Чем занимается археолог. Перспективна ли профессия археолога, стоит ли получать сейчас эту специальность? Где работает археолог

Сохранившихся до нашего времени задокументированных хроник недостаточно для получения четкого представления о событиях, быте, культуре прошлого. Археолог – это ученый-историк, призванный заполнить существующие пробелы с помощью проведения раскопок. Для работы по этому направлению рекомендуется обладать крепким здоровьем, обширными знаниями в ряде обязательных дисциплин, специфическими личными качествами. На практике археология не так проста и романтична, как кажется многим. Но это нужная, полезная, интересная профессия, которая позволяет получать массу важной информации о прошлом человечества.

Люди, выбравшие профессию археолога, занимаются поиском, изучением, восстановлением и документированием артефактов. Это собирательное название вещественных источников исторических знаний, созданных или обработанных человеком. В этот внушительный перечень входят предметы быта, постройки, оружие, инструменты, деньги и даже кости. В отдельную группу относят письменные источники – изделия с надписями на поверхности.

Виды археологии, их особенности:

  • полевая – раскопка остатков человеческих поселений и исследование следов их пребывания на суше;
  • подводная – изучение останков кораблей, ушедших под воду городов, подъем затонувших артефактов;
  • экспериментальная – восстановление разрушенных или очень старых вещей, важных для истории, путем реконструирования с использованием инновационных технических приемов.

Редко можно найти археолога общего профиля. Обычно представители профессии имеют узкую специализацию с упором на конкретный временной отрезок, регион, исторический период или даже определенную страну, народность.

Какими личностными качествами должен обладать археолог

Эффективная работа с артефактами требует наличия у соискателя должности ряда базовых, профильных, узконаправленных знаний. Также профессия археолога нередко подразумевает определенные сложности, справиться с которыми способны не все.

Качества, которыми должен обладать археолог:

  • готовность к работе в не самых комфортных условиях – зачастую раскопки ведутся вдали от цивилизации, где даже с элементарными удобствами возникают проблемы;
  • терпение и способность в течение долгого времени выполнять монотонную работу – день многих историков «в полях» состоит из махания лопатой, кисточкой или щеткой;
  • коммуникабельность, способность хорошо ладить с окружающими – нередко на раскопки уходят месяцы, во время которых приходится общаться с узким кругом людей;
  • нацеленность на выполнение не только интеллектуальных заданий, но и тяжелых физических упражнений – у многих археологов рабочий день состоит из ношения тяжестей, нахождения в неудобном положении;
  • увлеченность своим делом, готовность постоянно учиться – если этих качеств нет, то сложности, связанные с направлением, быстро перекроют все его положительные стороны;
  • умение замечать мелочи, анализировать их, делать выводы из не самых очевидных признаков;
  • способность сопоставлять массу различных данных, оперировать большими объемами информации, быстро принимать решения;
  • аккуратность, педантичность – большинство артефактов находится в уязвимом перед человеком положении. Любое неосторожное движение способно уничтожить историческое наследие;
  • отсутствие фантазии или способность ее сдерживать – археологи работают только с очевидными вещами. Они должны уметь абстрагироваться от теории, делая заключения только по доказанным фактам.

Полевому или подводному археологу необходима хорошая физическая подготовка и выносливость. Представителям профессии нередко приходится работать в неблагоприятных условиях, при критических показателях температуры и влажности, отсутствии элементарных удобств. Врачи выделяют ряд медицинских противопоказаний для соискателей специальности: болезни сердца, перепады АД, судороги, проблемы со слухом или речью, сахарный диабет, нарушение состава крови, дерматиты, хронические инфекции. Необходимо также отсутствие аллергических реакций на различные раздражители – от пыли или укусов насекомых до химических реагентов.

Где учиться на археолога

Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.

Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.

Хороший археолог должен уметь:

  • чертить, рисовать, составлять планы и схемы, делать наброски;
  • управляться с фото-аппаратурой;
  • владеть навыками консервации, предварительной обработки, реставрации артефактов, исходя из их материала;
  • обращаться со снаряжением скалолаза или дайвера при необходимости.

Для успешной работы в археологии познаний в истории недостаточно. Искатель артефактов должен разбираться в геологии, геодезии, антропологии, этнографии, палеографии и ряде смежных дисциплин. Необходимы знания по физике, химии, текстологии, нумизматике, геральдике и других областях.

