Цитаты из произведений: афоризмы, известные высказывания, крылатые выражения. Услужливый дурак опаснее врага. Всё пройдет, как с белых яблонь дым


08.09.2017

Примерные темы, которые могут быть на итоговом сочинении (в 11 классе) по направлению "Человек и общество".

  • В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  • Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку - волк»?
  • Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
  • Может ли человек существовать вне общества?
  • Может ли человек изменить общество?
  • Как общество влияет на человека?
  • Несет ли общество ответственность за каждого человека?
  • Как общество влияет на мнение личности?
  • Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.
  • Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
  • Что такое толерантность?
  • Почему важно сохранять индивидуальность?
  • Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»
  • Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?
  • Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
  • Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?
  • Нужны ли общественные нормы поведения?
  • Какого человека можно назвать опасным для общества?
  • Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?
  • Можно ли назвать любого человека личностью?
  • Что происходит с человеком, оторванным от общества?
  • Почему общество должно помогать обездоленным?
  • Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»
  • В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?
  • Какова роль личности в истории?
  • Как социум влияет на решения человека?
  • Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».
  • Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?
  • Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  • Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
  • Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?
  • Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
  • Один в поле не воин?
  • Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  • К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  • Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?
  • Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
  • Почему человек стремится быть оригинальным?
  • Нужны ли обществу лидеры?
  • Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?
  • Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
  • Кто такой мизантроп?
  • Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?
  • К чему приводит неравенство в обществе?
  • Меняются ли общественные нормы?
  • Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?
  • Человек ответственен перед обществом?
  • Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
  • Как человек может изменить историю?
  • Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
  • Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
  • Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?
  • Можно ли нарушать общественные нормы?
  • Каково место человека в тоталитарном государстве?
  • Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?
  • Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
  • Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
  • Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
    мужества жить один»?
  • Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»
  • Что такое равноправие в обществе?
  • Для чего нужны общественные организации?
  • Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
  • Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
  • Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?
  • Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?
  • Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?
  • Чего не хватает современному обществу?
  • Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?
  • Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?
  • Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?

По материалам проекта

Крылатые слова — это устойчивые образные сочетания, которые вошли в речевое употребление из различных источников: народного фольклора, научных трудов, изречений выдающихся деятелей, названий известных событий. Они постоянно появляются, но впоследствии могут быть забыты или останутся навсегда.

Тысячелетия пережили некоторые крылатые выражения. Примеры можно привести из античности, где авторов знают только специалисты. Мало кто может сказать, что фраза «о вкусах не спорят» является цитатой из речи Цицерона.

Появление крылатых слов

Выражение «крылатые слова» впервые появилось в поэмах Гомера. Как термин оно перешло во многие языки. Впервые сборник крылатых фраз был опубликован в 19 веке в Германии. Он выдержал впоследствии множество изданий.

Из-за устойчивости и воспроизводимости крылатые слова относятся к фразеологии, но их авторское происхождение позволило занять свое особое место среди других средств речи. При перестановке слов фразеологическая конструкция разрушается и общий смысл теряется. Также нет смысла в каждом отдельно взятом из выражения слове. Именно заданное сочетание делает их особенными.

Крылатые фразы и выражения накапливаются и остаются благодаря развитию цивилизации. Они остаются в культурной памяти только благодаря письменности.

Мудрые фразы всегда записывались и сохранялись для потомков.

Крылатые выражения и афоризмы

Хороший афоризм кратко и образно передает нам причины многих явлений жизни и при этом дает нравственный совет. Он является изысканным литературным произведением, уложенным в одну фразу. Не случайно Чехов сказал, что краткость — это сестра таланта.

Афоризмы древних философов, пережившие тысячелетия, объясняли многое, что было еще не открыто наукой. Смысл этих крылатых фраз сохранился в прежнем виде и цивилизация сумела их сохранить.

Более того, наука подтвердила истинность большинства из них.

