События, описанные в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" происходят в канун крестьянской реформы, вызвавшей острый резонанс в общественном мнении. Прогрессивная общественность разделилась на либералов, приветствующих реформу, и революционер-демократов, считающих, что коренное изменение все равно не даст крестьянам желаемого освобождения. Это размежевание отразилось и в тургеневском романе.
Роман "Отцы и дети" вызвал бурные споры и противороечивые оценки.
Поколение "отцов", либералов, представлено в нем братьями Кирсановыми, а поколение "детей" - разночинцем-демократом Евгением Базаровым.
В центре романа - фигура Базарова. Роман начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Его появление по-настоящему всколыхнуло привычный уклад жизни Кирсановых.
Базаров - сын лекаря, он прошел суровую жизненную школу, учится в университете на медные гроши, увлекается естественными науками, знает ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, гордится своим происхождением. "Мой дед землю пахал!" - с надменной гордостью говорит герой. Неприятие и интерес он вызвал сразу одним только своим внешним видом: высокий рост, балахон с кистями, обнаженная красная рука, длинные волосы. Автор делает акцент на руках героя. Он неоднократно подчеркивает его ум, указывая на просторный череп и лицо, выражающие самоуверенность.
Кирсановы - лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства. Наиболее острое столкновение происходит между Евгением и Павлом Петровичем.
Базаров - нигилист, и он яро отстаивает свою позицию отрицания всего. Он холодно и презрительно высказывается об искусстве: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,- говорит он. Рафаэль, признанный гений во всем мире, по Базарову, гроша ломаного не стоит. Природа не предмет восхищения для тургеневского героя, она для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Любовь Базаров называет белибердой, непростительной дурью.
Автор проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через испытание любовью. Встретившись с Одинцовой, Базаров уверен, что любви нет и быть не может. На женщин он смотрит весьма скептически. Анна Сергеевна для него - только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он отмечает ее богатое тело, вполне достойное анатомического театра, и не задумывается о ней как о человеке, как о личности. Однако постепенно в душе героя неожиданно для него самого просыпаются те чувства, которые вводят его в состояние полной растерянности. Чем дольше находится он в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается тем жарче разгораются его чувства. Человек, уверенный в своих убеждениях, ломается при первой же встрече с подлинной жизнью. Неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»,- говорит он Одинцовой.
У героя возникает конфликт с самим собой. Он пытался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь не удается подчинить сухой идее. Отрицая принцип чести, Базаров принимает вызов на дуэль от Павла Петровича. Презирая аристократов, он по их правилам выясняет отношения и на дуэли ведет себя благородно. Об этом ему говорит сам Павел Петрович.
Базаров не может скрыть привязанности и нежного отношения к своим родителям, заботой и любовью которых, на первый взгляд, тяготится. Чувствуя приближение смерти, он просит Одинцову не забывать его стариков, потому что «таких людей, как они, в... большом свете днем с огнем не сыскать...». Критик Д. И. Писарев считает смерть Базарова геройской. «Умереть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг...»,- пишет он.
Открытие в себе способности к любви становится для героя очень болезненным и тяжелым. Однако эта способность обогащает его, делает более понятным и близким читателю.
Автор сочувствует своему герою, уважает и жалеет его, хотя сам он исповедовал идею либерализма. В своих воспоминаниях Тургенев писал: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».
Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?
Общая характеристика (внешность, род занятий)
Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.
Нигилизм Базарова
Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.
Внешний конфликт в романе
Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.
Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.
Отношения с родителями
Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.
Внутренний конфликт
Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.
Любовная линия в романе
Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.
Дружба
Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?
Смысл финала романа
Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.
Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.
Образ Евгения Базарова занимает центральное место во всем романе. Не удивительно, что из 28 глав он не появляется только в двух. Именно поэтому вокруг этого героя строятся все взаимоотношения и группируются персонажи.
Характеристика Базарова - это сложная цепь последовательных событий, соединенных с новым мировоззрением. Евгения можно охарактеризовать с четырех сторон:
1) Базаров - «новый человек» . Описываемое время в романе являлось временем разночинной революционности, а Евгений был как раз человек, который, кажется, отрицает все - он нигилист, но в то же время представляет себя как демократа, то есть сторонника нового течения в политической мысли. Внешне непривлекательный герой удивляет своей самобытностью, умом и уверенностью в себе. Характеристика Базарова также основывается на его материалистических взглядах, схожих со взглядами многих известных ученых (Мечникова, Боткина, Павлова).
2) Базаров - революционер . Характеристика Базарова подтверждает его революционные взгляды: герой открыто спорит с либеральной аристократией в лице Павла Петровича Кирсанова, он резок в своих убеждениях и суждениях, утверждает, что сначала нужно исправить общество, а потом и болезней не будет. Характеристика Базарова также может указать и на то, что Евгений начисто отрицает красоту и всякое эстетическое наслаждение.
3) Базаров - теоретик . Роман «Отцы и дети» (характеристика Базарова, главного героя романа, составлена в точности по страницам произведения) перевернул сознание многих людей. Герой стремился построить свою жизнь в соответствии с нигилизмом - теорией отрицания чувств, переживания и «всякой белиберды».
4) Базаров - «народный герой» . Характеристика Базарова показывает, что он умеет обращаться с мужиками, так как вырос в деревне; у него народный склад речи; его отличает простота в общении.
Весь роман построен на приеме антитезы: противопоставление Евгения Базарова с Аркадием, с его дядей Павлом Петровичем, противопоставление демократии и аристократизма.
Уверенность и целеустремленность героя каждый раз заставляют вступать его в спор со всеми, но в отношениях с Анной Одинцовой полная характеристика Базарова открывается совсем с другой стороны: оказывается, этот всегда смелый и резкий молодой человек, отрицающий красоту и чувства, способен к глубокой и настоящей любви.
В любовном конфликте проявляются его лучшие черты: умение держать удар отвергла чувства, но Базаров с достоинством вышел из этой «битвы» и одержал психологическую победу над эгоизмом любимой женщины), способность к глубоким душевным переживаниям, переоценке своих ценностей. Именно Анне Базаров посвящает свою предсмертную записку, в которой просит позаботиться о его родителях.
Зачем же Тургенев убивает своего героя? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Основной причиной считается одиночество. Характеристика Базарова подчеркивает это: отвержение всего привели его к обреченной гибели.
Роман «Отцы и дети» представляет читателю Евгения Базарова – человека современности, пришедшего на смену «отцам». Он – нигилист, демократ, бунтарь. Однако, как это часто происходит, мятежный дух не имеет выхода в реальный мир. Инициатива к действию не прослеживается. Живи Евгений в XXI веке, его окрестили бы «диванным воином», тем самым, что сутки напролёт проводит в интернете, осуждая всё и всех, но не предпринимая для улучшения действительности абсолютно ничего.
Характеристика образа Евгения Базарова
Базаров резко критикует положение в стране. Он уверен, аристократы – «дрянь», а русский народ склонен к пьянству и глупым суевериям. Евгений – приверженец «полного и беспощадного отрицания». Единственное, что Базаров приветствует, это естественные науки. Вонзаясь клыками в твёрдый камень доктрин, мужчина лишает себя той чувственности и мелодизма, свойственным романтикам.
Споры вокруг утончённости знатных особ приводят к схватке нигилиста и Павла Петровича Кирсанова. Первый презирает устоявшиеся ценности и привычки интеллектуала Павла Петровича, его барство. Тот, в свою очередь, резко осуждал гордеца студента, считая Евгения нахалом и циником. Благородство и мужество Кирсанова раскрывает его как благовоспитанного джентльмена. Медик же считает аристократизм пережитком забытого прошлого.
С удивительной мощью Базаров притягивает к себе простых людей, видящих в нём человека нового времени, не разграничивающего круг общения на социальные слои. На самом деле герой ловко манипулирует поклонниками, пользуется их слабостями, одаривая вниманием лишь «полезных» и необходимых в будущем.
Мировоззрение Евгения базируется на атеизме и материализме. В них прослеживается некое начало кровавого переворота 1917 года. Если по этим критериям сопоставить персонажа романа с коммунистом XX века, то в Базарове отлично прослеживается зарождение политики прошлого тысячелетия.
