Справочный материал «Проверка читательских умений

Цель: проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Блок № 1

Тексты с вопросами для определения уровня знаний содержания произведения и темпа чтения.

Текст №1

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

– Пусти, меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

(Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания

1. На какого зверя упала белка?

2. Что хотел с ней сделать волк?

3. Почему белки веселы?

Текст №2.

Услужливый

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:

– Разбуди меня через полчасика!

Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.

– Спи-спи! Разбужу! – пообещал он.

Лось потянулся и закрыл глаза.

– Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.

Притащил стог сена и давай его Лосю под бок пихать.

– Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.

– Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!

– Да нет, не надо... я спать хочу...

– Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?

Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.

– Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!

(С. Михалков)

Вопросы и задания

1. О чем Лось попросил Зайца?

2. Как Заяц хотел услужить Лосю?

3. Почему Лось поплёлся, зевая, прочь?

Текст №3.

Старый пёс.

Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:

– Значит, ты уже не узнаёшь меня?

Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:

– Прости меня, что я не узнал тебя.

Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:

– Живи здесь.

Старый Пёс спросил у человека:

– Зачем тебе ещё один пёс?

– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

(В. Сухомлинский)

Вопросы и задания

1.Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?

2.Как к этому отнёсся человек?

3.Что тебе понравилось в этом произведении?

Текст №4

Лиса и козёл

(Русская народная сказка)

Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.

Идёт козёл – умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:

– Что ты там, лисонька, поделываешь?

– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.

– Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, она ему:

– Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел – всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, сама вон из колодца.

Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Вопросы и задания

1. Почему лиса попала в колодец?

2. С какой целью она заманила козла к себе?

3. Как можно по-другому озаглавить эту сказку?

Текст № 5

Золотой ключик или Приключение Буратино

(отрывок)

Куклы на сцене играли весёлую комедию. Буратино ужасно смеялся. Вдруг куклы увидели его и закричали: "Смотрите, это настоящий живой Буратино! Весёленький Буратино, иди к нам!"
Буратино прыгнул на сцену. Куклы начали его обнимать, целовать, щипать, тормошить.
Тогда из-за сцены высунулся такой страшный человек, что можно было окоченеть от страха.
Это был Карабас Барабас...

(А. Толстой)

Вопросы и задания

1. Вспомни, как Буратино оказался в театре?

2. Кто был хозяином этого театра?

3. Как весь кукольный народ встретил весёленького Буратино?

4. Как ты понимаешь слова "окоченеть от страха"?

5. Что произошло потом?

Текст № 6

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Жаворонок запел свою серебряную песенку.
Второй луч попал на зайчика. Зайчик весело запрыгал по росистому лугу.
Третий луч попал в курятник. Петух запел: "Ку-ку-ре-ку!"
Четвёртый луч попал в улей. Полетела пчёлка собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

(По К. Ушинскому)

2. Вспомни, куда попадали первый, второй, третий, четвёртый и пятый лучи? Смотри не ошибись.

3. У какого луча была самая трудная работа?

Текст № 7

Жил на свете слонёнок

(отрывок)

Жил на свете слонёнок.
Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел и думал, думал...
Однажды на улице пошёл дождь.
– У-у! – сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. – Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!
Слонёнок обрадовался и стал "большим зонтиком". И лисята, и зайчата, и ежата – все прятались под его большими ушами от дождя...

(Г. Цыферов)

Задания и вопрос

1. Представь, что перед тобой сидит маленький малыш. Перескажи для него этот текст.

2. Найди и подчеркни в тексте героев произведения. Кто ещё мог бы подсказать слонёнку о его новой профессии? Будь внимателен, не ошибись!

3. Придумай концовку сказки так, чтобы слонёнок мог гордиться своей профессией

Блок № 2

Работа над текстами, содержащими тестовые задания.

Как выполнять тестовые задания.

(Инструкция для учащихся)

    Внимательно прочитай весь текст.

    Просмотри все тестовые задания.

    Выполняй тестовые задания последовательно.

    При выполнении задания можно карандашом делать пометки в тексте, пользоваться черновиками.

    Как правило, только один верный ответ

Текст 1

Пониже птиц, над всякими цветами – и зонтичными, и крестоцветными, и самыми невидными, как скажем, подорожник, - летали ворсистые шмели, пчёлы и стрекозы. Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и, постреливая крылышками, рассматривали его выпуклыми глазищами, будто подумывали: ударить ли его в лоб со всего налёта, пугнуть с берега или не стоит с таким маленьким связываться? И в воде тоже было хорошо. Смотришь на неё с берега – и так подмывает нырнуть и поглядеть: что там, в глубокой глубине, где качаются водоросли? И всё чудится, что ползёт по дну рак величиной с бабкино корыто, растопырил клешни, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами. Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоёт за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью. Деревья тихонько шумели навстречу Пете – помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят – жалуются листьями.

Тест после чтения текста

1. Кто летал «пониже птиц» над всякими цветами?

а) шмели, пчёлы и стрекозы

б) комары да мошки

в) божьи коровки

2. Кто рассматривал Петю выпуклыми глазищами?

