Брайан Мэй — удивительные факты жизни. Гитарист легендарной Queen

Оказывается, Брайан Гарольд Мэй не только выдающийся музыкант. Он – ученый-астрофизик. Окончив физико-математический факультет лондонского Империал-колледжа, опубликовал несколько научных статей по астрономии. Более того - получил ученую степень доктора наук, защитив диссертацию по теме, касающейся астрономических исследований в инфракрасном диапазоне. Правда, удалось это Брайану только спустя 30 лет после ее написания – раньше не позволяла музыкальная карьера.

«Когда в начале 70-х музыка меня позвала, я не мог не откликнуться, - вспоминал в одном из интервью музыкант. – Словно шестое чувство дало подсказку, и интуиция не подвела. Ведь если бы тогда я не использовал такую возможность, эта дверь закрылась бы навсегда. Поэтому уверен: отказавшись от астрономии в пользу музыки, я сделал правильный выбор». Но и решение вернуться к науке и завершить написание диссертации, Мэй таким же верным. «Осуществив это, я испытал огромное облегчение, - делился он своими ощущениями. - Очень доволен, что сумел довести дело, начатое много лет назад, до конца».


Ректор Ливерпульского университета им. Джона Мурса Брайан Гарольд Мэй. Фото: Josh Parry/LJMU

В 2008 году за выдающиеся заслуги Мэя в астрофизике в его честь был назван астероид №52665 – Brianmay. В этом же году господин Мэй занял должность ректора Ливерпульского университета им. Джона Мурса и оставался на ней более 5 лет. По сей день он является астрономом-исследователем и продолжает вести научную деятельность в области математики и теоретической физики. В соавторстве выпустил книгу: «Большой взрыв! Полная история Вселенной». Кроме того, Брайан всю жизнь страстно увлечен исторической стереофотографией и собрал солидную коллекцию.

Гитара из перламутровых пуговиц

Первую детскую гитару Брайан Мэй получил в виде подарка на день рождения в 7 лет. К этому времени он уже умел вполне сносно играть на укулеле – по примеру отца. А в 16 лет у парня появилась настоящая акустическая гитара. На покупку приличного инструмента в семье денег не было, поэтому будущий музыкант вместе с отцом (Гарольд по профессии был инженером-электронщиком, а в быту – мастером на все руки), сконструировал его самостоятельно, вручную. Как вспоминал Мэй: «Из всякой дребедени, валявшейся в мастерской папы». То есть: из дубовой балки от камина XVIII века, деталей от старого шкафа, клапанов мотоцикла, лезвия ножа, а также перламутровых пуговиц. А из магнитов и проволоки, воткнутой в самодельную отцовскую радиолу были изготовлены звукосниматели. Работа продолжалась больше двух лет и обошлась будущему музыканту всего в 8 фунтов. Эта гитара, Red Special, и по сию пору остается основным инструментом Брайана Мэя и в хитах «Queen» звучит чаще всех остальных.


Фото: twitter.com

Рассчитаться Брайаном Меем

Еще одна «фишка» Мэя - вместо медиатора он всю жизнь использует шестипенсовую монету, которую держит между большим и согнутым указательным пальцами. Особенно любопытная деталь: в начале 1970-х такие монеты с зазубренными краями были из обращения изъяты, но в 1993 году Королевский Монетный Двор отчеканил специальную их партию: персонально Брайана Мэя с его изображением - в преддверии сольного тура знаменитого музыканта.


Именная монета Брайана Мэя

О высоком и вечном

В группе «Queen» Брайан Мэй выше всех участников: его рост - 188 сантиметров. Его новаторское, уникальное по исполнению мастерство гитариста, в сочетании с исключительным вокалом Фредди Меркьюри создало неповторимый стиль знаменитой рок-группы. При этом Мэй не только композитор и виртуоз гитары. Часто он выступал в качестве клавишника, играл на органе и синтезаторах, а также выступал, как ведущий вокалист. Кроме того, Брайан является поэтом, ставшим автором таких блистательных песен-хитов и баллад, как: «We Will Rock You», «The Show Must Go On», «Too Much Love Will Kill You», «Who Wants to Live Forever», «39», «Save Me», «Hammer To Fall…» и многих других.

А еще Мэй пишет музыкальное сопровождение к кинофильмам, сериалам и телепроектам. Его фильмография насчитывает их несколько десятков. К слову, «Queen» оказалась первой рок-группой, ставшей автором саундтрека к полнометражному кинофильму: это был фантастический приключенческий боевик 80-го года «Флеш Гордон» - о тотальном солнечном затмении. Удивительным образом эта картина переплелась с другим фильмом-фэнтези - культовым «Горцем», вышедшим на экраны шесть лет спустя и положившем начало множеству одноименных сиквелов. Инструментальные композиции к нему написал Майкл Кеймен, а песни опять же группа «Queen».


Группа Queen. Фото: East News

Режиссер Расселл Малкэхи обратился к музыкантам с просьбой написать саундтрек для его «Горца». Участники группы посмотрели 40-минутную версию картины, и на Брайана Мэя самое сильное впечатление произвела сцена, в которой главный герой, бессмертный Коннор Маклауд, держит на руках смертную женщину – свою умирающую жену. Уже по дороге домой композитор начал делать наброски будущего хита «Who Wants to Live Forever» («Кто хочет жить вечно»), который прозвучал не только в фильме - в том самом эпизоде, но в дальнейшем и в разных частях телесериала «Горец».

Вспоминая об этой поездке, Мэй рассказывал британским журналистам: «Я услышал эту композицию у себя в голове, и тогда, в машине, она была почти закончена. Мой менеджер, которому я спел ее, когда он приве з меня домой, был очень удивле н. Он спросил: «Откуда это взялось?», и я ответил: «Даже не знаю…» Примечательная деталь: название этой симфонической баллады было взято Брайаном как раз из фильма «Флэш Гордон». И еще один интересный момент: в «Горце» песню исполняет Фредди Меркьюри, а на пластинке первый куплет и несколько строк из третьего куплета поет Мэй.

Великая депрессия

В конце 1980-х годов, - после смерти отца, с которым Брайан был очень близок, и начавшейся процедуры развода с первой женой, - музыкант впал в глубокую депрессию. Однажды он откровенно признался в том, что в размышлениях доходил до самоубийства. Особо острый психический кризис наступил в 1991-м году, после смерти Фредди Меркьюри, последовавшей за его неизлечимой болезнью (СПИД). Понимая, что не в состоянии справиться со своим душевным состоянием самостоятельно, Мэй обратился в психиатрическую клинику. Поясняя впоследствии свой поступок, он сказал: «Я ощущал себя полностью больным - изнуренным и разорванным на кусочки… Я долго горевал. Был охвачен чувством невосполнимой утраты… У меня был полный упадок сил…»

Выходить из психологического тупика с помощью наркотиков, Брайан не пытался. В отличие от многих своих эмоционально необузданных коллег- рок-музыкантов, Мэй наркотиков не употреблял. «Даже травку не курил никогда, хотя от других вдохнул немало дыма», - рассказывал гитарист. И комментировал свою позицию так: «Я чувствовал, что попадать в наркотическую зависимость мне нельзя ни в коем случае. Это опасно, особенно в период депрессии, когда я потерял эмоциональный контроль над собой и над своей жизнью».


