Анализ сцены игры в драме маскарад. Нина рассказывает обо всем Звездичу. Арбенин обнаруживает пропажу браслета

В пьесе «Маскарад» (1835-1836) проявилось прекрас­ное знание законов сценического действия и во всем блеске открылся талант М.Ю.Лермонтова как драматурга. Одновременно здесь выразился его критический подход к изображению «двойной» жизни верхов России. Пьеса по праву вошла в историю русской драмы и театрального искусства.

Исследователь Д.Е.Максимов заметил: «Эта драма - романтическое произведение с мятежным романтическим героем, с бушеванием трагических страстей, с лирической партией чистосердечной и прелестной героини, с Мефис­тофелем, скрывающимся под маской бытового персонажа (Казарин), с таинственным незнакомцем, одержимым «долгом мести», и с отравлением».

Все признаки романтического мировосприятия свой­ственны «Маскараду» Лермонтова. В характерах персона­жей он выделяет обычно одну ведущую черту и максималь­но укрепляет ее. Испытываемые ими чувства доводятся до крайнего накала и превращаются в кипящие страсти. Мстительный незнакомец живет одним стремлением - отомстить Арбенину. Арбенин швырнул Звездичу карты в лицо, Звездич скомпрометирован и поэтому готов участво­вать а любой интриге, лишь бы отомстить обидчику. В этой среде Арбенин выделяется действительно незаурядными способностями, но и он живет одной страстью. И когда ему показалось, что его жена неверна ему, он присвоил себе право судить и казнить единолично. Как ни презирает он светскую толпу, но и он живет по ее законам и отравляет Нину.

При всем том этой романтической драме присущи некоторые особенности, отличающие ее от безусловно ро­мантических произведений.

Антидворянская направленность пьесы была замечена театральной цензурой, упорно воспрещавшей ее постанов­ку на сцене. Лермонтов соглашался смягчить некоторые из резких характеристик, но отказался превратить свою драму в произведение с благополучной развязкой. Не могло быть благополучного разрешения конфликта для Арбенина. По мнению литературоведов, герой драмы - «плоть от плоти этой среды: порвав с ней, он не смог освободиться от ее представлений и психологии».

Заподозрив Нину в измене, он уже не в силах изба­виться от ошибочного предположения, «не может поверить в невинность «ангела», любовь к которому стала его пос­ледним прибежищем».

Поступки и раздумья Арбенина, а также суждения других персонажей свидетельствуют о том, что Лермонтов не намеревался ограничить свою творческую задачу лишь критикой светского общества. В процессе сценического действия постепенно выдвигается на первый план большая философская проблема. Поэт обнаруживает, что в мире безраздельно царствует зло. Оно кажется изначальным и вечным элементом мироздания. Но ведь эта власть зла противоречит понятию о справедливости! Зло должно быть так или иначе «отменено».

Лермонтову не удалось увидеть свою драму на сцене. Не была она и опубликована при его жизни. Лишь много десятилетий спустя она прочно вошла в репертуар театров России.

«Маскарад», анализ пьесы Лермонтова, сочинение

«Маскарад» - драматическая пьеса М. Ю. Лермонтова в стихах - произведение, которое поэт создал непосредственно для постановки на сцене, чего при жизни увидеть ему так и не удалось. Пьеса была написана в 1835 году, изначально в трёх действиях, и заканчивалась смертью главной героини. Однако, драматическая цензура во главе с шефом жандармерии Бенкендорфом, пьесу к постановке не допустила. Причиной сему было посягательство поэта на костюмированные балы в доме влиятельных в ту пору Энгельгардтов, расцененное как вызов всему петербургскому великосветскому сообществу. История повторялась ещё дважды, и так же дважды Лермонтов переделывал сюжет. В итоге свет поэма увидела уже после смерти поэта, в 1842 году, в весьма сокращённом варианте, и только через 30 лет была напечатана полностью.

