Тайны Александрийской библиотеки. Гипатия. Тайны александрийской библиотеки

Александрийский Мусейон (или библиотека) в эпоху античности представляла собой большой научный центр и играла колоссальную роль в культурной жизни Фараонов. До сих пор ее считают великой загадкой Египта, над разгадкой которой трудятся ученые всего мира. Единственным достоверным фактом современности является ее превосходство и масштабы в те древнейшие годы над другими собраниями книжных рукописей. Этому свидетельствуют руины одного из дочерних зданий (Серапийон), найденные при раскопках археологов. Остается немало вопросов о судьбе Александрийской библиотеки, гибели ее при пожаре и о том, как восстановить былое величие уникальному в истории хранилищу книг?

Где находилась Александрийская библиотека?

Название походит от одноименного города, существовавшего в 332 году до нашей эпохи – Александрия, основателем которого принято считать известного полководца Александра Македонского. Но проектированием города занимался Дейнократ Родосский в тандеме с известным строителем того времени – Клеомен, родом из Навкратиса. Для ее возведения был выбран самый удачный ракурс Средиземноморского побережья: земля вблизи устья Нила. Периметр составлял два и шесть километров и был изначально обнесен стеной.

В городе было две главных улицы и обе они имели колоннады. В планах первоначальной постройки этот населенный пункт значился как город ученых, его соединили с Фаросом (островом) и позже построили известный Александрийский маяк, дамбу и четыре пристани.

В период расцвета Александрии, город переполняло большое количество ученых греков и иудеев. Их численность превышала миллион человек, а площадь города составляла сто квадратных километров. В это время город считался вторым после Рима и уже мог похвастать достопримечательностями в виде гробницы Александра Македонского, дворцов Птолемея, Юлия Цезаря, Марка Антония, а также храмом Посейдона и театром. Но главную славу города составляла имевшаяся на тот момент – Александрийская библиотека, находившаяся в составе Мусейона (в переводе означает «храм муз»), что породило впоследствии современное понятие «музей».

Основание Александрийской библиотеки

Первым над созданием библиотеки поработал Птолемей Первый Сотер, который сделал столицей Египта город Александрию после смерти Македонского. Став правителем, Птолемей занялся организацией работ по Александрийскому Мусейону: были приглашены Деметрий Фалерский (бывший правитель Афин) и Теофраст (ученик Аристотеля). Теофрасту библиотека досталась в наследство от легендарного полководца и на тот момент она содержала сорок тысяч книг. Их удалось собрать Аристотелю в процессе походов Македонского. Правитель по совету Деметрия выкупил собрание книг у Теофраста, и именно оно легло в основу Александрийской библиотеки.

Работы над созданием Мусейона приняли проводить с неким подобием уже имевшихся мест: Академия Платона и Лицей Аристотеля. И работа началась в направлении академического городка с университетом, где в будущем смогли бы работать известные ученые. На территории предусматривались и другие постройки: обсерватория, ботанический сад, библиотека и зоопарк.

В этом видео повествуется об исследованиях прошлого и тайнах Александрийской библиотеки.

Судьба известного всему миру достояния была сложной и зависела полностью от правителей, которые сменялись за время ее существования не единожды. Однако она была важным объектом в области знания, который постоянно пополнял собственный фонд и это всячески поощрялось со стороны птолемеев на каждом из этапов ее развития и становления.

Происходило пополнение следующим образом: суда, заходившие в городской порт, подвергались обыску на предмет присутствия любых книг. Если таковые были найдены, то их изымали и возвращали владельцам только в виде копий. Конечно, для таких масштабных мероприятий штат копиистов должен был быть внушительным, и им библиотека обладала в полном масштабе.

Известно, что в ней имелся большой каталог, руководством которого заведовал Каллимаха. Он систематически пополнялся, а вместе с новыми рукописями, пополнялся и штат работников. Сегодня историю библиотеки можно тесно связать с трудами известных мыслителей и поэтов:

  1. Эратосфена.
  2. Зенодота.
  3. Аристарха Самосского.
  4. Каллимаха.
  5. Фекрита.
  6. Филона.
  7. Плотия.
  8. Эрата.
  9. Эвклида.

Здесь хранились труды тех времен из области геометрии и тригонометрии, астрономии и медицины, литературы и языковедения. По примерным подсчетам период расцвета насчитывал от 100 до 700 тысяч рукописных свитков, хранившиеся на разных языках. Есть предположение, что на тот момент не было в мире произведения, которое бы не содержалось в копии Александрийской библиотеки.

Пожар в Александрийской библиотеке

Существует несколько версия по поводу гибели хранителя книжной истории того времени.

  1. Первая версия. Согласно ее предположениям, гибель при пожаре случился в 47 году до нашей эры, в период Александрийской войны. Виновником такой трагедии послужил Юлий цезарь. Он не мог допустить поражения в войне в силу превосходства противника, и приказал поджечь флотилию, где находились рукописи, подготовленные для отправки в Рим.
  2. Вторая версия предполагает погибель библиотеки в период правления Феодосия Великого в 391 году. Виновные на тот момент оказались христианские фанаты, под силой проповедей Александрии Феофила, осуществившие разгром Александрийской библиотеки. Цель их действий несла с собой личностный характер: уничтожение всех языческих и еретических книг, чтобы угодить христианской церкви. Беспорядки привели к пожару, в котором не удалось спасти бесценные рукописи. По оценкам историков, многие из экземпляров на тот момент стоили состояния.

Список известный фараонов Египта: наследник первой и последней династии.

История жизни фараонов: чем были заняты, как одевались, что входило в обязанности, как воевали.

В этом видео ученые расскрывают загадку Александрийской библиотеки. Обязательно оствляйте свои вопросы, пожелания и

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?

Главные библиотекари

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры. Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей. До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.


Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них – закон, который ограничивал роскошь погребений. В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.
Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках. В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.
Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом – зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.
Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги. Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество. Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных. Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света. Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.


В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота». Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота». В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.
От всех этих манускриптов не осталось и следа. Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе. До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне. Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.
В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники – тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали. Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю. Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство. В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.


После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.
Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана». В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».
Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов. Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода. Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.
Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

November 12th, 2015

Труды всех этих и многих других великих учёных древности были собраны в огромной коллекции Александрийской библиотеки. По разным оценкам в её фонде находилось до 700 тысяч папирусных свитков. Александрийская библиотека была основана в 290 году до нашей эры и накапливала в себе все самые прогрессивные знания человечества в течение без малого семи веков.

И это была не просто библиотека. Во времена своего расцвета она представляла собой скорее академию: здесь жили и работали величайшие учёные того времени, которые занимались как исследованиями, так и преподаванием, передачей своих знаний ученикам. В разное время здесь трудились Архимед, Евклид, Зенодот Эфесский, Аполлоний Родосский, Клавдий Птолемей, Каллимах Киренский. Здесь была написана и хранилась Полная История Мира в трёх томах.

Давайте узнаем, что там могло хранится...


1. Эратосфен Киренский.

Греческий математик, астроном, географ, филолог и поэт. Ученик Каллимаха, с 235 г. до н. э. - глава Александрийской библиотеки. Именно Эратосфен ввёл в обращение термин «география». Он отметился обширными трудами во многих научных областях, за что получил от современников прозвище «бета», то есть второй. И то только лишь потому, что первое место должно быть удержано за предками. Эратосфен наиболее известен тем, что задолго до появления машин и спутников установил форму нашей планеты и практически точно высчитал её окружность.

Он написал три книги о истории географических открытий. В своих трактатах «Удвоение куба» и «О среднем» он рассматривал решения геометрических и арифметических задач. Самым знаменитым математическим открытием Эратосфена стало так называемое «решето», с помощью которого находятся простые числа. Эратосфена можно считать также основателем научной хронологии. В своих Хронографиях он пытался установить даты, связанные с политической и литературной историей Древней Греции, составил список победителей Олимпийских игр.