С Фредди Меркьюри. Фото: twitter.com

Мир, труд, Мэй!

Легендарный гитарист ведет весьма сдержанный образ жизни: он совсем не употребляет мясо, изредка ест рыбу. Из алкогольных напитков отдает предпочтение пиву Гиннесс и ликеру Бейлис. На курение – табу (в противовес отцу, который был заядлым курильщиком). В беспорядочных сексуальных связях не замечен. Не приемлет пляжный отдых. Активно занимается благотворительностью: оказывает помощь всевозможным фондам и делает немалые пожертвования на различные проекты, касающиеся глобальных проблем. Особенно яро защищает природу и животных, самоотверженно сражается за их права.

В одном из интервью Брайан объяснил свою позицию следующим образом: «В юности я не слишком верил «звездочкам», заявлявшим, что обожают животных и борются за их права. А теперь сам занимаюсь этим». Музыкант на самом деле ходит по инстанциям, собирает подписи, выбивает аудиенции у высокопоставленных чиновников. «Это забирает очень много нервов и сил, - признался как-то Мэй в одном из интервью. - Но зато, когда вечером возвращаюсь домой и ложусь на диван с баночкой пива, отдаю себе отчет в том, что день был прожит не напрасно. По сути, защищая права животных, я делаю то же самое, когда что-то создаю в музыке. И так же радуюсь успеху, если он случается – как бы высокопарно это ни звучало…»

Помимо этого, Мэй постоянно участвует в благотворительных концертах. Недавно, в компании других легендарных музыкантов: Пола Маккартни, Робби Уильямса, и других, - записал клип в поддержку людей, пострадавших от грандиозного пожара, развернувшегося 14 июня в Лондоне, в 27-этажном жилом доме. Все средства от продаж которого и трансляций в эфире направятся пострадавшим и семьям погибших.

Семейными узами Брайан связал себя дважды. В 1976 году он женился на Крисси Мулленс. Брак, продлившийся 8 лет, подарил музыканту троих детей: в 78-м родился сын Джимми (Джеймс), три года спустя на свет появилась дочь Луиза, а еще через пять лет – вторая дочка, Эмили Рут.


С женой Анитой Добсон и сыном Джимми. Фото: twitter.com


С дочерьми Эмили и Луизой. Фото: twitter.com

Много лет Мэй официально оставался холостяком, хотя уже с начала 90-х жил в гражданском браке с актрисой Анитой Добсон. А встречаться с ней – по сведениям бульварных СМИ, - начал намного раньше, еще оставаясь в браке. В 2000 году Анита стала законной женой Брайана и остается ею до сих пор.

С женой Анитой Добсон. Фото: Global Look Press

Из высказываний Брайана Мэя:

Не имею ни желания, ни потребности заниматься чем-либо ради денег. И слава мне больше не нужна – я ее достаточно повидал, пресытился ею и насмотрелся, что она может сделать с людьми. Спрашивается, почему же я занимаюсь таким количеством всяких дел? Только потому, что очень это люблю и просто не могу остановиться…»

Осознание того, что музыка «Queen» оказала влияние на жизнь людей всего мира, делает меня счастливым. Это для меня честь.

В жизни всегда нужно делать шаги, но не маленькие, а большие. Потому, что если движешься крошечными шажочками или, что совсем скверно, совсем никаких не делаешь, - ничего в жизни не изменится. Будешь топтаться на месте, не развиваясь, а годы спустя сожалеть о том, что потратил время зря. Это моя жизненная философия.

Музыка и искусство сближает людей лучше, чем что-либо другое.
- В рок-музыке, чтобы не отмереть, нельзя повторяться. Нужно смотреть вперед и быть открытым для всего нового. Только так можно чувствовать полноту жизни.

Брайан Мэй. 2005 год

Брайан Мэй - гитарист группы Queen

Брайан Гарольд Мэй родился 19 июля 1947 года в Хэмптоне, Мидлсекс, Англия (другая версия -- Твикенхэм, но если это одно и тоже, тогда претензий нет). В возрасте пяти лет он начал учиться игре на фортепиано и на банджо (в другом источнике: в 6 лет он занялся гавайской гитарой (ukulele). Однако вскоре Брайан переключился на гитару, которая показалась ему более выразительным и "уступчивым" инструментом. На свой седьмой день рождения он получил в подарок акустическую классическую гитару и вскоре начал ее модернизировать, чтобы приспособить под себя и придать ей электрическое звучание. Он поставил на нее самодельные звукосниматели и играл через самодельный усилитель . В подростковые годы его перестал устраивать такой инструмент, он хотел настоящую электрогитару ...

Red Special - гитара Брайана

Отец и сын имели опыт работы по дереву и металлу, к тому же Мэй-старший был инженером в области электроники, а у Брайана была склонность к физике. Брайан решил, что если уж делать свою гитару, то она должна его полностью удовлетворять во всех отношениях. "Я начал с классической испанской гитары и стал экспериментировать, чтобы посмотреть, как изменяется звук. Я не хотел, чтобы моя гитара звучала как Fender . Ещё я знал, что хочу двадцать четыре лада -- никогда не мог понять, почему люди остановились на двадцати двух...". На изготовление гитары, получившей название Red Special, ушло два года -- два года экспериментов со звуком и формой.

Гитара Red Special

В доме Брайана поперек камина шла доска красного дерева. Этой доске было сто двадцать лет (в других источниках двести лет и старше), и она была испещрена маленькими дырочками от древесного жука. На эту доску Брайан засматривался еще ребенком, как бы прикидывая, на что она могла бы сгодиться.

Занимаясь музыкой, Брайан Мэй и не думал запускать свою учебу. Он поступил на факультет астрофизики в Имперский колледж, добился стипендии и блестяще завершил обучение. Получив диплом физика, он не остановился. Брайан начал специализироваться в области инфракрасного излучения в астрономии. Второй его страстью после музыки была астрономия, и он держал ее "про запас". Когда Брайана спросят, что бы он делал, если бы не встретил членов группы Queen , он скажет, что был бы ученым-астрономом.

Но его ждала другая судьба. Можно сказать, что Брайан и есть основатель группы Queen, хотя это название придумал Фредди Меркьюри. Брайана приглашали в другие группы, но он никогда не изменял своей "королеве". До Queen Мэй играл в группах 1984 и Smile, в которой участвовал еще один участник будущей Queen -- Роджер Тейлор (Roger Taylor).

Брайан Мэй, 1974

Несмотря на поток энергии, исходящей от него на сцене, в жизни Брайан Мэй чаще всего серьезный, немного сентиментальный и ранимый человек. Он не всегда ладил с экстравагантным вокалистом и красавчиком-ударником группы. Несколько раз существование группы было под угрозой. Но уважение друг к другу и любовь к музыке удерживали их вместе.

