Что привело обломова к трагическому исходу жизни. В чем состоит трагедия жизни Обломова


В романе И.А.Гончарова «Обломов» представлена жизнь русского дворянства в середине XIX века. Это произведение по праву считается вершиной творчества этого автора.

Роман повествует нам о бесцельном времяпрепровождении молодого человека - Ильи Ильича Обломова, имя которого стало нарицательным. Обломов, обломовщина… Именно так сейчас говорят о ленивых людях, не имеющих цели в жизни. Роман начинается с того, что автор описывает молодого человека Обломова, который все свое время проводит, лежа на диване. Практически ни одна душевная сила не в состоянии его поднять из горизонтального положения, заставить действовать, наслаждаться жизнью. Вся его жизнь заключается в том, что он лежит и мечтает, чтобы дела делались сами собой. На его счастье (или, наоборот, беду), он является наследником неплохого состояния, на которое впоследствии и позарится один предприимчивый человек.

Его моральное состояние можно назвать болезнью. Но от нее, к сожалению, лекарство не придумали, а все те положительные моменты, которые преподносит ему судьба, успевают быстро ему наскучить. Он даже не стремится разглядеть в этом свое спасение. Обломов равнодушен ко всему происходящему.

Разумеется, такое безделье наложило отпечаток и на его внешность. Гончаров пишет, что Илья Ильич обрюзг не по годам, а ведь ему было всего 32 или 33 года. Дома он предпочитал находиться в шелковом халате, в котором ему было чрезвычайно удобно лежать на диване. К физическому труду он не приучен, поэтому всеми делами заправляет слуга Захар или управляющий, который обманывает своего барина.

Но такой образ жизни, естественно, возник не на пустом месте. Автор пишет, что Обломов был с детства приучен к тому, чтобы все дела за него делали другие люди. Интересно, что в детстве Обломов был более или менее бойким мальчиком, который интересовался окружающим миром. Но в его родной деревне все было будто погружено в беспробудный сон. Постепенно Илья Ильич утратил последнюю тягу к действию.

Не последнюю роль сыграло и воспитание нянек, которое привело к тому, что Обломов стал мечтать о волшебной стране, не обременяя себя ни делами, ни заботами. Мысли о такой жизни - первый шаг к деградации человека. Чтобы хоть чего-то добиться в жизни, нужно много и усердно трудиться.

Илья Ильич - не только очень ленивый человек. Он еще и испытывает страх перед переменами в своей жизни. В идеале он представляет свою жизнь спокойной и размеренной. Это не значит, что он планирует себя полностью оградить от людей и вести затворнический образ жизни. В его мечтах есть и жена, и дети. Проблема в том, какую роль он будет играть в их жизни.

Недаром Гончаров описывает сцены, характеризующие Обломова, как человека, принимающего гостей. Он с порога говорит им, что, мол, вы с холоду, не подходите! Эта фраза лишний раз показывает, что он и сам холоден душевно.

Почему же Обломов выбрал такую судьбу? Ведь он добрый, умный, весьма начитанный человек. Штольц даже называет его «золотым сердцем». Вся его проблема в том, что он стремится ко многому, но не делает абсолютно ничего для того, чтобы задуманное осуществилось.

Гениальность этого произведения в том, что Гончаров, описав в середине XIX века такое общественное явление, как «обломовщина», будто сумел заглянуть в будущее. В нашем современном мире тоже встречаются такие люди. Они мечтают взвалить свои обязанности на других или пустить все на самотек. Главное, не останавливаться в своем духовном развитии и использовать для этого любые возможности.


Роман И.А.Гончарова «Обломов» и по сей день вызывает споры в плане действий главного героя. Кто-то оценивает Обломова с хорошей стороны из-за его мягкости, добродушия, а другие наоборот, считают Илью Ильича лентяем, человеком полным надежд и мечтаний. Как только дело доходит до действий, Обломов начинает искать внешние причины, по которым он не может воплотить свои планы в реальность.

В начале произведения Обломов представляется нам как человек, не стремящийся изменить свою жизнь. Целыми днями он лежит на своём диване и пускается в мир грёз, где всё находится в покое: никто никуда не спешит, все живут в своё удовольствие, и сама жизнь тянется размеренно. Можно было бы долго размышлять, почему Обломов стал таким, но сам автор даёт нам ответ. Обломову снится сон, в котором он видит своё детство.