Настоящие профессионалы своего дела никогда не прекращают учиться на археолога. После окончания ВУЗа они занимаются изучением трудов своих коллег, посещают семинары и конференции, расширяют спектр своих теоретических знаний и практических навыков.

Где и как работают археологи

Раскопки – далеко не единственное место работы искателя артефактов. Активные практические действия в зоне возможного присутствия реликвий считаются скорее редкостью, чем системой.

Функции археолога не ограничиваются расчисткой участка земли, в котором возможно наличие важных для истории предметов. Все начинается с поиска подходящей области по историческим источникам, что подразумевает длительную кропотливую работу с бумагами.

После установления зоны поиска артефактов на место выезжает группа, оснащенная всем необходимым. В ее состав помимо археологов входят рабочие, лаборанты, ассистенты, технологи, другие специалисты. Обычно их трудовой день начинается с восходом солнца, продолжается весь световой день, во время которого делаются короткие перерывы на отдых. На некоторых участках действовать приходится очень осторожно, из-за чего некоторые профессионалы часами занимаются практически ювелирным удалением слоев земли с найденных предметов.

Большую часть своей трудовой жизни археологи работают в кабинетах, лабораториях, библиотеках. Они собирают информацию, анализируют ее, сопоставляют факты. В случае необходимости специалисты занимаются восстановлением разрушенных предметов, их исследованием с помощью современных технических подходов. Не меньше времени у них уходит на обмен информацией с коллегами, документирование полученных данных.

Зарплата археолога в России

Доходы ученых зависят от места их работы, наличия ученой степени, вида деятельности, степени активности. В среднем оклад кандидата наук составляет 30-40 тыс. рублей. Обладатель ученой степени может рассчитывать на 50-60 тыс. рублей. Зарплата археолога может существенно прибавиться, если он имеет вес в научном обществе, занимается написанием статей или выпуском книг. Профессионалов с известным именем в своей области нередко приглашают читать лекции, выполнять функции консультанта на съемках фильмов, выступать цензором учебной или научно-популярной литературы. За границей археолог нередко получает на порядок больше, но в других странах хватает своих специалистов, поэтому найти где-либо место удается единицам.

Преимущества профессии археолога

Археология – интересная наука, которая привлекает сотни тысяч людей одним только шансом поучаствовать в раскрытии тайн истории. Ее почитатели видят еще немало плюсов в профессии археолога, но все они субъективны. У ученых есть шанс найти что-то значимое, сделать открытие, самим войти в историю. С каждым годом интерес к направлению все больше растет, появляются интересные государственные программы финансирования поездок. У профессионала с обширным багажом знаний есть немало способов хорошо заработать на археологии – статьи, семинары, лекции, книги, телевизионные программы.

Все чаще в проведении исследований становятся заинтересованы негосударственные структуры. У подкованных и амбициозных искателей артефактов появляется шанс заняться частными раскопками в различных климатических условиях. Археология требует от ученого постоянного развития, не дает расслабиться, побуждает к получению свежих знаний, овладению новыми навыками.

Недостатки профессии археолога

Сегодня археология России не находится в упадническом состоянии, как полвека назад, но все еще не считается передовой областью в науке. Исторические факультеты выпускают тысячи молодых специалистов, которые часто испытывают сложности с трудоустройством. Зарплата неопытных кадров изначально может быть настолько мала, что не удовлетворяет базовых потребностей. Чтобы проявить себя в направлении начинающим археологам приходится тратить массу времени – после 4 лет бакалавриата, 2 лет магистратуры и 3 лет аспирантуры требуется набрать минимум 5-летний стаж. Только после этого целесообразно приступать к написанию статей или книг, пытаться устроиться в международную группу.

Некоторые археологи указывают на сложности сочетания профессии с личной жизнью. Это особенно актуально для женщин, мечтающих завести детей. Правда, есть варианты работы без частых командировок. Не каждый раз раскопки становятся удачными, что способно подорвать моральный настрой. Условия в поездках часто не слишком комфортные, справиться с которыми многим современным людям не удается. Сделать яркую карьеру в археологии с вытекающим из этого финансовым благополучием удается лишь единицам.

