Чацкий и молчалин какое произведение. Чацкий и Молчалин. Сочинение по комедии Грибоедова "Горе от ума"

«Горе от ума» - реалистическое произведение, где А.С.Грибоедов дает картину жизни крепостной Москвы девятнадцатого
века. Содержание комедии раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – «века
нынешнего» и «века минувшего». Оно (столкновение) было выражением борьбы двух политических лагерей – лагеря феодальной
реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, и лагеря передовой дворянской молодёжи, облик которой воплощен
Грибоедовым в Чацком.

Мир фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислуживающих им,
подхалимствующих чиновников – молчалиных. Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий –
ровесники. Тем резче контраст между ними. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном,
так и в общественном конфликтах. Молчалин – убежденный консерватор, поэтому диалог и взаимопонимание между ним и Чацким
невозможны, а конфликт неизбежен – их жизненные идеалы и поведение в обществе абсолютно противоположны.

Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь «степень известных». И если бы, не Фамусов,
пришлось бы Молчалину «коптеть в Твери», то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности
продвинуться. Однако Молчалин знает, как ему надо себя вести:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальству, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Как у Скалозуба, у Молчалина «чтоб чины добыть, есть многие каналы». За несколько лет, проведенных в Москве, он успел
сделать неплохую карьеру. Но главное – сумел наладить нужные связи и приобрести полезные знакомства. В отличие от
Чацкого, Молчалин вписывается в фамусовское общество. Это «маленький Фамусов», ведь у него много общего с московским
«тузом». Например, отношение Молчалина к службе – чисто «фамусовское»: он хотел бы и «награжденья брать, и весело
пожить». Молчалин считает зависимость «от других» основным законом жизни. Чацкий же не может понять, «зачем же мнения
чужие только святы».Общественное мнение для Молчалина свято: «Ах! злые языки страшнее пистолета».

Чацкий же происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Чацкий имеет
богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий называет «нынешний век»
веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам «высоким и прекрасным». Чацкий не требует
«ни мест, ни продвижения в чин». Он готов служить по велению долга, «служить делу»: «Служить бы рад, прислуживаться
тошно».

Чацкий талантлив, «его речь кипит умом, остроумием», он всегда говорит то, что думает, «у него есть и сердце, и притом
он безукоризненно честен». «Таланты» же Молчалина состоят в «умеренности и аккуратности». Он скромен и услужлив, потому
что «в чинах «небольших», не может без «покровителей».Молчалин – человек, лишенный достоинства и чести, готовый
унижаться, подхалимничать, человек, не имеющий «своих суждений», зависящий от других. Рабская мораль неприемлема для
Чацкого. «Зачем же мнения чужие только святы?» - с иронией он спрашивает Молчалина. Сам он свободно и прямо высказывает
свои мнения, не считается с мнением света, ни от кого не зависит, он не придает большого значения связям в обществе,
покровительство ему не нужно. О «тузах» Чацкий безбоязненно говорит то, что думает. Если «пустейшего человека» ставят в
образец, это для него совершенно ничего не значит. Фома Фомич как был, так м останется для Чацкого одним «из самых
бестолковых», а властная и имеющая широкие связи!
Татьяна Юрьевна – «вздорной».Для Чацкого Молчалин – полное ничтожество, «жалчайшее создание»:

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вот он на цыпочках и не богат словами.

В свою очередь Молчалин ни во что не ставит Чацкого. В его глазах Чацкий – неудачник: «Вам не дались чины, по
службе неуспех?»

Молчалин - антипод Чацкого не только по убеждениям, но и по характеру отношения к Софии. «Пригретый» Фамусовым,
он ловко играет роль влюблённого в Софью человека:

И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека

Любовь же Чацкого к Софье – чувство искреннее, горячее. В нем нет никакой скрытности, никакой фальши. Он твердо
убежден, что Софья никак не может полюбить Молчалина:

С такими чувствами, с такой душою
Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Когда же лицемерие Молчалина по отношению к Софье открылось, он попросту струсил. Он униженно ползает перед девушкой
не потому, что чувствует свою вину, а потому, что может пострадать его карьера. Молчалин, вероятно, удвоит усилия, чтобы
загладить свою вину перед Софьей. Остановить карьеру такого человека, как Молчалин, невозможно, он «дойдет до степеней
известных».

