Что такое драма в литературе определение. Проблема обособления драмы как жанра

Прежде всего, слово «драма» связано с литературным искусством. Если интересуетесь, что такое драма, то следует рассматривать это понятие, как литературное произведение, сюжет которого построен на реальных событиях из жизни конкретного героя. Драма – род литературы и жанр драматургического искусства.

Драма в литературе

Современная художественная литература отличается наличием многих жанров. В некоторых произведениях, жанры тесно переплетаются между собой, например, в драме достаточно часто используются элементы сказки, но такие произведения также имеют право на жизнь, как и сугубо драматические. Если идентифицировать трагедию или комедию, как жанры художественной литературы удается просто, то с драмой намного сложнее. В современной литературе прочно заняли свои позиции мелодрамы – жанр, в котором частная жизнь отдельных героев описана в ярких эмоциональных обстоятельствах.

Что такое драма в литературе? Драма заняла свое особое место в литературе, кинематографе и сценическом искусстве, поскольку показывает реалистичную жизнь человека, с его чувствами и переживаниями, без каких либо прикрас и аллегорий. Драма – это очень сложный литературный жанр, который богат на события, и в то же время, этот жанр считается одним из самых интересных для читателя и зрителя. Драма, невзирая на сложность судеб героев и сложность сюжета, может окончиться хорошо.

Основные признаки драмы:

  • конфликт или событие лежит в основе сюжета;
  • отсутствие повествования (первоочередную роль играют диалоги и монологи героев);
  • быстротечность сюжета;
  • при чтении драмы создается впечатление, что автор у этого произведения отсутствует;
  • небольшой объем произведения.

В России первыми произведениями в жанре бытовой драмы стали «Ревизор» и «Горе от ума» Гоголя. Большой вклад в развитие драмы сделал Островский – после его произведений драма обрела серьезную почву.

Драма в музыке и кино

Если необходимо рассмотреть, что такое драма, определение этого жанра максимально раскрывается в киноиндустрии. Зрителя всегда привлекали фильмы, снятые на военно-драматические и драматические сюжеты. В кино специфика и признаки драмы такие же, как и в литературе.

Музыкальные драматические произведения (Musicdrama) впервые появились в 1833 году, благодаря немцу Т. Мундту, который обозначал понятием «драма» оперу. В драматическом музыкальном произведении, музыка полностью отображает действие артистов на сцене, она передает всю гамму переживаний и драматизма основных героев произведения.

), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII-XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию).

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом2012. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Проблема обособления драмы как жанра

Понятие «драма как жанр» (отличное от понятия «драма как род литературы ») известно в русском литературоведении. Так, Б. В. Томашевский пишет:

С другой стороны, драма как жанр в истории литературы распадается на несколько обособленных модификаций. Так, XVIII век - время мещанской драмы (Дж. Лилло , Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг , ранний Ф. Шиллер). В XIX веке развитие получает реалистическая и натуралистическая драма (А. Н. Островский , Г. Ибсен , Г. Гауптман, А. Стриндберг, А. П. Чехов). На рубеже XIX-XX веков развивается символистская драма (М. Метерлинк), в XX веке - сюрреалистская драма, экспрессионистская драма (Ф. Верфель , В. Газенклевер), драма абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско , Э. Олби , В. Гомбрович) и др.

Многие драматурги XIX-XX веков использовали слово «драма» как обозначение жанра своих сценических произведений.

История драмы как литературного жанра

Жанр драмы, то есть серьёзной пьесы, содержание которой связано с изображением обыденной жизни (в противоположность трагедии, в которой герой находится в исключительных обстоятельствах) ведёт свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Дж. Лилло , Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг , ранний Ф. Шиллер) создают т. н. мещанскую драму. Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был тесно связан с внутрисемейными противоречиями.

В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма. Драмы из современной жизни создавали О. де Бальзак , Л. Н. Толстой , А. Н. Островский , Г. Ибсен , Г. Гауптман, Г. Зудерман . В то же время переживает расцвет мелодрама, сосредоточивающаяся преимущественно на сфере человеческих чувств (А. Дюма-сын и др.)

