Абхазский народный костюм. Национальная одежда в Абхазии. Некоторые занятия и черты быта абазин

Страна души – Абхазия – именно так отзываются туристы о курортах этого государства, с богатой культурой и традициями. Свежий воздух, горы, потрясающего вида пейзажи, гроты, горные озера, пещеры – природа этой страны поистине удивительна, почему и привлекает путешественников. Теплый климат, Черное море, атак же возможность безвизового въезда делают Абхазию заманчивым курортом.

Транспорт

Городской общественный транспорт в Абхазии развит только в столице государства, городе Сухуми. Здесь курсируют автобусы, троллейбусы и маршрутки. Несколько автобусных маршрутов функционируют в курортных местечках Пицунде и Гаграх.

В других городах и поселках общественный транспорт в широком его понимании отсутствуют. Здесь можно найти маршрутные такси, курсирующие между городами.

Стоимость проезда в Абхазии довольно дешевая, по сравнению с ценами на проезд в городах России. Проезд в автобусе будет составлять 5 рублей, проезд в маршрутном такси – 10 рублей. Троллейбусы курсируют по Сухуми с тарифом в 3 рубля.

Электричество на территории страны

Напряжение в электрической сети в Абхазии идентично Российскому, и составляет 220 вольт с переменным током в 50 Герц. В поездку в Абхазию желательно брать с собой необходимые бытовые приборы, такие, как фен, мини утюг, электрическая бритва. Так как они могут понадобиться, если турист будет отдыхать в недорогой гостинице или на съемной квартире.

Как правило, в крупных и дорогих гостиницах, все необходимые для комфортного отдыха бытовые приборы, имеются в номерах, либо их можно взять на ресепшене.

Праздники в Абхазии


28 Августа – Нанхуа. Этот религиозный праздник посвящен Успению Пресвятой Богородицы, а по-абхазски праздник называется Нанхуа. В этот день абхазы – христиане устраивают в своих домах поминальную трапезу. Христианство в Абхазии тесно переплелось с язычеством, поэтому христианскими святынями, посвященными Богородице и Христу часто связаны с предметами язычества, в особенности с священными камнями, пещерами, где проводились языческие обряды.

25 Октября – Курбан-Байрам – праздник жертвоприношения. Мусульманский праздник жертвоприношения отмечается ежегодно и в Абхазии. Абхазы называют этот праздник на свой манер – Курбанныхуа. Этот день во всей Абхазии является не рабочим днем. Христиане этот день не отмечают, зато абхазы – мусульмане начинают отмечать День жертвоприношения с самого утра. Надев чистую или новую одежду, мусульмане отправляются в мечеть, где проводят несколько часов в молитвах, после чего отправляются на жертвенный обряд. После обряда готовят пышный обед и разделяют трапезу со всеми верующими мусульманами.

11 Декабря - Международный день гор. Абхазия благодаря своему географическому положению неотрывно связана с горами, поэтому здесь международный день гор, несомненно, прижился. Этот день не является пышным праздником или выходным днем, но все любители гор 11 декабря совершают путешествие по окрестностям. Зачастую этот день с размахом отмечают скалолазы, спелеологи, устраивая соревнования по завоеванию горных вершин.

Национальная одежда в Абхазии

Национальная одежда Абхазии является частью культуры этой страны. У каждого абхазца в гардеробе находилось три пары костюмов, один для повседневной носки, второй для праздничных церемоний, а третий был необходим для всевозможных ритуалов, от религиозных праздников, до похорон.

Традиционным видом одежды у мужчин была черкеска – плотный длинный тулуп, с поясом. Праздничные вариации черкески предполагали богатую вышивку. Под черкеску надевали рубаху с плотно застегнутым воротом, штаны. На ноги надевали обувь из сафьяна или кожи, икры прикрывали гетрами, а на колени надевали наколенники. Традиционно мужской костюм дополняли меховой шапкой.