«Маскарад» не зря вызвал такую реакцию у чиновников от цензуры. Лермонтов хорошо знал сущность жизни русской аристократии и тематику театральных безлико-патриотичных постановок. Он создал произведение-вызов, обнажающее все те пороки, которые были присущи великосветскому обществу Петербурга начала 19 века. Назвав пьесу «Маскарад», Лермонтов имел в виду не только момент костюмированного бала в доме у Энгельгардтов. Всё происходящее в жизни общества он считал клубком завуалированных интриг, скрытых преступлений и замаскированных пороков, неприемля такой образ существования. Своё отношение к происходящему в кругах петербургской знати, он вложил в образ главного героя, Евгения Арбенина.

Арбенин, будучи частью этого общества, - один из участников «маскерада» жизни с его лицемерием и эгоизмом, интригами и фальшью, карточными играми и костюмированными балами. Арбенина нельзя назвать положительным героем. Он - карточный шулер, разбогатевший на этом. Но сила его духа и ума позволяют вырваться из порочного круга, чтобы начать новую жизнь.

Все перечувствовал, все понял, все узнал,

Любил я часто, чаще ненавидел,

И более всего страдал!

Сначала все хотел, потом все презирал я,

То сам себя не понимал я,

То мир меня не понимал.

Тем не менее, он реально ощущает невозможность достижения спокойствия и свободы души в мире, где смещены понятия чёрного и белого, и в этом его трагизм. Опыт предыдущей жизни навсегда поселяет в его душе неверие людям и недоверие ко всем, его окружающим, и жизни в целом. Он не любит общество «масок» , и оно пытается ответить ему тем же.

Под маской все чины равны,

У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.

И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело.

Евгений хочет уйти от реальности, забыв о карточных играх и пристав к тихой семейной гавани. После долгого соприкосновения с обществом порока и разгула, он боготворит свою юную жену, чистую и целомудренную Нину, он «воскрес для жизни и добра». Ныне он живёт только одним - любовью к своей жене.

Ты молода летами и душою,

В огромной книге жизни ты прочла

Один заглавный лист, и пред тобою

Открыто море счастия и зла.

Нина ангельски непосредственна, она по-детски обожает праздники, «и блеск, и шум, и говор балов» , и часто проводит время на них допоздна. Неудивительно, что именно бесхитростная Нина становится жертвой интриг и маскарадных сплетений судьбы.

Общество мстит Арбенину в лице окружающих его «масок», выискав его самое больное место и ударив по нему расчётливо и хладнокровно. Лицемерная баронесса Штраль, закрутившая трагическую интригу, пытаясь спасти своё положение в обществе, подставляет под удар Нину. Шприх, сущность которого Арбенин понял сразу

Улыбка злобная, глаза… стеклярус точно,

Взглянуть - не человек, - а с чертом не похож.

мстит за помощь Евгения князю Звездичу. Бывший сокартёжник Казарин, пытаясь вернуть Арбенина в карточные игры, как хорошего партнёра, подливает масла в огонь, после чего Евгений окончательно разочаровывается в Нине:

Прочь, добродетель: я тебя не знаю,

Я был обманут и тобой…

Чёрным демоном вьётся вокруг Арбенина Незнакомец. Когда-то Евгений лишил его всех средств, выиграв по-крупному в карты и не простив долга. Много лет тот вынашивает план мести, который наконец-то претворён в жизнь. Именно он открывает Евгению глаза на то, что Нина невиновна.

Арбенин пытается освободиться от нравственных устоев окружающего его общества, но всё же идёт на поводу у него, поверив в измену Нины. Отравив её, он не просто расплачивается с ней за якобы неверность, он мстит за крушение того единственного светлого в его жизни, что у него оставалось…

Мысли и действия Арбенина и других персонажей говорят о том, что автор своей пьесой не только пытался раскритиковать существующее светское общество, он предостерегал от нарастающего безраздельного царствования зла и самых низменных качеств и поступков.

«Маскарад» - самая зрелая драматическая пьеса Лермонтова, в ней прослеживается отточенное мастерство автора: богатый язык, меткие фразы, фактурные диалоги, глубина образов, конкретность проблематики, что заслуженно ставит пьесу в ряд лучших произведений русской драматургии.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Впьесе «Маскарад» (1835-1836) проявилось прекрас­ное знание законов сценического действия и во всем блеске открылся талант М.Ю.Лермонтова как драматурга. Одновременно здесь выразился его критический подход к изображению «двойной» жизни верхов России. Пьеса по праву вошла в историю русской драмы и театрального искусства.

