Французский театр эпохи классицизма. Французский театр эпохи классицизма Французский театр эпохи классицизма

Теоретиком театра
классицизма, как и
искусства
классицизма вообще
был Никола Буало
(1636-1711).
Буало была создана
строгая театральная
система
нормативного типа.
Свои взгляды он
изложил в
теоретической поэме
«Поэтическое
искусство» (1674).

1. Строгое
следование лучшим
образцам античной
драмы, соответствие
учению Аристотеля и
Горация.

2. Строгое деление на
жанры- трагедию и
комедию.
Трагедия- «высокий
жанр».
Комедия - «низкий
жанр».

3. Соблюдение закона трёх единств.

Закон трёх
единств
единство
действия
единство
места
единство
времени

Единство действия
- запрещение
отклонение сюжета
от основной
событийной линии.

Единство времени и
места - все события
пьесы должны были
происходить в одном
месте и в течение
одних суток.

4. Верность природе,
правдоподобие.
«Невероятное
растрогать
неспособно. Пусть
правда выглядит
всегда
правдоподобно: Мы
холодны душой к
нелепым чудесам. И
лишь возможное
всегда по вкусу нам.
Герою своему
искусно сохраните
черты характера
среди любых
событий».

5. Постоянство характеристики
героев.
Характер героя должен оставаться
неизменным от начала до конца
пьесы. Актёр не изображал
переживания героя, а в
соответствии с текстом
демонстрировал его тип.
Это правило повлекло за собой
возникновение театрального
амплуа актёра.

6. Неожиданная поучительная развязка
действия.
Любая пьеса должна внушить зрителю
мысль, что порок справедливо наказан,
а добродетель торжествует.
«Театр – школа нравов. Довольны
зрители, когда нежданный свет
развязка быстрая бросает на сюжет,
ошибки странные и тайны разъясняя
и непредвиденно события меняя».

Техника
актёрско
й игры

Во французских театрах XVII –
первой половины XVIII века
зрители-аристократы
располагались по бокам
авансцены. Это создавало
препятствия для декоративного
оформления спектаклей, а
действие трагедии должно
было разворачиваться на
переднем плане сцены.

Актеры размещались в один ряд, при
этом главный герой ставился в центре,
второстепенные – по обе стороны от
него.
Обычно актеры стояли лицом к
зрительному залу и читали монологи
прямо в публику, для произнесения
диалогов требовался небольшой отход
назад, чтобы главный герой мог видеть
одновременно и собеседника, и
зрителей. По окончании своей речи ему
рекомендовалось взглянуть на
партнера и обобщающим жестом
закрепить сказанное.

Актёры выступали в пышных, но
современных,
не соответствовавших эпохе пьесы
костюмах.
Мизансцены статичны –
выстраивались в виде клина или
фронтально.
Мастерство актёра заключалось не в
переживании, а в искусной
декламации.

Большое значение имели жесты.
На сцене запрещались все
обыденные позы и жесты:
расставленные ноги, носки,
вогнутые внутрь, выпячивание
живота, потирание рук, сжимание
кулаков, торопливые движения.
В любой роли, в любом состоянии
актер должен был сохранять
величие и благородство. Его ноги
должны были стоять в балетной
позиции.

Поклон делался только головой
при неподвижном теле.
Становясь на колени, герой
опускался лишь на одну ногу.
Всякий жест начинался от локтя
и затем лишь разворачивался
полностью.
Будучи на сцене, актер всегда
был обращен лицом к зрителям
и никогда не поворачивался к
ним спиной.

Удивление - руки,
изогнутые в
локтях, подняты
до уровня плеч,
ладони обращены
к зрителям.
Отвращение -
голова повернута
направо, руки
протянуты налево
и как бы
отталкивают
партнера.

Горе - пальцы
сцеплены, руки
заломлены над
головой или
опущены к поясу.
Порицание -
рука с
вытянутым
указательным
пальцем
обращена в
сторону
партнера.

