонд и все каталоги из пожароопасного Пашкова дома в новое хранилище.
Наиболее ценные фонды в 41-ом были вывезены. Эвакуировано было из Ленинки около 700 тыс. единиц (редкие и особо ценные издания, рукописи). В дальнюю дорогу - сначала под Нижний Новгород, потом в Пермь (тогда г. Молотов) отобранные, упакованные книги и рукописи сопровождала группа сотрудников ГБЛ. Все ценности были сохранены, в 1944 г. реэвакуированы и встали на полки хранилищ Библиотеки. (Отсюда)

В 1988г. из-за аварийного состояния здания все отделы библиотеки из него выехали. 12 лет здание дома Пашкова пустовало, пока в 2000г. не началась его реконструкция, которая длилась семь лет. Рассказывают, что в 90-ых были желающие из лихих ребятишек приобрести этот дом и сделать из него торговый центр. Давление было сильным, но дом всё же отстояли.


Всего 65 фото

Дом Пашкова занимает особое место в не только среди шедевров архитектуры нашей столицы, но и является, пожалуй, концентрированным средоточием тайн, легенд и загадок Старой Москвы. Это уникальное здание захватывает воображение. Мне оно представляется белым лебедем, что вот-вот взмахнет своими белоснежными крылами и грациозно взлетит в голубое безбрежное небо. Такое впечатление подчеркивается и самим расположением этой городской усадьбы на холмистом возвышении относительно Кремля. Она построена на Ваганьковском холме и всем своим существом вызывает в душе возвышенные и трепетные чувства. "Дом Пашкова" как будто противопоставляет себя мрачноватому и сердитому Кремлю, ощетинившемуся своими зубчатыми стенами и острыми башнями. В образе "Пашкова Дома" явно и громко слышится гимн просвещению, искусству и еще чему-то человеческому - его светлому и чистому естеству.

Ваганьковский холм, кроме всего прочего, является одним из самых загадочных мест Москвы. Считается, что под ним находится множество подземных ходов и сооружений удивительной "Подземной Москвы", так щекочущих воображение. Здесь исследователи "поместили" самый главный вход в Подземную Москву, здесь возможно, находились казематы хранившие казну московских великих князей, именно где-то здесь воображение искателей видит одно из наиболее вероятных мест, где сокрыта библиотека Ивана Грозного, его застенки для пыток, подземелья Опричного Двора... и много чего другого.

Кроме того, а это любопытно, на балюстраде именно этого - "одного из самых красивых зданий в Москве" происходит действие одной из заключительных глав романа "Булгакова "Мастер и Маргарита", в которой "судьба Мастера и Маргариты" и была "определена"...

В этом материале сделана попытка обобщить весь существующий материал, не только об истории Дома Пашкова, но и загадках, легендах и тайнах Ваганьковского холма. Обо всем этом и можно узнать, заглянув под кат. Добро пожаловать!)

Ваганьковский, а точнее Старо-Ваганьковский холм - очень древняя часть Старой Москвы, и когда-то являлся лишь ее пригородом, находившейся в границах сегоняшнего Кремля. Археологичекими исследованиями установлено, что именно здесь, близ урочища Ваганьково, у впадения реки Неглинки в Москву-реку возникло одно из первых славянских поселений, с которых началась история города. Здесь ранее были непроходимые леса, о чем говорит и название кремлевской башни - Боровицкая. Эта башня и "смотрит" через реку "Неглинку" в сторону Старо-Ваганьковского холма, поросшего хвойным лесом. Бор - преимущественно сосновый лес, произрастающий на сухих песчанных почвах, где встречается и береза и ель.
02.

Скорее всего сам холм, по обычаю тех времен, не заселялся - возвышенные места близ поселений выбирались для погребения умерших и языческих капищ, где приносились ритуальные жертвы богам наших предков. Название местечка "Ваганьково" взывает к старо-русскому слову "ваганить", то есть "играть". В XV-XVI веках на Ваганьковом холме находился Потешный царский двор. Исследователями поэтому выдвигались различные объяснения - от теории, что здесь селились "ваганы" - потешники, до происхождения названия от (проездного) налога за взвешивания товара, который именовался «ваганным». Место, где происходило взвешивание, называлось ваганец. Возможно, что до того, как село стало загородным поместьем правящей династии, оно было ваганцем, поскольку здесь проходила дорога в западные земли. Слободской храм, построенный в XIV-XV веках в селе Старое Ваганьково, был посвящён Николаю Чудотворцу, считавшемуся покровителем скоморохов и путешествующих. В современных научных изданиях преобладает гипотеза о происхождении названия села от неканонического имени Вага́нка или Ваган, что значит «вахлак, мужик, крестьянин».