Не всякие афоризмы - это крылатые выражения. Примеры можно привести многочисленные, и многие из афоризмов уводят в мир иллюзий и абстракций. А крылатые фразы являются живыми и в большей степени отражающими реалии жизни. Поэтому они особенно важны, когда только что появляются, ярко и образно отражая сегодняшние события и явления.

Крылатые выражения из произведений

Кладезью крылатых выражений являются творения Пушкина, Крылова, Толстого, Достоевского, Чехова. Не всегда их повторение производит должный эффект. Но их необходимо знать и применять в соответствии с ситуацией:

«Не так сложилось, мягко говоря,
Когда упущена решения минута.
Мы на ошибках учимся не зря,
А каркнуть с сыром в клюве - это круто!»

Эволюция крылатых фраз преобразует их и приближает к современным реалиям: «Теперь уж впечатленье не изгладить», «Ваш здравый смысл для этой жизни не подходит».

Они могут создаваться в процессе переводов и адаптации под наш социум.

В произведении Шекспира «Гамлет» насчитывается 61 крылатая фраза. Писатель сознательно создавал каламбур и игру слов: «Бренность, имя тебе: женщина». Выражение получилось на основе нарушения линейности. Если бы оно было построено в обычном порядке, на него никто не обратил бы внимания. Он настолько мастерски использует каламбур, инверсию и другие приемы, что из наборов слов появляется особый смысл и ирония.

Ильфа и Петрова — это узнаваемые и часто встречающиеся в СМИ крылатые выражения. Примеры — это из произведений «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев», к которым относятся имена героев и высказывания.

Крылатые фразы в произведениях Ильфа и Петрова давно стали речевыми штампами, готовыми стандартами. Это широкое поле для творчества писателей, журналистов и просто любителей. Важно не просто ловко вставить нужную фразу, а изложить ее в новом ракурсе, под другим углом. Надо не только знать крылатые выражения и слова, но и уметь ими пользоваться, создавая что-то свое.

Крылатые выражения обогащают текст, усиливают аргументацию и привлекают внимание читателей.

Крылатые выражения в комедиях

Комические эффекты создают крылатые выражения из комедий. Особенно насыщено ими произведение Грибоедова, где уже название «Горе от ума» задает весь тон. Оно осталось актуальным до сих пор, когда многие умы не могут пробиться сквозь массив непонимания, а новые идеи считаются совершенно ненужными и опасными для общества. Для одних героев комедии альтернативой уму является железная дисциплина («Ученостью меня не обморочишь» - Скалозуб), для других оно просто приносит вред («Ученье — вот чума...» - Фамусов). В этой комедии неизвестно, смеяться надо или плакать?

Кино — источник крылатых фраз

В советское время кино было одним из самых распространенных источником, из которого крылатые фразы и выражения сыпались как из Их сразу подхватывал народ, например, после выхода фильмов Гайдая. Они стали настолько популярными, что многие даже не помнят, кто из героев их произносил. Самые из комедий Гайдая вошли в нашу жизнь и стали крылатыми:

  • « Все уже украдено до нас»;
  • « Спасибо, я пешком постою...»;
  • « Тренируйся лучше на кошках»;
  • « Мы чужие на этом празднике жизни».

Заключение

Являются изречения классиков литературы, философов, известных людей. Это большей частью крылатые выражения. Примеры можно найти в сборниках, постоянно публикующихся с 19 века. Крылатые выражения остаются в памяти народов и приумножаются благодаря письменности и развитию культуры.

Крылатые выражения из произведений русской литературы

из произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Счастливые часов не наблюдают. (Слова Софьи)

Служить бы рад, прислуживаться тошно. (Слова Чацкого)

Свежо предание, а верится с трудом. (Слова Чацкого)

Дома новы, но предрассудки стары. (Слова Чацкого)

А судьи кто? (Слова Чацкого)

Ах, злые языки страшнее пистолетов. (Слова Молчалина)

Ба! знакомые все лица! (Слова Фамусова)

Где ж лучше? (Разговор Софьи и Чацкого)

Где нас нет.

