Чувашские дома в старину. Поселения, жилища и постройки чувашей, посуда и утварь. – обозначить типы и формы поселений

Чувашская одежда

Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также липовое лыко, луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста (çинçе пир), а из холста среднего качества (ватам пир) - рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тала) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сǎхман), грубое - на обычные кафтаны и чапаны.] В ансамбль женской одежды входит: кӗпе (рубашка) с нагруд. медальонами кӗскӗ, шупӑр (вид халата), чӗр ҫитти (передник), пиҫиххи (пояс), платки, атӑ (сапоги), тӑла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головной убор у девушек тухья с закрытым, конусообразным или хушпу с открытым верхом у замужних женщин, сурпан и сурпан тутри (женские полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), масмак (налобная повязка). К чувашским украшениям с монетами, бусами и бисерным шитьем относятся теветь (чересплечная перевязь), сӑрка (подвеска), алка (серьги), шӑрҫа, мӑя (шейные наряды), ама, шÿлкеме, сурпан çакки (нагрудные украшения), ҫӗрӗ (кольцо), сулӑ (браслет), яркӑч (набедренники), сарӑ (поясной наряд), йӗс хъре (нахвостник), ҫӳҫ туни тенки (накосник), енчӗк (кошелечек для зеркала и монет), тӗкӗр (поясное зеркальце) и др. Мужчины носили кӗпе(рубашка), йӗм(штаны), сапоги, валенки, лапти, шляпу, а жених - ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой), в руке держал саламат (нагайку). Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера.

Девушка в старинной национальной одежде

Старинный национальный наряд

Мужской национальный костюм

Национальные блюда.

Были и есть у чувашей национальные блюда, которое сохранилось до наших времён. Чувашская кухня испытала влияние русской, татарской, удмуртской, марийской, но несмотря на это она сохранила национальные черты. В блюдах чувашской кухни одним из основных продуктов являются овощи. Чуваши издавна занимались земледелием и животноводством, поэтому в кухне большая доля зерновых продуктов и мяса. Но мясо было сезонным продуктом, во время забоя скота. Только с конца XIX века появляется картофель. Супы отличаются разнообразием: мясной или рыбный бульон с приправами (яшка), наваристый мясной суп (шурпе), зелёные щи, окрошка по-чувашски, молочный суп, турӑх яшки (холодный суп).

Старинные жернова

Без хлеба не проходит ни одна трапеза чувашей. В языческие времена хлеб считался священным, его могли резать только глава или старшие члены семьи. Детей приучали подбирать упавшие во время трапезы хлебные крошки. Чуваши издавна пекли пироги с крупами, с ягодами (куколь), овощами, творогом (пуремеч), мясом или рыбой (хуплу). Последний готовили в основном в праздничные дни. С появлением картофеля в кухне из него стали делать лепёшки и ватрушки. Чуваши пекли блины и оладьи, куда добавляли овощи. Чуваши в основном ели баранину, свинину, говядину. Низовые чуваши употребляли в пищу конину. Мясные блюда в основном готовились к праздникам. Это могла быть колбаса из желудка овцы, начинённого мясом и салом (шӑртан) или, к примеру, варёная колбаса с крупяной начинкой, приготавливаемой с добавлением рубленого мяса или рыбы и крови (тултармӑш). Из дичи ели, в основном, зайчатину. Чуваши, жившие на берегах рек, промышлявшие рыболовством употребляли в пищу много рыбы.

В основном использовалось коровье молоко. Его пили в "чистом" виде (сет), а также кислым (турӑх). Делали из него творог и творожный сыр (чӑкӑт). Среди низовых чувашей был распространен и кумыс. Готовили сливочное масло. Однако сами его ели мало - больше продавали. Нередко в изделия из творога добавляли картофель.

Мёд был основной сладостью. Из него делали корчаму, мӑрсалу (медовуху). Считается, что у чувашей пиво появилось во второй половине XIX века. Чувашское пиво варили из ячменного или ржаного солода. Также был распространён чай и квас. Для чая заготавливались различные травы: душица, зверобой, иван-чай и другие.

Язычество.


В священной роще

Как мы уже знаем, чуваши изначально были язычниками. В чувашском язычестве верхнего бога Султи Турă с его семейством окружали подчиненные ему добрые божества, такие как Кепе, ведавший судьбами людей, Пулехсе, непосредственно назначавший людям судьбу, Пихампар, дающий людям их душевные качества, он же покровитель домашнего скота, Пирешти, охраняющий людей от несчастий. В пантеоне злых богов и духов после дьявола Шуйттана видное место занимал грозный полевой бог Киреметь. Киремет карти - место совершения общественных жертвоприношений и молений. Как и многие термины древнечувашской религиозной и мифологической сферы, слово "киремет" имеет несколько значений. Это и божество, брат всевышнего бога Турă, и глава злых сил, и место жертвоприношения.

Первоначально Киремет считался родным братом-близнецом всевышнего бога сÿлти Тура. В представлениях о Турă и Киремет отразились древние воззрения о двуедином начале творца Вселенной: доброе начало олицетворялось в образе Турă, а злое - в образе Киремет. Оба близнеца участвовали в акте сотворения Вселенной. Первоначально Киремет активно помогал Турă в его делах, но часто терпел неудачи, за что Бог предопределил ему второстепенное, подчиненное положение.

Первоначально Турă и Киремет обитали в верхнем мире, и Киремет служил посредником между Богом и людьми. По поручению Турă он разъезжал по земле на тройке прекрасных лошадей и творил суд над нарушителями установленного порядка. Такое подчиненное положение со временем перестало его устраивать, и Киремет выходит из подчинения Турă, начинает совращать людей. За ослушание Турă изгоняет его из верхнего мира на землю. На земле Киремет начал притеснять чувашей, отбирал у них жен и девушек, а на тех, кто противился, насылал болезни и несчастья. Чуваши пожаловались богу, и Турă решил изгнать Киремет в преисподнюю. Но за него заступилась одна женщина, и Турă разрешил Киремет жить в оврагах и лесах. Киремет наплодил много детей, и они также расселились по оврагам и лесам...Число Киреметей у чувашей достигало 11-12. В их честь устраивали коллективные моления с жертвоприношениями. Место поклонения Киреметю огораживалось забором и считалось особо почитаемым. И в нашей деревне были два таких священных места. Одно в на правом берегу, на самом высоком месте. И на левом берегу, рядом с кладбищем(С ăртра). Там находились священные рощи и места для жертвоприношений.

Злым духом у чувашей считался Йерех, живущий рядом с человеком. Он представлял собой женщину или мужчину, оловянную фигурку или куколку. Хранились они почти в каждом доме в специальных кузовках или лукошках. Сроки проведения религиозных обрядов определяли знахари (юмас, мачавар).


Обряды

Языческие жертвоприношения и молитвы у чувашей говорят о том, что у них было многобожие.

Весной, прежде чем обрабатывать землю, совершают жертвоприношение с выпрашиванием богатого урожая у Бога. Прежде чем выпустить скот на пастбище, во время созревания хлеба опять-таки просят только Его благословения на скот и на зерно. А осенью, когда уходят домой с поля и вымолачивают первый хлеб, когда из-за снега скот теснится в загоне, опять-таки приносят Богу Турă благодарственные жертвы за обильный урожай и хороший приплод скота. В этих молитвах никогда ни словом не упоминается о каком-то другом Боге, упоминают только его единственного и благодарствуют за полученное благо. Правда, кроме жертв, приносимых этому единственному Богу, встречаются и прочие мелкие жертвоприношения, в которых молятся домовому хĕрт-ҫурт или киреметям. Это небольшие жертвы, благодаря которым стараются жить в хороших отношениях со злыми духами, иначе те повредили бы им, измучили бы болезнями, страданиями.

Жертвоприношения характерны тем, что Богу обычно приносят в жертву животных белой масти. При случае полевых жертвоприношений белую кобылу, в другой раз при кровавых жертвоприношениях белого барана. Впрочем, белый цвет они считают любимым цветом Бога, о чем говорится даже в народной песне:

Хурăнташ хура юратат,

Килĕнтеш кине юратат,

Пирĕн чăваш йăлипе

Турă шурра юратат.

Родственники любят гуся,

Родственники любят сноху,

По нашему чувашскому обычаю,

Бог любит белые (дары).

По случаю жертвоприношений, праздников одевают белую одежду. Ритуалы чувашской языческой веры проявляются в жертвах. Жертву называют чÿк, при совершении которой в жертву приносят Богу Турă или другим духам мясо или какую-нибудь пищу. Умилостивительную и благодарственную жертву можно приносить только Богу, потому что он распространяет свое благодеяние на зерно и скот, от Него и дождь и плодовитость, все это можно просить только у него, и поэтому благодарность может касаться только Его. Приносимые прочим духам - Киреметям, хĕрт-суртам жертвы носят только искупительный характер. Духу дают что-нибудь, чтобы быть с ним в хороших отношениях, чтобы тот не сердился, иначе нашлет на них болезни.

Чуваши, как народ, тесно связанный с природой, при приношениях своих жертв ориентировались не по движению и изменениям небесных тел, а за основу брали свое основное занятие, отличающее их от всех тюркских народов - земледелие.

Последовательность жертвоприношений у чувашей по календарю невозможно установить, а можно только по отдельным срокам обработки земли. Подобно тому, как труд земледельца состоит из весенней пахоты, сева и осенней жатвы, делятся и чувашские жертвоприношения на весенние и осенние жертвы. Весной к пахоте, севу и хорошему росту зерна, а также к его созреванию нужны благоприятные погодные условия. Поэтому все весенние жертвы без исключения являются умилостивительными жертвами. Осенью, когда сжатое зерно убрали, сняли всякие плоды земли, скот, пасшийся на тучных лугах, вырос и, расплодившись, остался дома в загоне, хлеву, а ульи пчел заполнены золотистым, сладким медом, одним словом, дары божия собраны в одну кучу, следуют осенние благодарственные жертвы Богу, отдельно по зерну, скоту и пчелам.

Большая часть жертв это, как правило, ежегодные жертвы, которые должны совершаться каждый год. Кроме них встречаются жертвы, совершаемые реже через два, три, пять лет. От случая к случаю: при строительстве дома, при отеле, в случае сглаза или возникновения прочих болезней тоже совершают то умилостивительное, то благодарственное, а то и искупительное жертвоприношение.

У нас в деревне тоже были такие сакральные места жертвоприношений, где наши предки молились и приносили свои подношения Богу и божествам. Одно место – это место на возвышенности, где сейчас находится деревенское кладбище. Здесь росло священное дерево, которое было огорожено забором. А также в землю были вбиты шесты, на которых развешивали шкуры и головы жертвенных животных. Здесь проходили коллективные моления и жертвоприношения, как Богу, так и духам предков, чтобы даровали удачу, везение, благополучие в доме, хороший урожай и приплод домашней скотины. Затем мясо жертвенных животных варили в котлах и вместе с кашей ели. Старожилы рассказывают, что под горой был родник (ҫăл) с чудодейственной водой. Умываясь этой водой люди исцелялись, заживляли раны, избавлялись от хворей и набирались сил. Во времена войн, революций и других потрясений родник иссяк. Но есть надежда на возрождение традиций и древней культуры наших предков. Кто знает, может быть, тогда снова забьет чудодейственный родник …

Другое место было расположено на другом холме, с противоположной стороны. Там тоже проходили ритуалы жертвоприношений, а также часто проводили праздник Уяв с игрищами молодых. Там присматривали парни себе невест, а девушки старались понравиться. Особенно проявляли уважение к невестам из других деревень. И это тоже было объяснимо. Нужно было освежить кровь, потому что в деревне часто было кровное родство среди жителей.

Праздники.

У наших предков было довольно-таки много праздников, которые были связаны с земледельческим и лунным календарем.

Сурхури.

Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури. Это старинный чувашский праздник. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника (от "сурăх ырри" - "овечий дух"). Во время празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

Кăшарни , (в некоторых местах кĕрещенкке), - праздник новогоднего цикла. Праздновался чувашской молодежью в течение недели от рождества (раштав) до крещения. После введения христианства совпал с русскими святками и крещением. Первоначально этим праздником отмечался период зимнего солнцестояния. Молодежь проводила этот вечер в увеселениях. Всю ночь звучали музыка и пение, парни и девушки плясали под частушки. Важное место в праздновании кăшарни занимали всевозможные гадания о судьбе.

Çăварни (Масленица).

Зимний цикл завершался праздником Çăварни (Масленица), знаменовавший наступление весенних сил в природе. В оформлении праздника, в содержании песен, приговоров и обрядов четко проявлялась его аграрная природа и культ солнца.

Калăм - один из традиционных праздников весеннего обрядового цикла, посвященный ежегодному поминовению усопших предков. Некрещеные чуваши калам праздновали перед великим днем (мăнкун). У крещеных чувашей традиционный мăнкун совпал с христианской пасхой. Во многих местах калам слился с мăнкун, а само слово сохранилось только как название первого дня пасxи.

Сĕрен - весенний праздник низовых чувашей, посвященный изгнанию из селения злых духов. И само название праздника означает «изгнание». Сĕрен проводился накануне великого дня (мăнкун), а местами также перед летними поминками усопших предков - накануне çимĕк.