Исследователь Д.Е.Максимов заметил: «Эта драма - романтическое произведение с мятежным романтическим героем, с бушеванием трагических страстей, с лирической партией чистосердечной и прелестной героини, с Мефис­тофелем, скрывающимся под маской бытового персонажа (Казарин), с таинственным незнакомцем, одержимым «долгом мести», и с отравлением».

Все признаки романтического мировосприятия свой­ственны «Маскараду» Лермонтова. В характерах персона­жей он выделяет обычно одну ведущую черту и максималь­но укрепляет ее. Испытываемые ими чувства доводятся до крайнего накала и превращаются в кипящие страсти. Мстительный незнакомец живет одним стремлением - отомстить Арбенину. Арбенин швырнул Звездичу карты в лицо, Звездич скомпрометирован и поэтому готов участво­вать а любой интриге, лишь бы отомстить обидчику. В этой среде Арбенин выделяется действительно незаурядными способностями, но и он живет одной страстью. И когда ему показалось, что его жена неверна ему, он присвоил себе право судить и казнить единолично. Как ни презирает он светскую толпу, но и он живет по ее законам и отравляет Нину.

При всем том этой романтической драме присущи некоторые особенности, отличающие ее от безусловно ро­мантических произведений.

Антидворянская направленность пьесы была замечена театральной цензурой, упорно воспрещавшей ее постанов­ку на сцене. Лермонтов соглашался смягчить некоторые из резких характеристик, но отказался превратить свою драму в произведение с благополучной развязкой. Не могло быть благополучного разрешения конфликта для Арбенина. По мнению литературоведов, герой драмы - «плоть от плоти этой среды: порвав с ней, он не смог освободиться от ее представлений и психологии».

Заподозрив Нину в измене, он уже не в силах изба­виться от ошибочного предположения, «не может поверить в невинность «ангела», любовь к которому стала его пос­ледним прибежищем».

Поступки и раздумья Арбенина, а также суждения других персонажей свидетельствуют о том, что Лермонтов не намеревался ограничить свою творческую задачу лишь критикой светского общества. В процессе сценического действия постепенно выдвигается на первый план большая философская проблема. Поэт обнаруживает, что в мире безраздельно царствует зло. Оно кажется изначальным и вечным элементом мироздания. Но ведь эта власть зла противоречит понятию о справедливости! Зло должно быть так или иначе «отменено».

Лермонтову не удалось увидеть свою драму на сцене. Не была она и опубликована при его жизни. Лишь много десятилетий спустя она прочно вошла в репертуар театров России.

«Маскарад» — драматическая пьеса М. Ю. Лермонтова в стихах — произведение, которое поэт создал непосредственно для постановки на сцене, чего при жизни увидеть ему так и не удалось. Пьеса была написана в 1835 году, изначально в трёх действиях, и заканчивалась смертью главной героини. Однако, драматическая цензура во главе с шефом жандармерии Бенкендорфом, пьесу к постановке не допустила. Причиной сему было посягательство поэта на костюмированные балы в доме влиятельных в ту пору Энгельгардтов, расцененное как вызов всему петербургскому великосветскому сообществу. История повторялась ещё дважды, и так же дважды Лермонтов переделывал сюжет. В итоге свет поэма увидела уже после смерти поэта, в 1842 году, в весьма сокращённом варианте, и только через 30 лет была напечатана полностью.

«Маскарад» не зря вызвал такую реакцию у чиновников от цензуры. Лермонтов хорошо знал сущность жизни русской аристократии и тематику театральных безлико-патриотичных постановок. Он создал произведение-вызов, обнажающее все те пороки, которые были присущи великосветскому обществу Петербурга начала 19 века. Назвав пьесу «Маскарад», Лермонтов имел в виду не только момент костюмированного бала в доме у Энгельгардтов. Всё происходящее в жизни общества он считал клубком завуалированных интриг, скрытых преступлений и замаскированных пороков, неприемля такой образ существования. Своё отношение к происходящему в кругах петербургской знати, он вложил в образ главного героя, Евгения Арбенина.

