«Тема денег у О. Бальзака. Изображение губительной власти денег в повести «Гобсек» (по одноименному произведению Опоре де Бальзака). «Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака «Гобсек

Тема: Оноре де Бальзак. Повесть «Гобсек». Изображение губительной власти денег в повести О. де Бальзака «Гобсек»

Цель: помочь учащимся глубоко и осознанно усвоить идейное содержание повести, сформулировать проблемы, поставленные в ней; совершенствовать умения характеризовать образы героев, анализировать художественный текст, сопоставлять образы; развивать логическое и абстрактное мышления, связную речь; воспитывать высокие нравственные качества.

Оборудование: портрет Бальзака, иллюстрации к повести, таблицы, эпиграф на доске.

Форма урока: урок – пресс-конференция

В нем живут два существа:

скряга и философ, подлое

существо и возвышенное

О. Бальзак

Ход урока

І. Орг. момент.

ІІ. Приветствие учителя.

Здравствуйте учащиеся, здравствуйте учителя и гости. Я рада всех видеть на нашем уроке. А урок сегодня в будет не простой, тема его ______________________________________________________________. Пройдет наш урок в виде пресс-конференции, поэтому сейчас я приглашаю занять места действующих лиц нашей конференции впереди класса, а остальные сегодня не просто учащиеся, они – корреспонденты различных известных украинских и иностранных издательств. Они будут высказывать свое мнение, будут задавать нашим героям различные каверзные проблемные вопросы, а также покажут свои знания и умения.

ІІІ. Вступительное слово учителя.

Великие писатели подобно Колумбам, совершенствуя свой бессмертный подвиг, открывают нам новые миры. Бальзак поразил своих современников открытием в обществе. Перед изумленным взором художника возникла бездна. Он заглянул в нее и понял, что никакое, даже совершенное произведение, не способно вместить драму современной жизни. Он посвятил ей все свое творчество.

Представим, что у нас на уроке присутствует писатель Бальзак некоторые из его литературных героев, литературный критик. Они расскажут нам о себе, об эпохе, в которую жили.

Вопрос Бальзаку.

Что вы можете нам рассказать о себе?

Бальзак: Родился в Туре, во Франции, в 1799 году. Я – сын разбогатевшего крестьянина по имени Бальсе, что крайне огорчало меня, поэтому я переделал имя на «Бальзак» и прибавил впереди частичку «де» - знак дворянского происхождения.

Вопрос Бальзаку.

Расскажите нам о годах учебы, о творческой деятельности.

Бальзак: Учился в колледже, потом в школе прав. Работал писцом в нотариальной конторе, но без интереса. Испросил у отца двухгодичный срок для того, чтобы стать писателем. Получил скудное содержание.

Литературный критик: (добавляет и быстро зачитывает)

«Стены мансарды пропускают зимний холод. Дует изо всех щелей. Юноша путается в старую шаль, которую ему прислала сестра, подбирает под себя озябшие ноги, согревает дыханием покрасневшие пальцы рук и пишет, пишет. За работой он забывает даже о том, что голоден, а голоден он в эту зиму постоянно. Родители посылают ему очень мало денег. Вольно же ему было браться за сомнительное ремесло литературы, отказавшись от почетной карьеры юриста! Но ни отцу, ни строгой и своенравной матери не удалось сломить непокорного. Юноша тверд в своем решении. Он еще не знал тогда, о чем и как будет писать, но был убежден, что создает что-то великое, значительное»

Вопрос Бальзаку.

Что было характерно, на Ваш взгляд, для эпохи, в которой вы жили?

Бальзак: 20-30-е годы были временем бурного развития естественных наук и философской мысли в Европе. Во Франции – это период Реставрации и Июньской монархии. Я первый в западноевропейской литературе попытался начать художественное исследование устройства современного общества, их повседневную жизнь, их борьбу за власть и золото, их интриги и тайны. Казалось, что я способен проникнуть в самые затаенные уголки человеческого сердца, изображая прозу жизни.

Вопрос Бальзаку.

Когда к вам пришла слава?

