«Комическая иллюзия» Пьера Корнеля. Комеди Франсез. Режиссер Галин Стоев. Post Scriptum. Пьер корнель - иллюзия

Задолго до расцвета Древней Греции уже существовали развитые могучие державы. Одна из них - знаменитый Шумер. Располагался он на территории современного Ирака в географическом и историческом регионе Месопотамия. Нужно сказать, что это название придумали греки. Означает оно буквально "между речками". Этот большой по площади регион действительно простирался по равнинной местности, раскинувшейся между реками Тигр и Евфрат. В Месопотамии было много городов-государств. Одно из них - Вавилон. В какой стране и где находится город легендарных шумеров сейчас? Почему он не сохранился до наших времен? Какие эпохи расцвета и упадка пережил? Об этом наша статья.

Эдем в Ираке

Есть предположение, что Ноев ковчег лежит на горе Арарат, а райский сад шумел на землях Месопотамии. Даже в религиозной литературе встречаются утверждения, что Эдем находился именно там, в месте слияния двух рек. Здесь же процветал и некогда знаменитый город Вавилон, что в переводе с местного наречия означало "врата рая". Но в истории тех мест столько переплетений, что даже не все историки могут в них разобраться. Вавилонскую цивилизацию нередко называют и по-другому: Шумеро-Аккадской. Где в наше время находится Вавилон? Это место известно многим туристам. Любители древней истории сожалеют, что от некогда великого города мало что осталось, но посмотреть на его руины, прогуляться по священной ("божественной") земле, прикоснуться к многовековым камням может каждый.

От неолита до Шумера

Прежде чем ответить, где находится Вавилон, расскажем немного о времени, когда он процветал. Следы поселений древних людей в Ираке можно встретить повсеместно. В период неолита на Ближнем Востоке уже были достаточно хорошо развиты скотоводство и земледелие. За 7 тысяч лет до н. э. там развивались ремесла: гончарное, прядильное. А еще примерно через 3 тысячи лет люди освоили плавку меди и золота. В это же время там начинают развиваться города с уникальной архитектурой. Арки, к примеру, впервые появились именно там, а не в Древнем Риме. Появляется письменность, политические и правовые нормы общественной жизни. Возводятся населенные пункты Ур, Урук и Эребу. Это были самые крупные города-государства первой цивилизации Месопотамии - Шумерской. Ее сокрушили семитские племена, объединившиеся в царство Аккад. При царе Саргоне Шумер был повержен, а территория Месопотамии впервые объединена. Но два государства продолжали сосуществовать. Аккад контролировал север региона, а Шумер - юг. К сожалению, у них было множество врагов, мечтающих захватить плодородные цветущие земли. Когда с предгорий пришли скотоводы-амореи, великое государство перестало существовать. На территории Шумера обосновались эламиты.

Возвышение Вавилона

За все время междоусобиц этот город, который находился далеко от границ, пострадал меньше других. Шумеры называли его Кадингирра. Город был построен на берегу Евфрата, около современного населенного пункта Эль-Хилла, в 80 километрах от Багдада. Там располагалась резиденция сборщика податей. Именно в этом провинциальном городке обосновался аморейский вождь Сумуабум, сделав его не просто столицей, а создав Вавилонское царство. Представители династии аморейских царей много воевали. Поэтому они основное значение придавали укреплениям Вавилона, в связи с чем выстроили вокруг него оборонительную стену. Но и храмы в это время тоже активно перестраивались, возводились святилища. Сменилось пять властителей этого рода, прежде чем Вавилон стал главенствовать в Двуречье. В 1792 году до н. э. престол занял Хаммурапи. Воспользовавшись постоянными междоусобицами соседей, он сумел подчинить Вавилону большинство прибрежных земель около Тигра и Евфрата. За сорок лет было создано первое централизованное государство Западной Азии, Старо-Вавилонское царство. Его основанием можно считать рубеж XIX-XVIII веков до нашей эры.

Центр мироздания

Вавилон очень быстро стал одним из центров мира. Такое положение у него было вплоть до 1595 года (до Рождества Христова). Его Богом-покровителем являлся Мардук, который стал одним из главных месопотамских божеств. Город богател, что отразилось на его внешнем облике. Новые стены, ворота и широкие улицы, по которым могли пройти многолюдные храмовые процессии, были возведены не хаотично, а по плану. Жители столицы не призывались в армию и не платили налогов, у нее было право самоуправления.

Упадок Вавилона

Преемники Хаммурапи не смогли удержать высокое положение Вавилона. Постепенно начинается его упадок. Полтора века цари I Вавилонской династии боролись с другими претендентами на власть в Двуречье. Ослаблением державы воспользовались горные племена касситов. Благодаря воздвигнутым на северо-востоке еще во время правления Хаммурапи оборонительным сооружениям, их первый натиск был остановлен. В то же время приходилось постоянно подавлять восстания южных, «шумерских», провинций. Восставали попеременно или одновременно города Ларса, Ур, Катуллу, Нипур. Окончательно эти районы выходят из подчинения Вавилону в XVII веке до нашей эры. Малая Азия тогда уже почти полностью принадлежала Хеттскому царству. Его войска вторглись в Вавилон, полностью его разграбили, уничтожили многие культурные памятники. Часть жителей была казнена, часть продана в рабство. Где находится город Вавилон сейчас? Об этом вы узнаете далее.

Новое начало

Вторжение хеттов послужило концом Старо-Вавилонского царства. Вскоре эти земли подчинили себе касситы. Начался средневавилонский период. Держава переживала упадок, особенно в экономической и культурной сферах. Невысок был в эти столетия и авторитет государства. Борьба за лидерство шла между Египтом, Хеттским царством и страной Митанни. Фараоны, судя по дошедшим до нашего времени сведениям, относились к еще недавно угрожавшему им соседу пренебрежительно. Однако это был длительный период стабильности, когда удалось наладить разрушенные во времена междоусобиц торговые связи между разными регионами государства.

Еще одно разрушение Вавилона

Падение III Вавилонской династии, которую называют касситской, совпало с усилением Ассирии. Кроме того, снова поднимается восточный сосед, Элам. В конце XIII века до н. э. царь Ассирии овладел Вавилоном, разрушив стены города и даже перевезя в Ашшур (свою столицу) самую почитаемую статую верховного бога Мардука. Ассирийский властитель Синаххериб прославился тем, что в 689 году до н. э. не только захватил Вавилон, но и почти уничтожил его. Восстановление могущества славного города началось только после ослабления Ассирии. В городе тогда правили вожди халдейских племен. Один из них, Набопаласар, возглавил восстание, закончившееся разгромом ассирийской армии под стенами Вавилона. Нововавилонский период ознаменовался восстановлением прежнего могущества легендарного государства.

Навуходоносор

Восстановление города началось после смерти Синаххериба. Постепенно государство восстанавливало прежнее могущество. Время наивысшего процветания - 605-562 годы до н. э., когда правил Набушаднеццара II. Это тот самый Навуходоносор, который разрушил Иерусалим и увел в плен многие тысячи иудеев. В годы его правления страна распростерлась от Ирана до Египта. Невиданные богатства способствовали бурному строительству. Благодаря клинописным записям, Геродоту и раскопкам археологов, мы можем воссоздать облик Вавилона тех времен.

Как выглядела «Столица мира»

Евфрат разделял Вавилон пополам. На плане он занимал почти 10 квадратных километров. Вокруг возвели три ряда крепостных стен, построили огромные башни и восемь ворот. Подступиться к ним было чрезвычайно трудно. В центре Старого города находился 7-ярусный зиккурат, который считается прообразом Вавилонской башни из Библии. Там же возвышался главный храм бога Мардука, рядом функционировал рынок. Здесь же находился Большой дворец Навуходоносора II. Это был огромный комплекс, который строился еще при Набопаласаре. Он включал в себя дома чиновников и тронный зал. Дворец впечатлял посетителей своими размерами и роскошью. На его рельефных стенах из цветного кирпича мастера изобразили «древо жизни» и шагающих львов. Во дворце было одно из семи чудес света - Висячие сады Семирамиды. Так «Владыка полусвета» утешил свою жену, царевну из Мидии, которая тосковала по родине.

