Кто придумал саксофон. Саксофон в нынешнем мире. Строение саксофона особенности

Саксофон – это музыкальный инструмент, который относится к разряду деревянных духовых инструментов несмотря на то, что никогда не был сделан из дерева. Семейство саксофонов представляет собой группу инструментов, охватывающих самые разнообразные тиссетуры, начиная от сопранино и кончая субконтрабасом. Корпус инструмента металлический, широкомензурный с характерным изогнутым (за исключением сопрано и сопранино) раструбом. Принадлежность саксофона к деревянным духовым инструментам объясняется тем, что у него характерный способ звукоизвлечения. Саксофон – это язычковый музыкальный инструмент, то есть возбудителем звука является вибрирующая трость. Другая причина принадлежности к деревянным духовым инструментам – это особенности аппликатуры, которая похожа, например, на аппликатуру флейты, кларнета, или гобоя.

В отличии от большинства духовых инструментов саксофон не имеет прототипа в древности. Он был изобретен в 40-х годах XIX столетия талантливым музыкальным мастером бельгийцем Антуан-Жозефом Саксом (1814–1894), известным как Адольф Сакс. Саксофон можно считать одной из самых больших удач Адольфа Сакса. Суть изобретения Сакса заключалась в том, что он присоединил клювообразный мундштук от бас-кларнета, усовершенствованный им в 1837 году, к мундштучной трубке офиклеида – медного инструмента басового регистра, с конической трубкой и развитым клапанным механизмом.

Впервые звучание саксофона было продемонстрировано изобретателем французскому композитору Берлиозу в Париже, в июне 1842 года. В 1845 году саксофон был официально представлен Саксом экспертному жюри Французской национальной выставки. 22 июня 1846 года изобретатель получил на инструмент патент, в котором, в частности, было указано, что им изготовлены два самостоятельных семейства саксофонов. Первое семейство предназначалось для применения в симфоническом оркестре и состояло из шести разновидностей, настроенных в строях F и С. Вторая группа, состоявшая из семи инструментов, должна была использоваться в составе духового оркестра в строях Es и В. Каждая разновидность саксофонов получила свое наименование в соответствии с принятыми названиями тесситур певческих голосов: сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Саксофоны первой группы не сумели закрепиться в оркестровой практике, уступив со временем место своим собратьям из второго семейства, которые сегодня являются постоянными участниками духового, симфонического, джазово-эстрадного оркестра и камерных ансамблей.



Мы можем говорить,что у саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание такие композиторы, как Ж. Бизе – применил саксофон в своей знаменитой «Арлезианке», М. Равель – «Болеро», С.В. Рахманинов – «Симфонические танцы», А.К. Глазунов – Концерт для саксофона, С.С. Прокофьев – ввёл его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», А.И. Хачатурян – в балет «Гаянэ», М. Равель – в сделанной им инструментовке «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра. Хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики.

В конце XIX века он как бы родился заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе. Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз – это его родная стихия.

Саксофон – это духовой тростевой инструмент. Хотя саксофон изготавливается из металла (серебра, латуни и других металлов), его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. По устройству он похож на кларнет, по форме на бас-кларнет, аппликатура схожа с гобоем, имеет 2 октавных клапана, 24 игровых отверстия. Саксофон принадлежит к транспонирующим инструментам. Действительно, у саксофона есть много общего с деревянными духовыми инструментами, в том числе и характерный мундштук с тростью. Саксофон относится к семейству язычковых духовых инструментов наряду с гобоем, фаготом и кларнетом.

Ярче всего саксофон показал себя именно в джазовой музыке. Джаз – это оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, а также музыка, предназначенная для такого оркестра.

Период с 1935 по 1946 годы вошёл в историю джаза как эра свинга. Именно в этот период саксофон начал набирать популярность, и вошёл в состав джазового оркестра (биг-бенда), где насчитывается 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора и баритон). Саксофон хорош и в небольших джазовых ансамблях, где есть ритм-группа. Для большей ясности уточним, что такое биг-бэнд.