Бальзак: Первый роман, с которого можно считать меня состоявшимся писателем – это «Шуаны» (1979 г.), затем в 1830 году я написал повести «Дом кошки, играющей в мяч», «Супружеское согласие», «Гобсек», «Силуэт женщины» и многие другие, которые объединены в цикл «Человеческие комедии».

Вопрос Бальзаку.

Вы задумали произведение о современном обществе, но не казалось ли вам эта задача чрезмерно трудной?

Бальзак: Да, если бы я взялся написать только один роман и в нем сказать все о своем времени, это было бы невыполнимо. Но я задумал написать 144 романа, объединив их общим названием «Человеческие комедии». Удалось написать 95.

Вопрос Бальзаку.

Где вы находили в себе силы и черпали источник вдохновения?

(немного рассказать о знакомстве Бальзака с Эвелиной Ганской).

Вопрос Бальзаку.

Как Вы связываете свою жизнь с Украиной?

ІV. Сообщение учителя об истории создания повести.

Повесть «Гобсек» стала одной из вершин творчества Бальзака и всей мировой литературы. Она имеет три редакции. Первый вариант был создан в 1830 году (написал очерк для журнала «Мода», который назывался «Ростовщик»). В 1835 году появляется новая редакция «Папаша Гобсек», третье - «Гобсек».

По жанру и композиции – это сложное произведение. Жанр произведения новелла (небольшое эпическое произведение с сюжетом, часто неожиданной развязкой). Практически все элементы данного жанра присутствуют в произведении.

V. Вопросы учителя ко всем корреспондентам.

Что можно сказать о композиции повести? В чем ее особенность?

История Гобсека – это рассказ в рассказе. О необыкновенной фигуре ростовщика Гобсека рассказывает не автор-повествователь, а рассказчик, стряпчий Дервиль. (Композиция – кольцевая, ретроспективная, она предназначалась для более полного и глубокого раскрытия образа главного героя произведения).

Вопрос к Дервилю:

Каково Ваше социальное положение, профессия? Как к Вам относится автор?

Дервиль: Я – выходец из демократической среды, юрист, «стряпчий, человек высокой честности, знающий, скромный, с хорошими манерами, стал другом семейства Гранлье. Своим поведением в отношении госпожи де Гранлье достиг почета и клиентуры в лучших домах Сен-Жерменского предместья»

(10 лет знакомства)

Дервиль: Во-первых, я его друг, во-вторых, мы – люди одной профессии. Возможно, это будет нескромно, но я - опытный юрист, великолепно знающий «кухню» предпринимательства и сферы накопительства. В-третьих, сам Бальзак симпатизирует мне.

Вопрос к Дервилю:

Кто первым услышал Ваш рассказ о Гобсеке?

Дервиль: Члены семьи де Гранлье.

Вопрос к Гобсеку:

Каково Ваше происхождение? Что означает Ваша фамилия?

Гобсек: В переводе с английского «живоглот».

Расскажите о своей молодости и юности.

Гобсек: Мать – еврейка, отец – голландец, полное имя Жан Эстер ван Гобсек. В 10 лет мать пристроила меня юнгой на корабль (отплыл из Ост - Индии, где я скитался 12 лет. Все перепробовал, чтобы разбогатеть: искал клад, имел отношения к перипетиям войны за независимость США, был корсаром и т. д.)

Вопрос к Гобсеку:

Какие нравственные уроки, идеалы вынесли Вы из своей бурной молодости и зрелости?

Гобсек: Часто, спасая жизнь, я вынужден был жертвовать моральными принципами. «Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

Вопрос к Гобсеку:

Почему Вы выбрали занятие ростовщика? Кто Ваши клиенты?

Гобсек: Я разбогател на преступных операциях и , теперь мне не нужно рисковать жизнью ради богатства. Мое положение прочно и устойчиво в обществе. Под моим контролем находится золотая молодежь, актеры и художники, светские люди, игроки – самая занятная часть парижского общества.

Вопрос к Гобсеку:

Каково Ваше жизненное кредо? Во что Вы верите?

Гобсек: Деньги – это товар, который можно выгодно продать и купить. Я верю в безграничную силу и власть золота. «Золото – вот духовная ценность нынешнего общества». Только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром.