Профессия археолога – это не 100-процентный шанс заработать денег и добиться славы. Представители направления считают его призванием для тех, кто влюблен в науку, жаждет романтики, не боится тяжелого труда и возможных разочарований.

Профессия

Археолог

Археолог – ученый, который занимается изучением прошлого человечества по вещественным источникам. Археология (от архео (archáios) - древний и от греч. lygos - слово, учение) - наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

История профессии

В др. Риме результатом сознательного изучения древностей является схема развития материальной культуры, которую дал великий поэт и мыслитель Лукреций. В 1 в. до н. э. он уже знал, опережая многих археологов 19 в., что каменный век сменился бронзовым, а бронзовый – железным. Слово "археология" впервые употоблено Платоном в значении "история прошедших времён". После Платона термин <<археология>> употребляет знаменитый древний историк Дионисий Геликарнасский в заглавии одного из своих соченений. В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: <<Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобицах, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и предостовляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь>>. Труд Дионисия послужил образцом для Иосифа Флавия, написавшего историю евреев под заглавием -. Оба сочинения ничем не отличаются от обыкновенных исторических повествований того времени и никакого археологического материала в себе не заключают. Вавилонский царь Набонид в 6 в. до н. э. производил раскопки в интересах исторического знания; особо он искал надписи древних царей в фундаментах построек, тщательно отмечая находки или тщетность поисков. В эпоху Возрождения в 15-16 вв. произведены были в Италии многочисленные раскопки, единственной целью которых было добывание античных скульптур. В 18 в. с развитием дворянского коллекционерства антиквары в ряде стран стали собирать отдельные археологические находки. Вскоре в некоторых странах были произведены первые опыты раскопок с научными целями. После Великой французской революции (конец 18 в.), с развитием исторической науки, быстро стала развиваться и археология. Когда в 19 в. внимание науки привлекли все остатки старины (не только художественные), постепенно стало складываться современное понимание археологии. Современные археологи могут заимствовать у своих древних предшественников только заглавие. У римлян для обозначения древней истории явилось новое слово <> (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Терентий Варрон озаглавил этим новым термином свое сочинение <>. Из христианских авторов <> употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. ljvin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимаютболее определенное значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времен в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого. Греки называют археологию наукой о древности. Но ведь изучением древности занимаются и другие науки: история физиология, палеография, палеонтология и многие другие. Чем же отличается от них археология и что она изучает? Прежде всего, археология занимается расколками и изучает те предметы или осколки предметов, остатки одежды, развалины древних городов и еще многое другое, что они находят в земле, в разных ее слоях. Все это называют вещественными источниками древних культур. Археологи изучают обнаруженные вещественные источники и по ним узнают, какие люди жили в древние времена, какие они себе строили дома, какуюодежду носили, что ели и многое - многое другое. В разных слоях земли сохранились и останки животных, птиц, рыб и даже насекомых. Ученые изучая их тоже узнают очень много интересного. Откуда бы современники узнали, что когда то на земле жили динозавры и мамонты. Любопытно, что археология - наука о древности - и сама возникла в глубокой древности. Тогда ее называли наукой о прошлом. Древние ученые интересовались жизнью и культурой еще более древних поколений.Археология оформилась как наука к началу 20 века(до этого археология, изучающая АНТИЧНОСТЬ, имела искувсствоведческую направленность). Разделы археологии выделяются по эпохам(каменный век, бронзовый век и т.д.), иногда - по странам и культурно историческим областям, по этническим признакам(славяно - руссская археология и др.). При обработке материалов применяют типологические, трассеологические, картографические и др. методы. Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2000 лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения подчерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Принципы археологии

Основополагающим для всей археологии является утверждение, что археологические источники – материальные объекты, созданные древними людьми или как-то с ними связанные, – могут что-то рассказать нам об этих людях. В самом деле, археологические исследования были бы невозможны, если бы основные источники информации не имели никакой ценности. При том, что все археологи признают возможность извлечения из археологических материалов сведений о прошлых эпохах, они по-разному оценивают объем содержащейся в них информации.