Евгений Васильевич до конца остаётся верен идеалам, презирает теологическую теорию и Бога. Даже тяжёлое дыхание смерти не поколебало принципов. Находясь на ниточке от загробного мира, Базаров противится причастию, и религиозные обряды совершаются, когда «впал в совершенное беспамятство».
Тургеневский герой не воспринимает искусство: поэзию, музыку, живопись он отвергает как нечто крамольное. А увлечение творчеством Пушкина и вовсе приравнивает к психическим расстройствам.
Но однажды судьба сыграла с ним неприятную шутку. Всегда отрицавший любовь, Евгений знакомится с Анной Одинцовой. Химический процесс в мозгу оказывает разрушительное влияние на характер Базарова. Не повстречай герой эту женщину, жил бы он и дальше, крепко веруя в свои убеждения. Как известно, сильные чувства уничтожили много размеренных жизней. Другие нигилисты спокойно могли бы назвать Евгения предателем.
Рассеянность, как следствие любви, приводит к небрежности при вскрытии трупа. Заражение крови и мучительная смерть – таков печальный конец жизни Базарова, и в этом трагичность его образа. Неприятие нежности и страсти оборачиваются против самого персонажа. То, во что он не верил, оказывается истиной, сгубившей главного героя. Возможно, будь он готов к высоким чувствам, ничего подобного бы не случилось. Но Базаров умирает, горько осознавая собственную ненужность для общества. Что оставил после себя? Лишь слова, предназначенные всем и не услышанные никем.
Евгений Базаров — это представитель молодого поколения, нигилист. Характерной чертой, отличительным признаком его направления является отрицание того, что считалось раньше истинным и законным.
В противоположность людям старого поколения, какими в романе являются старые Кирсановы, идеалистам эстетикам, любящим поспорить об отвлеченных вопросах, Евгений Базаров признает такого рода споры не нужными. Он признает ненужным также все эстетические чувствования. Он отрицает, во-первых, красоту, даже красоту природы, с точки зрения действия ее на человека. Наслаждение музыкой или поэзией Евгений Базаров считает бесполезной глупостью, от которой пора уже отвыкнуть. Он отрицает чувство любви, как по отношению к женщине, так и по отношению к родным или друзьям. Характеристика Базарова должна быть дополнена тем, что он отрицает, кроме того, науку вообще, признает только отдельные знания ремесла.
Как человек Евгений Базаров — личность сильная, трезвая, жаждущая освободиться от всего, что может наложить путы на его волю. В борьбе за независимость личности он старается только для самого себя; он борется с энергией, энтузиазмом идеалиста, стремящегося к заветной цели. Евгений Базаров отличается простотой во всем: в разговорах, обращении с людьми: эта простота и служит причиной его быстрого сближения с лицами из простого народы.
В его положении чувствуется глубокий трагизм: он заключается в его полном одиночестве среди окружающих и в невозможности согласовать свои действия с убеждениями. Несмотря на ту ломку, которую он над собой произвел, несмотря на то, что он признал несостоятельность всего старого, в нем осталось еще много элементов этого старого: остались следы верований, привитых в детстве, остались, кроме того, чисто человеческие чувства, которых он в себе уничтожить не мог, хотя и отрицал их. Несмотря на то, что Евгений Базаров не признает чувства любви, оно в нем все же существует. Его любовь к родителям прорывается в сдержанных, но достаточно ясных и доказательных фразах.
Нечто подобное видим мы и в его отношении к Аркадию: на вопрос последнего (при их прощании), неужели у него нет других, более теплых слов, Базаров замечает, что есть-то они у него, есть, но высказать их — это было бы с его стороны слабостью, «романтизмом».
Евгений утверждает, что не может существовать никаких более тонких любовных чувств между мужчиной и женщиной, кроме чисто чувственных, что любовь (так, как ее обыкновенно понимают) - чувство напускное, неестественное, а между тем сам поддается этому чувству, ищет случая встретиться с любимой женщиной, занимает ее и перед смертью посылает за ней, желая с ней еще раз увидеться.