«Автобиографическая повесть. Автобиографическая проза М. Горького («Детство», «В людях»)

1) История создания повести Л.Н. Толстого «Детство». Изучая себя и окружающий мир, Л.Н. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и вскоре написал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Повесть Л.Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность».

2) Особенности жанра автобиографической повести. Автобиография - повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Автобиографическая повесть - художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла. Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести.

Чем автобиография отличается от автобиографической повести? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя.)

Каковы основные особенности автобиографической повести? (наличие художественного вымысла, передача писательских чувств, эмоций, мыслей)

3) Особенности повествования в повести «Детство».
Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни - детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.

4) Характеристика героев повести Л.Н. Толстого «Детство».

Образ Николеньки Иртеньева.
Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Тёплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Лёвушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Как происшествие со скатертью характеризует главного героя повести? Почему, когда Наталья Савишна подошла к Николеньке со словами прощения, ему стало стыдно? (Ни-коленьке стало стыдно, так как он до этого крайне непочтительно думал о ней.)

Как раздумья об отце и Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести - Николеньку? (как человека вдумчивого, стремящегося разобраться в сути поступка)

С каким человеком у главного героя ассоциируются лучшие воспоминания о детстве? (с матушкой)

Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь? (слитая воедино любовь к матери и к Богу)

Образ матушки.

Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою - маленькому Николеньке Иртеньеву? («её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала»)

В какой момент матушка вся преображалась и её лицо становилось просто прекрасным? (когда матушка улыбалась)

Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком? (семейная, тёплая, дружественная) Кто из домашних формирует такую атмосферу? (матушка)

Образ отца.

Каким характеризует своего отца главный герой? (Николенька характеризует своего отца как человека прошлого века, который во многом не понимал современных людей; большую часть жизни проводил в увеселениях.)

Какие две страсти были на протяжении всей жизни у отца? (карты и женщины)

Назовите основные черты, характеризующие отца? (оригинальность, практичность)

Образ Карла Ивановича.
Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нём же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Эта личность должна была, несомненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор «Детства» с особенной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру. Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.

Кто такой Карл Иванович? (немец-воспитатель мальчиков в семье Иртеньевых)

Как ведет-себя Карл Иванович за утренним чаем в главе «Машап»? (крайне почтительно)

Как такое поведение характеризует Карла Ивановича? (как человека почтенного, воспитанного, благонравного)

Что изменяется в поведении Карла Ивановича во время одного из занятий с мальчиками? (Карл Иванович становится более раздражительным, нервозным.)

Что узнает читатель из разговора Карла Ивановича с Николаем? (что дети выросли и вскоре поедут учиться в Москву, а услуги Карла Ивановича больше не понадобятся)

Какой порок считает Карл Иванович самым тяжким? Как вь! думаете почему? (неблагодарность, так как люди слишком быстро забывают благодеяния)

Образ Натальи Савишны.
Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому её сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Не просто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась её. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от неё: «... я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Её бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны - кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью и свое поведение в данном эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Как поступила жизнь с Натальей Савишной? (сурово)

Охарактеризуйте Наталью Савишну/(добрая, чуткая, отзывчивая женщина)

Почему Наталья Савишна не приняла вольной? (восприняла вольную как стремление от нее избавиться)

Какие основные черты, по мнению Николеньки, характеризуют всю жизнь Натальи Савишны? (любовь и самопожертвование)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 4 г.Волгограда

Конспект урока по литературе
в 7 классе

М. Горький. «Детство» (главы).

Автобиографический характер повести.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Гузенко Ирина Владимировна

г. Волгоград

2013 год

Цели урока:

Исследовать жизненный и творческий путь писателя М. Горького;

Углубить представление семиклассников о художественной автобиографии;

Совершенствовать навыки анализа текста, его выразительно-изобразительных средств;

Развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения.

Оборудование:

Для учителя: к онспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), мультимедийный проектор, экра н, компьютер.

Для учащихся: т екст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник .

Методические приемы : рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, комментированное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями.

Запись на доске : «Дети - это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу троительства новых форм жизни». М.Горький Форма урока: синтетический урок.

Ход урока

    Организационный момент.

Здравствуйте. Приготовьте, пожалуйста, все необходимое к уроку.

