Безответная любовь евгений онегин. Cочинение «Тема любви в романе «Евгений Онегин

Какую роль играет любовь в жизни Евгения Онегина, Татьяны Лариной и А.С. Пушкина?

Тема любви - одна из ведущих в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Именно способностью искренне и предано любить автор «меряет» человеческую натуру, уровень развития своих героев. Сам Пушкин считал, что любовь составляет смысл существования, только любя, человек может полностью раскрыть все свои возможности, познать жизнь до конца.

Главным героем романа является молодой дворянин Евгений Онегин. Один из главных вопросов произведения – умеет ли Онегин любить? Об этом читатель думает на протяжении всего романа.

Мне кажется, чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к описанию воспитания и образа жизни героя. Онегин с самых юных лет был частью высшего общества Петербурга. Все, чему мог там научиться герой, - это искусство лжи и лицемерия:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Высший свет Петербурга совершенно непритязателен. В нем ценится лишь поверхностная способность произвести приятное впечатление. Глубже никто заглядывать не собирается. Я думаю, в таком обществе легко блистать поверхностным людям.

Постоянные романы, интриги, флирт – вот главные развлечения в этом обществе. Естественно, Онегин в совершенстве овладел «искусством страсти нежной». Но в этих отношениях нет ни капли искренности. Евгений достаточно быстро разочаровался в жизни и своем окружении. Он охладел ко всему вокруг. Через некоторое время Онегин уехал в деревню. Лишь несколько дней его интересовала простая деревенская жизнь. Но потом герою вновь стало скучно.

Именно во время такого «душевного холода» Евгений Онегин и встретил Татьяну. Молодая девушка мгновенно влюбилась в столичного франта. Она, в отличие от Онегина, умела сильно и искренно любить, отдаваясь этому чувству вся без остатка. Подтверждение тому – признание, которое героиня первая написала Онегину:

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил…

Но Онегин был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго. Онегин не отвечает героине взаимностью, давая ей отповедь. Пережив этот отказ, Татьяна, без любви, выходит замуж за другого.

Онегин же, после убийства Ленского, некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Спустя несколько лет, Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Но мы понимаем, что героиня по-прежнему любит Онегина:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Да и изменившийся герой теперь способен любить и страдать, однако поздно - Татьяна отказывает ему, оставаясь верной своему мужу.

Таким образом, герои Пушкина к финалу произведения пришли истинно любящими людьми. Это неудивительно, ведь сам Автор считает любовь главнейшим чувством в жизни человека: «И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод». Способность любить – главный критерий в оценке литературных героев и людей для Пушкина.

Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему свой личный, субъективный опыт. Поэтому в русской литературе можно найти любовь, приносящую великое счастье, безответную любовь, любовь страдание, любовь разочарование, даже любовь смерть.
Об истинной любви, ее очищающей и возвышающей силе идет речь в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герой произведения, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», до встречи с Татьяной Лариной вел жизнь праздную, скитальческую и не всегда достойную. Он не задумывался о счастье, о смысле своего существования, он играет людскими судьбами, порой калеча их. Онегин не принимает на себя ответственности за свои деяния, которые производят воздействие на мысли и судьбы окружающих людей. Так погибает Ленский, разочаровывается в своих мечтаниях Татьяна, и ничто не дает нам права утверждать, что эти ключевые персонажи романа были единственными «окурками» под каблуком «модного повесы». Однако смотрим, что же происходит далее.
Искренняя любовь Татьяны трогает Онегина, привлекает к себе внимание. Татьяна в принципе заинтересовывает главного героя, однако он знает про себя, что не умеет любить, не способен на чувство. Онегин владеет только «наукой страсти нежной», а в случае с Татьяной эти знания неприменимы.
Героиня пишет своему возлюбленному письмо, потому что именно так поступали девушки из любимых ею романов и всегда были услышаны молодыми людьми. Татьяна строит модель жизни по книгам, да и образ Онегина она создала в своем воображении. На самом деле, девушка не знает, кто такой Евгений Онегин, она хочет, чтобы он был героем ее романа. Ей и в голову не приходит, что, может быть, нехорошо самой признаваться в любви молодому человеку, ведь в книгах об этом ничего не сказано.
Онегин, ценя Татьяну, ее наивность и чистоту, даже после получения письма думает прежде всего о себе, а не о Татьяне. Он упивается своим благородством, тем, что не воспользовался неопытностью юной героини. Евгений преподносит девушке урок, не понимая, насколько жестоко звучат его слова. Можно сделать вывод, что Евгений Онегин на любовь не способен.
Вообще, герой не умеет считаться с чувствами других людей. Это качество проявляется и в любви, и в дружбе. Истинная любовь Татьяны не смогла возвысить героя, и он совершил ужасный поступок – убил на дуэли друга.
В принципе, с точки зрения психоанализа, смерть Ленского закономерна. В любом из нас живут и Ленский, и Онегин. То есть Ленский олицетворяет мечтательность и наивность – черты ребенка, а Онегин – расчетливость, может быть, даже цинизм, рассудочность – черты взрослого. И на определенном жизненном этапе наш Онегин убивает нашего же Ленского, чтобы, отступив от обаяния детства, наконец то принять на себя ответственность и начать реализовываться как личность.