Первооткрывателем символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк . Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего



Драма

ДРА́МА -ы; ж. [от греч. drama - действие, сценическое представление].

1. Литературное произведение, написанное в форме диалога и предназначенное для исполнения на сцене; пьеса такого рода, серьёзного, но не героического содержания (в отличие от трагедии). Драмы Чехова. Переводная д. Постановка новой драмы. Играть в драме.

2. Несчастье, тяжёлое событие, приносящее глубокие нравственные страдания. Семейная, личная д. Пережить драму. Произошла, разыгралась тяжёлая д.

Драмати́ческий (см.).

дра́ма

(греч. dráma, буквально - действие), 1) род литературный , принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; специфику драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актёром и режиссёром, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О’Нил, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др. 2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Островского, «Нора» Ибсена, «На дне» Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

ДРАМА

ДРА́МА (греч. drama, букв. - действие),
1) род литературный (см. ЛИТЕРАТУРА) , принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен (см. МИЗАНСЦЕНА) ). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О"Нил, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.
2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии (см. ТРАГЕДИЯ) , не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :
  • Драйзер Теодор
  • Драммен

Смотреть что такое "драма" в других словарях:

    Драма - Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

    Драма - ДРАМА. Драма есть поэтическое произведение, изображающее процесс действия, так было признано теоретиками, начиная с Аристотеля. Основным элементом драматического произведения является изображаемое действие. В последнее время некоторые… … Словарь литературных терминов

    ДРАМА - (гр., drama, от drao действую). 1) род литературных произведений, которые представляют события и лица в действии и, вследствие того, излагаются в диалогической, разговорной форме такие произведения предназначаются преимущественно для сцены. Драма … Словарь иностранных слов русского языка

    ДРАМА - ДРАМА, драмы, жен. (греч. drama действие) (книжн.). 1. только ед. Род литературных произведений, написанных в страдания. Семейная драма. Драма этого писателя в том, что его диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению (лит.,… … Толковый словарь Ушакова

    драма - См. случай... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. драма зрелище, случай, трагедия, несчастье, горе, беда, горести, удар, невзгода, бедствие, злоключение, злополучие, напасть;… … Словарь синонимов

    Драма - (греч. drama) действие совершающееся (actio, а несовершившееся уже actum), поскольку оно, развиваясь при взаимодействиихарактера и внешнего положения действующих лиц, как бы проходит передглазами зрителя; в эстетике поэтический род, подражающий… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    драма - ы, ж. drame m. перен. Несчастье, тяжелое событие, причиняющее нравственные страдания. Пережить драму. Личная, семейная драма. БАС 2. Курьера нет из армии. Драма еще случиться может№ ибо места от Заславля до Дубна весьма лесисты, дефилеями… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ДРАМА Современная энциклопедия

    ДРАМА - (греч. drama букв. действие), 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний… … Большой Энциклопедический словарь

    Драма - (греческое drama, буквально действие), 1) род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия с членением на сценические эпизоды, сплошная цепь… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ДРАМА - ДРАМА, ы, жен. 1. Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене. 2. Литературное произведение такого рода с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода. Драмы Чехова. 3.… … Толковый словарь Ожегова

Высказываний персонажей, отсутствие повествовательногоначала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические иобщечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован назрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание. онсогласуется с возможностями сценического времени, пространства итеатральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущиежанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия . Главныепредставители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон дела Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю.О Нил, Б. Брехт. в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н.Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др. 2) Один изведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э.Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в егоостроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях собществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М.Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

Значение слова Драма по словарю синонимов:

Драма — трагедия

Значение слова Драма по словарю Ушакова:

ДРАМА
драмы, ж. (греч. drama — действие) (книжн.). 1. только ед. Род литературных произведений, написанных в страдания . Семейная драма. Драма этого писателя в том, что его диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению (лит., театр.) . Основные роды литературы — эпос, лирика и драма. 2. Литературное произведение такого рода с серьезным, но не героическим содержанием (в отличие от комедии и трагедии. лит., театр.) . Драмы Островского. 3. Кинематографическая фильма больших размеров с рядом захватывающих положений. 4. Несчастие, тяжелое события, причиняющее нравственные

Значение слова Драма по словарю Даля:

Драма
ж. театральное сочиненье. сочинение для сцены, для представленья в лицах. она подразделяется на трагедию, собств. драму, комедию и пр. Драматический, к драме относящ. Драматургия ж. искусство сочинять драмы и ставить их. Драматург м. писатель драм. Драматургический, к драматургии относящийся.