а) божьи коровки

б) стрекозы

3. Что Пете чудится на дне реки?

а) что по дну ползёт рак

б) что по дну ползёт змея

в) сокровище

4. За что полюбили звери и птицы Петю?

а) за то, что он поёт

б) за то, что он хулиганит

в) за то, что он не озорничает

5. Что тихонько шумело навстречу Пете?

в) деревья

Текст 2

Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую берёзу. Ящик поставили в самой светлой и тёплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки берёзы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у неё уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью. В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. Горели тёмным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди как первая седина у ещё нестарого человека. Но берёза в комнате, казалась, всё молодела. Мы не замечали у неё никаких признаков увядания. Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в тёплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря

Тест после чтения

1. Что принесли из сарая?

Б) сундук

2. В какой комнате поставили маленькую берёзу?

А) в чулане

Б) в самой светлой комнате

В) на кухне

3. Через сколько дней поднялись опустившиеся ветки берёзы?

А) через два дня

Б) через 7 дней

В) через день

4. От чего проснулся главный герой в морозную ночь?

А) от сильного холода

Б) от яркого света

В) от звука пастушьего рожка

5. Что сверкало ярче в морозную ночь, чем в тёплую летнюю ночь?

А) роса на листве

Б) звёзды

В) крыши домов

Текст 3

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из неё любимую ноту. Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей – кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное трёканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше. Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано. Всё написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Но ещё ни разу ему не удалось передать тот лёгкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе у объездчика Тихона.

Тест после чтения

1. Что слышал Чайковский, просыпаясь ночью?

А) как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица

Б) как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая птица

В) как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая синица

2. О чём думал Чайковский, прислушиваясь к ночным звукам?

А) что вся жизнь впереди

Б) что проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано

В) что очень хочется спать

3. Кто любимый поэт Чайковского?

Б) Пушкин

В) Лермонтов

4. В чьей избе укрылся от проливного дождя Чайковский?

А) крестьянской девушки

Б) в своей

В) объездчика Тихона

5. Что, проснувшись утром, забывал Чайковский?

А) свою жизнь

Б) мелодию

В) свой сон

Текст 4

В дупле корявого дерева среди глухого леса поселились две совы – серые неясыти. Ранней весной неясыть – самка снесла прямо на трухлявое дно дупла четыре круглых белых яйца. Совы вылетали из дупла только по ночам, когда все другие птицы спят. Поэтому никто в лесу не знал, где живут эти страшные ночные разбойники. Не знали этого и крошечные корольки с огненно- жёлтыми шапочками на голове. Они долго искали по всему лесу спокойное место для своего гнезда. В конце концов, они выбрали высокую ель как раз рядом с корявым деревом, где прятались совы. В начале лета, когда в дупле вылупились совята, корольки тоже устроили себе гнездо. Высоко над землёй, на самом кончике ветки, они ловко сплели гибкие иглы хвои. Совам казалось снизу, что на широкой еловой лапе перепутались в клубок мелкие веточки. Им и в голову не приходило, что в этом клубке было уютное круглое гнездо из мха, стебельков травы и крепкого конского волоса. Сверху корольки убрали гнездо еловым лишайником, в стенки вплели тонкие паутинки, а внутри выстлали пёрышками; на эту мягкую подстилку самка отложила восемь розовых с бурыми крапинками яичек, величиной с горошину. Не прошло и двух недель, как в гнезде у корольков забарахтались голые малютки.

Тест после чтения

1. Где поселились совы?

А) в гнезде

Б) в дупле корявого дерева

2. Сколько яиц снесла неясыть?

В) четыре

3. Когда вылетали совы из дупла?

4. Какое дерево выбрали для своего гнезда корольки?

А) высокую ель

Б) старый дуб

В) куст смоковницы

5. Чем корольки выстлали гнездо изнутри?

А) конским волосом

Б) еловым лишайником

В) пёрышками

Текст 5

Я ехал с охоты вечером один на беговых дрожках. До дому ещё было вёрст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колёс. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперёд с трудом. Дрожки прыгали по твёрдым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины – следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.

Тест после чтения

1. Откуда ехал главный герой вечером?

А) из гостей

Б) с охоты

В) с работы

2. Какая туча медленно поднималась из-за леса?

Б) чёрная

В) лиловая

3. Какая лошадь была у главного героя?

А) добрая рысистая кобыла

Б) вороной жеребец

В) понурый ослик

4. Кто бежал следом за главным героем?

А) усталая собака

Б) жеребец

В) серый волк

5. Чем зарос сухой ручей?

А) кактусами

Б) лозинками

В) грибами

Текст 6

Ветер и Солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.

Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.

Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(К. Д. Ушинский)

Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Солнце, Ветер, путешественник;

б) Солнце, Ветер;

в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) На лесной тропинке;

б) в горном ущелье;

в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;

б) кто из них сильнее;

в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.

а) Из последних сил;

б) изо всех сил;

в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

б) крепче закутывался;

в) надел свой плащ в рукава;

г) ворчал на непогоду;

д) подвязался поясом.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) Выглянуло;

б) улыбнулось;

в) осушило;

г) обогрело.

Текст 7

Дедушка

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.

Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.

– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.

– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.

Уважай старика: сам будешь стар.

(К.Д. Ушинский)

Прочитай текст «Дедушка» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни.

А) Дедушка, сын, невестка, внук;

Б) старик, невестка, внук;

В) дедушка, сын, внук.

2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

А) Ненужный, использованный;

Б) слабый, немощный от старости;

В) плохой, скверный.

3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.

А) Плохо он видел;

Б) руки и ноги у него дрожали от старости;

В) плохо слышал.

4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

А) Они не хотели общаться с отцом;

Б) отец стал неаккуратно есть;

В) отец стал их обижать.

5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

А) Любовь к детям;

Б) любовь к престарелым родителям;

В) умение уважать старость.

6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

А) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Б) Сделав худо, не жди добра.

В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

Текст 8

ВЕНИК

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.

Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.

Старик говорит:

– Переломите веник.

Сыновья сказали:

– Разве можно веник переломить?

Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.

– Ломайте прутья! – сказал старик.

Сыновья все прутья переломали.

Старик говорит:

– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.

(Л.Н. Толстой)

1. Определи персонажей басни.

А) Старик, трое сыновей;

Б) старик, один сын;

В) старик, двое сыновей.

2. Как жили братья между собой?

А) Часто ссорились;

Б) жили дружно;

В) во всём поддерживали друг друга.

3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.

А) Всем будет худо;

Б) все разделятся;

В) все разойдутся.

4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?

А) Скучно;

В) весело.

5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;

Б) переломить веник;

В) подмести пол в избе.

6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;

Б) Где мир и лад, не нужен и клад;

В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;

Г) Добрый пример лучше ста слов.

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)

Плясунья

Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!

Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.

Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон- и пошёл! Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду зверьё делает.

И только вышел за околицу, вижу- лиса! Мышкует- промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле- ну чистое коромысло.

Вот легла на брюхо, ушки торчком- и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок- собирают себе зерно на зиму.

Вдруг скинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула- вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.

Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.

Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли- слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет- не пойму!

В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!

Надоело мне мокнуть- вскочил я во весь рост. Лиса увидала- тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты- только я её и видел!

Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.

Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно… Эх, был бы я лисой, так…

Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.

Плясала- не баловала, мышей из их норок выгоняла… Был бы у неё тут пир на весь мир!

Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.

(383 слова)

(Н.Сладков)

Прочитай текст «Плясунья» Н.Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

А) Зимой

Б) Весной

В) Летом

Г) Осенью

2. Обоснуй свой ответ словами из текста.

3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.

4. Определи верное значение слова жнивьё.

А) Поле с созревшими зерновыми культурами.

Б) Поле, засеянное льном.

В) Невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.

5. Определи значение слова околица в данном тексте.

А) Изгородь вокруг деревни.

Б) Окраина селения.

В) Окольная, не прямая дорога.

6. С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста.

7. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?

А) Зайца, лису, мышей-полёвок.

Б) Зайца, мышей-полёвок.

В) Лису, мышей-полёвок.

8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.

А) Разинула пастишку, поймала мышь на лету.

Б) Пала передними лапами и носом на землю.

В) Легла на брюхо, поползла.

Г) Рванула.

Д) Вскинулась всем передом.

Е) Проглотила, даже не разжевав.

9. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?

10. Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?

11. Запиши разгадку пляски лисоньки.

12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.

А) Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком.

Б) Лисья пляска.

В) Поход за околицу.

Г) Тайна разгадана.

Д) Мышкование лисицы на жнивье.

Е) Желание разгадать тайну поведения лисы.

13. Составь план текста из трёх пунктов.

14. Что нового из жизни природы ты узнал?

Правильные ответы к заданиям

Дождь, слякоть, холод

Третье предложение

Седьмое предложение

Как на пружинах, как цирковая собачка, выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает

Сам сплясал лисий танец

Шестое предложение с конца

БЛАНК ПРОВЕРКИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Ф.И.учащихся

Выполнили

всю работу без ошибок

Допустили ошибки в заданиях

КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ

Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.
– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.
– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница.
Барсук своё:
– Это я нашёл! Нечего зря спорить!
Куница своё:
– Я первая увидела!
Так они спорили-спорили, чуть не разодрались.
Тогда барсук сказал:
– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.
А судьёй в этом лесу была лиса.
Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:
– Дайте-ка мне сюда вашу находку.
Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:
– Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница.
С этими словами лиса разорвала кусок на две части.
– Это несправедливо, – заскулил барсук. – У куницы кусок больше.
– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.
– Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница. – Это несправедливо!
– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было по справедливости.
Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы.
И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось.
Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.

Вопросы и задания

1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?

А) На лугу; Б) в лесу; В) в поле; Г) в деревне.

2. Определи персонажей произведения.

А) Барсук, куница, лиса; Б) барсук, соболь, лиса; В) норка, куница, лиса.