У каждого всадника была бурка – накидка из войлочного материала. Бурка имела очень высокие плечи, которые позволяли сделать образ всадника величественным.

Женский наряд был более сложным. Девушки и женщины носили две нижние юбки (чтобы сделать образ наряда более пышным), рубаху, платье, а поверх всего надевали длинный или короткий кафтан. Обязательно девушки подпоясывались ремнем, который являлся настоящим произведением искусства. В качестве головного убора использовались либо косынка, либо меховая шапка, на подобие мужской.

Национальная кухня в Абхазии

В рацион каждого абхазца входят злаковые, овощи, фрукты, большое количество молочных продуктов, а так же мясо. Абхазы делают ставку на блюда, содержащие много витаминов, микроэлементов. Благодаря здоровому питанию многие абхазы носят титул долгожителей.

Традиционно, вместо хлеба в Абхазии употребляют мамалыгу. Своего рода, мамалыга это кашица из кукурузной крупы, которую готовят на молоке, ореховом масле или с сыром.

Кукурузная мука играет большую роль в национальной кухне Абхазии. Из нее готовят лепешки, чебуреки с сыром, хлебцы. Из кукурузной муки так же готовят и халву по особому рецепту.

Пшеничную муку, как правило, используют для приготовления пирожков, сырных пирогов, а так же для приготовления сладостей.

Из мясных деликатесов можно выделить мясо молодого ягненка или козленка, жаренное на вертеле или сваренное в молоке.

Традиционными повседневными мясными блюдами являются жареные куры на вертеле, на печи, с аджикой, мятой, орехами. Абхазы любят не только жареное мясо, но вареное, обильно сдабривая его различными соусами, преимущественно аджикой, и ореховым соусом. В качестве пикантной добавки добавляют мяту.

Самая популярная приправа национальной абхазской кухни – аджика. Это густой, похожий на пасту соус. Отличается аджика особой остротой. Готовится из красного перца, чеснока, сушеных и свежих пряностей.

Очень популярны в Абхазии сыры. Бурдючный сыр, сыр с мятой, кисломолочный сыр и многие другие сорта, которые употребляются в большом количестве.

Излюбленным напитком Абхазии является кислое молоко – ахарцвы. Как правило, его едят с медом. Абхазы утверждают, что этот напиток – лучшее средство утолить жажду, в особенности в жаркий период.

Абхазы не особо жалуют спиртное, в особенности мусульмане. Но из алкогольных напитков абхазы предпочитают водку под названием «ча-ча», на основе винограда.

Религия и обычии страны

В Абхазии из года в год меняется национальный состав, еще в период СССР в этой стране проживало большое количество русских, сейчас этнический состав изменился. Русских в Абхазии на данный момент всего 10% всего населения.

Абхазы проповедуют две основные религии, в стране около 60% христиан, и 16% мусульман. Остальные приверженцы язычества, иудаизма и прочих религий.

Абхазы с трепетом относятся к своей культуре, обычаям и традициям. Здесь почитают святыни, национальные праздники. Большая часть построек представляет собой архитектурные памятники, а горные пещеры изобилуют реликвиями.

Даже находясь за праздничным столом, абхазы стараются не разговаривать громко, чтобы всем было комфортно общаться. Если произносят тост, то все присутствующие приподнимаются со своих стульев.

Абхазы мужчины – любвеобильны, но проявляют уважение к местным женщинам, которые по традиции, обычно, всегда состоят при своем муже.

В Абхазии не принято проявлять эмоции на людях, целоваться или обниматься – здесь это считается аморальным поведением. Нежности по отношению друг к другу можно проявлять только в собственном доме.

Правила поведения в Абхазии

Посещая курортную Абазию, туристам следует быть аккуратными, так как здесь часто случаются кражи. Не следует оставлять кошельки и сумки даже в ресторанах на столе и отлучаться. По вечерам крайне не рекомендуется употреблять алкогольные напитки в компании малознакомых людей, и тем более соглашаться идти в гости – это самый распространенный способ краж.

Отдыхающим не стоит проявлять свои эмоции на людях, обниматься и целоваться, так как подобные действия перечат традициям данной страны и окружающие будут неодобрительно комментировать происходящее.

Женщинам, находящимся вне курортной зоны не следует носить открытые наряды, так как это будет привлекать нежелательное внимание со стороны абхазских мужчин. Знаки внимания могут доходить до навязчивости и даже преследования.

К персоналу отелей и гостиниц следует относиться доброжелательно, не проявлять высокомерия и необоснованного недовольства, так как в конечном итоге постоялец может обнаружить, что его номер и вовсе не убирали.

К туристам абхазы в целом относятся крайне дружелюбно и уважительно, зачастую это обусловлено тем, что финансовая составляющая страны зависит от того, сколько тратят на отдыхе туристы. Хотя в большинстве районов Абхазии весьма радушно принимают туристов из России.

Развлечения в Абхазии

Развлечений в Абхазии хватает. Не смотря на то, что в первую очередь, в Абхазию приезжают ради живописных местечек, гор, свежего воздуха, туристы приезжают отдохнуть на побережье. Пляжный отдых – самое распространенное развлечение. Самые известные курорты черноморского побережья – Гагра, Пицунда, Сухуми. На пляжах можно придаваться как неспешному и «ленивому» отдыху, так и заниматься активными видами водного отдыха.

В Абхазию так де приезжают и благодаря бальнеологическим курортам. Минеральные воды, лечебные источники – отличный способ совместить приятное с полезным. Минеральные источники Гагры привлекают тех, кто желает улучшить свои сердечнососудистые заболевания, болезни суставов, заболевания кожи и проч.

Курорт Гудаута ждет туристов, кто желает улучшить свое самочувствие. На этом курорте оптимальней всего проходить профилактику легочных заболеваний, заболеваний нервной системы.

В курортном Сухуме можно пройти оздоровительные курсы в грязелечебницах. Местная лечебная грязь изобилует витаминами и микроэлементами, столь полезных для здоровья.

В качестве развлечения туристы могут заняться активными видами отдыха, к примеру, горным туризмом. Можно отправиться в горы, организовав пеших поход, или верхом на лошадях. При желании можно освоить дельтаплан, спрыгнуть с парашютом и полюбоваться красотами природы с высоты птичьего полета.

Разница во времени

Если вы являетесь жителем Москвы, то отправляясь в курортную Абхазию, вам не придется испытывать на себе процесс адаптации смены часовых поясов. Разница во времени между Абхазией и Москвой равна 0. Часовые пояса абсолютно идентичны, поэтому туристы не будет испытывать ни малейшего дискомфорта. Для тех туристов, кто не помнит, какова разница между Москвой их родным городом, напоминаем:

Москва – Санкт – Петербург 0 часов
Москва - Новосибирск +3 часа
Москва – Екатеринбург +2 часа
Москва – Владивосток +7 часов
Москва – Краснодар 0 часов
Москва – Сочи 0 часов

Время перелета до Абхазии

Выяснить, сколько лететь до Абхазии оказалось довольно сложно. В Абхазии есть два аэропорта, в городе Сухуми и Гудауте. Аэропорт столицы Абхазии практически не функционирует. Здесь не производятся международные рейсы с 1992 года. Можно сказать, что аэропорт закрыт для посетителей. А аэропорт в городе Гудауте функционирует лишь в масштабах страны, производит перелеты на вертолетах в близлежащие деревни.

Максимально комфортным видом транспорта, на котором можно добраться до курортной Абхазии остается железнодорожный транспорт. По прибытию в Москву – столицу России, можно купить билет на поезд Москва – Сухум, ехать придется около 40 часов.

Давно я не писала о Сванети и вот сейчас решила рассказать о сванских шапках.

