Цой в армии. Виктор Цой. Легенда о последнем герое

КОММЕНТАРИИ:

***
Транквилизаторы - (от лат. tranquillo - успокаиваю), класс психотропных средств, уменьшающих чувство напряжения, тревоги, страха. Часто применяются в психиатрических клиниках, как успокаивающее.

***
Марианна Цой, "Точка отсчета", 1991:

Раньше Цой очень успешно косил армию, учась в разных ПТУ. ПТУ привлекали его как раз с этой точки зрения, потому что оттуда в армию не забирали. Потом ему стукнуло двадцать один, и военкомат решил занятся им всерьез. Но он уже был Виктором Цоем и уже никак не мог уйти в армию.
Он мне сказал: "Я уйду в армию, а ты тут замуж выйдешь". Я говорю: "Да ты что, с ума сошел?". На самом деле он просто не мог на два года уйти от рок-н-ролла в какие-то войска. Все кругом косили, все как-то нас поддерживали: "Ну, подумаешь, сумашедший дом! Ну посидишь ты там две недели!.." Вышло полтора месяца.
...БГ послал ему через меня какую-то дзенскую книгу, которую Витя на Пряжке так и не открыл. От нашей самой гуманной психиатрии в мире у него чуть не поехала крыша всерьез. Я не буду рассказывать о жутких условиях для несчастных людей, попавших в эту больницу, о практике делать уколы исподтишка спящим и прочих вещах, о полной безответственности и нечестности. Это все по прошествии времени потихоньку изчезает из памяти. Помню только, что лечащий врач с маниакальной настойчивостью принялся выискивать изъяны психики пациента или же вывести его на чистую воду как симулянта. Его страшно раздражало, что он молчун. Но Цой упороно не отвечал на его вопросы - просто в силу природного характера, а не оттого, что хотел подразнить. Их единоборство продолжалось почти шесть недель.
Наконец врач сдался и Витю почти прозрачного выписали на волю законным советским психом.
... После больницы он чувствовал себя очень плохо. По нашим гуманным законам из сумашедшего дома выписывают прямо на работу. Видимо, в качестве наказания. Начальник, увидев его, неподдельно испугался и отпустил на несколько дней оклематься.
Сразу же возобновились репетиции с Юриком. Мы старались не сидеть дома, ходили в гости, чтобы развеять хандру. А недели через две Витя на акустическом концерте с Майком и Бобом поведал публике, что несмотря на пережитый стресс он уже понимает, что поток атмосферных осадков - всего лишь капризы природы.

***
А. Рыбин (из бесед А.Вишни с А.Рыбиным. «Кино» с самого начала и до самого конца»):

После этой больницы он стал совершенно не таким человеком, каким я его знал. Более того, он стал полной противоположностью того Витьки, с которым вы писали „Сорок пять“. И таким он сохранился до самой своей смерти. Именно тогда он стал тем ВИКТОРОМ ЦОЕМ, которого мы вот сейчас имеем. Со всех заглавных букв… У него была куча комплексов, это не для кого не секрет. Каждый, кто его знал лично, это подтвердит. И, видимо, он решил разом от всех от них избавиться. И немножко перестарался в этом деле. Было иногда впечатление, что он просто сошёл с ума».

***
Из интервью с Г. Гурьяновым, 2003 г. (из книги Екатерины Андреевой "Тимур. "Врать только правду!"):

Мы с Цоем подружились не сразу. Он меня абсо лютно очаровал песней "Транквилизатор" - впечат лениями от дурдома, где Цой успешно косил от армии. Самая идея молодого человека, который готов пойти в дурдом ради того, чтобы не попасть в армию, уже мне кажется выражением крайнего романтизма.

FUZZ: 1983 год. Виктор «косил» от армии в больнице на пряжке. Вы не приходили к нему?