Здесь, на Ваганьковском холме, в Старом Ваганькове, было построено около двенадцати церквей - это необычайно плотная застройка для такого небольшого участка земли. Повсюду здесь можно натолкнуться на старые древние захоронения. В свое время, на традиционных субботниках во дворе Пашкова дома сотрудники бывшей Ленинской библиотеки часто наталкивались на чьи-то древние останки и вызывали археологов для их изучения.

В первой половине XV века в Ваганькове находился загородный двор Софьи Витовтовны, матери великого князя Василия Васильевича Темного, вдовы великого князя Василия Дмитриевича, которая перед смертью завещала его своему внуку Юрию Васильевичу Меньшому. От него в 1472 году оно перешло к великому князю Ивану III. Летописи впервые упоминают Ваганьково 1446 годом.
03.

Еще в 1508 г. на Старом Ваганькове был построен храм Благовещения Божией Матери, с приделом святителя Николая, по имени которого именуется он и сейчас. В 1514 г. он был возобновлен. В 1719 г., совершенно обветшавший, он был вновь отстроен с новыми приделами преподобного Сергия и Сорока Мучеников.
04.

Во времена Ивана Грозного здесь располагался Опричный двор. Перед началом его строительства жители села-дворцовые служащие были переведены на новое место за Земляным городом, в район Пресни, где образовали поселение Новое Ваганьково, память о котором сохранилось в названии Ваганьковского кладбища...

На этом же месте, после Опричного двора располагалась стрелецкая слобода. Стрельцы воздвигли напротив Боровицких ворот Кремля храм Николая Чудотворца, известный как «Никола Стрелецкий». Впервые он был упомянут в 1623 году, а к 1657 году был перестроен в камне.

Первый из Романовых, царь Михаил Федорович, построил на вершине холма церковь в честь своего небесного покровителя - Святого Михаила Малеина, а ваганьковские земли отдал родственникам своей жены Стрешневым. Потом имение перешло к Нарышкиным, из рода которых была Наталья Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича и мать Петра I.
05.

В петровскую эпоху на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меньшикова, скорее всего, перестроенный из хором думного дьяка Автонома Иванова, прежде стоявших на этом месте. Известно, что дом Меньшикова был очень большим и построен был в "голландском" стиле. После падения Меньшикова дом был подарен юным царем Петром Алексеевичем царевне Прасковье Ивановне, племяннице Петра I.

После ранней смерти царевны Прасковьи здание вернули сыну Меньшикова - Александру Александровичу. Дом поменял несколько хозяев, пока в нем не устроили Тургеневские богадельни, где размещали на жительство обнищавших стариков. Обветшавшие богадельни, портившие вид в самом парадном уголке Москвы, совершенно не устраивали городские власти и 1783 году московский генерал-губернатор Захар Григорьевич Чернышов передал участок на Ваганьковском холме в вечное и потомственное владение Петру Егоровичу Пашкову.


Непосредственно сам "Пашков дом" был построен в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I (Петра Егоровича Пашкова), предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, - это устная традиция и архитектурная баженовская манера. Некоторые приписывают авторство Матвею Казакову. Сегодняшние реставраторы придерживаются "баженовского" авторства.
06.

Первые простые су́етные мысли возникают у читателя при упоминании о первом хозяине Дома Пашкова - откуда такие деньги у капитан-поручика, хоть и лейб-гвардии Семеновского полка?) Однако, здесь же есть и свое объяснение - отец Петра Егоровича был личным денщиком Петра Первого. А "денщик" в императорском окружении - это вовсе не прислуга или мелкий обслуживающий персонал для тех времен. При лице Петра Великого одно время состояли денщики из дворян, и звание их приблизительно соответствовало флигель-адъютантскому. Так, что при императоре были неординарные доверенные люди, обладавшие талантами как администраторов, так и коммерсантов. Петр Егорович как раз родился в семье Егора Ивановича Пашкова, разбогатевшего в петровское время на преследовании князей Гагарина и Кольцова-Мосальского. Он выдвинулся на первые роли, причем не только при Петре, но и при его преемниках.
07.