2. Гиппарх Никейский.

Древнегреческий астроном, механик, географ и математик II века до н. э., часто называемый величайшим астрономом античности. Гиппарх внес фундаментальный вклад в астрономию. Его собственные наблюдения продолжались с 161 по 126 до н.э. Гипарх с высокой точностью определил продолжительность тропического года; довольно точно измерил прецессию, которая проявляется в медленном изменении долготы звезд. В составленном им звёздном каталоге указаны положения и относительная яркость около 850 звёзд.

Работа Гиппарха о хордах окружности (по современным понятиям – синусам), составленные им таблицы, предвосхитившие современые таблицы тригонометрических функций, послужили отправной точкой для развития хордовой тригонометрии, игравшей важную роль в греческой и мусульманской астрономии.

В неизменном виде до наших дней дошла только одна авторская работа Гиппарха. Об остальных его трудах известно крайне мало, да и существующие данные во многом разнятся.

3. Евклид.

Древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Известен главным образом как автор фундаментального труда «Начала», в котором в систематическом виде представлено теоретическое ядро всей античной математики, включающее в себя два основных раздела - геометрию и арифметику. В целом Евклид - автор множества работ по астрономии, оптике, музыке и другим дисциплинам. Однако, до нашего времени дошли лишь единицы его трудов, причём многие только частично.

4. Герон Александрийский.

Герона относят к величайшим инженерам за всю историю человечества. Он первым изобрёл автоматические двери, автоматический театр кукол, автомат для продаж, скорострельный самозаряжающийся арбалет, паровую турбину, автоматические декорации, прибор для измерения протяжённости дорог (древний одометр) и др. Первым начал создавать программируемые устройства (вал со штырьками с намотанной на него верёвкой).

Занимался геометрией, механикой, гидростатикой, оптикой. Основные произведения: Метрика, Пневматика, Автоматопоэтика, Механика (произведение сохранилось целиком в арабском переводе), Катоптрика (наука о зеркалах; сохранилась только в латинском переводе) и др. В 1814 году было найдено сочинение Герона «О диоптре», в котором изложены правила земельной съёмки, фактически основанные на использовании прямоугольных координат.

5. Аристарх Самосский.

Древнегреческий астроном, математик и философ. Он первым изобрёл гелиоцентрическую систему мира и разработал научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров. Вопреки общепринятым в его время взглядам Аристарх Самосский уже тогда (середина II века до н. э.) утверждал, что Солнце неподвижно и находится в центре мироздания, а Земля обращается вокруг него и вращается вокруг оси. Полагал, что звезды неподвижны и расположены на сфере очень большого радиуса.

Вследствие выдвижения своей гелиоцентрической системы мира Аристарх Самосский был обвинён в безбожии и был вынужден бежать из Афин. Из всех крайне многочисленных сочинений Аристарха Самосского до нас дошло только одно, «О величинах и расстояниях Солнца и Луны».

Теперь подробнее о самой библиотеке.

Идея библиотеки.

Александрийская Библиотека – пожалуй, самая известная из древних, но не самая древняя из известных нам библиотек. Идея библиотеки – это идея сохранения и передачи знаний от прошлых к грядущим поколениям, идея преемственности и посвящения. Совершенно не случайным поэтому представляется существование библиотек в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Некоторые функции библиотек выполняли собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора.

В античное время имелись также и достаточно обширные частные собрания книг. Например, библиотека Еврипида, которую тот, по словам Аристофана, использовал при написании собственных произведений. Более известна библиотека Аристотеля, которая создавала во многом благодаря пожертвованиям знаменитого ученика Аристотеля Александра Великого. Однако, значение библиотеки Аристотеля многократно превышает суммарную значимость собранных Аристотелем книг. Ибо с абсолютной уверенностью можно говорить о том, что создание Александрийской Библиотеки стало возможно во многом именно благодаря Аристотелю. И дело здесь даже не том, что книжное собрание Аристотеля составляло основу библиотеки Ликея, которая и стала прообразом библиотеки в Александрии. Гораздо важнее, что последователями или учениками Аристотеля являлись все, кто в большей или меньшей степени был причастен к созданию Александрийской Библиотеки.

Первым в их числе, конечно, следует назвать самого Александра, который воплощая в жизнь теорию философского деяния своего учителя, раздвинул границы эллинистического мира настолько, что непосредственная передача знания от учителя к ученику сделалась во многих случаях попросту невозможной - создав тем самым предпосылки основания библиотеки, в которой были бы собраны книги всего эллинистического мира. Кроме того, Александр и сам имел небольшую походную библиотеку, главной книгой которой являлась «Илиада» Гомера – наиболее известного и загадочного греческого автора, изучением творчества которого занимались все первые библиотекари Александрийской Библиотеки. Не следует забывать и том, что Александром был основан и сам город, на плане которого он начертал пять первых букв алфавита, которые означали: «Александрос Василеве Генос Диос Эктисе» - «Александр-царь, порождение Зевса, основал...», - знаменуя то, что город будет весьма прославлен в том числе и словесными науками.

К косвенным ученикам Аристотеля следует отнести и основателя династии египетских царей Птолемея Лага, который, будучи другом детства Александра Македонского, а затем одним из его полководцев и телохранителей, конечно, разделял основные идеи Александра и Аристотеля.

Последователем Аристотеля являлся и непосредственный основатель и первый руководитель Александрийской Библиотеки ученик Феофраста Деметрий Фалерский. Пожалуй, то же самое можно сказать и о Стратоне, который совместно с Деметрием Фалерским являлся одним из основателей Александрийского Музейона. А его воспитанник Птолемей Филадельф после восшествия на египетский престол, прилагал огромные усилия для продолжения дела своего отца, не только выделял значительные материальные средства, но и проявляя личную заботу о развитии и процветании Музейона и Библиотеки.

Основание Александрийской Библиотеки.

Создание Александрийской Библиотеки самым тесным образом связано с Александрийским Музейоном, основанном около 295 г. до н.э. по инициативе двух афинских философов Деметрия Фалерского и Стратона-физика, прибывших в Александрию по приглашению Птолемея I в самом начале III в. до н. э. Поскольку оба из названных мужей являлись также наставниками царский сыновей, то одной из важнейших функций, а возможно, и первейшей задачей вновь созданного Музейона являлось обеспечение самого высокого уровня образования наследникам престола, а также подрастающей элите Египта. В дальнейшем это вполне сочеталось с полноценной научно-исследовательской работой в самых различных отраслях знаний. Однако, оба направления деятельности Музейона, конечно, были невозможны без существования научной и учебной библиотек. Поэтому есть все основания полагать, что Библиотека как часть нового научно-образовательного комплекса была основана в тот же год, что и сам Музейон, или спустя весьма непродолжительное время после начала работы последнего. В пользу версии одновременного основания Музейона и Библиотеки может свидетельствовать также и то, что библиотека являлась обязательной и неотъемлемой частью Афинского Ликея, который, вне всяких сомнений, и послужил прообразом при создании Александрийского Музейона.

Самое первое упоминание о Библиотеке мы находим в знаменитом «Письме к Филократу», автор которого, приближенный Птолемея II Филадельфа, сообщает в связи с событиями перевода священных книг иудеев на греческий следующее: «Димитрий Фалирей, заведующий царской библиотекой, получил крупные суммы на то, чтобы собрать, по возможности, все книги мира. Скупая и снимая копии, он, по мере сил, довел до конца желание царя. Однажды в нашем присутствии он был спрошен, сколько у него тысяч книг, и ответил: «свыше двухсот тысяч, царь, а в непродолжительном времени я позабочусь об остальных, чтобы довести до пятисот тысяч. Но мне сообщают, что и законы иудеев заслуживают того, чтобы их переписать и иметь в твоей библиотеке». (Письмо Аристея, 9 – 10).

Устройство Библиотеки.