Георгий: Нет, не приходил. Это было не очень просто. Марьяна его навещала, а я ожидал, когда же он выйдет… Марьяша смешно рассказывала, как Цоя на Пряжку укладывали. Там нужно было под МДП закосить, маниакально-депрессивный психоз. Порезать вены и так далее. С этим брали. У них там как-то было налажено со знакомыми, что его возьмут, но вены все равно нужно было резать. А Цой терпеть не мог крови. Палец колоть – это уже была проблема, тем более, что человек на гитаре играл. А тут – вены резать себе!... В общем, вызвали они скорую, приехали врачи, а Цой сидит такой розовый, на руках царапины какие-то маленькие. Ну, забрали все равно!
Он вышел – принес две песни: «Транквилизатор» и «Я иду по улице в зеленом пиджаке…»...

Несколько песен новой программы Цой обнародовал за год до этого - во время легендарного дебюта ЗВУКОВ МУ в здании одной из московских школ. В частности, там Цой чуть ли не впервые публично исполнил в акустике "Транквилизатор" - страшную психоделику, написанную во время полуторамесячного пребывания в психиатрической больнице, в которой ему пришлось "косить" от воинского призыва.
"Первоначально "Транквилизатор" был сильно затянут по времени и звучал еще более нудно и мощно, - вспоминает басист Александр Титов. - Цой наотмашь рубил по гитаре, и все в зале просто опухли".

ЛИПНИЦКИЙ: Я хочу предложить послушать песню, которую впервые в Москве Виктор исполнил на премьере, собственно, первой программы "Звуков Му", и для меня поэтому эта песня особо дорога, – это когда мы 28 января 1984 года с Мамоновым, с Хотиным, с Бортничуком и еще тогда с Африкой, впервые вышли на сцену школы № 30 на Большом Каретном, Виктор был делегирован от всего питерского сообщества внести свою лепту дружбы на этом концерте. И он тогда спел впервые песню "Транквилизатор". Давайте ее послушаем.

***
Индра - в ведической религии наиболее почитаемое божество, предводитель, царь богов, громовержец.


Концертные записи песни "Транквилизатор" :
1) Москва. 30-я спецшкола (1984).
2) Москва. На премьере фильма "АССА" (1988)

Текст песни "Транквилизатор":

Я выхожу из парадной, раскрываю свой зонт.
Я выхожу под поток атмосферных осадков.
Я понимаю, что это капризы природы.
Мне даже нравится чем-то эта погода.

У-у, транквилизатор...

Метеоролог сказал, дождь будет недолго.
Я разобрал весь приемник, как опытный практик.
Ты понимаешь, что мне было трудно сдержаться.
Мне также нравится это, такой мой характер.

Транквилизатор...

Я начинаю свой путь к остановке трамвая.
Я закрываю свой зонт, я - экспериментатор.
Вот проезжает трамвай, вот гремит, удаляясь.
Я направляюсь домой, я улыбаюсь.

Транквилизатор...

Камни врезаются в окна, как молнии Индры.
Я нахожу это дело довольно забавным.
Ты понимаешь, что мне было нужно развлечься.
Мне надо чем-то лечить душевные травмы.

Транквилизатор...

Скачать отличную и небольшую программку
с аккордами и текстами группы КИНО
можно на сайте allkino.narod.ru >>>

Виктор Цой рос творческой личностью, хорошо рисовал - и родители отдали его в художественную школу. Там он познакомился с Максимом Пашковым и увлекся музыкой. Вместе они создали группу «Палата № 6», в которой Цой играл на бас-гитаре, и в 1978 году записали альбом «Слонолуние».

Из Ленинградского художественного училища им. В.А. Серова, куда Цой поступил в 1978 году на отделение оформления, его отчислили за неуспеваемость. Виктор стал учиться в СГПТУ № 61 по специальности «резчик по дереву», а параллельно продолжал играть в разных группах. В составе панк-рок-коллектива «Автоматические удовлетворители» Цой ездил в Москву на квартирники Артемия Троицкого. Во время одной из таких поездок Цоя, поющего под гитару в электричке вместе с друзьями, заметил Борис Гребенщиков. БГ предложил Виктору свою поддержку, и в 1981 году группа Цоя, Алексея Рыбина и Олега Валинского «Гарин и Гиперболоиды» была принята в члены Ленинградского рок-клуба. Когда Валинский ушел в армию, группу переименовали в «Кино».