    Постановка целей урока.

Слайд 1 Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня нам предстоит исследовать творческую биографию известного писателя, драматурга, литературного деятеля – Максима Горького, а также более подробно познакомиться с жанром художественной автобиографии.

Начну я свой рассказ словами Владислава Ходасевича, писателя, современника М.Горького, который в 1916 году в Париже писал: «В известности не мог с ним сравниться ни один из русских писателей, которых мне приходилось встречать. Он получал огромное количество писем на всех языках. Слава приносила ему много денег, он зарабатывал около десяти тысяч долларов в год, из которых на себя тратил ничтожную часть. В пище, в питье, в одежде был на редкость неприхотлив. Горький раздавал деньги, не сообразуясь с действительной нуждой просителя и не заботясь о том, на что они пойдут. Я не видал человека, который носил бы свою славу с большим умением и благородством, чем Горький. Он был исключительно скромен и эта скромность была неподдельная».

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

- Цель нашего занятия – познакомиться с жизнью и творчеством М.Горького, углубить представление о жанре автобиографии, а также проанализировать 1 главу повести.

Слайд 2 Слово учителя. Коллективная работа .

Ребята, внимательно послушайте мой рассказ о жизни и творчестве писателя и сформулируйте 2-3 вопроса, которые вы сможете задать любому ученику из класса.

Примечание: такое задание способствует концентрации внимания каждого ученика, развивает умение систематизировать, обобщать полученные сведения. Необходимо предупредить учеников, что высоко будут оцениваться вопросы, не связанные с датами, которые чаще всего стараются задать ребята, а вопросы о самых важных событиях из жизни писателя.

- Горький Максим, настоящие фамилия и имя Пешков Алексей Максимович, родился 16 марта 1868 в Нижнем Новгороде. Отец , Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. Мать , Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи. Большая семья Кашириных - кроме Василия Каширина с женой, в доме, где поселились Максим и Варвара, жили их два сына с женами и детьми - не была дружной, отношения Максима Савватиевича с новой родней не ладились, и в первой половине 1871 года Пешковы уехали из Нижнего в Астрахань.

Своего доброго, неистощимого на выдумки и веселого отца Алексей почти не помнил: он умер 31 года, заразившись холерой от четырехлетнего Алеши, за которым самоотверженно ухаживал. После смерти мужа Варвара с сыном вернулась к отцу в Нижний.

Слайд 3

Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения. К Кашириным мальчик попал в то время, когда их "дело" клонилось к упадку. Кустарный красильный промысел вытесняло фабричное крашение, и надвигающаяся бедность многое определила в жизни большой семьи. Дядья Алеши любили выпить, а выпив - били друг друга или своих жен. Попадало и детям. Взаимная вражда, жадность, постоянные ссоры делали жизнь невыносимой. Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания и одно из самых ярких - о бабушке Акулине Ивановне, "изумительно доброй и самоотверженной старухе", которую писатель всю жизнь вспоминал с чувством любви и уважения.

Семи лет Алеша пошел в школу, но проучился всего месяц: заболел оспой и чуть не умер. В январе 1877 года его определили школу для городской бедноты. 5 августа 1879 года от скоротечной чахотки (туберкулеза легких) умерла мать, а через несколько дней после похорон дед сказал: - Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди... Алеше минуло одиннадцать лет. Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба». Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Позже Горький принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками.

Слайды 4,5 .

В 1896 году Горький женился на Екатерине Волжиной, которая работала корректором в «Самарской газете» и была на 10 лет моложе Горького. У них родился сын Максим, а позднее и дочь Екатерина.

Слайд 6

В 1900 году Горький вступил в издательское товарищество «Знание» и десять лет был его идейным руководителем, объединив вокруг себя писателей, которых считал «передовыми». С его подачи здесь вышли книги Серафимовича, Леонида Андреева, Бунина, Скитальца, Гарина-Михайловского, Вересаева, Мамина-Сибиряка, Куприна и др.

Слайд 7

В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». И писателям, и читателям понравилось, что в литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных, слоёв, а «снизу», из народа.

Слайд 8

1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).

В 1928 Горький возвратился на родину, организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

- Теперь приступим к вопросам, которые вы сформулировали (ученики задают вопросы одноклассникам).