В гневе брови насуплены.
В печали и умилении голове
надлежит быть смиренно
склоненной, временами должны
были появляться слезы.
В страхе бровям быть
приподнятыми, словно при
вопросе.
Для выражения радости и любви
выражение глаз и всего лица
должно быть светлым,
улыбающимся, однако скромным.

Любовь выражается
нежным, страстным голосом.
Ненависть - строгим и
резким.
Радость - легким,
возбужденным.
Гнев - стремительным,
быстрым.
Жалоба - кричащим,
страдальческим.

У актера всегда должно было
сохраняться ясное произношение
стихов, без обыденных
разговорных интонаций.
Каждый стихотворный период или
сцену следовало начинать тихим
голосом и только к концу их
усиливать звук.
Говорить стихи надо было главным
образом на среднем регистре.

Трагедия

Трагедия призвана
очищать людские нравы
страхом и страданием.
Трагедия писалась
высоким стилем, должна
была быть написана в
стихах.

Героическим добродетельным
персонажам противостояли злодеи,
попиравшие нормы морали и
общественные законы.
Большинство сюжетов трагедии
основывались на античной истории.
Основой конфликта трагедии было
столкновение долга и чувства,
решаемое в пользу долга и разума.

Пьер Корнель
(1606-1684) создатель
французской
классицистичес
кой трагедии.

Сцена из трагедии П. Корнеля «Сид»

Трагедии:
«Сид» (1636),
«Гораций» (1640),
«Цинна или
милосердие
Августа» (1641),
«Мученик
Полиевкт» (1643)
«Родогуна» (1644),
«Эдип» (1659).
Комедии:
«Мелита» (1629)
Лжец (1643).

Жан Расин (1639-
1699)
Трагедии
«Андромаха»,
«Эфигения в
Авлиде»,
«Береника»,
«Британник»,
«Федра».
Комедия - «Сутяги»

Комедия
Комедия
призвана
исправлять
человеческие
нравы
посредством
осмеяния
героев пьес.

Жан Батист Мольер
(Поклен, 1622-1673) создатель жанра «высокой
комедии» (т.е. пятиактной
комедии, созданной в
соответствии с
«Правилами трех единств»,
где наряду с
простонародными
персонажами действуют и
представители
дворянского
происхождения).
Комедии:
Школа жён», «Скупой»,
«Дон Жуан», «Мещанин во
дворянстве», «Мнимый
больной», «Тартюф».

ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР(17 -18 В. В.) § Основные принципы драматургии и театра классицизма: 1. Строгое следование лучшим античным традициям. 2. Соблюдение закона трех единств: места, времени и действия. 3. Верность природе, правдоподобие. 4. Постоянство характеристики героев. 5. Строгое деление на жанры. 6. Неожиданная поучительная развязка действия.

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (1600 - 1681) знаменитый испанский драматург сумел выразить дух эпохи барокко § В 1635 г. он был назначен придворным драматургом и пользовался исключительным вниманием Филиппа IV. В 1651 г. принял духовный сан и вступил в члены религиозного братства, в 1653 г. получил место священника в Толедо, а в 1663 г. был назначен капелланом при особе короля; эту должность он занимал до самой смерти, в 1681 г. Духовный сан нисколько не мешал Кальдерону, как и Лопе де Вега; он писал для театра и даже присутствовал при представлении своих пьес; только с 1651 г. он писал не для народной сцены, а для придворных спектаклей и религиозных торжеств. Светские пьесы Кальдерона можно разделить на три класса: трагедии, драмы философского содержания и комедии. В основе трагедий Кальдерона лежат три чувства: честь, ревность и любовь, причем верховным чувством является первая.