Сванская шапка это очень нужная вещь в условиях сурового горного климата.
Зимой в ней тепло, а летом прохладно.
Издавна горцы были известны тем, что держали большие стада баранов, поэтому вопрос выбора материала для шапки никогда не стоял.
Сванская шапка еще была хороша тем, что из нее можно было пить воду в дороге. Кроме того, сваны говорят, что ношение шапки помогает снять головную боль и нервное напряжение. Такое универскильное изделие имеет древнее происхождение. Тогда форма шапки отличалась от той, которую мы привыкли видеть сейчас. Шапка была более вытянутая (куполообразная) с длинными полями, которые зимой защищали от ветра и снега, а летом от солнечных лучей.
Шапки в те времена делали не так как сейчас. Со времененм все меняется, усовершенствуется и упрощается, но вместе с этим теряется колорит изделия.
Я расскажу о старинном способе изготовления сванской шапки.
Сванские шапки бывают трех цветов (соответствуют цвету шерсти барана). Черные, белые и серые. Сервый цвет получается путем смешения шерсти черного и белого цвета.
У свана должно быть 3 шапки:
Черные шапки обычно носили, когда в семье было горе.
Серая была для повседневного ношения.
Белая надевалась на праздник.
Сванская шапка стоила не дешево, потому что на ее изготовление уходило много времени и сил.
Сначала с барана состригается шерсть. Затем она стирается и сушится. На сушку шерсти требовалась 1 неделя.
Дальше шерсть чещется. Но для этого в те времена использовали не такие чески http://pics.livejournal.com/svaneti/p ic/0002zrqa/ , приспособление называлось лабдзгына(сванское название). Это деревянное изделие около 60 см в высоту. На верху железные штыри. Объяснить процесс, не показывая его, почти не реально. Скажу только, что это довольно опасное действие и женщины часто ранили руки штырями. На расчесывание шерсти уходило 2-3 дня.
Стираную и чесаную шерсть выкладывали в круги толщиной 10 см. Полотно скручивали в рулон и при помощи тяжелой деревянной палки валяли ногами. Процесс этот занимал 4-5 дней.
Когда материал становился тонким и плотным, его надевали на деревянную балванку и деревянным молотком придавали форму. Стягивали веревками и оставляли сохнуть минимум на 2 недели.
Не снимая с балванки шапку брили и обрезали лишнее снизу. Затем снимали, обшивали низ шапки и делали крест из веревочки.
Раньше еще делали веревочку, которя шла с макушки шапки до плеч, ее использовали для фиксации шапки на голове, чтобы она не слетала. Сейчас уже этот элемент не делают.
Первый раз надевая шапку ее освещали, читали молитвы, для того, чтобы хозяин шапки был здоров и счастлив.
В изготовлением шапок занимались только женщины, самые умелые и уважаемые. Но женщинам строго запрещалось надевать шапку, это могли воспринять как оскорбление.
К шапке относились очень бережно и всегда складывали так, чтобы она не упала. А если шапка падала, говорили что это к несчастью.
Сванская шапка была дорогим подарком. Если человеку дарили шапку, это означало, что его очень уважают и доверяют.
Иногда шапки передавались по наследству, особенно шапки махши (властвующие персоны, главы кланов, старейшины).
Когда первый раз надеваешь шапку она кажется колючей, кажется, что в ней жарко. Но когда ее носишь постоянно, это совершенно не чувствуется. Потому-то наверное старики-сваны носят сванские шапки не снимая.
Настоящую сванскую шапку сейчас можно редко купить в Сванети. В 20 веке одной из самых известных мастериц в Сванети была Екатерина Пирцхелани.

СУХУМ, 23 июл - Sputnik, Астанда Ардзинба. В последнее время интерес к традиционной абхазской одежде в республике возрастает как среди женщин, так и среди мужчин, родители часто покупают национальные костюмы и своим маленьким детям, рассказала в интервью Sputnik модельер детского традиционного костюма Эсма Чолокуа.

По ее словам, большим спросом пользуются не только традиционные костюмы, но и стилизованная одежда.