Именно этот сон помогает понять истоки лени, бездеятельности Ильи Ильича. С самого раннего возраста за Обломовым следила вся его семья. Ему нельзя было просто так пойти погулять или одеться. За него всё делали прислуги или родители. А что касается учёбы, то родители часто не пускали его учиться, ссылаясь на то, что сегодня праздник или воображали себе, что Илья болен. Даже в четырнадцать лет Обломов не одевается сам. Всю работу делает Захар, с которым он потом живёт всю свою жизнь. На мой взгляд, причиной бездеятельности, лени, бесцельности Обломова является воспитание. Если изучить детство Обломова, то становится ясно, что он ничего не делал, и это вошло у него в привычку. В противовес можно поставить Штольца, которого воспитывали строго. И именно этот метод воспитания помог Штольцу утвердиться в мире, достичь высот в карьере и восстановить разворованное имение Обломова. Лишь на мгновение Обломов загорается желанием всё изменить. Причиной такого стремления стала Ольга, от которой Илья был без ума. Он набросал замечательный план своей дальнейшее жизни, но опять не выполнил его. И в отношениях он нашёл внешние причины. Так, Обломов не поехал на свидание с Ольгой из-за разлива Невы. Мосты были подняты, и Илья решил остаться дома. После расставания с Ольгой Ильинской Обломов остаётся доживать своё век у Пшенициной. Там Обломов умирает духовно. Он вновь занимает место на диване и лежит на нём круглые сутки. Он уже ни о чём не думает, пытается забыть былое, ещё и по ошибке передает всю выручку с деревни братцу Агафьи Матвеевны. Там его хватает апоплексический удар. Доктор посоветовал вести Илье активный образ жизни и питаться правильно. Обломов подчиняется хозяйке и следует советам доктора. В день он начинает проходить по две версты, но час его кончины становился всё ближе и ближе. Второй удар оказался смертельным, и Илья умер.

По моему мнению, родители сыграли главную роль в становлении Обломова таким лентяем. Именно воспитание превратило Илью в бесцельного и бездеятельного человека. Дети – копия своих родителей. Какие родители, такие и дети. Что мы видим у Обломова? Отец его сидел все дни у окна и лишь изредка спрашивал у прохожих про их дела. Мать же вечно пила чай с подругами. Таким стал и Илья Ильич. Лишь большие потрясения смогли вывести Илью Ильича из спячки.

В каждом из нас есть «частичка Обломова», но не каждый хочет признать это.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, прожившего всю свою жизнь в мечтах, так и не сумевшего переступить через себя и выйти за рамки собственных иллюзий. У читателя Илья Ильич вызывает смешанные эмоции – с одной стороны, судьба его была понятна почти с первых глав романа – уж слишком далек был герой от реального мира, а его лень и апатичность скорей раздражают, чем привлекают, с другой стороны, читателю в чем-то близок этот образ, вобравший в себя все признаки мещанского и истинно русского менталитета. Чтобы понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова, и почему герой остается интересен и современным читателям, требуется подробное рассмотрение образа Ильи Ильича как персонажа-носителя черт «обломовщины».

Истоки «обломовщины»

Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.

В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.

Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.

Обломов и общество

Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.

Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.

Обломов и любовь

Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.

Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.

В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.

Выводы

Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.

Описание элемнтов трагедии в жизни Обломова и раскрытие причин этих проблем будет полезно для изучения учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова».

Тест по произведению

«Обломов» - это единственное произведение в мировой литературе, герой которого на протяжении почти всего действия не встает с дивана. Но уникальность персонажа, созданного Гончаровым, заключается не в его патологической лени и бездействии. Далеко не каждый современный школьник способен прочитать это сложное и глубокое произведение. А потому, в чем состоит трагедия Обломова, известно немногим. Характеристике и анализу этого литературного образа посвящена данная статья.

В чем состоит трагедия жизни Обломова?

Сочинение по произведению Гончарова предполагает предварительную подготовку. Прежде чем приступить к его написанию, следует понять особенности времени, в которое писатель создавал роман.

Писал он его почти десять лет. А спустя два года после издания произошло ключевое событие в истории России - было отменено крепостное право. Боязнь перемен и страх перед будущим владел многими представителями поместного дворянства. Сочинение на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова» следует начинать с описания этого исторического события и влияния его на представителей определенных социальных слоев.

Новое время

Представления об для персонажа Гончарова заключаются в возможности вести размеренную, спокойную жизнь в поместье. В чем состоит трагедия Обломова? Отнюдь не в том, что возможности этой он теперь лишен. Его беда в том, что он не способен подстроиться под реалии Обломов не только не может найти свое место в социальной обстановке, которая сложилась в России. Он даже не стремится к этому.

Во все времена были люди, которые действуют, несмотря ни на что. Но есть и те, кто в силу неудовлетворенности окружающей обстановкой предпочитают лежать на диване и мечтать о днях минувших. Обломову грезится родное поместье.

Мечты и нереальный мир

Примечательно, что событий в произведении чрезвычайно мало. Сюжет романа - это история немолодого полнеющего представителя помещичьего сословия, который рискует быть обманутым своими якобы друзьями. Но человек, который с ним поддерживает настоящие приятельские отношение, вовремя спасает его, лишив, впрочем, любимой женщины. Но в чем состоит трагедия жизни Обломова и как удается автору удержать внимание читателя на протяжении четырех частей? Беда главного героя в том, что он беспрерывно пребывает в мире, который отчасти придуман им самим. А грандиозный объем произведения передает глубинный смысл трагедии человека, который, оказавшись на стыке времен, отказывается от существования в реальном мире и находит спасение в собственных фантазиях и грезах.