Смерть друга становится неизбежной для Онегина. Он и не пытается помириться с Ленским, внутренне отвергает попытки примирения и принимает вызов к барьеру. По закону дуэли того времени смысл поединка состоял в проверке смелости и стойкости – чтобы с честью выстоять под дулом пистолета. Онегин же нарушает данный кодекс, он стреляет, убивает, а потом в письме к Татьяне заявляет: «Несчастной жертвой Ленский пал». Жертвой чего? Тщеславия городского повесы, оскорбленного авторитета, гордыни?.. Пушкин довольно лояльно относится к своему главному герою, но не приукрашивает его поступков. Однако, как ни странно, смерть Ленского – это первый шаг к душевным переменам в Онегине.
Далее, уставший от деревенской скуки, подавленный сознанием совершенного убийства, Онегин отправляется в путешествие. Пушкин сравнивает его с байроновским Чайльд Гарольдом – этакий романтический герой, скрытный, мрачный, зловеще обаятельный и смертельно скучающий. Однако эти эпитеты тут же получают свое опровержение.
Когда Татьяна приходит в заброшенный дом Онегина и начинает разбирать его книги, она видит пометки на полях, рисунки, у нее в корне меняется отношение к герою. Она вопрошает: «Уж не пародия ли он?» Нет, он человек из плоти и крови, человек, способный убивать, доставлять страдания. Она понимает, что любимый ею образ совершенно не соответствует реальности и что, может быть, реальность и не совсем достойна ее любви. Влюбленность разрушается, и это причиняет героине сильные страдания. Она не может успокоиться, не хочет ехать в Москву на «ярмарку невест», по сути, ей становится безразлична собственная судьба.
Ее рассеянная лень не пробуждает к открытому бунту, и она с достоинством принимает свой долг. «Для бедной Тани все были жребии равны, я вышла замуж…» – скажет потом она Онегину. В замужестве она обретает все, о чем так мечтала: из глуши лесных селений попадает в высший свет Петербурга, становится законодательницей зал, посещает модные салоны, устраивает вечера у себя. Нигде в тексте не сказано, что Татьяна не любит своего мужа. В целом, судьба любимой героини А. С. Пушкина складывается удачно.
А что ж Онегин? Помотавшись по свету, так и не обретя цели, не занятый трудом, ничем так и не сумевший увлечься, он оказывается волею судьбы в Петербурге и встречает там Татьяну. Но Татьяну совершенно преобразившуюся, княгиню, неприступную богиню «роскошной царственной Невы». И что же происходит? Увидев знакомого человека, вернее, его преображение, Онегин начинает попытки ухаживания, затем, не встретив поощрения, впадает в тяжелейшую хандру и запирается у себя дома, предварительно в письме к Татьяне раскрывая свои намерения и чувства.
Пушкин иронизирует над романтичной маской героя: «Чуть с ума не своротил». Но время бежит, а ответа нет. «Дни мчались, в воздухе нагретом уж разрешалася зима. И он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума», – то есть Пушкин, как реалист, заставляет героя принять ответственность за свои слова и деяния.
Татьяна отказывает Онегину, отвергает его любовь. Ранние черновики романа дают понять сомнительность испытываемых героем чувств, несмотря на проникновеннейшее, страстное послание к Татьяне, ставшее бесспорной вершиной русской лирики, – это Пушкин, это не Онегин.
Так кто же действительно меняется? Татьяна. Потому что именно она любила и любит Онегина; даже удостоверившись в его слабой сущности, открыв для себя его недостатки, она спустя годы так же его любит. И меняется. И мы видим эти разительные перемены. Все просто, как и все гениальное. В этом основной смысл и ирония содержания романа великого русского гения А. С. Пушкина.