Мăнкун - праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. Название мăнкун переводится как «великий день». Примечательно, что первый день весеннего нового года язычествующие восточнославянские племена также называли Велик День. После распространения христианства чувашский мăнкун совпал с христианской пасхой.

По древнечувашскому календарю мăнкун отмечался в дни весеннего солнцеворота. Чуваши-язычники начинали мăнкун в среду и праздновали целую неделю.

Акатуй.

По окончании весенних полевых работ проводился праздник акатуй (свадьба плуга), связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухату (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые-сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

Çимĕк - летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ.

В разных местах слово уяв имеет различные оттенки значения, да и сами молодежные увеселения проводятся по-разному. Во время уяв молодежь вечерами собиралась за околицей и устраивала хороводы с танцами, плясками, играми. В это время обычно молодые парни ближе знакомились со своими избранницами.

Рядом с деревней на лугу, около рощи или на лесной поляне, было постоянное место для проведения сборищ молодежи, которые назывались или просто вăйă - "игрища", или же пухă, тапă - "сбор, собрание". Ко дню тапă или вăйă на таком месте устраивалась скамья для музыкантов. В безлесных местах около скамейки вкапывали несколько свежесрубленных деревьев и украшали их разноцветными лентами.

Çинçе - традиционный дохристианский обрядовый цикл, приуроченный ко времени летнего солнцестояния. Этот земледельческий праздник, период отдыха и соблюдения покоя Матери-земли, которая в это время считалась обремененной спеющим урожаем. В период çинçе строго запрещалось чем-либо беспокоить землю: нельзя было пахать, сеять, рыть землю, вывозить навоз, бросать на землю тяжелое, рубить лес, строить дома, лазить на деревья и строения.

Вырма - это жатва, уборочная страда. В старину хлеба убирали вручную - жали серпами. Это был изнурительный и трудный, вместе с тем весьма ответственный период в годичном трудовом цикле крестьянина. Хлеб - венец всех трудов земледельца.

Авăн - слово многозначное. Это «гумно, овин, ток», «молотьба» и... «праздник». Этот праздник ввиду большой значимости молотьбы хлеба сопровождался многими обязательными ритуалами. Он был особо приятен, торжественен для крестьян. Молотьба такая же волнующая пора, как и жатва. Овин для сушки снопов, ток и молотьба на нем замыкали, связывали воедино годовой цикл полевых работ. С тока зерну одна короткая дорога - в амбар и на мельницу.

Чÿклеме - обряд освящения нового урожая жертвоприношением духам природы, умершим предкам, сопровождавшийся угощением всех сородичей. Чÿк - обряд жертвоприношения великому всевышнему Богу (çÿлти аслă Турă), его семейству и помощникам - духам-хранителям живой и неживой природы, человеческого общества и людей. Само слово «чÿк» многозначно. В определенных случаях оно означает и жертвоприношение, и место совершения такого обряда, и некое божество высшего разряда, а также употребляется как ритуальный возглас, обращенный к Турă.

Кража невесты.

Чувашская невеста

Умыкание происходило, в основном, в двух случаях: из-за бедности, не позволяющей платить калым и провести соответствующую свадьбу, а также из-за несогласия на брак родителей или самой девушки. Кража невесты происходила обычно ночью, когда девушки начинали расходиться с гуляний. Несколько проворных парней запрягали коня в кибитку или в сани, подкрадывались поближе к месту гуляния и, завлекая примеченную в сторону, увозили. Затем закрывали ее в клеть у жениха или его родных. Часты были случаи несогласия родителей невесты ввиду нежелания отпустить из дома бесплатную работницу. Все приготовления к свадьбе начинались только с момента пленения девушки. Ее родителям, узнавшим о случившемся, оставалось лишь надеяться на перемирие и ожидать визита зятя. Чувашские парни свое право на девушку часто устанавливали путем совершения кражи невесты. Такой брак, умыканием, вообще, не осуждался.

Свадьба.


Чувашская свадьба

НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО ЧУ-ВА-ШЕЙ – искусство возводить здания и сооружения, художественная творческая деятельность чуваш. народа, а также создаваемые и бытующие жилые, хозяйственные и культовые постройки. История Н.з.ч. тесно связана с развитием производител. сил, материал. условиями жизни, этнич. историей, материал. и духовной культурой народа, географич. средой. Архитектурно-композицион. особенности сооружений в прост-ранстве застройки отдельной усадьбы (или усадьбы семейно-родст-вен. группы) и поселения в целом формировались во взаимосвязи с окружающим природ. ландшафтом.

Первоначал. формы зодчества восходят к кочевому и оседлому образам жизни предков чувашей. Есть сведения о бытовании у волж. болгар юрт, полуземлянок, каркасно-глинобит. и срубных домов. Все эти типы жилища, за исключением юрты, бытовали у чувашей в сред. века. Единство и относител. устойчивость хозяйственно-бытового уклада обусловили единообразие и медленную эволюцию планировоч. и объёмных характеристик Н.з.ч. до 18 в. В ходе разрушались их традицион. – один из значительных элементов развития зодчества. Во многом изменили планировку поселений и усадьбы правительствен. меры по перепланировке поселений в кон. 18–19 вв. (см. , , , ).

Переломным в развитии Н.з.ч. явился рубеж 19–20 вв., когда появились новые конструктив. типы, изменилась технология строительства, распространились стропильные конструкции, дощатые фронтоны и декоратив. детали (причелины, , балясины, подзоры и др.), усложнилась , были внедрены новые элементы орнамента, древ. мифологич. мотивы с приписываемыми им магич. функциями (солярные символы, знаки оберега, мировое древо и пр.) приобрели декоратив. характер. Срубная изба однокамерная сменилась многокамерной, основными стали типы жилищ: изба+сени и изба+сени+клеть, строились новые типы домов – круглый (большой четырёхстенок), пятистенок, камен. дом. Проявилось взаимовлияние деревян. и камен. архитектур. В лесостеп. зоне возводились также дома из самана, реже природ. камня.

У всех этнографич. и этнотерриториал. групп чувашей в кон. 19 – нач. 20 вв. доминировали общие черты типов жилищ и надвор. построек. Сходными были используемые материалы и тех-нология строительства (форма срубов, форма и покрытие крыши и т.д.), планировка помещений, связь дома с двором. Специфические особенности Н.з.ч. связаны с географич. положением, влиянием зодчества соседних народов – горных марийцев, русских, татар, мордвы, башкир.