Фигура Деметрия Фалерского являлась ключевой не только в вопросе инициации открытия Александрийской библиотеки, но и в разработке планов устройства, а также важнейших принципов ее функционирования. Вне всякий сомнений, прообразом Александрийского Музейона и Библиотеки послужило устройство афинского Ликея. Но и здесь чрезвычайно важным представляется богатейший личный опыт Деметрия Фалерского, который, пройдя путь от рядового ученика до ближайшего друга руководителя Ликея Феофраста, мог оценить все преимущества и недостатки библиотеки Ликея, основой которого служило книжное собрание Аристотеля.

Не менее ценен был и опыт успешного десятилетнего управления Афинами, во время которого Деметрий Фалерский проводил большие строительные работы, а также сделал возможным приобретение сада и самого строения Ликея в собственность Феофрастом. Поэтому мнение Деметрия Фалерского представлялось не менее важным и при разработке строительных планов и архитектурных решений Александрийской библиотеки.

К сожалению, каких-либо достоверных сведений о внешнем виде и внутреннем устройстве помещений Александрийской Библиотеки не сохранилось. Однако, некоторые находки позволяют предположить, что книжные рукописные свитки хранились на полках или в специальных ларях, которые располагалась рядами; проходы между рядами обеспечивали доступ к любой единице хранения. Каждый свиток имел некое подобие современной каталожной карточки в виде прикрепленной к нему таблички, на которой указывались авторы (или автор), а также наименования (наименование) их сочинений.

Здание библиотеки имело несколько боковых пристроек и крытых галерей с рядами книжных полок. По-видимому, в библиотеке отсутствовали читальные залы – однако, имелись рабочие места переписчиков свитков, которыми также могли воспользоваться для своей работы сотрудники Библиотеки и Музейона. Учет и каталогизация приобретенных книг велись, вероятно, со дня основания библиотеки, что совершенно отвечает порядкам при дворе Птолемеев, согласно которому во дворце велись записи всех дел и бесед от момента замышления царем какого-либо дела до полного его исполнения. Именно благодаря этому библиотекарь в любой момент мог ответить на вопрос царя о количестве уже имевшихся в хранилищах книг и планах по увеличению единиц хранения.

Формирование книжного фонда.

Первоначальные принципы формирования книжного фонда также были разработаны Деметрием Фалерским. Из «Письма Аристея» известно, что перед Деметрием Фалерским была поставлена задача собрать, по возможности, все книги мира. Однако, в пору, когда еще не существовало каталогов литературных произведений и отсутствовало само понимание мировой литературы как единого процесса, определять конкретные приоритеты мог только библиотекарь, опирающийся на собственные знания и кругозор. В этом смысле фигура Деметрия Фалерского была уникальна. Воспитанник Ликея и друг Феофраста, оратор и законодатель, правитель Афин, преобразовавший состязания рапсодов в состязания гомеристов, товарищ Менандра, имевший полное представление о современной ему и древней трагедии и комедии, а также доступ к рукописям трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида в хранилище при театре Диониса в Афинах, Деметрий естественным для него образом выделил следующие направления формирования книжного фонда новой библиотеки:

1. Поэзия, прежде всего эпическая, прежде всего Гомер;

2. Трагедия и комедия, прежде всего – древняя: Эсхил, Софокл, Еврипид;

3. История, право, ораторское искусство;

4. Философия, которая включала в себя не только философские сочинения в современном понимании – но и труды по всем известным отраслям науки: физика, математика, ботаника, астрономия, медицина и т.д. и т.п.

Первоочередной задачей являлось и составление полного канона греческой литературы того времени. Но поскольку тексты Гомера, Эсхила, Софокла и других авторов ходили во множестве списков, прежде требовалось прийти к согласию относительно единого варианта наиболее важных для греческой культуры текстов. Именно поэтому приобретались все доступные варианты наиболее авторитетных произведений, которые хранились во множестве экземпляров в Александрийской библиотеке.

При этом именно Деметрием Фалерским была начата работа по идентификации и текстуальной критике гомеровских поэм. Именно на основании собранных Деметрием Фалерским гомеровских текстов, а также его критических работ «Об Илиаде» , «Об Одиссее», «Знаток Гомера», Зенодот Эфесский, следующий за Деметрием руководитель Александрийской Библиотеки, предпринял первую попытку критического издания текстов Гомера. Именно Деметрия Фалерского следует считать поэтому родоначальником научного литературоведения.

Особо следует отметить, что с первых же лет своего существования Александрийская Библиотека проявляла интерес не только к греческой литературе – но и к некоторым книгам других народов. Правда, интерес этот существовал в достаточно узкой области и диктовался сугубо практическими интересами обеспечения эффективного руководства многонациональным государством, народы которого поклонялись различным богами и руководствовались собственными законами и традициями. Именно необходимость написания универсального законодательства и установления, по возможности, общего уклада жизни, и диктовало интерес к религии, законодательству и истории народов, проживающих на территории Египта. Именно поэтому уже в первое десятилетие существование Библиотеки в Александрии был переведен на греческий Закон иудеев, который стал, по-видимому, первой книгой, переведенной на язык иного народа. Приблизительно в те же годы советник Птолемея Сотера египетский жрец Манефон пишет по-гречески «Историю Египта».

Совершенно определенно «Письмо Аристея» говорит и о способах формирования библиотечного фонда, главными из них называя скупку и копирование книг. Впрочем, во многих случаях владельцы попросту не имели другого выхода, кроме продажи или сдачи книг для копирования. Дело в том, что согласно одному из указов, книги которые имелись на кораблях, прибывших в Александрию, в обязательном порядке продавались их владельцами Александрийской Библиотеке или (видимо, в случаях недостижения согласия в этом вопросе) сдавались для обязательного копирования. При этом достаточно часто хозяева книг, не дождавшись окончания их копирования, покидали Александрию. В некоторых случаях (вероятно для особо ценных свитков) владельцу книги возвращалась ее копия – тогда как оригинал оставался в фондах Библиотеки. По видимому, доля книг, которые попадали в фонды библиотеки с кораблей была достаточно велика – поскольку книги такого происхождения именовались в дальнейшем книгами «корабельной библиотеки».

Известно также, что Птолемей II Филадельф лично писал царям, со многими из которых состоял в родстве, чтобы ему присылали все, что имеется из произведений поэтов, историков, ораторов, врачей. В некоторых случаях хозяева Александрийской Библиотеки жертвовали довольно существенными суммами залога – дабы оставить в Александрии оригиналы особо ценных книг, взятых для копирования. Во всяком случае, именно такая история вышла с трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида, списки которых хранились в архиве театра Диониса в Афинах. Афинам достался залог в пятнадцать талантов серебра и копии древних трагедий, Александрийской Библиотеке – оригиналы бесценных книг.

Впрочем, в некоторых случаях убытки приходилось нести и Библиотеке – поскольку со временем участились случаи приобретения достаточно искусных подделок древних книг, и Библиотека вынуждена была держать дополнительный штат сотрудников, занимавшихся определением подлинности того или иного свитка.

Однако, попытка собрать все книги мира не оказалась абсолютно успешной. Наиболее существенным и досадным пробелом для Александрийской Библиотеки являлось отсутствие в ее хранилищах подлинников книг Аристотеля; Библиотеке не удалось приобрести их у наследников Нелея, которому книги Аристотеля достались по завещанию Феофраста.

Отдельной частью фонда Библиотеки, по-видимому, являлся царский архив, состоявший из записей ежедневных дворцовых бесед, многочисленных отчетов и докладов царских чиновников, послов и иного служивого люда.

Расцвет Александрийской Библиотеки.

Благодаря кипучей и многогранной деятельности первых преемников Деметрия Фалерского, а также наследников Птолемея I Сотера достаточно быстро сбылся прогноз первого библиотекаря относительно количества книг, которые будут собраны в царской библиотеке. Уже к концу правления Птолемея Филадельфа, в хранилищах Библиотеке содержалось от 400 до 500 тысяч книг со всего мира, а к I в. н.э. собрание библиотеки насчитывало около 700 тысяч свитков. Дабы вместить все эти книги помещения Библиотеки постоянно расширялись, а в 235 г. до н.э. при Птолемее III Эвергете в дополнение к основной библиотеке, располагавшейся вместе с Музейоном в царском квартале Брухейон, была создана «дочерняя» библиотека в квартале Ракотис при храме Сераписа – Серапейоне.

Дочерняя библиотека имела собственный фонд из 42800 свитков в основном учебных книг, в числе которых было огромное количество дублетов сочинений, находившихся в большой библиотеке. Впрочем, главная библиотека также имела огромное количество копий одних и тех же произведений, что обуславливалось несколькими причинами.

Во-первых, библиотекой совершенно сознательно приобреталось огромное количество рукописных копий наиболее известных произведений греческой литературы для выделения наиболее древних и достоверных списков. В наибольшей степени это касалось произведений Гомера, Гесиода, древних трагических и комических авторов.

Во-вторых, сама технология хранения папирусных свитков предполагала периодическую замену приходивших в негодность книг. В связи с этим Библиотека, помимо исследователей и хранителей текстов, имела многочисленный штат профессиональных переписчиков текста.

В-третьих, значительную часть библиотечных фондов составляли книги сотрудников Музейона, занимавшихся изучением и классификацией древних и современных им текстов. В некоторых случаях работы по комментированию текстов, а затем и комментированию комментариев принимали поистине гипертрофированные формы. Известен, например, случай Дидима Халкентера, «медноутробного», который составил три тысячи пятьсот томов комментариев.

Указанные обстоятельства, а также отсутствие верного понимания многих античных терминов (например, в различении «смешанных» и «несмешанных» свитков) не позволяет хотя бы приблизительно оценить количество оригинальных текстов, хранившихся в фондах Александрийской Библиотеки. Очевидно лишь то, что до нашего времени дошли только доли процентов тех литературных богатств, которыми располагал древний мир.

Но если в некоторых своих проявлениях желание собрать все книги мира и могло показаться болезненной страстью – все же Птолемеи имели совершенно четкое представление о том, какие преимущества дает монопольное владение знанием. Именно создание Библиотеки, которая привлекала в Египет лучшие умы своего времени, превратило Александрию на несколько веков в центр эллинистической цивилизации. Именно поэтому Александрийская Библиотека испытывала жесткую конкуренцию со стороны библиотек Родоса и Пергама. Дабы не допустить возрастающего влияния этих новых центров был даже введен запрет на вывоз из Египта папируса, который долгое время оставался единственным материалом для производства книг. Даже изобретение нового материала – пергамента не смогло сколько-нибудь существенно поколебать лидирующих позиций Александрийской Библиотеки.

Впрочем, известен как минимум один случай, когда конкуренция со стороны Пергама оказалась спасительной для Александрийской Библиотеки. Под этим событием мы разумеем дар в 200000 томов из собрания Пергамской Библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием вскоре после пожара 47 г. до н.э., когда Цезарь во время Александрийской войны, дабы не допустить захвата города со стороны моря, приказал поджечь находящийся в гавани флот, и пламя, как утверждают, охватило в том числе и прибрежные складские помещения с книгами.

Долгое время считалось, впрочем, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки. Однако в настоящее время преобладает иная точка зрения, согласно которой Библиотека сгорела значительно позднее, а именно в 273 г. н.э. вместе с Музейоном и Брухейоном, в царствование императора Аврелия, который вел войну против царицы Пальмиры Зиновии.

Но до сих пор нам неизвестна достоверная судьба книжного фонда Александрийской библиотеки.

Гибель Александрийской Библиотеки.

Существуют три версии ее гибели, но ни одна из них не подтверждена достоверными фактами.

Согласно первой версии , библиотека сгорела в 47 году до н.э., во время так называемой Александрийской войны, и к ее гибели историки считают причастным Юлия Цезаря.

Данные события действительно имели место на территории Александрии, во время династической борьбы между Клеопатрой Седьмой и ее малолетним братом и супругом, Птолемеем Тринадцатым Дионисием.

Клеопатра являлась старшей дочерью Птолемея Двенадцатого Авлета, и по его завещанию, в 17 лет была назначена соправительницей своего несовершеннолетнего супруга, но в 48 году до н.э. в результате мятежа и дворцового переворота потеряла власть.

Мятеж поднял египетский военачальник Ахилла, в результате чего к власти пришла младшая сестра Клеопатры - Арсиноя.

Однако вскоре после этого, Клеопатра, поддержанная находящимся в Александрии немногочисленным войском Юлия Цезаря, выступившего против мятежного Ахилла, сумела вернуть себе власть.

Юлий Цезарь

Согласно существующей легенды, Юлий Цезарь, вынужденный сражаться на улицах Александрии против значительно превосходящих сил противника, чтобы придать стойкость своим войскам, приказал сжечь римский флот, на который уже грузились, готовые к эвакуации в Рим, ценности и рукописи Александрийской библиотеки.

С пристани пожар перекинулся на город, при этом часть книжного фонда, находящаяся на кораблях, сгорела.

Срочно прибывшие на помощь Юлию Цезарю римские войска из Сирии, помогли подавить мятеж.

В 47 году до н.э. благодарная Клеопатра родила от Юлия Цезаря сына, который официально был признан им и назван Цезарионом.

Чтобы узаконить свою власть, она выходит замуж за своего младшего брата, известного под именем Птолемея Четырнадцатого.

В 46 году до н.э. Клеопатра торжественно прибывает в Рим, где официально провозглашается союзником Римской империи. После смерти Юлия Цезаря и начавшейся в необъятной Римской империи Гражданской войны, она становится на сторону триумвирата созданного Антонием, Октавианом и Лепидом.

При разделе провинций между триумвирами, Марк Антоний получил восточные области Римской империи и связал свою судьбу с Клеопатрой, попав под ее полное влияние, чем восстановил против себя весь Рим.

И уже в 31 году до н.э. египетский флот потерпел сокрушительное поражение от римлян у мыса Акций, после чего Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, а Египет был превращен в римскую провинцию, и полностью потерял свою независимость.

С этого времени Александрийская библиотека официально становится собственностью Римской империи.

Известно, что фонды Александрийской библиотеки, сгоревшие по вине Юлия Цезаря, попытался восстановить в полном объеме (и кажется, восстановил) Марк Антоний, который после смерти Юлия Цезаря, став наместником Египта, скупил все книги библиотеки Пергама, в которой находились практически все копии книг из Александрии.

Он сделал воистину царский подарок Клеопатре, преподнеся ей 200 000 томов уникальных книг, вывезенных из Пергамской библиотеки, многие из которых являлись автографами и стоили целые состояния. Позже их разместили в фондах дочерней библиотеки Александрии.

Повторно Александрийская библиотека сильно пострадала во время захвата Египта Зенобией (Зиновией) Пальмирой.

Исповедовавшая иудаизм Зенобия Септимия, ставшая августой Пальмиры в 267 году, объявила Пальмиру независимым от Рима царством, и, разбив посланные на ее подавление легионы римского императора Публия Лициния Игнация Галлиена, завоевала Египет.

Попутно отметим, что именно Галлиен предоставил свободу вероисповедания христианам.

Это было самое кризисное для Римской империи время.


Зенобия

Посланный на усмирение мятежной Зенобии,«восстановитель империи» Луций Домиций Аврелиан, в 273 году разбил семидесятитысячное войско Пальмиры и пленил царицу Зенобию, присоединив к Римской империи почти все утраченные ранее области.

Во время этой войны, часть Александрийской библиотеки была сожжена и разграблена сторонниками Зенобии, но после ее пленения, снова почти полностью восстановлена.