ПЬЕР КОРНЕЛЬ (1606 -1684) В 1624 году Корнель становится юристом, но, чувствуя влечение к театру и поэзии, уезжает в Париж и уже в 1629 году ставит свою первую комедию, "Мелиту". В 1633 г. молодого драматурга представляют кардиналу Ришелье. Вместе с "Сидом", премьера которого состоялась в начале 1637 года, к Корнелю приходит слава. Людовик XIII жалует драматургу дворянство. В начале 1660 -х годов Корнель возвращается на сцену, но его новые пьесы уже не вызывают прежнего восторга у публики, тем более, что его все больше и больше затмевает новый драматург, Расин. Старость поэта печальна. В 1674 году, один из его сыновей погибает на войне. К этим горестям присоединяются финансовые проблемы. В последние годы жизни великого драматурга удача снова улыбается ему: в октябре 1676 года, Людовик XIV приказывает поставить в Версале "Цинну", "Горация", "Помпея", "Эдипа", "Сертория" и "Родогуну". Корнель знаменит на всю Европу. Великий французский драматург умирает в Париже, в ночь с 30 сентября на 1 октября 1684 года.

ЖАН РАСИН (1639 -1699) § Французский драматург. В начале шестидесятых годов перед Расином открываются двери придворных салонов и начинающий драматург расширяет круг литературных знакомств. В то же время Расин приобретает покровительство Людовика XIV и его любовницы, госпожи де Монтеспан. Следующие два десятилетия становятся вершиной славы Расина. Величайшими трагедиями Расина являются "Андромаха" (1667) и "Федра" (1677). Именно в них наиболее ярко проявляются новшества, привнесенные Расином в драматургию: изображение слепых страстей, неизменно приводящих к катастрофе, неукоснительное следование правилу трех единств, и др.

ЖАН-БАТИСТ МОЛЬЕР (1622 -1673) Жан-Батист Поклен родился в Париже; детство проводит в буржуазной среде, которая в будущем послужит фоном для многих его комедий. Его отец, королевский ковровщик, отдал сына в коллеж Клермон, где будущий драматург получил образование "порядочных людей": математика, физика, танцы, фехтование. Чувствуя влечение к театру, молодой Поклен становится актером в 1643 г. , берет псевдоним Мольер и организовывает труппу. Мольер играет модные трагедии, но успех еще не приходит к нему. Первым большим успехом Мольера в Париже стала пьеса "Смешные жеманницы" Следующие годы становятся для Мольера периодом создания самых знаменитых его пьес: "Тартюфф", "Дон Жуан" , "Мизантроп". Последние пьесы Мольера отвечают вкусам Людовика XIV: балетам, музыке, развлекательным спектаклям. Во время представления в Пале-Рояле комедии "Мнимый больной", Мольер теряет сознание, а несколько часов спустя умирает.

БОМАРШЕ ПЬЕР ОГЮСТЕН (1732 - 1799) § Уже в первых, так называемых, «мещанских драмах» - «Евгения» (1767), «Два друга» (1770), Бомарше правдиво рисует картины социального неравенства. «Мемуары» Бомарше (1773- 1774) - четыре памфлета, в которых беспощадно разоблачены нравы современного ему судопроизводства. § Пьесой «Севильский цирюльник» открывается самый блестящий период в творчестве Бомарше. Он внёс живые черты современности в старые комедийные персонажи. В отличие от своего литературного прототипа, смышлёного и ловкого слуги, талантливый и энергичный, чувствительный и остроумный плебей Фигаро - не только «нерв интриги» , но и её идейный центр. Фигаро противостоит бездарному графу Альмавиве.

БОМАРШЕ ПЬЕР ОГЮСТЕН (1732 - 1799) Картина Головина: Эскиз декорации к комедии Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро» В комедии потенциально уже содержался тот конфликт, который лег в основу 2 -й части трилогии о Фигаро - комедии «Женитьба Фигаро» (постановка 1784). В ней и выразительно очерченные образы, и саркастический смех, и проявления чувствительности - всё проникнуто пафосом негодования, издёвки по адресу изживших себя аристократических привилегий. Живость характеров, стремительность действия, фейерверк острот, блестящий диалог - отличительные черты Бомарше-комедиографа. В дальнейшем драматург отходит от того типа комедии, который принёс ему мировую славу. В 3 й части трилогии - «Виновная мать» (1792) остепенившийся, лишённый задора и блеска Фигаро озабочен лишь благополучным завершением семейных дел своего былого противника; остроумная комедия с чертами сатиры превратилась в мелодраму.