Увы, «Молчалины блаженствуют на свете». Чацкий недооценил Молчалина, он терпит поражения, но в моральном плане
остается победителем. Такие личности, как Чацкий, «живут и не переводятся в обществе, они всегда будут появляться «при
резких переходах из одного века в другой».

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса. Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдаю­щихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой жи­вучестью», так как А. С. Грибоедов сумел показать не только вре­мя, в которое он жил, но и создал Незабываемые образы, интерес­ные и современному читателю. Сила его писательского таланта ярко проявилась в том, что каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповтори­мыми индивидуальными чертами. Его герои не отвлеченные об­разы, а сложные и противоречивые натуры, как сложны и проти­воречивы реальные люди.

Александр Андреевич Чацкий - это молодой дворянин, чело­век умный, образованный. Мы узнаем, что он занимался литера­турной работой, состоял на военной службе, имел связи с мини­страми, три года провел за границей. Пребывание за границей обо­гатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор, однако он не стал поклонником »сего иностранного, что типично для фа- мусовского общества. От низкопоклонства Чацкого удерживают присущие ему подлинный патриотизм, любовь к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действитель­ности, чувство личного и национального достоинства, ему прису­ща независимость взглядов и суждений. Он считает, что ум, чело­вечность, прямота - вот оружие, единственно достойное настоя­щего человека.

Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, ду­шевная открытость, доверчивость, способность полностью отда­ваться своим чувствам. И рядом с этим человеком - зло, буднич­ное и живучее, которое встретило его по возвращении в Москву. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского обще­ства, нашел ту же пошлость и пустоту, которые присутствовали и в прежние годы, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности. Поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обще­ством было неизбежно. И это столкновение постепенно принима­ет все более ожесточенный характер, кроме того, оно осложняется еще и личной драмой Чацкого - рушатся его надежды наличное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она, обла­дая несомненными достоинствами, всей душой принадлежит фа- мусовскому миру, а Чацкий вступает с этим миром и его устоями в конфликт.

Этот конфликт, стоящий в центре комедии, - конфликт меж­ду «одним здравомыслящим человеком» и консервативным боль­шинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», - наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и тем острее контраст между ними.

Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, не­терпимость ко всему свежему и непривычному - таковы основ­ные черты всех представителей фамусовского общества. А Молча- лин по всем свойствам характера принадлежит к этому обществу: более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…ума в нем только мало…», - характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угождает всем, не смеет «своего сужденья иметь». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других… в чинах мы небольших», - считает он.

Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема. «Зачем же мнения чужие только святы?» - иронично спрашивает он Молчалина. Сам Чацкий привык иметь и высказывать собственное мнение.

Молчалин своими главными талантами считает «умеренность и аккуратность», которые обеспечивают его настоящие и буду­щие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими свойства­ми», за которые его так любит Софья, да и другие в фамусовском обществе: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокой­ства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…». Очень точную характеристику дал ему Н. В. Гоголь: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, без­молвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…».

Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего ве­ка» - «века покорности и страха», основанную на пресмыкатель­стве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека считает удачливого вельможу, достигшего «степеней из­вестных» благодаря своему раболепству. Вся «лакейская» филосо­фия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое сужде­ние иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя - Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чи­новником. Например, умение подслужиться к влиятельным ли­цам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Он на службу смотрит как на сред­ство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?»

Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три награж­денья получить». Но Чацкий придерживается других правил:

Когда в делах - нот веселья прячусь,

Когда дурачиться - дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил - отличительные каче­ства Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни. «Любовника я принимаю вид, - го­ворит он, - в угодность дочери такого человека… который кор­мит и поит, а иногда и чином подарит…» Изображая влюблен­ность, он жалок и смешон: «…возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет. Ни слова вольного, и гак вся ночь прохо­дит, рука с рукой…». Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв, а опасается только одного - злых язы­ков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коле­нях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество, возводимые Молчалиным в принцип и при­нимаемые в дворянском обществе,

Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, начисто лишен лицемерия и практицизма, а Молчалин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять «теплое местечко». Один серьезно гото­вится к полезной деятельности и мечтает о возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятие по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не люб­ви, а выгодной женитьбы. Первый открыто высказывает свои мыс­ли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискива­ет, лебезит, но в душе дурно относится к людям.

Кого же предпочтет фамусовское общество? Конечно, Молча­лина. К сожалению, «молчалины блаженствуют на свете!», и пото­му Чацкому остается только отступ ить, унося в груди «мильон тер­заний».

В этих двух образах комедии Грибоедов отразил свое понима­ние объективной правды жизни, свое понимание закономерно­стей исторического развития. В образе Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный тип подлеца и ци­ника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, ко­торый сумеет, однако, дойти до «степеней известных». А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимаю­щего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гу­манности, ума и культуры.

Сочинение на тему «Характеристика Чацкого и Молчалина».

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - выдающе­еся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о патриотизме, о государственной службе, о человеческих взаимоотношениях. Основной конфликт комедии - столкновение дворянского общества с миром новых людей. К обще­ству принадлежит всё фамусовское окружение, в том числе и Молчалин, к «новым людям» с увереннос­тью можно отнести Чацкого.

Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий ― молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. В комедии Чацкий представлен демократом, гуманистом, выступающим в защиту свободы, просвещения, национальной культуры. Пустота и пошлость жизни московского общества поражают его. Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, ду­шевную пустоту, борется против идеалов, це­лей, стремлений старой Москвы, позорит шу­товство, бездумную роскошь и отвратительные нравы. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то «лицам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он активно ведет борьбу с фамусовским обще­ством, но в этом обществе Чацкий - чужой человек. Он ока­зался борцом-одиночкой. Кроме того, он не видит и своего главного противника - Молчалина.

Молчалин молод, ровес­ник Чацкого, но полная его противоположность. Без­родный и бедный, он явился в Москву с единствен­ной целью - сделать карьеру. Для этого, как он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угож­дать, быть «умеренным и аккуратным», не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Мол­чалина никак не соответствуют его внутренним ка­чествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко обманывал ее. Смысл своей жизни Молчалин видит в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». И это абсолютная противоположность идеалам Чацкого. С «веком минувшим» Молчалина связывает страсть к чинам, низкопоклонство, пустота души.

За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвест­ный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Постепенно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он го­тов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути.

Во всем, всегда и везде мнения, действия Чацкого и Молчалина различны, почти про­тивоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчали­на, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого - недостатки.

Идеалы Чацкого и Молчалина свидетельствуют о том, что Чацкий - «век новый», а Молчалин – часть фамусовского общества, которое поддерживало пережитки прошлого и старые порядки «века минувшего».

Из комедии можно сформулировать следующее: наш ум является причиной всего плохого, что получаем мы из жизни. Отсюда и название комедии - «Горе от ума».

Ум, честность, искренность, способность трезво и независимо мыслить не помогли Чацкому добиться свободы, просвещения, национальной культуры и начать «новый век» вероятно потому, что минувший век очень прочно «застрял» в московском обществе. И изменить нынешние порядки всей Москвы стали не пол силу одному человеку, даже такому целеустремлённому, как главный герой Чацкий.