Оптимисты полагают, что огромную ценность может иметь и единичный артефакт; так, найденное в могиле золотое распятие способно рассказать о религиозных представлениях умершего (о том, что он был христианином), о его социально-экономическом статусе (достаточно высоком, чтобы обеспечить ему возможность приобрести столь дорогой предмет), о примерной дате погребения (если распятье имеет специфическую форму) и – потенциально – о многих других характеристиках человека и общества, к которому этот человек принадлежал. Пессимисты, напротив, считают, что существование многих неизвестных нам обстоятельств попросту не позволяет делать столь широкие выводы. Крест, утверждают они, мог восприниматься всего лишь как украшение, не имеющее религиозного значения, его могли найти на дороге и в таком случае он никак не связан с богатством усопшего и т.д.

Человеческая деятельность часто сосредоточивалась в определенных местах, и там, где она велась особенно активно, зачастую остаются многочисленные материальные следы этой деятельности. Эти места условно именуют археологическими памятниками. В это понятие входят объекты разного масштаба – от места, где охотник затачивал отдельное орудие и бросил несколько кремневых сколов, до поселения, на котором на протяжении века жили 200 человек, оставивших после себя тысячи артефактов, или до города с многотонными культурными отложениями.

Любой памятник, функционировавший на протяжении какого-то времени, содержит разновременные остатки, и находки каждого периода составляют самостоятельный компонент в массе найденных на нем материалов. Многокомпонентные (многослойные) памятники демонстрируют изменения во времени, но принадлежащие к разным слоям находки могут оказаться перемешанными, что затрудняет определение их хронологии. Однослойные памятники не столь сложны для понимания, поскольку дают картину лишь одного периода. Оба типа памятников могут оказаться одинаково ценными с археологической точки зрения...

Объяснение археологических данных на основе их сопоставления с явлениями из жизни какого-то современного народа называют этнографической аналогией. Если при этом используются этнографические сведения о народе, в культурном отношении являющемся преемником тех, кому принадлежит исследуемый археологический материал, это называют прямой исторической аналогией; в противном случае говорят об общеэтнографических аналогиях. Многие археологи полагают, что прямые исторические аналогии более надежны, поскольку культурные преемники могли унаследовать традиции своих предшественников.

Экспериментальная археология и этноархеология опираются непосредственно на аналогии, и археолог, работающий в одном из этих направлений, должен попытаться объяснить, почему данные определенного эксперимента или сведения о том или ином виде человеческой деятельности сопоставимы с археологическими материалами, являющимися непосредственным объектом его исследования. Чем серьезнее такое объяснение, тем надежнее его выводы.

Археолог стремится охватить широкий круг проблем, связанных с существованием древних людей, их культурой и образом жизни. В число таких проблем входят изучение окружавшей человека природной среды, способов ее использования и изменения, средств существования (чем люди питались и как добывали пропитание), технологии (способы изготовления и применения орудий и приспособлений), обмена (механизмы перехода имущества от одного человека или коллектива к другому), искусства, идеологии (в том числе религии), социальной организации (каковы были система родства и иные общественные структуры), демографии (численность населения и его состав)

Выдающиеся люди данной профессии

Кемал Акишев: основатель казахстанской археологии. Талант в сочетании с необходимым набором профессиональных данных археолога, образованностью и ответственностью встречается нечасто, тем более в гармоничном единстве. Кемал Акишевич Акишев, кроме обладания общепрофессиональными качествами археолога ценился также за уникальные, только ему присущие особенности. Профессиональную подготовку он прошел у известных востоковедов Н.А. Бернштама, А.Х. Маргулана, М.П. Грязнова.

Кемал Акишевич Акишев родился в 1924 году в зимовье Керегетас Баян-Аульского района Павлодарской области. Детство прошло в многодетной семье, кроме него были две старшие и две младшие сестры, а также два брата. Семья пережила нелегкое время 30-х годов, переезд в Караганду, Омскую область в надежде на лучшее, потерю близких. Археологическое служение началось для него еще в студенчестве в 1947 году, когда он впервые после второго курса поехал в Центрально-Казахстанскую археологическую экмпедицию А.Х. Маргулана. В студенческие и аспирантские годы работал начальником раскопа, отряда, принимал участие в раскопках всемирно известных сегодня археологических объектов Бегазы, Аксу-Аюлы, Былкылдак, Атасу. Научный архив К.А. Акишева включает свыше 200 научных работ. Это монографии, учебные пособия, брошюры и научные статьи. Многие из них переведены на иностранные языки. В его трудах научно разработаны такие проблемы как периодизация истории и культуры, социально-экономические отношения ву эпоху бронхы (II тыс. до н.э.); происхождение земледелия и кочевого скотоводства (I тыс. до н.э.); социально-политическое положение номадов; возникновение и развитие раннеклассовых обществ и государства (V век до н.э. - V век н.э.); искусство и мифология саков (V-VI века до н.э.); средневековая городская цивилизация.