В pомане А.С.Пушкина "Евгений Онегин" наpяду с дpугими пpоблемами, не маловажное место уделяется теме, пpедставленной в заголовке этого сочинения, а именно теме дpужбы и любви.

Hачинается все с того, что в пеpвой главе автоp говоpит об Онегине - "дpузья и дpужба надоели". Hо почему, кто в этом виноват? Веpоятно, отчасти сам Онегин, выбpавший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм пpоизведений Байpона. Kpоме того, чеpез несколько глав мы узнаем, о том, что в кабинете Онегина находился бюст Hаполеона, и Пушкин скажет: "Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя. Мы все глядим в Hаполеоны...". Разве это в некотоpой степени не об Онегине? Одной из пpичин, того что Онегину надоела дpужба - его хандpа. Hо почему она овладела им, а Автоpом, котоpый пpедстает в pомане его дpугом - нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти напеpекоp этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впpочем и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подpужился вначале пpосто потому, что больше в деpевне, куда он попал после смеpти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) "от делать нечего дpузья". Это так и было - им обоим действительно было нечего делать - Онегину из-за его скуки и хандpы, а Ленскому из-за его неопытности и наивности - он не знал настоящей жизни, он не мог пpиспособиться к ней. И Автоp, и Онегин - они были стаpше Ленского - неудивительно их иpоничное и шутливое отношение к его pомантической натуpе. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью - он был своему пpиятелю наставником, покpовителем.

Любовь Ленского к Ольге - также плод его pомантического вообpажения. Hет, он не любил Ольгу, он любил обpаз, созданный им самим. Романтический обpаз. А Ольга... Обыкновенная пpовинциальная баpышня, поpтpет котоpой Автоpу "надоел... безмеpно". Hедаpом Онегин, котоpый был намного мудpее и опытнее Ленского, сказал: "Я выбpал бы дpугую, когда бы был как ты, поэт...". Hо почему же Онегин так увеpен, что не сможет полюбить сам? Он встpечает Татьяну, ту самую "дpугую", и она пpизнается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью pеального Онегина, а отчасти опять же в обpаз, созданный на основе сентименталистских книг). А что же Онегин?

Он увеpен, что "не создан для блаженства", это на самом деле не так. Он пpосто боится полюбить, боится пpобудить чувства, убитые за вpемя его пpебывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он pазучился по-настоящему дpужить и любить. Там такие понятия, как дpужба и любовь отсутствуют - они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением. Да, тем самым общественным мнением, котоpое погубит и Онегина, и Ленского!

Онегин и Ленский поссоpились из-за одного случая, пpоизошедшего на балу - Онегин дважды пpигласил Ольгу на танец. Kазалось бы, что случилось - небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пpигласил его на бал, куда съехалась вся окpуга, "сбpод", котоpый Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игpа - но не для Ленского. Его pозовые, pомантические мечты pухнули - для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена - ни для Ольги, ни для Онегина). И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговоpить Ленского от дуэли, выяснить все миpным путем, объясниться? Ему помешало это пpесловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деpевне. И оно было для Онегина сильнее его дpужбы. Ленский убит. Может быть, как это не стpашно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

И вот - "любовь" Ольги, она поплакала, погоpевала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Дpугое дело Татьяна - нет, она не pазлюбила Онегина, пpосто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее - в Онегине она "должна... ненавидеть убийцу бpата своего". Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина - пеpед ней откpывается Онегин настоящий. Hо Татьяна уже не может pазлюбить его. И, веpоятно, не сможет никогда.

Итак, пpоходит тpи года, и Татьяна и Онегин вновь встpечаются. Hо уже в дpугой обстановке - в Петеpбуpге, в светском обществе, Татьяна замужем, Онегин веpнулся из стpанствия. И тепеpь, встpетив Татьяну в новом качестве, в качестве светской дамы, в Онегине пpосыпается любовь. Любовь к той, котоpой он благоpодно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он пpежнюю Татьяну, или только такую, какой она стала сейчас? Hет, Татьяна не изменилась - изменился Онегин. Он смог "обновить свою душу". Он смог полюбить. Hо слишком поздно. Hет, Татьяна не pазлюбила его, но она "дpугому отдана" и будет "век ему веpна"... Татьяна, несмотpя на то, что она вышла замуж не по любви, не может pазpушать жизнь мужа, человека, любящего ее, только pади своего счастья.