Дом вавилонянина

В Новый город вел мост 123 метра длиной. Там располагались жилые кварталы. Как жили обычные люди Вавилона? Облик этих жилищ известен благодаря раскопкам. Это были двухэтажные дома. Нижнюю часть, в предохранение от размыва, выкладывали из обожженного кирпича, а второй этаж и внутренние стены - из кирпича-сырца. Небольшие окошки делали только под потолком, так что свет попадал почти исключительно через дверь. Из кувшина с водой, который стоял в сенях, омывали ноги. Там же располагалась различная утварь. Оттуда можно было попасть во внутренний дворик. У более состоятельных людей там располагался бассейн, а по внутренней стене шла деревянная галерея. Обязательно существовала парадная горница, оттуда проход вел в недоступный для посторонних маленький дворик, где хозяева сооружали домашний алтарь. Там же старались хоронить умерших. Еще в III тысячелетии до н. э. вавилоняне начали использовать табуретки, столы и кровати. Но кровать, скорее всего, имелась только одна. Спали на ней хозяин с женой. Остальные располагались на циновках или просто на полу.

Город тысячи языков

Вавилон последнего периода был для своего времени настоящим мегаполисом. В нем проживало около 200 тысяч человек самых разных национальностей. Это были эламитяне, египтяне, иудеи, мидийцы. Все сохраняли свои традиции, говорили на родном языке, носили свою национальную одежду. Но основным языком считался шумерский. Образование дети получали в школах (э-дубах). Те, кто оканчивал полный курс обучения, владел энциклопедическими для тех времен знаниями. Кроме литературы и письма, выпускники обучались математике, астрономии, землемерным работам. В Вавилоне была принята шестидесятеричная система исчисления. Мы и сейчас делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Сохранившись в клинописных библиотеках, до нас дошли литературные произведения тех лет.

Как называется страна, где находится город Вавилон сейчас

Несмотря на военное могущество, процветавшую торговлю, достижения в культуре, город Вавилон снова проходил в упадок. В первые века до нашей эры на востоке Междуречья начинает приобретать могущество Персия. В 538 году Вавилон был взят царем Киром, но и после этого он сохранял статус столицы. Персидская империя включала в себя Восточное Средиземноморье и Египет. Месопотамия перестала играть ведущую роль в регионе. Но Вавилон еще оставался центром науки, культуры и ремесел. Сложившееся положение не устраивало его жителей, которые предпринимали попытки вернуть былую власть. После очередного восстания Ксеркс лишил город его статуса. Хозяйственная жизнь еще продолжалась. Именно тогда в Вавилоне побывал Геродот, написавший о нем восторженные слова. Следующим завоевателем стал Александр Македонский. Он хотел сделать могущественный Вавилон столицей своей империи, но потом основал неподалеку новый город, который назвал своим именем.

Сейчас где находится Вавилон? В какой стране? История города печальна. Сперва там оставалось небольшое поселение, но после завоевания в 634 году Двуречья арабами, исчезло и оно. Почти на две тысячи лет было забыто даже место, где находился Вавилон. Сейчас он располагается в современном Ираке (бывшая Персия). Единственная сохранившаяся постройка того времени - театр. Ближайший к разрушенному городу административный центр страны насчитывает полмиллиона жителей. Так где сейчас находится Вавилон? Это несколько десятков километров от Багдада. Современный Вавилон (где находится, вам уже известно) - самый большой музей мира на открытом воздухе.

Как определиться с местом отдыха - это для многих проблема, но и весьма увлекательное занятие. Так с нами и произошло - мы с мужем не знали, куда поехать, и поэтому решили кинуть жребий. А что из этого получилось, я расскажу далее.

Где расположен древний город Вавилон

Так получилось, что из шляпы вытянула я Вавилон. И это было замечательно, потому что давно хотела увидеть столь легендарное место. Мы начали искать, где находится Вавилон.

Начали мы свой поиск с Интернета. Остатки древнего города Вавилона находятся в Ираке к югу от Багдада вблизи от города Эль-Хилл. Добрались мы туда из аэропорта довольно быстро.

От экскурсовода в первые же часы пребывания там мы узнали много полезной информации:

  • историю Вавилона;
  • чем прославился Вавилон;
  • историю Вавилонской башни.

Город Вавилон, что означает «врата Бога», был основан на берегу реки Евфрат и был столицей Вавилонии, просуществовавшей 1500 лет на юге Междуречья на территории современного Ирака.


Чем прославился Вавилон

В Вавилоне основу архитектуры составляли зиккураты - это, так называемые светские здания и дворцы. Это уникальные на тот момент архитектурные достижения человечества. Также согласно библейским писаниям есть легенда о Вавилонской башне, которая по высоте достигала небес. Её построили люди, говорившие на одном языке, чтобы сделать себе имя. Но по преданиям, строительство башни было прервано Богом, который дал людям разные языки, и это привело к остановке строительства башни и города в целом. Этот величайший город был трижды стерт с лица земли захватчиками, но также и возобновлялся.


Обнаружение Вавилонской башни

Научная история поисков башни началась с нескольких кусков раскрашенных кирпичей, которые нашел немецкий архитектор и археолог Роберт Кольдевей. Благодаря этому были найдены еще фрагменты башни, и начались раскопки. В следствие этих раскопок стало точно понятно, что в Древнем Вавилоне точно была построена башня, которая была венцом архитектуры на то время.


Эта история с Вавилонской башней, памятниками архитектуры и рассказами о висячих садах заставила нас с мужем задуматься о продолжении романтического отпуска. И надеюсь, мы еще раз посетим это замечательное место!

* (Написав эту пьесу к театральному сезону 1635-1636 годов, Корнель вручил ее труппе театра "Бургундский Отель". Сюжет комедии Корнеля не был нов: в 1631 и 1634 годах уже были поставлены две комедии на ту же тему под одинаковым названием "Комедия комедиантов". По примеру Гужено и Скюдери, написавших эти пьесы, Корнель ввел в свою "Иллюзию" прием "театра в театре", но зато более последовательно, чем его предшественники, выдержал в ней классическое правило трех единств.

Выведенный Корнелем хвастливый капитан Матамор продолжил галерею образов комического вояки, который впервые появился еще в "Солдате-фанфароне" Плавта. Матамор сделался частым героем комедий XVII в. В 1637-1638 годах Марешаль ставил в театре "Марэ" свою пьесу "Настоящий капитан Матамор, или Фанфарон"; Скаррон написал комедию в стихах "Проделки капитана Матамора" (1647).

"Иллюзия" Корнеля интересна также в другом отношении. Вдохновенный монолог в защиту театра, помещенный в последнем действии, по существу, открывает блистательную эпоху в истории французского театра. Корнель здесь как бы предначертал тот путь, которому суждено было в последующие годы привести искусство Франции к важнейшим эстетическим завоеваниям.

Комедия имела большой успех на первом же представлении. При жизни автора она не сходила со сцены многие десятилетия, вплоть до 1680 года, когда ее поставил театр "Комеди Франсез". В XVIII веке эта комедия была забыта. Ее вновь сыграли в отрывках только в 60-е годы XIX века, причем публика очень тепло встретила ее возвращение на сцену "Комеди Франсез". В 1906 году, в год трехсотлетнего юбилея Корнеля, были вновь исполнены некоторые сцены из "Иллюзии". В 1937 году постановку комедии (с некоторыми сокращениями) осуществил режиссер Луи Жуве.

Впервые эта пьеса была издана в 1639 году. До 1660 года ее печатали и играли на сцене под заглавием "Комическая иллюзия". С 1660 года она стала выходить под названием "Иллюзия".

Комедия до сих пор на русский язык не переводилась.

Перевод М. Кудинова сделан для настоящего тома "Библиотеки всемирной литературы".)

К МАДЕМУАЗЕЛЬ М. Ф. Д. Р.

* (Мадемуазель М. Ф. Д. Р. - Кто скрывается за этими инициалами, неизвестно. )

Мадемуазель!

Перед вами уродливое создание, которое я осмеливаюсь вам посвятить.