До сер. 19 в. глав. внимание, как и у др. народов Поволжья, уделялось украшению . Основными видами резьбы были плосковыемчатая трёхгранная и глухая с преобладанием мотивов розетки и её сегментов, меньшее применение находили прорезь и городчатая резьба. В нач. 20 в. новые формы архитектур. отделки успешно развивались в юго-восточ. (низовых) районах Чувашии. Верховые чуваши использовали сочетание плоской и пропильной резьбы, их украшения отличались филигранностью. В восточ. районах появились дома с украшением кровель скульптур. коньками. Частое применение орнаментал. резьбы на широких карнизах, фронтоне, наличниках, ворот. столбах и полотнищах способствовало дальнейшему развитию этого искусства. Редко встречалась в чуваш. деревнях скульптур. обработка элементов фронтона крыши. Особенностью декоратив. оформления дома стала полихромность раскраски. Прогрессив. изменения в развитии Н.з.ч. отразились в фольклоре, в к-ром воспевались белые избы, наличие резного декора, парад. крыльца, палисадника, окраска дома.

Во 2-й пол. 20 в. и особенно на рубеже 20–21 вв. развитие Н.з.ч. ускорилось, старые формы сменились новыми культур. комплексами со своеобраз. переплетением традицион. черт с новыми ар-хитектурно-строител. конструкциями. В 1980-е гг. наметилась тенденция к постройке жилых и хозяйствен. помещений под одной крышей, с 1990-х гг. она переросла в строительство коттеджей. Малые архитектур. формы (ворота, летний домик, парад. крыльцо) получили новые объёмно-планировоч. решения, появились мансарда, балкон. Постепенно нивелируются особенности этнографич. и природ. зон, исчезают черты этнич. самобытности жилища. Усиливается индивидуал. изобретательность, вырабатываются более рационал. приёмы работы. Используются различ. средст-ва декора: пропил. и долблёная резьба, просечное железо, мозаич. обшивка стен тёсом, фигур. кладка и штукатурка, ре-же – лепнина и резьба по сырой штукатурке, роспись, раскраска. Мотивы орнамента резьбы – геометрич., растител., зооморфные и антропоморфные, как и в вышивке, имеют преемственность. S-образный мотив лежит в основе многих композиций, создаваемых чуваш. мастерами. В нач. 21 в. архитектур. творчество развернулось в сторону использования нетрадицион. для Н.з.ч. строител. материалов и конструкций, систем инженер. оборудования.

Руководитель

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ.

Что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”? ( ответы детей ) Правильно, здоровья! Мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это очень доброе пожелание. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте поприветствуем друг-друга.

Дети: Здравствуйте! По чувашски здравствуйте переводится сывлох сунатоп. А еще можно пожелать доброго дня, которое на чувашском языке будет Ыро кун пултор.

А теперь давайте поприветствуем наших гостей на чувашском языке. Ыра кун пултор!

Дети: Ыра кун пултор!

Присаживайтесь.

РАЗГАДАЕМ КРОССВОРД, О ЧЕМ МЫ СЕГОДНЯ БУДЕМ ГОВОРИТЬ?

ЧТО ТАКОЕ ИЗБА? ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?

- Тема нашего занятия «Внутреннее убранство чувашской избы». Пюрт ашчикки.

- Сегодня мы побываем в необычном, удивительном месте – чувашской крестьянской избе.

- А для начала послушайте стихотворение (читает ученик)

Какая у избы душа!

Когда она едва родилась,

То сразу чутко, не дыша

В углах сосновых затаилась.

Она не спит, душа избы

И слушает из каждой щелки,

Как весело весь день в простенке

Стучат настенные часы.

Душа избы, она все помнит,

Все бережно хранит она

Руководитель Сегодня у нас не просто занятие, а «Путешествие в прошлое….» . Перед нами чувашский дом пюрт. И мы оказались в прошлом.

Избу рубили из липы, сосны или ели. Возведение дома сопровождалось обрядами. Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми. Дом возводили на деревянном фундаменте – столбах. Пол настилали полубрёвнами. Крышу крыли соломой. Солому накладывали толстым слоем, чтобы было тепло.

- Дверь в избу - низкая, а порог - высокий.

-Как вы думаете, почему так строили избы? Низкая дверь и высокий порог волей-неволей заставляли даже не желающего поклониться хозяевам. (Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло. При входе не стучались, а говорили: “кеме юрать –и» (Можно войти) или «Ман килес» - примерно по смыслу переводится как «Не знаю, можно ли мне прийти, но вот я пришёл». Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь”- вой патор.

Входим мы в избу.

В доме выделялось 2 центра: языческий (место у печи) и православный (красный угол).

Ученик: Печь - святая святых в доме. По чувашски – печь – комака. Огонь, горевший в печи, давал свет и тепло, на нем готовили пищу. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду.

Также с верили, что именно за печью живут такие домашний дух, как Домовой - хёртсурт.

Угол перед печью – кухонный, или кутный. Тёпель. На полке у печки стояла всякая посуда, которая была в хозяйстве. Для приготовления пищи и хранения всех продуктов использовалась посуда из глины. Продукты в глиняной посуде не портятся, она не держит запаха, поэтому хозяйки до сих пор любят такую посуду.

Ученик: А ели так: Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся семья. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.

Во главе стола, в красном углу, сидел хозяин семьи. Потом сидели дети, а хозяйке оставалось место с краю, чтобы никому не мешая вставать и подавать к столу.

Ели из одной посуды. на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит - тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся.

Находился стол в красном углу.

Ученик:

Название « красный угол» - туро умё слышали все. Красный угол располагается по диагонали от печки. Это был дальний от входа угол по правую руку.

Красный угол был парадной частью избы. Он всегда хорошо освещался. В самом углу помещали божницу с иконами и лампадой.

В красном углу происходили все значимые семейные события. Здесь выкупали невесту, отсюда ее увозили на венчание в церковь, в доме жениха ее сразу вели тоже в красный угол. Человек, пришедший в гости, мог пройти в красный угол только по особому приглашению.

А что же еще было в избе?

Ученик: Вдоль стен (передней и боковой) красного угла шли неподвижные лавки. Вообще лавки устраивали вдоль всех стен избы. Каждая имела свое назначение и название. На них сидели, хранили вещи, спали.

Лавка против входа называлась красная и предназначалась для гостей. У входа стояла широкая лавка «кутник». Это было место хозяина. Здесь он отдыхал и работал. Около другой стены находилась лавка для работы пряхи. На лавке, что рядом с печью и шкафчиком с посудой хозяйка готовила пищу, сюда складывались вынутые из печи хлеб.

Ученик: Рядом на гибком суку, закрепленном за мощной потолочной балкой, висела люлька, где спали маленькие дети

Дом освещался лучинами, которые закреплялись в светцах. под светцом обязательно стояла лохань с водой, и лучинки, прогорая, падали в воду.

В избе выполняли разные работы. Женщины не только готовили, убирали, но и занимались рукоделием. Здесь ставили ткацкий станок, прялку и другие принадлежности для домашней работы.

Прялка была верной спутницей женщины на протяжении всей жизни.