Арбенин, будучи частью этого общества, — один из участников «маскерада» жизни с его лицемерием и эгоизмом, интригами и фальшью, карточными играми и костюмированными балами. Арбенина нельзя назвать положительным героем. Он — карточный шулер, разбогатевший на этом. Но сила его духа и ума позволяют вырваться из порочного круга, чтобы начать новую жизнь.

…я все видел,
Все перечувствовал, все понял, все узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел,
И более всего страдал!
Сначала все хотел, потом все презирал я,
То сам себя не понимал я,
То мир меня не понимал.

Тем не менее, он реально ощущает невозможность достижения спокойствия и свободы души в мире, где смещены понятия чёрного и белого, и в этом его трагизм. Опыт предыдущей жизни навсегда поселяет в его душе неверие людям и недоверие ко всем, его окружающим, и жизни в целом. Он не любит общество «масок», и оно пытается ответить ему тем же.

Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.

Евгений хочет уйти от реальности, забыв о карточных играх и пристав к тихой семейной гавани. После долгого соприкосновения с обществом порока и разгула, он боготворит свою юную жену, чистую и целомудренную Нину, он «воскрес для жизни и добра». Ныне он живёт только одним — любовью к своей жене.

Ты молода летами и душою,
В огромной книге жизни ты прочла
Один заглавный лист, и пред тобою
Открыто море счастия и зла.

Нина ангельски непосредственна, она по-детски обожает праздники, «и блеск, и шум, и говор балов», и часто проводит время на них допоздна. Неудивительно, что именно бесхитростная Нина становится жертвой интриг и маскарадных сплетений судьбы.

Общество мстит Арбенину в лице окружающих его «масок», выискав его самое больное место и ударив по нему расчётливо и хладнокровно. Лицемерная баронесса Штраль, закрутившая трагическую интригу, пытаясь спасти своё положение в обществе, подставляет под удар Нину. Шприх, сущность которого Арбенин понял сразу

Улыбка злобная, глаза… стеклярус точно,
Взглянуть — не человек, — а с чертом не похож.

Мстит за помощь Евгения князю Звездичу. Бывший сокартёжник Казарин, пытаясь вернуть Арбенина в карточные игры, как хорошего партнёра, подливает масла в огонь, после чего Евгений окончательно разочаровывается в Нине:

Прочь, добродетель: я тебя не знаю,
Я был обманут и тобой…

Чёрным демоном вьётся вокруг Арбенина Незнакомец. Когда-то Евгений лишил его всех средств, выиграв по-крупному в карты и не простив долга. Много лет тот вынашивает план мести, который наконец-то претворён в жизнь. Именно он открывает Евгению глаза на то, что Нина невиновна.

Арбенин пытается освободиться от нравственных устоев окружающего его общества, но всё же идёт на поводу у него, поверив в измену Нины. Отравив её, он не просто расплачивается с ней за якобы неверность, он мстит за крушение того единственного светлого в его жизни, что у него оставалось…

Мысли и действия Арбенина и других персонажей говорят о том, что автор своей пьесой не только пытался раскритиковать существующее светское общество, он предостерегал от нарастающего безраздельного царствования зла и самых низменных качеств и поступков.

«Маскарад» — самая зрелая драматическая пьеса Лермонтова, в ней прослеживается отточенное мастерство автора: богатый язык, меткие фразы, фактурные диалоги, глубина образов, конкретность проблематики, что заслуженно ставит пьесу в ряд лучших произведений русской драматургии.

Рассмотрим произведение, созданное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1835 году. Опишем его краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова (фото автора представлено ниже) ‒ это стихотворная пьеса в 4-х действиях. В начале произведения мы знакомимся с Арбениным Евгением Александровичем. Это не первой молодости человек, по роду деятельности и натуре игрок. Он решает, разбогатев на картах, изменить свою судьбу. Арбенин, герой, которого создал М.Ю. Лермонтов ("Маскарад"), хочет жениться и стать барином. Это в конце концов он и осуществляет.