При Анне Иоанновне Егор Иванович Пашков был уже астраханским губернатором, а потом и членом Военной Коллегии, высшего военного органа Российской империи, оставив сыну Петру приличное состояние и связи... Именно отсюда, из давних высоких связей с первым лицом государства и проистекают богатства Петра Егоровича - представителя дворянского рода Пашковых.

С малых лет Петр Пашков был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых сколотил колоссальное состояние. Винные откупы - система взимания косвенного налога, при которой государство отдаёт на откуп частным предпринимателям право торговли вином.

Во время губернаторства в Москве графа Захара Чернышёва Петр Егорович купил у его сестры, генеральши Племянниковой, участок на Ваганьковском холме, прямо напротив Московского кремля, где и выстроил свой «кремль одного человека» - "Пашков дом", оставшийся памятником его богатству и амбициям.
08.

По легенде в 1784 году на стройку царицынского ансамбля приехал масон Пашков и предложил Баженову построить на Ваганьковском холме дом в стиле кремлевского дворца. Баженов дал тайное согласие, и уже на следующий год императрица запретила ему строить в Москве... Под страхом смерти опальный архитектор возвел красивейший дом прямо напротив Кремля. Говорили, что официально Пашков дом строил Матвей Казаков. Так он спасал опального архитектора. Говорят так же, что именно из-за обиды на Екатерину Баженов повернул дом спиной к Кремлю...

Впечатляющий вид здания Дома Пашкова вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения. Первоначально, как утверждают некоторые источники, здание было оранжевого цвета, а купол бельведера венчала статуя Минервы, которую сняли по личному распоряжению императора Павла.
09.

Место здания важно и символически - Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на башни и постройки Кремля сверху вниз, а также наблюдать кремлевские Ивановскую и Соборную площади.
10.

Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа». Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».
11.

Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Был полностью уничтожен бельведер и утрачена скульптурная группа с гербом Пашковых. Восстановленная в 1815-1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что восстановлением занимался Осип Бове. Конструкция бельведера и боковых продольных галерей была изменена, благодаря чему здание приобрело более тяжёлый вид. К сожалению, скульптурная группа восстановлена не была.

Когда в 1818 году в Москву приехал прусский король Фридрих Вильгельм III с сыновьями, его повели на бельведер Пашкова дома. Пораженный увиденным, они преклонили колено, а Фридрих трижды поклонился Москве и со слезами воскликнул: «Вот она наша спасительница». Эта сцена запечатлена на картине Н.С.Матвеева «Король прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства». В память об этом событии в ограде дома вмуровали небольшую корону, а балкон стали называть балконом трех императоров.
12.

После смерти Пашкова его наследники не пожелали жить в роскошном особняке, и он долгое время стоял в запустении. В 1839 году государство выкупило его для Московского Университета, в 1843 году в здании разместился Московский дворянский институт, а в 1861 здесь организовали хранение коллекций и библиотеки Румянцевского музея. В 1921 году из Дом Пашкова вывели музей, и в стенах здания зародилась знаменитая Ленинка - Публичная библиотека СССР имени В.И. Ленина, ныне - Российская государственная библиотека.
13.

В 1930-е годы была уничтожена ограда сада, подчёркивавшая стремление здания ввысь от холма, из-за чего его восприятие зрителем значительно изменилось. Чуть позже, в 1934 году, со стороны Моховой улицы к Дому Пашкова пристроили монументальную лестницу, спроектированную архитектором Виталием Долгановым, а на главном фасаде здания, где раньше размещался герб Пашкова, разместили серп и молот. В 1980 году серп и молот с фасада всё-таки сняли...
14.

Следующий новый этап в жизни дома Пашкова начался в 1986 году - из-за строительства станции метро "Боровицкая" фундамент здания просел, в перекрытиях появились трещины, и здание оказалось в аварийном состоянии. Реконструкция здания продолжалась вплоть до 2007 года.