Когда после смерти Фредди Меркьюри в 1991 году Queen распалась, Брайан начал сольную карьеру. Правда, еще в 1983 году он записал альбом с другими знаменитыми музыкантами -- "Star Fleet Project". Новые работы -- альбом "Back To The Light" (1992), "Live At The Brixton Academy" (1994) и последний на данный момент альбом 1998 года "Another World". Этот альбом содержит в себе очень разный материал: от довольно тяжелой "Cyborg" до лирических баллад "Why Don"t We Try Again" и "Another World". Вскоре после выпуска альбома Брайан Мэй отправился в мировое турне, во время которого побывал наконец и в России: в ноябре 1998 года Брайан Мэй со своей группой выступает в Питере и Москве. "Мы хотели поехать в Россию в 80-х, когда Queen еще существовала, но нас не пускали. Там выступали уже и Элтон Джон, и Клифф Ричард, но мы для них были слишком дикой группой", -- говорит Брайан. В турне его сопровождали не менее знаменитые музыканты: Эрик Сингер (Kiss), Джеймс Мозес (Duran Duran), Нил Мюррей (Deep Purple , Black Sabbath , Whitesnake). На разогреве играл фолк-коллектив "Белый День", поразивший всех исполнением "Богемской Рапсодии" на балалайках и гармошках. Помимо песен с нового альбома Брайан исполнил и знаменитые вещи Queen. После концертов в интервью Брайан сказал, что был поражен теплотой приема русскими фанатами Queen -- впрочем, это не столь важно, ведь так говорят все...

Образование

Мэй окончил школу Хэмптон-скул (англ. Hampton School ) и престижный факультет физики и математики лондонского Имперского колледжа . Брайан уже в основном подготовил диссертацию на соискание степени доктора философии по астрономическим исследованиям в инфракрасном диапазоне и имел две научных публикации по астрономии: в журнале Nature и ежемесячном вестнике Королевского астрономического общества , когда успех Queen заставил его прервать научную карьеру.

Музыкальная карьера

Начал играть на гитаре с семи лет. За неимением денег на мечту юного Мэя - Fender Stratocaster - знаменитую гитару Red Special они сконструировали вместе с отцом из цельной доски дуба, спиленной с камина XVIII века, деталей от старого мотоцикла и перламутровых пуговиц.

В 1964 году Мэй организовал студенческую группу 1984, вместе с которой в 1967 году он аккомпанировал Джими Хендриксу . Группа распалась в 1968 году, однако вскоре вместе с вокалистом и басистом 1984 Тимом Стаффелом решили собрать новый состав. На объявление о поиске ударника «в стиле Митча Митчелла/Джинджера Бейкера» откликнулся студент стоматологического факультета Империал-колледжа Роджер Тейлор . В этом же году Мэй сочинил первую собственную мелодию.

Чаще всего звучит в хитах Queen именно Red Special , однако иногда использовались и другие инструменты: Burns Double Six («Long Away »), Fender Telecaster («Crazy Little Thing Called Love »), Ibanez («Nothing But Blue») и Parker Fly («Mother Love»).

Свой дебютный полноформатный альбом Брайан начал готовить в 1991 году, незадолго до смерти Меркьюри. Выходу альбома предшествовал сингл «Driven by You». Песня была написана к рекламной акции «Ford» и имела в Британии очень большой успех. В поддержку «Back to the light» Брайан Мэй организовал глобальное мировое турне. По следам этих гастролей был выпущен концертник «Live at the Brixton Academy», на котором прозвучал как сольный материал, так и классика Queen.

После распада Queen Мэй занялся сольной карьерой. Ему удалось записать семь довольно удачных сольных альбомов. Также Мэй отметился тем, что написал музыку к видеоигре «Rise of the Robots».

Наше время

В данный момент Брайан продолжает музыкальную карьеру в группе Queen и ведёт научную деятельность в направлении теоретической физики и математики. В 2007 году он завершил работу над кандидатской диссертацией по астрофизике и сдал устный экзамен . 18 июня 2008 года по предложению сэра Патрика Мура в честь Мэя был назван астероид 52665 Brianmay .

В октябре 2010 года Брайан Мэй был удостоен награды Международного фонда защиты животных (IFAW ) за вклад в дело защиты животных. Церемония награждения прошла в Палате лордов .

В 2009 году награждён армянским орденом Почёта .

На гитаре играет шестипенсовой монеткой, которая вышла из обращения в начале 70-х годов, однако в 1993 Королевский Монетный Двор выпустил небольшую партию таких монет, чтобы он продолжал использовать их в качестве медиатора .

Песни Queen, написанные Брайаном Мэем

  • «Doing All Right» (со Стаффелом)
  • «The Night Comes Down»
  • «Son and Daughter»
  • «Procession»
  • «Father to Son»
  • «White Queen (As It Began)»
  • «Some Day One Day»
  • «Brighton Rock»
  • «Now I’m Here»
  • «Dear Friends»
  • «Stone Cold Crazy» (с Меркьюри, Тэйлором и Диконом)
  • «Sweet Lady»
  • «Good Company»
  • «God Save the Queen»
  • «Tie Your Mother Down»
  • «Long Away»
  • «White Man»
  • «All Dead, All Dead»
  • «Sleeping on the Sidewalk»
  • «Dead on Time»
  • «Dreamer’s Ball»
  • «Leaving Home Ain’t Easy»
  • «Dragon Attack»
  • «Sail Away Sweet Sister»
  • «Save Me»
  • «Flash’s Theme»
  • «Flash to the Rescue»
  • «Battle Theme»
  • «The Wedding March»
  • «Marriage of Dale and Ming» (с Тэйлором)
  • «Crash Dive on Mingo City»
  • «Flash’s Theme Reprise (Victory Celebrations)»
  • «The Hero»
  • «Dancer»
  • «Put Out the Fire»
  • «Las Palabras De Amor (The Words of Love)»
  • «Tear It Up»
  • «Machines or Back to Humans» (с Тэйлором)
  • «Hammer to Fall»
  • «Is This the World We Created?» (с Меркьюри)
  • «I Go Crazy»
  • «Gimme the Prize (Kurgan’s Theme)»
  • «I Can’t Live With You»
  • «Bijou» (с Меркьюри)
  • «Lost Opportunity»
  • «Too Much Love Will Kill You» (с Фрэнком Маскером и Элизабет Лэмерс)
  • «Mother Love» (с Меркьюри)
  • «No-One But You (Only the Good Die Young)»

Брайан Мэй солирует в следующих песнях:

  • «Some Day One Day»
  • «She Makes Me (Stormtrooper in Stilettoes)»
  • «’39»
  • «Good Company»
  • «Long Away»
  • «All Dead, All Dead»
  • «Sleeping on the Sidewalk»
  • «Leaving Home Ain’t Easy»
  • «Flash» (куплет посередине)
  • «Sail Away Sweet Sister» (куплет перед гитарным соло поет Фредди)
  • «Who Wants to Live Forever» (первый куплет)
  • «I Want It All» (куплет перед гитарным соло)
  • «Lost Opportunity» (В-сторона сингла «I’m Going Slightly Mad»)
  • «Let Me Live» (последний куплет)
  • «Mother Love» (последний куплет)
  • «No-One But You» (первый и последний куплеты)

Полная дискография Брайана Мэя

  • 1. Star Fleet Project (31 октября 1983 года).
  • 2. Back to the Light (28 сентября 1992 года).
  • 3. Resurrection (31 января 1994 года только в Японии).
  • 4. Live at the Brixton Academy (7 февраля 1994 года).
  • 5. Another World (1 июня 1998 года).
  • 6. Red Special (7 октября 1998 года только в Японии).
  • 7. Furia (20 ноября 2000 года).

Альбомы с участием Брайана Мэя

  • 1. Pavarotti & Friends 1 (участвовал в концерте, записанном в 1993 году);
  • 2. Mission: Impossible II (2000);
  • 3. Zu & Co. - Live at the Royal Albert Hall (альбом вышел в декабре 2004 года только в Италии);
  • 4. Anthems (альбом Керри Эллис 2010 года, Мэй выступил в качестве продюсера);
  • 5. Tangerine Dream and Brian May. Starmus - Sonic Universe (2013);
  • 6. Cоло в композиции «The Devil» последнего альбома группы Motorhead "Bad Magic".

Напишите отзыв о статье "Мэй, Брайан"

Примечания

Ссылки

  • телеканалу «Москва-24 » (видео)

Отрывок, характеризующий Мэй, Брайан

Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.

С этой гитарой Брайан Мэй прошел всю свою творческую жизнь (она записана на всех альбомах, с ней игрались все концерты) и она стала таким же фирменным символом группы Queen как вокал Фреди Меркьюри. Брайан называл ее "Red Special". Описывать ее звучание нет необходимости - достаточно послушать гитарные партии Queen.

Многие считали, что на первых альбомах музыканты используют синтезаторы - так разнообразно звучала гитара Брайана. Как же он добился такого неповторимого звучания? То его гитара звучит как целый оркестр из разных инструментов, то с эффектом трехголосного унисона. Сам Брайан говорит, что начиная работу он не знал, что именно он хочет, однако это должно быть нечто певучее и теплое.

Откуда же взялась эта необыкновенная гитара?

Брайан Гарольд Мэй родился 19 июля 1947 года в Хэмптоне, Мидлсекс, Англия. В возрасте пяти лет он начал учиться игре на фортепиано и на банджо. Однако вскоре Брайан переключился на гитару, которая показалась ему более выразительным и "уступчивым" инструментом. На свой седьмой день рождения он получил в подарок акустическую гитару, но новый инструмент был слишком большой для его детских пальчиков. Тогда Брайан начал переделывать его, чтобы приспособить под себя и придать ей электрическое звучание. Он поставил на нее звукосниматели и играл через самодельный усилитель.

Сначала он освоил бас, а потом переключился на соло и, как он сам говорит, "стал больше думать о нотах, чем о звуке". Инструмент Fender Stratocaster был ему не по карману, и поэтому в 64-м году в восемнадцатилетнем возрасте, он с помощью отца и смастерил знаменитую гитару собственной конструкции, которая будет сопровождать его во всех выступлениях.

Оба имели опыт работы по дереву и металлу, а у Брайана еще была и склонность к физике. Брайан решил, что если уж делать свою гитару, то она должна его полностью удовлетворять во всех отношениях. "Я начал с классической испанской гитары и начал экспериментировать, чтобы посмотреть, как изменяется звук.

На изготовление его гитары, получившей название Red Special, ушло два года. Два года экспериментирования со звуком и формой.

До двадцатилетнего возраста Брайан Мэй жил в своем родном городе Хэмптоне (графство Миддлсекс, Соединенное Королевство). Подростком он начал играть в местных группах - вполне любительских, репетировавших в гаражах и не претендовавших на большое будущее. Десять-пятнадцать лет спустя, став звездой рок-н-ролла, он с любовью вспоминает это время: "Ты берешь гитару, идешь на репетицию и пробуешь играть со своей группой. Чаще всего там сидят несколько милых девочек из соседнего дома, а ты играешь на гитаре, закрываешь глаза и мечтаешь о том, чтобы стать звездой."

В доме Брайана поперек камина шел кусок красного дерева. Этому куску было 120 лет (в других источниках 200 лет и старше), и он был испещрен маленькими дырочками древесного жука. На него Брайан засматривался еще ребенком, как бы прикидывая, на что он мог бы сгодиться.

Небольшое отступление: дело в том, что в разных источниках материалы, из чего была сделана гитара указаны по-разномому. В одних говорится, что гриф был сделан из "каминного" красного дерева, а дека из твердого дуба, в других наоборот. Хочу отметить, что корпуса гитар не делают из дуба, так как эта порода дерева слишком плотная и дубовые гитары имеют очень маленькую длину звучания нот (sustain).

И вот теперь из этого куска красного дерева с домашнего камина был сделан гриф гитары с широкой, но тонкой поверхностью, с низкопосаженными ладами. Корпус же сделали из твердой дуба (!), но отделали его красным деревом, чтобы гитара в целом смотрелась красиво, а потом проделали в нем маленькие пазы и отверстия, расположив их геометрически правильно, как у гитары с полупустым корпусом, но без типичных f-образных отверстий.

Для вибрато-системы использовали лезвие ножа из мягкой стали; она работала без посторонних шумов и постоянно возвращалась в первоначальное положение. Вибрато точно сбалансировали пружинами, взятыми со старого мотоцикла. Головки колков сделаны из старых перламутровых пуговиц. Затраты на все эти материалы составили всего 8 фунтов.

В общем, получилась типичная гитара, какие были распространены в середине шестидесятых годов, хотя, конечно, не без изменений. Особое значение Брайан придавал конструкции звукоснимателей. Дело в том, что на сцене гитарист слышит совершенно иной звук, чем зрители в зале.

Поэтому необходимо было достичь такого совершенства обратной связи, чтобы быть уверенным, что зрители слышат именно тот звук, который нужен. Для этого необходимы были звукосниматели с высоким сопротивлением.

Сначала Брайан сам пытался сделать подходящей конструкции звукосниматель. К счастью, в то время уже были специалисты, которые работали в этом же направлении и могли избавить его от бесплодных экспериментов. Друг Брайана собирал гитары, и одна из них - "Vibra Artist" выпуска 61 или 62 года - была оснащена тремя замечательными одинарными (single coil) звукоснимателями "Burns Tri Sonic". Их удалось выпросить, но уже вмонтировав их в свою гитару, Брайан понял, что и это все-таки не совсем то, что ему нужно. Поэтому пришлось их вынимать и "доводить до ума". И, наконец, в результате какого-то чуда (Брайан и сам хорошенько не понимает, что произошло) удалось добиться настолько идеального варианта, что впоследствии звучание гитары Брайана Мэя стало опознавательным знаком группы наравне с голосом Фредди Меркьюри, а целый ряд фирм музыкальных инструментов ломали головы, чтобы разгадать секрет этой гитары и наладить серийное производство ее копий. Фирмы "Guild" и "DiMarzio" выпускают гитары и звукосниматели (соответственно) "Brian May", и хотя сам Брайан признает, что они очень близки к оригиналу, но тем не менее напоминает, что определенный звук и типичную манеру игры скопировать невозможно.