из басен И. А. Крылова

А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)

А ларчик просто открывался. ( «Ларчик»)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот»)

Берись за то, к чему ты сроден,

Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. («Скворец»)

Да только воз и ныне там. ( «Лебедь, Щука и Рак»)

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. («Две Собаки»)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Щука и Рак»)

Хоть ты и в новой коже,

Да сердце у тебя все то же. («Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея...»)

Не плюй в колодезь – пригодится

Воды напиться. («Лев и Мышь»)

У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок»)

Как белка в колесе. («Белка»)

Медвежья услуга. («Пустынник и медведь»)

Рыльце в пуху. («Лисица и Сурок»)

Услужливый дурак опаснее врага. («Пустынник и Медведь»)

из стихотворений К. Н. Батюшкова

О вы, которые умеете любить,

Страшитеся любовь разлукой прогневить!

("Элегия из Тибулла")

Есть странствиям конец - печалям никогда!

("Воспоминания")

О память сердца! ты сильней

Рассудка памяти печальной.

("Мой гений")

Молитеся с надеждой и слезами...

Земное гибнет все... и слава, и венец...

("Умирающий Тасс")

из стихотворений Н. М. Карамзина

Ничто не ново под луною. («Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста»)

из произведений А. С. Пушкина

В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань. ( поэма «Полтава»)

Любви все возрасты покорны. («Евгений Онегин»)

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь. («Евгений Онегин»)

Разбитое корыто. («Сказки о рыбаке и рыбке»)

С корабля на бал. («Евгений Онегин»)

Чтение – вот лучшее учение. (цитата из письма А. С. Пушкина к брату)

из произведений И. С. Тургенева

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. (стихотворение в прозе «Русский язык»)

из произведений А. П. Чехова

Двадцать два несчастья.( пьеса «Вишневый сад»)

На деревню дедушке. (рассказ «Ванька»)

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (пьеса «Дядя Ваня»)

из произведений Л. Н. Толстого

Живой труп. (драма «Живой труп»)

из произведений М. Ю. Лермонтова

Забыться и заснуть! (стихотворение «Выхожу один я на дорогу»)

И скучно, и грустно, и некому руку подать. (стихотворение «И скучно и грустно»)

Всё это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно. («А. О. Смирновой»)

из произведений Н. В. Гоголя

И веревочка в дороге пригодится. ( комедия «Ревизор»)

из стихотворений А. А. Блока

И снова бой! Покой нам только снится. (стихотворение «На поле Куликовом»)

из стихотворений Н. А. Некрасова

Как дошла ты до жизни такой? («Убогая и нарядная»)

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан. (стихотворение «Поэт и гражданин»)

из произведений М. Горького

Рожденный ползать летать не может. («Песни о Соколе»)

из стихотворений С. А. Есенина

Всё пройдет, как с белых яблонь дым. («Не жалею, не зову, не плачу…»)

из стихотворений Ф. И. Тютчева

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! («О, как убийственно мы любим»)

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек... («В разлуке есть высокое значенье»)

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить. («Умом Россию не понять»)

ПРОЗА. РУ.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Что такое цитата, знают все со школьной скамьи, - точная, буквальная, дословная выдержка из какого-либо текста. Вспомните, как оформляется цитата: открываем кавычки, пишем фразу из первоисточника, закрываем кавычки. Если же мы намереваемся пропустить хотя бы одно слово, будь то предлог или союз, то на месте пропуска проставляем многоточие. Дословная передача текстового отрывка, т.е неискажённая передача, да.

Однако с выделенным из текста отрывком неизбежно происходит некая метаморфоза - цитата будто превращается в выросшего ребёнка, которому пришлось покинуть отчий дом и начать жить самостоятельной собственной жизнью.

Если цитата используется нами в какой-нибудь сочинительской работе с целью подтвердить то или иное рассуждение относительно авторских мыслей, идей, то такая цитата продолжает зависеть от контекста и общего текста произведения, она не до конца отпущена на волю.

Есть же цитаты совершенно «повзрослевшие», совершенно независимые, приобретшие полную самостоятельность, сделавшиеся самоустоявшимися. Они заключают в себе смысл не только тот, который впитан из атмосферы «родового гнезда» - исходного текста, а смысл, составленный из множества подсмыслов, найденных, почерпнутых ими в процессе своей индивидуальной «частной» жизни.

Такая цитата крепнет, насыщаясь энергиями различных читательских эмоций, когда читатели её прочитывают или неоднократно устно повторяют. Такая цитата философски разрастается вглубь и вширь. Всякий, кто обращает на неё внимание, находит в ней своё. О такой цитате можно сказать, что она представляет из себя отдельную структуру, отличающуюся единением своеобразной формы и определённого содержания, что она стала, даже если и миниатюрным, но всё же отдельным произведением, с присущими ей одной законами.

Не могу вразумительно объяснить, почему пером на бумаге я фиксирую цитаты. Чем привлекают меня отрывочные строчки огромного текста?
Одна цитата нравится изящностью словоформ, витиевато сплетённых в красивые синтаксические конструкции. Другая покоряет самобытностью суждения. Третья отражает мысль или мысли, абсолютно созвучные моим. Четвёртая является внезапным ответом на мучительный вопрос, не дающий долгое время покоя. Пятая, наоборот, зовёт поспорить, выразить несогласие. Шестая поднимает настроение лёгкостью, свежестью, приятной текучестью языка. Седьмая говорит о любви. Восьмая будоражит разные воспоминания, от которых зайдётся сердце. Девятая успокаивает, заставляет вновь подниматься и двигаться вперёд по жизни, несмотря ни на какие невзгоды и промахи. И… бесконечный, в сущности, ряд.

Не могу утверждать, плохо ли, хорошо ли я делаю, правильно или неправильно, но я коллекционирую цитаты, просто как обыкновенный книголюб. Я называю их «мудростью в портативной форме» (выражение одного лингвиста). В моей коллекции сотни и сотни разносортных цитат. Некоторые из них я публиковала на своей странице, проведя предварительную их классификацию по темам. Однако хочется выставить на обозрение всю коллекцию, имеющуюся на сегодняшний день, что фактически невозможно, поэтому от такой публикации я отказалась.

В данном сборнике - цитаты из произведений авторов Прозы.ру. Цитаты не разбиты на тематические группы, идут подряд. Порядок расположения таков: цитаты, ниже в скобках указан автор и произведение.
Планируется постоянное пополнение сборника новыми цитатами и новыми именами авторов.

Не отрицаю, что такая работа может являться своего рода популяризацией творчества авторов. Что ж, пусть так. Откровенно говоря, порадуюсь за них, если к ним на страницу прибудет больше заинтересованных читателей.

ЦИТАТЫ.

Я проснулся абсолютно счастливым. Позже... я много раз испытывал... ощущение эйфории, полного удовлетворения.
...много чего в жизни было хорошего, но это ощущение счастья было уже по поводу...
А тут... счастье без причины, просто потому, что ты есть.

Наверное тот, кто нас создал..., немало потрудился, чтобы мы все постоянно были счастливы: он создал прекрасную планету, где даже самый маленький уголок может осчастливить любого из нас, он дал нам повод для постоянной любви, ведь вокруг всё прекрасно и совершенно, нужно только открыть глаза. Наконец, он дал нам прекрасные тела...
Глядя на всё это великолепие, мы постоянно бурчим и критикуем. Мы убиваем, разрушаем и ненавидим.

Ведь давно не секрет, что злоба, недоверие и ненависть родом из страха.

(ЛЕВ ДОБРА. "Гитара").

Нефотогеничен, но собой хорош.