Борис Ильич Маршак - историк искусства, археолог, востоковед Родился в г. Луга Ленинградской области, детство провел в Ленинграде, без которого не мог жить. Он вернулся в свой город в 1957 году. Еще ребенком в эвакуации заинтересовался древностями Средней Азии. Поступил учиться на кафедру археологии Истфака МГУ, закончил учебу в 1956 году. В 1954 году впервые поехал на раскопки городища Древнего Пенджикета (Таджикистан), и с тех пор пропустил только один сезон - 1956г., когда у МГУ должны были проходить военные сборы. После окончания МГУ работал в Институте истории, археологии и энтографии АН Таджикской ССР. Вся его научная жизнь была, в основном связана, с Таджикистаном. С 1978 г., начальник Пенджикентской археологической экспедиции(сменил на этом посту Александра Марковича Беленицкого). С 1958 г. непрерывно работал в Отделе Востока Государственного Эрмитажа, с 1978 г. - глава сектора Средней Азии и Кавказа. Кандидат исторических наук(1965 г.), доктор(1982); почетный член Американского Археологического Института(http://www/archaeological.org/), Королевского Азиатского Общества Соединенного Королевства(http://www.royalasiaticsociety.org/), член - корреспондент Итальянского Института Африки и Востока(http://www.isiao.it/), иностранный член французскойАкадемии Надписей и Изящной Словестности(http://www.aidl.fr).

Основная сфера научных интересов Маршака - археология Согдианы и восточное серебро, однако он оставил важный вклад и в таких различных дисциплинах, как политическая история Востока, история религий, метрология, издание и интерпретация восточных текстов, метология археологических исследований и др. Региональные рамки исследований М. простирались от Византии до Китая, хронологические - от античности до монголов. В последнии годы жизни занимался искусством и историей Тибета. Им исследована тема "Согдийцы на чужбине" на основе находок так называемых согдиатских погребальных памятников в Китае.

В своей книге <<Согдийское серебро>> (М.,1971 г.) Маршак на основе анализа формальных, иконографическихи других особенностей ряда серебрянных сосудов, найденных, в первую очередь, на Каме и в Северо - Западной Сибири пришел к выводу о существовании особого, ранее неизвестного центра производства серебрянной утвари, который надежно отождествил с Согдианой.

Как участник, а с 1978 г. и руководитель Пенджикентской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа, Борис Ильич продолжал и развивал раскопки эталонного памятника согдийской археологии. Раскопанная территория(по верхнему периоду, VIII в.н.э.) в настоящее время превышает половину площади городища, хронология керамики дает точность до четверти века, знаменитая настенная живопись найдена в большинстве частных домов. С 1996 г. Пенджикентская экспедиция публикует ежегодные отчеты в форме монографий.