Биг-бэнд (большой оркестр) / Bigband. Характерная разновидность джазового оркестра, отличающаяся определённым составом инструментов (при ведущей роли духовых), специфическим разделением инструментальных групп(секций), своеобразной техникой ансамблевой игры (сочетание аранжированных разделов с импровизациями солистов, применение особых типов оркестрового сопровождения – бэкграунда, а также особых типов метроритмической пульсации, смещения темпов и др.). Численность музыкантов в биг-бэнде 10-20 человек. Типичный состав: 4 трубы, 4 тромбона, 5 саксофонов и ритм-группа (фортепиано, гитара, бас, ударные);возможны некоторые варианты. Предполагается наличие секции саксофонов (ридс), секции медных духовых инструментов (брасс) и ритм-секции; к ним может добавляться секция деревянных духовых (вудс), а также струнная группа. Развитие биг-бэнда началось в 1920е гг., а в начале 30-х гг. на его основе сложился свинг – один из основополагающих стилей оркестрового джаза.

Адольф Сакс много сил и времени положил на создание новых типов саксофона. Ему удалось сделать 14 саксофонов разной конструкции и звучания. Но половина из них так и осталась невостребованной. Больше всего используют семь видов саксофона: саксофоны сопранино и сопрано, альтовый саксофон, теноровый саксофон, басовый и контрабасовый саксофоны. Однако даже из числа этих семи саксофонов не все одинаково популярны. Так, например, сопранино, бас и контрабас практически невозможно увидеть на широкой сцене.

Таким образом, наибольшую популярность приобрели 4 остальных разновидности саксофонов: это баритон, альт, тенор, и сопрано. Остановимся на краткой характеристике каждого.

Саксофон баритон – это вид саксофона, диапазон которого находится в низком регистре. Ствол у баритона S-образный с высоко поднятым раструбом, из-за чего саксофон выглядит сложенным вдвое. Мундштук устанавливается в гнутое в двух плоскостях колено. Это позволяет достигнуть нужного диапазона, сохраняя удобные для игры габариты инструмента… . Строй у саксофона-баритона – in Es. Диапазон инструмента около трёх октав, ровно на октаву ниже, чем у альта. Ноты для саксофона баритона записываются на высоте и в тональности на большую терцдециму выше реального звучания. Таким образом, самая низкая нота – нота до большой октавы по музыке (по написанию – ля малой октавы). Кстати, нота ля малой октавы по написанию есть только в аппликатуре саксофона-баритона, у остальных трёх саксофонов эта нота в аппликатуре отсустсвует. Самая высокая нота по музыке – ля бемоль, ля или си-бемоль первой октавы в зависимости от устройства самого инструмента (по написанию – фа, фа-диез или соль третьей октавы).

Также, на любом из четырёх названных саксофонах музыкант может брать ноты и выше основного диапазона, и это так называемый фальцетный регистр. Однако этот раздел диапазона просто так никому не даётся даже при знании одной или нескольких аппликатур, и возможен только при правильной артикуляции и предельной сконцентрированности струи воздуха, заключённого в канале инструмента. Редко кому удаётся постигнуть данный регистр на стадии детской музыкальной школы. По мнению ведущих педагогов, не следует использовать фальцетный регистр на первых порах обучения. Этот регистр возможен только при должном опыте игры и при хорошей подготовке. Из педагогического опыта известно, что даже профессиональным музыкантам фальцетный регистр требуется далеко не всегда.

Как показывает исполнительская практика, саксофон баритон достаточно редко используется как солирующий инструмент. Это связано с его большим размером и с тем, что данный инструмент является громоздким и неудобным. Чаще всего он звучит в составе группы саксофонов джазового, эстрадно-симфонического, а также духового оркестров. Известные исполнители на саксофоне баритоне – это, например, Гарри Карни и Джерри Маллиган.

Саксофон-тенор . Этот инструмент во всём мире считается самым глубоким и проникновенным по тембру. Причиной тому является выгодное расположение диапазона. По музыке, самая нижняя нота на таком инструменте – ля бемоль большой октавы, а по аппликатуре, или иначе говоря, по написанию, эта нота записывается на большую нону выше реального звучания, то есть си-бемоль малой октавы. Самая высокая нота по написанию – фа, фа диез или соль третьей октавы в зависимости от устройства самого инструмента. Фа-диез возможен только в том случае, если на то есть соответствующий клапан. Так, верхний фа-диез часто отсутствует на старых саксофонах, но характерен для новых. Такой диапазон по написанию характерен и для альта, и для сопрано.

