Биография д свифта для детей. Свифт, Джонатан – краткая биография

И охватывает события до 1700 года . Там говорится, что в годы гражданской войны семья деда Свифта переселилась из Кентербери в Ирландию.

В то же время Свифт почти ежедневно пишет Эстер Джонсон (её Свифт именовал Стеллой); позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы», изданный посмертно. Эстер-Стелла, оставшись сиротой, поселилась в ирландском поместье Свифта вместе со своей компаньонкой, на правах воспитанницы. Часть биографов, опираясь на свидетельства друзей Свифта, предполагает, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 года , но документальных подтверждений этому не обнаружено.

Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии.

В эти же годы Свифт начинает работу над «Путешествиями Гулливера».

Воззвание к народу Ирландии («Письма суконщика», 1724)

В конечном счёте Англия сочла за лучшее пойти на некоторые экономические уступки (), и с этого момента англиканский декан Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии. Современник отмечает: «Его портреты были выставлены на всех улицах Дублина… Приветствия и благословения сопровождали его всюду, где бы он ни проходил». По воспоминаниям друзей, Свифт говорил: «Что касается Ирландии, то здесь меня любят только мои старые друзья - чернь, и я отвечаю на их любовь взаимностью, ибо не знаю никого другого, кто бы этого заслуживал».

В ответ на продолжавшееся экономическое давление метрополии, Свифт из собственных средств учредил фонд помощи дублинским горожанам, которым грозило разорение, причём не делал различия между католиками и англиканами. Бурный скандал по всей Англии и Ирландии вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение », в котором он издевательски посоветовал: если мы не в состоянии прокормить детей ирландских бедняков, обрекая их на нищету и голод, давайте лучше продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.

Последние годы (1727-1745)

Титульный лист первого издания «Путешествий Гулливера»

В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства; в одном из писем он упоминал «смертельную скорбь», убивающую его тело и душу. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности, после чего был признан недееспособным. Три года спустя () Свифт скончался. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон, эпитафию на надгробной плите он сам сочинил заранее, ещё в 1740 году , в тексте завещания :

Бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных; «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Творчество

Рисунок на обложке сборника сочинений Свифта (1735): Ирландия благодарит Свифта, и ангелы дарят ему лавровый венок

В своё время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». По прошествии времени его произведения утратили сиюминутную политическую остроту, но стали образцом иронической сатиры. Его книги ещё при жизни были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами. Некоторые его произведения, вне зависимости от породивших их политических обстоятельств, зажили собственной литературно-художественной жизнью.

В первую очередь это относится к тетралогии «Путешествия Гулливера », которая стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась. Правда, при адаптации для детей и в кино сатирический заряд этой книги выхолащивается.

Философская и политическая позиция

Мировоззрение Свифта, по его собственным словам, окончательно сложилось ещё в 1690-е годы. Позднее, в письме от 26 ноября 1725 года своему другу, поэту Александру Поупу . Свифт пишет, что мизантропы получаются из людей, которые считали людей лучше, чем они есть, а затем поняли, что обманулись. Свифт же «не питает ненависти к человечеству», потому что никогда не имел никаких иллюзий на его счёт. «Вы и все мои друзья должны позаботиться о том, чтобы мою нелюбовь к миру не приписывали возрасту; в моём распоряжении есть надёжные свидетели, которые готовы подтвердить: с двадцати до пятидесяти восьми лет это чувство оставалось неизменным». Свифт не разделял либеральной идеи о высшей ценности прав отдельного человека; он считал, что, предоставленный самому себе, человек неизбежно скатится к скотскому аморализму йеху. Для самого же Свифта мораль всегда стояла в начале списка человеческих ценностей. Нравственного прогресса человечества он не видел (скорее, наоборот, отмечал деградацию), а к научному прогрессу он относился скептически и ясно показал это в «Путешествиях Гулливера».

Важную роль в поддержании общественной морали Свифт отводил англиканской церкви, которая, по его мнению, относительно меньше испорчена пороками, фанатизмом и произвольными извращениями христианской идеи - по сравнению с католицизмом и радикальным пуританизмом . В «Сказке бочки» Свифт высмеивал теологические споры, а в «Путешествиях Гулливера» описал знаменитую аллегорию непримиримой борьбы тупоконечников против остроконечников . В этом, как ни странно, причина его неизменных выступлений против религиозной свободы в британском королевстве - он считал, что религиозный разброд подрывает общественную мораль и человеческое братство. Никакие богословские разногласия, по мнению Свифта, не являются серьёзной причиной для церковных расколов, и тем более - для конфликтов. В памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» () Свифт протестует против либерализации религиозного законодательства в стране. По его мнению, это приведёт к размыву, а в перспективе - к «отмене» в Англии и христианства, и всех связанных с ним моральных ценностей.

В таком же духе выдержаны и другие саркастические памфлеты Свифта, а также - с поправкой на стиль - его письма. В целом творчество Свифта можно рассматривать как призыв найти пути улучшить человеческую природу, отыскать способ возвысить её духовную и разумную составляющие. Свою Утопию Свифт предложил в виде идеального общества благородных гуигнгнмов .