Комедия Грибоедова “Горе от ума” - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека, вынужденного жить в чуждом ему обществе.
Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Это молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. Его поражают пустота и пошлость жизни московского общества. Главный герой обличает его пороки: низкопоклонство перед вышестоящими, раболепство и угодничество. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то “лицам”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он осуждает московских дворян, стремящихся “набрать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. В этом обществе Чацкий - чужой человек. Он оказался борцом-одиночкой. Измученный этой борьбой, он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
А что же Молчалин? Молчалин молод, он ровесник Чацкого, но полная его противоположность. Безродный и бедный, он явился в Москву с единственной целью - сделать карьеру. Для этого, он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угождать, быть “умеренным и аккуратным”, не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Молчалина никак не соответствуют его внутренним качествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко ее обманывает. Когда его обман был обнаружен, он ползал перед Софией на коленях, но не потому, что чувствовал себя виноватым, а потому, что боялся потерять “теплое место”.
У Молчалина нет за душой ничего, кроме холодного расчета. И, я думаю, он достигнет своей цели в фамусовском обществе. Чацкий прав:
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Образ Молчалина стал нарицательным. О распространенности этого образа говорил еще Чацкий:
Молчалины блаженствуют на свете.
“Горе от ума” - комедия, в которой нашли отражение многие человеческие типы, которые всегда существовали и, переходя из века в век, существуют сейчас.

    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...

    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Автор, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение,...

    Женские образы в литературе XIX века Женские образы в литературе XIX в. Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в. - начала XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину...

    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...

Чацкий и Молчалин - ровесники, главные герои комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума ». Именно поэтому контраст между ними столь разителен.

Молчалин - избранник Софьи. Ему повезло больше, чем Чацкому . Но знание того, как ничтожен Молчалин, очень угнетает Чацкого. Возможно, будь Молчалин достоин Софьи, Чацкому не было бы столь горько от того, что Софья предпочла ему такое ничтожество.

Хотя Молчалин и принадлежит безвестному и бедному роду, но он имеет сокровенную цель в жизни - достичь во что бы ни стало «степеней известных». Для этого он руководствуется главным своим принципом - угождать всем и вся, начиная от хозяина дома, где он квартирует, и кончая собакой дворника. И Чацкий знает точно, что Молчалин со своей тактикой «бессловесности» достигнет поставленной цели.

Полученные Молчалиным три награды по службе являются ярким доказательством того, что выбранная им тактика в сочетании с умеренностью и аккуратностью уже приносят свои плоды и что Чацкий не ошибся в своих прогнозах на счет его будущего.

Хотя Молчалин по сути такой же подхалим, как и Максим Петрович, но в отличие от последнего его лесть не так груба и откровенна. Целенаправленная лесть Молчалина едва заметна и направлена на всех тех, кто гипотетически когда-нибудь может оказаться полезным.

Влюбленность в Софью тоже исходит от практицизма и представляет собой тактический ход, а не искренние чувства - ведь Софья является дочерью его начальника, и ее благосклонность может оказаться желанным козырем. Подобные взгляды Молчалина чужды Чацкому, поэтому в глазах первого второй является человеком непрактичным. Молчалин не способен понять возмущение Чацкого после того, как он посоветовал ему обязательно посетить дом имеющей широкие связи Татьяны Юрьевны. Чацкий недоумевает, зачем ему посещать дом той, которая пользуется репутацией вздорной женщины.

Чацкий не боится смело высказывать свое мнение обо всем и всех. По суждению Молчалина, в его положении категорически противопоказано иметь свое мнение. Но это временно, пока он не достигнет цели, и не появятся зависимые от него люди. Один склонен судить о людях по их сану и материальному положению, а другой - по их делам и нравственным показателям.

Нравственный облик Молчалина очень безобразен. Когда раскрылось его лицемерие к Софье, он готов унизиться перед ней и ползает на коленях. Но делает он это не из-за осознания своей безнравственности, а исключительно из-за боязни разрушить свой карьерный рост.

Нельзя не согласиться с высказыванием Чацкого о том, что «Молчалины блаженствуют на свете». Сожаление и возмущение Чацкого вызвано и тем, что подобные приспособленчество и практицизм находят распространение в дворянском обществе.