В жизни человек постоянно сталкивается с проблемой нравственного выбора. Один из главных аспектов этой проблемы: остаться верным любимому, другу, своим убеждениям, идеалам общества – или пойти на измену ради собственной выгоды? Писатели всех времён на примере судеб своих героев показывают, как по-разному можно ответить на этот вопрос. Мы подобрали 5 аргументов для итогового сочинения по направлению «Верность и измена» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Говоря об измене, чаще всего подразумевают измену в любви. В произведении Пушкина такой поступок совершает Ольга Ларина. Будучи невестой Ленского, она на балу не противится ухаживаниям Онегина и принимает одно за другим его приглашения на танец. На следующий же день она ведёт себя как обычно, словно ничего не случилось. Но то, что Ленский ошибочно зовёт «нежной простотой», на самом деле кокетство и игра самолюбия, доказывающие, что привязанность Ольги к Владимиру не была глубокой. Изменив ему при жизни, она предает и память о нём, когда вскоре после смерти жениха выходит замуж за другого.
  2. А как расценивать поведение Онегина? Это – тоже измена, поскольку Евгений предаёт своего друга, флиртуя с его невестой. Однако, как прямо говорит сам Онегин, он не испытывает к Ольге никаких чувств. Каковы же причины его поступка? Первая и самая распространённая версия, подтверждённая текстом: он мстит Ленскому за то, что тот позвал его на бал к Лариным. Но, может, повидавший жизнь Онегин ещё и хочет показать юному и наивному другу, чего стоит его невеста? Тем более, что последующие события только подтверждают иллюзорность её любви.
  3. Увы, сам главный герой романа, Евгений Онегин, не является идеалом. Устав от светских развлечений, в том числе мимолётных романов, он и потом, живя в деревне, не обременяет себя серьёзными привязанностями. Онегин легко меняет возлюбленных, друзей, место жительства… В общем, верность точно не входит в список качеств его характера. Хуже всего, что он и других мерит по себе: пишет письма с признаниями уже замужней Татьяне и даже заявляется к ней домой без приглашения, не думая о том, к чему это может привести.
  4. В противоположность Онегину, Татьяна Ларина – олицетворение верности. И речь не только о любви, хотя Татьяна, храня в сердце чувство к Онегину, не нарушила священных уз брака. Кроме этого, она также дорожит своей родиной и часто вспоминает деревню, где прошло её детство. Наконец, героиня верна себе: и в деревне, и в светском обществе она остаётся собой, не притворяется и не лицемерит.
  5. Как известно, А.С. Пушкин изобразил в своём романе типичное общество той эпохи. Какие же представления о верности и измене в нём существовали? На примере семьи Лариных мы видим, как менялись традиции: мать Татьяны и Ольги была выдана замуж против воли, но её дочери уже могли выбрать себе возлюбленного, даже если он не «выгодная партия» (как, например, Онегин). Однако целью всё равно было замужество. С другой стороны, на примере юности Онегина ярко показано, как распространены были среди городской молодёжи несерьёзные романы, мелкие интрижки и измены.

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» вопрос верности и измены раскрывается как в рамках отношений между людьми – любви, дружбы, – так и в социальном плане, то есть во взаимосвязи личного выбора человека и принятых в обществе моральных норм.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовь в понимании Онегина и Татьяны.

(по А.С. Пушкину «Евгений Онегин»)

В своем сочинении я хочу разобраться и понять, что значит любовь для Онегина и Татьяны. Хочется понять, почему Евгений и Татьяна не остались вместе, и, вообще, возможно ли это.

Евгений Онегин – неординарная фигура. Он имеет успех в обществе, популярность у дам, но, тем не менее, почувствовал скуку и уехал в деревню. В этом сложном духовном явлении, именуемым Евгением Онегиным, есть два главных центра. Один из них – равнодушие, охлажденность, другой центр описан в первой главе «но в чем он истинный был гений» - и далее следует характеристика Евгения, как «гения любви». В начале ее можно принять за иронию, усмешку, донжуанство героя. Мы видим свободного, модного, пылкого повесу, отступника модных наслаждений, врага и расточителя порядка.