После кризиса эпохи Возрождения наступила эпоха надежд и иллюзий. Одним из направлений, в котором выразилась эта идея, стал Классицизм.


Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX веков, способность служить эталонам совершенства. За эталоны берутся произведения античных авторов.

Развитие классицизма как художественного направления определялось монархическим государством. Центр заинтересованного внимания смещается на театр, а основными формами воздействия на художественную культуру становятся нормативная эстетика и монаршее покровительство.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Первым основные принципы нового стиля сформулировал Франсуа д"Обиньяк (1604-1676) в книге "Практика театра". Опираясь на воззрения Аристотеля и Горация на драматургию, д"Обиньяк изложил требования к образцовому театральному спектаклю. Произведение должно следовать закону трёх единств - иначе публика не воспримет сценическое представление, не "насытит" свой разум и не получит никакого урока.

Первое требование - единство места: события пьесы должны происходить в одном пространстве, никакой перемены декораций не допускалось. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната.

Второе требование - единство времени, т. е. примерное совпадение (полного достичь не представлялось возможным) продолжительности спектакля и периода, в который разворачиваются события пьесы. Действие не должно было выходить за пределы суток.


Последнее требование - единство действия. В пьесе должна присутствовать одна сюжетная линия, не отягощённая побочными эпизодами; ей надлежало разыгрываться последовательно, от завязки к развязке.

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров , которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) — воплощали исторические события и рассказывали о великих личностях и их подвигах; низкие (комедия, сатира, басня) — рассказывали о жизни простолюдинов. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Все театральные произведения состояли из пяти актов и были написаны в стихотворной форме.

К теории классицизма во Франции XVII в. относились со всей серьёзностью. Новые драматургические правила разрабатывались Французской Академией (учреждена в 1635 г.). Театральному искусству придавалось особое значение. Актёры и драматурги призваны были служить созданию единого сильного государства, показывать зрителю пример идеального гражданина.

Наиболее яркие представители театра французского классицизма:

Пьер Корне́ль (фр. Pierre Corneille, произносится как Корней; 6 июня 1606, Руан — 1 октября 1684, Париж) — французский поэт и драматург, отец французской трагедии; член Французской академии (1647).

Жан Расин
Второй великий трагический драматург эпохи французского классицизма - Жан Расин (1639-1699). Он пришёл в театр спустя три десятилетия после премьеры "Сида" Корнеля.

Федра. Но тщетно было всё — и фимиам, и кровь:

Неисцелимая пришла ко мне любовь!

Я, вознося мольбы богине Афродите,

Была погружена в мечты об Ипполите,

И не её — о нет! — его боготворя,

Несла свои дары к подножью алтаря.

Тесей. Мой сын! Преемник мой!

Он сгублен мной самим!

Как страшен гнев богов, как неисповедим!..

Жан Расин. «Федра»

Тит. Так что же, Тит злосчастный? Ведь Береника ждет.

А ты придумал ясный безжалостный ответ?

Чтоб устоять в борьбе,

Найдёшь достаточно жестокости в себе?

Здесь слишком мало быть и стойким, и суровым —

К слепому варварству отныне будь готовым!

Жан Расин. «Береника»

Мольер — французский поэт и актер; основоположник классицистской комедии. Мольер — это псевдоним, настоящая фамилия — Поклен. Актёр и драматург сменил имя, чтобы не позорить отца — почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной. В конце жизни актёры были вынуждены, покаявшись, отрекаться от своего ремесла. В противном случае Церковь не разрешала хоронить их на кладбище, и усопшие обретали последнее пристанище за церковной оградой.
Сценический опыт Мольер приобрёл в провинции. Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые сценки. Осенью 1658 г. мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед Людовиком XIV в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех, «весь Париж» хотел посмотреть спектакли новой труппы. Сначала отношения драматурга с королём складывались хорошо, но постепенно они омрачились. Спустя шесть лет после переезда в Париж, в 1664 г., труппа сыграла перед королём новую комедию — «Тартюф,или Обманщик». Главный персонаж — пройдоха и обманщик, лицемер и сладострастник — носил сутану, и властьимущие решили, что пьеса оскорбляет и саму Церковь, и влиятельную организацию «Общество Святых даров».