После долгих экспериментов Брайан понял, что вместо стандартного медиатора ему удобнее играть обыкновенной английской монетой достоинством в шесть пенсов. "Я чувствую, что это дает мне более близкий контакт со струнами и больше контроля над ними во время игры". Эта монета перестала находиться в обращении с начала 70-х годов. Но в 1993 году Королевский Монетный Двор согласился напечатать монеты с изображением Брайана, чтоб он мог продолжать использовать их как медиатор.

Red Special звучит почти на всех студийных хитах QUEEN, и Брайан до сих пор предпочитает использовать свою "каминную" гитару в студии и на концертах.

Иногда Брайан брал в руки и другие гитары - Fender Telecaster для песни "Crazy Little Thing Called Love", акустическую двенадцатиструнную для "Love Of My Life" и "Is This The World We Created?.."; иногда играл на фирменных копиях своей гитары и на других электрогитарах.

И все-таки, изготовлением Red Special дело не закончилось. Брайана не удовлетворяло звучание ни одного усилителя. "Я имел точное представление о том, какое звучание своей гитары я хочу получить, но никогда не мог полностью достичь этого. Мне повезло, что благодаря моему отцу я примерно знал, что происходит внутри этих усилителей. Я хотел, чтоб усилитель звучал чисто и выразительно на низких тонах, а отдельные ноты звучали не как дисторшн, а скорее как скрипка. Однажды я попробовал Vox AC30, принадлежащий моему другу и понял, что это "оно". С того момента, как я принес его домой и подключился, я понял, что это любовь! Вскоре я купил еще один Vox AC30, а потом еще один, и по мере того, как росли в размере помещения, где мы выступали, росло и количество усилителей. Конечно, уже в совсем больших помещениях мы использовали мониторы, обходясь только одним усилителем". Бас-гитарист группы Джон Дикон (John Deacon) помог Брайану усовершенствовать Vox AC30.

Брайан до сих пор пользуется этими усилителями.

Тем временем Брайан, занимаясь музыкой, и не думал запускать свою учебу. Он поступил на факультет астрофизики в Имперский Колледж, добился стипендии и блестяще завершил обучение. Но, получив диплом физика, он не остановился. Брайан начал специализироваться в области инфракрасного излучения в астрономии. Вторая его страсть после музыки была астрономия, и он держал ее "про запас". Позже, когда его спросят, что бы он сейчас делал, если бы не встретил членов группы QUEEN, он скажет, что был бы ученым астрономом. Но его ждала другая судьба. Можно сказать, что Брайан и есть основатель группы QUEEN, хотя название придумал Фредди Меркьюри. Брайана приглашали в другие группы, но он никогда не изменял своей "Королеве".

Помимо QUEEN он играл в группе "1984" и "Smile", в которой участвовал еще один член будущей QUEEN - Роджер Тейлор (Roger Taylor). Брайан Мэй является автором таких хитов как "Keep Yourself Alive", "Tie Your Mother Down", "We Will Rock You", "Save Me", "Who Wants To Live Forever". Идея написать песни "I Can"t Live With You", "I Want It All" и "The Show Must Go On" также пришла ему в голову.

Несмотря на поток энергии, исходящей из него на сцене, в жизни Брайан Мэй чаще всего серьезный, немного сентиментальный и ранимый человек. Он не всегда ладил с экстравагантным солистом и красавчиком-ударником группы. Несколько раз из-за этих конфликтов существование группы находилось под вопросом. Но уважение друг к другу и любовь к музыке удерживали их вместе.

Когда после трагической смерти Фредди Меркьюри в 1991 году QUEEN распалась, Брайан начал сольную карьеру. Правда еще в 1983 году он записал альбом с другими знаменитыми музыкантами - "Star Fleet Project". Другие работы - альбом "Back To The Light" (1992), "Live At The Brixton Academy" (1994) и последний на данный момент альбом 1998 года - "Another World". Этот альбом содержит в себе очень разный материал: от довольно тяжелой "Cyborg" до лирических баллад "Why Don"t We Try Again" и "Another World". Вскоре после выпуска альбома Брайан Мэй отправился в мировое турне, во время которого побывал впервые и в России. "Мы хотели поехать в Россию в 80-х, когда QUEEN еще существовала, но нас не пускали. Там выступали уже и Элтон Джон и Клифф Ричард, а мы для них были слишком дикой группой". И вот в ноябре 1998 года Брайан Мэй со своей группой выступает в Питере и Москве. В турне его сопровождали не менее знаменитые музыканты: Эрик Сингер (Kiss), Джеймс Мозес (Duran Duran), Нил Мюррей (Deep Purple, Black Sabbath, Whitesnake). На "разогревках" играл фолк-коллектив "Белый День", поразивший всех исполнением "Богемской Рапсодии" на балалайках и гармошках. Помимо песен с нового альбома Брайан исполняет и знаменитые вещи QUEEN. После концертов в интервью Брайан сказал, что был поражен теплотой приема его русскими фанатами QUEEN.

Недавно Брайан записал саундтрэк к фильму "Пинноккио". Ему не чужда и классика, он написал музыку к спектаклю "Макбет" по Шекспиру. Хотя гитара его любимый инструмент, Брайан, как и все остальные члены группы QUEEN, умеет играть на фортепиано и клавишных инструментах. Однажды Брайан сказал: "Я люблю играть на гитаре. Я иногда начинаю делать что-нибудь другое, немного отхожу от этого, но потом думаю - "Боже, я не могу без гитары", и снова возвращаюсь к гитаре. Это мой любимый инструмент".

БИОГРАФИЯ RED SPECIAL:

Полное имя:

Прозвище: "Камин" (огромная цельная доска из красного дерева, из которой был сделан гриф, была взята с того самого места... Э... В хорошем смысле этого слова:)).

Дата рождения: 1963.

Период беременности: 18 месяцев.

Родители: Брайан и его отец:).

Место жительства: Великобритания.

Хирургические операции: проводилась доктором Грэгом Фрайером в 1997-1998 году. Пациент чуствует прекрасно как и раньше, и выглядит лучше, чем когда-либо.

Увлечение: Vox AC30.

Испытывает глубокое чувство уважения: к Брайану.

Хобби: путешествовать, смотреть на мир.

Самые прекрасные моменты жизни: когда люди оценивают мою прекрасную внешность во время концертов и пытаются прикоснуться ко мне - это меня заводит.