Вопрос к Фанни Мальво:

Как связана Ваша судьба с папашей Гобсеком? Как складываются Ваши с Дервилем?

Почему Бальзак с беспощадной критикой обрушивается в своей повести не на Гобсека, а на представителей высшего света: графиню де Ресто и Максима де Трай?

В характере Максима де Трай мы не найдем ни одной положительной черты. Рассказчик называет его «элегантным мерзавцем». «Бойтесь его как дьявола, - шепнул на ухо старику Дервиль. - Это сущий убийца».

Вопрос к Дервилю:

В чем сила воздействия Максима де Трай на людей?

Он умеет ловко манипулировать людьми. Он способен найти в каждом человеке сокровенные струны и сыграть на них нужную мелодию.

Вопрос к литературному критику:

Кто такой Максим де Трай? Какие отношения связывают его с графиней де Ресто?

Чем запятнала себя графиня де Ресто?

Какой эпизод, который увидел Дервиль, ужаснул его?

Считаете ли Вы, что Максим де Трай является в рассказе своеобразным двойником Гобсека?

Да, потому что сам герой говорит об этом «Мы с вами друг для друга необходимы, как душа и тело».

Гобсек – человек проницательный, он прекрасно знает низкую и коварную натуру людей, подобных Максиму де Траю, поэтому отказывается принять его вызов на дуэль, заканчивая свою речь очень точными словами: «Чтобы пролить свою кровь, надо ее иметь, милый мой, а у тебя вместо крови грязь». Автор говорит: «В этой крупной Гобсек был ненасытным удавом». О какой идет речь?

Он получил фиделкомисс, т. е. юридическое право пользоваться чужим имуществом для передачи его в дальнейшем третьему лицу.

Как ведет себя Гобсек в этой ситуации?

(Он ведет себя достойно, он не воспользовался выгодной ситуацией и не «погрел руки» на наследстве графа, а, напротив, приумножил его).

До совершеннолетия Гобсек сыну графа де Ресто – Эрнесту выделил крайне скудное содержание. Как он объясняет это решение?

Гобсек (можно задать вопрос классу):

«Несчастье – лучший учитель. В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям – и мужчинам и женщинам. Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем ».

Вопрос к Дервилю:

Разгадали ли Вы загадку Гобсека? Что вы увидели в кабинете Гобсека, когда за вами пришел инвалид? (с. 67-68, зачитать)

«Хоть я поставил себе целью изучить его, должен, к стыду своему, признаться, что до последней минуты его душа оставалась для меня тайной за семью замками».

«Да неужели все сводится к деньгам?» - этот вопрос мучил Дервиля.

VІІ. Проверка домашнего задания.

Автор завершает свой рассказ о жизни и смерти ростовщика – описанием его богатства. Итог жизни героя плачевен, все нажитое им добро пришло в негодность, осталось невостребованным. Нажива, власть, которою обладал Гобсек, поглотили лучшие ценности мира: дружбу, любовь близких.

Послушаем, как ответили на этот вопрос «акулы пера».

(Учащиеся зачитывают свои сочинения-миниатюры)

VІІІ. Заключительное слово учителя.

Образ скупого появляется в поэме «Мертвые души» (Плюшкин). «Скупой» встречается в комедии Мольера, Алена Ивановна (старуха-процентщица) в романе Достоевского «Преступление и наказание», ростовщик из повести Гоголя «Портрет». Все эти персонажи отрицательные, их авторы обличают за духовное оскуднение и стремление разбогатеть за счет слабостей и несчастий других людей.


Я прочитала повесть Бальзака «Гобсек». В этой повести автор рассказывает об истории жизни Гобсека. Этот человек занимался в Париже ростовщичеством. Он не видел ничего зазорного в своей профессии, отдавался этому целиком. За свою жизнь Гобсек повстречал немало людей. Он видел достойных людей на грани нищеты, богатеев, которые заслуживали презрения. Гобсек искренне восхищается людьми честными. Он пытается заработать на всем и на всех. Даже своему другу Дервилю он соглашается дать деньги взаймы под проценты.