Легенды, тайны и загадки Ваганьковского холма

Некоторых исследователи считают, что в месте, где сейчас находится Дом Пашкова, очень давно были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских великих князей, где-то здесь же находились пыточные камеры времен Ивана Грозного, подвалы Опричного двора, проходили подземные ходы в Замоскворечье, к Храму Христа Спасителя и в Кремль.Также считается, что именно здесь находился вход в легендарную Подземную Москву. Это одно из мест, где, возможно, скрыта таинственная Либерия Ивана IV - более известная как "Библиотека Ивана Грозного"... Но найти ее, якобы, невозможно из-за заклятия, наложенного еще Софьей Палеолог - страшная кара настигала всех, кто приближался к разгадке библиотеки. Считается, что искали библиотеку Борис Годунов, Лжедмитрий I, Петр I, его сестра Софья, Анна Иоановна и многие другие охотники за кладами...

Известный легендарный археолог Стеллецкий, в 30-е годы обследовавший Ваганьковский холм, обнаружил множество пустот - погребов, ходов, подвалов. Он считал, что это остатки Опричного двора. В одном из подземелий были обнаружены таинственные ступени. Однако обследовать подземелья ему не удалось - древние ступени были на следующий день обрушены злоумышленниками и также был обрушен свод подземелья, которое предполагал обследовать Стеллецкий. Раскопки, "под угрозой обрушения", были прекращены. Вход в подземелья был тогда спешно забетонирован.
16.

В середине 1980-х директор Библиотеки Ленина очень хотел найти легендарную библиотеку Ивана Грозного. Собственно, сейчас описано около 60 точек в Москве и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник с драгоценными книгами. Решили произвести раскопки в усадебной церкви Николая Чудотворца. Археологи обнаружили основание церкви XVI века, но никаких следов хранения древней библиотеки найдено не было.
18.


Вид фасада Дома Пашкова со двора усадьбы

В 1980-х годах по заказу Московского центра археологических исследований были проведены детальные геофизические исследования, которые выявили в районе здания Пашкова дома странную геоаномалию и обнаружили уникальный археологический объект - "выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25-30 метров, по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы" (нынешние реставраторы называют, правда, уже иные размеры - диаметр 5 метров, а глубину в 12-15 метров). Это уникальное подземное сооружение, как упоминают исследователи, возможно, представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Занялись им еще в 1970-х годах. Казалось, что еще немного - и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но... работы но расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была тогда раскрыта...
19.


"Колодец" (на фото выше) расположен слева, за зданием с покатой зеленой крышей.

По последним, уже более достоверным сведениям, - во дворе Пашкова дома действительно существует белокаменный круглый "колодец" 15-метровой глубины, найденный археологами под слоем насыпного грунта. На дне колодца стоит вода. Уровень дна колодца неизвестен.
Это как раз он и есть.
20.

История русской архитектуры не знает аналогий этому сооружению. Датировка камня невозможна, а документы молчат. Возможно, это часть коммуникаций государева Ваганьковского двора XV или XVI века. Реставраторы восполнили утраты камня в стенах "колодца", так чтобы новая кладка отличалась от старой. В ствол " колодца "опущена винтовая лестница, а сверху устроен крытый зал в высоту прежней отметки грунта, с отдельным входом.
21.

Здесь предполагается устроить археологический музей. " Колодец " прячется на хозяйственном дворике, между внешней и внутренней оградами усадьбы, ближе к углу Знаменки и Староваганьковского переулка. Специалистами предполагается, что это не до конца изученное сооружение является гидротехническим подпором для фонтанов усадьбы - все не так загадочно)

Относительно недавно под Домом Пашкова был обнаружен так называемый "черный ящик", который сначала приняли за остаток древней стены метра полтора толщиной. Объединение "ФРОМ" обследовало "ящик" и специалисты пришли к выводу, что он делится на отсеки, предназначенные, видимо, для хранения ценностей. Правда, никаких кладов в этих тайниках не обнаружили.
22.


Ещё одна легенда о доме Пашкова носит "библиотечный" характер. Здесь якобы обитает призрак библиофила Николая Рубакина. Призрак добрый - если, оказавшись в библиотеке, попросить его о помощи в поиске какой-либо редкой книги, он может помочь её найти...)

Мастер и Маргарита

Давняя городская легенда гласит, что на вершине Пашкова Дома в Вальпургиеву ночь собирается всякая нечисть.

По всей видимости Михаил Булгаков и решил использовать это известное ему обстоятельство относительно Дома Пашкова, чтобы "раскрасить" финал своего романа. Кроме того, Мастер не случайно устроил сцену с Воландом и Азазелло на крыше Пашкова дома у его бельведера.
23.