Евгений влюбляется в свою жену

Однако жизнь вносит существенную поправку в прекрасный план героя, как отмечает М. Лермонтов ("Маскарад"). Анализ его мотивов автор проводит, говоря что Евгений посватался "по размышленьи зрелом", хотя и не по прямому расчету. Однако через некоторое время он влюбляется неожиданно для себя в свою юную супругу. А это с его кипучим как лава темпераментом и угрюмством не обещает душевного комфорта. Евгений вроде бы причалил к тихой семейной пристани, однако ощущает себя брошенным вновь в бурное открытое море "изломанным челноком".

Настасья Павловна возвращается с бала

Безусловно, жена его ‒ ангел, однако она и годами, и душой дитя. Михаил Лермонтов отмечает, что она обожает по-детски все то, что блестит, а больше всего ‒ балы с их шумом. Вот и сегодня развлекается Петербург, танцует где-то и Арбенина Настасья Павловна (Нина по-домашнему). Она обещала вернуться до полуночи, однако уже второй час. Наконец девушка является. Она подкрадывается на цыпочках и, словно доброго дядюшку, целует своего мужа в лоб. Супруг устраивает Нине сцену, после которой они мирятся.

Евгений выручает Звездича

Евгений Александрович к тому же сегодня сам не без греха. Он нарушил данный им зарок: не садиться больше за карты. Он сел и выиграл много денег. Правда, предлог для этого был благовидный: надо было выручить из беды Звездича, проигравшегося князя. Он едет с ним из игорного дома к Энгельгардту в маскарадный дом. Это необходимо ему для того, чтобы развеяться. Однако расслабиться не удается: Арбенин в праздной толпе чужой, зато очень красивый молодой гвардеец Звездич в своей стихии. Он, конечно, мечтает о любовном приключении.

Любовное приключение

Сбывается мечта. Интригуя Звездича, таинственная дама с маской на лице признается ему в страсти. Гвардеец просит какой-нибудь символический предмет в память об этой встрече. Не рискуя отдать Звездичу кольцо, девушка в маске дарит ему браслет, потерянный кем-то. Князь показывает Арбенину маскарадный "трофей". Тот видел где-то похожий, но не помнит, где именно. Ему сейчас не до Звездича: наговорив дерзостей, кто-то неизвестный предсказал только что несчастье Евгению, которое должно произойти именно в эту зимнюю ночь.

Арбенин обнаруживает пропажу браслета

У Арбенина, согласитесь, после столь бурного дня есть все основания для того, чтобы нервничать, ожидая свою супругу. Но умчалась гроза, не превратившись в бурю. Что с того, что супруга любит его иначе, чем он, ‒ играя чувствами, безотчетно? Главное, что она все-таки любит. В порыве нежности растроганный Евгений целует пальцы жены.

Михаил Лермонтов далее рассказывает о том, что герой обращает внимание на браслет на ее руке. Именно таким несколько часов назад хвастал Звездич. Браслеты парные, а на правом запястье его нет. Нина говорит, что потеряла браслет. Всем домом по распоряжению Арбенина ищут потерю. Конечно же, ее не находят. Оказывается, что Нина задержалась не на домашнем балу у одного почтенного семейства, а у Энгельгардта на маскараде. А туда зазорно ездить порядочной женщине без спутников.

Пораженный необъяснимым поступком супруги (неужели это только детское любопытство?), Арбенин подозревает, что у нее роман с князем. Правда, подозрение это пока не превратилось в уверенность. Как возможно, что Нина предпочла Арбенину, зрелому мужу, смазливого пустого мальчишку?! Князь возмущает супруга Нины пока куда больше, чем жена. Тому, вероятно, было бы вовсе не до амурных шалостей, если бы Арбенин великодушно не отыграл его карточный проигрыш. Супруги, до полусмерти устав от выяснения отношений, расходятся по комнатам в дурном расположении духа.

Нина рассказывает обо всем Звездичу

Нина на следующий день идет в ювелирный магазин. Она полагает, что муж перестанет злиться, если она подберет вместо утраченной безделушки такую же. Не купив ничего (браслеты эти штучной работы), девушка заезжает к своей светской приятельнице баронессе Штраль, молодой вдове. Она, встретив Звездича в гостиной, рассказывает ему простодушно о своей неприятности. Гвардеец, решив, что Нина Арбенина и дама в маске ‒ одно и то же лицо, а сочиненная ей "сказочка" про потерянный браслет ‒ это намек, преображается тут же в пламенного любовника. Нина, остудив "крещенским холодом" его пыл, поспешно удаляется. Князь в досаде выкладывает баронессе всю историю. Вдова ужасается, так как это она подарила Звездичу на маскараде Нинин браслет.

Письмо Звездича

Однако, спасая собственную репутацию, вдова оставляет в заблуждении Звездича. Тот надеется запутать Нину и добиться тем самым своего. Он отправляет девушке предерзкое письмо, в котором говорится, что он скорее умрет, чем откажется от нее. О содержании письма князь оповещает предварительно половину светского Петербурга. Скандальное послание в результате интриги оказывается в руках Арбенина. Евгений теперь убежден, что его жестоко обманули. Он видит кроме того и вещий знак в случившемся. Тот, кто испытал в своей жизни все сладости злодейства и порока, не может мечтать о беспечности и покое. Какой, в самом деле, из игрока муж, отец семейства? Однако Арбенин не может отомстить "соблазнителю" так, как следовало бы сделать "гению злодейства": задушить его спящим. Союз с добродетелью изменил что-то в нем.

Госпожа Штраль пытается рассказать правду Арбенину. Наказание Звездича

Баронесса Штраль тем временем испугавшись того, что жизнь князя, которого она любит, находится в опасности, решает открыть истину Арбенину и предотвратить тем самым неизбежную, как считает она, дуэль. Не будем в подробностях описывать ее рассказ, составляя краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова можно кратко изложить, не вдаваясь детально в различные сцены. Отметим, что Арбенин, прокручивая варианты отмщения в своей голове, не слышит ее. В отчаянии госпожа Штраль. Но она напрасно волнуется: в планы Евгения не входит поединок. Он намерен отнять у баловня судьбы вовсе не жизнь, а нечто большее: уважение общества и честь. Арбенину вполне удается хитроумное предприятие. Втянув в карточное сражение бесхарактерного князька, он придирается к пустякам и обвиняет его публично в мошенничестве. Сказав, что Звездич подлец и шулер, он дает ему пощечину.

Дальнейшая интрига

Таким образом, провинившийся наказан. Однако продолжается интрига, в которую оказались вовлечены герои "Маскарада" Лермонтова. Теперь очередь за Ниной. Однако девушка ‒ это не безбожный и безнравственный князек. Суеверный, подобно всем игрокам, Арбенин медлит, ожидая, что подскажет своему верному и старинному рабу судьба. Однако судьба крайне коварно обходится с ним. Она запутывает интригу, распутывая ее. После неудавшейся попытки объясниться с мужем подруги, госпожа Штраль, понимая, что ее светская карьера при любом повороте событий погублена безнадежно, решает отправиться в деревенское имение. Женщина разъясняет Звездичу перед отъездом "разгадку" этой "шарады".

Уже переведенный на Кавказ по собственной его просьбе, князь задерживается в Петербурге для того, чтобы вернуть настоящей владелице ее злополучную безделушку и предостеречь Нину ‒ девушку, которая ему симпатична, о том, что ее муж злодей. Однако он не находит лучшего способа поговорить с ней наедине, чем весьма неосторожно подойти к девушке на великосветском балу. Князь не решается говорить начистоту, и Нина его намеков не понимает. Она не догадывается также о том, какое решение в это время созрело в голове Арбенина, наблюдавшего издалека эту сцену: он решает убить свою жену.

Убийство Нины

Страшным событием продолжается краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова ‒ пьеса, в которой убийство Нины происходит в третьем действии. Настасья Павловна, разгоряченная танцами и забывшая уже давно о смешном офицере, просит супруга принести ей мороженое. Тот послушно отправляется в буфетную и подсыпает в него яд, а затем подносит блюдечко жене. Яд этот был проверенным и быстродействующим, поэтому в ту же ночь Нина умирает в страшных мучениях.

Евгений сходит с ума

Опишем четвертое действие, его краткое содержание. "Маскарад" Лермонтова завершается весьма эффектно. Друзья и знакомые приходят проститься с Ниной. Арбенин, предоставив слугам визитеров, бродит в мрачном одиночестве по опустевшему дому. Звездич, а также неизвестный господин, предсказавший на маскараде несколько дней назад Арбенину несчастье, находят его в одной из комнат. Предсказавший ‒ его давний знакомый. Евгений Александрович его когда-то обыграл, разорив и пустив по миру. Изведав на личном опыте, на что способен этот персонаж "Маскарада" Лермонтова, неизвестный при Звездиче открыто заявляет, что Арбенина умерла вовсе не своей смертью. Евгений в ужасе, потрясение на некоторое время отнимает у него дар речи. Звездич, воспользовавшись паузой, излагает в подробностях настоящую историю рокового браслета. Он передает Евгению в качестве доказательства письменное свидетельство Баронессы. Евгений сходит с ума. Однако он успевает перед тем как погрузиться навеки в мрак безумия, бросить обвинение Богу в жестокости.

Звездич безутешен

Торжествует неизвестный: он отомщен. Однако Звездич безутешен. При нынешнем состоянии Евгения дуэль невозможна. Это значит, что Звездич, молодой, полный надежд и сил красавец, лишен навеки и чести, и спокойствия. Так заканчивается драма М. Лермонтова "Маскарад" ‒ пьеса, рассказывающая о петербургском обществе 1830-х годов. Сегодня можно посмотреть балет по мотивам этого произведения. Музыка к драме Лермонтова "Маскарад" (вальс) была написана А. Хачатуряном.

Карточная игра в 1830-е годы представляла собою настолько широкое явление и вызывала столь многочисленные разорения русских дворян, что правительство Николая I пыталось вести с ней борьбу. Упоминание об этом вычеркнуто Лермонтовым в монологе Казарина (в якушкинской копии):

За то, что прежде, как нелепость,
Сходило с рук не в счет бедам,
Теперь Сибирь грозится нам
И Петропавловская крепость.

Игрока, готового ради достижения цели на преступление, годом раньше Лермонтова описал Пушкин («Пиковая дама »). Жизнь и характеры игроков занимали Гоголя («Игроки », Ноздрев в «Мертвых душах »). Вообще эта тема широко бытовала в русской прозе и драматургии 1820 – 1830-х годов.

Лермонтов. Маскарад. Художественный фильм 1941

Кроме страсти, долгие годы державшей Арбенина возле зеленого стола, Лермонтов наделил своего героя мятежной силой, огромной волей, благородным презрением к великосветскому обществу, тонкой иронией и глубокой грустью. Известно, что первоначальная, трехактная, редакция «Маскарада» завершалась смертью Нины, без появления в финале перед Арбениным Неизвестного и Звездича . Судя по этому, идея возмездия за преступление не занимала Лермонтова, ибо «Маскарад» написан, чтобы выразить мысль о невозможности счастья для того, кто несет в себе разрушительное начало и отрицание существующего миропорядка. Как и для Демона , «рай» для Арбенина закрыт навсегда. Приобщение к «добру» для него невозможно. Попытка забыть прошлое кончается полным крушением.

Да, ты умрешь, – и я останусь тут
Один, один... года пройдут.
Умру – и буду все один! Ужасно! –

говорит Арбенин Нине. Не приемлющий общества Звездичей и Казариных Арбенин обречен на вечное одиночество.

Высказывалось предположение (К. Н. Ломуновым), что четвертым актом Лермонтов пополнил пьесу по совету актеров Александринского театра, стремившихся сыграть «Маскарад». Уже после смерти Лермонтова тщетно добивался сыграть роль Арбенина великий Мочалов. Он умер, не исполнив этой роли в лучшей русской романтической драме, словно для него предназначенной. Только через двадцать с лишним лет после смерти Лермонтова, в 1862 году. «Маскарад» был разрешен к постановке без купюр во второй, четырехактной, редакции на сцене Малого театра в Москве, а два года спустя – на сцене Александринского театра в Петербурге, для которой драма была предназначена самим Лермонтовым. В феврале 1917 года, в первые дни начинающейся революции, драма была заново поставлена на этой же сцене В. Э. Мейерхольдом в декорациях А. Я. Головина, с музыкой А. К. Глазунова, с Ю. М. Юрьевым в заглавной роли. В советском театре «Маскарад» стал излюбленной репертуарной пьесой.

По материалам статей Ираклия Андроникова.