К слову, художественный дар Цоя тоже нашел воплощение - все обложки к альбомам «Кино» он оформлял сам, а еще профессионально вырезал нэцкэ и потом дарил фигурки друзьям.

Виктор Цой «косил» от армии в психушке

Сам Виктор Цой в армии не служил. Окончив ПТУ и получив повестку, осенью 1983 года он лег на обследование в знаменитую психиатрическую больницу на Пряжке, чтобы закосить под психа. Как вспоминал потом Юрий Каспарян, который на тот момент уже играл в «Кино», «нужно было косить под маниакально-депрессивный психоз. Порезать вены посильнее. У Марьяны был договор с кем-то из знакомых, что Цоя туда возьмут, но нужно было что-то показать скорой. А Цой терпеть не мог крови. Для него порез на пальце - уже трагедия. Он же гитарист был... В общем, вызвали скорую, приехали врачи, а Цой сидит такой от смущения розовый, на руках он себе нацарапал слегка так... И все же его забрали».

В дурдоме Цой провел полтора месяца, а после выписки написал песню «Транквилизатор».

Приличной свадьбы у Виктора и Марьяны Цой не получилось

В 1984 году Виктор Цой женился на Марианне, с которой жил до этого почти два года. Познакомились они на дне рождения общего знакомого. Марьяна оставила ему свой номер телефона, записанный помадой на клочке бумаги, Виктор позвонил ей на следующий день - и завертелось.

Марьяна рассказывала в интервью, что договорилась с Цоем, что свадьба будет «приличная», дабы не расстраивать родителей.

«Витьке сшили коричневый костюм из вельвета, мне у какой-то портнихи заказали платье. На регистрацию были приглашены только родственники и несколько близких друзей. Словом, все начиналось хорошо. А потом пришел Боря Гребенщиков: в концертном гриме и с какими-то романтическими тряпочками на шее - и начал поить нас красным вином... В результате мы прямо в загсе “дали стране джазу”. Настоящее веселье началось на следующий день. В нашу однокомнатную квартиру на улице Блюхера набилось около ста друзей, и там уже был настоящий рок-н-ролл. А через год родился Сашка», - рассказывала Марианна Цой.

Сын Цоя Александр неожиданно запел в 32 года

Сын Виктора и Марианны родился в 1985 году, выучился на веб-дизайнера, был гитаристом группы Para Bell u m, выступая, правда, под псевдонимом Александр Молчанов. Открыл в Петербурге клуб Dada, работал на телевидении, с детства писал стихи и музыку, но сам никогда не пел.

Из тени единственный сын Цоя вышел в 2012 году, когда дал первое телевизионное интервью в рамках фильма «Цой - “Кино”». Александр говорит, что, когда умер отец, ему было пять лет, но он помнит «эту бесконечную толпу народа и подъезд, исписанный с первого до последнего этажа в три слоя». И к фанатам он небезосновательно относится предвзято. Говорит: «Вся эта фанатская история сформировала у меня недоверие в принципе ко всему мирозданию».

Тем не менее в августе этого года Александр Цой в рамках сольного проекта «Ронин» выпустил свою дебютную песню «Шепот», а 3 сентября должен выйти его мини-альбом «Опора», состоящий из пяти композиций. Все, кто слышал, как поет Александр, говорят, что его голос и стиль очень похожи на отцовские.

Другая женщина Виктора Цоя не дает интервью

С переводчицей и кинокритиком Натальей Разлоговой Виктор Цой познакомился в 1987 году на съемках фильма «Асса». Ему было 25, ей - 31, и между ними вспыхнул роман, длившийся до самой гибели музыканта. Но рассказывать о своих отношениях с музыкантом Наталья не любит.