В начале романа, на Патриарших, он представляется литераторам специалистом, приехавшим разобрать рукописи чернокнижника Герберта, хранящиеся в Государственной библиотеке. По легенде Герберт Аврилакский, будущий папа Сильвестр II выиграл папство в кости с самим дьяволом. Он был большим специалистом по черной магии и умирая попросил разрубить тело на части, чтобы оно не досталось дьяволу. А, возможно, дьявол сам разорвал его...
24.

"...На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.
25.

Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг... Оба находящихся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату...".

"...Сейчас придет гроза, последняя гроза, она довершит все, что нужно довершить, и мы тронемся в путь...
26.


Гроза, о которой говорил Воланд, уже скоплялась на горизонте. Черная туча поднялась на западе и до половины отрезала солнце. Потом она накрыла его целиком. На террасе посвежело. Еще через некоторое время стало темно. Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза. Воланд перестал быть видим во мгле..."...


Архитектура

Здание состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей, при этом имеет П-образную форму, благодаря чему был достигнут уникальный эффект: фасад здания, выходящий на Моховую, имеет более протяжённый и дворцовый вид, а дворовый фасад выглядит более компактно, уютно и по-усадебному. С обеих сторон здание украшено колонными портиками, а наверху выстроен цилиндрический бельведер. Балюстрада кровли украшена вазами. Фасад здания украшают скульптуры и горельефы голов античных львов.

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, ...
27.

Другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.
28.

29.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.
30.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

"...Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799)". При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.
32.

Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца.


В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяжённому цоколю, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.


Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.
34.




Сейчас в Доме Пашкова располагаются три библиотечных отдела - отдел рукописей , отдел нотных изданий и звукозаписей , отдел картографии . А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.

В сегодняшнем дне архитектурного комплекса воплотилось в жизнь духовное завещание Николая Румянцева. Дом Пашкова, аристократ и труженик, служит «на пользу Отечества и благое просвещение».

Сейчас в Доме Пашкова

Историческая справка

Дом Пашкова - одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы. Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова, разбогатевшего сына денщика Петра I. Распространено мнение, что автор проекта - Василий Баженов. Никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако многие специалисты усматривают баженовский почерк в царственном облике этого сооружения. Любопытно, что первоначально, согласно некоторым источникам, его стены были оранжевыми. Место для строительства выбрано не случайное. Напротив - Боровицкий холм и Кремль. Дом Пашкова (впрочем, гораздо чаще его называли Пашковым домом) стал первым светским зданием Москвы, из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх. Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъёма. Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815-1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что на этот раз поработал сам Осип Бове. Особняк вызывал всеобщее восхищение. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».

В 1862 году в Доме Пашкова разместили коллекции и библиотеку Румянцевского музея, названного по имени его основателя, государственного канцлера, графа Николая Петровича Румянцева. Его собрание рукописных и печатных книг положило начало истории Российской государственной библиотеки. Политик, библиофил, ценитель древностей, он завещал всё собранное им «на пользу Отечеству и благое просвещение». Крылатые слова ныне выбиты над входом в Румянцевский читальный зал в Доме Пашкова.

В начале 1920-х годов была создана специальная комиссия Главнауки, рассматривавшая вопрос о расформировании Румянцевского музея. Она постановила: «Освободить Пашковскую усадьбу для занятия её библиотекой имени Ленина».

В 1925-1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили Алексей Щусев, Илья Машков, Иван Рерберг, Евгений Шервинский. В тридцатые в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад. Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьёвых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась ещё радикальнее.

Во время войны в «старом здании Государственной библиотеки имени В. И. Ленина» (так в советское время называли Дом Пашкова) работал общий читальный зал. Одна из сотрудниц ГБЛ - Зоя Колчина - вспоминала, что:

«...научные работники, кандидаты наук и профессора размещались на левых хорах, военнослужащие - офицерский состав - на правых... В библиотеке было тепло, светло и очень уютно, на длинных столах отсвечивали зеленые абажуры ламп... Механизация подачи требований и книг была примитивной, но она нас выручала. Книги и газеты из основного хранения пересылались в фанерном ящике (мы его прозвали антилопой), скользящим на роликах по воздушному канату до приемника старого здания».