Политические взгляды Свифта, как и религиозные, отражают его стремление к «золотой середине». Свифт решительно выступал против всех видов тирании, однако столь же решительно требовал, чтобы недовольное политическое меньшинство подчинялось большинству, воздерживаясь от насилия и беззакония. Биографы отмечают, что несмотря на переменчивость партийной позиции Свифта, его взгляды оставались неизменными на протяжении всей его жизни. Отношение Свифта к профессиональным политикам лучше всего передают известные слова мудрого короля великанов: «всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине бо́льшую услугу, чем все политики, взятые вместе».

Я всегда ненавидел все нации, профессии и всякого рода сообщества; вся моя любовь обращена к отдельным людям: я ненавижу, например, породу законников, но люблю адвоката имярек и судью имярек ; то же самое относится и к врачам (о собственной профессии говорить не стану), солдатам, англичанам, шотландцам, французам и прочим. Но прежде всего я ненавижу и презираю животное, именуемое человеком, хотя от всего сердца люблю Джона, Питера, Томаса и т. д. Таковы воззрения, коими я руководствовался на протяжении многих лет, хотя и не высказывал их, и буду продолжать в том же духе, пока буду иметь дело с людьми.

Книги

  • «Битва книг (англ. )», (The Battle of the Books , ).
  • «Сказка бочки (англ. )», (A Tale of a Tub , ).
  • «Дневник для Стеллы» (англ. The Journal to Stella , -).
  • «Путешествия Гулливера » (англ. Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of Several Ships ) ().

Свифт впервые обратил на себя внимание читателей в 1704 году , издав «Битву книг» - нечто среднее между притчей, пародией и памфлетом, основная идея которой состоит в том, что произведения античных авторов стоя́т выше, нежели современные сочинения - как в художественном, так и нравственном отношении.

«Сказка бочки» - тоже притча, повествующая о приключениях троих братьев, которые олицетворяют три ветви христианства - англиканство, католицизм и кальвинизм. Книга аллегорически доказывает превосходство благоразумного англиканства над двумя другими конфессиями, извратившими, по мнению автора, первоначальное христианское учение. Надо отметить характерную для Свифта особенность - в критике чужих конфессий он не опирается ни на цитаты из Библии, ни на церковные авторитеты - он апеллирует только к разуму и здравому смыслу.

Часть произведений Свифта носит лирический характер: сборник писем «Дневник для Стеллы», поэма «Каденус и Ванесса» (Cadenus - анаграмма от decanus , то есть «декан») и ряд других поэм. Биографы спорят о том, каковы были отношения Свифта с двумя его воспитанницами - одни считают их платоническими, другие любовными, но в любом случае они были тёплыми и дружескими, и мы видим в этой части творчества «другого Свифта» - верного и заботливого друга.

Большую выгоду для общества усматривают ещё и в том, что если мы откажемся от евангельского учения, всякая религия, конечно, будет изгнана навеки, и вместе с нею - все те печальные следствия воспитания, которые, под названием добродетели, совести, чести, справедливости и т. п., столь губительно действуют на спокойствие человеческого ума и представление о которых так трудно искоренить здравым смыслом и свободомыслием иногда даже на протяжении всей жизни.

К борьбе против грабительской политики английского правительства в отношении Ирландии Свифт призывал под маской «суконщика М. Б.» (возможно, намёк на Марка Брута , которым Свифт всегда восхищался). Предельно гротескна и цинична маска в «Скромном предложении», однако весь стиль этого памфлета, по замыслу автора, убедительно подводит к заключению: уровень бессовестности авторской маски вполне соответствует морали тех, кто обрекает ирландских детей на безнадёжно-нищенское существование.

В некоторых публичных материалах Свифт излагает свои взгляды прямо, обходясь (или почти совсем обходясь) без иронии. Например, в письме «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» он искренне протестует против порчи литературного языка жаргонизмами, диалектными и просто неграмотными выражениями.

Немалую часть свифтовской публицистики занимают разного рода мистификации. Например, в 1708 году Свифт атаковал астрологов, которых считал отъявленными мошенниками. Он издал, под именем «Исаак Бикерстафф» (англ. Isaac Bickerstaff ), альманах с предсказаниями грядущих событий. Альманах Свифта добросовестно пародировал аналогичные популярные издания, которые публиковал в Англии некий Джон Партридж, бывший сапожник; он содержал, помимо обычных туманных заявлений («в этом месяце значительному лицу будет угрожать смерть или болезнь»), также и вполне конкретные предсказания, в том числе скорый день смерти упомянутого Партриджа. Когда этот день настал, Свифт распространил сообщение (от имени знакомого Партриджа) о его кончине «в полном соответствии с предсказанием». Злополучному астрологу стоило большого труда доказать, что он жив, и восстановиться в списке издателей, откуда его поспешили вычеркнуть.