Специфика и особенности профессии

Сущность археологии - ее гуманизм. Она помогает видеть в зеркале прошлого нас самих с нашими волнениями, радостью и горем и с какой-то особой остротой осознавать свое место в этом мире, осозновать свою ответственность за настоящее и будущее. Любая профессия требует большого профессионализма. Особенно это важно для археолога. Одна из главных составляющих его работы - раскопки во время экспедиции. Любая профессия требует знаний, широкой эрудиции. Для археолога важно не только хорошо освоить предмет своего исследования, но и приобрести знания в области энтографии, антропологии, истории и т.д. - этого требуют его полевые и лабораторные работы. Изучение первобытной археологии невозможно без четвертичной геологии и геоморфологии, палеоботаники и палеогеографии, палеонтологиии других наук, которые помогут реконструировать ландшарты, экологическую обстановку в тот или иной период. Археологи широко используют для повышения информативности археологического материала физику, химию, статистику, кибернетику. Одна за другой выходят книги с такими названиями,как! <<Физика и археология>>, <<Геофизика в археологии>>, <<Химия в археологии>>, <<Археология и естественные науки>>. Все это свидетельствует о тесной связи археологии с другими науками, о невозможности вм настоящее время вести исследования, не привлекая данных других наук, не используя достижений и возможностей коллег в самых различных областях научного знания. Для археологов смысл жизни состоит в постоянном поиске памятников прошлого, а после открытий - в глубоком изучении и осмыслении фактов. История и археология увлекательны своей романтикой, красочностью сюжетов, тайными неизведанного. Археология в какойт-то мересродни охоте.А настоящий охотник не тот, кто думает только об убитой дичи, а тот, для кого главное - поиск, новые места, ожидание удачи; и вечером у костра он не будет похваляться охотничими трафеями, а расскажет о прелести осеннего или весеннего утра, о пробуждающийся природе, о красотах земли.

Выдающиеся представители этой профессии:

Дж. Фиорелли (участник итальянского национально-освободительного движения), чешский археолог Л. Нидерле, английский учёный Г. Чайлд, Петр I, историк В. Н. Татищев, генерал П. Мельгунов, П. И. Сумароков, И. Стемпковский, И. Е. Забелин.

Получить профессию археолога:

СПбГУ,МПГУ, на историческом факультете МГУ.

Подробности Обновлено: 22.12.2018 19:10 Опубликовано: 08.05.2017 13:00

Археологом является историк, который занимается исследованием быта и культуры древних народов при помощи найденных во время проведения раскопок артефактов.

История профессии:

Профессия археолог уходит своими истоками еще во времена Древнего Рима. Подтверждением тому служили многочисленные артефакты, что были обнаружены в процессе проведения раскопок в тот период. В эпоху Возрождения специально обученные люди активно занимались поиском скульптур времен античности.

Археология как отдельная наука возникла лишь в ХХ веке. На сегодняшний день она включает в себя разделы, исследующие культуру разных периодов.

Особенности профессии:

Археолог - это человек, деятельность которого напрямую связана с поиском конкретных фактов, чтобы в результате он мог правильно определить исторический период находки.

В зависимости от способов поиска артефактов, существуют такие виды археологии:

  • Полевая - находки ищут путем проведения раскопок на суше.
  • Подводная - все работы ведутся под водой.
  • Экспериментальная – включает в себя работы по восстановлению древних находок.

Работа археологом комбинирует интеллектуальный труд с выносливостью и неимоверным терпением. Вместе с тем, для человека, который не представляет свою дальнейшую жизнь без археологии, найденные артефакты служат источником непередаваемых эмоций. Таким образом, он делает неоценимый вклад в культуру. Благодаря конкретным фактам, археологи подтверждают и опровергают некоторые теории относительно места проживания и особенностей быта древних народов.

Обязанности:

Ключевым заданием археолога является наиболее точное воссоздание картины давно минувших лет с помощью отысканных находок. В дальнейшем артефакты отправляют в лабораторию с целью дальнейшей классификации и восстановления, если вещь повреждена.

После того, как находки извлекают из воды либо земных недр, следует тут же составить их детальное описание и внести в перечень. Эти данные потребуются на этапе дальнейших исследований. Дополнительно, артефакт фотографируют во всех ракурсах и делают его детальную зарисовку. Зачастую ученым приходится непосредственно в полевых условиях выполнять процедуру первичной реставрации найденных вещей, ведь солнечные лучи и свежий воздух оказывают неблагоприятное воздействие на структуру украшений, веками пролежавшими под слоем земли. Если находку своевременно не укрепить - она окончательно разрушится еще до того, как будет доставлена в лабораторию.

На этапе воссоздания ранее неизведанной технологии, специалист руководствуется данными раскопок, проводит исследования и делает соответствующие выводы. По этой причине зачастую потребуются знания в области инженерии.

Важные качества:

  • аналитический склад ума;
  • интерес к событиям прошлых веков;
  • физическая выносливость;
  • хорошее зрение;
  • отсутствие аллергии на органические материалы;
  • стрессоустойчивость;
  • скрупулезность;
  • ответственный подход к работе;
  • пунктуальность;
  • аккуратность;
  • целеустремленность;
  • готовность к частым экспедициям;
  • коммуникабельность.