Чувашский народ очень трудолюбивый. В крестьянском хозяйстве было много дел и забот. А теперь и вам, ребята, тоже придется потрудиться. Давайте мы заполним наш дом.предметами.

Дети приклеивают изображения предметов на картину избы.

Красота отражалась в национальной одежде. Нательная одежда чувашей, как мужчин, так и женщин, была рубашка – платье и штаны (йем). Они шились из холста. По своему крою они не отличались, только мужское кепе было до колен, а женское до середины икр. Девушки и женщины повязывали также платки преимущественно светлых расценок. Одежда была простая рабочая и праздничная. Простые рабочие платья и рубашки вышивкой не украшались, лишь праздничные

Кто нам об этом расскажет?

Ребёнок: Чувашские д евушки в старину были очень нарядные. Этот наряд они мастерили своими руками. Чувашский национальный костюм состоял в основном из платья, передника, сурпан, хушпу .

На голову девушки одевалась тухья или хушпу. Их украшали серебряными монетами, бисером.

Но особую роль играл цвет одежды. В основном использовали белый, черный и красные цвета. Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья Красным цветом, источником торжества, счастья, заполнялись узоры вышивки. По краю обводился узор вышивки черным цветом, цветом земли и добра. Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья. Это любимый цвет чувашского народа. Чувашей можно назвать детьми солнца. Зеленый цвет считается цветом природы, жизни. Синий цвет – это цвет неба и волшебства.

Красивый узор на одежде называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры. ( Показ слайдов ) Что они означают?

Давайте заполним наш дом трудолюбивыми людьми. У вас есть фигурки людей, раскрасим их и приклеим на нашу картину.

Вот и закончилось наше с вами путешествие. Что нового мы с вами узнали на занятии?

Ребята мы живём с вами в удивительном месте с. Вышки и Дубровка, ГДЕ ДРУЖНО ЖИВУТИ РУССКИЕ, И МОРДВА, И ТАТАРЫ, И ЧУВАШИ. Есть и другие национальности. Так давайте же будем любить свою малую родину, людей, живущих рядом с нами, Так же не забывать свой родной язык, обычаи, традиции. свои родовые корни, ведь только из прошлого рождается будущее .

РЕФЛЕКСИЯ

1.Сегодня я узнал...

2. Я понял, что…

3. Я научился…

4. Было интересно узнать, что…

5. Меня удивило

6. Мне захотелось…

Цель мероприятия: приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества, духовно-нравственного развития личности ребенка.

Задачи:

Познакомить детей с убранством чувашской избы; приобщать детей к национальной культуре;

Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

Воспитывать интерес к национальной культуре, уважительное отношение к старине, к традициям.

Пословицы о труде НА ЧУВАШСКОМ!

Чувашский народ очень трудолюбивый. Не зря говорится в пословице: «Маленький чуваш одной ногой к колыбели, другой на пахоте». Дети, вы знаете чувашские пословицы и поговорки о труде?

Ребёнок: Кто не боится работы, тот станет мастером.- Уркенмен оста пулно.

Ребёнок: Труд человека прославляет. – Этем ыро есепе

Дело мастера боится – Ессен сынран ес хорать.

Глаза боятся, руки сделают. – Кус харать те ал товать.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. – Паян тумалли есе ырана ан хавар.

Кто не работает, тот не ест. Кам еслеместь, сав симесть

Богу молись, а сам трудись – Турра шан та еслеме ан ман

Есрен ан хора, вол хой санран хоратор.

Еслемесер хыром торанмасть

Ес секлет, уркев укереть.

Еслекен выса вильмен.

Ребёнок: Работа к рукам не пристаёт.

Ребёнок: Кто хочет есть калачи, лежать не будет на печи.

Ребёнок: Умелые руки найдут себе работу.

Ребёнок: Нет на земле такой работы, которую бы человек не сделал.

Народные загадки об одежде.

1. Сверху голо, снизу лохмато, а теплом богата, что твоя хата. (ШУБА)

2. День-деньской скачет, пляшет и на покой идет со мной. (РУБАШКА)

3. Маленькая, горбатенькая в переулочке завязла. (ПУГОВИЦА)

4. Из липы свито дырявое корыто. По дороге идет, клетки кладет. (ЛАПТИ)

5. Шел по одной, вышел из двух. (ШТАНЫ)

6. Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся. (ЛАПТИ)

7. Сижу верхом, не ведаю на ком. Знакомца встречу – соскочу, привечу.

(ШАПКА)

8.По реке простыне идет пароход.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг)

Чувашский орнамент


38. Поселения и жилища

Чувашская народность сложилась на стыке территории лесных массивов и степей. Географические условия оказали свое влияние на характер устройства поселения. Чувашские селения ял располагались , как правило, вблизи водных источников: рек, ключей, вдоль оврагов чаще всего, были скрыты от посторонних глаз в лесах или зелени посаженных у домов деревьев. Излюбленными деревьями чувашей были ива, ольха (сирек), не случайно многие деревни, окруженные зарослями ольхи получили название Cирекле (Ерыкла).

В северных и центральных районах Чувашии селения располагались скученно, кустами: дочерние селения - выселки касы группируются вокруг материнского, образуя целое гнездо поселений. На юге же, у низовых чувашей, проживающих в открытой местности наблюдается приречный тип расселения при котором селение вытянуто в цепочку вдоль реки. Селения такого типа более крупные по своим размерам, чем при гнездовом расселении.

Поселения чувашей до середины XIX века не имели четкой планировки, а состояли из отдельных околотков, заселенных родственниками. Поэтому чужому человеку трудно было сразу найти нужную усадьбу. Скученность домов и построек также увеличивала возможность бедствий при пожаре.

Планировка усадьбы, ограждение ее забором, постановка дома внутри усадьбы чувашей, отмечал А.П.Смирнов, имеет полное сходство с планировкой усадьбы в Суваре. Усадьба чувашского крестьянина состояла из дома и хозяйственных построек: клети, амбара, конюшни, хлева, летней кухни, бани. У богатых крестьян нередко были и двухэтажные постройки. Вот как описывал этнограф Г.Комиссаров чувашскую усадьбу XIX века: На дворе строятся: изба, за ней сени, затем амбар, затем сарай, куда складывают дрова и ставят телеги и сани; с другой стороны двора, на переднем плане, считая от улицы, строится погреб, потом кладовая, потом опять сарай. На заднем плане устраивают повет, сеновал, конюшню и загороженные заборами помещения для загона скотины, называемые "выльах-карти". Несколько отдельно строят лачугу, которая в старину служила летним жилищем, а теперь в ней варят пищу и стирают белье. В огороде ставится другой амбар (хлебный), баня тоже строится в овраге." 40

Дома в старину строили по-черному, дверями на восток. Дом состоял как правило, из избы и сеней, крытых двускатной соломенной , либо тесовой крышей.