Слайд 9 Беседа по вопросам. Понятие о художественной автобиографии.

В годы реакции Горький начал писать автобиографическую трилогию. Первая часть - повесть «Детство» - появилась в 1913-1914 годах. Вторая часть- «В людях» - была напечатана в 1916 году, и третья - «Мои университеты» - уже после революции, в 1923 году. Что рассказал Горький о своем детстве? Сопоставьте факты биографии писателя, услышанные сегодня с эпизодами из повести «Детство».

(Ученики отмечают, что в повести имя главного героя совпадает с именем автора. Алеша Пешков болел холерой летом 1871 года в Астрахани в возрасте 3 лет. Его отец ухаживал за сыном, заразился и умер. В главе 1 читаем: «Я был тяжко болен, - только что встал на ноги; во время болезни – я это хорошо помню – отец весело возился со мною, а потом вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек». После смерти отца мать с сыном возвращаются в семью матери. Находим подтверждение этого факта в повести. Ребята приводят и другие примеры.)

- Итак, как вы уже поняли, повесть «Детство» автобиографическая. Но почему же мы считаем создание автора не просто автобиографией, а именно художественным произведением?

( Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание») - последовательное описание человеком событий собственной жизни, написанное, как правило, в публицистическом стиле, тогда как в повести есть много доказательств художественности текста: эпитеты, метафоры, сравнения, описания внешности героев, лирические отступления, размышления героев, диалоги и т.д. Задачей Горького было не только рассказать о своем детстве, но и обобщить все негативные стороны жизни целого социального слоя. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху).

Дети записывают понятие автобиографии в тетрадях и приводят примеры использования писателем выразительно-изобразительных средств языка.

    Динамическая пауза (проводится в виде физкультминутки или разминки для глаз).

Попробуем сравнить воспоминания некоторых писателей с впечатлениями М.Горького о детстве. Как вы считаете, есть ли то-то общее в восприятии детства авторами или они совершенно не похожи?

Слайд 10

Л.Толстой : «Вернется ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями к жизни?».

Слайд 11

Ф. Достоевский : «Знайте то, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Ребята обсуждают высказывания авторов, сопоставляют высказывания с впечатлениями от повести. - Мы видим, что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему. IV . Комментированное чтение и обсуждение главы 1. Анализ основных героев повести.

- «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». О ком эти строки? Какой предстает перед нами бабушка Алеши. Что вы можете рассказать о ней? Как она выглядит?

Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом». Жизнь у нее действительно «темная»: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата».

Слайды 12,13


- Как раскрывается образ бабушки в сцене на пароходе? Как она говорит? Какую основную черту выделяет писатель?

Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». «Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много», «плясала, словно рассказывала что-то», разговаривала с Богом («Он поймет. Ему что ни говори – он разберет…») и Богородицей («Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..») как с равными, с лошадьми («Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!»), птицами, растениями, домовым.


Слайд 14


- Что вспоминает Алеша о своей матери? Почему матери не хотелось возвращаться в дом отца? Как мы можем описать ее настроение и состояние, опираясь на текст?

Мать редко выходила на палубу, молчала. «Ее большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако…» . Мать считала Алешу виноватым в смерти ее мужа, отца мальчика, поэтому была так молчалива и грустна. К тому же в семье Кашириных были разногласия из-за раздела наследства.

Слайд 15


- Какое первое впечатление производят на Алешу родственники? Перечислите их имена и родственную связь с Алешей.

«Дед с матерью шли впереди всех. За ними молча двигались дядья: черный гладковолосый Михаил, сухой, как дед, светлый и кудрявый Яков, какие-то толстые женщины в платьях и человек шесть детей, все старше меня и все тихие. И взрослые и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась».


Слайд 16


- Каким Алеша увидел дом, двор деда Каширина?

«Двор был тоже неприятный: весь завешен огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою…».

Вывод: Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, как-то сразу почувствовал холод, одиночество, неприязнь. Ему не понравились все его родственники и только бабушка оставалась единственной надеждой на спасение в это мрачном мире.

    Итог урока. Домашнее задание.

Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с биографией М. Горького, определили, что повесть «Детство» автобиографична и в тоже время насыщена художественно-изобразительными средствами языка, которые проявляются и на уровне лексики, и на уровне синтаксиса. Также мы познакомились с главными героями повести.