Замечание: Я была некогда единственным ребенком, но теперь у меня есть несколько сестер, но все равно... "Должен остаться один из нас". Мы не родственники с Пиноккио (читай Буратино:)), но мы хорошие друзья. Я и Брайан записали две песни для него.

Звук: вообще свой собственный, но, можно сказать, что между Стратом и Лес Полом.

Первая копия: Сделана Джоном Бирчем (John Birch) в середине 70-х и использовалась для съемок видеоклипа "We Will Rock you".

Первая репродукция: сделана GUILD в 1984, модель BM-1 l, было сделано лишь 316 "двойников".

Более близкая официальная репродукция: сделана GUILD в 1993, BНM Ltd Signature model (позже названа BНM Pro), стоила 1750 фунтов-стерлингов.

Безупречная репродукция: три гитары были сделаны специально для Брайана Грегом Фрайером в 1996, названы John, Paul, и George Burns. George Burns иначе, чем John и Paul.

GUILD

Американский производитель гитар "Guild Guitars" изготовил для продажи копии гитары Брайана с его же помощью. Эти гитары бывают не только красного цвета (как ни странно... :). Первоначально были прозрачно-красные, прозрачно-зеленые, глянцевые белые, и глянцевые черные. Позже выполнялись гитары и в других цветах. Изображение справа - ошеломляющий прозрачно-зеленый опытный образец, который был сделан для Брайана.

1984 GUILD BHM1

В 1984 "Guild" изготовила 316 копий этой гитары. BHM1 внешне была очень похожа на оригинальный Red Special, но Брайан был не очень доволен некоторыми деталями и эта версия гитары долго не производилась. Звукосниматели были сделаны Larry DiMarzio, с черным покрытием, а система тремоло была сделана Kahler"ом. В отличие от Red Special, дека BHM1 была цельная (полупустая на Red Special).

Брайан имеет по крайней мере две (возможно больше) Guild"овских копии этого периода, но, возможно, что это заказные модели, сделанные специально для него. Я хочу этим сказать, что эти две (или более) копии лучше, чем коммерческие версии 1984 GUILD BHM1.

1993 GUILD BRIAN MAY SIGNATURE SERIES

В 1993-94 "Guild" снова выпустила гитару Брайана Мэя, три новых модели. В 1995 году компания Guild выпускает обновленную гитару Guild Brian May (BM), которая была более точной копией собственной гитары Brian May - сказались компьютерные технологии. Этих гитар было сделано около 1000. На сей раз значительно улучшены звукосниматели (cделано компанией "Seymour Duncan") и тремоло-системой на опорной призме (knife-edge tremolo system), которая полностью копирует тремоло "Red Special".

Изготовлено было 1000 "именных" моделей (Signature models), первоначально произведенных в 1993 году: 500 для Северной Америки и 500 для Европы и других частей мира. Производство профессиональной модели (Professional model) началось лишь в 1994 году с теми же особенностями, но без подписи Брайана на голове грифа. Были доступны в различных цветах.

За долго до того как компания Guild была приобретена концерном Fender (сентябрь 1996) выпуск Guild BНM был прекращен.

BM01 BRIAN MAY SIGNATURE/PRO

Лучшая модель этой серии, BM01 - очень близкая копия Red Special. Эта модель включает в себя звукосниматели фирмы Seymour Duncan, которые являются очень хорошими копиями Burns Tri-Sonics на Red Special. Система тремоло и мост (бридж) - заказной модуль фирмы Schaller. Эти детали также являются очень хорошей копией оригиналов на гитаре Брайана. Дека и гриф на BM01 из красного дерева, и накладка на гриф - черное дерево. Доступен в прозрачном красном цвете, прозрачном зеленом, черном, белом.

Корпус

Создан из твердой породы красного дерева высокого качества, "вырезана специально так, чтобы показать красоту жилок". Почти конструкция полу-пустой гитары, из-за небольшого размера деки и размера "железа" (hardware - звукосниматели, машинка и т. д.), и полости для электроники. Дека полностью единообразна с обеих сторон... Никаких ямок для удобства игры (как на Gibson Les Paul). Вообще, как вы уже, наверное, заметили, дека сравнительно маленьких размеров и, как бы, раздутая такая... Стандартная конструкция связывающих компонентов (связка с обеих сторон) и гравированная пластмассовая накладка на деке. Толщина корпуса - 1.53 дюйма.

Гриф

Когда Вы первый раз берете в руки эту гитару, то сразу на что Вы обращаете внимание - это размеры грифа. Он определенно шире и толще большинства (если не всех) электрогитарных грифов - он почти такой же как у классической испанской гитары. Ширина грифа у порожка 1 13/16 дюйма. Самая близкая по толщине грифа электрогитара - это Gibson SG (1 11/16). BHM"овский гриф имеет несколько особенностей, которые отделяют его от "обыкновенных" гитар. Прежде всего, имеется, так называемый, "нулевой" лад (пространство перед верхним порожком), который позволяет делать бенды на первых ладах, а также помогает сохранять натяжение струн и держит их на правильной высоте от грифа. гриф. Накладка на грифе - красивое твердое черное дерево. Гриф вклеен в корпус (подобно Gibson Les Paul). Разметка ладов немного отличается от обычной (хм... смотря, что считать обычной): две точки в 7-ом и 19-ом ладах, и три - на 12-ом. Благодяря этому легче находить нужный лад при игре.

Мензура инструмента также очень нестандартна - всего 24 дюйма (Gibson - 24,75; Fender -25,5;). На грифе 24 широких JUMBO лада и накладка из черного дерева. Кстати, похожие ощущения от короткой мензуры и 24 ладов можно почувствовать на гитарах Rickenbacker (несомненно наиболее близких к этой модели из всех сериийных моделей).

Голова грифа

Голова грифа сочленена с грифом под углом, однако меньшим чем Les Paul, скорее больше похоже на PRS. Нет никаких замудреностей, извращенностей над струнами и, вообще, все очень просто. Голова суживается кверху так, чтобы струны аккуратно ложились на верхний порожек. Графитовый верхний порожек позволяет гитаре не расстраиваться при использовании тремоло-рычага.

Колки

Колки на этой гитаре фирмы Schaller - самой дорогой фирмы из тех, что делает колки. Если не ошибаюсь, то это lock-колки. Гладкая работа механизма, стандартные шестеренки, герметически защищенные. Это значит, что смазывать колки не надо, срок жизни таких колков практически неограничен, но ведь вечного ничего не бывает...

Бридж

Как и остальные металлические части на BHM, мост (бридж) изготовлен фирмой Schaller (Германия).

Он весьма необычен расположением пружины наверху корпуса под пластиковой накладкой. Мало какая из современных гитар оборудуется такими мостами. Этот мост является разновидностью роликовых мостов (roller bridge). При использовании тремоло-рычага, такой мост позволяет возвращать струны на нормальную высоту. Возможность разрыва струны сводится к минимуму...