Он не видит ни в чем смысла, равнодушен ко всему, кроме чувства собственного достоинства и независимости. Ему чуждо чувство любви, знакома лишь «наука страсти нежной». Трудно предположить, что через несколько лет этот черствый персонаж постигнет самозабвенное, непосредственное, поэтическое чувство. Ну, а пока он видит в девушках только потенциальных невест, планирующих, как после свадьбы потратить его состояние. Ольгу и Татьяну он воспринял точно также. Он удивился, узнав, что его друг (Ленский) влюблен в Ольгу:

Когда б я был, как ты, поэт

В чертах у Ольги жизни нет

Точь-в-точь в Вандиковой мадонне

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Он признался, что если бы был поэтом, выбрал бы Татьяну. Он не поэт, но замечает индивидуальность, необычность героини. Она привлекла его интерес своей таинственностью, малоуловимостью, одухотворенностью, глубиной. Нот он только выделил ее из двух сестер, ничего более. Другого интереса девушка у него не вызвала. Но его душу, не способную к глубоким чувствам, задело письмо Татьяны:

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил.

Прочитав письмо, Онегин почувствовал волнение души, он давно, а, возможно, и никогда не знал настоящего глубокого чувства, которое бы так волновало его. «Быть может чувствий пыл старинный им на минуту овладел», но Евгений вернулся с облаков на землю, переборов чувства, решил, что они не подходят друг другу, не решился испытать судьбу. Герой наделен умом, поэтому действует разумно, осознанно, но любовь и разум – разные вещи. Бывают моменты, когда нужно «отбросить в сторону» расчет, голову, а жить сердцем. Сердце же Евгения «заковано цепями» и разбить их очень сложно.

После смерти Ленского мы не видим героя, он уезжает, а возвращается совершенно другой, противоположный. Мы не знаем, что произошло с героем о время его путешествия, о чем он думал, что понял, почему «снял оковы с сердца», но мы видим другого человека, способного чувствовать и любить, переживать и страдать. Возможно, он понял, что неправильно поступил, отвергнув Татьяну, что зря решил не пробовать жить сказочной, воздушной жизнью, которой так восхищался Ленский, но вернуть ничего нельзя, и образ Тани «тает» в памяти Онегина.

Его встреча с Татьяной в Петербурге была для него неожиданностью:

«Ужели, - думает Евгений: - ужель она?..» оба героя изменились за эти 2 года. Татьяна следует совету Евгения:

«Учитесь властвовать собою,

не всякий вас, как я, поймет,

к беде неопытность ведет».

Евгений же становится чувственным и ранимым. Он влюбляется: считает часы до встречи с Таней, увидев ее, теряет дар речи. Героя переполняют чувства, он угрюм, неловок, но это не трогает душу Татьяны:

Неловкий он едва-едва

Ей отвечает голова

Его полна угрюмой думой.

Угрюмо смотрит он. Она

сидит, покойна и вольна.

Во всех поступках Евгения видна неопытность, он никогда не любил так, как это было сейчас. Свою юность – пору любви – он прожил жизнью взрослого, строгого равнодушного мужчины. Теперь же, когда эта пора прошла, и пришло время настоящей взрослой жизни, любовь делает его мальчишкой, неопытным и безумным.

В тоске любовных помышлений

И день, и ночь проводит он.

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо,

Или коснется горячо

Ее руки, или раздвинет

Пред нею пестрый полк ливрей,

Или платок подымет ей.

Онегин радуется каждой минуте жизни, проведенной рядом с Татьяной. Не обращает внимания на свой облик, болезненное состояние:

Бледнеть Онегин начинает:

Ей иль не видно, иль не жаль,

Онегин сохнет – и едва ль

Уж не чахоткою болеет.

Каждым своим поступком Евгений хочет заслужить внимание, нежный взгляд Татьяны, но она бесчувственна и холодна. Все свои чувства она спрятала далеко-далеко, она «заковала сердце цепями», как это когда – то делал Онегин. Нынешняя жизнь Тани – это маскарад. На ее лице маска, которая выглядит вполне естественно, но не для Евгения. Он видел ее такой, какой никто из окружающих ныне людей. Он знает нежную и романтичную, наивную и влюбленную, чувствительную и ранимую Таню. Герой надеется, что все это не могло бесследно исчезнуть, что под этой маской скрывается настоящее лицо девушки – деревенской Татьяны, выросшей на французских романах и мечтающей о большой и чистой любви. Для Евгения все это было очень важно, но постепенно надежда таяла, и герой решил уехать. На последнее объяснение с Татьяной он «идет на мертвеца похожий». Страсть его подобна страданиям Тани в 4 главе. Когда молодой человек пришел к ней в дом, то увидел настоящую Таню без маски и притворства:

…Простая дева

с мечтами, сердцем прежних дней,

теперь опять воскресла в ней.

