Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1. К какому идейно-эстетическому направлению, художественному методу, можно отнести комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»:
А) просветительский реализм
Б) романтизм
В) критический реализм
Г) классицизм
Д) сентиментализм
2. А.С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель?
А) Скалозуба
Б) Молчалина
В) Чацкого
Г) Софью
3. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:
А) « Ну бал!.. Какие-то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать».
«Подписано, так с плеч долой».
Б) « Трёх сажень удалец». «… Чтобы чины давать - есть многие каналы».
В) А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся е сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и …разойдутся».
Г) «А? Хм? И- хм?»
Д) «Что мне молва?» «Вы знаете, что я собой не дорожу».
Е) «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед»
- Чацкий
- Репетилов
- Скалозуб
- Софья
- Князь Тугоуховский
- Фамусов
4. Афоризм – это:
А) Художественное обоснование поступков персонажей.
Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.
В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения предметов, для создания исторического колорита.
5. Кому из героев комедии принадлежат высказывания, ставшие афоризмами:
А) «Свежо предание, а верится с трудом». «А судьи кто?»
Б) «Я вам советовать не смею»
В) «Счастливые часов не наблюдают»
- Софья
- Чацкий
- Молчалин
6. Формируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие слова и выражения соответствуют персонажам А.С. Грибоедова:
А) « Раболептство» , «предрассудки», « чай», «коли», «дым Отечества».
Б) «Треснулся», «обморочить», «дал маху».
В) «Два-с», «по-прежнему-с», «личико», «ангелочек».
Г) «Минуло», «покудова». «доложусь».
Д) «Тащиться», «за уши дерала», « пора перебеситься».
- Скалозуб
- Чацкий
- Лиза
- Хлёстова
- Молчалин
7. Композиция – это:
А) Эпизод литературного произведения.
Б) Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.
В) Основной вопрос, поставленный литературном произведении.
Г) Столкновение, противоборство персонажей.
8. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:
А) Д.И.Писарев
Б) В.Г.Белинский
Г) А.И.Гончаров
Д) Н.А.Добролюбов
Ответы к тесту
А) Фамусов Б) Скалозуб В) Репетилов Г) Князь Тугоуховский Д) Софья |
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
Тест. Вариант 1.
1. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:
А) Скалозуба.
Б) Молчалина.
В) Чацкого.
2-9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:
2. «Подписано, так с плеч долой» | Б) Чацкий В) Молчалин Г) Фамусов Е) Скалозуб Ж) Репетилов |
3. «…Чтобы чины давать – есть многие каналы». |
|
4. «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся». |
|
5. «Он слова умного не выговорил сроду». |
|
6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед» |
|
7. «От скуки будешь ты свистеть одно и то же» |
|
8. «Да умный человек не может быть не плутом» |
|
9. «Что мне молва?» |
10. Афоризм – это:
А) Художественное обоснование поступков героев.
Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.
В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.
11-15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С.Грибоедова:
11. Раболепство, предрассудки, к свободной жизни, дым отечества. | Б) Чацкий В) Молчалин Г) Хлестова Д) Скалозуб |
12. Треснулся, опрометью, обморочить, дал маху, фельдфебель, ушибена. |
|
13. Два-с; по-прежнему-с; простите, ради Бога; личико, ангельчик. |
|
14. Минула, покудова, кличут, започивала, доло-жусь, мне-с. |
|
15. Тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебеситься. |
Тест. Вариант 2.
1. Кто сказал о Грибоедове: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб».
А) Сказал о себе сам Грибоедов;
Б) Николай Гнедич;
В) А. С. Пушкин.
2. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»:
А) Виссарион Белинский;
Б) Иван Андреевич Крылов,
В) Апполон Григорьев.
3. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:
А) Лиза, Софья, Чацкий – о Скалозубе;
Б) Чацкий, Лиза, Софья – о Молчалине;
В) Софья, Лиза, Чацкий – о Репетилове.
4. Кто и с кем в разговоре говорит о себе?
Когда в делах, я от веселий прячусь,
Когда дурачиться: дурачусь;
А смешивать два этих ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
А) Чацкий в разговоре с Молчалиным;
Б) Репетилов в разговоре с Чацким;
В) Скалозуб в разговоре с Фамусовым.
5 - 7. Кто в комедии «Горе от ума» даёт такую характеристику Чацкому:
8. В кого влюблена Лиза?
А) в Молчалина;
Б) в Фамусова;
В) в Чацкого;
Г) в Петрушку.
9. Софья рассказывает отцу сон, чтобы:
А) отвлечь внимание;
Б) разжалобить Фамусова;
В) признаться в своих чувствах Молчалину.
10. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?
В) несчастная, безответная любовь;
Г) болезнь.
11. Сколько времени служит Молчалин у Фамусова?
Б) три года;
В) пять лет;
Г) десять лет.
12. В каком году комедия «Горе от ума» была напечатана?
13. Композиция – это:
А) Эпизод литературного произведения.
Б) Организация отдельных элементов, частей и образов худо-жественного произведения.
В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.
Г) Столкновение, противоборство персонажей.
14. Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:
А) комедия;
Б) трагедия;
В) трагикомедия.
15. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:
А) Д. И. Писарев.
Б) В. Г. Белинский.
В) И. А. Гончаров.
Тест. Вариант 3.
1. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»:
А) В. Белинский;
Б) И. А. Крылов
В) А.С. Пушкин
2. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?
А) образованного человека, который «славно пишет, переводит»;
Б) «…если наберется /Душ тысячи две родовых…»;
В) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»;
Г) молодой человек «враг исканий…».
3. Кому из героев комедии принадлежат слова о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?
Б) Фамусову;
Г) Чацкому.
4. Сколько лет Софье?
5. Чей это портрет?
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошачьи ухватки!
Да как черна! Да как страшна!...
А) Хлестовой;
Б) княжны Марьи Алексеевны;
В) Хрюминой;
Г) арапки.
6. В комедии 2 героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й - ?
А) Фамусов;
Б) Молчалин;
7. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?
А) философскую;
Б) социальную;
В) семейно-бытовую;
Г) политическую;
Е) сатирическую;
Д) совокупность разновидностей
8. Молчалина звали:
А) Павел Афанасьевич;
Б) Александр Андреевич;
В) Кузьма Петрович;
Г) Платон Михайлович;
Д) Алексей Степанович.
9. Кому в комедии «спится» от русских книг?
А) Хлёстовой;
Б) Скалозубу;
В) Фамусову;
Г) Молчалину;
Д) Хрюминой.
10-15. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии.
10. Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова | А) главные герои Б) второстепенные В) эпизодические Г) образ-пародия Д) внесценические персонажи Е) герои, необходимые для связи сценического действия |
11. князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович |
|
12. Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов |
|
13. Г. D . – Г. N . |
|
14. Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич |
|
15. Репетилов |
Ответы
Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1.А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим» . Кого имел в виду писатель: а). Скалозуба б).Молчалина в).Чацкого г).Софью
2. «Подписано, так с плеч долой» а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г). Фамусов д). Горич ж).Скалозуб з).Репетилов
3. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «…Чтобы чины давать - есть многие каналы ».
а).
4. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся».
а).
5. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Он слова умного не выговорил сроду».
а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г). Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов
6. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед» . а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов
7. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «От скуки будешь ты свистеть одно и то же ».
а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов
8. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Да умный человек не может быть не плутом».
а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов
9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Что мне молва?» а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов
10. Афоризм – это: а).художественное обоснование поступков героев. б). краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.в) часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.
11. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова : раболепство, предрассудки, к свободной жизни, дым отечества а).
12. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: треснулся, опрометью, обморочить, дал маху, фельдфебель, ушибена. а). Лиза б)Чацкий в)Молчалин г).Хлестова д).Скалозуб
13. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: два-с; по-прежнему-с; простите, ради Бога; личико, ангельчик.
14. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: минула, покудова, кличут, започивала, доложусь, мне-с.
а).Лиза б)Чацкий в)Молчалин г).Хлестова д).Скалозуб
15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебеситься.
а).Лиза б)Чацкий в)Молчалин г).Хлестова д).Скалозуб Ответы:
1.в; 2.г; 3.д; 4.г; 5.а; 6.б; 7.д; 8.з; 9.а; 10.б; 11.б; 12.д; 13.в; 14.а; 15.г;
М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». 9 кл.
1. К какому идейно- эстетическому направлению в литературе принадлежит роман
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
1. романтизм 2. критический реализм
определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.
2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их
художественной последовательности, предусмотренной композицией данного
произведения.
3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,
поставленная в нём писателем.
3. Определите идею романа «герой нашего времени»:
1. Изображение социально- ти пической личности дворянского круга после поражения
восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей её социальной
4. О ком сказано: «Ни в чём не видит для себя закона, кроме самого себя».
5. В чём трагедия Печорина?
1. В конфликте его с окружающими.
2. В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным
индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости
«между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г.Белинский).
3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
4. В эгоистичности.