Любопытно, что после победы над Зенобией, Аврелиан начинает утверждать в Римской империи неограниченную власть императора, и официально стал именовать себя «господином и богом».

При этом повсеместно в Римской империи вводится культ Непобедимого Солнца, т.е. Аврелиан также пытался восстановить в Римской империи уже подзабытую к этому времени религию фараона Эхнатона.

Однако это был не последний пожар Александрийской библиотеки.

Еще одно, самое жестокое и бессмысленное уничтожение фондов Александрийской библиотеки, произошло в 391 году, во время правления (375-395 гг.) императора Феодосия Великого.

В этот трагический год, толпы христианских фанатиков, подогреваемыми проповедями епископа Александрии Феофила, чтобы утвердить главенствующую роль христианской религии, буквально разгромили Александрийскую библиотеку, имея целью уничтожить все языческие и еретические книги.

Погром завершился пожаром, в котором погибло большинство рукописей, некоторые из которых стоили целые состояния.

Такова официальная версия.

Но есть и другая версия: существует информация о надгробной надписи в склепе богатого купца, относящейся приблизительно к 380 году, в которой утверждается, что в течение года, двадцать его кораблей перевозили священные тексты из Египта на остров Родос и в Рим, за что он получил благодарность и благословение от самого Папы Римского.

Она опубликована не в академическом издании, но достоверно известно, что позже, «сгоревшие и уничтоженные» книги Александрийской библиотеки таинственным образом стали появляться в других коллекциях, библиотеках и собраниях, чтобы по прошествие времени, опять бесследно исчезнуть.

Но если бесценные книги, стоящие целые состояния, «бесследно» исчезают, значит, это тоже было кому-то нужно.

И именно в папской библиотеке, Алонсо Пинсон, один из капитанов легендарной эскадры Колумба, обнаружил координаты таинственного острова Сипанго, поисками которого Колумб занимался всю свою жизнь.

Между тем, несмотря на беспощадный погром и пожар, устроенный бесноватым Феофилом, основные фонды Александрийской библиотеки все-таки сохранились, и библиотека продолжала существовать.

Окончательную ее гибель историки опять-таки необоснованно связывают с нашествием на Египет арабов под предводительством халифа Омара Первого, и даже сообщают точную дату этого события - 641 год, когда после четырнадцатимесячной осады войска халифа Омара захватили Александрию.

В своих предыдущих книгах я уже сообщал о красивой легенде, связанной с этим событием, которая родилась благодаря книге «История династий» сирийского писателя тринадцатого века Абуль Фараджа. Легенда гласит, что когда войска халифа стали сжигать книги на площади, служители Александрийской библиотеки на коленях умоляли его, сжечь лучше их, но пощадить книги. Однако халиф им ответил: «Если в них хранится то, что написано в Коране, они бесполезны, а если противоречат слову Аллаха – вредны» .

Александрийская библиотека действительно сильно пострадала во время узаконенных грабежей войск победителя, на разграбление которым, по традициям того времени, на три дня отдавались все ожесточенно сопротивляющиеся города после их захвата.

Однако основная часть книжного фонда опять уцелела и стала наиболее ценным военным трофеем халифа Омара, а ее бесценные книжные фонды чуть позже стали украшением и гордостью наиболее выдающихся библиотек, коллекций и собраний арабского Востока.

Александрийская библиотека по праву считается уникальным объектом древнего мира, но, к сожалению, утерянным. Тем не менее, с ней связано много тайн. И до сих пор остается загадкой причина ее исчезновения.

В 332 году до н.э. на берегу Средиземного моря в дельте Нила был основан город. Согласно легендам проектировал новый город сам Дейнократ Родосский по поручению великого полководца Александра Македонского. Город задумывался как центр науки. Александрия, такое название получил город, был соединен с островом Фарос, на котором находилось уникальное по тем временам сооружение – Александрийский маяк. В период своего расцвета население Александрии достигло около миллиона человек, из которых большую часть составляли ученые греческого и иудейского происхождения. Несмотря на славу Фароссого маяка (он относится к «семи чудесам света» античного мира), Александрийская библиотека затмила его славу.

Основателем этой библиотеки считают одного из ближайших сподвижников Александра Македонского Птолемея Первого (Спасителя). Птолемей после смерти Александра Македонского и распада империи великого завоевателя, стал царем Египта и основателем Династии Птолемидов. Он сумел сделать Александрию центром и столицей Египетского государства. Птолемей Первый приглашал в Александрию многих известных ученых, в том числе и Деметрия Фалерского, который был учеником Теофраста. Теофраст же учился у самого Аристотеля.

В свое время Аристотель считался самым талантливым учеником Платона. Аристотель начал собирать собственную библиотеку во время завоевательных походов Александра Македонского. После смерти Аристотеля, его библиотека, насчитывающая более сорока тысячи рукописных книг, перешла к Теофрасту.

Деметрий Фалерский обладал большим опытом управления, поскольку ранее занимал пост правителя Афин. Именно он предложил Птолемею выкупить у Теофраста библиотеку великого Аристотеля. Это собрание книг считалось, в то время, самым лучшим. Благодаря Птолемею именно библиотека Аристотеля стала основой Александрийской библиотеки. По совету Деметрия Фалерского работа Александрийской библиотеки была организована по подобию лицея Аристотеля и Академии Платона. Именно учеными Александрийской библиотеки был осуществлен перевод Пятикнижия Ветхого Завета на греческий язык. По легенде работу выполняли семьдесят лучших переводчиков, поэтому перевод получил название – Септуагинта. Птолемей активно собирал свою библиотеку 23 года. Он приложил максимум усилий, чтобы привлечь на работу в Александрийскую библиотеку одного из основателей аттийской комедии и последователя Гомера – Менандра.

Дело всей жизни своего отца Птолемея Первого успешно продолжил его сын – Птолемей Филадельф. Он приказал, не считаясь с затратами, скупать или делать копии всех книг, имеющихся в Греции и за ее пределами. Особенно Птолемея интересовали книги из знаменитых святилищ острова Родос и Афин.

Александрийский научный центр представлял собой целый комплекс, в который входил университет, обсерватория, библиотека и ботанический сад. Точнее говоря, библиотек было две. Первая находилась рядом с царским дворцом Птолемея, а вторая — в храме Серапис. В храме Серапис хранились около 42 тысяч специальных книг, к тому же, в его фондах находилась большая часть копий книг из основной библиотеки. Считалось, что библиотека Серапис имела большое значение для установления в Римской империи христианства, поэтому имела религиозную направленность. А вот первая библиотека считалась светской. Библиотечные фонды обеих библиотек активно и постоянно пополнялись. Для этого во все концы земли направлялись представительства и корабли для закупки рукописей и книг. Египетской правящей династией был введен порядок, по которому каждый корабль, прибывший в Александрию, обязан был передать в библиотеку все имеющиеся на борту книги для копирования или продажи. Для сравнения – во времена Птолемея Филадельфа в Александрийской библиотеке находилось 400 тысяч книг, а через 200 лет их количество уже составляло 700 тысяч. Часть их этих книг были копиями, которые изготавливались многочисленными переписчиками Александрийской библиотеки. Иногда эти копии продавались, дарились или обменивались с другими коллекциями. Копии книг использовались и как учебные пособия в Александрийском университете.

Одновременно в университете обучалось около ста талантливых учеников. Преподавание осуществлялось самыми выдающимися учеными Александрии. Должность хранителя Александрийской библиотеки была очень почетной, но и налагала на исполнителя большие обязанности. В разные времена хранителями библиотеки были знаменитые ученые: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Зенодот Эфесский, Аполлоний Родосский, Клавдий Птолемей. Каждый из них внес огромный вклад в развитие мировой культуры и исторической науки и поэтому они по праву занимали столь высокую должность. Например, Зенодот Эфесский создал самую полную версию гомеровских «Одиссеи» и «Илиады». Эратосфен был основоположником географии. Именно он разработал метод построения географических карт, создал обобщенную карту мира, вычислил окружность Земли и разработал солнечный календарь, названный позже юлианским (введен в обращение по повелению Юлия Цезаря). Другой хранитель библиотека Клавдий Птолемей создал геоцентрическую систему мира.