Память

Почтовая марка Румынии, посвящённая Дж. Свифту

В честь Свифта названы:

  • кратер на Луне;
  • кратер на одном из угаданных им спутников Марса ;
  • площадь (англ. Dean Swift Square ) и улица в Дублине, а также улицы в нескольких других городах.

В Дублине установлены два бюста Свифта :

  • в Тринити-колледже , мраморный, Louis François Roubillac ), 1749;
  • в соборе св. Патрика, Patrick Cunningham ), 1766.

Джонатан Свифт в современном искусстве

  • Дом, который построил Свифт - телевизионный художественный фильм 1982 года режиссёра Марка Захарова по одноимённой пьесе Григория Горина .

Примечания

Литература

  • Джонатан Свифт. Дневник для Стеллы. - М .: Наука, 1981. - 624 с. - (Литературные памятники).
  • Джонатан Свифт. Избранное. - Л. : Художественная литература, 1987.
  • Джонатан Свифт. Памфлеты. - М .: ГИХЛ, 1955. - 334 с.
  • Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера. Сказка бочки. Дневник для Стеллы. Письма. Памфлеты. Стихи на смерть доктора Свифта. - М .: НФ «Пушкинская библиотека», 2003. - 848 с. - (Золотой фонд мировой классики). - ISBN 5-17-018616-9
  • Дейч А. И., Зозуля Е. Д. Свифт. - 1933. - 168 с. - (Жизнь замечательных людей).
  • Кагарлицкий Ю. Был ли Свифт научным фантастом? // Фантастика . - М .: Молодая гвардия, 1965. - № 3.
  • Левидов М. Ю. Джонатан Свифт. Путешествие в некоторые отдалённые страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. - М .: Вагриус, 2008. - 512 с. - (Одинокие сердца). - ISBN 978-5-9697-0571-5
  • Муравьёв В. Джонатан Свифт. - М .: Просвещение, 1968. - 304 с.
  • Муравьёв В. Путешествие с Гулливером. - М .: Книга, 1972. - 208 с.
  • Яковенко В. И. Джонатан Свифт. Его жизнь и литературная деятельность . - СПб. , 1891. - 109 с. - (Биографическая библиотека Флорентия Павленкова).

Ссылки

ДЖОНАТАН СВИФТ
(1667-1745)

Британский сатирик, церковный деятель, публицист, поэт и писатель Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Дублине в британской семье. Отец Свифта не дожил до рождения отпрыска, мама через некое время навечно уезжает в Великобританию и Джонатана воспитывает его дядя, Годвин Свифт, узнаваемый дублинский юрист. Свифт получил не плохое образование — поначалу в школе графства Килкени (1673-1681), потом в дублинском Тринити-колледже (1682-1688), где ему присудили степень бакалавра искусств в 1686 году.
Взрыв насилия, который произошел в Ирландии в 1689 году, принудил Свифта находить убежище в Великобритании. К концу такого же года Свифт стал секретарем сэра Уильяма Темпла, дипломата в отставке и литератора, который жил в поместье Мур-Парк, в графстве Суррей. Свифт оставался на этой должности до смерти сэра Уильяма в январе 1699 года. Это были не наилучшие времена в жизни Свифта: он имел возможность всласть работать в большой библиотеке Темпла; конкретно тут, в Мур-Парке, начинается самостоятельная поэтическая деятельность Свифта; в 1692 году ему присуждают степень магистра искусств в Оксфорде; в конце концов, поместье Темпла становится основой домашнего счастья Свифта (начинающий писатель знакомится с Эстер Джонсон, падчерицей управляющего Мур-Парке, которая поначалу была его ученицей, а потом стала супругой).

В 1695 году Свифт был рукоположен в сан священника англиканской церкви и в течение будущего года служил в Килрутии, на севере Ирландии. Оказавшись в центре религиозных распрей, Свифт начинает писать один из узнаваемых сатирических произведений — памфлет «Притча бочки», работа над которым длилась пару лет. «Притча бочки» вышла в свет в 1704 году без указания имени создателя, подняв шумиху вокруг себя. Свифт снискал славу острослова, после того как его авторство было раскрыто. В видах 3-х братьев — Петра, Мартина и Джека — создатель подвергает сокрушительной критике три ветки христианства — католическую, англиканскую и пуританское.

В 1696 году писатель возвращается в Мур-Парке, где пишет сатиру «Битва книжек». Произведение было посвящено дискуссии меж сторонниками «старых и новых книжек», в какой на стороне «старых» участвовал и Темпл. Свифт в сатире выступает против канонизации древнего наследства, но за его творческое внедрение (сначала для предстоящего развития современной британской литературы).

После погибели Темпла 1699 года Свифт переезжает в Ирландию, где получает церковный приход в Ларакори. В 1702 году в дублинском Тринити-колледже он получил степень доктора богословия.