В интервью 2001 года первая жена Виктора Марьяна, с которой он не успел официально развестись, вспоминала, что Цой однажды пришел домой и сказал, что влюбился, и она его отпустила без всяких скандалов.

Виктор жил с Натальей в Москве. Каждое лето они отдыхали в Юрмале у знакомых Разлоговой. Каждое лето Виктор Цой забирал сына Сашу к себе на пару месяцев. Мама мальчика Марьяна вспоминала, что Саша очень любил ходить с отцом на рыбалку, но в тот роковой день - 15 августа 1990 года - почему-то отказался ехать с папой.

Причины гибели Виктора Цоя до сих пор вызывают споры

28-летний рок-музыкант отдыхал вместе с сыном Сашей в Латвии на даче в поселке Плиеньциемс. Утром 15 августа 1990 года он встал ни свет ни заря, чтобы порыбачить на лесном озере. На обратном пути, примерно в 11.30, его новый «Москвич-2141» на большой скорости врезался во встречный «Икарус-250». Авария случилась на 25-м километре дороги Слока - Талсы. От удара «Икарус» (к счастью, пустой - в нем не было пассажиров) снесло с дороги в речку Тетчупе, водитель отделался легкими ушибами, а на «Москвиче» Цоя не осталось живого места. Лидер «Кино» погиб мгновенно, похоронили его в закрытом гробу на Богословском кладбище в Ленинграде... Несколько фанатов Виктора Цоя покончили с собой после смерти кумира.

Официальной причиной смертельного ДТП назвали то, что Цой уснул за рулем. Однако Марьяна говорила, что Виктор был не тем человеком, чтобы заснуть за рулем.

«Самоубийство - это полнейший бред. Витя только подошел к истокам славы и благополучия. Если ему было плохо в Москве, он всегда мог бы вернуться в Питер, он не был связан никакими кабальными контрактами. Убийство? Но кому это было нужно? Я считаю, что упустили момент и группа, и продюсер, и менеджеры, не говоря уж о правоохранительных органах. Нужно было сразу после 15 августа 1990 года браться за эту тему, если хотели что-то раскопать. Но никто не задался такой целью, все приняли на веру официальную версию. Потому что были в ошарашенном состоянии», - говорила Марианна Цой в интервью, посвященном 10-летию со дня смерти Виктора.

Борьба за наследство Цоя

Наследницей песен Цоя стала именно Марьяна. Она отсудила у музыкантов группы «Кино» авторские права на песни группы и оформила их на сына Александра и компанию Moroz Records .

«По винтику, по кирпичику после смерти я построила империю “Виктор Цой”, на отчисления от которой живем теперь и мы с Сашей, и Витины родители: с ними делю деньги пополам. С моей помощью рухнули некие скороспелые “фонды Цоя”, которые пытались создать люди, не имеющие на то морального права. Пришлось решить множество правовых проблем. Были времена, когда пластинки Цоя выходили огромными тиражами, а у нас с Сашей денег не было вообще. Сейчас, к счастью, жаловаться не на что - это не сверхдоходы, но нам всем хватает. Удалось поменять квартиру, зимний дом за городом построить», - говорила Марианна в 2000 году. В 2005-м ее не стало: вдова Виктора Цоя умерла в 46 лет от опухоли мозга.

27 июля 2018 | 15:40

Я служил в армии. Не вижу ничего в этом страшного. Гын Троицкий считает это быдлячим занятием - правильно! В армии не должны служить люди с тонкой душевной ориентацией. Лермонтов, Бестужев-Марлинский, Римский-Корсаков, Толстой, Гумилёв, Есенин, Блок - пыль в ногах современных рок музыкантов, а может не пыль - кокаин? Защита Отечества не задолженность по кредиту, а право, которое ещё нужно заслужить.

fadey_erei 28 июля 2018 | 21:35

axenson: / ....право, которое ещё нужно заслужить..../
Все верно, с точки зрения, замполита.
И я служил в армии. Но вижу в этом страшное - многих сослуживцев "комиссовали" по причине потери здоровья. Думаю, нет смысла уточнять обстоятельства, ибо это происходит повсеместно.

axenson: Ох, и пень же ты, служивый, вот самый и есть пень из того дуба, в который тебя армия и превратила. Ты еще тут расскажи, что командир к тебе на вы и без мата завсегда обращался и за мир во всем мире агитировал, а в части вашей над молодняком никто не издевался. Или в Лейб-гвардии Преображенском служить изволили, Ваше благородие?...
"Ничего страшного" в армии не случалось с теми, для кого в тупом солдафонстве, во внеуставном подчинении, обыденности уголовщины в силу воспитания, то есть его отсутствия, в принципе ничего страшного быть не могло. И цепляние за аристократические фамилии царских времен ни коим образом не улучшает уродливый образ современной российской армии, способной "воевать" разве что исподтишка, как в Крыму в 14-м, и только при условии отсутствия малейшего сопротивления, которое даже в самом малом масштабенеминуемо оборачивается смертями солдат и офицеров, счет которым начальство кремлевское предпочитает просто не вести. Впрочем, вам, "не видящим ничего страшного" в отсутствии способности глядеть дальше командирского сапога, этого не понять.

axenson: "Лермонтов, Бестужев-Марлинский, Римский-Корсаков, Толстой, Гумилёв, Есенин, Блок..."
И когда лепишь фамилии чьи-то, хотя б чуть-чуть поинтересуйся, как с ними "Отечество", которое они защищали (что тоже весьма условно - кроме Толстого никто и не воевал из называнных тобою, а Блок так и вовсе не служил...), со своими защитниками обошлось:
Лермонтов - затравлен "светом" и сослан на Кавказ за стихи о Пушкине и дуэль с французом, которого Его Величество Николай Павлович прикрыло от ответственности, затем убит на другой дуэли, которой уже и сам искал как конца.
Бестужев-Марлинский - за участие в заговоре декабристов 1825 году был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 году переведён на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведён и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлер; тело его не найдено...
Римский-Корсаков - служил во флоте офицером, не воевал. Так что тоже не армия с ее многовековым салдофонством и уж тем более не перспектива унавозить пустыню как те, что под Дэйр Эз Зором на винегрет без шанса на ответ пошли.
Толстой - воевал. Но вот потом: ",.. В июле 1866 года Толстой выступил на военно-полевом суде в качестве защитника Василя Шабунина, ротного писаря стоявшего недалеко от Ясной Поляны Московского пехотного полка. Шабунин ударил офицера, который приказал наказать его розгами за нахождение в нетрезвом виде. Толстой доказывал невменяемость Шабунина, но суд признал его виновным и приговорил к смертной казни. Шабунин был расстрелян..." Позже за свои взгляды отлучен от Церкви.
Гумилев, Есенин - уничтожены "отечеством" в кожанках с маузерами...

Ну, не ломайся, соглашайся! Там будут все наши друзья, — уговаривал девушку приятель. — Тем более, какое событие! Два дня рождения сразу! Забацаем такой рок-н-ролл!

5 марта 1982-го ей, Марьяне Родованской, должно было исполниться 23 года. Она работала в Ленинградском цирке заведующей цехов постановочной части. Зарабатывала 150 руб. в месяц и ждала повышения по службе. Уже успела развестись и собиралась замуж во второй раз. Говорила, что молодежные тусовки остались в прошлом, а теперь она уже "солидная дама". Но парень очень настаивал. В конечном итоге согласилась. На вечеринке Марьяна встретила старых знакомых. Выпили, стало весело. Вскоре к компании присоединился 19-летний рок-музыкант Виктор Цой.

Фото c сайта www.livejournal.com

Марьяна Цой вспоминала: "Витя очень болезненно воспринимал, что младше меня, и что я имею какой-то заработок, и что у меня есть какие-то монументальные костюмы, в которых хоть на приемы ходи. А он сам себе штаны шил"

Не могу сказать, что я влюбилась в него с первого взгляда, но что-то в Витькиной внешности меня сразу зацепило, — вспоминала Марьяна. — Идя с вечеринки, я на какой-то бумажке помадой, потому что ручку найти не удалось, написала ему свой номер телефона.