(ЮРНЕСТ АЛИН. Из резюме. Стихи.ру)

А о мужской душе всё его тело говорит,
Чем его больше, тем мужик во всём добрее...

(ЮРНЕСТ АЛИН. "Где покоится душа?". Стихи.ру)

Почему так высок на настоящее время процент разводов? Он достиг таких высот, что честнее было бы уже говорить о проценте НЕразводов.

(ДМИТРИЙ СУХАРЕВ. "Женщинам о мужчинах").

Не каждый продукт с другим смешиваться способен до полного растворения. А если есть сахар и есть кофе, и способностью они смешиваться наделены, значит, грех руке обойти чашу сию.

(ЕЛЕНА ПАНФЕРОВА. "Растворился сахар в кофе").

Жизнь мы получаем авансом на очень короткое время.
***

Смерть так же естественна, как и Жизнь.
***

Нелепо бояться того, что неизбежно.

(ОЛЬГА АНЦУПОВА. "О Смерти без страха").

Каждому дана свобода выбирать быть верующим или атеистом, но кощунствовать, попирать, оскорблять никому не должно позволяться.

Пушкин как личность замечателен тем, что его невозможно запятнать, потому что ему свойственно саморазоблачение: "...в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь".
Способность сознаться в собственной глупости, признаться в опрометчивом и легкомысленном, не стирать этого из памяти и вместе с тем твёрдо стоять в вопросах принципа и чести - вот что отмечает Пушкина и делает его неуязвимым для разоблачений и фальсификации.

Пушкин во истину "невольник чести", не способный отрекаться от своих произведений.

(ЭПАТОВА НИНЕЛЬ. "Гаврилиада").

Я стоял в тамбуре... глядел в окно и вдруг почувствовал беспричинную тоску и волнение. Так рождаются стихи. В такие минуты нужно бросить всё, уйти на улицу и бродить в толпе, бродить, не чуя ног, пока не начнут рождаться медленные строки.

(ИОСИФ ШУЛЬГИН. "Блеск и очарование Пушкинской поэзии").

Единство - это хорошо или плохо? Если единство, то во имя чего? Единство в чём? Единство с кем? Единство на основе каких моральных, исторических ценностей. Единство во имя достижения каких целей?

А теперь нет у нас никакой идеи. И страна стала похожа на огромный корабль дураков. Несётся этот корабль неизвестно куда. ... курс корабля не проложен. Земля обетованная где-то далеко за неведомыми нам горизонтами.

Все разбежались по разным бортам на нашем корабле и тычут в разные стороны. И с пеной у рта доказывают, что истинный путь известен только им!
И при этом нам что-то говорят про единство?

Стал подниматься вдоль Большого Каменного моста. Я дошёл до самой верхней точки плавного изгиба... и вдруг почувствовал непонятную волну тревоги и беспокойства.. Что-то защемило внутри. Предчувствие ещё невидимой опасности... В страхе я стал оглядываться, стараясь обнаружить, откуда исходила угроза моему существованию...
И тут я всё понял. Я увидел источник грозной опасности, заставившей напрячься моей душе. Да не один источник. Целых три. В этом месте в середине моста я попал как раз в перекрестие мощных силовых линий... Надо мной нависали три символа..., непостижимым образом образовавших в центре огромного города магический треугольник покруче Бермудского. Слева - золочёные православные кресты храма Христа-Спасителя. Справа - рубиновые звёзды Кремля. Позади надо мной нависла с вершины дома на набережной огромная, всем известная загогулина Mercedes-Benz. Причём последний знак возвышался и над звёздами, и над золочёными крестами.

(ГЕННАДИЙ МАРТЫНОВ. " Единая Россия. А это что?").

Не забуду ощущения вторжения (сейчас сказал бы - инопланетян), такое впечатление оставила эта.. цивилизация (автор имеет в виду немецких фашистов - И.М.).
Тогда я понял, что на свете нет иных национальностей, как люди и нелюди.