Его литературная известность стала еще большей после выхода серии очерков «Бумаги Бикерстафа» (1708 — 1709), в каких он высмеивал некоего Джона Патриджа, что составлял ежегодный астрологический альманах. Образ экстравагантного джентльмена Исаака Бикерстафа так пришелся по нраву читателям, что близок к вигов эссеист Ричард Стол начал издавать от имени Бикерстафа поучительно-сатирический журнальчик «Болтун» (1709). Свифт сотрудничал в этом журнальчике, выступал и как прозаик, и как поэт.

Через некое время Свифт, уже узнаваемый политический писатель, отходит от вигов и сближается с членами торийского кабинета, даже несколько месяцев (1710 — 1711) выдает торийской журнальчик «Экзаминер». С сентября 1710 по июнь 1713 года Свифт находится в Лондоне. В это время и развернулась его деятельность как торийського публициста. В области литературных связей наибольшее значение имел маленький кружок «Клуб Мартина Склиблеруса (Писаки)». Подробные сведения о политических и литературных событиях Лондона тех пор дошли до нас в письмах Свифта, которые после его смерти получили заглавие «Ежедневник для Стеллы» и были адресованы вторую всей его жизни — Эстер Джонсон.

На защиту тори и огромную поддержку правительства в собственных статьях и памфлетах в 1713 году Свифт занял пост декана в дублинском соборе св. Патрика. Он покидает Лондон и возвращается в Ирландию.

3-ий период творчества Свифта раскрывается памфлетом «Предложение о всеобщем использования ирландской мануфактуры» (1720), сходу после которого вышел ряд других памфлетов о Ирландию. Сначала XVIII века население Ирландии было неоднородным. Свифт выступил в защиту англо-ирландцев, но этим самым он поставил вопрос о томном состоянии всей Ирландии. Центральное место в ирландской публицистике Свифта принадлежит «Письмам Суконщика» (1724).

Произведение был ориентирован против патента, который был выдан английским правительством британскому негоцианту Вуду на право чеканить маленькую (и плохого) монету в Ирландии. К патенту Вуда в Ирландии отнеслись плохо, руководствуясь мотивами политического и экономического нрава. Ирландский парламент и его исполнительные органы предприняли против монеты Вуда ряд мероприятий, которые добивались поддержку бойкотом ирландцев. «Письма Суконщика» помогали этому бойкоту и принудили английское правительство отменить патент Вуда. Свифт стал государственным героем.

Главной книжкой жизни Дж. Свифта становятся «Путешествия Лемюэля Гулливера» (1721 -1725), которые были изданы в Лондоне в 1726 году.
Последнее десятилетие творческой деятельности величавого сатирика, было после выхода «Путешествий в различные страны света Лемюэля Гулливера» (1726-1737) отмечен большой активностью. Свифт пишет много различных публицистических и сатирических произведений, посреди которых не последнее место принадлежит памфлетам на ирландскую тему. Выступления Свифта в защиту Ирландии, как и ранее, находят отклик в сердцах людей и их поддержку. Его избирают знатным гражданином Дублина (1729). В этот период Свифт пишет много стихов. Его стихи отмечены направленным на определенную тематику многообразием. Ведущим жанром стихов есть политическая сатира, обычно, связана с Ирландией («Клуб Легион», 1736). Результат собственной творческой деятельности Свифт подводит в одном из более важных собственных поэтических произведений — «Стихах на погибель доктора Свифта» (1731, выданные 1738).

Свифт умер 19 октября 1745 года в Дублине. На его могиле высечена составленная им эпитафия: «Тут лежит тело Джонатана Свифта, доктора богословия, декана этого кафедрального собора, ожесточенное негодование не может больше терзать его сердце. Проходи, путешественник, и подражай, если сможешь, смелому заступнику свободы».


(оценок: 2 , среднее: 5,00 из 5)

Имя: Джонатан Свифт (Jonathan Swift)
День рождения: 30 ноября 1667
Место рождения: Дублин, Ирландия
Дата смерти: 19 октября 1745
Место смерти: Дублин, Ирландия

Биография Джонатана Свифта

Джонатан Свифт родился в 1667 году в Дублине в простой несостоятельной английской семье. Его отец умер, так и не увидев своего новорожденного сына. Семья, а у Джонатана была еще и сестра, осталась в печальном положении из-за практически полного отсутствия средств для существования. Вскоре после этих событий мать будущего писателя навсегда уезжает в Англию.

Джонатана воспитывает его дядя, который на то время был успешным и весьма известным адвокатом в Дублине. Именно он сделал все возможное, чтобы Свифт получил наилучшее обучение. Он учился в школе графства Килкени, которую окончил в 1681 году. После этого он поступает в дублинский Тринити-колледж, где в 1686 году получает степень бакалавра искусств.

Свифту пришлось уехать в Англию из-за начала гражданской войны в Дублине. Он работал секретарем у дипломата и литератора Уильяма Темпла до тех пор, пока последний не погиб в 1699 году.

