Слепой ведет слепого

Питер Брейгель Старший,Притча о слепых, 1568,Музей Каподимонте, Неаполь

Не пугайтесь,что нет в картине привлекательности,зато заложен великий смысл.Она имеет различные названия"Притча о слепых","Слепые","Слепой ведёт зрячего".
Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Библейское содержание притчи.

Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства... хуления».

Отношение к творчеству Питера Брейгеля,голландского художника Эпохи Возрождения очень неоднозначное.Для одних исследователей он - философ, отвлеченный мыслитель, витающий где-то высоко над действительностью.
Другие считают главным в его творчестве то, что он создал концепцию трагического противостояния человека и мира, столь противоположную жизнерадостному духу итальянского Возрождения.
Третьи - что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище "Мужицкий".
Ближе познакомившись с его творчеством,вы сделаете свой собственный вывод.

Чтобы глубже понять замысел художника,вернёмся в то время,в эпоху,когда жил и творил Брейгель.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.
В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела

О картине

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга.Они связаны друг с другом,положенными на плечи руками. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посохом, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутником.

Присмотритесь к их лицам.Они наполнены ненавистью и злобой.Художник только хотел подчеркнуть,что пороки меняют лицо человека.Их движения неуверенны,потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно. Эти нищие - не крестьяне и не горожане. Это просто люди,наверное и не важно какой эпохи.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника.

Посмотрите на самого последнего нищего-падающего. Взгляд пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

«У Брейгеля они подняты до степени общезначимости для всех времен и поколений, мы чувствуем себя сами перед его картиной как звенья этой мрачной цепи слепых, ведущих друг друга на погибель, в неумолимой солидарности судьбы»,говорят исследователи его творчества.

Это жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.

Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен - чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель - единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина - это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света.

Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.
Картина Брейгеля является вечным предостережением, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель.

Http://maxpark.com/community/6782/content/1435823

Рецензии

Не будем говорить о чем здесь хотел сказать Питер Брейгель -ясно без всякой подсказки. Сдается мне, что он просто подхватил знамя поднятое Босхом и понес его дальше, показывая другим художникам что живопись- это не просто прямолинейный пересказ о виденном, а еще должна нести глубинный смысл что за этим стоит, дабы заставить человека не просто созерцать картину, но и думать о жизни: кто я в ней, зачем пришел?

Согласна с каждым вашим словом.Именно это я больше ценю в живописи голландцев.Они заставляют людей думать.Их картины будут актуальны всегда.Оригинал этой картины я видела в Неаполе,её состояние произвело неприятное впечатление. Давно не реставрирована,краски выцвели.

Затем пришли к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учители Закона и сказали:

– Почему Твои ученики нарушают обычаи наших предков? Они не омывают рук перед едой!

Иисус ответил:

– А почему вы ради соблюдения ваших собственных традиций нарушаете заповедь Божью? Ведь Бог сказал: «Почитай отца и мать» , и «Кто злословит отца или мать, тот должен быть предан смерти» . Вы же говорите: если кто скажет отцу или матери: «То, чем я мог бы тебе помочь, я пожертвовал Богу », то ему уже не обязательно помогать отцу. Тем самым вы ради своего обычая отменяете заповедь Божью. Лицемеры! Прав был Исаия, когда пророчествовал о вас:

«Этот народ чтит Меня губами,

но сердца их далеки от Меня.

Они поклоняются Мне впустую,

Иисус подозвал к Себе народ и сказал:

– Выслушайте и постарайтесь понять. Не то, что входит в человека через рот, делает его нечистым; нечистым человека делает то, что исходит из его уст.

Позже ученики сказали Иисусу:

– Ты знаешь, что Твои слова обидели фарисеев?

Иисус ответил:

– Каждое растение, посаженное не Моим Небесным Отцом, будет вырвано с корнем. Оставьте их, они слепые поводыри слепых. А если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму.

Петр же попросил:

– Объясни нам эту притчу.

– Так и вы тоже до сих пор не понимаете? – спросил Иисус. – Неужели вы не понимаете, что все, что входит в человека через рот, проходит через желудок, а потом выходит вон? Но то, что исходит из уст, исходит из сердца, это и оскверняет человека. Потому что из сердца исходят злые мысли, убийства, супружеская неверность, разврат, воровство, лжесвидетельство, клевета. Именно это оскверняет человека, а не то, что он не омывает рук перед едой.

Вера хананеянки

Покинув это место, Иисус отправился в окрестности Тира и Сидона. Там к Нему с плачем подошла местная женщина-хананеянка и стала кричать:

– Господи, Сын Давидов, сжалься надо мной! Моя дочь одержима демоном и ужасно мучается!

Иисус не отвечал ей ни слова. Тогда Его ученики стали просить:

– Отошли ее, а то она идет за нами и кричит.

Иисус сказал женщине:

– Я послан только к заблудшим овцам Израиля.

Женщина подошла и поклонилась Ему:

– Господи, помоги мне!

Иисус ответил:

– Нехорошо будет забрать хлеб у детей и бросить собачкам .

– Да, Господи, – ответила женщина, – но ведь и собачки едят крошки, которые падают со стола хозяев.

Тогда Иисус сказал ей:

– Женщина, у тебя великая вера! Пусть будет так, как ты хочешь.

И в тот же час ее дочь исцелилась.

Народ восхваляет Бога за исцеления

Иисус ушел оттуда и пошел вдоль Галилейского озера. В одном месте Он поднялся на склон горы и сел там. К Нему пришло множество людей, среди которых были хромые, слепые, калеки, немые и многие другие больные. Этих несчастных клали к ногам Иисуса, и Он исцелял их. Люди удивлялись и славили Бога Израиля, когда видели немых говорящими, калек здоровыми, хромых ходящими и слепых зрячими.

Насыщение четырех тысяч человек

Иисус подозвал Своих учеников и сказал:

– Мне жаль этих людей, они со Мной вот уже три дня, и у них не осталось еды. Я не хочу отпускать их голодными, ведь они могут ослабеть в дороге.

Ученики Его ответили:

– Где же мы возьмем здесь, в этой пустыне, столько хлеба, чтобы накормить все это множество людей?

– Сколько у вас хлебов? – спросил Иисус.

Резюме.

Мф. 15:14 «оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Эти слова Христовы призывают, прежде всего, к большой осторожности в выборе духовного руководителя. Верующему, ищущему наставника в своей жизни, прежде всего, необходимо убедиться, что этот человек нравственно безукоризнен и учит не от себя, а по святым отцам; не заражен властолюбием и не требует себе подчинения; разумный, не раздражительный и нестяжательный.

Святые отцы исключительно большое внимание придают этому вопросу, поскольку от выбора духовного руководителя во многом зависит спасение или гибель христианина. Они призывают верующего быть здесь крайне неспешным и осторожным. Прп. Петр Дамаскин делился своим печальным опытом: «Много я получил вреда от неопытных советников ».

И вот что пишет об этом прп. Иоанн Лествичник : «Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели ».А прп. Кассиан Римлянин предупреждает: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесно­му возрасту и сединам. Многие, увлекшись на­ружным видом старости и высказав свои по­мышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих » (Цит. по: Игн. Брнч. Т.1,491).

Свт. Игнатий делает вывод уже́ применительно к нашей эпохе: «Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас !» (Игн. Брнч. Т.1, с. 274). И советует: «Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его - и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники - великая редкость ». «Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и бра­тиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увле­кайся советом по первоначальному действию его на тебя !» (Игн. Брнч. Т.V,77).

Отвечая на вопрос, можно ли разлучаться с неудачным духовником, свт. Игнатий приводит слова одного из самых авторитетных древних наставников: «Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным » (Игн. Брнч. Т.V,74).

Наверняка вам встречался термин «Нейролингвистическое программирование». Часто можно видеть рекламные объявления, призывающие участвовать в семинарах по НЛП; в книжных магазинах в разделе «психология» предлагается масса книг, посвященных НЛП. Даже в вузах некоторые предметы содержат элементы НЛП. Звучит термин очень научно и внушительно. Что же кроется под ним?

А если попытаться разобраться, что такое НЛП на самом деле?

Псевдонаучный туман

В середине прошлого века математик Бэндлер и лингвист Гриндер наблюдали за работой эффективных специалистов, пытаясь выяснить, не что те делают, а как добиваются успеха. Старались понять, как воспринимали мир успешные люди, представляя себя на их месте и действуя, как они. То есть просто имитировали их поведение. Со временем к этому был добавлен метод гипноза Эриксона и учение магов Латинской Америки, в первую очередь – Карлоса Кастанеды.

В результате появилась на свет оригинальная концепция воздействия на личность. Суть ее заключается в следующем: считается, что если копировать поведение человека, успешного в чем-либо, то можно добиться точно такого же успеха. Задача НЛ-программиста – таким образом конструировать поведение своего клиента, чтобы привить ему желаемую модель успешного поведения.

Выглядит это так. НЛ-программист входит в некое измененное состояние сознания, называемое «трансом», вводит пациента в подобный же транс и навязывает ему стереотип поведения. Достигается это следующим образом. Многие действия, например, рукопожатие, доведены у взрослого человека до автоматизма. В сознании содержится программа: я подаю руку, в ответ мне подают руку, происходит рукопожатие. Специалист по НЛП устраивает сбой этой программы, произведя любое, не вписывающееся в нее действие (например, в ответ на протянутую руку говорит что-либо грубое). Секунд 30 человек будет находиться в ступоре, в это время ему можно внушить нужную модель поведения.

Выглядит все достаточно просто, но в пособиях по НЛП облечено в крайне неудобоваримую форму, изобилует научными терминами, во многих случаях применяемыми неадекватно, либо вообще придуманными на ходу, чтобы придать НЛП солидный вид. Вероятнее всего, псевдонаучный туман напускается с целью замаскировать очевидную несостоятельность и даже просто житейскую глупость данного метода. Ведь если я стану копировать поведение или даже приму мировоззрение чемпиона мира по боксу, то разве сделаюсь спортсменом высокого класса? Для этого нужны специальная методика тренировок, жесткая самодисциплина и тяжелейший многолетний труд. Это же самое касается и успеха в любом виде человеческой деятельности. Но как соблазнительно «без труда вытащить рыбку из пруда»!

Хитрые уловки

Для НЛП характерно весьма специфическое мировоззрение. Например, прежде чем приступить к сеансу, программист убеждает клиента принять на веру некоторые утверждения, без чего программирование будет невозможно. Например, убеждение в том, что любое поведение, любая коммуникация полезна и значима. Что не существует объективного мира, а есть только субъективные представления каждого отдельного человека о мире. Эти убеждения нельзя оценивать с этической точки зрения, хороши они или плохи, правильны или нет, здоровы или болезненны. Их следует рассматривать только лишь по степени эффективности. Получается, что нет зла или добра в мире, есть только правильный или неправильный выбор в данной ситуации, причем каждый человек делает наилучший доступный ему выбор, то есть, всегда прав. Идеалом, к которому нужно стремиться, является максимальная эффективность в любой сфере. Неудивительно поэтому, что среди заголовков книг на тему НЛП встречаются такие: «Продажи хитростью», «Наука о том, как получить то, чего вы хотите» и «Как заставить любого человека сделать все что угодно».

Немного скепсиса

Уже одно только перечисление возможностей НЛП внушает здоровый скепсис и заставляет задуматься. И не зря.

По мнению ученых, НЛП основывается на устаревших представлениях о функциях головного мозга. Современная психология отмечает, что представления НЛП являются ошибочными и лженаучными в отношении различий между правым и левым полушариями; связи движения глаз и телодвижений с полушариями мозга; универсальному разделению человечества на визуалов (40 %), аудиалов (40 %) и кинестетиков (20%), а также многих других убеждений. Некоторые положения вообще заимствованы из концепций, противоречащих друг другу. Ряд критиков приходит к выводу, что связь между НЛП и наукой столь же отдаленная, как между астрологией и астрономией. Таково мнение ученых-психологов об этой методике.

Однако сами НЛ-программисты заявляют, что НЛП не имеет к науке никакого отношения, что это сугубо практический метод, и он работает, если в него поверить.

С точки зрения этики

Если же рассматривать НЛП с точки зрения этики, то дело обстоит еще хуже. Вот что пишет профессор психологии Кубанского университета Павел Веденин: «Люди, прошедшие обработку техникой НЛП, выделяются в своей общей массе специфической манерой поведения. Их отличают фанатично горящие глаза, широко расставленные локти, быстрая, резкая походка. Как правило, они нетерпимы, неспособны к компромиссам. Они жестки в достижении цели, чаще всего прямолинейны. Если кто-нибудь вам старается обязательно пересечь дорогу, обогнать, раньше вас проскочить в дверь магазина, стремясь к превосходству по каждому случаю, то можно с уверенностью сказать: перед вами жертва НЛП. Они жестоки и мстительны. Беспощадны, двуличны и лживы» (http://www.5vetrov.ru). Немного жестковатая характеристика, но, вероятно, профессор психологии имеет основания для подобных заявлений.

Программирование человеческого сознания означает принуждение к мышлению, навязанное НЛ-программистом. Это является актом насилия, даже если данное вмешательство было сделано с согласия самого человека. С помощью довольно нехитрых психологических приемов в сознании сплетается паутина, которая незаметно превращает объект воздействия в жертву. И теперь поведение человека определяет не он сам, а воля его оператора.

Но главная опасность заключается в том, что человек, однажды подвергшийся НЛП, приобретает зависимость, сходную с наркотической, и свободным его уже считать нельзя. Жертва сама этого не только не осознает, но даже готова оспаривать факт подчиненности с искренней убежденностью. Подобный способ воздействия на нормального человека лишает его права на свободу волеизъявления. НЛП поощряет манипуляцию людьми.

Христианский взгляд

С точки зрения христианства, НЛП должно считаться безусловным злом. И основания для этого кроются не только в магических корнях. НЛП навязывает человеку (как оператору, так и его клиенту) противоестественный, богоборческий взгляд на жизнь. Убежденность в том, что зла и добра не существует, что есть только эффективность в данной конкретной ситуации, порождает вседозволенность и заглушает совесть. Отношения между людьми становятся средством к личному успеху любой ценой, не оставляя места жертвенной любви к ближнему, как учил Христос. НЛП – очередная ловушка дьявола. Не попадитесь в нее.

Станислав БУЛАНОВ

Слепой ведет слепого

Слепой ведет слепого
Из Библии. Новый Завет (Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 14), слова Иисуса Христа: «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Иносказательно: о плохих руководителях, вождях и покорной им невежественной толпе, которые стоят друг друга (ирон., презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Слепой ведет слепого" в других словарях:

    - (тот и другой не знает, куда бредет) Слепой слепому (зрячему) не указчик. Слепой (иноск.) ослепленный безрассудством, страстью Ср. Cæcus monstrat viam. Ср. Ut si caecus iter monstrare velit. Если б слепой хотел показать дорогу. Horat. Ep. 1, 17,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Слепой. Слепой Жанр детектив / боевик Создатель Андрей Воронин Елена Караваешникова В главных ролях Сергей Маховиков Мария Порошина … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (Brueghel, Pieter) (ок. 1525 1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком биографом Карелом ван Мандером, является главным источником… … Энциклопедия Кольера

    Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Ис.42:19 Иер.5:31 Лук.6:39 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем… Блаженны миротворцы… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ПРЯМАЯ КИШКА - ПРЯМАЯ КИШКА. Содержание: I. Анатомия..................... 590 II. Методы исследования заднего прохода и п. к. 5 98 III. Патология П. к.................. 599 I. Анатомия. Прямая кишка (rectum) представляет собой конечный отдел кишечника; она… …

    КИШЕЧНИК - КИШЕЧНИК. Сравнительно анатомические данные. Кишечник (enteron) представляет собой б. или м. длинную трубку, начинающуюся ротовым отверстием на переднем конце тела (обычно с брюшной стороны) и кончающуюся у большинства животных особым, анальным… … Большая медицинская энциклопедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Дети подземелья. Слепой музыкант , Короленко Владимир Галактионович. В книгу вошли два хрестоматийных произведения В. Г. Короленко. `Дети подземелья` - повесть о неожиданной дружбе сына судьи и бездомного мальчишки. Недолгие, но очень искренние отношения не…
  • Дети подземелья. Слепой музыкант. Повести , Короленко В.. В книгу вошли два хрестоматийных произведения В. Г. Короленко. .«Дети подземелья» - повесть о неожиданной дружбе сына судьи и бездомного мальчишки. Недолгие, но очень искренние отношения не…