Струнодержатель на BHM серийного производства точно скопирована с системы тремоло на Red Special домашнего производства Брайана. Эта система струнодержателя - отличается от любой другой вибрато-системы (например: Fender, Floyd Rose, или Kahler) в мире. Она состоит из заточенной, как нож, детали, твердой пластины, двух болтов, и двух пружин. Вы, возможно, слышали, что Брайан использует пружины с мотоцикла на оригинальном Red Special. Все, что является достаточно хорошим для Брайана, аналогично используется на копии фирмы Guild. Струнодержатель содержит необычно гладкий механизм и сохраняет слабое натяжение струн, это помогает предотвратить разрыв струны. Единственное неудобство в этом стнунодержателе: чтобы заменить струны, Вы должны снять пластину, закрывающую полость струнодержателя.

Звукосниматели

Сделаны под заказ фирмой Seymour Duncan для Guild. Установлены на 1000 BHM"ах, изготовленных в 1993-1994. Эти звукосниматели - обширное усовершенствование звучков DiMarzio, используемых на BHM"ах 1984 года выпуска. Они являются точной копией оригинальных звукоснимателей Burns Trisonic. У них хорошие выходные уровни. Звук каждого индивидуального звукоснимателя где-то между синглом (single coil) и хамом (humbucker) (звук чист, но но горяч). Когда вы используете два звучка, звук становится, таким, мясистым и богатым. Также в отличие от варианта DiMarzio, вы не можете купить звукосниматели Seymour Duncan для этой гитары отдельно. Хотя Seymour Duncan обещают, что если звукосниматели на BHM ломаются, то они будут больше, чем счастливы их починить.

Брайан изменил первоначальные звукосниматели на Red Special, перемотав обмотку в обратную сторону и изолировал ее эпоксидной смолой, чтобы предотвратить микрошумы.

Переключатели

Система установленных на этой гитаре переключателей звукоснимателей делает ее непохожей ни на одну из существующих гитар. На каждый звукосниматель есть свой переключатель Вкл/Выкл., так что можно использовать каждый звучок отдельно, или любую пару, или все три. В отличие от Stratocaster"а, звукосниматели распаяны последовательно, также каждый звукосниматель имеет переключатель фаза/противофаза. Таким образом общее количество звуковых комбинаций (не забудьте еще про ручки громкости и тона) очень велико и разнообразно, что не может не радовать гитаристов. Посмотрите небольшую схемку справа...

Регуляторы громкости и тембра

Регуляторы на 250 кОм, и на них симпатичные блестящие вертелки. Комбинация этих специфических регуляторов и звукоснимателей позволяет весьма ловко обходить уровни громкости, получая почти чистый звук от перегруженного усилителя. При подкрутке регулятора приблизительно на 95% подавляется обратная связь (feedback), при игре близко к колонкам. Громкость ближе к струнам чем тон, поэтому иногда приходится цеплять регулятор рукой при игре (та же проблема и на Stratocaster"е), но если привыкнуть, то...

Размеры

Мензура 24"
Ширина грифа (верхний порожек) 1. 13/16"
Ширина грифа (12-й лад) 2.025"
Толщина грифа (1-й лад) 0.85"
Толщина грифа (12-й лад) 0.92"
Расстояние от 1 до 6 струны (в. п.) 1.576"
Расстояние от 1 до 6 струны (мост) 1.93"
12th Fret Action (1-я струна) 1.5 mm
12th Fret Action (6-я струна) 2.0 mm
Угол наклона головы
Наклон грифа
Радиус накладки на грифе 9"

BM02 BRIAN MAY SPECIAL

BM02 - удешевленная версия BM01. Главные различия состоят в том, что у BM02 накладка на гриф из палисандрового дерева и связывающие конмоненты лишь на верхней стороне деки. Эта модель имеет фиксированный мост (как на Гибсоне), а также звукосниматели средний и у моста установлены рядом с друг другом - такой себе хамбакер. Был доступен в прозрачном красном цвете, прозрачном зеленом, черном, белом и в цвете естественного атласа (Natural Satin). Остальное смотрите в описании BM01.

BM03 BRIAN MAY STANDARD

BM03 следует за той же самой схемой, как и оригинал Брайана Red Special, но гитара довольно отличается от предыдущих вариантов и визуально, и электрически. Накладка на гриф из палисандрового дерева, нет связывающих компонентов на деке. Три положения звукоснимателей: BM033 3 одиночных (как Fender Stratocaster), BM032 2 двойных с отводами катушки (как Gibson Les Paul) и BM031 1 сингл + хамбакер (двойной) с отводом катушки ("гибрид"). Темброблок не имеет никаких переключаталей фазовых опций, так что звук более обычен чем на моделях Pro и Special. Конструкция деки цельная. Был доступен в прозрачном красном, прозрачном зеленом, черном, белом и других периодически заказных цветах. Остальное тоже самое, что BM01 и BM02.

Вот вкратце и все,что можно сказать про переиздания фирмой GUILD личных гитар Brian May.

Однако, главным вопросом остается сомнение относительно того насколько гитара эта Guild похожа на личную гитару Brian May? Сумели ли современные технологии заменить уникальную древесину пятисотлетнего камина?

Трудно ответить на этот вопрос абсолютно однозначно. Конечно, Guild очень похож, он похож на гитару Brian May больше всех гитар на свете. Хотя не стоит забывать, что звучание от Мэя это помимо самой гитары еще и множество весьма сильно искажающих примочек и самое главное уникальные руки и неповторимое мышление, воспроизвести которые не удастся ни одной фирме. Это уж точно на все 100%.

GREG FRYER

В 1996, Австралийский гитарный мастер, поклонник Брайана Мэя и Red Special, Грэг Фрайер отправил Брайану Мею письмо, в котором говорилось, что вершиной его (Грэга) карьеры будет изготовление Red Special должным образом, поскольку он считает, что Guild копирует, хотя и превосходные гитары по отношению к себе, но они не сумели достаточно хорошо воспроизвести Red Special по всем параметрам: и внешнем вид, и чувство, и тон. Брайан поразмышлял, и пришел к выводу, что, действительно, его никогда полностью не устраивали копии Guild, сделанные для него лично. Брайен и его гитарный техник слышали о превосходных талантах Грэга в конструкции и восстановлении гитар многих известных музыкантов, которые действительно помогли Грэгу связаться с Мэем.

Грэг в конечном итоге прилетел в Англию, чтобы встретиться с Брайаном и экстенсивно исследовать Red Special. Грэг взял с собой большой чемодан, набитый измерительными приборами и различными инструментами, включая устройство, чтобы измерить магнитные поля и выводы звукоснимателей. Отношения между Грэгом и Брайаном начались тогда, когда Брайен был заинтересован фактом, что Грэг был чрезвычайно внимателен с каждым аспектом, заботясь о сохранности гитары.