На саксофоне теноре играли многие джазовые звёзды, например, Бен Вебстер, Коулмэн Хокинс, Лестер Янг, Джон Колтрейн, Сонни Роллинс, Стен Гетц, Джо Хендерсон, Бенни Голсон, Гровер Вашингтон, Кенни Джи и другие. Из российских джазовых исполнителей на саксофоне теноре известны такие музыканты, как Давид Голощёкин, Игорь Бутман, Александр Сакуров, Олег Киреев, Дмитрий Мосьпан, Олег Грымов, Геннадий Кренделев и другие. Некоторые из этих звёзд, например, Гровер Вашингтон и Кенни Джи, играют на трёх саксофонах: и на теноре, и на альте и на сопрано.

Саксофон альт. Данный инструмент по размеру меньше, чем саксофон тенор, диапазон его расположен выше. По музыке – от ре бемоль малой октавы до ля - бемоль – ля си-бемоль второй октавы в зависимости от самого инструмента. Строй саксофона-альта – ми-бемоль, как и у баритона. Саксофон-альт имеет средние размеры, и поэтому именно на нём лучше всего начинать учиться играть. Ведь если начинать учиться на теноре, а тем более на баритоне, то это будет слишком тяжело. Но и на маленьком саксофоне-сопрано это делать не просто, потому что звук сконцентрировать сложнее, нежели на альте. Настроить саксофон-сопрано достаточно сложно, т.к. на нём маленький мундштук. Ведь любой саксофон настраивается путём передвижения мундштука, а на сопрано это надо делать с точностью до миллиметра. В целом, для игры на саксофоне-сопрано необходима хорошая подготовка, полученная на саксофоне-альте. И это ещё один факт, подтверждающий, что обучение игре на саксофоне лучше начинать с саксофона альта. Известные исполнители на саксофоне-альте: Джонни Ходжес, Чарли Паркер, Луи Дональдсон, Фил Вудс, Кэннонбол Эдерли, Орнет Коулмен, Ли Конитц, Пол Дезмонд, Фаусто Папетти, Гровер Вашингтон, Дэвид Сэнборн, Эрик Мариенталь, Кенни Джи и другие. Среди российских альт-саксофонистов известны такие, как Георгий Гаранян, Алексей Козлов, Михаил Жураков и другие.

Саксофон сопрано . В отличие от саксофонов большого размера, у саксофона-сопрано нет У-образной изогнутой трубки. Его корпус состоит из прямой трубки небольшой длины. С одной стороны трубка заканчивается раструбом, а с другой – мундштуком. Это характерно для всех духовых инструментов. На верхней части саксофона-сопрано располагаются клавиши, на некотором отдалении от которых находится специальная клавиша для мизинца. Она чуть больше, чем все остальные клавиши это сделано для удобства музыканта при игре. Этот саксофон звучит в строе си-бемоль, и диапазон его расположен на октаву выше, чем диапазон саксофона-тенора. Тембр у саксофона-сопрано нежный и немножко гнусавый, напоминает звучание гобоя. Фальцетный регистр на саксофоне-сопрано даётся исполнителю особенно трудно, потому то это сам по себе высокий инструмент. Известные исполнители на саксофоне-сопрано: Сидней Беше, Джон Колтрейн, Сонни Роллинс, Стен Гетц, Гровер Вашингтон, Кенни Джи и Эрик Мариенталь.

В целом, саксофон очень подвижен в техническом отношении, но наиболее удобными для него являются тональности, имеющие при ключе от одного бемоля до четырех диезов. Инструмент гибок в динамическом отношении. Сила его звука в среднем эдентична унисону двух-трех кларнетов. Для уменьшения силы звука и изменения тембровой окраски применяются сурдины.

Таким образом, в данном разделе мы раскрыли историю создания саксофона и рассмотрели основные особенности представителей этого семейства духовых музыкальных инструментов.

Биография инструмента насчитывает уже сто пятьдесят лет. Саксофон был изобретен бельгийцем Антуаном - Жозефом Саксом, который известен как Адольф Cакс. Саксофон можно считать одной из самых больших удач Адольфа Сакса.