Слайд 17 Домашнее задание:

    ответить на вопрос: кто помог Алеше пережить его детские обиды, помог ему в постижении любви и добра? индивидуальные задания: подготовить сообщение «Алеша и Цыганок» (гл.2, 31) и «Алеша и Хорошее Дело» (гл.8). инсценировать эпизод «Ученье».
Дополнительная литература для учеников: 1.Редакция газеты «1 сентября»: "Читая Горького" // Газета «1 сентября».-N17/2000. - 2. Генри Заднепровский. "Музей-квартира А.М. Горького в Нижнем Новгороде" // Газета «1 сентября».-N12/2007. -

Список использованной литературы :

    Вайнберг И. Страницы большой жизни. Москва, 1980 г.

    Горький М. «Детство». Москва, Просвещение 1982 г.

    Горький в школе. Сборник статей под редакцией Голубкова В.В. Москва, 1960 г.

    Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 6 – 7 классах. Киев, 1977 г.

    Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Методические советы. Книга для учителя. Москва, Просвещение, 1995 г.

    Снежевская М.А., Шевченко П.А., Курдюмова Т.Ф. и др. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература». 6 класс. Москва, Просвещение, 1986 г

    Ходасевич В. Ф. Колеблемый треножник: Избранное.- М.: Советский писатель, 1991.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
    Биография М.Горького. // Урок в формате А4. - http :// www . a 4 format . ru / author . bio . php ? lt =195& author =27& dtls _ bio =1 Фотоальбомы М. Горького. // Урок в формате А4. - http :// www . a 4 format . ru / author . photo . php ? lt =195& author =27

    Бабушка и Алексей:

    http :// img . read . ru / images / illustrations /129723846926378914. jpeg

    Бабушка в кругу детей:

    http :// ussr . u - maxa . ru / post - image /2012-10/ detstvo _ gorkogo -786/ kadr -2. jpg

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина в определенную эпоху, осмысленная в социальном плане. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир. писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ,- русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их.

Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в главе XII, они являются как бы эпиграфом ко всей повести, ее ведущей мыслью.

Не по хронологическим вехам, последовательно и спокойно движется повествование: яркие картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка при столкновении с действительностью: мрачное и трагическое дано в противопоставлении со светлым и радостным, что, как известно, производит наиболее сильное впечатление на душу ребенка. Так, на смену тяжелому впечатлению от трагической смерти отца приходит ощущение счастья и близости с необыкновенным человеком - бабушкой; описание жестокости деда во время наказания у себя соседствует с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка. Такой постоянный контраст подсказывает и определенное методологическое направление в работе над произведением.

С одной стороны, важно показать «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, а также раскрыть, как расширялись представления мальчика о нравах собственнического мира за пределами дома деда. С другой стороны, важно показать огромное влияние на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой».

Именно от выявления впечатлений героя-рассказчика, его реакций, отношения к различным явлениям действительности, к людям, окружающим его, можно идти к пониманию идей автора, выраженных им в широких жизненных картинах. Эти сложные задачи реализуются в построении уроков таким образом, чтобы светотени повести перемежались, как это диктуется композицией произведения.

Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения не нов для нас данного класса, и все же сложность в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта. Именно то обстоятельство, что рассказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ происходящего, обязывает учителя быть особенно чутким в работе над произведением. Главное, чтобы Читатели поняли пафос произведения Горького, его страстное желание вызвать в душе читателей отвращение к «мерзостям жизни», какое бы обличив они не принимали, горячую любовь к душевно щедрому, нравственно стойкому и талантливому русскому народу.

Вступительное слово учителя может основываться на материале статьи о Горьком, имеющейся в хрестоматии. Это не биография писателя, не характеристика его творчества. Это рассказ о подвиге Горького, которым являлась вся его жизнь, о его книгах, повествующих о жестоких судьбах русского народа в прошлом, о замечательных людях из народа. Одна из таких книг - « », первая часть автобиографической трилогии.