В Александрийской библиотеке делали свои открытия самые великие ученые древности: Эвклид, Архимед, Аристарх Самосский, Теон Александрийский и другие.

В Александрийской библиотеке было собрано огромное количество письменных источников древности.

Но, как мы уже упоминали выше, еще большей загадкой является гибель библиотеки. До сих пор никто не сможет достоверно указать причину гибели книжного фонда Александрийской библиотеки. Из всех версий можно выделить три основные.

Библиотека уничтожена пожаром в 47 году до н.э. В это время территория Александрии была втянута в так называемую Александрийскую войну. К жестокому противостоянию привела династическая борьба между старшей дочерью Птолемея Двенадцатого Клеопатрой и ее малолетним братом. На сторону Клеопатры стал Юлий Цезарь, и с его помощью она получила трон Египта. Согласно имеющейся информации, Юлий Цезарь сражался на улицах Александрии с небольшим своим отрядом, им противостояли значительные силы противника. Чтобы лишить свои отряды возможности бегства с поля сражения, он приказал поджечь римские корабли, стоящие в гавани города. А на эти корабли уже было погружено значительное количество рукописей и ценностей, принадлежащих Александрийской библиотеке — их планировалось эвакуировать в Рим. С пристани огонь перекинулся на город. На помощь Цезарю прибыли римские воины из Сирии, и мятеж был подавлен. Несмотря на то, что египетской царице Клеопатре удалось привлечь на свою сторону римских военноначальников Цезаря, а затем Марка Антония, Рим не смирился с вызывающей независимостью Египта. В 31 году до н.э. египтяне потерпели сокрушительное поражение от римского флота. В результате Клеопатра и Марк Антоний покончили жизнь самоубийством, а Египет стал одной из провинций Великого Рима. Александрийская библиотека перешла в собственность Римской империи.

Надо отдать должное Марку Антонию, который сумел восстановить потерянный, в результате пожара, произошедшего по вине Цезаря, книжный фонд библиотеки. Он выкупил полностью библиотеку Пергама, в которой хранились практически все копии книг библиотека Александрии. Некоторые из этих книг стоили целые состояния. Все эти книги, в последствие, были переданы в Александрийскую библиотеку.

Повторно библиотека Александрии пострадала при захвате Египта Зенобией Пальмирой. Римская империя вступила в борьбу с войсками Зенобии. Во время этой войны сторонники Зенобии уничтожили и разграбили часть фонда Александрийской библиотеки. Но после пленения Зенобии, опять удалось восстановить библиотеку.

Еще одно бессмысленное и жестокое разграбление библиотеки Александрии произошло в 391 году во время правления императора Феодосия Великого. Толпы христианских фанатиков, вдохновляемые епископом Феофилом, ворвались в библиотеку, уничтожая «все языческие и еретические книги». Фанатики, пытавшиеся своей выходкой, доказать главенство христианства, подожгли библиотеку. По другой версии – фонд библиотеки был ранее своевременно вывезен в Рим и на остров Родос. Это предположение подтверждает тот факт, что вскоре якобы «сгоревшие и уничтоженные» книги библиотеки Александрии стали появляться в частных библиотеках и собраниях.

Но, несмотря на погром, устроенный одержимым фанатиком Феофилом, библиотека Александрии сохранилась и продолжила свою работу.

Пережив столько трудных моментов, Александрийская библиотека погибла в результате нападения на Александрию арабского войска, возглавляемого халифом Омаром Первым. По одной из легенд, когда подручные халифа стали сжигать книги из библиотеки, служители, стоя на коленях, умоляли сжечь их, но не трогать книги. На что халиф ответил: «Если в них хранится то, что написано в Коране, они бесполезны, а если противоречат слову Аллаха – вредны».

Фонд Александрийской библиотеки подвергся беспощадному грабежу и уничтожению. Несмотря на то, что халиф стремился уничтожить любые ценности Александрии, в качестве своего военного трофея он вывез на арабский Восток часть бесценного фонда Александрийской библиотеки.

В тоже время, несмотря на такое количество теорий, считается, что все же тайна исчезновения Александрийской библиотеки остается до сих пор не разгаданной. Не исключено, что основной причиной гибели уникального научного центра Александрии стал религиозный фанатизм и большое количество безумных войн, произошедших в этом непростом регионе.

Только представьте, что где-то до сих пор хранятся бесценные раритеты Александрийской библиотеки не доступные для большинства землян. А может эти знания настолько могущественны, что их и следует пока скрывать от людей, которые не могут остановить войны постоянно, вспыхивающие в разных регионах нашей планеты?

No related links found



Куда пропала Александрийская библиотека?

Александрийская библиотека — одна из крупнейших библиотек древности, существовавшая при Александрийском Музее.

Идея библиотеки
Александрийская Библиотека - самая известная из древних, но не самая древняя из известных нам библиотек. Идея библиотеки - это идея сохранения и передачи знаний от прошлых к грядущим поколениям, идея преемственности и посвящения. Совершенно не случайным поэтому представляется существование библиотек в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Некоторые функции библиотек выполняли собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора. В античное время имелись также и достаточно обширные частные собрания книг. Например, библиотека Еврипида, которую тот, по словам Аристофана, использовал при написании собственных произведений. Более известна библиотека Аристотеля, которая создавала во многом благодаря пожертвованиям знаменитого ученика Аристотеля Александра Великого. Однако, значение библиотеки Аристотеля многократно превышает суммарную значимость собранных Аристотелем книг. Ибо с абсолютной уверенностью можно говорить о том, что создание Александрийской Библиотеки стало возможно во многом именно благодаря Аристотелю. И дело здесь даже не том, что книжное собрание Аристотеля составляло основу библиотеки Ликея, которая и стала прообразом библиотеки в Александрии. Последователями или учениками Аристотеля являлись все, кто в большей или меньшей степени был причастен к созданию Александрийской Библиотеки.
Первым в их числе следует назвать самого Александра, который воплощая в жизнь теорию философского деяния своего учителя, раздвинул границы эллинистического мира настолько, что непосредственная передача знания от учителя к ученику сделалась во многих случаях попросту невозможной - создав тем самым предпосылки основания библиотеки, в которой были бы собраны книги всего эллинистического мира. Кроме того, Александр и сам имел небольшую походную библиотеку, главной книгой которой являлась «Илиада» Гомера - наиболее известного и загадочного греческого автора, изучением творчества которого занимались все первые библиотекари Александрийской Библиотеки. Не следует забывать и том, что Александром был основан и сам город, на плане которого он начертал пять первых букв алфавита, которые означали: «Александрос Василеве Генос Диос Эктисе» - «Александр-царь, порождение Зевса, основал...», - знаменуя то, что город будет весьма прославлен в том числе и словесными науками.
Основание Александрийской Библиотеки
Создание Александрийской Библиотеки связано с Александрийским Музейоном, основанном около 295 г. до н.э. по инициативе двух афинских философов Деметрия Фалерского и Стратона-физика, прибывших в Александрию по приглашению Птолемея I в самом начале III в. до н. э. Поскольку оба из названных мужей являлись также наставниками царский сыновей, то одной из важнейших функций, а возможно, и первейшей задачей вновь созданного Музейона являлось обеспечение самого высокого уровня образования наследникам престола, а также подрастающей элите Египта. В дальнейшем это вполне сочеталось с полноценной научно-исследовательской работой в самых различных отраслях знаний. Оба направления деятельности Музейона были невозможны без существования научной и учебной библиотек. Поэтому есть основания полагать, что Библиотека как часть нового научно-образовательного комплекса была основана в тот же год, что и сам Музейон, или спустя весьма непродолжительное время после начала работы последнего. В пользу версии одновременного основания Музейона и Библиотеки может свидетельствовать также и то, что библиотека являлась обязательной и неотъемлемой частью Афинского Ликея, который, вне всяких сомнений, и послужил прообразом при создании Александрийского Музейона.

Самое первое упоминание о Библиотеке находим в знаменитом «Письме к Филократу»
, автор которого, приближенный Птолемея II Филадельфа, сообщает в связи с событиями перевода священных книг иудеев на греческий следующее: «Димитрий Фалирей, заведующий царской библиотекой, получил крупные суммы на то, чтобы собрать, по возможности, все книги мира. Скупая и снимая копии, он, по мере сил, довел до конца желание царя. Однажды в нашем присутствии он был спрошен, сколько у него тысяч книг, и ответил: «свыше двухсот тысяч, царь, а в непродолжительном времени я позабочусь об остальных, чтобы довести до пятисот тысяч. Но мне сообщают, что и законы иудеев заслуживают того, чтобы их переписать и иметь в твоей библиотеке ».
Роль Деметрия Фалерского в создании Библиотеки . Роль Деметрия Фалерского не сводилась к распоряжению денежными средствами библиотеки и формированию ее книжного фонда. Прежде всего следовало убедить царя Птолемея I Сотера в необходимости существования небывалой по масштабам Библиотеки. По-видимому, это задача являлась более сложной, нежели может представляться спустя более чем два тысячелетия во времена существования широко развитой сети библиотек самого разного размера и статуса: от личной до национальной. Дополнительные сложности были сопряжены с тем, что новое дело требовало достаточно крупных денежных средств, которые были нужны молодой монархии для содержания армии и флота, проведения активной внешней и внутренней политики, развития торговли, масштабного строительства в Александрии и других районах страны и пр. и пр. При этом Деметрий Фалерский умело пользовался своим положением ближайшего царского советника и автора законодательства птолемеевской столицы Александрии. Используя собственный авторитет, он обосновывал необходимость открытия библиотеки тем, что «какова в битве сила стали, такова в государстве сила слова», что для успешного управления многонациональным государством царю недостаточно ввести культ нового синкретического божества, каковым являлся культ Сераписа, но также требуется глубокое знание традиций, истории, законодательства и верований народов, населяющих государство.
Для скорейшего открытия Библиотеки Деметрий использовал и свой статус воспитателя одного из наследников царского престола, убеждая Птолемея Сотера в том, что научение мудрости посредством чтения лучших книг, будет способствовать также преемственности власти, процветанию страны и правящей династии. По-видимому, это был достаточно серьезный аргумент для царя, который, будучи другом детства Александра Великого, конечно, имел перед собою весьма убедительный пример благотворного воздействия книг из собрания Аристотеля на величайшего из царей своего времени. Да и опыт Деметрия Фалерского и Стратона Физика, выступавших в качестве учителей наследников престола, был, вероятно, оценен как достаточно успешный - поскольку в дальнейшем обязанности наставника наследника престола и руководителя Библиотеки нередко исполняло одно и то же лицо.

Устройство Библиотеки

Фигура Деметрия Фалерского являлась ключевой не только в вопросе инициации открытия Александрийской библиотеки, но и в разработке планов устройства, а также важнейших принципов ее функционирования. Вне всякий сомнений, прообразом Александрийского Музейона и Библиотеки послужило устройство афинского Ликея. Но и здесь чрезвычайно важным представляется богатейший личный опыт Деметрия Фалерского, который, пройдя путь от рядового ученика до ближайшего друга руководителя Ликея Феофраста, мог оценить все преимущества и недостатки библиотеки Ликея, основой которого служило книжное собрание Аристотеля. Не менее ценен был и опыт успешного десятилетнего управления Афинами, во время которого Деметрий Фалерский проводил большие строительные работы, а также сделал возможным приобретение сада и самого строения Ликея в собственность Феофрастом. Поэтому мнение Деметрия Фалерского представлялось не менее важным и при разработке строительных планов и архитектурных решений Александрийской библиотеки.
Каких-либо достоверных сведений о внешнем виде и внутреннем устройстве помещений Александрийской Библиотеки не сохранилось. Однако, некоторые находки позволяют предположить, что книжные рукописные свитки хранились на полках или в специальных ларях, которые располагалась рядами; проходы между рядами обеспечивали доступ к любой единице хранения. Каждый свиток имел некое подобие современной каталожной карточки в виде прикрепленной к нему таблички, на которой указывались авторы, а также наименования их сочинений.
Здание библиотеки имело несколько боковых пристроек и крытых галерей с рядами книжных полок. По-видимому, в библиотеке отсутствовали читальные залы - однако, имелись рабочие места переписчиков свитков, которыми также могли воспользоваться для своей работы сотрудники Библиотеки и Музейона. Учет и каталогизация приобретенных книг велись, вероятно, со дня основания библиотеки, что совершенно отвечает порядкам при дворе Птолемеев, согласно которому во дворце велись записи всех дел и бесед от момента замышления царем какого-либо дела до полного его исполнения. Именно благодаря этому библиотекарь в любой момент мог ответить на вопрос царя о количестве уже имевшихся в хранилищах книг и планах по увеличению единиц хранения.
Формирование книжного фонда
Первоначальные принципы формирования книжного фонда также были разработаны Деметрием Фалерским. Из «Письма Аристея» известно, что перед Деметрием Фалерским была поставлена задача собрать, по возможности, все книги мира. Но когда еще не существовало каталогов литературных произведений и отсутствовало само понимание мировой литературы как единого процесса, определять конкретные приоритеты мог только библиотекарь, опирающийся на собственные знания и кругозор. В этом смысле фигура Деметрия Фалерского была уникальна. Воспитанник Ликея и друг Феофраста, оратор и законодатель, правитель Афин, преобразовавший состязания рапсодов в состязания гомеристов, товарищ Менандра, имевший полное представление о современной ему и древней трагедии и комедии, а также доступ к рукописям трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида в хранилище при театре Диониса в Афинах, Деметрий естественным для него образом выделил следующие направления формирования книжного фонда новой библиотеки:
1. Поэзия, прежде всего эпическая, прежде всего Гомер;
2. Трагедия и комедия, прежде всего - древняя: Эсхил, Софокл, Еврипид;
3. История, право, ораторское искусство;
4. Философия, которая включала в себя не только философские сочинения в современном понимании - но и труды по всем известным отраслям науки: физика, математика, ботаника, астрономия, медицина и т.д. и т.п.
Первоочередной задачей являлось и составление полного канона греческой литературы того времени. Но поскольку тексты Гомера, Эсхила, Софокла и других авторов ходили во множестве списков, прежде требовалось прийти к согласию относительно единого варианта наиболее важных для греческой культуры текстов. Именно поэтому приобретались все доступные варианты наиболее авторитетных произведений, которые хранились во множестве экземпляров в Александрийской библиотеке. При этом именно Деметрием Фалерским была начата работа по идентификации и текстуальной критике гомеровских поэм. Именно на основании собранных Деметрием Фалерским гомеровских текстов, а также его критических работ «Об Илиаде» , «Об Одиссее», «Знаток Гомера», Зенодот Эфесский, следующий за Деметрием руководитель Александрийской Библиотеки, предпринял первую попытку критического издания текстов Гомера. Именно Деметрия Фалерского следует считать поэтому родоначальником научного литературоведения.
С первых же лет своего существования Александрийская Библиотека проявляла интерес не только к греческой литературе - но и к некоторым книгам других народов. Правда, интерес этот существовал в достаточно узкой области и диктовался сугубо практическими интересами обеспечения эффективного руководства многонациональным государством, народы которого поклонялись различным богами и руководствовались собственными законами и традициями. Именно необходимость написания универсального законодательства и установления, по возможности, общего уклада жизни, и диктовало интерес к религии, законодательству и истории народов, проживающих на территории Египта. Именно поэтому уже в первое десятилетие существование Библиотеки в Александрии был переведен на греческий Закон иудеев, который стал, по-видимому, первой книгой, переведенной на язык иного народа. Приблизительно в те же годы советник Птолемея Сотера египетский жрец Манефон пишет по-гречески «Историю Египта».
Известно также, что Птолемей II Филадельф лично писал царям, со многими из которых состоял в родстве, чтобы ему присылали все, что имеется из произведений поэтов, историков, ораторов, врачей. В некоторых случаях хозяева Александрийской Библиотеки жертвовали довольно существенными суммами залога - дабы оставить в Александрии оригиналы особо ценных книг, взятых для копирования. Во всяком случае, именно такая история вышла с трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида, списки которых хранились в архиве театра Диониса в Афинах. Афинам достался залог в пятнадцать талантов серебра и копии древних трагедий, Александрийской Библиотеке - оригиналы бесценных книг.