В самом деле, у саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание такие композиторы, как Ж. Бизе - применил саксофон в своей знаменитой «Арлезианке», М. Равель - «Болеро», С. В. Рахманинов - «Симфонические танцы», А. К. Глазунов - Концерт для саксофона, С. С. Прокофьев - ввёл его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», А. И. Хачатурян - в балет «Гаянэ», М. Равель - в сделанной им инструментовке «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра, хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики.

В конце века он как бы рождается заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе. Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз - это его родная стихия.

Саксофон - это духовой тростевой инструмент. Хотя саксофон изготавливается из металла (серебра, латуни и других металлов), его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. По устройству он похож на кларнет, по форме на бас- кларнет, аппликатура схожа с гобоем. Саксофон имеет 2 октавных клапана, 24 игровых отверстия. Саксофон принадлежит к транспонирующим инструментам. В настоящее время используется семь разновидностей саксофона, а наиболее популярные - сопрано, альт, тенор, баритон. Они имеют различный диапазон и строй, их партии нотируются в скрипичном ключе и записываются в диапазоне: от Си - бемоль малой октавы до Фа третьей октавы.

Весьма разнообразен тембр инструмента: в среднем регистре он напоминает одновременно звучание гобоя, виолончели и кларнета, в forte его звук приближается к медным. Его характерный «гнусавый тембр» обогатил музыкальную палитру ХХ столетия.

История создания саксофона.

Адольф Сакс
(1814-1894)

Адольф родился 6 ноября 1814 года в небольшом бельгийском городке Динан. Его отец Шарль - Жозеф Cакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов и довольно успешно, несмотря на то, что был самоучкой. В 1815 году семья Саксов переезжает в Брюссель с тем, чтобы продолжить свое интересное и выгодное дело. Уже в 1818 году королевский альманах называет Шарля - Сакса в числе изготовителей музыкальных инструментов, допущенных ко двору короля басков. Все растущая популярность, предприимчивость трудолюбивого динанца были замечены королем. Он назначает его придворным музыкальным мастером, направив энергию и усилия Ш. Сакса на производство и поставку духовых инструментов для оркестров бельгийских полков.

Ш. Сакс проявил себя и как неутомимый искатель в усовершенствовании изготовляемых инструментов, причем не только духовых, но и арфы, гитары, фортепиано. Он выработал новую акустическую теорию о распределении воздушного столба в трубках духовых инструментов, что позволило ему более точно определить расположение звуковых отверстий на стволе деревянных духовых инструментов. Не случайно многие мастера потом копировали его лучшие образцы. Начиная с 1820 года, Ш. Сакс стал выставляться на национальных промышленных выставках и получает за усовершенствование и качественное изготовление своих инструментов, почетные дипломы и медали. Только с 1825 по 1852 годы ему было вручено двенадцать авторских свидетельств об усовершенствованиях.

Нет ничего удивительного в том, что дети семьи Саксов росли в окружении различных инструментов и механизмов, в атмосфере творческого труда родителей. Четверо сыновей Ш. Сакса из шести решили продолжить его дело. Ш. Сакс рано заметил у своего старшего сына Антуана интерес к конструированию и прекрасные музыкальные способности, проявлявшиеся в пении и игре на флейте. Вместо того чтобы предаваться веселым забавам со своими сверстниками, мальчик предпочитал наблюдать и по возможности участвовать в работе отца в его мастерской. Ш. Сакс старался поддерживать и развивать проявившиеся наклонности сына, сделав вскоре его своим учеником. И это дало свои плоды.

В шесть лет Антуан умел уже без всякой помощи мастерить себе игрушки, а к двенадцати годам приобрел достаточную сноровку в выполнении таких тонких и сложных технических операций, как отливка, точка, шлифовка клапанов, сборка деталей деревянных духовых инструментов, обкатка трубки валторны. В возрасте шестнадцати лет он посылает на выставку вместе с инструментами отца тщательно отделанные им две флейты и кларнет из слоновой кости.

Стремление глубже понять природу музыкальных духовых инструментов, а также усиленная тяга к музыке привели пытливого юношу в Брюссельскую консерваторию, где он обучается игре на кларнете под руководством авторитетного в то время кларнетиста и дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера (1801-1873). Владение игрой на кларнете помогло Саксу проверять звуковые качества изготовляемых в мастерской отца инструментов. Исполнительство оказалось также полезным для него в целях пропаганды изобретений.

Насыщенная музыкальная жизнь столицы Бельгии, общение с коллегами-музыкантами оказали, безусловно, огромное воздействие на творческое формирование молодого Сакса - будущего исполнителя, дирижера и педагога. В эти годы Антуан окончательно выбрал путь музыканта-изобретателя. Когда Cаксу исполнилось двадцать лет, отец поручил ему руководство своими мастерскими. Именно тогда он делает первые серьезные шаги в области конструирования духовых инструментов.

Одной из значительных работ этого периода жизни - Сакса явилось усовершенствование в 1834 году кларнета in B немецкой системы, который он снабдил двадцатью четырьмя клапанами, очень удобно расположив их на стволе инструмента. В результате этого усовершенствования кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс, добавив клапан ми-бемоль малой октавы, расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента. Новый кларнет Сакса был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году изобретатель получил за его реформу патент. Несмотря на это, инструмент все же не нашел должного практического применения, оставшись своего рода образцом для конструктивных поисков других музыкальных мастеров.

K этому периоду относятся также оригинальное усовершенствование старого бас-кларнета, который до настоящего времени сохранил без особых изменений форму и устройство, установленные Саксом. Путем точной разметки трубки бас-кларнета изобретатель проделал большую работу по иному расположению звуковых отверстий, по устранению тембровой разнородности в регистрах и фальшивой интонации, по расширению общего диапазона звучания инструмента. Благодаря добавлению второго клапана для передувания, который вообще отсутствовал в старых басовых кларнетах, в том числе в признанной модели 1793 года дрезденского музыкального мастера Г. Грензера, новый инструмент Сакса приобрел более ясное звучание и легкое звукоизвлечение в верхнем регистре. Сакс отказался от сложенной пополам фаготообразной формы бас-кларнета геттингенского мастера Г. Штрейтвольфа, а для сокращения большого размера инструмента поместил в его верхнюю часть металлическую трубку, изогнутую в форме латинской буквы "S", на которую надевался деревянный мундштук с тростью. Нижний конец бас-кларнета Сакс решил закончить развернутым несколько вперед и вверх металлическим раструбом, расположив на его хвостовике четыре дополнительных клапана. Это придало внешнему облику инструмента типичное очертание курительной трубки.
Сакс решается распространить свой принцип размещения клапанов и на фагот, одновременно он задумывает новую идею по преобразованию английского рожка. Сакс разрабатывает также приспособление для фортепиано, с помощью которого можно было бы быстро перестраивать регистры. Все эти изобретения сулили - Саксу большой успех. До своего отъезда в Париж он успел получить уже шесть авторских свидетельств.

Работы по усовершенствованию традиционного кларнета in B, бас-кларнета, а также сопрано-кларнета и кларнета системы Т. Бема принесли пытливому мастеру не только первые награды, патенты, известность, но и создали хорошую теоретическую и практическую базу его дальнейшим поискам. Тогда-то и зародилась у Сакса идея создания иного типа духового инструмента с совершенно новым инструментальным "голосом". Впрочем, когда же все-таки пришла в голову столь дерзкая мысль?

Именно такой вопрос как-то задал Саксу его друг, в будущем известный композитор и видный историк военной музыки Георг Кастнер (1810-1867). Сакс ответил, что идея захватила его в то время, когда он занимался изучением составов симфонического и духового оркестров. - уравнивая соотношения тембров и силу звучания оркестровых групп, он "подумал о посреднике с характерными особенностями деревянных и медных духовых инструментов, который не мог бы заглушить слабых, но и был наравне с сильными".

Оригинал записи и комментарии на

История создания саксофона начинается в XIX веке. Изобрел этот музыкальный инструмент бельгиец Адольф Сакс в 1840 году. Потому и название его произошло от имени создателя – «Sax» и греч. «phone», что значит звук.

У первых моделей саксофона было два отдельных друг от друга октавных клапана, 3 боковых клапана для левой руки, один клапан для правой руки и дополнительный клапан под указательный палец левой руки, благодаря чему можно было продлевать верхний предел диапазона до фа 3-й октавы. У инструментов Сакса нижний регистр ограничивался си-бемолем малой октавы по нотации.

В 1880 году изобретателем была предпринята попытка расширения нижней границы диапазона. За счет того, что он несколько удлинил раструб, сконструированная им модель саксофона-альта стала иметь нижний звук ля малой октавы.

Французская фирма «Lecomte» в 1890 году проделывает серьезное конструктивное изменение – ее изобретением становится система сдвоенного октавного клапана, благодаря чему улучшилась техническая подвижность саксофона. А добавление бокового клапана ми-бемоль 3-й октавы – это совместная работа известного в то время саксофониста-виртуоза и кларнетиста Э. Лефебра и американской фирмы «Conn». И сегодня не останавливаются работы по техническому усовершенствованию саксофона. Фирмы-изготовители постоянно вносят свои новшества, например, были добавлены клапана «верхней аппликатуры».

Хотя и делается саксофон металла, его все равно относят к числу деревянных духовых инструментов (таким, как гобой, кларнет, флейта). В истории создания саксофона отмечено, что первоначально он использовался исключительно в военных оркестрах. Потом его «голос» все чаще стал звучать в симфоническом и даже оперном оркестрах.

Солирует саксофон, например, в «Болеро» Равеля. Но в симфоническом оркестре ему так и не удалось стать полноправным членом. Зато его мелодичный вибрирующий звук хорошо знаком всем, кто увлекается джазовой музыкой, поскольку в эстрадных оркестрах, саксофон - обязательный участник!

Саксофон – духовой музыкальный инструмент, востребованный, популярный, обладающий неповторимым звуком; при этом он уникален не только своим строением и характеристиками, но и историей, ведь был создан в середине XIX века, что большая редкость для музыкального мира. Интересно, что он используется в духовых оркестрах или в музыкальных направлениях типа Jazz, но намного реже встречается в оркестрах симфонических.
Сейчас получает распространение ансамблевое использование саксофона; кроме того, специалисты отмечают высокую важность и применимость в современной эстрадной музыке, где сакс может играть как центральную, так и вспомогательную роль. В различных культурах саксофон играет свою роль, но в некоторых странах – первостепенную. Если конкретней, то данный инструмент имеет следующие номенклатурные определители:
  1. тонкая трубка (эска);
  2. раструб;
  3. корпус.

На эску можно надевать один из нескольких видов мундштуков – тут уже решает сам музыкант, в зависимости от индивидуальных предпочтений. Применяют пластик или черный эбонит; как говорилось выше, форма и строение мундштука полностью совпадает с кларнетовским. Мундштук влияет на звучание, поэтому иногда может быть сменен во время исполнения конкретного произведения несколько раз. Звукообразующий элемент – язычок, его изготавливают из особых сортов «дерева», например из бамбука, тростника или камыша. Инструмент имеет сложную клапанную систему , их количество может варьироваться. Именно из-за этой конструктивной сложности стоимость саксофона так высока. Всего существует 14 типов этого музыкального инструмента, но из них 6 практически никогда не используются, и встретить их очень сложно. Разве что у коллекционеров или «винтажных» музыкантов.

Квартет саксофонов

Существуют самые популярные модификации , они составляют квартет и могут играть вместе, получается интересный и своеобразный звук.

Отметим, какие саксофоны используются в данном случае:

  • сопрановый;
  • альтовый;
  • теноровый;
  • баритоновый.

Если рассмотреть аппликатуру, то станет ясно, что она очень схоже с гобойной. Но это лишь видимость, так как звукоизивлечение происходит все-таки по принципу кларнета. Специалисты отмечают, что на нашем инструменте регистры более однородны, нежели на кларнете. Возможна большая амплитудная вибрация звука при помощи использования клапанов и мундштука. Интересно, что основным достоинством саксофона считают способность сливаться с деревянными духовыми, а также с «медными». Сила звука его очень высока, почти как у валторны.

Перечислим основные приемы игры, которые применяются классиками и современными виртуозами в джазе:

  • фруллато (трубное тремоло);
  • резонансное звучание;
  • многоголосье;
  • флажолетная техника;
  • игра в сверхвысоком регистре и др.

Роль и значение саксофона

Если спросить у экспертов, какое значение имеет саксофон и что он принес в современную музыку, то ответ будет скорей всего таким: никакой другой инструмент не может дать такой высокий уровень чувственности, именно поэтому он задает такие высокие рамки восприятия музыкальных произведений современности. Композиторы стараются затронуть глубинные струны души слушателя, поэтому им нужны самые новейшие инструменты и технологии. Недаром саксфон называют инструментом для души , в этом солидарны многие меломаны по всему миру, он может передать переживания героев, чувства, волнение, ощущение страха, восторга и др. Разумеется, играть на саксофоне непросто, нужно учиться, но современные консерватории обладают соответствующими классами, и дают образование студентам. Проблема заключается в том, что на отечественном пространстве не так много магазинов, где можно , и популярность его остается лишь элитной, но никак не народной. В каждом доме можно встретить гитару или синтезатор, пианино, но никак не саксофон. Нужно помнить, что в прежние времена этот инструмент был запрещенным по всему СНГ, достаточно вспомнить крылатое выражение «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону и меломаны могут наслаждаться саксофонной музыкой – как в аудио, так и в видео формате. В заключение можно сказать, что, возможно, этот музыкальный инструмент будет продолжать развиваться и появятся новые модели, разновидности, типы, которые сыграют свою роль в непрекращающейся музыкальной революции.

Видео

Слушать саксофон

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ САКСОФОНА

Разработанный в середине 1800-х годов Адольфом Саксом, этот музыкальный тростевой инструмент до сих пор покоряет сердца волнующим звучанием. Звук создается при продувании воздуха через инструмент. Этот звук усиливается, когда он проходит через основной корпус прибора. Саксофоны состоят из многочисленных частей, которые изготавливаются отдельно, а затем собираются.

Большинство инструментов изобретались людьми, а затем неуклонно развивались на протяжении многих лет. Интересно, что уже никто не может утверждать наверняка, кто изобрел, например, флейту или гобой. Но саксофон может похвастаться удивительной историей, связанной с деятельностью его изобретателя Адольфа Сакса. Сакс родился в Бельгии в 1814 году. Любовь к труду и навыки изготовления музыкальных инструментов ему привил отец, который был музыкантом. В возрасте 16 лет Сакс был уже опытным мастером инструментов: он значительно улучшил дизайн кларнета, добавил поршневые клапаны в корнет. В свое время он создал самые качественные кларнеты, флейты и другие инструменты.

Когда он принялся за изготовление саксофона, он жаждал создать инструмент, который мог бы сочетать в себе оркестровые звуки деревянных духовых инструментов, а также медных инструментов. Его изобретение должно было иметь качество тона деревянного духового инструмента и силу латуни. Первым саксофоном, который он сделал, был большой бас-саксофон. Поскольку была необходима коническая форма, то ему проще было создать изделие из латуни, чем из дерева. 20 марта 1846 года Сакс запатентовал свое детище - саксофон. Спустя короткое время были созданы меньшие версии саксофона, такие как альт и тенор.

Помимо мастерства в приборостроении, Сакс также преуспел в предпринимательстве. Чтобы сделать популярным и покупаемым свой новый инструмент, он организовал «битву за группы» между традиционной французской пехотной группой и той, которая использовала его саксофон. Группа Сакса выиграла конкурс, поэтому военные официально приняли саксофон. Со стороны производителей это вызвало волну возмущения по отношению к Саксу. Многие изготовители инструментов, а также часть музыкантов отвергли саксофон в качестве приемлемого инструмента. На тот момент это исключило возможность использования саксофона в оркестрах в его первоначальном назначении.

Тем не менее, многие композиторы были так впечатлены звуком саксофона, что с радостью использовали его в своем творчестве. Например, саксофон стал жемчужиной в опере Бизе, он солировал в оркестровой пьесе Равеля, Болеро. Американский композитор Дж. Соузе широко использовал его в своих маршевых композициях.

Истинный потенциал саксофона был реализован джазовыми музыкантами в начале 1900-х годов. Чарли Паркер и Джон Колтрейн помогли сделать инструмент самым популярным среди прочих духовых инструментов для джаза. У этих музыкантов были совершенно разные стили. Именно саксофон помог еще больше индивидуализировать звук. Кроме того, для джазовых музыкантов мундштук был изменен, чтобы инструмент звучал еще громче.

Материалы для изготовления саксофонов и их дизайн

Саксофоны, как правило, изготавливаются из латуни. Это композитный сплав, состоящий из металлов: медь, олово, никель и цинк. Наиболее часто используемой в производстве саксофонов, является желтая латунь, содержащая 30% цинка, плюс 70% меди. Другие типы включают золотую латунь и серебряную латунь, которые имеют в составе разные пропорции металлов. Цинк в латуни делает сплав пригодным для использования при более низких температурах. Также в спав может быть добавлено небольшое количество мышьяка или фосфора. Некоторые изготовители готовят специальные смеси из латуни для разработки различных частей саксофона.

Для изготовления саксофона используется и нержавеющая сталь, из которой делается большинство винтов. Мундштуки могут быть изготовлены из различных материалов, но это не принципиально, так как мундштук мало влияет на звук. Наиболее распространенным материалом является черный, твердый каучук или эбонит. Встречаются мундштуки из металла или стекла. Резонаторы производятся из пластика. Клапаны никелируются с тем, чтобы увеличить срок их службы, сделать более привлекательными. Сам инструмент часто покрыт лаком.

Типичный саксофон - это единственный в мире инструмент, производящийся из изогнутой латуни. Первоначально саксофон изготавливался в 14 вариантах. Теперь их осталось лишь 8 - сопраниссимо, сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас и контрабас. Высокие саксофоны имеют малую длину, а также лишены характерного изгиба.

Саксофон можно разделить на 3 главных элемента: корпус, раструб, тонкая трубка, на которую насаживается мундштук, являющийся малой частью инструмента. Конструкция мундштука влияет на окончательный звук, позволяя инструменту стать частью симфонического оркестра, либо солировать в рок-группах. Есть два основных параметра мундштука, которые влияют на тон: "пасть" и длина выемки. Для классических музыкальных произведений применяются мундштуки с малыми "пастями", для прочих — с широкими.

Трость - звукообразующая деталь, крепится к инструменту. Вибрируя, она и создает узнаваемый звук. Саксофонические тростники делаются из бамбука, который выращивается на юге Франции. Трость может быть мягкой или жесткой в зависимости от пожелания музыканта. Лигатура - это часть, которая удерживает трость на мундштуке. Он крепится к мундштуку с помощью винтов. Они могут быть изготовлены из кожи, металла или пластика.

Саксофон имеет уникальную систему клапанов, которые закрывают и открывают отверстия на корпусе. Их число может составлять от 19 до 22 штук. Это целиком зависит от разновидности саксофона. У каждого клапана есть накладка, которая обеспечивает воздухонепроницаемое уплотнение на отверстии.

Саксофонная трубка - длинная металлическая трубка, которая на одном конце постепенно расширяется. На ней просверлены отверстия. Когда все отверстия закрыты, инструмент работает так же, как горн, усиливающий звук вибрирующего тростника. Когда отверстие открывается, звук меняется, создавая другую ноту. Коническая форма саксофона делает обертоны октавами. Это облегчает аппликатуру, потому что более высокие тональные ноты производятся с такими же аппликатурами, как и более низкие.

Поскольку спрос на саксофон относительно высок, их производство в значительной степени является автоматизированным процессом. Основные этапы производства включают в себя формирование деталей, сборку и окончательную полировку. Компьютерные средства управления гарантируют идеальное состояние инструментов. Качество звука проверяется производителями на последнем этапе. В тесте используют профессиональных музыкантов, которые могут проверить, что качество тона, интонация и воспроизведение находятся в допустимых пределах, установленных для конкретной модели инструмента. Звук инструмента проверяется при различных акустических настройках. В целом, если саксофон производится в соответствии со спецификациями, никаких корректировок не требуется. Тем не менее, тоновые отверстия могут быть просверлены больше, чтобы звук инструмента был менее резким.

Дизайн саксофона все еще совершенствуется. Поскольку популярность инструмента выросла за последние несколько лет, то были созданы саксофоны с различными радиусами трубы. В современных моделях все детали стали съемными, обеспечивая более легкую чистку. По мере продолжения развития этого инструмента качество и звук продолжают улучшаться.