"Людям нравится, они заказывают и для повседневной жизни, и на торжественные мероприятия, а мы шьем с удовольствием. Число заказов ко Дню флага значительно увеличивается. Я выбираю ткань в зависимости от фасона платья. Для девочек можно придумать массу моделей, а для мальчиков вариантов меньше, это всегда черкеска, шаровары, блузка и башлык", — отметила Чолокуа.

Художник-модельер Мадина Чанба отметила, что разнообразие национальных костюмов достигается не столько за счет кроя и фасона одежды, сколько за счет тканей, отделки и аксессуаров.

"Орнамент костюма в старину рассказывал о социальной принадлежности его обладателя. У каждой фамилии были свои родовые знаки, изображения которых использовали при пошиве одежды. Большое значение имел пояс и застежки, которые раньше всегда были металлические, они говорили о статусе и происхождении человека, сейчас пуговицы зачастую плетут сами мастера", — отметила Чанба.

По ее словам, княжеский костюм и традиционная одежда крестьян отличались в большей степени фурнитурой, но не фасоном. Князья шили одежду из бархата, парчи и кружев, простые крестьяне могли себе позволить лишь лен или хлопок, которые украшались вышивкой, добавила она.

1 / 4

© Фото: предоставлено Эсмой Чолокуа

В настоящее время модельеры часто используют готовые аппликации, однако ручная вышивка делает костюм ценней, считает художник-модельер. В этом году, по ее словам, у девушек популярно использовать атрибуты мужского традиционного костюма.

"В своей новой коллекции я создала платья, где используются мужские ремни, газыри, и даже кинжалы. Девушкам нравится это носить. Среди новинок и стилизованные под традиционный костюм пиджаки, удобные для офисной работы", — отметила Чанба.

© Sputnik Астанда Ардзинба

Современный Государственный флаг Абхазии был утвержден сессией Верховного Совета Республики Абхазия 23 июля 1992 года после принятия решения о прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года и восстановлении Конституции ССР Абхазии 1925 года.

Ежегодно в честь празднования Дня флага в республике проходят торжественные и массовые мероприятия. Один из основных атрибутов праздника - абхазский национальный костюм, в который в этот день облачаются многие жители страны.

Староабхазский костюм ярко отразил в себе сословное и имущественное неравенство абхазов. По одежде сразу можно было определить социальную принадлежность человека. Знать и богачи носили добротные черкески , перетянутые богатыми серебряными поясами , дорогие бурки , папахи и башлыки с позументами; они разъезжали верхом, вооруженные пистолетами, кинжалами и саблями с серебряной насечкой. Крестьяне носили домотканые черкески, войлочные шапки, у пояса простые ножи, и кинжалы.

Полный комплект мужской крестьянской одежды включал нижнюю рубаху и кальсоны (последние получили распространение сравнительно недавно), грубошерстные, суконные или хлопчатобумажные штаны, короткую грубошерстную рабочую рубаху, бешмет, короткую черкеску, бурку, войлочную шапку, башлык, сыромятные кожаные чувяки, кожаные или шерстяные ноговицы с подвязками и кожаный пояс.

Наиболее характерным элементом мужской одежды считалась черкеска. Несколько десятков лет назад она была традиционным одеянием не только сельских, но и городских жителей. Однако князья и дворяне считали ношение настоящей черкески своей привилегией и преследовали крестьян, которые позволяли себе вместо короткого полукафтана без газырей носить красивую черкеску и главное появляться в ней в общественных местах. Наиболее спесивые феодалы доходили до того, что публично срывали у крестьян газыри на груди или обрезали у них полы черкески.

Черкеска, являвшаяся принадлежностью многих народов Кавказа, отличалась у абхазов некоторыми локальными особенностями. Так, говоря, что в одежде абхазы «совершенно сходны» с черкесами, Торнау в то же время отмечал, что «кафтан с патронами на груди... они носят гораздо короче черкесов» 25 . Однако эта особенность, по-видимому, недавнего происхождения: в старину абхазская черкеска доходила почти до щиколоток, и лишь со временем ее стали укорачивать.

Старинной принадлежностью крестьянского мужского костюма был островерхий войлочный головной убор, напоминающий скифские «островерхие шапки», упоминающиеся в древнеперсидских надписях. Своей формой он, возможно, обязан обычаю отращивать на макушке густую прядь волос наподобие запорожского чуба. В позднейшее время наиболее распространенным среди крестьян головным убором была более низкая войлочная шапка с полями. Крестьяне, жившие по соседству о Мегрелией, носили мегрело-имеретинские шапки - «круглый лоскут черного сукна, подвязанный ремнем под бороду» 26 . Головным убором феодалов, наряду с папахой, была низенькая суконная шапка с меховым околышем. Широко распространенным во всех слоях населения мужским головным убором был шерстяной башлык. Е. А. Мартель писал в 1903 г.: «Главной характерной чертой абхазского костюма является...длинный капюшон из сукна (иногда из верблюжей шерсти) очень яркого цвета, состоящий обыкновенно из двух кусков и оканчивающийся остроконечным верхом; в условиях быстро меняющейся капризной атмосферы он служит шапкой, тюрбаном, дождевым зонтом, зонтом от солнца, шарфом и пелериной, смотря по обстоятельствам» 27 .

У беднейшей части населения хуже всего, пожалуй, обстояло дело с обувью. Старики, которым уже не нужно было много ходить, носили деревянные сандалии; большинство крестьянства носило грубую сыромятную обувь. Многие ходили летом босыми. Напротив, представители высшего сословия щеголяли в привозных мягких чувяках или местной обуви, изготовленной лучшими мастерами из хорошо обработанной тонкой козьей или овечьей кожи. Такая обувь обыкновенно делалась несколько меньше ноги, при надевании размачивалась в воде, натиралась внутри салом или мылом и натягивалась подобно перчаткам; при надевании ее в первый раз требовалось выждать, пока она высохнет и примет форму ноги.

Женский костюм состоял из шаровар широкого покроя на вздержке и со сборками у лодыжек (апхвис еиква), длинного расширявшегося книзу «абхазского платья» (апсуа цкы) с туго затянутым высоким воротником и длинными застегивающимися у запястий рукавами и длинного ситцевого (у богатых шелкового) бешмета, застегивавшегося на груди металлическими (нередко серебряными) застежками - чапразами. Для придания фигуре стройности и уплощения груди девушки с 8-10 лет и до рождения первого ребенка постоянно носили узкий корсет «айлакь» из мягкой кожи или плотного льняного полотна с зашитыми в него роговыми, костяными или металлическими пластинками. У крестьянок айлакь застегивался на роговые пуговицы, у дворянок - на посеребренные или позолоченные застежки. Девушки носили на голове большой четырехугольный платок (акасы) , замужние женщины добавляли к нему трехугольной формы нижний платок (акасы еицарца), туго завязывавшийся сзади. Селезнев писал об абхазках: «Одни только княжеские фамилии занимаются собой, наряжаясь всегда в шелковые распашные платья, распускают каштановые волосы по плечам и завивают иногда в шесть косичек, а на голове носят грузинские налобники с лачакой, простые же покрывают голову обыкновенным платком» 28 . Обувью служили туфли или самодельные кожаные чувяки, а также деревянные башмачки (акап-кап, адыргун) , у богатых женщин красиво инкрустированные. При верховой езде женщины привилегированных сословий надевали широкий передник, предохранявший от грязи; в жару и дождь они пользовались зонтом.

В современной Абхазии среди колхозников старшего поколения, особенно у пастухов в горах, еще сохраняются те или иные элементы традиционного мужского костюма. В первую очередь это относится к войлочным шапкам, папахам и башлыкам , ноговицам, а также к кавказскому поясу с висящим на нем большим ножом. Довольно стойко удерживаются бурка и черкеска. Черкеска для многих крестьян сохраняет значение выходного национального костюма, особенно в случаях торжественных выездов верхом на коне. Однако теперь уже отнюдь не считается, как это было еще 20-30 лет назад, недостойным мужчины появляться в общественных местах без черкески, «в короткой одежде».

Сравнительно недавно в сельской местности мужчины отдавали предпочтение кавказской рубахе с широким поясом, брюкам галифе , узким азиатским сапогам. Весьма редко можно было увидеть обычную рубаху и брюки навыпуск. В настоящее время сельское население, особенно молодежь и интеллигенция, не говоря уже об абхазах горожанах, одевается по современной, более или менее общепринятой во всех республиках нашей страны городской моде; летом, как и в других южных республиках, мужчины предпочитают легкие светлые кители .

Национальная женская одежда почти полностью вытеснена современным костюмом городского типа. Известную специфику составляет предпочтение абхазками платья темной расцветки. В качестве выходного головного убора получил распространение черный шифоновый шарф. Пальто в селениях женщины стали носить лишь в последнее время, и то больше в среде сельской интеллигенции; многие предпочитают пользоваться теплыми шалями.

    25 Ф. Торнау. Указ. соч., стр. 61.
    26 С. Броневский. Указ. соч., стр. 325.
    27 E. A. Martel. La cote d"Azure Russe (Riviere du Caucase). Paris, 1963, стр. 99.
    28 М. Селезнев. Руководство к познанию Кавказа, т. II. СПб., 1847-1850, стр. 206.

из сборника "Народы Кавказа", изд-во АН СССР, Москва, 1962

Сегодня, в эпоху глобализации, когда происходит постепенное стирание границ, вопрос сохранения национальной культуры становится все более актуальным. Одежда - это неотъемлемая часть культуры народа. Для каждого народа традиционная одежда имеет особое значение. Она связывает народ с прошлым его предков, является частью духовной и материальной культуры. Сегодня наблюдается большой интерес к традиционной абхазской одежде, особенно, среди молодежи, родители покупают национальные костюмы даже маленьким ребятишкам. В последнее время не редки случаи, когда молодожены на свадьбах вместо современных свадебных нарядов одевают национальные костюмы. Вот уже два года подряд празднование Дня Флага - 23 июля - становится еще и торжественным шествием в национальных костюмах. Ученики выпускных классов приобретают эти костюмы на выпускные вечера. Необходимо отметить, что спросом пользуются не только традиционные костюмы, но и стилизованная повседневная одежда. Спрос рождает предложение и наоборот. Выбор мастеров, занимающихся пошивом национальной одежды также увеличивается.

Среди женщин особым спросом пользуются платья, сорочки. Если платье повседневное, то его, как правило, шьют из сукна, летом - льна. Если праздничное, то используют, к примеру, бархат. Важно понимать, чем больше ручной работы - тем выше цена костюма. К примеру, пуговицы плетут сами мастера, узоры может нашить мастер или использовать готовые аппликации.

Член Союза художников Абхазии и Союза дизайнеров России, директор Центрального выставочного зала СХ РА, художественный руководитель студии по созданию национальной одежды Эльвира Арсалия считает, что ручная работа делает костюм убедительней. «Люди, приобретшие национальный костюм, часто потом обращаются к нам в студию за разными дополнениями к нему. Нам заказывают также свадебные костюмы, костюмы для детей. В студии никогда не создают два одинаковых платья. При создании костюмов используют бархат, тафту, домотканые материалы, натуральные ткани», - рассказала Эльвира Арсалия корр. АПСНЫПРЕСС. При этом она отметила, «должна быть грань между стилизацией костюма и собственно национальным костюмом».

Модельеры, с которыми удалось пообщаться, отмечали большое количество заказов в прошлом году на День Флага, на выпускные вечера. По их словам, уже есть заказы на День Флага и выпускные балы этого года.