Определение слова «Драма» по БСЭ:

Драма — Драма (греч. drбma, буквально — действие)
1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой. см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно Театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Д. сформировалась на основе эволюции театрального искусства: выдвижение на первый план актёров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало её возникновение как рода литературы. Его специфику слагают: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий. драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды. непрерывность цепи высказываний персонажей. отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала (см. Повествование) . Предназначенная для коллективного восприятия, Д. всегда тяготела к наиболее острым проблемам и в самых ярких образцах становилась народной . По мысли А. С. Пушкина, назначение Д. в том, чтобы
«… действовать на толпу, на множество, занимать его любопытство» (Полное собрание соч., т. 7, 1958, с. 214).
Д. присуща глубокая конфликтность. её первооснова — напряжённое и действенное переживание людьми социально-исторических или «извечных», общечеловеческих противоречий . Драматизм, доступный всем видам искусства, закономерно доминирует в Д. По мысли В. Г. Белинского, драматизм — важное свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой.
Исполненные драматизма конфликты находят воплощение в действии — в поведении героев, в их поступках и свершениях. Большинство Д. построено на едином внешнем действии (что соответствует принципу «единства действия» Аристотеля), основанном, как правило, на прямом противоборстве героев. При этом действие прослеживается от завязки до развязки, захватывая большие промежутки времени (средневековая и восточная Д., например «Шакунтала» Калидасы),
или же берётся лишь в его кульминационном моменте, близком к развязке (античные трагедии, например «Эдип-царь» Софокла, и многие Д. нового времени, например «Бесприданница» А. Н. Островского). Классическая эстетика 19 в. склонна абсолютизировать эти принципы построения Д. Рассматривая вслед за Гегелем Д. как воспроизведение сталкивающихся между собой волевых актов
(«акций» и «реакций»), Белинский писал: «Действие драмы должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных интересов… В драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития»
(Полное собрание соч., т. 5, 1954, с. 53). При этом «… решение в выборе пути зависит от героя драмы, а не от события» (там же, с. 20).
Однако в шекспировских хрониках и «Борисе Годунове» Пушкина единство внешнего действия ослаблено . У А. П. Чехова оно отсутствует: одновременно развёртывается несколько сюжетных линий. Нередко решающую роль обретает действие внутреннее, при котором герои не столько совершают что-либо, сколько переживают устойчиво-конфликтные ситуации, уясняют свои позиции, напряжённо размышляют. Внутреннее действие, присутствующее уже в античных трагедиях и характерное для
«Гамлета» У. Шекспира, доминирует в Д. конца 19 — середины 20 вв. (Г. Ибсен, М. Метерлинк, А. Чехов, М. Горький, Б. Шоу, Б. Брехт, современная «интеллектуальная» Д.). Принцип внутреннего действия полемично выдвинут в работе Шоу «Квинтэссенция ибсенизма».
Важнейшие формальные свойства Д.: сплошная цепь высказываний, которые выступают в качестве актов поведения персонажей (т. е. их действий), и как следствие этого — сосредоточенность изображаемого на замкнутых участках пространства и времени. Универсальная основа композиции Д.: сценические эпизоды (сцены), в пределах которых изображаемое, так называемое реальное, время адекватно времени восприятия, так называемому художественному. В народной, средневековой и восточной Д., а у Шекспира, в пушкинском
«Борисе Годунове», в пьесах Брехта место и время действия меняются весьма часто . Европейская Д. 17-19 вв. основывается, как правило, на немногочисленных и весьма пространных сценических эпизодах, совпадающих с актами театральных спектаклей. Крайнее выражение компактности освоения пространства и времени — известные по
«Поэтическому искусству» Н. Буало «единства», сохранившиеся вплоть до 19 в. («Горе от ума» А. С. Грибоедова).