Ум у нас устроен так, что в нём почти ничего не пропадает, стоит только сделать усилие, и вы видите всё, что когда-то пережили. Я, если нужно (а это такое удовольствие) извлекаю из памяти картины, звуки, цвет и запахи... Пока жив.

(АЛЕКСАНДР БАГМЕТ. "Автобиографические заметки").

"Это настоящая поэзия!" - вот лучший комплимент, который можно сделать Прозе.

В 1991 году КПСС понесла только одну потерю - потеряла первые две буквы в своём названии.

Политкорректность: меня бьют по лицу, а я в ответ - не ушибли ли вы руку?

Основной закон жизни - это смерть.

(АЛЕКСАНДР БАГМЕТ. "Мысли вслух").

Бездарности, которая может проявляться в любом виде и жанре искусства. ...в массовом порядке бездарность оккупирует именно литературу. Ведь здесь она не так наглядна.

А главная привлекательность состоит в том, что в литературе уличить бездарность в бездарности дело очень сложное, если не безнадёжное.

Графоман плох не своей страстью к писательству, а плачевным результатом этого писательства.

Человеку, напрочь лишённому музыкального слуха, не объяснить преимущества гармонии перед какофонией.

Атрибуты поэзии есть, а самой поэзии нет. Но её отсутствие доказать почти невозможно. Отсутствие самой поэзии, как правило, не замечают даже постоянные читатели стихов, если не дал им Бог поэтического чутья.

Стихотворцы-умельцы активно публикуются... И мало кто видит, что король-то голый!
Ныне такие писаки... являют миру свои творения в лохмотьях клоунских нарядов авангардизма.

Я не люблю... эту псевдопоэзию потому, что люблю поэзию настоящую.

Задатки художественного чутья даются или не даются человеку природой.

А настоящая катастрофа разразилась с началом печатания книг за счёт автора и с появлением интернета...
Все бездари без различия пола и возраста стали упоённо печатать свою серятину, а порой и просто галиматью.

В конце концов графоманская стихия грозит совсем и насовсем вытеснить подлинную поэзию и (или) подменить её собою.

(ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ДЕНИСОВ. "Об опасности графомании").

Талантов не бывает много. И не всегда они пробиваются, в отличие от бездарностей.

(ЛОРА МАРКОВА. Из рецензии.).

В одном сне я узнал, что покоя у меня не будет никогда...

У Книги своя логика, а у жизни - своя.

(ВАЛЕНТИН ИРХИН. "Мне приснилось, что я человек").

Как принимаются наши молитвы там, наверху - сие есть тайна. Главное - это верить, что тебя слышат.

Дилемма - радоваться или лезть на стенку? Я чередую эти состояния...

(СОФИЯ ПАВЛОВА. "Отданные долги").

Тому, что суждено войти в твою жизнь - входит и уже насегда остаётся с тобой...

(ВЛАНА РИХАРТ. "Камушек в ладони").

Поступательное движение веков прервалось. И нам уже неведомо, когда, в каком веке мы живём и будет ли у нас хоть какое-то будущее.

Становится очевидным, что прежняя траектория развития человечества потеряла устойчивость. И надо осознанно и разумно выбирать новую траекторию, либо обстоятельства выберут её за нас.

И здравый смысл подсказывает, что, надеясь на лучшее, следует рассчитывать на худшее и, конечно, всерьёз размышлять о нём.

Переломный период, время выбора и неуверенности в будущем переживает сейчас наша цивилизация.

(АЛЕКСЕЙ ТУРЧИН. "Структура глобальной катастрофы").

Все наши самые разнообразные стремления - это дороги к одной единственной цели, к счастью.

В нашем мире есть только одна безмерность - другой человек, и потому путь к счастью начинается с пути к другому человеку.