На следующий день Виктор позвонил, и они начали встречаться. Через неделю пригласил в гости к друзьям, пообещал спеть несколько своих песен. Марьяна испугалась: в те времена почти все ее знакомые увлекались музыкой, но от творчества молодых рокеров девушку тошнило. Но первые три песни Виктора ей понравились. Цой рассказал Марьяне, что недавно организовал с друзьями рок-группу "Гарин и Гиперболоиды".

В его талант я поверила сразу, — говорила. — Поняла, что на нем можно заработать.

Взяла на себя обязанности администратора группы. Раздобыла музыкантам концертный гардероб из списанных цирковых костюмов. Но больших прибылей музыка не приносила — советские рокеры постоянно были под наблюдением КГБ, на большую сцену их не пускали. Зарабатывать приходилось на домашних концертах — квартирниках, которые проходили в московских и ленинградских коммуналках. Знакомые Цоя покупали портвейн или сухое вино и скидывались по 3 руб. За вечер музыкант получал 15 руб. Когда удавалось собрать больше людей, гонорар возрастал до 50 руб.

В мае музыканты успешно дебютировали на сцене Ленинградского рок-клуба, записали первый альбом. Тогда Цой и начал задумываться о новом названии для своего коллектива — "Гарин и Гиперболоиды" казалось ему длинноватым. В конечном итоге появилась рок-группа "Кино".

25 июля 1982-го "Кино" впервые выступила на квартирнике — у режиссера Александра Липницкого на Каретном ряду в Москве. Виктор спел тогда свои известные песни "Восьмиклассница" и "Алюминиевые огурцы".

Зрители были поражены. Один из них, музыкальный критик Артемий Троицкий, говорил потом:

Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем какие-то политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не врал.

Увлекшись рок-музыкой, Виктор долго не хотел устраиваться на постоянную работу. Но, чтобы его не обвинили в тунеядстве, таки пошел работать — в кочегарку. От армии некоторое время скрывался в психбольнице. Жена написала ему: "Дорогой мой! Не могу заснуть, пока на меня не ляжет твоя тяжелая рука". Цой долго хранил ее записку и говорил, что она помогла ему выжить. Марьяне Цой посвятил песни "Дождь для нас", "Когда твоя девушка больна...".

Мы были бедны, как церковные мыши, — вспоминала Марьяна. — Снимали комнату в коммуналке, ели, что бог пошлет. Даже приличную свадьбу не смогли сыграть. Вите сшили коричневый костюм из вельвета. А я вместо свадебного платья надела белый пиджачок и полосатую юбочку.

На регистрацию молодые пригласили лишь родственников и нескольких близких друзей.

Настоящее веселье началось на следующий день. — рассказывала Марьяна. — В нашу однокомнатную квартиру на улице Блюхера набилось около ста друзей.

Через год у супругов родился сын Александр. Ему артист посвятил песню "Малыш".

Фото с сайта www.viktorkino.ru

С москвичкой Натальей Разлоговой Виктор прожил последние два года. "В жизни Виктора были лишь две женщины — я и Наташа, — говорила Марьяна Цой. — Но я его ни с кем не делила. Влюбился да и поехал в Москву, ушел. А я же гордая — гоняться, возвращать не буду. И мстить тоже. Ребенка никогда не накручивала против отца"

В конце декабря 1986-го режиссер Сергей Соловьев приглашает Цоя в Москву сняться в фильме "Асса". После выхода кино на экраны и успеха альбома "Группа крови", который появился в 1988-м, СССР накрыла волна "киномании". Юные фанаты стригутся "под Цоя", играют на гитаре и поют его песни. Музыканты собирают по стране большие стадионы, выезжают на гастроли в Америку и Японию.

На съемках фильма "Асса" Виктор познакомился с киноведом и переводчицей Натальей Разлоговой. Когда приехал домой, сказал жене:

Ты знаешь, я влюбился.