Навыки и знания:

Археолог - это представитель науки, поэтому его труд помимо физической подготовки потребует и знаний той области науки, для которой он ищет артефакты. Не обойтись и без познаний в следующих областях: научной реставрации, палеогеографии, антропологии, геральдике, нумизматике, текстологии, этнографии и пр. Также уместно обучиться дайвингу и скалолазанию.

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Для археологов не существует более интересной профессии, чем выбранная ими. Неудивительно, ведь тяжелая работа в пустынях, посреди крутых скал, вдали от цивилизации целиком вознаграждается удивительными находками, которые становятся настоящей сенсацией и позволяют погрузиться в далекую историю человечества.

Кто же такие археологи? И чем они занимаются?

Кто такой археолог?

Археолог – это ученый, который изучает человеческую историю по вещественным источникам. К таковым относятся орудия труда, посуда, украшения, предметы искусства, остатки строений и другие предметы, некогда созданные человеком.

Работа археолога связана с постоянными раскопками, походами, экспедициями, исследованиями, помогающими сделать великие открытия и по крупицам воссоздать все этапы жизни людей от момента зарождения человечества.

Что означает слово «археология»?

В основе работы археологов лежит древняя наука археология, тесно связанная с множеством других дисциплин – историей, антропологией, палеографией, генеалогией.

Термин «археология» представляет собой соединение двух древнегреческих слов – ἀρχαῖος (древний) и λόγος (учение). Первым ученым, который начал систематически изучать эту науку, принято считать Геродота.


Его труды «История», повествующие о греческо-персидских войнах и обычаях многих народов, являются самым ранним полномасштабным историческим трактатом и играют важную роль в понимании античной культуры.

Чем занимается археолог?

Археологи изучают культуру исчезнувших цивилизаций, ведут раскопки старинных городов, восстанавливают историю по пластам земли и останкам . В отличие от письменных свидетельств, вещественные источники не рассказывают напрямую о прошлом, поэтому специалистам в области археологии приходится проводить лабораторные анализы и заниматься научной реконструкцией событий.

Часто археологи трудятся в музеях, где отвечают за сохранность находок и знакомят людей с результатами своей деятельности. Нередко, чтобы воссоздать картину прошлого и раскрыть тайны истории, им приходится работать над каким-нибудь археологическим памятником многие годы, иногда – в тяжелых погодных условиях, поэтому основными качествами археологов являются терпение, выносливость и отличная физическая подготовка.


Археология – это достаточно широкое понятие, включающее в себя немало более узких дисциплин. Большинство археологов специализируется на каких-то отдельных ее направлениях, что позволяет им усовершенствовать своих знания и более глубоко проникнуть в отдельные этапы истории.

Так, специалист в области исторической археологии изучает прошлое на основании письменных источников, египтолог занимается исследованием Древнего Египта, а археоастроном изучает астрономические представления людей в древности.

Какие знания требуются археологам?

Для того чтобы проводить всестороннее исследование находок, археолог должен владеть знаниями во многих науках, в том числе в точных. Геология, этнография, топография, текстология, геодезия – это лишь часть того, что специалисту необходимо знать для успешного изучения истории.

Многие полагают, что археологи занимаются только раскопками, но на самом деле сфера их деятельности включает в себя немало других работ. В частности, чтобы понять, где именно нужно копать, им приходится работать с письменными источниками, часами , изучая древние книги, географические карты. Иногда для обнаружения старинных объектов археологи занимаются аэрофотосъемкой или геологической разведкой.

Какие значимые открытия сделали археологи?

За время существования археологии специалисты в этой области сделали немало потрясающих открытий. В 1824 году именно археологам удалось расшифровать египетские иероглифы, а в 1748 году раскопать древний город Помпеи, уничтоженный во время извержения Везувия.


В 1871 году археологом Генрихом Шлиманом был обнаружен гомеровский город Троя, в 1900 году благодаря Артуру Эвансу человечество узнало о минойской цивилизации. Кроме того, археологам принадлежат такие величайшие открытия, как город инков Мачу-Пикчу, гробница Тутанхамона, храмовый комплекс Ангкор-Ват, кумранские свитки.