Это были самые лучшие годы Свифта. Он мог целыми днями находиться в огромной библиотеке Темпла, и именно здесь он впервые пробует свои силы в литературной сфере и пишет стихи. В 1692 году Свифт получает степень магистра искусств в Оксфордском университете. И, наконец, он влюбляется в свою ученицу Эстер Джонсон, которая в итоге становится его женой.

В 1695 году Свифт принял духовный сан англиканской церкви и уехал в ирландский поселок Килрут. Но, как говорил сам писатель, он устал от службы всего лишь через несколько месяцев, и вернулся работать к Темплу.

На службе в церкви он оказался в центре духовных скандалов. Там он начинает работать над саркастичным произведением «Сказка бочки». Работа была закончена через несколько лет и вышла в 1704 году, произведя вокруг себя много шумихи. Автор не был указан, но когда стало известно, что это Свифт, его прозвали остряком. В произведении автор подверг жесткой критике три отрасли христианства — католическую, англиканскую и пуританскую, которые в повести были представлены как три брата.

Когда в 1699 году Темпл скончался, Свифт возвращается в Ирландию, где принимает духовный чин в Ларакоре. В Тринити колледже он получает степень доктора богословия.

Джонатан Свифт становится еще более популярным после того, как выходят в мир его очерки «Бумаги Бикерстафа» в 1708-1709 году. Образ главного героя настолько понравился читателям, что от его имени стал выходить поучительно-саркастический журнал «Болтун».

В 1707 году он знакомится с Эстер Ванхомри, однако Свифт ее в своих письмах называет Ванессой. Письма сохранились лишь частично. Они были пропитаны нежностью, любовью, грустью и восхищением. Именно эти любовные отношения вдохновили его на создание легендарной поэмы «Cadenus and Vanessa».

В это же время Свифт практически каждый день пишет Эстер Джонсон, которую называет Стеллой. Именно из его писем и будет составлена книга «Дневник для Стеллы». Есть некоторые сведения, что они тайно обвенчались около 1716 года. Однако этому нет никаких доказательств.

В 1710-1713 году Свифт находится в Лондоне, и именно в это время он известен, как торийский публицист. Он написал свои резкие памфлеты на политическую тематику, как «Поведение союзников» и «Атака на вигов».

Когда Свифт понял, что тори скоро не будут править Англией, он вернулся в Ирландию и стал служить в церкви Святого Патрика, где и начинает писать свое самое знаменитое произведение «Путешествия Гулливера». Книга была очень успешной и популярной. Стоит отметить, что многие события в книге имели место быть в реальной жизни. Их Свифт переживал во время разных политических инцидентов того времени.

В 1728 году умирает Эстер Джонсон. Он пишет произведение «Смерть миссис Джонсон». Также, в этот период Свифт теряет многих близких людей, и это его сильно подкашивает.

В 1742 году у Свифта случается инсульт, он перестает разговаривать. В 1745 году Джонатан Свифт покидает этот мир. Его похоронили рядом с другом его жизни — Эстер Джонсон.

Библиография Джонатана Свифта

Все книги Джонатана Свифта:

  • 1697 — Битва книг
  • 1704 —
  • 1726 —
  • 1708 — Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии
  • 1712 — Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка
  • 1729 — Скромное предложение
  • 1710-1714 — Дневник для Стеллы
  • 1724-1725 — Письма суконщика
  • Памфлеты

Джонатан Свифт - англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, поэт и общественный деятель. Наиболее известен как автор фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Жил в Дублине (Ирландия), где служил деканом (настоятелем) собора Святого Патрика. Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны.

Биография:

Основным источником сведений о семье Свифта и его ранних годах является «Автобиографический фрагмент», который был написан Свифтом в 1731 году и охватывает события до 1700 года. Там говорится, что в годы гражданской войны семья деда Свифта переселилась из Кентербери в Ирландию.

Свифт родился в ирландском городе Дублин в небогатой протестантской семье. Отец, мелкий судейский чиновник, умер, когда сын ещё не родился, оставив семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался дядя Годвин, с матерью Джонатан почти не встречался. После школы он поступил в Тринити-колледж Дублинского университета (1682), который закончил в 1686 году. В результате обучения Свифт получил степень бакалавра и пожизненное скептическое отношение к научным премудростям.

В связи с гражданской войной, начавшейся в Ирландии после свержения короля Якова II (1688), Свифт уехал в Англию, где пробыл 2 года. В Англии он служил секретарём у сына знакомого матери (по другим сведениям, её дальнего родственника) - состоятельного отставного дипломата Уильяма Темпла (англ. Sir William Temple). В имении Темпла Свифт впервые встретил Эстер Джонсон (1681-1728), дочь служанки, рано потерявшую отца. Эстер тогда было всего 8 лет; Свифт стал её другом и учителем.