При рождении, делая первый вздох, ребёнок испытывает ужасную боль и поэтому кричит. Наше существование в мире начинается с крика о боли. Потом ребёнок перестаёт кричать - боль прошла. ...может быть, та боль... не прошла. Просто я привык к ней... и потому не замечаю. Может быть, я не чувствую её потому, что никогда не жил без боли? И может, временами всё кажется прекрасным потому, что я не знал иного мира? Мне кажется, что причиной существовани литературы в нашем мире является тот факт, что человек несчастлив.
Читая книгу, мы погружаемся в мир вымысла и художественных образов, но мы при этом уходим из реальности и чувствуем себя от этого немного счастливее. Хоть на время.

Иоанн в "Апокалипсисе" описывает мир будущего... Но, читая о городе будущего, где человек будет счастлив, обретя и Бога, и бессмертие, я порой задумываюсь - а будет ли там литература? Будет ли она там нужна?

Когда мы счастливы, мы не читаем книгу. Когда мы счастливы, мы живём.

Те книги, которые мы называем любимыми и к которым часто возвращаемся, не просто хороши или интересны. Главное их свойство заключается в том, что они нам нужны по какой-то жизненно важной причине. Человек ничего не делает без причины. Его мучает жажда, и он берёт стакан воды. Он хочет есть и ищет пищу. Но точно так же, как мы протягиваем руку к стакану воды, мы протягиваем руку к любимой книге. Она нужна нам. И разве нет у нас при этом чувства, что написана она специально для нас?!

(ВИТАЛИЙ КОВАЛЁВ. "Что такое искусство?"..).

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Человек и общество».





В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?

Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку - волк»?

Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?

Может ли человек существовать вне общества?

Может ли человек изменить общество?

Как общество влияет на человека?

Несет ли общество ответственность за каждого человека?

Как общество влияет на мнение личности?

Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.

Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

Что такое толерантность?

Почему важно сохранять индивидуальность?

Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»

Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?

Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?

Нужны ли общественные нормы поведения?

Какого человека можно назвать опасным для общества?

Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?

Можно ли назвать любого человека личностью?

Что происходит с человеком, оторванным от общества?

Почему общество должно помогать обездоленным?

Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»

В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?

Какова роль личности в истории?

Как социум влияет на решения человека?

Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?

Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?

Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?

Один в поле не воин?

Что важнее: личные интересы или интересы общества?

К чему ведет равнодушие общества к человеку?

Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?

Почему человек стремится быть оригинальным?

Нужны ли обществу лидеры?

Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?

Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?

Кто такой мизантроп?

Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?

К чему приводит неравенство в обществе?

Меняются ли общественные нормы?

Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?

Человек ответственен перед обществом?

Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?

Как человек может изменить историю?

Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?

Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?

Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?

Можно ли нарушать общественные нормы?

Каково место человека в тоталитарном государстве?

Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?

Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?

Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?

Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
мужества жить один»?

Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»


Что такое равноправие в обществе?

Для чего нужны общественные организации?

Можно ли утверждать, что что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?

Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?

Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?

Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?

Чего не хватает современному обществу?

Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?

Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?

Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Человек и общество".


А.П. Чехов « », « », « », « », «Смерть чиновника», «Вишневый сад»
Ж. Верн «Таинственный остров»
С. Коллинз «Голодный игры»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»
М. Горький «На дне», «Бывшие люди»
А. Камю «Постороний»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
У. Грум «Форрест Гамп»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»
В. В. Набоков «Приглашение на казнь»
Е.И. Замятин «Мы»
А. Платонов «Котлован»
Б. Пастернак «Доктор »
Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Г. Маркес «Сто лет одиночества»
Г. Гессе «Степной волк»
Р. Гальего «Белое на черном»
Т. Драйзер «Сестра Керри», «Американская трагедия»
Дж. Стейнбек «Гроздья гнева»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Сэллинджер «Над пропастью во ржи»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
А. Рэнд «Атлант расправил плечи»
Э. Фромм «Бегство от свободы»
И.А. Гончаров «Обыкновенная история»
Ф. Кафка «Процесс»
Ч. Паланик «Бойцовский клуб»