Хорошо. Тогда собирай чемоданы.

Разошлись они тихо, без скандалов. Решили не разводиться официально и продолжали общаться.

У нас есть сын, поэтому мы все равно останемся семьей, — говорил Виктор. — Когда нас не станет, давай загадаем, чтобы похоронили рядом, как родных людей.

Цой с Разлоговой поселились в Москве. В 1989-м познакомил жену с любовницей. Устроил пир в ресторане.

Он не понимал, насколько мне было больно в тот момент. Странно то, что мы с этой дамой абсолютно разные. Я даже представить не могла, что Вите может понравиться такая девушка. Насколько я не владею собой, настолько она собой владела. Я — это бочка с порохом. Она — абсолютная скала.

В последний раз они виделись летом 1990-го. Виктор собирался отдохнуть в Прибалтике. Прощаясь с Марьяной, пообещал, что будет звонить. А 15 августа ей сообщили, что Виктор Цой погиб в автокатастрофе.

1962, 21 июня - Виктор Цой родился в Ленинграде в семье инженера. В школе играет в группе "Палата №6". После восьмого класса поступает в художественное училище им. Серова. Через год его исключили за неуспеваемость, пошел работать на завод. В 1979-м учится на резчика по дереву в ПТУ. Некоторое время работает в реставрационной мастерской Катерининского дворца в городе Пушкин под Ленинградом.

1984, 4 февраля - женится на Марьяне Родованской. 5 августа следующего года рождается сын Александр. Сейчас он директор частной фирмы. Изготовляет афиши для музыкальных групп. В юности недолго увлекался рок-музыкой, но отцу не подражал.

1984-1989 - выходят альбомы группы Цоя "Кино" — "45", "46", "Начальник Камчатки", "Это не любовь", "Ночь", "Группа крови", "Последний герой" и "Звезда по имени Солнце".

1988 - по итогам опроса кинокритиков журнала "Советский экран" за роль Моро в фильме Рашида Мугманова "Игла" Виктора Цоя признали лучшим актером года.

1990, 24 июня - в последний раз выходит на сцену на Большой спортивной арене в Лужниках. 15 августа 1990-го погибает в автокатастрофе под Ригой. Его похоронили в Ленинграде, в настоящее время Санкт-Петербург, на Богословском кладбище. Марьяна Цой пережила мужа на 15 лет. Организовывала памятные концерты, написала книжку. Последние годы жила в гражданском браке с питерским рок-музыкантом Александром Аксеновым. Шесть лет боролась с раком, перенесла сложную операцию. От болезни умерла в 2005-м. Похоронили ее рядом с Виктором Цоем.

Наталия Разлогова, с которой музыкант жил последние два года, после смерти Цоя вышла замуж за журналиста Евгения Додолева, родила двух детей. Живет в США.

«Откосить» от советской армии можно было по-разному: за счет высокопоставленных родственников «по блату». Либо за внушительную взятку дорогое чадо получало заветную отметку в воинском билете – статью «Закона о воинской обязанности», на основании которой предоставлялась отсрочка от армии.

Три «кита» для отсрочки

Нежелание служить в первооснове своей имеет глубокие исторически корни: в 20-х годах XX века после объявления массового призыва в ряды РККА, медикам, входящим в состав военно-врачебных комиссий было дано негласное распоряжение внимательно присматриваться к здоровью юношей из состоятельных семей, которые давали взятки, болели или причисляли себя к сектам. Эти три причины стали самыми распространенными для уклонистов и в советской армии. Если раньше взятку давали в виде продуктов, самогона и денег, то в советские годы давали преимущественно деньги. Размер взятки зависел от уровня должностного лица. Как правило, взятку должны были получить три человека: военком, председатель врачебной комиссии и секретарь военкомата. Они придумывали причины: либо допризывника списать по состоянию здоровья на основании статьи 36-ой «Закона о воинской обязанности», либо по семейным обстоятельствам на основании 34-ой статьи, либо по статье 35-ой для продолжения образования. Эти «три кита», на основании которых разрабатывались многочисленные ведомственные инструкции, имеющие подробное описание заболеваний и других причин отсрочки.