С начала нынешнего столетия экстерьер жилища начали украшать деревянной резьбой. Основным мотивом орнамента до сегодняшнего дня остаются солярные знаки - круги, кресты.

Позже появились длинные скамейки и деревянные кровати. Жилища, оборудованные печами и дымоходом, получили распространение среди зажиточной части чувашского крестьянства со второй половины XIX века. Конечно, современный облик чувашских жилищ несравним с тем, что запечатлели этнографы в начале XX века сегодня в доме можно увидеть современную бутовую технику и мебель, однако тяга к традиционному все же сохраняется, хотя и проявляется в стилизованном виде - применения вышитых и тканных изделий и деревянной резьбы в национальном стиле для украшения внешнего вида и интерьера жилища.

Деревянная посуда. У народов лесной полосы, в том числе чувашей, была сильно развита обработка дерева. Почти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. Инструментов по деревообработке было много: бурав (пăра), коловорот (çаврам пăра) служат для сверления отверстий и ямок в сплошном материале; долото, стамеска (ăйă) – инструменты для выдалбливания отверстий, гнезд, пазов (ыра); долото большое (кăра) применяется для выборки пазов бревен, досок, при изготовлении ступ, корыт, кадушек и других долбленых изделий.

По способу изготовления и характеру использования деревянную утварь можно разделить на несколько групп: 1) утварь долбленая с цельным дном; 2) долбленые сосуды со вставным дном; 3) клепаные изделия; 4) посуда из бересты, луба, коры; 5) плетеная утварь из лозы, лыка, дранки, корней.

Столовую посуду изготовляли из мягких (липа, ветла, осина) и твердых (дуб, береза) пород деревьев, из цельного куска дерева или корневища. Из крепкого корня делались лучшие образцы больших ковшей – братин (алтăр), малых ковшей для пива (курка). Они имеют форму ладьи. Носо­вая сторона большого ковша поднята кверху и, переходя в узкую шейку, расчленяется, образуя завершение в виде двух конских голов (ут-курка). Интересны своеобразные двух- и трехвыемочные ковши «тĕкелтĕк» и «янкăлтăк». В них одновременно наливали мед и пиво, а в трехсекционный ковш еще и «пылсем» (бальзам) из разнотравья. Эти «парные ковши» (йĕкĕрлĕ курка) предназначались только молодоженам. Красивой причудливой резьбой украшались малые ковши, которые являлись гордостью семьи. Они также часто имеют ладьевидную форму. Рукоять высокая с прорезной петлей, заканчивающейся крючком для подвешивания. Узоры на рукояти бывают разные: это солярные мотивы, жгут, выемка, желобки, скульптурные формы.

В быту чуваши широко пользовались посудой из бересты – сшивными туесами и кузовками (пурак) цилиндрической формы.

Для хранения и переноски продуктов и разных вещей применялась плетеная тара; широкий набор плетенок из лыка известен под общим названием кошель (кушел). В кушел – аккуратно сделанную плетеную сумку с крышкой – укладывали продукты и мелкий скарб на дорогу. Пестерь (пушăт, такмак, пештĕр) являлся кое-где сумкой распорядителя свадебного поезда (туй пуçĕ). В эту сумку клали обрядовые блюда – хлеб (çăкăр) и сыр (чăкăт). Наряду с сумками в употреблении было плетеное лыковое ведро шăпаня для воды и пива. В плетеных чашках расстаивались хлеба перед выпечкой , плетеные коробки использовали в качестве солонки. Сосуд для воды (шыв савăчĕ) и туесок для пороха брали с собой на охоту.

Многие предметы утвари плели из лозы. Из черемуховых или ивовых прутьев изготовляли корзину для ложек (çăпала пĕрни). Бытовали сосуды, плетенные из дранки, лозы и полосок бересты, лыка, пучков травы. Так делали, например, чаши для хлеба. Из ивовой лозы плели сенной кошель (лăпă), различные корзины (çатан, карçинкка), кузовки, курманы, сундучки, мебель, рыболовные снасти.

Глиняная посуда. Изготовлением глиняной посуды люди занимались издревле. Ее производство в Волжской Булгарии стояло на высоком уровне. Однако с XVI в. местные традиции в изготовлении высокохудожественной керамики постепенно забываются. После присоединения к Русскому государству потребность в гончарных изделиях удовлетворялась в основном продукцией городских ремесленников.

Глиняную посуду изготовляли из заранее заготовленной глины. Глину клали в деревянный ящик и основательно мяли ногами, руками, чтобы она была мягкой, эластичной и при скручивании из нее жгута не разрывалась. После этого из глины делали заготовки различных размеров в зависимости от величины посуды. Заготовки – это небольшие куски глины, скатанные в толстый и короткий жгут.

Формовка сосуда производилась на ручном или ножном гончарном круге. Изготовленная посуда после просушивания покрывалась глазурью, что придавало ей прочность и блеск. После этого она обжигалась в специальной печи.

Чувашские гончары изготовляли разнообразную посуду: горшки, корчаги (чÿлмек, куршак), кувшины для молока (мăйлă чÿлмек), для пива (кăкшăм), плошки (çу плашки), миски (тăм чашăк), жаровни, рукомойники (кăмкан).

Они были самых разных форм и стилей. Абашевские, именьковские, булгарские и другие стили различались видами и формой, орнаментом.

В домашнем хозяйстве чувашей использовалась и металлическая посуда (чугунная, медная, жестяная).

Одним из древних сосудов, без которого не могла обходиться ни одна семья, являлся чугунный котел (хуран). В хозяйстве имелось несколько видов котлов различных размеров.

Котел, в котором готовили обед, висел над очагом в избе. Котел большого размера для варки пива, пищи во время больших праздников, подогрева воды подвешивался над очагом лачуги (летней кухни). Чугун в чувашском хозяйстве появился сравнительно поздно. К числу старинной посуды относится сковорода (çатма, тупа).

Наряду с чугунной посудой использовали медную: медный жбан (чăм), рукомойник (кăмкан), ендова (янтал), сосуд для питья медовки и пива, по форме напоминавший в некоторых случаях коня-инохода (çурхат). В составе кухонного инвентаря были и другие металлические предметы – кочерга (турчка), ухват, косарь (кусар), ножи (çĕçĕ), треножник (такан).

В зажиточных семьях приобретали самовар. С конца XIX в. под городским влиянием в деревне появляются железные ведра, стеклянные бутылки. Металлические ложки, половники, чашки, кастрюли, тазы, корыта получили распространение уже в советское время.