Директор салона по пошиву национальной одежды Амра Шакая также отмечает большой спрос на традиционные национальные костюмы, особенно в последние несколько лет. «С одной стороны, это связано с тем, что растет число различных творческих коллективов, а с другой, молодежь стала проявлять интерес к такой одежде. Люди стали одевать ее на различные торжества», - сказала Амра Шакая.

В ее салоне работают пять человек, здесь же можно выбрать ткань для костюма. «Мы принимаем, как индивидуальные заказы, так и коллективные. Естественно, больше всего заказов от различных хореографических ансамблей», - уточнила А. Шакая. Мужской костюм, в который входят: азиатские сапоги, бурка, бешмет, черкеска, башлык, папаха, брюки-галифе, ремень, кинжал, посох, стоит до 50 тысяч рублей. В салоне, что немаловажно, можно взять одежду напрокат. «К нам нередко приходят и за национальными свадебными нарядами. Цена женского платья напрокат - от 15 тысяч рублей», - отметила она. Много заказов на пошив башлыков, папах, галифе». Башлык из сукна, к примеру, стоит три тысячи рублей. Обувь также можно заказать отдельно или приобрести вместе с костюмом. Спросом также пользуется и стилизованная повседневная одежда: рубашки, платья, полу-черкески. Родители часто заказывают одежду для детей разного возраста, даже для грудных младенцев. Детский костюм для малыша до пяти лет может обойтись примерно в шесть тысяч рублей.

По словам модельера Дианы Джинджолия, у нее много заказов на мужскую одежду. У мужчин пользуется спросом башлык, зимний вариант которого шьют из натурального сукна. Также мужчины заказывают черкески, галифе, рубашки.

Художник-модельер Марина Авидзба отмечает, что девушки часто заказывают стилизованную повседневную одежду. Среди девушек стало модно шить башлыки из кружева или с кружевной отделкой, особенно в подарок. Что касается свадебных платьев, то они обходятся от 20 тысяч рублей и выше. Платье можно шить из плотного атласа, тафты, парчи, к нему необходим пояс. Важный элемент - ручная вышивка или аппликации.

Кто-то может сказать, что приобретение национального костюма - удовольствие не из дешевых. В этом, бесспорно, есть своя доля правды. Но, с другой стороны, такой костюм - «не на один день», а облачившись в него, вы сможете почувствовать себя совершенно иначе. Словно приобретя машину времени, вы сможете окунуться в далекое прошлое.

Справка АП:

Этнограф Елена Малиа пишет, что женская одежда XVIII - начала XX веков состоя-ла из: платья - «ацкы», длинного каф-танчика - «акьач», «албаада ду», либо короткого - «албаада кьач», рубахи - «ахарпштанов - «аикуа»; различного рода головных уборов: косынки (платок) -«акасы», шали - «ащал», шапки - «ахылпа». На ноги надевали чулки - «акалпад», постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», либо сафьяна - «ацвышеимаа», сапожки - «амагу», позже, туфли на каблуке - «ащаца». Цветовая гамма одежды была не яркой.

В мужской гардероб середины XIX -начала XX веков входили: рубаха - «ахарп», штаны - «адзикуа», беш-мет - «акаба», черкеска - «акумжвы», войлочная куртка - «агубанакь», бурка (ауапа), шубы - «ахамы»; головные уборы: башлык - «ахтарпа», либо вой-лочной шапки - «ауапцва хылпа» или меховой шапки - «ахылапарч». На ногах носили постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», которые надевали на босую ногу. Зимой постолы носили поверх суконных носков - «амест», либо вязанных шерстяных носков - «акалпад». Поверх шта-нов на икры ног натягивались ноговицы - «аимсы», либо войлочные чулки - «ашватлеи». На колени одевались спе-циальные наколенники - «ашамхтырпа».

Выходной обу-вью считались чувяки из сафьяна домашней выделки - «ацвыш еимаа» или кожи - «ачабыр еимаа», надеваемые поверх са-фьяновых, либо суконных носков - «амест».