Грэг улетел в Австралию сразу после того, как сделал все все измерения и записал все на бумажку. Брайан не получал известий от Грэга почти 18 месяцев и думал, что он видел его последний раз в жизни, хотя история продолжалась... Спустя 18 месяцев, Грэг, показался у Мэя дома (к величайшему удивлению Брайана) с тремя превосходными и чрезвычайно точными копиями Red Special. После ряда тестов, буквально с завязанными глазами, Брайен решил, что эти три гитары, которые Грэг создал, были лучшие и наиболее точные копии его оригинала, которые он когда-либо имел. Брайан Мэй говорил, что когда завязывает глаза, он не может отличить копии, сделанные Грэгом, от его оригинала. Я уверен, что это самая большая награда Грэгу за его усилия.

Восхищенный превосходной работой Грэга, Брайан в конечном счете попросил, чтобы Грэг отреставрировал несколько изношенную за многие годы его Старую Леди (да Red Special это оригинальный! - кому не понятно), и пока Грэг поехал в Австралию с гитарой Брайана, чтобы производить необходимый ремонт, Брайан завершил запись своего альбома Another World с копиями Грэга. Грэг, наверное, в восторге.

Оригинал Red Special был великолепно восстановлен, и, с разрешения Брайана, были даже сделаны некоторые модификации. Грэг заменил колки Gotoh на Schaller, так как они Брайану больше по душе. Он, также, поставил отсутствующую жемчужную точку на пятом ладу, (до этого там был кусочек древесины на протяжении многих лет). Он восстановил гриф, который был изрядно поцарапан в течение множества лет. Грэг заменил также старый пластик на переплете деки, на которой уже некоторые места держались, благодаря клейкой ленте. Он чистил разодранные Брайаном и его шестью пенсами металлические части (звукосниматели, регуляторы) за многие годы. Он заменил электропроводку и экранировал регуляторы. И еще Грэг отполировал деку и другие необходимые места.

В конце 2000 Грэг начал cвою собственную линию производства оборудования Брайана Мэя, cамо собой разумеется, с одобрения Брайана. Гитары и другие коммерческие продукты детализированы ниже.

Гитары Грэга Фрайера

Грэг недавно cделал три копии Red Special, которые известны под названием John, Paul и George Burns. Эти превосходные копии стали резервными гитарами Брайана, заменяя копии производства Guild. Брайен имеет две модели из этих гитар: первая (John) - практически совершенная копия оригинала Red Special, и вторая (George Burns) - версия полностью из палисандрового дерева, звук которой немного тяжелее и более современен. Грэг Фрайер хранит третью модель (Paul), которая является также точной копией Red Special. Грэг cделал множество исследований, чтобы гарантировать, чтобы его гитары были самыми близкими возможными точными копиями оригинала гитары Брайана.

Педали Грэга Фрайера

Грэг теперь начал производство педалей, возможности которых нацелены на гитаристов, cтремящихся добраться до окончательного (фактического! Настоящего! Броня!..) звука Брайана Мэя. Три модели в настоящее время доступны: Ringmaster, Treble Booster ("Тройной Бустер") и Mayhem (англ. - "погром", и еще... "MAYhem" - вот так-то!).

Ringmaster

Ringmaster - копия первоначального "Тройного Бустера" Брайана, легендарного Rangemaster"а. Эта педаль использовалась в ранних альбомах Queen (до "A Day At The Races"). Она имеет характерный "сырой" звук, по сравнению с более поздней работой Брайана. Педаль Грэга - модификация схемы Rangemaster, которая стремится воспроизводить неотъемлимые тональные качества с уменьшенными уровнями помех и увеличенной надежностью.

Treble Booster

Тройной Бустер - модифицированная версия Грэга современного бустера Брайана, т. е. то, что Брайан называет Treble Booster"ом сейчас. Точно также, как и Ringmaster, бустер обладает свойствами надежности и низкими уровнями помех. Эта модель преобладает над другими доступными моделями (вроде недолго живущих Guild"овских). Используя вместе с VOX AC30, эта педаль разработана для получения подлинного звука Брайана Мэя.

УСИЛИТЕЛИ BRIAN MAY

Vox AC30

Vox AC30 - главный усилитель Брайана. AC30 классический Британский ламповый комбик, который впервые использовался группами "The Beatles" и "The Shadows". Этот усилитель высшего класса известен своим ровным и богатым тембром. Брайан использует чистый звук на своих AC30 и все ручки всегда на максимуме. Он контролирует звук с помощью регулятора громкости на гитаре. Со всеми повернутыми регуляторами на максимум, AC30 производит звук натурального лампового дисторшна.

На сцене Мэй использует стенку из 12-ти таких комбиков. Они подключены все вместе, но Брайан использует специальный переключатель, который позволяет ему работать с каждым усилителем отдельно, чтобы избежать поломки любого из них, запуская его на полную мощность и надолгий период времени. В конфигурации Мэя, главным образом, 3 комбика: 1) чистый сигнал; 2) delay 1; 3) delay 2 и chorus. Можете посмотреть схему подключения оборудования Брайана на сцене справа.

Брайан на сцене любит сделать мониторы погромче, это дает возможность большему взаимодействию между гитарой и усилителями для получения хорошего сустейна, который является главной чертой в звуке и стиле Брайана. Его AC30, по существу, обыкновенный Vox AC30, хотя немного измененный.

Deaky Amp

В студии Брайан использует маленький усилитель, который был сделан басистом группы "Queen", Джоном Диконом. Этот усилитель нежно назван Deaky Amp (Усилочек Дики:)). Брайен использовал этот усилитель, чтобы произвести многие его "гитарные оркестровки", которые стали частью его звуковой отличительной черты. Этот усилитель часто пропускается, но он несомненно использовался во многих, ставших классикой;), песнях "Queen".

Deaky Amp - комбо-усилитель на полупроводниковых элементах (solid-state) (германиевые транзисторы) с небольшим динамиком, который Джон снял с высококачественного (hi-fi) усилителя. Джон защитил динамик от скачков. Грэг Фрайер недавно работал над копией этого усилителя, который он надеется коммерциализировать.

МЕДИАТОР BRIAN MAY

Брайан выбрал необычный медиатор - это английская круглая монета из мягкого металла, зазубренная по краю, достоинством в шесть пенсов. Его выбор обусловлен тем, что он находит плектровые медиаторы слишком гибкими. "Я чувствую, что это дает мне более близкий контакт со струнами и больше контроля над ними во время игры". - еще один довод Брайана. "Я держу ее свободно между большим и указательным пальцами, причем, указательный согнут." - говорит Брайан Мэй, в интервью журналу "Guitar Player" 1/83. Время от времени он использует зазубренный край монеты для скрежета по струнам. В спокойных секциях, Брайан играет пальцами, и лишь при необходимости большей атаки он использует монету в таких случаях.

Эта монета перестала находиться в обращении с начала 70-х годов. В первом сольном туре Брайан использовал монету, по размерам похожую на шестипенсовую, отчеканенную специально для него в 1993 году Королевским Монетным Двором с изображением Брайана, чтоб он мог продолжать использовать их как медиатор. Эту монету можно было купить во время тура.

Брайан использует струны "Rotosound" с круглой обмоткой, размеры: .008, .009, .011, .016, 0.22, .034.