В течение жизни в характере Гобсека остается все меньше положительных качеств. Окружающие люди вызывают у него все меньше сочувствия. Он не хочет отдавать наследство молодому графу де Ресто. Но жаждой денег в этом произведении страдал не только Гобсек, но и графиня де Ресто. В пылу гнева на умершего мужа, из-за страха за будущее детей она сжигает бумаги мужа. Из-за этого все наследство переходит во власть Гобсека. Рассказчик пытается доиться от Гобсека возврата наследства де Ресто, но Гобсек отказывается это сделать.

В конце жизни Гобсек оказывается одиноким богатеем. Он безумно богат, но живет нищенский образ жизни. После его смерти рассказчик обнаружил несметные богатства. Это было золото, драгоценные камни, паштеты, колбасы, кофейные зерна, сахар, специи и многое другое. Самое страшное заключалось в том, что большая часть продуктов была испорчена. Гобсек из-за своей неуемной жадности не мог сойтись в цене с торговцами, чтобы продать им эти товары. В итоге они портились и пропали, не принеся пользы.

Именно в этом и заключалась губительная власть денег над Гобсеком и над графиней де Ресто.

денег. Просто удивительно, как деньги меняют и порабощают лю­дей! «Если бы сам король был мне должен, графиня, и не запла­тил в срок, я бы подал на него в суд…», - так говорит ростовщик Гобсек графине де Ресто, разоряющей ради негодяя Максима де Трая своих детей. Ростовщика развлекает возможность заглянуть в самые сокровенные глубины человеческого сердца, в чужую жизнь без прикрас. Слиток металла в руках человека-автомата равноце­нен человеческому сердцу: «Я вижу у себя только затравленных оленей, за которыми гонится целая свора заимодавцев». Тайная цена векселей, попадающих в руки ростовщика, - отчаяние, глу­пость, опрометчивость, любовь или сострадание. Своих клиентов Гобсек сравнивает с актерами, дающими театральное представле­ние для него, а себя - с Богом, читающим в их сердцах. Он любит пачкать грязными башмаками ковры в роскошных домах - не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости.

Гобсек считает, что нет на земле ничего порочного, есть только условности, незыблемо только чувство, вложенное природой, - инстинкт самосохранения. Из всех земных благ он выделяет только одно, достаточно надежное, чтобы стоило гнаться за ним, - золо­то. А единственная его утеха - тщеславие. Золото в зародыше со­держит человеческие пороки и прихоти, материальные возможно­сти. Золото Гобсека владеет миром, в этом его счастье и утеха, он развлекается, управляя судьбами людей и наблюдая их страсти. Ростовщик утверждает, что он достаточно богат, чтобы покупать совесть клиентов, управлять всесильными министрами. Гобсек - властитель судеб парижан, тихий, никому не ведомый. Для него вся жизнь - машина, которую приводят в движение деньги, золото - духовная сущность всего общества. Но ростовщик ненавидит своих наследников и не допускает мысли, что кто-то станет владельцем его состояния.

Никто из его соседей не знает, беден он или богат, есть ли у него родные, друзья. Из-за чрезмерной скрытности и осторожности Гоб­сек отказался от собственной золотой монеты, выпавшей из карма­на и любезно поднятой соседом. Его морщины хранят тайну страш­ных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, богатства и разорения, смертельных опасностей. Ростовщик пере­пробовал все возможности для обогащения, даже пытался найти золото, зарытое в Америке.

С годами разбогатевший Гобсек превратился в тайну за семью печатями, в золотого истукана, не знающего, что в мире есть лю­бовь женщины и счастье, чувства, есть Бог. Для Гобсека мир суще­ствовал только для того, чтобы исколесить его и обшарить, взве­сить, оценить и ограбить. Но все, конечно, относительно. И Гобсек умирает в полном одиночестве, а деньги и дворцы, как известно, в могилу с собой не заберешь.

Сочинение

Роль денег в современном обществе – главная тема в творчестве Бальзака.

Создавая \"Человеческую комедию\", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - \"Гобсек\" и \"Евгения Гранде\".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков.

Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям.

Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый \"добряк\" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества.

Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши

прихоти, нужно время, нужны материальные

возможности или усилия. Ну что ж!

В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает

в действительности.

О. Бальзак

С 1830 по 1848 год Бальзак создал три варианта новеллы, постепенно ужесточая образ главного героя — ростовщика Гобсека, чья фамилия не случайно переводит-ся как «живоглот». Ростовщик — характерная фигура для эпохи расцвета капита-листического общества, когда торговцу надо перехватить крупную сумму, чтобы не упустить выгодной сделки, когда прогорающий аристократ готов заложить фамильные драгоценности, лишь бы жить в привычной роскоши, на которую ему уже не хватает средств.

Гобсек — яркий пример того, как жажда наживы может исковеркать человечес-кую жизнь. В юности он плавал юнгой на корабле, бывал в Индии и Америке, подвер-гался опасностям, искал клады, воевал, несколько раз сколачивал и терял состояние и в конце концов оказался в Париже, где скромно жил в убогой комнате, похожей на монастырскую келью. Но из этой кельи он, словно щупальцами, дотягивался до самых фешенебельных особняков Парижа. Вся его жизнь подчинялась единственной цели — накоплению денег. Золото было для Гобсека символом власти над окружающими. Он не просто обирал и разорял, нет, он пристально всматривался в жизнь окружаю-щих, трезво оценивая не только кошельки, но и души. Усталый цинизм сочетался в натуре Гобсека с безукоризненной честностью (получив от графини де Ресто брилли-ант, стоимость которого превышала плату по векселю, он при первой же возможности возвращает двести франков). Ростовщик — тонкий психолог, верно и точно судящий о людях. Вот его замечания о графе де Ресто, обманутом и почти разоренном муже пре-лестной графини: «Граф при смерти. Душа у него нежная. Такие люди не умеют совла-дать с горем, и оно убивает их». Гобсека способно растрогать распятие над девической кроватью Фанни Мальво, он не остается равнодушным к яркой прелести графини, и в то же время старик безжалостен и скрупулезен в денежных делах. Даже стряпчему Дервилю, который пользовался его расположением, Гобсек дает взаймы только под проценты, объясняя это очень своеобразно: «Сын мой, я избавил тебя от признатель-ности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан. И потому мы с тобой луч-шие в мире друзья». В конце концов, его скупость становится маниакальной: после смерти старика Дервиль находит в соседних комнатах гниющие горы еды, покрытые плесенью, залежалые товары, с которыми Гобсек был не в силах расстаться. Власть денег приводит к тому, что этот неглупый, волевой и по-своему честный человек уми-рает жалкой смертью, даже не воспользовавшись плодами своих усилий.

Не менее Гобсека страдают от власти денег те персонажи, которые поначалу кажут-ся жертвами ростовщика. На самом же деле и графиня де Ресто, готовая на все ради своего любовника, и блестящий светский лев маркиз де Трай, пользующийся ее слабо-стью и заставляющий платить за него долги, люди более бесчестные, чем папаша Гоб-сек. Графиня не только разоряет своих детей, она готова на любое кощунство, чтобы уничтожить завещание, которое, как ей кажется, обрекает ее на нищету. Материал с сайта

Но таковы не только они. Действие новеллы начинается в особняке виконтессы де Гранлье, дочь которой влюблена в старшего сына графини де Ресто. Скандальная репу-тация графини делает брак между ними невозможным. Но стряпчий Дервиль рассказы-вает историю жизни и смерти Гобсека, который сумел сберечь и приумножить состоя-ние покойного графа. Теперь Эраст де Ресто — богатый наследник. И это резко меняет отношение к нему виконтессы. Ее не интересуют ум и душа молодого человека, раз он богат. И теперь можно примириться и с его матерью: деньги и старинный герб заменят добродетель. Это прекрасно понимает Дервиль, который, хотя и составляет неотъемле-мую часть суетного делового мира, сохранил отзывчивость и желание помогать людям.

В этом и заключается человековедение Бальзака: он никого не превозносит и никого окончательно не клеймит. Сурово он судит только устои буржуазного обще-ства, где власть денег влечет за собой преступление и пороки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • губительная власть денег в повести гобсек
  • каким изображен гобсек в повесть о. бользака сочинение
  • сказки бальзака
  • юность гобсека
  • власть денег по повести бальзака "гобсек"