Что такое отечество. Отечество - это родная земля

ОТЕЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит. Любовь к отечеству. Зашита своего отечества.


Смотреть значение ОТЕЧЕСТВО в других словарях

Отечество Ср. — 1. Страна, где родился кто-л. и к гражданам которой он принадлежит; родина. 2. перен. разг. Место зарождения, возникновения чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Отечество — отечества, мн. нет, ср. страна, где родился данный человек и к гражданам к-рой он принадлежит. Мы не защищаем тайных договоров, мы защищаем социализм, мы защищаем социалистическое........
Толковый словарь Ушакова

Отечество — -а; ср. Высок. [с прописной буквы]. Страна, где родился человек и гражданином которой является; родина. Любить своё О. Служить Отечеству. Защита родного Отечества.
Толковый словарь Кузнецова

Отечество — Образовано в древнерусском языке от отьць – "отец" по методу кальки с греческого patria.
Этимологический словарь Крылова

Отечество — (Еф 3.15)-слова «всякое отечество» в оригинале означает: «вся Его семья», «все Его». (См. народ)
Исторический словарь

социалистическое Отечество В Опасности! — декрет-воззвание Совета Нар. Комиссаров, принятый 21 февр. 1918. Опубл. 22 февр. 1918 в момент, когда Германия, воспользовавшись срывом мирных переговоров в Бресте (см. Брестский........
Советская историческая энциклопедия

политическая, социальная и культурная среда, в которой живет и трудится народ. Это - сложное общественное явление, охватывающее совокупность разнородных сторон жизни и деятельности общества: социальные отношения, систему политических отношений и организаций, формы и типы культуры, распространенные в обществе, духовные ценности, к которым приобщены народные массы. Отечество характеризуется также такими «вечными» элементами, как территория и язык народа (см. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 365). Социально-политическая природа отечества в значительной степени определяется тем, какие общественные отношения господствуют в обществе, какой класс является их носителем. В зависимости от этого можно говорить о капиталистическом и социалистическом отечестве. Своими корнями отечество уходит в глубокую древность - к первобытнообщинному строю, когда впервые произошло объединение людей в относительно устойчивые обособленные сообщества (племя, род) на основе общественной (общинной) собственности на средства производства, кровнородственных связей и совместного проживания на определенной территории. Окончательно формируется отечество тогда, когда произошло разделение труда, появились классы и возникло государство. Представление об отечестве оказалось тесно связанным с понятием «государственность», затем и с понятием «нация». Современные отечества являются, как правило, национальными государствами. Вместе с тем имеют место отечества, связанные как с донациональными формами общности людей, так и с многонациональной формой их общности (см. Советский народ). Отличительная черта современного капиталистического отечества - противоречивость политической, социальной и культурной среды: антагонизм классов, острая борьба политических сил; наличие «двух культур» в национальной культуре. Поэтому различные классы по-разному относятся к капиталистическому отечеству и вкладывают в понятие отечества неодинаковый смысл. Если в сознании буржуа отечество неотделимо от эксплуататорских порядков, обеспечивающих его привилегированное положение, то пролетарию, поскольку он осознает свои классовые интересы, социально-государственная сторона отечества становится чуждой. Буржуазное государство, закрепляющее отношения эксплуатации, выступает по отношению к рабочему классу, широким массам трудящихся как враждебная сила. В этом смысле рабочие при капитализме «не имеют отечества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 444). Противники научного коммунизма истолковывают данное положение в том смысле, будто бы рабочему классу, его марксистским партиям чуждо чувство национальной гордости, ответственности за судьбы народа, родины. Но это истолкование не соответствует действительности, ибо коммунисты неоднократно доказали свой высокий патриотизм, проявляя глубокую заботу о судьбах родной страны. Положение «рабочие не имеют отечества» содержит в себе основной принцип международного пролетариата - принцип классовой солидарности в борьбе за освобождение от эксплуатации, а значит, за преобразование буржуазного отечества в социалистическое. Важнейшим стимулом в этой борьбе является ненависть к угнетателям, стремление видеть свою родину свободной, гордость рабочего класса за принадлежность к данной нации, за ее революционные традиции. Когда отечество становится социалистическим, в отношении рабочего класса, трудящихся масс к нему появляются новые стороны. Отечеством для трудящихся масс выступает сам социализмкак общественно-политический строй, как форма организации общественной жизни. Социализм как отечество защищали рабочий класс и все трудящиеся нашей страны в военные годы. Сам объект патриотизма становится более широким по объему и в то же время единым для всех наций и народностей. Советскому патриотизму чужды мораль и психология индивидуализма. Он является неиссякаемым источником подвигов трудящихся нашей страны, превращает героизм в повседневное, массовое, всенародное явление. Отечество как определенное социально-политическое явление носит исторически преходящий характер. «Как идея племени сменилась идеей отечества... так идея отечества должна отступить перед несравненно более широкой идеей человечества. За это ручается... сила экономического развития», - писал Плеханов. Но это дело далекого будущего. В современную же историческую эпоху отечество будет и дальше существовать и развиваться как «могущественный фактор» (Ленин) и в классовой борьбе пролетариата, и в построении социализма и коммунизма (см. также Защита социалистического Отечества).

Отечество - родная страна, Родина. Слово отечество обозначает страну предков, отцов, человека, а также имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, святостное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга.
Истоки любви к отечеству
Отечество вызывает у части его жителей (патриотов) особое чувство по следующим основным причинам: Отечество является коллективной собственностью людей, которые в нём проживают. Это источник благосостояния, который, по мнению патриотов, нужно чтить и охранять.
В отечестве, как правило, проходят молодые годы человека, в которые происходит становление его интересов, привычек, характера.
Отечество и его народ вкладывают в каждого нового гражданина затраты, усилия и труд, способствующие его становлению. Есть мнение, что вследствие этого возникает долг, который необходимо вернуть.
Для многих отечество - это страна, благословленная Богами - священная земля.

Отечества и идеология
Существует точка зрения, согласно которой стабильность государства и общественного строя во многом связана с тем, насколько веско господствующая идеология может сформулировать необходимость служения отечества именно в этом виде. Существуют следующие идеологические обоснования такой необходимости: Отечество ассоциируют с Богом. Таким образом, служить отечеству и его правителям - то же самое, что служить богу.
Отечество ассоциируют с принципами, на которых построено государство. Например, принципы капитализма: свобода, равенство, демократия. Для их сохранения нужно поддерживать отечество. Коммунизм выдвигает служение классовым интересам трудового народа как основной принцип служения отечеству.
Отечество ассоциируется с определенной нацией. Таким образом, служение отечеству способствует сохранению национальностей особенностей народа, его населяющего.
Отечество представляют как коллективную защиту от внешних врагов, которые стремятся его разрушить и тем самым угрожают личной безопасности, привычному укладу жизни и благосостоянию народа.

В каждой конкретной ситуации официальная идеология представляет комбинацию этих принципов.
Отечество в искусстве
Практически в каждом государстве имеются деятели искусства, которые служат официальной идеологии и представляют себя "певцами отечества". Известные примеры из истории России: Демьян Бедный.

Но есть и деятели искусств, любящие отечество искренне: Сергей Есенин
Владимир Маяковский

Подвиги, совершенные во имя отечества
Александр Матросов.

Альтернативная точка зрения на отечество
Есть люди, которые относятся к отечеству крайне отрицательно и стремятся из него эмигрировать. Примером может послужить поэт и религиозный мыслитель В. С. Печерин (1807-1885), писавший в одном из своих стихотворений: «Как сладостно Отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтоженья... »
Интересные факты

ОТЕЧЕСТВО, отечества, мн. нет, ср. страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. «Мы не защищаем тайных договоров, мы защищаем социализм, мы защищаем социалистическое отечество.» Ленин (1918 г.). || страна, с которой… … Толковый словарь Ушакова

См … Словарь синонимов

ОТЕЧЕСТВО, а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам к рой он принадлежит. Любовь к отечеству. Защита своего отечества. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

См. Патриотизм (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

Отечество - политическая, социальная и культурная среда, в которой живет и трудится народ. Это сложное общественное явление, охватывающее совокупность разнородных сторон жизни и деятельности общества: социальные отношения, систему политических отношений и… … Научный коммунизм: Словарь

отечество - , а, ср. ** Социалистическое Отечество. Советская Россия. Советский Союз. Ильенко, Максимова, 283. ◘ Партия укрепляла священное чувство любви советских людей к социалистическому Отечеству. ИКПСС, 547. ** Отечество славлю, которое есть,… … Толковый словарь языка Совдепии

отечество - с. (только ед.) отечество, балдиохан боа, на̄; наше Отечество СССР буэ Отечествопу СССР … Русско-нанайский словарь

От’ечество (Еф.3:15) слова «всякое отечество» в оригинале означает: «вся Его семья», «все Его». (см. народ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? отечества, чему? отечеству, (вижу) что? отечество, чем? отечеством, о чём? об отечестве Вашим отечеством вы называете страну, где вы родились и живёте. Защищать отечество. | У него большие… … Толковый словарь Дмитриева

Отечество - (др.рус. – отец) – место рождения человека, место его исторических, духовных и культурных корней. Это земля, где вырос человек, где находится дом его родителей, где живет народ, к которому он принадлежит, это вера и язык этого народа, его история … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Книги

  • Отечество , В. Песков. Из предисловия автора: "Все, что в этой книге, для меня представляется большим путешествием. В сущности, все так и есть. Пятнадцать лет я работаю в "Комсомольской правде", пятнадцать лет…
  • Отечество , сост. Сушков Ю.М.. Свердловская железная дорога выпускает собранные в одной книге произведения литераторов-ветеранов в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной…

Итак, в Отечестве мы имеем некоторое коллективное целое, нас породившее, нас воспитавшее, нам подготовившее средства к жизни и вместе с тем значительно предопределившее нашу деятельность на будущие времена.

Отечество вполне оправдывает смысл слова, которым мы его именуем. В нем вечно рождается общественность каждого отдельного поколения из одной общей преемственной общественности. Это есть факт исторический и социальный.

Но в больное время больных умов возникает вопрос: действительно ли в этом процессе осуществляется интерес и благо всех составных частей целого? Не есть ли это лишь преемственная система эксплуатации одних классов другими, как утверждает современный социализм? Эта клевета на Отечество составляет клевету на всю человеческую общественность, никогда не осуществлявшуюся иначе, как в форме, которую представляет Отечество.

Допустить такую мысль - значит допустить, что вся человеческая общественность есть не более как система эксплуатации одних классов другими. Но мы знаем очень хорошо, что люди не способны жить иначе как в общественности, что иначе они - погибают, и потому они, в лице всех классов, во все тысячелетия существования тысяч человеческих племен, так ясно это видели, что непременно создавали общественность и воссоздавали ее, если она начинала где-нибудь разрушаться. Мы, значит, должны отсюда вывести, что эксплуатация есть необходимое условие для того, чтобы люди не вымирали, а могли жить на свете! Но тогда пришлось бы признать, что эксплуатация составляет величайшее всечеловеческое благо! Вот к каким нелепостям приводит та граждански деморализованная и исторически невежественная точка зрения, которая возводит клевету на отношение общего Отечества к интересам его отдельных частей.

Откуда же могла возникнуть эта клевета? Она основана на том, что - закрывая глаза на существенный признак явления, его определяют на основании побочного. Таким путем софистики легко выставить любой абсурд. Огонь, например, нужен всем людям, и, не пользуясь им, нельзя жить. Но на огне люди обжигаются, и от него иногда происходят пожары. Что же сказать о рассуждении, если оно, определяя значение огня для человечества, заявит: огонь есть способ сожигания человеческих жилищ и произведения опасных обжогов самим людям? Совершенно таков софизм, посредством которого социализм доказывает, будто бы Отечество всегда было системой эксплуатации одних классов другими.