В 1690 году он вернулся в Ирландию, хотя позже неоднократно посещал Темпла. Для поиска должности Темпл вручил ему характеристику-рекомендацию, в которой отмечались хорошее знание латинского и греческого языков, знакомство с французским и отменные литературные способности. Темпл, сам известный эссеист, сумел оценить незаурядный литературный талант своего секретаря, предоставил ему свою библиотеку и дружескую помощь в житейских делах; взамен Свифт помогал Темплу в подготовке его обширных мемуаров. Именно в эти годы Свифт начинает литературное творчество, сначала как поэт. Отметим, что влиятельного Темпла посещали многочисленные именитые гости, включая короля Вильгельма, и наблюдение за их беседами дало неоценимый материал будущему великому сатирику.

В 1692 году Свифт получил звание магистра в Оксфорде, а в 1694 году принял духовный сан англиканской церкви. Он был назначен священником в ирландский посёлок Килрут (англ. Kilroot). Однако вскоре Свифт, по его собственным словам, «утомившись своими обязанностями за несколько месяцев», вернулся на службу к Темплу. В 1696-1699 годах пишет сатирические повести-притчи «Сказка бочки» и «Битва книг» (опубликованы в 1704 году), а также несколько поэм.

В январе 1699 года умер покровитель, Уильям Темпл. Он был одним из тех немногих знакомых Свифта, о ком даже этот язвительный сатирик написал лишь добрые слова. Свифт занимается поисками новой должности, обращается к лондонским вельможам. Долгое время эти поиски успеха не имели, но зато Свифт близко познакомился с придворными нравами. Наконец, в 1700 году он назначен служителем (пребендарием) собора Святого Патрика в Дублине. В этот период он публикует несколько анонимных памфлетов. Современники сразу отметили особенности сатирического стиля Свифта: яркость, бескомпромиссность, отсутствие прямой проповеди - автор иронически описывает события, оставляя выводы на усмотрение читателя.

В 1702 году Свифт получил степень доктора богословия в Тринити-колледже. Сближается с оппозиционной партией вигов. Авторитет Свифта как писателя и мыслителя растёт. В эти годы Свифт часто посещает Англию, заводит знакомства в литературных кругах. Издаёт (анонимно, под одной обложкой) «Сказку бочки» и «Битву книг» (1704); первая из них снабжена многозначительным подзаголовком, который можно отнести ко всему творчеству Свифта: «Написано ради общего совершенствования рода человеческого». Книга сразу становится популярной и в первый же год выходит тремя изданиями. Отметим, что почти все произведения Свифта выходили под разными псевдонимами или вообще анонимно, хотя его авторство обычно не составляло секрета.

В 1705 году виги на несколько лет завоевали большинство в парламенте, однако улучшения нравов не произошло. Свифт вернулся в Ирландию, где ему предоставили приход (в деревне Ларакор) и проживал там до конца 1707 года. В одном из писем он сравнил распри вигов и тори с кошачьими концертами на крышах.

Около 1707 года Свифт познакомился с другой девушкой, 19-летней Эстер Ваномри (англ. Esther Vanhomrigh, 1688-1723), которую Свифт в своих письмах называл Ванессой. Она, как и Эстер Джонсон, росла без отца (торговца-голландца). Сохранилась часть писем Ванессы к Свифту - «грустные, нежные и восхищённые»: «Если Вы находите, что я пишу слишком часто к Вам, то Вы должны сообщить мне об этом или вообще написать мне снова, чтобы я знала, что Вы не совершенно позабыли обо мне…»

В то же время Свифт почти ежедневно пишет Эстер Джонсон (её Свифт именовал Стеллой); позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы», изданный посмертно. Эстер-Стелла, оставшись сиротой, поселилась в ирландском поместье Свифта вместе со своей компаньонкой, на правах воспитанницы. Часть биографов, опираясь на свидетельства друзей Свифта, предполагает, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 года, но документальных подтверждений этому не обнаружено.

В 1710 году тори во главе с Генри Сент-Джоном, впоследствии виконтом Болингброком, пришли к власти в Англии, и Свифт, разочаровавшийся в политике вигов, выступил в поддержку правительства. В некоторых областях их интересы действительно совпадали: тори свернули войну с Людовиком XIV (Утрехтский мир), осудили коррупцию и пуританский фанатизм. Именно к этому и призывал ранее Свифт. Кроме того, они с Болингброком, талантливым и остроумным писателем, подружились. В знак благодарности Свифту предоставили страницы консервативного еженедельника (англ. The Examiner), где в течение нескольких лет публиковались памфлеты Свифта.

1713: с помощью друзей из лагеря тори Свифт назначен деканом собора Святого Патрика. Это место, помимо финансовой независимости, даёт ему прочную политическую трибуну для открытой борьбы, однако отдаляет от большой лондонской политики. Тем не менее Свифт из Ирландии продолжает активное участие в общественной жизни страны, публикуя статьи и памфлеты по насущным проблемам. Гневно выступает против социальной несправедливости, сословной спеси, угнетения, религиозного фанатизма и др.

В 1714 году виги вновь вернулись к власти. Болингброк, обвинённый в сношениях с якобитами, эмигрировал во Францию. Свифт направил письмо изгнаннику, где просил располагать им, Свифтом, по своему усмотрению. Он добавил, что это первый случай, когда он обращается к Болингброку с личной просьбой. В этом же году умерла мать Ванессы. Оставшись сиротой, она переезжает в Ирландию, поближе к Свифту.

В 1720 году палата лордов ирландского парламента, сформированная из английских ставленников, передала британской короне все законодательные функции в отношении Ирландии. Лондон немедленно использовал новые права для создания привилегий английским товарам. С этого момента Свифт включился в борьбу за автономию Ирландии, разоряемой в интересах английской метрополии.

В эти же годы Свифт начинает работу над «Путешествиями Гулливера».

1723: смерть Ванессы. Она заразилась туберкулёзом, ухаживая за младшей сестрой. Переписка её со Свифтом за последний год была по какой-то причине уничтожена.

1724: анонимно изданы и разошлись многотысячным тиражом мятежные «Письма суконщика», призывающие к бойкоту английских товаров и неполновесной английской монеты. Резонанс от «Писем» был оглушительным и повсеместным, так что Лондону пришлось срочно назначать нового наместника, Картерета, для успокоения ирландцев. Премия, назначенная Картеретом тому, кто укажет имя автора, осталась невручённой. Удалось найти и отдать под суд печатника «Писем», однако присяжные единодушно его оправдали. Премьер-министр лорд Уолпол предложил арест «подстрекателя», но Картерет пояснил, что для этого понадобится целая армия.

В конечном счёте Англия сочла за лучшее пойти на некоторые экономические уступки (1725), и с этого момента англиканский декан Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии. Современник отмечает: «Его портреты были выставлены на всех улицах Дублина… Приветствия и благословения сопровождали его всюду, где бы он ни проходил». По воспоминаниям друзей, Свифт говорил: «Что касается Ирландии, то здесь меня любят только мои старые друзья - чернь, и я отвечаю на их любовь взаимностью, ибо не знаю никого другого, кто бы этого заслуживал».

В ответ на продолжавшееся экономическое давление метрополии, Свифт из собственных средств учредил фонд помощи дублинским горожанам, которым грозило разорение, причём не делал различия между католиками и англиканами. Бурный скандал по всей Англии и Ирландии вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение», в котором он издевательски посоветовал: если мы не в состоянии прокормить детей ирландских бедняков, обрекая их на нищету и голод, давайте лучше продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.

В 1726 году выходят первые два тома «Путешествий Гулливера» (без указания имени настоящего автора); остальные два были опубликованы в следующем году. Книга, несколько подпорченная цензурой, пользуется невиданным успехом. За несколько месяцев она переиздавалась трижды, вскоре появились её переводы на другие языки.

В 1728 году умерла Стелла. Физическое и душевное состояние Свифта ухудшаются. Популярность его продолжает расти: в 1729 году Свифту присваивается звание почётного гражданина Дублина, выходят его собрания сочинений: первое в 1727 году, второе - в 1735 году.

В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства; в одном из писем он упоминал «смертельную скорбь», убивающую его тело и душу. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности, после чего был признан недееспособным. Три года спустя (1745) Свифт скончался. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон, эпитафию на надгробной плите он сам сочинил заранее, ещё в 1740 году, в тексте завещания:

«Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы.»

Бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных; «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Творчество:

В своё время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». Немалую часть свифтовской публицистики занимают разного рода мистификации. Например, в 1708 году Свифт атаковал астрологов, которых считал отъявленными мошенниками. Он издал, под именем «Исаак Бикерстафф» альманах с предсказаниями грядущих событий. Альманах Свифта добросовестно пародировал аналогичные популярные издания, которые публиковал в Англии некий Джон Партридж, бывший сапожник; он содержал, помимо обычных туманных заявлений («в этом месяце значительному лицу будет угрожать смерть или болезнь»), также и вполне конкретные предсказания, в том числе скорый день смерти упомянутого Партриджа. Когда этот день настал, Свифт распространил сообщение (от имени знакомого Партриджа) о его кончине «в полном соответствии с предсказанием». Злополучному астрологу стоило большого труда доказать, что он жив, и восстановиться в списке издателей, откуда его поспешили вычеркнуть.

По прошествии времени его произведения утратили сиюминутную политическую остроту, но стали образцом иронической сатиры. Его книги еще при жизни были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами. Некоторые его произведения, вне зависимости от породивших их политических обстоятельств, зажили собственной литературно-художественной жизнью.

В первую очередь это относится к фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», которая стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась. Правда, при адаптации для детей и в кино сатирический заряд этой книги выхолащивается.

Свифт использовал жанр фантастического путешествия в сатирических целях, не особо заботясь о связности или правдоподобии вымыслов. Тем не менее многие плоды его фантазии приобрели со временем самоценность, освободились от контекста авторского замысла.

В первую очередь это, конечно, лилипуты - название крошечных людей, ставшее нарицательным. Интересно, что бробдингнеги нарицательным не стали.

Мудрые лошади гуигнгнмы построили общество, напоминающее биологическую цивилизацию. В качестве тяглового скота они используют йеху, существ, имеющих человеческий облик, но неразумных. Это философская утопия Свифта, очень традиционалистская по духу.

Летающий остров Лапута придуман с целью высмеять оторванных от жизни ученых, которые занимаются активной, но бессмысленной деятельностью. Побочным продуктом этой сатиры стало упоминание спутников Марса, к тому времени еще неоткрытых. Это тем более удивительно, поскольку астрономия для Свифта (как и другие науки) - занятие неподобающее и нелепое, не приносящее практической пользы.

Джонатан Свифт был рожден осенью 1667 года. Большую часть информации о семье и детстве писателя мы знаем благодаря его автобиографии. Мальчик родился в Ирландии. Его папа работал чиновником и был небогат, до рождения ребенка он скончался. Семья Джонатана была в бедственном положении. Мальчик рос и воспитывался у дяди. Он учился в школе, потом в университете. У него на Родине началась гражданская война, и молодой человек уехал в Англию. Там писатель был два года. Его дядя больше не мог помогать молодому человеку, так как стал бедным. Джонатан работал секретарем. У молодого человека были хорошие отношения с его работодателем, которого звали Темпл. Именно он первым оценил талант писателя. Сначала молодой человек думал, что он создан для поэзии. Джонатан накопил опыт у своего работодателя. Он встретился со многими писателями и пользовался его библиотекой.

Потом Джонатан стал священником. В церкви он работал не долго. Он вернулся к Темплу. Там молодой человек написал несколько повестей и поэм. Через три года работодатель Джонатана скончался. На следующий год писатель стал работать в соборе. Молодой человек публиковал свои произведения, современники писателя оценили его творения.

Писатель часто ездил в Англию, вел активную общественную жизнь. Выступал за партию вигов.

Молодой человек общался посредством писем с двумя девушками. Одна из них, потерявши отца, поселилась в его доме и стала воспитанницей. К правлению пришла не та партия, за которую болел Джонатан, но он всё равно их поддержал, так как увидел, что у них есть хорошие идеи. Писатель долго боролся за независимость Ирландии. Молодой человек стал национальным героем, все его уважали. Он поддерживал материально жителей, которые были на грани разорения.

Талантливый писатель скончался осенью 1745 года.

3, 4, 7 класс для школьников

Биография Свифта Джонатана о главном

Джонатан Свифт – это не только детский писатель, имя которого известно каждому человеку со школьной скамьи. Но мало кто знает, что кроме писательской деятельности Свифт неплохо зарекомендовал себя в публицистике, деятельности в англиканской церкви, а также в сатирической направленности в Англии.

В 1667 году в Дублине в обычной семье англичан родился мальчик, которого нарекли Джонатаном.

Стоит отметить, что отец мальчика скончался незадолго до появления на свет наследника и по этой причине тяготы по воспитанию мальчика легли на родного дядю – Годуина Свифта.

Важно, что дядя воспитывал племянника, как родного сына и поэтому мальчуган получил первоклассное по тем меркам образование и воспитание. В результате своих стараний на поприще образования Джонатан был удостоен степени бакалавра искусств.

Так как Свифт по своей натуре был миролюбивым, неконфликтным человеком, то вспышка насилия в Ирландском государстве побудила Джонатана перебраться в Англию.

Стоит заметить, что в Англии его приняли, что говорится как родного, и даже назначили личным секретарем Уильяма Темпла, который был когда-то дипломатом и литератором. Свифт пробыл в этой роли вплоть до кончины своего работодателя.

Уильям лояльно относился к тому, что Свифт отлучался из его вотчины. И вот в одно из таких путешествий на север страны Джонатана рукоположили в священники церкви англиканской. В этом сане он прослужил целый год. И, надо сказать, преуспел.

После Свифт написал одно из лучших своих произведений «Сказка бочки», которое принесло ему, как сатирику, популярность.

В Англии к власти поочередно приходили то вики, то тори. Это неоспоримый исторический факт. И вот в момент властвования Тори, примерно в 1710 году, Джонатан вступил в их ряды. Его приняли и высказали расположение тем, что назначили писателя редактором их политического журнала.

В роли редактора Свифт преуспел. Он писал статьи, в которых призывал закончить военный конфликт с Францией. Это, стоит заметить, ему удалось.

В то время, когда королева Англии Анна умерла, Свифт не вынес, что управлять страной стали вики, и по этой причине возвратился на прежнее место жительства. Политику виков он никогда не понимал и не принимал.

Одна из страниц жизни Свифта – это отшельничество в Дублине. Это достаточно плодотворный период жизни английского писателя, когда Джонатан написал свои лучшие стихи и замечательный роман «Путешествие Гулливера».

После одиночества Свифт снова вернулся в активной общественной жизни, но время делает свое дело. Годы никого не красят и не прибавляют здоровья.

В одиннадцатом месяце 1745 года сердце замечательного английского литератора перестало биться. Прах его покоится на одном из кладбищ Ирландии.

3, 4, 7 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни