Легенды праги читать. Легенды старой праги. Мясник и гражданский долг

Прага - один из наиболее мистических городов Европы, а возможно, и всего мира. Г. Майрипк, писатель и финансист (по слухам, использовавший в борьбе с конкурентами запрещенные оккультные приемы), дает свое определение уникальности Праги: "Другие города, какими бы древними они ни были, кажутся мне невольниками тех, кто в них обитает; они как будто дезинфицированы какой-то сильной стерилизующей кислотой - Прага же управляет своими жителями как марионетками: дергает их за ниточки с первого до последнего вздоха"... Магическая сущность города лучше всего проявляется в низкий сезон, когда осенние или весенние туманы, вступающие в Прагу от реки Влтавы - Мольдау, возвращают призракам разных веков и эпох полноценные права гражданства.

Современную столицу Чехии составили четыре города: Градчаны (выросший вокруг королевской крепости - Града), торговый и университетский Старый Город (Старе Место), заложенный для немецких колонистов королем Пржемыслом Отакаром II квартал Мала Страна и, наконец, возведенный императором Карлом IV Новый Город (Нове Место). Каждый из этих городов имел свои законы, права и привилегии. В единую административную систему они слились только в 1784 году. Если прибавить сюда древний рыцарственный Вышеград и Старый Еврейский город, объединенный с Прагой лишь в 1850 году, то пражских городов получится уже шесть.

Древнеславянский город был основан в IX веке княгиней-пророчицей Либуше близ городка Мелник, где у слияния вод Влтавы и Лабы разошлись пути Чеха, Леха и Руса.

Самые древние призраки окружают две пражские твердыни, выступавшие в истории антиполами,- имперскую резиденцию Град и опальный Вышеград, с которым, однако, связаны первые события чешской истории. Мудрая и прекрасная княжна-пророчица Либуше, основательница Вышеградской крепости на скале над Влтавой, приказала привести к себе богатыря Пржемысла прямо от плуга, чтобы сделать его своим супругом. От их брака произошла династия чешских королей. После смерти Либуше ее подруги попытались отстоять матриархатные порядки в знаменитой войне дев, но потерпели поражение.

Считается, что Либуше и после смерти не сложила с себя бремя забот о своем народе. Ее посланник - безголовый рыцарь - появляется под стенами Вышеграда. Ему поручено разузнать, каково живется чехам на чешских землях, и сообщить об этом своей госпоже. (Народное поверье в своем поэтичном видении не считает отсутствие головы препятствием для этой задачи). Если Либуше получит известие, что чехи нуждаются в ее помощи, она может вступиться за свой народ. Рассказывают, что под утесом, на котором возведен Вышеградский замок, вот уже более тысячи лет спят рыцари Либуше, готовые пробудиться по слову своей повелительницы.

Легенда повествует, что Либуше в сопровождении юных дев часто ходила в купальню под стенами Вышеграда. Считается, что когда сумерки ниспадают на Прагу, красавицы из прошлого тысячелетия появляются на месте, где они служили своей госпоже, и до припозднившегося путника может донестись их чарующее пение. В действительности же романтичная купальня Либуше с южной стороны крепости представляет собой руины сторожевой башни XV века: речные суда подвозили сюда продовольствие и по ложбине в скале его поднимали наверх.

Мрачные духи языческих времен клубятся, собираясь близ Града. Они происходят из той эпохи, когда древние боги славян отчаянно сопротивлялись пришествию новой веры. Основатель Града, князь Боривой (850-895 гг.), вместе со своей супругой Людмилой был обращен в христианство создателем славянской азбуки Мефодием. У Боривоя был сын Воротислав. Сам он был добрым христианином, но его супруга Драгомира, хотя и была крещена, следовала языческим обычаям. После смерти Воротислава Драгомира стала правительницей-регентшей при своем юном сыне Вячеславе. Язычница не только по вере, но и по характеру, Драгомира отличалась неуемным нравом. Окружив себя единомышленниками, она старалась повернуть историю Чехии вспять, возродив дохристианские порядки. Людмила постаралась сделать так, чтобы Драгомира была отстранена от дел правления. Но коварная княгиня жестоко отомстила своей свекрови. Подосланные убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась, и задушили ее. Произошло это в 927 году. Народное предание повествует о страшном конце Драгомиры.

Однажды она выехала из пражского Града, чтобы совершить жертвоприношение языческим божествам. По пути Драгомира выкрикивала проклятия христианству. Ее богохульства не остались безнаказанными - внезапно земля разверзлась, серное пламя полыхнуло из расселины, и колесница с княгиней была поглощена адской бездной. Пражане знают, что Драгомира может появляться и в наше время на объятой адским огнем карете без кучера. В темные и бурные ночи, среди отблесков молний и завываний ветра, адские кони несут ее по улицам Градчан. Другое предание говорит, что не получившая упокоения душа княгини раз в год появляется в образе огненной собаки у костела св. Микулаша.

Современный собор св. Вита (XIV в.) включает древнюю капеллу, посвященную покровителю чешских земель, святому страстотерпцу Вячеславу (Вацлаву), сыну Воротислава и Драгомиры, убитому в сентябре 935 года. В роскошно украшенную часовню ведет дверь с ручкой в форме львиной головы - именно за нее схватился князь-мученик, падая под смертельными ударами. Из часовни св. Вацлава есть проход в сокровищницу, где хранятся королевские регалии - их показывают публике только по особому поводу. В этой кладовой хранится и корона св. Вацлава. Легенда утверждает, что каждый, кто осмелится примерить венец святого князя, умрет страшной смертью. Последним, кто возложил на себя корону, был германский протектор Богемии и Моравии Гейдрих. Вскоре после этого его автомобиль был подорван чехословацкими диверсантами.

Карлов мост, построенный мастером Петром Парлержем по заданию короля Карла IV из Люксембургской династии, соединяет не только Малу Страну со Старым Городом - этот мост словно переброшен через столетия. В эпоху крестовых походов здесь располагалась важнейшая стратегическая переправа на пути, который должен был завершиться в Иерусалиме. Имеются сведения, что Карлов мост был возведен в соответствии с астрологическими и нумерологическими предписаниями. Его скульптурная галерея хранит память о сакральных рубежах чешской истории. По легендам, место, где стоит известный пражский рыцарь, в древности было отмечено языческим капищем, а идол, свергнутый отсюда, до сих пор лежит на дне реки. Перекрываемый мостом остров Кампа отделен от Малой Страны протокой под названием Чертовка. Имя это возникло не случайно - здесь издревле стояли мельницы (а мельники, как известно, знаются с нечистой силой). Один из домов остался в пражской истории под названием «У семи чертей».

Но на мосту присутствует и дух святости. Между шестым и седьмым пролетами находится статуя святого епископа Яна Непомуцкого (Непомука). С этого самого места в 1393 году пражский архиепископ был сброшен в реку. Предание гласит, что король Вацлав IV обрек его на смерть за отказ выдать тайну исповеди королевы. Сегодня не слишком, в общем-то, религиозные чехи, приходят к статуе, чтобы доверить Яну Непомуку свои самые сокровенные тайны и загадать желания (которые, как верят, будут исполнены).

Мы не назвали здесь еще очень многих пражских призраков. На Вратиславовой улице появляется серебряный всадник - король Пржемысл Отакар II; на Целетной, близ университета Каролинум, можно встретить призраков проститутки и священника (когда-то разгневанный служитель Божий убил здесь блудницу и сам внезапно скончался от удара); в пивной «У Рибара» (а говорят, что и во многих других пивных тоже) припозднившийся посетитель не застрахован от встречи с тоскливым магистром Палехом, который когда-то предал на смерть Яна Гуса. Большое количество привидений связано со средневековым сообществом алхимиков и с еврейской диаспорой.

Высказывалось мнение, что обилие в Праге привидений объясняется каким-то природным феноменом, например, наличием в земле радиоактивных порол. Но и сама Прага, с ее архитектурным ландшафтом, остается сильнейшим фактором воздействия на сознание человека. Г. Майринк, не устававший удивляться городу на Влтаве, признавался: «Эта фантастическая готика с ее скульптурами, словно отлитыми из запекшийся крови! Сколько бы я ни смотрел на нее, она не перестает волновать мою душу».

Новость отредактировал Elfin - 1-11-2013, 07:06

Черная магия и необъяснимая мистика издавна привлекали людей. Они завладевали их вниманием, а также драгоценным временем. Именно таким способом загадочная Прага действует на туристов.

Гости города жадно слушают рассказы о странных событиях прошлых веков, с интересом рассматривают объекты исторического наследия. Но больший восторг на их лицах можно увидеть при повествовании или местного жителя Праги средневековой легенды о Големе .

Несмотря на то, что данный город обладает бесчисленным собранием мифов и легенд явным фаворитом считается рассказ о необычном существе.

По легенде, «нечеловека» создал еврейский ученый Иегуда бен Бецалель (около 1525-1609). В повседневной жизни он был известен как раввин Лев (Магараль). Он был поистине мудрым мыслителем того времени; его советы как никогда помогали найти выход из сложных ситуаций. Поэтому в знак уважения и вечной памяти после смерти еврейского раввина запрещалось кому-либо занимать его бывшее кресло на правой стороне .

2009 год ознаменовался четырехсотлетним юбилеем Магарала, символа пражского Средневековья. На была проведена реставрация надгробий всей семьи раввина Лева, которые стали самыми посещаемыми объектами некропольного туризма в Праге.

Естественно, памятник раввину больше почитается религиозными паломниками. Они верят, что Магарал до сих пор может спасти их от неправильных поступков. Поэтому паломники, не стесняясь, прицепляют свои послания с желаниями к надгробию раввина, а после для закрепления эффекта — приносят заговоренную свечку. Такое слегка странное почетание лишний раз подчеркивает, что память о раввине еще живет в сердцах людей! А это значит, что Прагу они воспринимают как свой второй дом, где живет их отец, наставник…

Можно безумолку рассказывать о заслугах Магарала перед народом; но зачем слушать, когда можно все своим глазами увидеть?! Именно для этого была создана выставка в () . Ее основными экспонатами являются одни их первых опубликованных произведений философа Лева, среди которых и рассказ о Големе.

Мысль создать искусственное существо прочно «поселилась» в головах ученых Средневековья. Поэтому, совсем неудивительно, что на городских обсуждениях постоянно всплывала эта тема. Некоторые ученые даже выдвигали идеи, описывая их в своих трактатах. Вот, к примеру, алхимик Парацельс подробно расшифровал «биохимический» процесс создания своего гомункула. В собственном труде «De generatione rerum naturalium» врач утверждал, что если мужское семя поместить в плотно закрытую стеклянную емкость, предварительно опущенную в конский навоз, то обязательно появятся признаки зарождающей жизни. Но только спустя сорок дней, после полного разложения, в емкости вырастет бесцветная человеческая форма без тела. Затем на протяжении сорока недель ее необходимо будет подпитывать частицами из человеческой крови, при температуре, приближенной к температуре материнского тела. Результатом такой сложной последовательности станет появление миниатюрного человеческого дитя. Неизвестно, была ли данная концепция опробована в действительности, пока в мире существует лишь один создатель Голема и имя его раввин Лев.

Голем (гомункул) — это магическое сочетание четырех камней мира, основополагающих элементов, т.е. слияние воды, огня, земли и воздуха. Именно так раввин отвечал на вопросы своих помощников о материалах для своего «будущего сына».

Твердая оболочка тела Голема была создана из глины, а для ее оживления были использованы оставшиеся элементы (вода, воздух, огонь). Под ними подразумевались сам раввин и его помощники, которые произносили магические формулы.

Существует и другая версия вдохновения жизни в Голема: в его уста и лоб раввин вложил пергамент с молитвой Шма Исраэль. А после облачения гомункула в одеяния, он стал похож на тридцатилетнего мужчину.

Мистическое течение Каббала отмечает великую роль «Шма» в оживлении существа. Так как их представители считают, что только правильная комбинация букв в обозначении Б-га способна сотворить человеческое существо.

Цели создания

Когда обычному народу недостаточно своих физических сил или интеллекта, тогда возникает единогласное желание — это просить помощи у Богов, ученых, магов, чтобы они создали того, кто решит их проблемы.

Голем был не единственным, кого искусственно сотворили. Еще в древние времена ходили слухи о Пандоре, созданной по милости Богов; великий титан «Прометей» пытался «размножить» людей с помощью кусочков глины, из которых ранее были созданы их предшественники и т.д.

Причины оживить Голема были, скорее всего, социально-политической направленности. Поскольку раввин поприветствовал свое существо словами, которые полностью передали его главную цель создания. Он сказал Голему, что теперь «он защита еврейского народа». И с того дня Голем преданно служил своему раввину, ну и конечно, своему государству.

Процесс создания

Однажды ночью Магарала разбудил таинственный голос, который настойчиво требовал сотворить защитника еврейского народа от гнета. Несмотря на то, что во времена правление Рудольфа II евреи в Праге, в шестнадцатом веке не чувствовали особых притеснений, но королевские заговорщики хотели лишить город спокойствия. Поэтому необходим был тот, кто сможет избавить Прагу от предателей.

У Голема отсутствовали человеческие эмоции, ему чуждо было чувство сострадания к другим. Он был верным бойцом для своего народа. А его нескончаемая сила не раз помогала в быту и самому раввину.

Голем никогда не жаловался на усталость, он просто ее не чувствовал. И чтобы хоть как-то сохранить его энергию, каждую пятницу раввин вытаскивал «Шма» из головы Голема.

Но в жизни всему приходит конец, вот и приключения Голема среди еврейского народа были окончены. Нерасторопный слуга надоел раввину, поэтому он решил его усыпить навечно.

Магараль навсегда вытащил «Шма» из уст Голема и с помощью своих учеников тщательно спрятал его на чердаке пражской Староновой синагоги.

И как бы не пытались, любопытные репортеры под предводительством Эгона Эрвина Киша отыскать бездушное существо, все было напрасно.

История о безграничных способностях Голема и мере их использования навсегда стала примером человеческой халатности по отношению к своим созданиям.

Источник вдохновения

К сожалению, насколько бы не была красива легенда о мистическом чудовище, реальность того времени сильно от нее отличалась. И свободу пражским евреем подарил не глиняный защитник, а просвещенный император. Даже увлекательная тема о создании Голема принадлежит не раввину. В древних еврейских сказаниях ранее уже встречались подобные эпизоды.

Однако, это абсолютно не влияет на популярность легенды о раввине и Големе . Кроме того, она постоянно воплощается в произведениях литературы, изобразительного искусства, кино.

Юдита Розенбергова, Густав Майринк, Хорхе Боргес — это авторы, которые сумели оживить Голема в своих литературных шедеврах, а Пауль Вегенер и Мартин Фрич — режиссеры, которые показали мистическое существо в телеэкранах.

Ещё в Праге у меня появилась мысль сделать пост из чёрно-белых фотографий. Столица Чехии известна не только своей историей и архитектурой, но и легендами, мистикой. Во множестве книг и фильмов Прага это город вампиров и оборотней, магов и рыцарей. И, гуляя по улочкам Праги вечерами, я понимал откуда у города такая репутация. Он и правда фантастичен в своей готике. Тут легко можно представить и вампиров, и гаргулий, и оборотней... И мне кажется, что чёрно-белые фотографии лучше всего подходят для рассказа о пражских легендах.

Княжна Либуше . Самые древние призраки окружают две пражские твердыни, выступавшие в истории антиподами,— имперскую резиденцию Град и опальный Вышеград, с которым, однако, связаны первые события чешской истории. Мудрая и прекрасная княжна-пророчица Либуше, основательница Вышеградской крепости на скале над Влтавой, приказала привести к себе богатыря Пржемысла прямо от плуга, чтобы сделать его своим супругом. От их брака произошла династия чешских королей. После смерти Либуше ее подруги попытались отстоять матриархатные порядки в знаменитой войне дев, но потерпели поражение. Считается, что Либуше и после смерти не сложила с себя бремя забот о своем народе. Ее посланник — безголовый рыцарь — появляется под стенами Вышеграда. Ему поручено разузнать, каково живется чехам на чешских землях, и сообщить об этом своей госпоже. Если Либуше получит известие, что чехи нуждаются в ее помощи, она может вступиться за свой народ. Рассказывают, что под утесом, на котором возведен Вышеградский замок, вот уже более тысячи лет спят рыцари Либуше, готовые пробудиться по слову своей повелительницы.

2.

Ведьма Драгомила. Мрачные духи языческих времен клубятся, собираясь близ Града. Они происходят из той эпохи, когда древние боги славян отчаянно сопротивлялись пришествию новой веры. Основатель Града, князь Боривой, вместе со своей супругой Людмилой был обращен в христианство создателем славянской азбуки Мефодием. У Боривоя был сын Воротислав. Сам он был добрым христианином, но его супруга Драгомира, хотя и была крещена, следовала языческим обычаям. После смерти Воротислава Драгомира стала правительницей-регентшей при своем юном сыне Вячеславе. Язычница не только по вере, но и по характеру, Драгомира отличалась неуемным нравом. Окружив себя единомышленниками, она старалась повернуть историю Чехии вспять, возродив дохристианские порядки. Людмила постаралась сделать так, чтобы Драгомира была отстранена от дел правления. Но коварная княгиня жестоко отомстила своей свекрови. Подосланные убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась, и задушили ее. Народное предание повествует о страшном конце Драгомиры. Однажды она выехала из пражского Града, чтобы совершить жертвоприношение языческим божествам. По пути Драгомира выкрикивала проклятия христианству. Ее богохульства не остались безнаказанными — внезапно земля разверзлась, серное пламя полыхнуло из расселины, и колесница с княгиней была поглощена адской бездной. Пражане знают, что Драгомира может появляться и в наше время на объятой адским огнем карете без кучера. В темные и бурные ночи, среди отблесков молний и завываний ветра, адские кони несут ее по улицам Градчан.


3.

Адские псы - хранители кладов. Со Средних веков в Праге ведутся записи о появлении адских псов. Одного видели у старой ратуши в Градчанах на Лоретанской улице, другого в Вышеграде около ротонды Святого Мартина. «Призрак черного пса с раскаленной цепью на шее по ночам бегает у ротонды Святого Мартина, направляется вниз и исчезает на углу бастиона, у замурованных Иерусалимских ворот, которые снаружи можно увидеть с Пршемысловой улицы». Если верить преданиям, пес с кровавыми глазами охраняет вышеградский клад. Там, где привидение ходит кругами, вероятнее всего, находится потаенный вход в подземелье Вышеградской скалы. Когда-то в ее недрах клад якобы спрятала княгиня Либуше, но тайну этого места она унесла с собой в могилу. Сокровища безуспешно искали многие. Говорят, что раз в год ночью Вышеградская скала раздвигается, и туда можно попасть, правда, клад способен забрать только человек честный, чья душа не отягощена грехами. Он должен войти в открытую скалу и идти, не оборачиваясь, что бы ни случилось. Таких смельчаков, видно, еще не нашлось, раз пес по-прежнему выполняет поручение княгини — караулит ее сокровища.

4.

Белая пани на колокольне Вышеграда. Издавна на Вышеграде каждый сам себе готовил могилу. У колокольни, снесенной в 1903 году, вышеградская скорнячка Ягодова приготовила себе могилу. Ходила на нее каждый день, а вместе с ней на соседнюю могилу ходил старик с сыном. Летними вечерами они приходили в 9 часов и оставались там до ночи. Кладбище не закрывалось, поэтому могли уйти когда им удобно. Одним таким летним вечером скорнячка Ягодова сидела у своей могилы и разговаривала с соседом стариком и его сыном, пока не отбило 11 часов. - Пора домой, - напомнил старик, и все трое встали. В этот момент от стены колокольни отделилась Белая пани и пошла с ними. Она летела за ними по воздуху, а они были вне себя от ужаса. Белая пани шла за ними по кладбищу, а около сада пробста оставила их, прислонилась к стене сада, а через минуту уже возвращалась на кладбище. Перепуганная троица как по команде оглянулась, вероятно, от страха - не идет ли Белая пани за ними, и видит, как она рисует за ними три крестика и кивает им. Как они добрались домой, никто из них не рассказывал, но в течение года все они умерли.

5.

Дом Фауста. Одна из знаменитых легенд Праги. По некоторым данным здесь четыре дома претендовали на то жилище легендарного доктора-алхимика Иоганна Фауста, который в жажде получения сверхчеловеческих знаний и способностей отписал свою душу дьяволу. Самая знаменитая легенда про дом на Карловой площади. По ней в этом доме творил Фауст и отсюда чёрт его забрал в ад. Доктор сопротивлялся, но безуспешно. Черт, держа его в своих когтях, вырвался с ним наружу, и не через дверь, а прямо через крышу. Та дыра, через которую они вылетели, осталась. Неоднократно ее пытались закрыть, но всякий раз кладка к утру рассыпалась, и дыра появлялась снова. Позже оставили попытки закрыть дыру, потому что в доме стал появляться дух доктора Фауста, и даже самый смелый наниматель не выдерживал ни дня в его доме. Позже в этот дом случайно забрёл голодный бездомный студент. Он нашёл лабораторию Фауста и блестящее блюдо из черного мрамора, а в нем серебряный талер, чистый и блестящий. Студент забрал его и наконец-то поел. Следующим же вечером он вернулся в дом и нашёл ещё один талер. Студент привык к дому и даже стал читать записи Фауста, но жадность обула его. Он захотел золота и стал вызывать духов. Конец очевиден: в один ужасный момент духи забрали бедного студента через ту же дыру, через которую утащили и Фауста.

6.

Вампир Лукаш . В 16 веке один старый князь решил заняться алхимией, что бы вернуть себе былую молодость. Он испробовал множества рецептов, но ничего не помогало ему. Однажды ночью, он пошел на Жижков и подслушал о чем говорят мертвецы в своих могилах. Мертвецы жаловались, что им нужна новая кровь, и если эту кровь выпить из чаши, которая сделана из глины, что можно найти на кладбище, то уж тогда они снова будут живыми. Старый князь Лукаш на следующий день собрал глину на старом кладбище и повелел сделать из нее чашу. Когда чаша была готова, князь Лукаш убил служанку, наполнил ее кровью эту чашу и выпил. На некоторое время князю показалось, что к нему возвращается молодость. Через несколько дней он убил еще одну служанку, а потом и ее малолетнего сына и выпил их кровь. Когда прошел месяц, соседи стали жаловаться, что пропадают люди. Когда солдаты ворвались в дом к Лукашу, то они увидели старого князя, который сидел на груде мертвых тел и пил кровь. Солдаты убили Лукаша, а его труп не решились похоронить на кладбище, а кинули в колодец, что был в подвале дома и замуровали его, чашу из волшебной глины разбили на множество частей. Говорят что с тех пор, недалеко от Градчан можно встретить старого князя, который просит у прохожих крови, чтоб вернуть себе молодость...

7.

Скелет-попрошайка. Он бродит по окрестностям близ Каролинума (часть Пражского университета) после заката. Он не опасен, и трезвые люди ему не интересны. Деньги он будет выпрашивать только у пьяниц. История этого призрака печальна: раньше в Каролинуме располагался медицинский факультет, где работал очень высокий и симпатичный молодой человек по имени Винсент. Старый профессор анатомии восхищался ростом юноши, и как-то сказал ему, что Винсент станет венцом его коллекции скелетов. Молодой человек был беден, поэтому он предложил профессору еще при жизни купить его скелет. Профессор с радостью согласился и дал Винсенту немаленькую сумму денег. К сожалению, молодой человек истратил все на выпивку и азартные игры и был убит своими пьяными собутыльниками во время драки в баре. Теперь Скелет бродит по улицам и просит денег у пьяных прохожих, чтобы выкупить свою свободу у профессора.


8.

Железный человек. В Старом городе в Праге вы можете наткнуться на памятник Железному человеку. Железный человек - чуть ли не единственный призрак в мире, которому поставили памятник! Настоящее имя призрака - Йоахим Берка, он дожидается свободы уже более четырехсот лет. Его история такова: Йоахим был помолвлен со своей любимой и собирался жениться, но ему пришлось отправиться защищать свою страну. Поползли слухи, что его любимая неверна, поэтому, вернувшись с войны, Йоахим женился на другой девушке, живущей по соседству. Он разбил сердце бывшей невесте, и она утопилась. Отец девушки не смог пережить позора, и тоже покончил с собой, спрыгнув с высокой башни. Когда Йоахим Берка узнал об этом, его стала мучать совесть. В Страстную Пятницу он задушил свою жену и повесился сам. Так как умер он насильственной смертью, его призрак до сих пор бродит по Платнержской (Platnerska) улице в ожидании свободы. Однако получить свободу призраку непросто, потому что шанс появляется у него лишь раз в сто лет.


9.

Однорукий Вор. Если забредете в церковь Святого Иакова в центре Старого Города Праги, на входе обязательно посмотрите вверх и направо. Вы увидите кость человеческой руки! По легенде, она принадлежит человеку, которого прозвали Однорукий Вор. Вор спрятался внутри церкви и ждал, когда священник уйдет и запрет двери. Оставшись один он начал наполнять свою сумку драгоценностями, золотом и священными предметами прямо перед статуей Девы Марии. И статуя схватила его за руку! Утром вора нашли без руки.


10.

Святой Ян Непомуцкий . Самая популярная легенда Карлова моста связана с одной из статуй, на нем стоящих. Святой Ян Непомуцкий, покровитель тайных любовников, некогда поплатился жизнью за сокрытие тайны адюльтера королевы и был сброшен с моста во Влтаву по приказу разгневанного короля. После смерти Ян Непомуцкий был канонизирован, и теперь его статуя возвышается на мосту, обласканная миллионами рук людей, верующих в то, что их любовное желание исполнится, а тайная связь не станет явной.

11.

И это далеко не все мистический легенды Праги. Надеюсь вам понравилось. Теперь я могу перейти к рассказу о прогулке по Праге, о пражском зоопарке, но начать мне хотелось именно с этого поста.

Королевский город Прага окутан множеством тайн, легенд и мифов. Здесь на каждой узенькой улочке, трактире и костеле можно услышать уникальную историю о привидениях. Считается, что любая легенда является реальным случаем, но сильно приукрашенная очередным рассказчиком. Предприимчивые пражцы даже подсчитали объекты в городе, где можно встретится с привидениями, и таких мест оказалось 2 тысячи.

Это настоящий символ города - две остроконечные башни, возвышающиеся над крышами домов. Храм этот древний, ему уже более семи столетий. Строительство церкви длилось около двух веков, поэтому в здании перемешаны архитектурные стили, ведь каждый правитель старался привнести в строение что-то свое.

Есть Праги, связанная с В былые времена недалеко от церкви жила очень жадная и злая госпожа. Она своих служанок просто изводила. Одна из девушек, прислуживающая госпоже, была очень набожной, и как только она слышала колокол храма, сразу же складывала руки и молилась. В очередной раз, когда госпожа застала за молитвой свою служанку, то извела ее до смерти. После этого у злой женщины проснулась совесть, и она ушла в монашки, а свое добро завещала бедным людям, а часть отдала на строительство колокола для Тынского храма. Теперь привидение госпожи ходит по ночам и раскачивает язык колокола, на который сама и дала деньги.

В старой части города (между площадями Республики и Староместской) есть церковь в барочном стиле, очень богато инкрустированная. Это вторая святыни по значимости в городе после Собора Святого Вита и самое старое готическое строение города.

Именно здесь упокоился граф из Митровиц канцлер Вратислав. Помимо того, что у могилы установлен самый красивый саркофаг, вокруг захоронения существует страшнейшая легенда Праги. Как гласит миф, после захоронения Вратислава из склепа долгое время слышался шорох и ужасающие звуки. В какой-то момент было принято решение скрыть саркофаг и там обнаружили канцлера в сидячем положении. Скорее всего, что его похоронили в момент, когда он был в летаргическом сне.

Еще одна легенда Праги, связанная с собором, а точнее с иссохшей кистью человека, которая находится с правой стороны при входе. Согласно истории, это рука вора, который пытался ограбить церковь, но был схвачен и не смог освободиться без посторонней помощи, поэтому пришлось ему отрезать руку.

Еще одна легенда гласит, что художник, расписывающий главный алтарь, в период, когда в городе была чума, не заболел, пока не закончил работу. Как только роспись алтаря была завершена, он сразу же заболел и в скорости умер.

Королевский путь

Вряд ли кто-то из туристов прошел мимо улицы Целетной. Ведь это настоящий королевский путь от Пороховых ворот до Староместской площади. На этой улице множество достопримечательностей. Это и дом «У Золотого ангела», дом в стиле кубизма под названием «У Черной Богоматери», старый монетный двор.

Существует легенда старой Праги, связанная с этой улицей. В былые времена женщина легкого поведения, прогуливающаяся по Целетной улице, решила соблазнить капеллана, обнажив грудь. Он в возмущении ударил ее крестом по голове, причем насмерть. Расстроившись от содеянного, капеллан тут же умер. Считается, что так они по сегодняшний день блуждают этой улицей вместе.

Эта достопримечательность находится недалеко от Карлового моста на реке Чертовка. На острове не очень помпезные домики и очаровательная мельница, с которой связано несколько легенд Праги.

По одной из легенд, мельница ранее принадлежала мельничихе с несносным характером. Она постоянно вступала в ссоры с соседями, мучала работников и мужа. В свете этого к женщине прилипло прозвище Чертовка. Женщина настолько этим гордилась, что даже позвала художника, чтобы тот изобразил на мельнице семерых чертей. Говорят, что после смерти мельничихи река успокоилась, но так и осталась Чертовой.

По другой версии, у мельника была красивая дочь, которая готова была все отдать за знакомство с принцем. И в какой-то момент появилась личность в темном одеянии, которая выполняла все пожелания девушки, включая получение приглашения на бал. Однако после бала девушку больше никто не видел.

Если бы не легенды и истории Праги, то об этом доме мало кто бы знал. Находится он на Тынской улице.

По легенде, в этом доме ранее останавливались купцы из других государств. В какой-то момент неосторожное привидение теряет перстень, который находит местный житель. Правда непонятно, откуда он узнал, что это перстень привидения. История об этом умалчивает. Однако в дальнейшем перстень признали символом защиты от злых духов и повесили на здание над входом. Теперь обязательно предупреждают, что по ночам здесь лучше не гулять, так как можно встретить привидение, которое ищет свой перстень.

Чтобы максимально получить адреналин, лучше всего отправиться в музей, посвященный городским призракам и легендам. Находится он недалеко от Карлового моста и поделен на две части.

На первом этаже представлена книга, которая находится под охраной духа всего города. Здесь расскажут множество легенд и мифов. В подвале отдыхающие оказываются на улочке Старого Города, где можно встретить Голема, гномов и призраков.

Больше всего эмоций можно получить на ночной экскурсии, когда все экспонаты выглядят намного интригующее и пугающе.

Белая Дама

В мистические истории можно верить или не верить, но в городе настолько много древних замков, что в каком-то из них уж точно можно встретить привидение. Самая популярная легенда Праги и страны - о Белой Даме. Эта дама родилась еще в 1429 году и нарекли ее при рождении Перхтой. В 20 лет отец девушки насильно отдает ее замуж. Муж оказался настоящим извергом, и Перхта решила вернуться домой. Однако отец ее даже не пустил на порог, и женщине пришлось вернуться к мужу. Прожила она еще в браке 20 лет, когда вдруг муж раскаялся и начал просить прощения у супруги, но она была неумолима. Тогда супруг прокричал: «Чтобы ты не нашла покоя даже в гробу!». Через три года после смерти мужа умерла и Перхта. И после этого периодически призрак Белой Дамы появляется во всех пяти замках, принадлежащих семье Рожмберк.

Многие легенды и призраки Праги учат человека не терять надежду. Как, к примеру, история о серебряной рыбке. По легенде, когда из Праги бежал богатый Мыслик, он все свои серебряные монеты переплавил в рыбку и спрятал в одной из стен своего дома. Спустя какое-то время, в доме объявился новый хозяин, но местные власти обязали его выстроить новый дом вместо обветшавшего. У этого человека не было денег, и он был сильно расстроен, когда же он уже был готов покинуть свои владения, он обнаружил серебряную рыбку, которой хватило на строительство нового дома.

Рядом с этими легендами старой Праги отдыхают и Эдгар По, и Альфред Хичкок, и Квентин Тарантино вместе взятые. Старожилы знают, что пражские улицы умеют не только вдохновлять, но и страшить своими историями, которые оживают, как только солнце садится за горизонт...

Великий и ужасный Голем


фото: flick.com

Кто не знаком с Големом, тот ничего не знает о Праге. По популярности это несколько бесформенное существо своим глиняным плечом уже готово сдвинуть Кафку с пьедестала почета пражских героев. Он глядит на нас, как Большой Брат, с туристических книг и открыток, а его неуклюжие шаги слышатся в старых еврейских кварталах. Некогда еврей Рабби Иуда Лёв вылепил Голема-гиганта из влтавской глины, дабы защитить еврейское население от постоянных гонений. Умному еврею это удалось, однако он не предвидел одного малоприятного факта: подросший «малый» взбунтовал и начал наводить ужас на жителей города. Хозяину пришлось умертвить свое непослушное детище, и Голем больше никогда не появлялся в криминальных хрониках. Но ходят слухи, что сын Рабби вернул его к жизни, и, стоит вам недружелюбно похлопать по плечу любого пражского еврея, Голем непременно явится, чтобы поговорить с вами с глазу на глаз в темном переулке.

Сладкая парочка без головы


Дом у золотого колодца, фото: flickr.com

Если вы отважитесь на тур по мистической Праге, то вас наверняка накормят легендой о безглавом рыцаре и его жене. Обычно имена этих героев умалчиваются, но вы можете спросить их об этом лично - при встрече в доме у золотого колодца, что находится на углу улиц Карловой и Семинарской. Приходите сюда ночью, ибо, согласно легенде, рыцарь без головы и его жена ведут ночной образ жизни после чрезвычайного происшествия многовековой давности. Когда-то они прибыли в Прагу из Испании и остановились здесь на ночлег. Хозяин дома, страдающий тяжелой формой золотой лихорадки, отрезал супругам головы и прибрал к рукам их деньги. Далее в лучших традициях серийных маньяков он закопал тела в подвале, а головы выбросил в реку. Призраки рыцаря и его жены решили, что без денег на том свете им не обойтись и стали являться жадному убийце с требованием вернуть старый должок.