Обломовка

Родное поместье предстает в сознании героя неким безмятежным идиллическим миром. Здесь как будто не существует времени. Даже часы в доме бьют очень странно. Их звук напоминает ворчание собак, готовых наброситься друг на друга.

В поместье ничего не меняется. Его обитатели испытывают страх перед всем незнакомым. Даже процесс чтения здесь имеет механический характер. Отец Илюши Обломова держит перед собой газету, как будто совершая некий ритуал. Читает он, как правило, периодические издания трехлетней давности.

Обо всем этом герой вспоминает на протяжении романа. И, читая главы произведения, посвященные ностальгии, читатель отчасти получает ответ на вопрос, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Заключается она прежде всего в том, что герой романа впитал уклад Обломовки и полагает, что подобный образ жизни является единственно верным.

Патологическая безынициативность, лень, абсолютное равнодушие ко всему происходящему вокруг - все это результат воспитания. Обломов лелеет в душе образ поместья. И иногда даже видит его во сне.

Детство

Однажды, засыпая, герой задается вопросом: «Отчего я такой?» А во сне видит дивные картины из детства. В этих грезах есть ответы и на вопросы персонажа, и на тот, который ставит перед собой читатель, а именно в чем состоит трагедия жизни Обломова. Описание снов Ильи Ильича помогает прояснить происхождение его социальной отрешенности.

Сон условно разделен на три части. И с помощью этого приема автор рассказывает читателю предысторию героя. В первой речь идет о нравах, царивших в поместье. Как об Обломовке, так и о детстве персонажа известно из глав, в которых описываются красочные сновидения.

Рос он, окруженный беспредельной заботой. Везде и всегда его сопровождала няня, что не позволяло мальчику особенно резвиться. В поместье царил и сна. Главным занятием его обитателей было «ничегонеделанье».

Сказки

В чем состоит трагедия Обломова? Уже было сказано, что лень и бездействие, характерные для этого персонажа, стали следствием воспитания. А составляющей в нем были сказки, рассказанные няней. Илюша рос ребенком впечатлительным. Истории о молочных реках, волшебницах и прочих чудесах он впитал в себя. И, уже повзрослев, осознал, что явь у него смешалась со сказкой.

В третьей части сна речь идет об отрочестве героя. Трагедия жизни Обломова берет начало в первобытной лени, от которой страдают, сами того не замечая, все жители поместья. Здесь царит простота нравов, тишина и бездействие. И все это способствует развитию своего рода болезни, которую автор именует обломовщиной. Жизнь героя была с детства разделена на две половины. Первая - это тоска и скука. Вторая представляла собой мирное веселье.

Штольц

Однообразное существование Обломова было все же на некоторое время нарушено. В романе присутствует герой, создающий противопоставление главному. Таким персонажем является друг детства Штольц. Приятель выводит Обломова в свет и знакомит с Ольгой Сергеевной Ильинской. Новые встречи благоприятно действуют на него.

Штольц активен, постоянно пребывает в действии, словом, являет собой противоположность главного героя. Его влияние на судьбу Обломова неоспоримо. Однако, несмотря на кардинальные изменения в жизни, герой все же погибает. Его убивает инсульт, вызванный малоподвижным образом жизни.

Обломов представляет собой распространенный тип русского человека. У него богатый душевный мир, он добр, бескорыстен, и он о многом мечтает. Однако ничего не хочет сделать для достижения своих целей.

В чем состоит трагедия жизни Обломова по роману И. А. Гончарова? Ответ на этот вопрос автор дает в конце произведения. Писатель изобразил его человеком, духовно превосходящим всех прочих персонажей, в том числе и деятельного Штольца. Приятель Обломова совершает действия ради действий. Он не имеет высоких целей. Пропагандируя труд, он не может объяснить его предназначения. Обломов же, напротив, обладает доброй и благородной душой, но ему не хватает решительности и способности действовать. Это его и губит.

Изобразил трагичную историю жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, прожившего всю свою жизнь в мечтах, так и не сумевшего переступить через себя и выйти за рамки собственных иллюзий. У читателя Илья Ильич вызывает смешанные эмоции – с одной стороны, судьба его была понятна почти с первых глав романа – уж слишком далек был герой от реального мира, а его лень и апатичность скорей раздражают, чем привлекают, с другой стороны, читателю в чем-то близок этот образ, вобравший в себя все признаки мещанского и истинно русского менталитета. Чтобы понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова, и почему герой остается интересен и современным читателям, требуется подробное рассмотрение образа Ильи Ильича как персонажа-носителя черт «обломовщины».

Истоки «обломовщины»

Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.

В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.

Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.

Обломов и общество

Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.

Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.

Обломов и любовь

Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.

Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.

В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.

Выводы

Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.


Описание элемнтов трагедии в жизни Обломова и раскрытие причин этих проблем будет полезно для изучения учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова».

В чем состоит трагедия жизни Обломова, описание трагизма романа для сочинения по теме |