«Какой видит Алеша бабушку?» - спросит Читатель нас. Выделение деталей портрета, осмысление их функциональной значимости позволяет вести разговор о том, что у каждого писателя свои способы изображения героя. В данном случае речь идет о портрете-впечатлении, портрете-оценке, которую дает писатель героям. Рассматривая под таким углом зрения портрет бабушки, мы увидим, что глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», что «вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом», что слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка - движения ласкового зверя.

Именно эти оценки помогают понять отношение Алеши, почувствовать, что бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки: «Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!» - Горький воспринимает как «крик ее сердца, лозунг всей жизни».

Первое впечатление усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает автор-рассказчик бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши к миру; «Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком,- это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Обращая внимание нас на особенности портрета в повести, где не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика, мы тем самым развиваем у у себя умение понимать это отношение. Так, Алеша еще ничего не знает о своем деде. Но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ии одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к себе. Алеша чувствует властность, энергию деда: «Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок». Рыжая бородка, птичий нос, зеленые глазки настораживают Алешу. Алешу обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» внука в сторону, как вещь. Алеша сразу «почуял в нем врага». Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные…

Нарастающее в душе мальчика чувство одиночества и отчужденности накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной», окна - «выпученными», двор - «неприятным». Здесь суетятся «сердитые» люди, «стаей вороватых воробьев» мечутся носишки. Таковы первые впечатления Алеши.

Халанская Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Ивдель
Наименование материала: методическая разработка
Тема: М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести "Детство" (первый урок)
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: среднее образование

Тема урока. М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (первый урок)

Предмет: литература

Класс: 7

Цель : формировать умение учащихся анализировать и синтезировать учебный материал, развивать умение свободно

мыслить по теме; помочь осмыслить основные этапы жизни и творчества писателя; подготовить учащихся к восприятию

творчества А. М.Горького, художественного мира

автобиографического цикла, повести «Детство».

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация к познанию, умение оценивать ситуации и поступки. Самосознание.

Метапредметные :

регулятивные УУД : определять и формировать цель деятельности, осуществлять действия по реализации плана;

осуществлять

самоконтроль;

определять

успешность

понимать

неуспеха,

находить способы выхода из такой ситуации. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки с помощью членов группы. Определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из

имеющихся критериев.

познавательные УУД : выполнять анализ и синтез, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для

решения предметной учебной задачи; выстраивать логическую цепь рассуждении; относить объекты к известным

понятиям; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; представлять информацию в

виде опорного конспекта; сопоставлять и отбирать полученную информацию.

коммуникативные УУД : оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения,

аргументируя её; учиться критично относиться к своему мнению, понимать позиции других; организовывать

учебное взаимодействие в группе; быть готовым корректировать свою точку зрения; предвидеть последствия

коллективных решении; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Образовательная – отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ

ключевых сцен, эпизодов.

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

Развивающая

анализировать

прочитанное,

составлять

творческие

исследовательского

характера.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации,

понимать других и себя.

Оборудование: мультимедийная установка, презентации, выставка книг: С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Максим Горький «Детство», Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Куприн «Белый пудель», А. Погорельский «Черная

курица или подземные жители», Л.Толстой «Детство».

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организацион

ный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверка посещаемости обучающихся.

Приветствие преподавателя,

настрой на урок

2. Актуализация

Обратите внимание на книги, представленные перед вами. С какими-то из

них вы уже знакомы.

Кто является главными героями этих произведений?

обучающиеся осмысливают

информацию:

главные герои - дети

3. Определение

озвучить

определите

произведений и слов Ф.Достоевского (записаны на доске)

«Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь

какое-нибудь

воспоминание,

вынесенное

детства…»

обучающиеся осмысливают

информация; высказывают

свои предложения по теме

Целеполагание.

Определим тему урока.

Давайте познакомимся с творчеством М. Горького, фактами из его

Узнают факты из биографии

и творчества М. Горького

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

биографии. (материалы учебника о биографии писателя)

5. Изучение

материала

Несколько обучающихся (подготовленных заранее) выступают с

сообщением: «Особенности раннего творчества М. Горького»

Особенности творчества М. М. Горького.

1. В Горьком будто жили два человека: художник и публицист. И

если публицист призывал своих собратьев писать о сталинских лагерях и

не замечал трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе

личности в страшной действительности ХХ века, лишающей человека

естественной для него социальной и творческой свободы.