Библиотекари

Ведущая роль Деметрия Фалерского в деле создания Александрийской Библиотеки во многом предопределила и высокое положение всех последующих руководителей Библиотеки в иерархии чиновников птолемеевского двора. Несмотря на то, что библиотека формально являлась частью Музейона, библиотекарь, в отличие от управителя Музейона, который располагал только административными функциями, был гораздо более важной фигурой. Как правило это был известный поэт или ученый, который также возглавлял в качестве жреца высшего ранга александрийский Музейон. Достаточно часто библиотекарь по совместительству являлся и воспитателем наследника престола; традиция такого совместительства также брала свое начало от Деметрия Фалерского.
Сведения относительно первых руководителей Александрийской Библиотеки, дошедшие до нашего времени, не всегда согласуются между собой - однако наиболее близким к истине представляется следующий перечень библиотекарей первых полутора веков после основания Александрийской Библиотеки :
Деметрий Фалерский (годы руководства библиотекой: 295 - 284 г.г. до н.э.) - основатель библиотеки, сформировал основу библиотечного фонда, разработал принципы комплектации и функционирования библиотеки, заложил основы научной критики текста;
Зенодот Эфесский (284 - 280 г.г. до н.э.) - грамматик александрийской школы, издал первые критические тексты Гомера;
Каллимах Киренский (280 - 240 г.г. до н.э.) - ученый и поэт, составил первый каталог Библиотеки - «Таблицы» в 120 книгах-свитках;
Аполлоний Родосский (240 - 235 г.г. до н.э.) - поэт и ученый, автор «Аргонавтики» и других поэм;
Эратосфен Киренский (235 -195 г.г. до н.э.) - математик и географ, воспитатель наследника престола Птолемея IV;
Аристофан Византийский (195 - 180 г.г. до н.э.) - филолог, автор литературно-критических работ о Гомере и Гесиоде, других античных авторах;
Аполлоний Эйдограф (180 - 160).
Аристарх Самофракийский (160 - 145 г.г. до н.э.) - ученый, издатель нового критического текста гомеровских поэм.
Начиная с середины II в. до н.э. роль библиотекаря неуклонно снижается. Александрийскую библиотеку более не возглавляют авторитетные ученые своего времени. Обязанности библиотекаря сводятся к обычному администрированию.
Расцвет и гибель Александрийской Библиотеки
Благодаря деятельности первых преемников Деметрия Фалерского, а также наследников Птолемея I Сотера достаточно быстро сбылся прогноз первого библиотекаря относительно количества книг, которые будут собраны в царской библиотеке. Уже к концу правления Птолемея Филадельфа, в хранилищах Библиотеке содержалось от 400 до 500 тысяч книг со всего мира, а к I в. н.э. собрание библиотеки насчитывало около 700 тысяч свитков. Дабы вместить все эти книги помещения Библиотеки постоянно расширялись, а в 235 г. до н.э. при Птолемее III Эвергете в дополнение к основной библиотеке, располагавшейся вместе с Музейоном в царском квартале Брухейон, была создана «дочерняя» библиотека в квартале Ракотис при храме Сераписа - Серапейоне.

Дочерняя библиотека имела собственный фонд из 42800 свитков в основном учебных книг, в числе которых было огромное количество дублетов сочинений, находившихся в большой библиотеке. Впрочем, главная библиотека также имела огромное количество копий одних и тех же произведений, что обуславливалось несколькими причинами. Библиотекой совершенно сознательно приобреталось огромное количество рукописных копий наиболее известных произведений греческой литературы для выделения наиболее древних и достоверных списков. В наибольшей степени это касалось произведений Гомера, Гесиода, древних трагических и комических авторов. Технология хранения папирусных свитков предполагала периодическую замену приходивших в негодность книг. В связи с этим Библиотека, помимо исследователей и хранителей текстов, имела многочисленный штат профессиональных переписчиков текста. Значительную часть библиотечных фондов составляли книги сотрудников Музейона, занимавшихся изучением и классификацией древних и современных им текстов. В некоторых случаях работы по комментированию текстов, а затем и комментированию комментариев принимали поистине гипертрофированные формы.
Указанные обстоятельства, а также отсутствие верного понимания многих античных терминов не позволяет хотя бы приблизительно оценить количество оригинальных текстов, хранившихся в фондах Александрийской Библиотеки. Очевидно лишь то, что до нашего времени дошли только доли процентов тех литературных богатств, которыми располагал древний мир. Если в некоторых своих проявлениях желание собрать все книги мира и могло показаться болезненной страстью - все же Птолемеи имели совершенно четкое представление о том, какие преимущества дает монопольное владение знанием. Именно создание Библиотеки, которая привлекала в Египет лучшие умы своего времени, превратило Александрию на несколько веков в центр эллинистической цивилизации. Именно поэтому Александрийская Библиотека испытывала жесткую конкуренцию со стороны библиотек Родоса и Пергама. Дабы не допустить возрастающего влияния этих новых центров был даже введен запрет на вывоз из Египта папируса, который долгое время оставался единственным материалом для производства книг. Даже изобретение нового материала - пергамента не смогло сколько-нибудь существенно поколебать лидирующих позиций Александрийской Библиотеки.
Впрочем, известен один случай, когда конкуренция со стороны Пергама оказалась спасительной для Александрийской Библиотеки. Под этим событием мы разумеем дар в 200000 томов из собрания Пергамской Библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием вскоре после пожара 47 г. до н.э., когда Цезарь во время Александрийской войны, дабы не допустить захвата города со стороны моря, приказал поджечь находящийся в гавани флот, и пламя, как утверждают, охватило в том числе и прибрежные складские помещения с книгами. Долгое время считалось, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки. Однако в настоящее время преобладает иная точка зрения, согласно которой Библиотека сгорела значительно позднее, а именно в 273 г. н.э. вместе с Музейоном и Брухейоном, в царствование императора Аврелия, который вел войну против царицы Пальмиры Зиновии. Малая «дочерняя» библиотека была уничтожена в 391/392 г. н.э., когда после выхода эдикта императора Феодосия I Великого о запрете языческих культов христиане под предводительством патриарха Феофила разгромили Серапейон, в котором продолжались служения Серапису. Вероятно, какие-то части книжного собрания Александрийской библиотеки сохранялись вплоть до 7 в. н.э. Во всяком случае известно, что после захвата Александрии арабами в 640 г. н.э. в городе развернулась масштабная и бесконтрольная торговля книгами из собрания Музейона, частично восстановленного после пожара 273 г. н.э. Окончательный же приговор Александрийской Библиотеке был вынесен халифом Омаром, который, будучи спрошен, как поступить с книгами, ответил: «Если их содержание согласуется с Кораном, единственной Божественной Книгой, они не нужны; а если не согласуется, они нежелательны. Стало быть, их следует уничтожить в любом случае ».