3. Из-за чего у животных возник спор?

А) Не знали, как поделить находку; Б) боялись обделить друг друга; В) выясняли, кто нашёл кусок мяса.

4. Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались ?

А) Чуть не разорвали на части; Б) чуть не подрались сильно; В) чуть не сделали дырку.

5. Кто вершил суд в этом лесу?

А) Лиса; Б) медведь; В) волк.

6. Какое определение даётся лисе в этом тексте?

А) Хитрая; Б) плутовка; В) рыжая разбойница.

7. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?

А) Жадность; Б) хитрость; В) трусость.

8. Подумай: что вынесено в заглавие?

А) Основная мысль; Б) тема.

9. Есть ли в этом произведении герой, поведение которого вызывает одобрение?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выпиши главную мысль этого произведения.

__________________

11. Запиши название другого произведения, в котором тоже осуждается жадность.

___________________________________________

12. Понравилось ли тебе это произведение и чем?

____________________________________________________________________________________

13. Составь план текста из трех пунктов.

________________________________________

3 класс 1 четверть. Вариант 1

Ученик(ца)_____________________________________________________________

Пчела и муха

Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?
Муха насупилась:
– Не видела я здесь никаких лилий!
– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!
– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим? ( 235 слов )( М. Алёшин )

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)

а) Зима; б) весна; в) лето; г) осень.

2. Множество каких цветов росло на лугу?

a) Лилии, гиацинты, ирисы; б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны;
в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.

3. Определи персонажей произведения._________________________________________________

4. Что делали на поляне пчёлки?_______________________________________________________

5. Каким словом характеризует действия пчёл автор?

а) Трудились; б) весело летали; в) грелись на солнце.

6. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии?

7. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)

а) Она оказалась на лугу в первый раз; б) лилии её не интересовали;
в) её интересовала только грязная канава.

8. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.

а) «А ты на кого хочешь быть похожим?»
б) Ароматная поляна.
в) Диалог маленькой пчёлки с мухой.
г) Сбор нектара.
д) Каждый видит только то, что его интересует.

9. Составь план текста из трех пунктов.

_________________________________________

________________________________________

__________________________________________

10. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)____________________________________________

11. Охарактеризуй муху. (Какая она?)______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

3 класс 2 четверть. Вариант 1

Ученик(ца)_____________________________________________________________

Долг

Принес Ваня в класс коллекцию марок.
– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
– Бери, конечно! – согласился Ваня.
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.
– Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.
– Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.
– Кругом я у тебя в долгу!
– Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...
«И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и мечтает:
«Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать...»
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?
Подходит как-то к нему и спрашивает:
– За что косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
– Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
– Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!
– Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!

( 282 слова Э. Шим )

1. Определи основных героев произведения.

А) Ваня, Петя; Б) Ваня, Петя, отец Пети; В) Ваня, Петя, отец Пети, мать Пети.

2. Где, в каком месте происходит начало событий, описываемых в тексте?

А) Во дворе; Б) в классе; В) в парке.

3. Какие обязательства взял на себя Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность его обещаний.

А) «Потом верну»;______
Б) «Дам взамен марки из своей коллекции»;_______
В) «Куплю другие марки и верну тебе».________

4. Почему Петя не отдал Ване марки, купленные ему отцом?

А) Стало жаль своих марок; Б) не разрешил отдать коллекцию отец;
В) не хотел обидеть друга.

5. Кто первым из мальчиков употребил слово долг (в долгу) ?______________________________

6. Какое значение вкладывает Петя в слово долг ?

А) То, что взято с условием возврата; Б) то, что отдано с условием возврата;
В) обязанность перед кем-либо.

7. Какое значение вкладывает Ваня в слово коситься?

А) Становиться косым; Б) смотреть искоса, сбоку; В) относиться недружелюбно.

8. Почему Ваня на грубости Пети не смог ответить?

А) Обидно ему стало; Б) стало жалко Петю; В) не смог найти нужных слов.

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

А) Ванино недоумение.___
Б) Петю гложет совесть.___
В) Долги растут.___
Г) Конец дружбы.___
Д) Марки взаймы.___

10. О какой пропаже говорит Ваня?__________________________________________

11. Выпиши главную мысль рассказа.____________________________________

12. Какие, на твой взгляд, человеческие качества помогают сохранить дружбу?

______

13. Кто из мальчиков у тебя вызвал симпатию и почему?

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

3 класс 2 четверть. Вариант 2

Ученик(ца)_____________________________________________________________

МАЛЬЧИК-ОГОНЁК

Жил на свете маленький горячий Огонёк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, всё, как у ребят.

Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил её об этом), но сказала, что от всех ребят Огонёк будет тем отличаться, что если попадёт в воду – погаснет, и не будет ни мальчика, ни Огонька.

Вот так и появился в большом и весёлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонёк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели.

Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонёк с товарищами не ходил.

Как-то случилось, что Огонёк был один на берегу реки.

Шёл он и улыбался – просто так: солнцу, речке, деревьям, траве.

И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.

Что делать?

Вспомнил Огонёк слова волшебницы: «Попадёшь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька», – вспомнил и... бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку.

И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывёт он. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам. Выбрался и погас.

Лежат на песке чёрные угольки – погасший мальчик-Огонёк.

Всё это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло.

И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнём с таким же добрым и мужественным сердцем.

(271 слово Э. Киселёв)

1. В какое время года происходили события, описанные в тексте?

1. зимой; 2 весной; 3 летом; 4 осенью

__________________________________________________________________

3. Запиши самое главное желание Огонька.

__________________________________________________________________

4. Отметь название произведения, где превращение в человека тоже сопровождается условием.

1. Х.К. Андерсен – «Русалочка»;

2. А.С. Пушкин – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

3. ...

5. Восстанови последовательность действий мальчика-Огонька при спасении мальчишки.

1. выбрался;___

2. бросился;___

3. поддержал;___

4. подплыл;___

5. вытащил;___

6. погас___

6. Закрась красным цветом из текста слова, характеризующие солнце.

7. Почему Солнце направило свой луч на погасшего мальчика-Огонька?

1. восстанавливало справедливость;

2. вознаграждало большое и мужественное сердце;

3. не хотело видеть чёрные угольки

8. Восстанови деформированный план текста.

1. Вмешательство справедливого Солнца.____

2. Заветное желание маленького горячего Огонька.____

3. Трудный выбор.___

4. Подарок Феи огня.___

5. Счастливая жизнь мальчика-Огонька в большом и весёлом доме.___

9. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?

1. Где отвага, там и победа.

2. Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

3. Большая заслуга – выручить в беде друга.

10. Определи главную мысль текста.

____________________________________________________

3 класс Вариант 1.

Скворцы

Мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, подвесили новые.

Наконец девятнадцатого марта вечером кто-то закричал: «Смотрите – скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей… Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать… В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни...

Два дня скворцы точно набирались сил и всё навещали и осматривали прошлогодние знакомые места.

А потом началось выселение воробьев из скворечников.

Обыкновенно скворцы по два дня сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз.

Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки – и назад.

Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз – и уже у себя дома.

Теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству.

Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по делам.

Скворец таскает туда всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало – не больше пяти сантиметров.

А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок! То-то скворцу раздолье!... Его корм на земле и в земле.

И знаете, сколько истребляет в течение лета скворец всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса!

Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко...

Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья…

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже рассеялись на высоких ветках и начали свой концерт. (Александр Куприн)

1. О ком или о чём рассказывается в этом произведении?

о хитростях воробьёв о дружбе птиц о скворцах о воробьях о приходе весны

2. Подумай, что заключено в заглавии?

    тема;

    основная мысль

3. Сколько дней скворцы набирались сил после полёта?

пять дней один день несколько дней два дня неделю

4. Как происходит выселение воробьёв из скворечников?

воробьёв выгоняют воробьёв клюют воробьёв стерегут воробьёв не кормят воробьёв не поят

5. Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню?

большим; маленьким средним; не более пяти сантиметров; узким

6. Где скворец находит себе корм?

в воздухе; в воде; на земле; в земле; на земле и в земле

7. Объясни выражение скворец камнем вниз. Запиши.

___________________________________________________________________________

8. Восстанови порядок описанных событий.

Отдых. ___

Жизнь дома. ___

Строительство гнезда. ___

Возвращение скворцов. __

Выселение воробьёв. ___

9. Определи жанр этого произведения.

Сказка

Художественный рассказ

Басня

Исторический рассказ

Научно-познавательный рассказ

10. Как ты понимаешь выражение всякий строительный вздор?

1. камни 2.песок 3.мелкие кусочки разного мусора 4.цемент 5.стекло

11. Какой факт, описанный в тексте, тебя особенно удивил? Запиши. Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