40. Общественный и семейный быт

Основу социальной организации чувашей составляла община, которая первоначально (XVI - XVII вв.) совпадала с поселением, т. е. деревней, селом. Впоследствии, при появлении дочерних деревень, отпочковывавшихся от материнского селения, община представляла собой уже целое гнездо поселений с общей земельной площадью: пашней, лесом. Образовавшиеся таким образом сложные общины состояли из 2-10 населенных пунктов, располагавшихся на незначительном (2-3 км) друг от друга расстоянии. Сложные общины возникали в лесной полосе, так как освоение новых земель было связано с расчисткой земель под пашни и образованием околотков касси , в то время как на юге из-за отсутствия лесов деревни образовывали выселки и общины оставались простыми. Сложные общины существовали не только у чувашей, но и у марийцев, удмуртов, реже у татар.

Община служила основной экономической единицей, в пределах которой решались вопросы землепользования, налогообложения, рекрутского набора. Сельский сход - высший орган управления общины - регулировал сроки сельскохозяйственных работ, совершение религиозных обрядов, исполнял первичные судебные функции - наказание за воровство, поджог. Община также заботились о моральном облике своих членов, порицая нарушение общепринятых норм, таких как пьянство, сквернословие, нескромное поведение. Община, а вслед за ней и семья, регламентировала поведение рядового человека.

У чувашей долгое время бытовал тип большой отцовской семьи, состоявшей из нескольких поколений, как правило, из трех: детей, супружеской пары и родителей кого-либо из супругов, чаще всего родителей мужа, так как у чувашей был распространен патрилокальный брак, т.е. жена после свадьбы переходила на жительство к мужу. Обычно в семье с родителями оставался младший сын, т. е. бытовал минорат. Нередки были случаи левирата, когда младший брат женился на вдове старшего брата, и сорорат, при котором муж после смерти жены женился на ее младшей сестре.

В вопросах брака чуваши не придерживались строгих правил по отношению к национальности , возрасту жениха и невесты. Допускались браки с русскими, мордвой и представителями иной веры - татарами, а по возрасту невеста могла быть на 6 - 8 лет старше жениха. У чувашей существовал обычай очень рано женить сыновей (в 15-17 лет) и достаточно поздно выдавать замуж дочерей (в 25-30 лет). Делалось это по экономическим соображениям.

Главой большой патриархальной семьи был старший мужчина - отец или старший из братьев. Он распоряжался хозяйственной деятельностью внутри семьи, доходами, следил за порядком. Женскими работами чаще руководила старшая из женщин, асанне - бабушка.

Брак заключался двумя способами: умыканием невесты и свадьбой туй. Первый применяли при отсутствии возможности жениха заплатить выкуп за невесту. Свадьбе предшествовала помолвка, на которой договаривались о размерах выкупа и приданого, сроках свадьбы. свадьба начиналась по прошествии 2-3 недель после помолвки и длилась от 3 до 7 дней. До настоящего времени сохранились региональные различия в отправлении свадебного обряда: в наборе действующих лиц, музыкальном сопровождении и другие. Различают 3 основных типа свадьбы по трем этнографическим группам чувашей, живущих в пределах Чувашской Республики.

Чувашская свадьба - очень яркое и интересное зрелище, театрализованное представление, в котором участвуют определенный набор действующих лиц: хайматлах - посаженный отец, ман-керю - старший зять, кесен керю - младший зять, хер-сюм - подруги невесты, туй-пусь - руководители свадьбы и т. д., каждый из которых выполняет в ходе свадьбы предписанные ему обязанности. Свадьба начиналась во второй половине дня, под вечер, и продолжалась в течении нескольких последующих дней. Заключение брака было связано с введением в дом, семью нового члена - невестки, снохи, поэтому на этот момент обращалось особое внимание. Невеста должна была сходить в сопровождении родственников жениха за водой к роднику и тем самым как бы почтить духа воды, в знак уважения раздавала новым родственникам подарки.

Переход в положение замужней женщины был зафиксирован в обряде надевания женского головного убора хушпу.

Чувашская свадьба, в отличие от русской, проводилась летом, в конце июня - начале июля, до начала страды. Вероятно, поэтому у верховых чувашей до сегодняшнего дня сохранился обычай украшать место предполагаемого празднества ветками липы или рябины.

В современной чувашской свадьбе многие традиционные черты утеряны и заменены элементами русской свадебной обрядности. Особенно заметно проявлялось это влияние на свадьбе чувашей, проживающих вне Чувашской Республики.

41. Семейно-родственные отношения, быт чувашей.

По представлениям древних чувашей, каждый человек обязательно должен был сделать два важных дела в своей жизни: поухаживать за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя. Вся жизнь человека проходила в семье , и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи, его родителей, его детей.

Родители в чувашской семье. Старинная чувашская семья кил-йыш обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей.

В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относились с любовью и уважением, Это очень хорошо просматривается в чувашских народных песнях, в которых чаще всего рассказывается не о любви мужчины и женщины (как в очень многих современных песнях), а о любви к своим родителям, родственникам, к своей родине. В некоторых песнях рассказывается о чувствах взрослого человека, переживающего потерю своих родителей.

С особой любовью и почетом относились к матери. Слово «амăш» переводится как «мать», но для своей родной матери у чувашей есть особые слова «анне, апи», произнося эти слова, чуваш говорит только о своей маме. Анне, апи, атăш - для чувашей понятие священное. Эти слова никогда не использовали в бранной речи или в насмешках.

О чувстве долга перед матерью чуваши говорили: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, - и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды». Древние чуваши считали, что самое страшное проклятье - материнское, и оно обязательно сбудется.

Жена и муж в чувашской семье. В старинных чувашских семьях жена была равноправна с мужем, и не было обычаев, унижающих женщину. Муж и жена уважали друг друга, разводы были большой редкостью.

О положении жены и мужа в чувашской семье старики говорили: «Хĕрарăм - кил турри, арçын - кил патши. Женщина - божество в доме, мужчина - царь в доме».

Если в чувашской семье не было сыновей, то отцу помогала старшая дочь, если в семье не было дочерей, то матери помогал младший сын. Всякий труд почитался: хоть женский, хоть мужской. И при необходимости женщина могла взяться за мужской труд и мужчина мог выполнять домашние обязанности. И ни один труд не считался важнее другого.

Дети в чувашской семье. Главной целью семьи было воспитание детей. Радовались любому ребенку: и мальчику, и девочке. Во всех чувашских молитвах, когда просят божества дать много детей, упомиыают ывăл-хĕр - сыновей-дочерей. Желание иметь больше мальчиков, а не девочек появилось позднее , когда землю стали распределять по количеству мужчин в семье (в XVIII веке). Вырастить дочь или несколько дочерей, настоящих невест, было престижно. Ведь по традициям в женский костюм входило много дорогих серебряных украшений. И только в трудолюбивой и богатой семье можно было снабдить невесту достойным приданым.