Пьесу запретили, и Мольер в течение пяти лет добивался её постановки в собственном театре. Наконец разрешение было получено, и спектакль прошёл с огромным успехом. Сам автор играл доверчивого Оргона — жертву плутней и козней обманщика Тартюфа. Лишь вмешательство короля (такой поворот сюжета был в духе XVII в., в духе классицизма) спасло семью несчастного Оргона от разорения и тюрьмы.

Опыт Мольера-драматурга неотделим от опыта Мольера-актёра. Взгляды на искусство сцены, на разницу в игре трагических и комических актёров были блистательно воплощены Мольером в собственной театральной практике.
После «Тартюфа» Мольер написал и поставил две комедии, ставшие бессмертными. В пьесе «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 г.) драматург обработал известный сюжет о бурной жизни повесы аристократа и о справедливом возмездии, настигающем его за грехи и богохульство. Герой Мольера — вольнодумец и скептик, человек XVII столетия.

По-иному, чем в «Дон Жуане», мотив вольнодумства и свободной воли трактовался в «Мизантропе» (1666 г.). Здесь уже звучали драматические, даже трагические мотивы. Мольеровский смех стал «смехом сквозь слёзы» — ведь главная мысль пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно.

Мольер в своих пьесах отвергал классицистическую теорию трёх единств, за что его не уставали критиковать, нарушал строгие правила. Умер Мольер на сцене. В последние годы жизни он задыхался, ему стало тяжело произносить стихи, поэтому для себя драматург писал роли в прозе. По распоряжению архиепископа Парижа Мольера хоронили так, как хоронят самоубийц, — за церковной оградой. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых он так и не удостоился при жизни.

История классицизма не заканчивается в XVII столетии. В следующем веке некоторые его принципы стремились возродить драматург и философ Вольтер, актёры Лекен и Клерон, поэты и музыканты. Однако в XVIII в. классицизм уже воспринимался как стиль устаревший - и в преодолении классицистических норм родилось искусство века Просвещения.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Формирование национального профессионального театра. Репертуар театров: от интермедий до драм. Пьесы репертуара городских театров. Разнообразие форм и жанров. Сложный путь профессионализации театра и внедрения этого вида искусства в сознание людей.

    реферат , добавлен 28.05.2012

    Зарождение российского театра. Первые свидетельства о скоморохах. Формировании русского самобытного скоморошьего искусства. Театр эпохи сентиментализма. Разделение театра на две труппы. Российский театр постсоветского периода. История Малого Театра.

    презентация , добавлен 09.12.2012

    Театр Древней Греции, особенности драматических жанров этого периода. Своеобразие театра Рима и Средневековья. Эпоха Возрождения: новый этап в развитии мирового театра, новаторские черты театра XVII, XIX и ХХ вв., воплощение традиций предшествующих эпох.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Первый государственный профессиональный театр России. Стремление к театрализации обрядов у духовенства. История придворного театра. Сценическая техника и бутафория. Возникновение в XVII веке на Руси школьной драмы и театра.

    реферат , добавлен 19.07.2007

    Цели и задачи театра Барокко, его характерные признаки: реалистичность в костюмах и декорациях, голос и жест как главные элементы игры актеров, использование аллегорий в пьесах. Естественность как олицетворение дикости и вульгарности в эпоху барокко.

    презентация , добавлен 11.12.2014

    История возникновение французского национального театра и становление в нем стиля классицизма. Биографии П. Корнель и Ж. Расина - представителей нового типа драматургов. Анализ творчества Ж.Б. Мольера и созданного им театра. Его отношение с актерами.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Театральное представление как один из способов почитания богов. История и истоки древнегреческого театра. Особенности организации театральных представлений в V-VI вв. до н.э. Техническая оснащенность греческого театра, единство места, времени и действия.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2016