3 класс Вариант 2

СИЛА ДРУЖБЫ

На самом краю грядки возле других цветов пустил свой первый росток душистый горошек. Очень радовался он тёплому, ласковому солнцу, которое пробудило спящие в земле прекраснейшие растения.
– Как чудесен мир! – восхищался маленький душистый горошек, с нетерпением ожидая того дня, когда он сможет раскрыть первые цветы. Душистый горошек и сам ещё не знал, какого цвета они будут.
А пырей, глубоко зарывшийся в землю корнями, угрожал:
– Неужели ты, несчастный карапуз, собираешься перегнать меня в росте, да ещё расцвести? Не будет этого!
Пырей быстро зазеленел. Прошло немного времени, и он так разросся, что душистый горошек уже не мог увидеть солнце – нежные листочки душистого горошка покрывала тень пырея.
– Ну, видишь! – засмеялся злюка пырей. – Ты зачахнешь, и никто даже не узнает, что ты жил на свете!
– Какой ужас! – душистый горошек был в отчаянии. – Неужели я никогда больше не увижу милое солнышко, неужели мне придётся умереть, так и не распустившись?
Вдруг рядом с ним послышался тихий, учтивый голос:
– Не горюй, душистый горошек! Ты ещё расцветёшь. Только прислонись ко мне. Я помогу тебе вырваться из зарослей пырея.
Это был подсолнух. Он тоже не мог еще похвастаться ростом, но листья его уже были широкими и большими, а стебель прочно держался в земле.
Душистый горошек послушался и обвил худенькими ручонками стройный подсолнух. С каждым днём подсолнух поднимался всё выше и выше, а вместе с ним тянулся и душистый горошек. Вскоре они оба переросли все другие цветы.
И вот однажды подсолнух раскрыл прекрасный жёлтый цветок. Он был таким большим и ярким, что в первый миг душистый горошек принял его за солнце.
– Как ты красив! – радовался душистый горошек.
– Ты тоже красив, – сказал подсолнух.
В самом деле – начал цвести и душистый горошек. Словно маленькие шёлковые мотыльки алели на его веточках. И какой сладкий аромат они источали!
Отовсюду слетались поздравить подсолнух пчёлы и бабочки. Все они радовались его красоте и ещё восхищались маленьким душистым горошком, который смело поднялся теперь навстречу солнцу и пышно расцвёл.
А пырей едва не лопался от злости, ползая у самых ног душистого горошка. Но ничего плохого сделать ему он уже был не в силах.
– Как прекрасно жить на свете, если рядом с тобой хороший друг! – говорил пчёлам и бабочкам счастливый душистый горошек.

( 351 слово )

( Д. Ринкуле-Земзаре. Перевела с латышского А. Гиршфельд )

1. На протяжении каких времён года происходят события, описанные в тексте?

зимой; весной; летом; осенью

2. Определи главных героев произведения.

мотыльки; пырей; пчёлы; душистый горошек; бабочки; подсолнух

3. Продолжи ряд словосочетаний (2–3).

    Душистый горошек,

    ясное солнышко,

    ... .

4. Восстанови последовательность смены настроения душистого горошка на протяжении повествования.

Восхищался; ____радовался; _____был в отчаянии; _____радовался

5. Запиши заветное желание душистого горошка.

_________________________________________________________________

6. Раскрась жёлтым цветом предложение, характеризующие цветы душистого горошка.

7. Восстанови деформированный план текста.

Появление первого ростка душистого горошка в чудесном мире.

Сила дружбы.

Угроза злюки пырея.

Добрососедское предложение подсолнуха.

8. Определи главную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 . Подумай, что заключено в заглавии?

  1. тема;

    основная мысль

10. Понравилось ли тебе это произведение и чем?

_____________________________________________________________________

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

3 класс Вариант 1 4 четверть

Прозрение

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две...

Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.

Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:

Почему Лёва не ходит в школу?

Мама печально ответила:

Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может...

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

А мы его по очереди в школу водить будем.

И домой провожать.

И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.

Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:

– Здравствуйте.

И тут со всех сторон посыпалось:

Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

– А я по истории.

Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.

После ухода ребята составили план – кто, когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.

В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.

А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!

Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты...

Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.

После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.

Не счесть людей, прозревших для добра. Борис Ганаго

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

3 класс 4 четверть

Прозрение

1. В каком городе учился мальчик?

а) в Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) в Ростове.

2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?

а) у него не было телефона;

б) он перестал ходить на занятия;

в) ребятам захотелось сходить в гости.

3. Как Лёвина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.

___________________________________________________________________

4. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?

а) когда увидели Лёву;

б) когда увидели Лёву с повязкой на глазах;

в) когда увидели, как Лёва с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.

5. Какое решение приняли ребята? ___________________________________

6. Что сделали одноклассники после посещения товарища?

_________________________________________________________________

а) запели;

б) заговорили одновременно;

в) заспорили между собой.

8. Восстанови последовательность смены настроения мамы.

а) У мамы на глазах навернулись слезы. __

б) Лицо у неё (мамы) было очень грустное. __

в) Мама печально ответила… . __

г) По лицу мамы градом катились слезы. __

9. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости?

а) да; б) нет.

10. Почему ребята радовались пятёркам Лёвы больше, чем своим?

__________________________________________________________________

11. Почему одноклассники стали учиться лучше? Что об этом говорит автор произведения? Выпиши предложение из текста.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

13. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.

а) Всемирная известность. __

б) Мальчик перестал ходить в школу. __

в) Решение ребят не бросать друга в беде. __

г) Успешная учеба Лёвы в школе. __

д) Одноклассники у Лёвы дома. __

е) Новые друзья в институте. __

14. Укажи жанр этого произведения

а) басня

б) рассказ

в) сказка

г) стихотворение

д) былина

15. Запиши тему этого произведения (о чём или о ком идёт речь в произведении).

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

16. Выпиши главную мысль этого произведения.

Если не можешь найти, сформулируй самостоятельно, запиши.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

17. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении?

___________________________________________________________________

Злотникова Н.М. учитель начальных классов

ГБОУ « Гимназия№5» г.Севастополь

« Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.»
В.А. Сухомлинский

Формирование и проверка читательских умений на уроках литературного чтения в начальной школе.

Литературное чтение - это особый урок, поскольку сам предмет изучения – это искусство. И цель работы на этом уроке – развить способности учеников- читателей полноценно воспринимать художественный текст.

Главная задача педагога на уроках литературного чтения – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как всё это передаёт нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.

Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения. В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения:

    Интегрировать и интерпретировать (сообщение) , или – по-русски: связывать и толковать .

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с в нетекстовой информацией. На рис. 1 представлены связи всех названных выше читательских умений.

Рис. 1. Связи читательских умений.

УМЕНИЕ ПЕРВОЕ: НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ (информацию из текста)

Здесь речь пойдет об извлечении из текста одного или нескольких фрагментов информации. В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений.

Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также эксплицитно указано, – что (какую именно информацию) требуется найти.

Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определенного вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Еще раз подчеркнем – текст или таблица содержат эту информацию в явном виде. Несколько более трудны вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимичном виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации. Например, два понятия надо отнести к общей категории или, напротив, различить между двумя сходными понятиями, относящимися к разным категориям. Разные уровни читательской опытности могут быть измерены за счет систематического варьирования элементов вопроса, которые определяют его сложность.

Извлечение информации – это процесс выбора искомого сообщения. Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Некоторые вопросы теста предполагают только извлечение информации. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объемом искомого сообщения, а также тем, сообщает ли вопрос о месте локализации искомого сообщения в тексте.

УМЕНИЕ ВТОРОЕ: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ (сообщения текста)

Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.

Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения, как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте умозаключать о предшествующем событии.

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т. п.

И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление главных высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок предложений в тексте, восстановить названия, дать характеристику герою повествования. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту.

И связывание единиц информации, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить более глубокое, полное и детализированное понимание прочитанного. Вопросы, выясняющие глубину понимания, требуют чаще всего логики – например, чтобы учесть способ организации информации в тексте, определить намерения автора, пояснить значение слова или эпизода, которые придают общему значению текста особые оттенки.

В процессе чтения между связыванием и истолкованием информации устанавливаются тесные двусторонние отношения. Связыванию единиц информации в значащее целое всегда предшествует акт толкования значения каждой из соединенных единиц. Объединение единиц текста в целое инициирует новый акт толкования этой более крупной единицы, которая в свою очередь ждет связи с другими единицами текста.

УМЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ (сообщение текста)

Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах.

Чтобы осмыслить и оценить содержание текста , читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, – согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.

Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса.

Чтобы осмыслить и оценить форму текста , читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу качества и уместности текста в целом и отдельных его элементов. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При оценке того, удался ли автору портрет героини или насколько авторские высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали. Например, полезно чувствовать, как выбор эпитета может повлиять на интерпретацию.

Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, употребив конкретный прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе анализа авторского стиля определить авторские задачи или его отношение, скажем, к героине повествования.

Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения.

Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении отметки по чтению необходимо одновременно учитывать следующее:

понимание учащимся прочитанного текста;

способ (целыми словами, по слогам), правильность, беглость, выразительность чтения;

владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения.

Процесс формирования читательских умений – это процесс длительный по продолжительности во времени, поэтому требует ежеурочной кропотливой работы от урока к уроку от года к году.

Поэтому каждый семестр проводится проверка читательских умений. Подбирается текст, задания, вопросы. Ответы заносятся в таблицу

Тестовый контроль как средство формирования читательских умений.

    Проверочная работа по литературному чтению на основе текста.

    Инструкция для учащихся по выполнению проверочной работы по чтению.

    Оценка выполнения задания.

Таким образом, формирование читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения возможно только при организации системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников, через введение в преподавание учебного предмета специальных приёмов, методов и технологий. Следует особо подчеркнуть, что «чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам».

Заключая разговор о читательских умениях, необходимо подчеркнуть, что их формирование не должно быть самоцелью. Важнейшей целью учителя должно оставаться формирование духовной ценности и значимости для ребенка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке. Читательские умение в данном случае – только лишь средство для достижения этой стратегической цели

В заключении хочется отметить, что формирование читательских умений и навыков не должно быть самоцелью. Важнейшей целью учителя должно оставаться формирование духовной ценности и значимости для ребёнка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке. Читательские умение в данном случае – только лишь средство для достижения этой цели.

Таким образом, формирование читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения возможно только при организации системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников, через введение в преподавание учебного предмета специальных приёмов, методов и технологий.

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

2 класс

Чудо птица

Жил-был мальчик. Пошёл он в лес. Гулял-гулял и заблудился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошёл. Шёл-шёл и лёг под куст отдохнуть.
Вот он лёг отдохнуть и видит: по большому дереву громадная змея ползёт. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы.
Как увидели птенцы змею, закричали они, заплакали:
– Помогите! Помогите!
Но никто не пришёл к ним на помощь. А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет всё выше, подползает всё ближе...
Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птенцов, взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика.
Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик бились очень долго, но мальчик победил.
Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лёг под куст и уснул, потому что очень устал.
Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрятались, звёзды тучами укрылись.
Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам.
Увидела она мальчика, страшным клёкотом заклекотала:
– Человек, человек! Разорву его!
– Мама, мама, – заплакали птенцы, – этот человек змею убил, нас накормил!
Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростёрла над мальчиком своё широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали.
Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой большое крыло и заплакал.
– Не бойся, – сказала ему чудо-птица. – Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю.
– Отнеси меня домой, – попросил мальчик.
– Садись ко мне на спину, обними за шею.
И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.
– Будь всегда таким, как сейчас, – сказала она, улетая.

( 176 слов )

Прочитай текст. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. С какой целью мальчик отправился в лес?

а) Погулять;
б) набрать грибов;
в) увидеть чудо-птицу.

2. Почему закричали, заплакали птенцы?

а) Увидели змею;
б) испугались мальчика;
в) соскучились по матери.

3. Восстанови с помощью цифр последовательность действий мальчика после встречи со змеей.

а) Пожалел;
б) ударил;
в) испугался;
г) взял;
д) размахнулся.

4. Почему мальчик устал?

5. В какое время суток прилетела чудо-птица к своим птенцам?

а) Днем;
б) утром;
в) вечером;
г) ночью.

6. Выпиши из текста фразу, определившую твой выбор времени суток.

7. Каким, словом охарактеризовал автор мальчика?

а) Храбрый;
б) смелый;
в) сильный.

8. Выбери наиболее точное название для этого текста.

а) «Чудо-птица»;
б) «Храбрый мальчик»;
в) «Спасение птенцов».

9. Какой наказ дала чудо-птица мальчику?

10. Как ты думаешь, к какому жанру можно отнести это произведение?

а) Сказка;
б) рассказ;
в) басня.

Правильные ответы к заданиям

* «Звёзды тучами укрылись».
** «Будь всегда таким, как сейчас».

Весна красна

Когда - то давным - давно собралась Весна - красна в гости в северные края . Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге , а как стало солнышко всё выше и выше на небе подниматься , тут она и решила лететь .

Просит Весна перелётных птиц гусей , лебедей : « Отнесите меня подальше на север , там меня ждут не дождутся и люди , и звери , и птицы , и разные крохотные жучки - паучки ». Но птицы побоялись лететь на север Там , - говорят , - снег и лёд , холод и голод , мы все замёрзнем и погибнем ». Сколько Весна ни просила , никто не хотел её в северные края отнести . Совсем она загрустила : что же , видно , придётся всю жизнь на юге прожить .

Вдруг она слышит голос откуда - то с вышины : « Не печалься Весна - красна , садись на меня , я тебя быстро на север доставлю ». Взглянула на верх , а по небу над ней плывёт белое , пушистое Облако . Обрадовалась Весна , забралась на Облако и полетела с Северные края . Летит да вниз , на землю , поглядывает . А там , на земле , ей все радуются , все её встречают . В полях пестреют проталинки , бегут ручьи , взламывают на речке лёд , а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными , готовыми вот - вот уже раскрыться почками .

Полетела Весна - красна с юга на север на белом пушистом Облаке . А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц гусей , лебедей , и всякой крылатой мелочи : жаворонки , скворцы , дрозды , зяблики , пеночки , славки

Так с той поры люди и заприметили : как покажется в небе первое пушистое Облако , так , значит , на нём Весна - красна прилетела . Жди теперь со дня на день тепла , полой воды , жди с юга весёлых крылатых гостей

( Г . А . Скребицкий )

( 269 слов )

Прочитай текст «Весна-красна» Г.А. Скребицкого. Выполни задания.
    В какие края собралась Весна-красна в гости?
    в западные б) в восточные в) в южные г) в северные
    С кем провела Весна-красна зиму?
    Когда Весна-красна решила лететь в гости в северные края? Ответ выпиши:
_______________________________________________________________________________

    Кого просила Весна отнести её на север?

    Кто ждал Весну-красну на севере? Выпиши из текста:
_____________________________________________________________________________
    Почему птицы побоялись лететь на север? Восстанови с помощью цифр последовательность их доводов:
    Отчего совсем загрустила Весна? Возможны два варианта ответа:
    Весна-красна обиделась на птиц; Ей не хочется лететь на север с тёплого юга; Никто не хочет её в северные края отнести; Видно, придётся всю жизнь на юге прожить.
    Кто предложил Весне доставить её на север? Ответь кратко:_______________ Какие определения даны облаку в тексте? Ответь кратко_________________________
_______________________________________________________________________________
    Где происходят изменения с приходом весны? Продолжи ряд: В полях, _____________
_______________________________________________________________________________
    Какие птицы потянулись в родные края вслед за Весной?_________________________
_______________________________________________________________________________
    По какой примете, указанной в тексте, можно судить о приходе Весны? Ответь одним предложением:__________________________________________________
___________________________________________________________________
    Почему слова Весна и Облако написаны с большой буквы? Ответь кратко
_________________________________________________________________________
    Почему Весну называют Весна-красна? Ответ оформи 3-5 предложениями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы:

Литература:

    Журнал «Начальная школа» №3 2014г.