Проблема человеческой свободы или несвободы – центральная тема

всего творчества Горького. В первых рассказах писателя она прозвучала

как гимн романтически трактуемой полной свободы личности от всех

внешнего

социального

сомнения

ценности

человека.

Последнее

произведение Горького – «Жизнь Клима Самгина» - подводит читателя к

выводу о невозможности обретения личностной свободы в трагических

условиях российской действительности ХХ века.

Вопрос о свободе – вопрос философский, и каждая эпоха, в том числе

и литературная, трактует его по-своему, опираясь на господствующие

философские положения.

2. В новом типе реализма, появление которого связано с именем

Горького, формируется новая концепция личности – человек не просто

реагирующий на окружающую его жизнь, а созидающий, реализующий

себя не в сфере частной интриги, а на общественном поприще. Кроме

реализме

качестве

типичных

обстоятельств,

воздействующих

личность,

утверждается

историческое

осмысливают информацию;

слушают индивидуальные

сообщения учащихся;

просмотр слайдов

презентации; изучают

материал; выделяют

основные особенности

творчества М.Горького

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

человеку, герою новой литературы, доверено выступать отцом истории.

Писатель

намечает

возможных

взаимоотношений

личности и исторического времени: контакт с ним и отчуждение от

Отчужденный

отчужденный

исторического

человек – два полюса, два гигантских разнозаряженных магнита, между

которыми формируется горьковская концепция человеческой личности.

Поставив частную человеческую судьбу в контекст исторического

времени, настаивая на непременности этой связи, писатель изменил всю

систему ценностей, предложенную романической традицией прошлого

столетия. Самым важным, самым ценным мыслится уже не личность,

не ее право внутренней жизни и тайной свободы, на чем настаивал еще

общественная,

ценность

личности

ставится

прямую зависимость от участия в этой жизни.

Традиционные

пропорции

взаимоотношений

человека

горьковских произведениях смещены. Теперь человек не находится в узких

рамках среды, а выходит один на один со своей эпохой, хочет он того или

Горький осмыслил взаимосвязь характера и истории как фатальную

и увидел в ней начало, возвышающее человека, способного на контакт с

ведущей исторической закономерностью. Нежелание или неспособность

личности

контакту

воспринимал

негативное

отказывал такому герою в праве на сочувствие и уважение.

Горького

присутствуют

предмета

изображения:

объективной

действительности

сознания

действительность

воспринимающего.

Взаимодействие

предметов формируют конфликт между реальностью и ее восприятием

и в конечном счете – проблематику произведения.

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

3. Романтические рассказы Горького

В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем

как писатель – романтик. Для романтического сознания соотнесенность

характера с обстоятельствами немыслима – отсюда и главная черта

романтического художественного мира – двоемирие. Противостояние

романтика

действительности, романтика

окружающего

основная черта этого литературного направления.

представлены

романтических

рассказов Горького. Их сознание и характеры с подчас таинственными

противоречиями

становятся

предметом

изображения.

Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом

характере – любовью и гордостью

– мыслится как совершенно естественное, и разрешиться оно может

лишь смертью.

Композиция

повествования

романтических

рассказах

подчинена

наиболее

показать

главного

романтическая легенда – важнейшее средство для создания его образа. С

черты личности, с точки зрения его героев, достойны уважения или

презрения.

систему координат, исходя из которой могут быть судимы сами.

Очень важной композиционной особенностью ранних романтических

рассказов Горького – наличие образа повествователя, которым является

автобиографический герой.

пристальный,

заинтересованный

автобиографического героя и выхватывает из встреч, дарованных ему

интересные

неоднозначные

характеры,

оказываются главным предметом изображения и исследований. В них

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

исследовать его сильные и слабые стороны. Взгляд автобиогр. героя

реалистичен,

доступно

осознать

ограниченность

романтического миросозерцания.

открывает

совершенно

национальной жизни. Россия через таких людей познавала себя.

6. Закрепление.

Опрос обучающихся на закрепление информации по биографии и ранних

рассказов писателя.

Настоящее имя М. Горького? (Алексей Максимович Пешков)

напечатанный

псевдонимом

(«Макар Чудра»)

направлению

творчество

Горького? (романтизм)

Какая проблема является центральной всего творчества Горького?

(проблема человеческой свободы или несвободы)