Лунатики-призывники 70-х годов

В начале 70-х годов многие мамочки из богатых семей заранее обеспечивали для своего чадо безупречное алиби в виде психиатрического заболевания, имеющих «хорошую» репутацию в обществе: к таким относилась эпилепсия, разные типы неврозов и лунатизм. В порочный круг были втянуты еще и детские врачи из поликлиники по месту жительства. Но эта уловка имела обратный эффект: каждый советский кадровик при приеме на работу требовал военный билет и во многих случаях на полноценную работу якобы больных мужчин не брали. Хотя высокопоставленные мамочки и тут находили лазейки.

Два секретных «п»: пацифизм и псих

Еще можно было стать на политический путь – объявить себя ярым сторонником пацифизма и отстаивать свои взгляды перед тремя медицинскими комиссиями. Но этот вариант не гарантировал 100 процентной победы, поэтому им пользоваться в качестве главной уловки перестали. А вот если обдумать план, по которому к пацифизму присоединялась какая-нибудь психическая болезнь – это безотказно срабатывало как автомат Калашникова, который допризывник мог лишь изучать на уроках военной подготовки в школе.

Главный псих шоу бизнеса

Немало отечественных звезд шоу бизнеса спасались от армии с помощью психиатрической больницы. Виктор Цой, основатель ленинградской группы «Кино», когда получил повестку из военкомата, по совету своих друзей, решил лечь в «психушку» и «закосить» под больного, надеясь провести в больнице несколько дней. Но дотошный врач внимательно изучал нестандартное поведение больного и заподозрил неладное: Цой пробыл в больнице полтора месяца, симулируя болезнь – он все время молчал. А врач ему не верил и задался целью «расколоть» пациента или «припаять» ему уголовную статью за симуляцию и злостное намерение не проходить службу в рядах советской армии. За этим заключением следовало уголовное наказание в виде лишения свободы. Цой продолжал молчать - врач был вынужден сдаться. Когда Цою в военкомате вручали «волчий билет» рядом с ним стояла его невеста Марина, которой сотрудники военкомата сказали, что ей не следует выходить за него замуж потому, что он – псих. Кто-то может подумать, что советским уклонистам вообще не выдавали никаких документов, а тем более – воинский билет. Как раз таки эта красная корочка была вожделенным объектом: в специальной графе указывалось, по какой статье призывник получил отсрочку от армии. По истечении срока отсрочки, снова нужно было прибыть в военкомат и выдвигать обоснованные причины своей отсрочки. Как правило, повторный визит заканчивался быстро и не требовал дотошной проверки, как в первый раз.

Допризывник, который, не служа, служил

Общественно-политическая нестабильность в стране влияла на характер взяток и уклонение от воинской службы приобретала в случае нестабильности в стране массовый характер. Особенно это было заметно в годы войны с Афганистаном и в 90-е годы, когда шла перестройка. За отдельную плату в военкоматах шли на разные ухищрения: особенно массовых характер носили случаи незаконной выдачи военного билета, согласно которому призывник уже прошел все этапы службы в разных воинских частях на территории отделившихся от СССР республик. Проверить достоверность сведений не предоставлялось возможным и это «изобретение» вошло в не почетный круг причин получения «белого билета».

Любовный комфорт с обязательными последствиями

Со временем призывники стали искать для себя более легкие пути. Жениться и обзавестись двумя несовершеннолетними малышами в течение срока отсрочки – это тоже стало одной из самых распространенных причин, имеющей под собой еще и большой комфорт. Нередки были случаи заключения фиктивных браков с матерями-одиночками.

Негативная метка общества

Несмотря на все ухищрения, в большинстве своем уклонисты спокойно жить не могли. Они получали не только «черный» билет, но и особую отметку в советском обществе: слухи все равно распространялись и человека, не служившего армии, считали не полноценным членом советского общества.