Предназначенная для «игры» на сцене и сосредоточивающая действие на замкнутых участках пространства и времени, Д., как правило, тяготеет к условности образов, о чём говорили Пушкин («изо всех родов сочинений самые неправдоподобные.. . сочинения драматические…» — Полное собрание соч., т. 7, 1958, с. 37),
а также Э. Золя и Л. Н. Толстой . Готовность безоглядно предаваться страстям, склонность к внезапным решениям, к острым интеллектуальным реакциям и яркому лапидарному выражению мыслей и чувств присущи героям Д. в большей степени, чем людям в реальной жизни и персонажам повествовательных произведений . По мысли французского актёра Тальма, драматург и актёры соединяют
«… в тесном пространстве, в промежутке каких-нибудь двух часов все движения, все волнения, которые даже и страстное существо может часто только пережить в долгий период жизни» («Тальма о сценическом искусстве», М., 1888, с. 33).
Основной предмет поисков драматурга — значительные и яркие, целиком заполняющие сознание душевные движения, которые являются преимущественно реакциями персонажей на ситуацию данного момента: на сказанные слова, на чьё-то движение и т.п. Мысли же, чувства и намерения, неопределённые и смутные, не связанные с ситуацией данного момента, воспроизводятся в Д. с меньшей конкретностью и полнотой, чем повествовательной формой.
В прежние эпохи — от античности и вплоть до 19 в. — названные свойства Д. вполне отвечали тенденциям общелитературным и общехудожественным. Преображающее, идеализирующее или гротескное начало в искусстве доминировало над воспроизводящим, и формы изображённого отклонялись от форм реальной жизни. В связи с этим Д. не только успешно соперничала с эпическим родом, но и воспринималась в качестве
«венца поэзии» (Белинский). В 19-20 вв. Д. уступила первенство др. художественным формам и прежде всего Роману, где противостояние человека миру и его психология воспроизводятся тоньше, шире и свободнее. Стремление искусства к жизнеподобию и натуральности, отозвавшись
«снижением» Д. (особенно на Западе в 1-ю половину 19 в.), вместе с тем радикально видоизменило её структуру: под воздействием опыта романистов традиционная условность и гиперболизм драматического изображения стали сводиться к минимуму (Островский, Чехов, Горький с их стремлением к полной бытовой и психологической достоверности образов). Однако и новая Д. сохраняет элементы
«неправдоподобия»: расхождение между формами реального и драматически претворённого бытия неизбежно . Даже в предельно, казалось бы, житейски достоверных пьесах Чехова многие высказывания персонажей условно поэтичны и декламационны: В. Немирович-Данченко назвал их «стихотворениями в прозе».
Использование драматургами 20 в. повествовательных фрагментов и активного монтажа сценических эпизодов нередко придаёт их творчеству колорит документальности . И вместе с тем именно в этих Д. откровенно разрушается иллюзия достоверности изображаемого и отдаётся дань прямому демонстрированию условности (непосредственного обращения персонажей к публике. воспроизведение на сцене того, о чём вспоминают или мечтают герои. вторгающиеся в действие песенно-лирические фрагменты).
В образной системе Д. неизменно доминирует речевая характеристика . Однако текст Д. должен быть ориентирован и на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение), и на произнесение монологов и диалогов, а также соответствовать возможностям сценического времени, пространства и театральной техники (построению мизансцен). Отсюда непременное достоинство Д., обращённой к актёру и режиссёру, — её сценичность, обусловливаемая в конечном счёте конфликтностью, или драматизмом действия (см. Конфликт художественный).
Д. как род литературы включает в себя множество жанров. На протяжении всей истории Д. существуют Трагедия и Комедия. для средневековья характерны Мистерия, Миракль, Моралите, школьная Д. В 18 в. сформировался жанр драмы (см. ниже), в дальнейшем ставший доминирующим. Распространены также мелодрамы, Фарсы, водевили . В современной зарубежной Д. обрели важную роль трагикомедии.