Об особом отношении к детям говорит и то, что после рождения первого ребенка муж и жена начинали обращаться друг к другу не упăшка и арăм (муж и жена), а ашшĕ и амăшĕ (отец и мать). И соседи начинали называть родителей по имени их первого ребенка, например, «Таливан амăшĕ - мать Таливана», «Атнепи ашшĕ - отец Атнепи».

В чувашских селениях никогда не было брошенных детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи и растили их как своих собственных детей. И. Я. Яковлев в своих записях вспоминает: «Семью Пахомовых я считаю моей родной. К этой семье до сих пор я храню самые родственные теплые чувства. В семье этой меня не обижали, относились как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что семья Пахомовых мне чужая… Только когда мне исполнилось лет 17 … я узнал, что это не родная мне семья». В этих же записях Иван Яковлевич упоминает, что его очень любили.

Бабушки-дедушки в чувашской семье. Одними из самых важных воспитателей детей были бабушки и дедушки. Как и у многих народов, девушка, выходя замуж, переезжала в дом к мужу. Поэтому обычно дети жили в семье с матерью, отцом и его родителями - с асатте и асанне. Сами эти слова показывают, как важны были для детей бабушки-дедушки. Асанне (аслă анне) в дословном переводе - старшая мать, асатте (аслă атте) - старший отец.

Мать и отец были заняты на работах, им помогали старшие дети, а младшие дети, начиная с 2-3 лет больше времени проводили с асатте и асанне.

Но и родители матери не забывали своих внуков, дети часто гостили у кукамай и кукаçи.

Все важные проблемы в семье решали, советуясь друг с другом, обязательно прислушивались к мнению стариков. Всеми делами в доме могла руководить старшая женщина, а вопросы вне дома обычно решал старший мужчина.

Один день из жизни семьи. Обычный день семьи начинался рано, зимой часа в 4-5, а летом с рассветом. Первыми вставали взрослые и, умывшись, принимались за работу. Женщины топили печь и ставили хлеба, доили коров, варили еду, носили воду. Мужчины выходили во двор: задавали корм скотине, птице, убирали во дворе, работали в саду-огороде, рубили дрова…

Детей помладше будил запах свежеиспеченного хлеба. Их старшие сестры и братья уже встали и помогали родителям.

К обеду вся семья собиралась за столом. После обеда продолжался рабочий день, только самые старые могли прилечь отдохнуть.

Вечером опять собирались за столом - ужинали. После, в ненастное время, сидели дома, занимались своими делами: мужчины плели лапти , вили веревки, женщины пряли, шили, возились с самыми маленькими. Остальные дети, уютно устроившись около бабушки, затаив дыхание, слушали старинные сказки и разные истории.

К старшей сестре приходили подружки, затевали шутки, запевали песни. Самый шустрый из младших принимался танцевать, и все хлопали в ладоши, смеялись над забавным малышом.

Старшие сестры, братья уходили на посиделки к своим друзьям.

Самого маленького укладывали в колыбель, остальные ложились на нары, на печку, под бок к бабушке, дедушке. Мать пряла пряжу и ногой качала колыбель, звучала нежная колыбельная песня, глазки у детей слипались…

Чувашский дом в Нефтеюганске August 8th, 2014

На территории городского Центра национальных культур г.Нефтеюганска будет построен чувашский дом со всеми надворными постройками (подворье). Администрация города уже выделила земельный участок. Сейчас необходимо помочь инициативной группе с эскизами, чертежами и любой информацией о том, как выглядит настоящая чувашская изба, где и как всё располагалось.
Привожу дословно просьбу земляков: "Необходимо найти фото деревянного, красивого, настоящего чувашского дома с чувашскими орнаментами и узорами (желательно с разных ракурсов: вид спереди, с боков, задний вид). Также необходимы точное расположение икон, столов, печи, скамеек, колыбелек, шкафов для утвари, разные украшения дома и т.д., т.е. то, что стояло в чувашском доме. Необходимо не просто найти фотографии, но и нужно дать точное название как на русском, так и на чувашском языках. Это будет настоящий чувашский дом, дом-музей.Чтобы каждый, кто посетит этот дом, мог почувствовать дух чувашского народа, быта, культуры, гостеприимства. Очень надеемся на Вашу помощь и поддержку."


Крестьянская усадьба середины XIX века представлена в музее курной избой несомкнутыми надворными строениями (погребом, хозяйственным сараем и хлевом). Двор окружен бревенчатым забором.
Курная изба – односрубное жилище с открытыми (позднее с закрытыми) сенями, с глинобитной, топившейся по - черному, печью. Изба представляла собой старую форму жилища, существовавшую в течение ряда столетий, вплоть до конца XIX – начало XX века. Вызывает интерес особенности традиционной архитектуры (техника рубки, конструкция крыши – самцовая, пола и потолка, устройство крыльца, разные украшения). Изба строилась небольших размеров - 4,5х5 м, 5х6 м, по форме близка к квадрату. Изба имела одно - два небольших окна, обращенных на юг. На восточной стороне избы прорубалась дверь. Пол и потолок настилались из полубревен и толстых плах, тесаных топором.

Сени потолка не имеют, покрыты с общей избой крышей. В качестве материала кровли использовали луб, дрань, солому. Чувашское жилище имело так называемый северно – средне - русский тип внутренней планировки.

Глинобитная печь, в избе ставилась справа от входной двери устьем к передней стене. По одну из сторон от устья печи устраивался очаг с подвешенным котлом. Особенностью интерьера жилища было преобладание неподвижной мебели, конструктивно связанной со срубом – это нары и скамьи вокруг стола и возле печки, перекладины, посудницы, полки. В переднем углу избы по диагонали от печи ставили стол, для сиденья использовали обрубки бревен, позднее стулья.

Амбар – бревенчатое сооружение для хранения зерна строили или на усадьбе или перед избой на улице, иногда амбары группировались на околице деревни. Один из характерных амбаров с предмостьем - площадкой и двойным навесом – подвалом (двухэтажный) находится в экспозиции музея.

Внутри амбара размещены сусеки для хранения зерна и муки, просторный верх (2-й этаж) предназначен для хранения продуктов и утвари.

Ветряная мельница на территории музея поставлена на искусственно поднятом холме, которая представляет сооружение полного комплекса действующей мельницы – четырьмя крылами, хвостовым поворотом крыльев в направлении ветра. Действующий механизм ветряка – жернова с двумя дисковыми камнями, ведущим валом Эверетеком, короба для приема муки. Лестничные площадки из 4-х звеньев – служили для смазки деревянных механизмов.

Своим необычайным видом внимание посетителей музея привлекает колодец «журавль».

На территории имеется водоем, через него построен деревянный мост. Все эти интересные и разнообразные сооружения, размещенные в музее, ярко демонстрируют архитектурно-строительную культуру чувашского народа.