6. Определите, кому принадлежат приведённые характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий,
«честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения,
смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразёров», не способных «ни к действительному добру, ни к
действительному злу»; недалёкий по уму, безличный, хвастливо- самолюбивый,
завистливый, фальшивый, с необыкновенным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и
сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и
пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно- страстная, странная, жертвенно любящая натура.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
7. О ком из героев романа идёт рассказ:
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в
дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут –а ему ничего. А другой
раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он
вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым
часам слова не добъёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики
надорвёшь от смеха… Да- с, с большими был странностями…»
8. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряжённость,
усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера
героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология
событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность
событий романа «Герой нашего времени».
1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3. предисловие к журналу Печорина
4. «Тамань» 5. окончание журнала Печорина 6. «Княжна Мери» 7. «Фаталист»
9. Определите принадлежность портрета героя:
«…Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и
материалист… а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на
словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца
человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок… Его маленькие
чёрныеглаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде
был вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло- жёлтых
перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета».
1 Грушницкий 2. Печорин 3. Вернер 4. Максим Максимыч
10. Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их
итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
«…Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как
По литературе
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.
Горе от ума».
Вариант 1.
1. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:
А) Скалозуба, Б) Молчалина, В) Чацкого, Г) Софью.
2-9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:
10. Афоризм – это:
А) Художественное обоснование поступков героев.
Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.
В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.
11-15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова:
Вариант 2.
1. Кто сказал о Грибоедове: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб».
А) Сказал о себе сам Грибоедов; Б) Николай Гнедич; В) А. С. Пушкин.
2. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»:
А) Виссарион Белинский;
Б) Иван Андреевич Крылов,
В) Апполон Григорьев.
3. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:
А) Лиза, Софья, Чацкий – о Скалозубе;
Б) Чацкий, Лиза, Софья – о Молчалине;
В) Софья, Лиза, Чацкий – о Репетилове.
4. Кто и с кем в разговоре говорит о себе?
Когда в делах, я от веселий прячусь,
Когда дурачиться: дурачусь;
А смешивать два этих ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
А) Чацкий в разговоре с Молчалиным;
Б) Репетилов в разговоре с Чацким;
В) Скалозуб в разговоре с Фамусовым.
5 - 7. Кто в комедии «Горе от ума» даёт такую характеристику Чацкому:
8. В кого влюблена Лиза?
А) в Молчалина; Б) в Фамусова; В) в Чацкого; Г) в Петрушку.
9. Софья рассказывает отцу сон, чтобы:
А) отвлечь внимание; Б) разжалобить Фамусова;
В) признаться в своих чувствах Молчалину.
10. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?
В) несчастная, безответная любовь; Г) болезнь.
11. Сколько времени служит Молчалин у Фамусова?
А) год; Б) три года; В) пять лет; Г) десять лет.
12. В каком году комедия «Горе от ума» была напечатана?
А) 1824; Б) 1825; В) 1829; Г) 1833.
13. Композиция – это:
А) Эпизод литературного произведения.
Б) Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.
В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.
Г) Столкновение, противоборство персонажей.
14. Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:
А) комедия; Б) трагедия; В) трагикомедия.
15. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:
А) Д. И. Писарев. Б) В. Г. Белинский. В) И. А. Гончаров.
Вариант 3.
1. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»:
А) В. Белинский; Б) И. А. Крылов В) А.С. Пушкин
2. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?
А) образованного человека, который «славно пишет, переводит»;
Б) «…если наберется /Душ тысячи две родовых…»;
В) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»;
Г) молодой человек «враг исканий…».
3. Кому из героев комедии принадлежат слова о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?
А) Софье; Б) Фамусову; В) Лизе; Г) Чацкому.
4. Сколько лет Софье?
А) 16; Б) 18; В) 20; Г) 17; Д) 23.
5. Чей это портрет?
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошачьи ухватки!
Да как черна! Да как страшна!...
А) Хлестовой; Б) княжны Марьи Алексеевны; В) Хрюминой; Г) арапки.
6. В комедии 2 героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й - ?
А) Фамусов; Б) Молчалин; В) Софья; Г) Лиза.
7. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?
А) философскую; Б) социальную; В) семейно-бытовую; Г) политическую; Д) совокупность разновидностей.
8. Молчалина звали:
А) Павел Афанасьевич; Б) Александр Андреевич;
В) Кузьма Петрович; Г) Платон Михайлович;
Д) Алексей Степанович.
9. Кому в комедии «спится» от русских книг?
А) Хлёстовой; Б) Скалозубу; В) Фамусову;
Г) Молчалину; Д) Хрюминой.
10-15. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии.