Отношение к любви онегина и печорина. Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина: сходство и различия, сравнение, сопоставление. Несколько интересных сочинений

Онегин и Печорин.

Наверное, это очень редко бывает в истории литературы, когда два литературных гения рождаются почти одновременно и почти в одном месте. Пушкин и Лермонтов. Это было время рождения Великой Русской Литературы и одновременно время начала великого кризиса русского общества.
Лучше всего кризис общества проявляется в его идеалах. И Пушкин, и Лермонтов это прекрасно понимали, поэтому в главных своих произведениях – романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», они стремились проявить эти идеалы в своих главных героях – Онегине и Печорине.
Свое понимание образа Печорина Лермонтов отразил и в названии романа, и в предисловии. Для Лермонтова «Герой нашего времени» - это «портрет, составленный из пороков нашего времени, в полном их развитии». Однако для названия автором был выбран термин именно «героя», а не какой-то другой – «антигерой», «злодей» и т.п. Что это? Насмешка, ирония или авторская прихоть? Мне кажется – ни то, ни другое, ни третье… На самом деле Лермонтов изображает именно героя того общества, которое его породило, показывает те его качества, которые более всего уважаются в этом обществе, более всего ценятся.
Именно в этом кроется глубокая преемственность образа Печорина с его литературным предшественником – Евгением Онегиным.
С одной стороны, в них можно найти много общего. Судьба вела их сходными путями: оба они были «сливками» светского общества, оба смертельно устали от него, оба презирали это общество.
Жизнь их совпадала до некоторой поры не случайно: очевидно, таков был удел любого богатого и красивого молодого повесы:

«Чего же боле: свет решил,
Что он умен и очень мил»

Но эта жизнь, которая в "Евгении Онегине" была содержанием романа, для Печорина осталась лишь в воспоминаниях. Можно сказать, что Печорин когда-то был Онегиным, но в романе он уже другой, и эта разница является самым интересным моментом сравнительного анализа этих образов, поскольку позволяет оценить тенденции движения общества, постепенное смещение его идеалов.
В Онегине мы еще находим, если не сострадание и раскаяние, то хотя бы холодное, умственное осознание того, что они должны быть. Онегин еще способен, если не на любовь, то хотя бы на страсть, пусть предельно эгоистичную, но пылкую.
Печорин же не способен даже на такие проявления человеческих чувств. Он силится пробудить их в себе и не может:
«Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны»
В его душе даже любовь к жизни (а значит и к себе) отсутствует. Если Онегин всё-таки жил, «томясь в бездействии досуга», то Печорин живет просто «из любопытства: ожидаешь чего-то нового…»
Однако, Печорин, в отличие от Онегина, способен мыслить духовными категориями, его равнодушие близко к отчаянию (не случайно он ищет смерти). Он страдает от своего равнодушия, он видит его!
Онегин же в этом смысле совершенно слеп, и при этом он не замечает своей слепоты. В его равнодушии нет отчаяния. Его страсть к Татьяне насыщена эгоизмом, но он не замечает этого и принимает её за любовь.
По выражению Белинского, «Печорин Лермонтова – это Онегин нашего времени». Но не в смысле того, что они похожи, а в смысле того, что один является логическим продолжением второго.
Светское общество стремительно теряет последние идеалы: уже не ценится ни любовь, ни сострадание, ни честь. Остается только одно любопытство: а вдруг найдется что-нибудь «остренькое», «щекочущее» нервы, что может позабавить и отвлечь хоть на время…

Сопоставляя образы Онегина и Печорина, мы видим, какой страшный конец у таких невинных увлечений, как праздность, эгоизм, погоня за модой, и как они могут перерождаться в такое страшное состояние души, которое принято называть духовной смертью.

Всё это не чуждо, к сожалению, и нашему обществу. И страшно, если мы не способны, как Онегин, разглядеть свою ущербность, и свысока взираем на Онегина: уж мы-то не такие – ходим в театры, на дискотеки, сидим в интернете, в общем, живем полноценной культурной жизнью. И не замечаем, как эта самоуспокоенность неминуемо ведет к такому же опустошенному равнодушию ко всему, кроме себя, к которому пришел Онегин, и к такому же нераскаянному ожесточению сердца, к которому пришел Печорин.

Воистину, образы Печорина и Онегина – это образы героев и нашего времени.

Казалось бы, и Онегин и Печорин являются представителями высшего света, они обладают довольно хорошим воспитанием и, как говорится, хорошим рождением, то есть каждый получил материальное обеспечение, возможность создать карьеру, не заботиться о пропитании. Тем не менее, каждый из этих герой являются маргиналами для собственного времени. Они люди не нужные и выкинутые как бы на периферию существования.

Однако, им претит пребывать в центре этого существования, который по сути своей пуст. К примеру, в романе Пушкина мы видим непрестанные описания автором высшего света и развлечений этих людей, которые полны жадной скукой. Безусловно, Онегин не хочет ничего искать в этом во всем и тоже пребывает в полной скуке.

Печорин в свою очередь существует в немного другую историческую эпоху, как известно, эпоху политического упадка и реакции. Поэтому Печорин наполнен не только скукой, но и печалью, страданием. Поэтому и судьба Печорина более драматична, он ищет гибели, пытается проверить существование фатума в рисковых предприятиях.

Каждый обладает каким-то намерением быть искренним и полезным собственному обществу. Тем не менее, каждый не может отыскать собственного применения и поэтому страдает от такой ситуации, так как не может обманывать себя. Эти герои на самом деле невероятно похожи и, мне кажется, они являются в каком-то смысле продолжением друг друга.

Точнее Печорин (в частности хронологически) является развитием Онегина. После того как герой Пушкина доведен до предела, а также доведена до предела его эпоха (восстание декабристов и жесткая политическая реакция) появляется герой Лермонтова, который сам становится более жестким и более наполненным страданием. Если в Онегине мог просматриваться какой-то оптимизм и беззаботность, то в Печорине просматривается только цинизм.

Рассматривая сравнительные характеристики Онегина и Печорина, не следует забывать о фигурах авторов. Во многом герои повторяют биографии и воззрения своих создателей. Конечно, по большей части авторы иронизируют над собой и предлагают только во многом свои негативные или, скажем так, крайние качества.

Нужно различать творцов Пушкина и Лермонтова, которые способны рефлексировать и оценивать со стороны и светских людей Пушкина и Лермонтова, которые подобно остальным были охватываемы страстями и различными наклонностями. Так вот Онегин и Печорин частично представляют светскую сторону своих авторов.

Сочинение Печорин и Онегин

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа А. С. Пушкина и Григорий Печорин, персонаж произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», относятся к типу «лишнего человека» в художественной литературе. Оба этих героя разочаровались в жизни и не могут найти применения своим исключительным способностям. Онегин и Печорин крайне похожи между собой: скучающие, уставшие, подвергшиеся хандре.

Сходство между персонажами можно увидеть уже в именах, ведь Лермонтов, называя своего героя, использует тот же принцип, что и Пушкин – опирается на название реки. Онега – тихая, ровная река, Печора же быстрая, грозная, буйная. В какой-то степени реки становятся отражением характеров героев.

Сравнение персонажей следует начать с их жизненной философии. Оба героя страдают редкостным цинизмом, эгоизмом и высокомерием, они критично относятся к жизни и к окружающим их людям. Онегин и Печорин понимают, что их существование – это беспросветная серость, пустота, однообразие, хандра, поэтому они пытаются спрятаться под маской веселости, праздности, различных удовольствий. Но совсем скоро герои сталкиваются с фальшивостью высшего света и впадают в отчаяние, начинают скучать. Евгений охладевает к жизни, Григорий же боится общества и считает себя «небольшой потерей для мира».

Онегин, не привыкший к тяжелому физическому труду, пытается писать, однако и этот «упорный труд» его быстро утомляет. Печорин попадает на Кавказ и надеется, что война не позволит ему скучать, но, привыкнув к военным действиям, он снова поддается тоске.

Отличает этих героев лишь то, что пушкинский персонаж, отчаявшись найти свое истинное призвание, смиряется с решением судьбы, а персонаж Лермонтова продолжает искать смысл жизни в рискованных приключениях, службе и любви.

Несмотря на то, что Онегин в совершенстве знак науку страсти нежной, женщины, как и дружба, ему быстро надоели. Татьяну он полюбил далеко не сразу, только когда разобрался в себе во время странствий, но уже, к сожалению, было поздно и, получив отказ, Евгений еще больше закрылся, замкнулся в себе.

Печорин готов был любить весь мир, но его никто не понял, и он в ответ научился ненавидеть. Про себя он говорит: « Моя бесцветная молодость протекла в борьбе». Георгий влюблялся, и сам был любим, но его ледяное сердце продолжала заполнять лишь пустота. Он брал то, что хочет, а потом, наигравшись, бросал. Из-за Печорина погибла невинная Бэла, он разрушил жизнь Мери, посмеявшись над ней, и лишь Веру он смог полюбить настоящей любовью, но потерял ее опять же из-за игры в чувства. Герой стал равнодушен к любви и к любым ее проявлениям.

Сравнив возраст, внешность и материальное положение персонажей, мы увидим, что и в этом они не сильно отличаются. Онегину 26 лет, он одет и острижен по «последней моде», а его взгляд сквозит холодностью и безразличием. Евгений, получив наследство от родственников, стал очень богатым и почитаемым человеком.

Печорину 25 лет, он выглядит весьма не дурно, хорош собой, у него карие глаза, которые не смеются, когда смеется он сам. Денег у него много, есть лакеи, и ему доступны любые удовольствия, которые можно купить.

В конце стоит еще немного сказать об идеалах и ценностях обоих героев. Читатель увидит отличия, например, в их отношении к дуэли. Онегин перед дуэлью спит хорошим, крепким сном, зато уже после дуэли, убив Ленского, он испытывает муки совести и долго не может прийти в себя. Печорин наоборот не может долго уснуть перед дуэлью, думая о том, что должно произойти, о смысле своей жизни. Но при этом, Георгий хладнокровно убивает Грушницкого и покидает место событий без всяких угрызений совести.

Таким образом, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов изобразили «лишних людей» в следующие друг за другом десятилетия, поэтому их герои почти не отличаются друг от друга. Наоборот, эти персонажи лишь являются дополнением друг к другу, отражая действительность и передовые взгляды того времени.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова

    Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

  • Про животных

    В мире существует огромное количество видов животных – домашние и дикие, добрые и опасные. Животных также именуют меньшими братьями человека.

/ / / Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

И – выдающиеся образы, олицетворяющие свое время. Их создали разные авторы, но они очень похожи. Самое простое объяснение этому в том, что Михаил Лермонтов во многом равнялся на Александра Пушкина. Однако Печорин Лермонтова – это не подражание Пушкинскому Онегину, а сходный по мировоззрению образ.

Что же сближает эти образы? Онегин и Печорин – люди благородного происхождение. Оба еще молоды и полны энергии. От природы они наделены острым умом. Интеллект героев в основном гораздо выше, чем у людей их окружения, поэтому они чувствуют себя одинокими.

Онегина обучал гувернер-иностранец, который старался не перетруждать воспитанника наукой. Но Евгений, все же получил неплохое образование благодаря своей сообразительности и любви к чтению. Печорин так же хорошо образован.

Отношение к любви тоже сближает героев. Они рано научились «искусству» любви, умели легко покорять женские сердца. Однако сами вряд ли умели по-настоящему любить, хотя и стремились к идеалу. Онегину надоели отношения с глупыми и лживыми столичными барышнями, но и любовь чистой деревенской девушки он тоже не принял. Своим строгим отказом он ранил чувства искренней девушки. Любовные перипетии Печорина еще сложнее. Наибольшим преступлением была его страсть к юной Белле. Воспылав желанием обладать девушкой, он берет ее в плен, влюбляет в себя, а потом, наигравшись в чувства, забывает о ней.

Оба героя по-своему отторгали общество, в котором жили. Онегин это делал пассивно, своим циничным и равнодушным отношение ко всему. Печорин же более активная личность. Возможно, причина в том, что Онегин – лентяй, баловень судьбы. Он нигде не служил, а просто жил в свое удовольствие. Печорин – офицер, который через провинность поехал служить на Кавказ.

Онегин и Печорин – романтичные герои, разочарованные в своем времени. Но, несмотря на это, они – порождение своего времени. Как бы не отстранялся Онегин от общепринятых правил, он зависел от общественного мнения. Именно поэтому он идет на дуэль с другом, чтобы «не упасть» в глазах других людей. Печорин тоже стреляется на дуэли, думая, что так отомстит ненавистному обществу. Однако таким действием лишь становится его частью.

Герои не верят в настоящую дружбу. Онегин дружит с Ленским от скуки. Печорин не подпускает к себе близко дружественно настроенного к нему Максима Максимовича. При встрече со старшим товарищем Печорин держится демонстративно холодно. Хотя Максим Максимович все равно симпатизирует герою, возможно чувствуя его настоящую душу.

Онегин и Печорин – смелые, решительные молодые люди. Но все же Онегин более осторожен. Он привык к своей жизни, хоть она ему и во многом надоела. Печорин – фаталист, играющий с жизнью. Чего только стоит его участие в игре «Русская рулетка». Печорин с легкостью рискует собственной жизнью, и так же легко относится к жизни других людей.

Оба героя тоскуют в ожидании какого-то Великого дела. Их внутренняя сила, жажда приключений могла бы пригодиться, родись они в более «героическое» время. И если Онегин еще мог бы себя реализовать в рядах декабристов, то Печорин застал время жестоких реакций властей на восстание декабристов. Поэтому Печорин – более трагический образ.

Евгений Онегин Александра Пушкина и Григорий Печорин Михаила Лермонтова имеют много общего, и вместе с тем они самобытные литературные образы.

А. С. Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в
своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина
всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа -- Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев
общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от
гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи
декабристов. Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный
Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из
тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова.

Исследуя роман Лермонтова "Герой нашего времени", Бе-

линский обратил внимание, что Печорин во многом напоминает

пушкинского Онегина. Это дало основание критику назвать Печо-

рина "младшим братом Онегина". Подчеркивая несомненное

сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье

"Герой нашего времени": "Различие их гораздо меньше, чем

расстояние между Онегою и Печорою".

Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу
или в театре, в ложе одной из "красоток записных". И все же, чего же было больше - сходства или различия? Иногда в них
разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век.

На мой взгляд, Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание,
они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более
тонким и более развитым.

Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства

"портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего

молодого поколения".

Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принадлежал к аристократии Петербурга и также "бешено гонялся за

удовольствиями жизни", когда "три дома на вечер зовут". Он,

как и Онегин, может быть, даже в большой степени, богат, совершенно не нуждается в средствах, щедр и расточителен.
По-видимому, как и Евгений, он менял много занятий. "Труд упорный" был тошен не одному только Онегину, но многим блестящим
молодым дворянам. Избавленные от нужды, толкающей к деятельности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и
любому иному делу. Скромный чин прапорщика совсем не тяготит Печорина и свидетельствует о его отношении к службе. Многие

поступки могут навсегда лишить его возможности служить.

У Григория Александровича много привлекательного. Он человек начитанный, развитой, интересный и остроумный собеседник.
Обладает стальной волей, самообладанием, выдержкой. Писатель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии, имеет
успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окружающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастливым. Но
нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое дело, также как и любовь, скоро утомляет и становится скучным.

То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается

полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему

неинтересна преданность простой деревенской девушки. Но зато

он готов все отдать, чтобы добиться любви уже замужней Татьяны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих

людей. От скуки же Онегин ухаживает за Ольгой, вызывает ревность Ленского. И все, как известно, кончается трагически. В

гораздо более сильной мере "умение" приносить любящим его людям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина. Тот и

сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает.

Эгоизм составляет центральную часть характера обоих героев.

Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные явления, связанные с безвременьем, наступившим после декабристского
движения, николаевской реакцией, тем отношением к жизни высшего дворянства, которое так блестяще описал Лермонтов.

Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество,
в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного
образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся
непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же
образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит
ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета,
пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне
ослепительной, но лишенной внутреннего содержания. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День
похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и
народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел ответа
на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того,
что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского
труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих
крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что и был осужден соседями, которые
считали его чудаком и опасным "вольнодумцем".

Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые
различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего
времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" -
одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее
всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа.

В заключении мне хочется привести слова Белинского, который писал, что "Печорин - Онегин нашего времени". Роман "Герой
нашего времени" - это горькое раздумье над "историей души человеческой", души, погубленной "блеском обманчивой
столицы", ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин - страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: "Силы
этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца". То же самое можно сказать и о Печорине.
Сравнивая двух героев, он писал: "...В дорогах разница, а результат один". При всей разнице внешнего облика и различии
характеров и Онегин; и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее "лишних людей, для которых в окружающем обществе не
находилось ни места, ни дела. Стремление найти свое место в жизни, понять "назначение великое" составляет основной смысл
романа лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: "Зачем я
жил?" На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова "Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру
дар чудесный, а мне за то - бессмертье он..."

Я считаю, что в произведениях Пушкина «Евгений Онегин» и Лермонтова «Герой нашего времени» авторы протестуют против
действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.

Постараемся сравнить образы двух литературных персонажей: Онегина и Печорина. Гораздо легче сравнивать героев одного произведения или, в крайнем случае, писателя. Но говорить о персонажах, созданных Пушкиным и Лермонтовым, так же трудно, как и интересно.
Эти гениальные художники создали образы героев, характерных своему времени. Онегин - молодой человек первой четверти, а Печорин - сороковых годов XIX века. Малый отрезок времени разделяет наших молодых людей, но какими разными они являются в начале романов и как поразительно одинаковы в конце произведений. Онегин - “молодой повеса”, получивший традиционное воспитание и поверхностное образование:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил,
-

так повествует о своем герое А. С. Пушкин. Печорин же сам говорит о себе в своем дневнике. Дневник пишется не для чужих глаз, обычно ему поверяют самые сокровенные тайны; все предельно искренно, без всякой рисовки излагает Лермонтов устами своего героя: “С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве; я стал скрытен... Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир,- меня никто не понял: и я выучился ненавидеть”. В этом монологе есть некая картинность, но Печорин искренен. Он старается объяснить окружающим свой характер, сделать шаг навстречу людям. Онегин же совершенно иной. Привыкнув жить в свете, зная его законы, он понимает, что чувства здесь неуместны. Это театр, где каждый играет свою роль. Онегин хорошо знает законы этого маскарада. Он усвоил “науку страсти нежной”, которой вполне хватает, чтобы блистать, быть желанным гостем, но суета жизни убивает душу героя:

И хоть он был повеса пылкий,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

Он хочет чем-либо заняться:

Онегин дома заперся,
Зевая за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его...
-

а затем:

Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку.
Читал, читал, а все без толку...
-

ничего не получилось у Евгения Онегина.
Печорин же страстно хочет вырваться из того жизненного круга, где принужден жить. Из-за дуэли он оказывается на Кавказе. Здесь “край земли”, страстные и буйные характеры. Сам Печорин еще не устал от жизни. Он во все активно вмешивается, всем интересуется, играет со смертью (“Фаталист”). Будучи в Тамани, он вклинился в жизнь мирных контрабандистов, нехотя разрушив их сложившийся быт. Потом он вспомнит: “Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить... И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!”
А вот Онегина совершенно невозможно представить в такой ситуации. Он лишен любопытства к окружающим. Приехав в деревню, Онегин всячески старается отгородиться от соседей, чем очень оскорбляет их:

Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца...
Поступком оскорбись таким,
Все дружбу прекратили с ним...

Случайно сблизившись с Ленским, Онегин не пытается завести других знакомых. Он слишком умен, чтобы слушать их разговоры:

О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне.

Пушкин, прекрасно понимая тип Онегина, так оценивает его:

Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя...
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал...
Он слушал Ленского с улыбкой.

Почти так же к дружбе относится Печорин: “Як дружбе не способен: из двоих друзей всегда один раб другого, хотя себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!” Общаясь с Верне-ром, Печорин скорее говорит сам с собой, нежели с доктором. Они близки своим скептицизмом и неприятием окружающих. “Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями”. Онегин “презирает” людей, но вынужден считаться с их мнением. По этому глупому противоречию он убивает единственного приятеля, с которым делил деревенский досуг. Может быть, из-за этого потерял Онегин возможность быть счастливым:

Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Печорин тоже боится связать себя какими-либо узами, обязательствами. Он хочет получать, ничего не давая взамен, а так не бывает. Печорин мучает Веру, мучается и сам, когда теряет эту женщину, понимая, что любил ее единственную, и плачет как ребенок.
Онегин и Печорин близки друг другу, как старший и младший братья. Оба они разочаровываются в жизни. Безрадостно ждут ее конца. Особенно грустно осознавать это, когда прочтешь фразу Печорина: “Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия”.
Под этой фразой вполне мог бы подписаться и Онегин. Вот и получилось, что совершенно разные герои, живущие в разные исторические эпохи, пришли к одному итогу: один начав, а другой продолжив галерею “лишних людей”.

Задачи и тесты по теме "Сравнительная характеристика Онегина и Печорина по романам «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7