Мы все видим, что деревенская Таня жива, и ее поведение лишь образ, жестокая роль. Теперь перенесемся в деревню и попытаемся понять, что значит любовь для Тани в начале и в конце романа.

Татьяна, как и Онегин, была чужой в семье. Она не любила шумные игры, застолья, никогда не ласкалась к родителям. Таня жила в другом, параллельном мире, мире книг и мечтаний.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

от окружающих, глубокая сосредоточенность на внутренних движениях души делают для Татьяны любовь более властной. В Онегине она увидела все лучшие стороны литературных героев, она влюбилась в образ, созданный писателями, обществом и самой Татьяной. Она живет мечтой, верит в счастливый конец романа, именуемого жизнью. Но мечты рассеиваются, когда Евгений отвечает на ее письмо, флиртует с Ольгой, убивает друга. Тогда Татьяна понимает, что мечты и реальность – разные вещи. Герой ее мечтаний далек от человечности. Мир книг и мир людей не могут существовать воедино, их нужно разделять. После всех этих событий Татьяна не страдает, не старается забыть возлюбленного, она хочет его понять. Для этого девушка посещает дом Евгения, в котором она узнает другие, тайные стороны Онегина. Только сейчас Таня начинает понимать, осмысливать поступки героя. Но она поняла его слишком поздно, он уехал, и неизвестно увидятся ли они еще. Возможно, девушка так бы и жила мечтами о встрече, изучением его души, проводя время в его доме. Но произошло событие, изменившее жизнь Тани. Ее увезли в Петербург, выдали замуж, разлучили с родной природой, книгами, деревенским миром с рассказами и сказками няни, с ее теплотой, наивностью, сердечностью. Все то, с чем ее разлучили, составляло любимый круг жизни героини. В Петербурге она никому не нужна, ее провинциальные взгляды кажутся там странными и наивно смешными. Поэтому Таня решает, что лучшим в данном случае будет спрятаться под маской. Она прячет свои привязанности, становится образцом «безупречного вкуса», верным снимком благородства, изысканности. Но, я уверена, что Таня постоянно вспоминает ту безмятежную жизнь, полную надежд и мечтаний. Она помнит любимую тихую природу, помнит Евгения. Она не старается «похоронить» деревенскую Таню, а просто не показывает ее окружающим. Мы видим, что внутренне Таня ничуть не изменилась, но теперь у нее есть муж, и она не может безрассудно отдаться любви.

Размышляя над тем, что значит любовь для Татьяны в конце романа, (так как мы уже поняли, что в начале любовь играла большую роль в жизни героини) я пришла к такому выводу. Таня осталась той же, поэтому иногда позволяет себе задуматься, помечтать о другой жизни, полной любви и нежности. Но она, выросшая в духе патриархального дворянства, не может разорвать брачные узы, не может строить свое счастья на несчастье своего мужа. Поэтому она предается воле судьбы, отвергает любовь и живет в мире, полном лжи и притворства.

В начале романа, когда счастье героев кажется таким близким, Онегин отвергает Татьяну. Почему? Просто потому, что он не только жесток, но и благороден. Он понимает, что счастье будет недолгим и решает отвергнуть Таню сразу, чем постепенно мучить ее. Он видит безнадежность их отношений, поэтому решает расстаться, не начав от ношений. В конце романа ситуация меняется, герой живет своей любовью, она значит для него очень много. Но теперь решающее слово за героиней. Но и она отказывается от отношений. Опять же, почему? Девушка воспитана по старинным обычаям. Изменить мужу, уйти от него для нее невозможно. За этот поступок ее бы осудили все: семья, общество, а, в первую очередь, она сама. Мы видим разные характеры героев, воспитание, мировоззрение, различное отношение к любви. Чтобы их соединить, нужно изменить все эти качества, все эти данные, но тогда мы увидим не Евгения Онегина и Татьяну Ларину, а совершенно других героев, с другими качествами. Но кто может поручиться, что этих людей потянет друг к другу, как наших героев?