Д. 19-20 вв. порой включает в себя лирическое начало (так называемые лирические драмы Дж. Байрона, Метерлинка, А. Блока) или повествовательное (Брехт называл свои Д. эпическими). в середине 20 в. распространяется «документальная» Д., обстоятельно и точно воспроизводящая реальные события, исторические документы, мемуарную литературу
(«Милый лжец» Дж. Килти, «Шестое июля» М. Шатрова, пьесы-инсценировки по «Дневнику Анны Франк»). Но как ни разнообразны формы Д., она сохраняет свою родовую специфику.
История Д. У истоков европейской Д. — творчество древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана. Древнеримская Д. представлена Плавтом, Теренцием. Античной Д. поручалась роль общественного воспитателя. она обладала высотой философского потенциала, пластическим величием трагедийных образов, яркостью карнавально-сатирической игры в комедии. Расцвет Д. на Востоке относится к более позднему времени. В Индии расцвет и доминирование драматических жанров падает на середину 1-го тысячелетия н. э.: творчество всемирно известного Калидасы (4-5 вв.), Шудраки (5 в.). Крупнейшие драматурги Японии — Дзэами Мотокиё (начало 15 в.), в творчестве которого Д. впервые получила законченную литературную форму (жанр ёкёку), и Тикамацу Мондзаэмон (конец 17 — начало 18 вв.). В 13-14 вв. сформировалась как литературный жанр светская Д. в Китае.
«Золотой век» европейской Д. — английская и испанская ренессансная и барочная Д. (см. Возрождение и Барокко) . Высота и трагедийность ренессансной личности, её титанизм и двойственность, её свобода от богов и зависимость от страстей и власти денег, целостность и противоречивость исторического потока воплотились у Шекспира в истинно народной драматической форме, синтезирующей трагическое и комическое, реальное и фантастическое, обладающей композиционной свободой, сюжетной многоплановостью, сочетающей тончайший интеллект и поэтичность с грубейшим фарсом. Трагедийные пьесы Кальдерона де ла Барка воплотили идеи барокко — дуалистичность мира (антиномия земного и духовного), неизбывность страданий на земле и стоическое самоосвобождение человека посредством духовного преодоления нужды, принуждения и личных страстей. Классикой стала также Д. французского Классицизма. трагедии П. Корнеля и Ж. Расина психологически глубоко развернули конфликт личного чувства и долга перед нацией и государством.
«Высокая комедия» Мольера, смыкавшаяся с трагедией по накалу страсти, сочетала традиции народного зрелища с принципом классицистской типизации, а сатиру на общественные пороки — с народной жизнерадостностью.
Идеи и конфликты эпохи Просвещения отразились в драматургии Г. Э. Лессинга, Д. Дидро, П. Бомарше, К. Гольдони. тогда же сформировался жанр «мещанской Д.» (средний между трагедией и комедией). была подвергнута сомнению универсальность норм классицизма, произошла демократизация Д. и её языка. Предвестницы романтической Д. — ранние пьесы Ф. Шиллера и И. В. Гёте. их поздняя драматургия периода
«веймарского классицизма» явила образцы Д. масштабных идей и осознанного исторического смысла. В 1-й половине 19 в. наиболее содержательную драматургию создавали романтики (Г. Клейст, Байрон, П. Шелли, В. Гюго. см. Романтизм) . Пафос свободы личности и протест против
«буржуазности» облекались в яркие и динамичные события, обычно легендарные или исторические, во вдохновенный лиризм монологов и диалогов.
Реалистическая Д. (см. Реализм) возобладала в русской литературе начиная с 20-30-х гг. (Грибоедов, Пушкин, Н. В. Гоголь) . Многожанровая драматургия А. Островского с её сквозным конфликтом духовного достоинства и власти денег, с выдвижением на первый план гнетущей силы социальной
«обстановки жизни» и бытового деспотизма, с её пристрастием к светлому образу «маленького человека» и преобладанием «жизнеподобных» форм стала решающей в формировании национального репертуара 19 в. «Жизнеподобные»,
более или менее свободные от условности Д., исполненные трезвого реализма и психологизма, «сопряжённого» с эпичностью, создал Л. Толстой. На рубеже 19-20 вв. Д. претерпела радикальный сдвиг в творчестве Чехова: стали необязательными единство внешнего конфликта, волевая