Человеческое общество держится тем, что люди в нем оказывают услуги один другому, то есть, значит, каждый человек в нем пользуется существованием других людей и сам служит для их пользования. Общественная справедливость требует, чтобы этот обмен услуг был равным или пропорциональным, то есть, чтобы человек не брал у других больше того, что им сам дает. Такой обмен услуг ничего общего с эксплуатацией не имеет: напротив - это система взаимного благодеяния. Различие в характере услуг людей друг другу, понятно, не создает само по себе эксплуатации, а напротив, именно делает обмен услуг особенно ценным и необходимым для всех. Эксплуатация появляется лишь в том случае, если при обмене услуг одна сторона получает непропорционально много.

Но это уже не есть закон жизни Отечества, а нарушение закона. Конечно, факт эксплуатации очень обычен в человеческой общественности, это так же несомненно, как то, что огонь производит пожары и обжоги. Но совершенно неправда, будто бы какое бы то ни было общество было когда-либо на этом построено. В тех случаях, когда эксплуатация развивается сильно, общество, напротив, вследствие этого, начинает разрушаться, потому что оно в основе держится главным образом добровольным подчинением всех данному строю и добровольной поддержкой ему со стороны всех, и когда строй общества делается эксплуататорским - его перестают поддерживать.

Известная доля принуждения, то есть насилия, неизбежна в обществе. Оно само создает власть, получающую право и обязанность действовать принудительно. Но принуждение есть лишь подспорье для того добровольного поддержания данного строя, которое производится всей массой общества. Одним насилием не может держаться никакая власть и никакой класс, если бы он и захватил власть. Каждый класс держится тем, что оказывает какие-либо услуги другим классам. Даже в случаях чистого завоевания, как, например, Англии норманами , завоеватели стремятся общественно оправдать свое владычество и берут на себя какую-либо необходимую для общества функцию. В Англии, как известно, завоеватели и создали такое превосходное общество, с такой внутренней свободой, как не имел ни один народ. Сами завоеванные хранили в душе недовольство больше из-за национального самолюбия, а во всех остальных отношениях не могли не признавать, что завоеватели устроили их землю лучше, чем умели сделать они сами. Отсюда и возникло то примечательное обстоятельство, что английская аристократия - потомки завоевателей норманов - пользуются глубоким уважением народа даже и до сих пор.

Итак - если насилие и эксплуатация существуют между людьми, если в обществе существует и эксплуатация одного класса другим, то не в этом сущность общества, а во взаимных услугах классов и людей. Система этих взаимных услуг и составляет общество, а не эксплуатация, которая является элементом побочным, ненормальным, вредным, незаконным и по мере сил уничтожаемым. Истинный закон и основу составляет общее благо всех членов и классов общества, что, по мере сил и разумения, всегда и осуществлялось в Отечестве.

Задача общего блага на основе обмена услуг классов - именно и созидает общество. Так было и в истории.

Когда на заре русской истории Олег говорит радимичам: «Не давайте дани хозарам, давайте лучше мне», - это есть ничто иное, как предложение своих услуг как судьи и воина, и радимичи соглашаются, очевидно находя, что им выгоднее быть при Олеге, чем при хозарах. Когда Игорь собирал дань с древлян первый раз, это признавалось входящим в обмен услуг, но когда он пришел другой раз, - его убили, говоря, что он действует, как волк; его деяние уже, стало быть, признавалось эксплуатацией. Ольга отомстила за смерть мужа, но немедленно занялась учреждением у древлян правильных «уставов» и «уроков». В слагающихся отношениях классов дружинников и смердов основную роль играло не насилие, а взаимная необходимость, обмен услуг.

И что действительно было бы с этими смердами без дружинников? Достаточно вспомнить опустошения половцев на Юге, и разных «добрых молодцов», «ушкуйников» собственного русского производства . Третий слагавшийся класс - торговый - точно также играл необходимую социальную роль, так что самое звание «гостей» стало особенно почетным и популярным в народных песнях. Несомненно, что эксплуатация проявлялась и со стороны этих «гостей», и со стороны дружинно-боярского класса, как и смерды не были святыми, при возможности не отказывались от поживы на чужой счет. Но причины существования Отечества, причины, по которым все классы за него стояли, заключались в их взаимных услугах, в достигаемом общем благе.

В течение всей русской истории отдельные классы работали над общей задачей: колонизацией беспредельных пространств той территории, которую природа предназначила для обитания нации. Крестьянский слой, при ослаблении государственности, его прикрывавшей, не мог бы заходить даже в северные лесные пространства, где без систематической поддержки суздальских князей не мог бы распространиться и удержаться. Движение крестьянства на благодатный Юг шло в течение веков также под прикрытием сторожевых засек, городков и служилых дворян с детьми боярскими, которые из десятилетия в десятилетие охватывали своими городками и засеками новые и новые пространства для народного колонизационного потока. Наши тогдашние «украины» все исчерчены линиями засек и дворянско-казачьих сторожевых постов до самого Воронежа и дальше. Если бы не было государственной организации, со всеми ее чинами и сословиями, то не было бы и народа русского вообще, а в частности и того могучего крестьянства, которое выросло под прикрытием государственности и с помощью других классов, особенно земско-служилого. Что касается «гостей», купеческого промышленного слоя, то достаточно вспомнить, что Сибирь закреплена в пользовании русского народа частными усилиями Строгановых.

Разумеется, любители раздувания человеческой вражды могут во всякое время и на всяком месте найти достаточно поводов для фальшивых обобщений. Но достаточно взглянуть на общий итог тысячелетней истории, чтобы видеть, что в ней едва ли не более всего выиграла именно та трудовая масса народа, о которой говорят, будто бы она постоянно только и была предметом эксплуатации. Где наша княжеская аристократия? Она почти не существует. Где дворянство? Ведь оно последние два столетия до 1861 года фактически держало в руках все государство. Если бы оно служило себе, а не государству, оно могло бы и по сейчас владеть народом. Но оно само подорвало то крепостное право, которое было для него золотым дном.

Осуждая злоупотребления дворянства, несправедливо и неразумно забывать его огромное культурное значение для массы народа, несправедливо забывать, что дворянство само себя уничтожило как класс из-за соображений высшей правды и общего блага. А между тем крестьянство действительно сложилось в огромное могучее сословие, с наибольшей сословной организацией, с владением большой части русских земель, добытых в оны времена более всего кровью и земледельческим трудом пограничных служилых людей.

В общей сложности, беря тысячелетнюю жизнь нации, мы - не только у нас, а вообще где бы то ни было - всегда видим рост целого Отечества, отдельные части которого, в классовом смысле, исполняют различные функции, необходимые для потребностей целого. При этом класс, попавший в благоприятное для того положение, может соблазниться эксплуататорскими стремлениями, но не в этом смысл его существования, а исполнение какой-либо общественно необходимой функ-ции. В существовании классов выражается национальное разделение труда, специализация функций. Это явление само по себе совершенно необходимое и неизбежное. До сих пор никогда еще не наблюдали в мире общества, которое бы могло существовать иначе, как при таком классовом, сословном, разделении общенациональных функций. Разделение частей целого по специальностям и их сочетание - составляет весь смысл организации, всю ее пользу. Если бы можно было себе представить существование людей без разделения труда, то не нужна была бы и организация, да не нужно бы было и совместное существование.

Этот общий закон специализации труда и сочетания его - выражается в разделении нации на классы и в их общем сочетании государственной властью. При этом имеются в виду и достигаются не эксплуатация, не интересы одной какой-либо части, а интересы всех их вместе, в совокупности.