Огненный индюк на мельнице



Мельница у острова Кампа в Праге, фото: czechtourism.cz

Кроме жертв жадности, встречаются на пражских улицах и бывшие рабы обжорства. Старая легенда Праги гласит, что жил на Кампе некий пан с большим сердцем и не менее вместительным желудком. Любимым блюдом господина была запеченная индейка, которая появлялась на столе по любому поводу. В Великую Пятницу верующий пан пытался воздержаться от пищи, но воспоминания об индейках оказались сильнее религиозного долга. В конце концов он набросился на печеного индюка - и вся диета пошла коту под хвост, а сам пан через некоторое время отправился на тот свет из-за проблем с желчью. С тех пор каждую Страстную пятницу на мельницу в Кампе стал прилетать огненный индюк, заклевавший до смерти местных псов и подпаливший всех, кто вставал у него на пути. Орнитологи считают его реинкарнацией прожорливого пана, а туристам пожарные рекомендуется приходить на Сововы мельницы с огнетушителем.

Танец с дьяволом в хлебных туфельках



Чернинский дворец в Праге, фото: wikipedia.org

Прекрасным сюжетом для черных рассказов Эдгара По могла бы служить история одной капризной графини, жившей в Чернинском дворце. Она была избалована роскошью до такой степени, что могла позволить себе туфли из птичьей кожи и пальто из меха полярных лис. Однажды, готовясь к очередному балу, у графини случился приступ небывалой экстравагантности: к своему розовому шелковому платью она велела смастерить туфельки из хлеба. Башмачник покрутил пальцем у виска, но покорно исполнил приказ капризной женщины. Во время бала все были в восторге от ее смелости, хотя в душе проклинали модницу за излишки тщеславия. Один из кавалеров, одетый во все черное, нашептал ей во время танца кучу комплиментов и обещал показать в конце вечера нечто особенное. Дальше… детей можно уводить от экрана. По лабиринтам дворца они отправились прямиком в подвал, где после слов «приз в студию!» приросшие к ногам хлебные туфельки графини заполыхали огнем. Ни графиню, ни ее розовое шелковое платье спасти не удалось. До сих пор женщина бродит по длинным коридорам и причитает на судьбу. Но без куска хлеба графиня не осталась. Кстати, туфли из хлеба сегодня можно увидеть в Музее пражских преданий и привидений (ул. Мостецкая, 18).

Фауст и черная дыра


Дом Фауста в Праге, фото: flickr.com

Будьте осторожны: в некоторых пражских домах водятся не только домовые, но и сам дьявол. Впрочем, если на ближайшее будущее у вас есть очень амбициозные планы, лучшего места, чем Прага, для их исполнения не найти. Все, что вам потребуется, небольшая юридическая формальность - договор с дьяволом. Адрес магической конторы: Карлова площадь, 40. Именно из этих стен вышла легенда о знаменитом докторе Фаусте, которые в ретортах и тиглях варил волшебные порошки, а по ночам вызывал черта, который служил ему, как конь вещему Олегу. Как известно, когда срок службы подошел к концу, Фауст отправился прямым авиарейсом в ад. В доме после его исчезновения осталась черная дыра на потолке, которая никак не затягивалась, несмотря на все старания каменщиков: наутро кирпичи все равно лежали на полу, а из отверстия жутко несло серой и дымом. Сегодня в стенах этого магического дома в Малой Стране можно увидеть алхимические символы и, если повезет, обговорить с рогатым детали будущего контракта.

Мясник и гражданский долг


Костел Святого Якуба в Праге, фото: flickr.com

Лучше поздно, чем никогда. Такой приговор вынесли в небесной канцелярии одному пражскому мяснику, который не выполнил свой гражданский долг при жизни. В давние времена, когда на город нападали недруги (например, шведы в 1648 году), пражские мясники вставали со своими топорами на защиту женщин, детей и коров. Легенда гласит, что во время немецкой атаки в 1611 году один мясник предпочел остаться в горячих объятиях любовницы вместо того, чтобы броситься в жаркий бой с врагом. После смерти на небесах ему вынесли незавидный приговор: по ночам мясник обязан блюсти покой жителей города с огненным топором в руках. Если вы окажетесь в районе костела святого Якуба в Праге, знайте, что здесь наконец-то можно расслабиться: никакой злой нечисти - только милое привидение со сверкающим огненным топором за спиной.

Притон на Кармелитской

Напротив костела с Езулатком на Кармелитской улице бродит, пожалуй, самая несчастная женщина пражских легенд - сводница с пробитым языком. Не просто сводница, а бесстыжая сводница, которая всем показывает язык с дыркой от гвоздя. При жизни гражданка Куличкова зарабатывала тем, что сдавала свою квартиру девушкам легкого поведения. При этом работа сутенера тоже ложилась на ее хрупкие плечи. Однажды она пообещала одному дворянину невинную леди, но вместо этого подсунула в кровать опытную химеру, которая наградила знатного гражданина неприятной болезнью богини любви. Дворянин оказался парнем не робкого десятка. В качестве мести за обман он прибил лживую сводницу языком к воротам, у которых она долго и мучительно умирала. Ее неуспокоенная душа до сих пор бродит около бывшего притона и отправится в мир иной только после того, как в той самой квартире невинная девушка отдастся дворянину. По оценкам моралистов, этого не произойдет никогда.