Действие первое - только пролог, три последующих - несовершенная комедия, последнее - трагедия; и все это, вместе взятое, составляет комедию. Пусть сколько угодно называют подобное изобретение причудливым и экстравагантным, - оно, во всяком случае, ново, а прелесть новизны для нас, французов, обладает отнюдь не малой степенью достоинства. Успех комедии не заставил меня краснеть за театр, и смею сказать, что постановка этой прихотливой пиесы вас нисколько не разочаровала, поскольку вы повелели мне обратиться к вам с посвящением, когда пиеса будет напечатана. Я в отчаянье от того, что преподношу ее вам в таком ужасном виде: она стала почти неузнаваемой; количество ошибок, которые типограф прибавил к моим собственным, преобразило пиесу или, лучше сказать, полностью ее изменило. И все это из-за того, что я не был в Париже * , когда печаталась пиеса: дела заставили меня уехать и полностью отдать корректуру на милость типографа. Умоляю вас не читать пиесу до тех пор, пока вы не возьмете на себя труд исправить то, что вы найдете отмеченным в конце этого послания. Я не привожу всех вкравшихся ошибок: их количество так велико, что это устрашило бы читателя, я выбрал только те из них, которые в значительной степени искажают смысл и о которых нелегко будет догадаться. Что до других ошибок, имеющих отношение только к рифме, к орфографии или к пунктуации, то я полагал, что рассудительный читатель их заметит без особого труда, и поэтому нет надобности обременять ими первую страницу. Все это научит меня в будущем не рисковать и больше не печатать пиес во время своего отсутствия.

Будьте же так добры и не отнеситесь с презрением к этой пиесе, как бы она ни была искалечена. Тем самым вы еще более обяжете меня оставаться всю мою жизнь,

мадемуазель,

вашим самым верным и пылким слугою.

* (...я не был в Париже...- До 1662 г. Корнель жил в Руане. )

РАЗБОР

Я скажу об этой пиесе немногое: это экстравагантная любовная история, в которой столько неправильностей, что не стоит труда ее разбирать, хотя новизна подобного каприза принесла ей успех, вполне достаточный для того, чтобы я не сожалел о потраченном на нее времени. Действие первое всего лишь пролог; три последующих составляют пиесу, которую я не знаю как назвать: исход ее трагичен. Адраст убит, а Клиндор подвергается смертельной опасности; но стиль и персонажи полностью принадлежат комедии. Есть среди них даже такой, который существует только в воображении и чей оригинал нельзя встретить среди людей: он специально придуман, чтобы вызывать смех. Это некий вояка, который вполне последовательно проявляет свой хвастливый характер, позволяя тем самым мне думать, что мало найдется подобных ему, столь удачно справившихся со своей ролью, на каком бы языке она ни была написана.

Действие здесь не завершено, поскольку в конце четвертого акта не известно, что станет с главными персонажами, и они скорее бегут от опасности, чем побеждают ее. Единство места выдержано в достаточной мере, но время не укладывается в один день. Действие пятое - трагедия, однако слишком короткая, чтобы обладать истинным величием, которого требует Аристотель. Это я и пытался объяснить. Клиндор и Изабелла, Став актерами, о чем еще неизвестно, представляют на сцене историю, имеющую отношение к их собственной и как бы являющуюся ее продолжением. Кое-кто приписал подобное совпадение отсутствию изобретательности, но это только художественный прием - чтобы с помощью мнимой смерти лучше ввести в заблуждение отца Клиндора, который видит происходящее, и чтобы сделать переход от горя к радости более удивительным и приятным.

Все это, вместе взятое, составляет комедию, действие которой длится столько же, сколько и само представление; но вряд ли сама пиеса может служить образцом. Капризы подобного рода удаются только один раз; и если оригинал был прекрасным, то копия никогда ничего не стоит. Стиль, видимо, вполне соответствует предмету, кроме случая с Лизой, в шестом явлении действия третьего, когда она кажется несколько выше своего положения служанки. Следующие два стиха из Горация * послужат ей оправданием, так же как и отцу Лжеца, когда он гневается на своего сына в действии пятом:

Interdum tamen et vocem comoedia tollit, Iratusque Chremes tumido delitigat ore ** .

* (Следующие два стиха из Горация... - Квинт Гораций Флакк, римский поэт I в. до н. э., изложил свои взгляды на поэтическое творчество в послании "Наука поэзии". Высказывания Горация по вопросам поэзии сыграли важную роль в формировании эстетики классицизма. Корнель в данном случае ссылается на 93 и 94 стихи "Науки поэзии". )

** (Порою комедия выше становится тоном,

* (Кремес - персонаж одной из пьес римского комедиографа Теренция; олицетворяет злого, смешного в своей суровости отца семейства. )

Я не стану больше распространяться по поводу этой поэмы: как бы она ни была неправильна, в ней есть определенные достоинства, поскольку она преодолела разрушительное действие времени и появляется еще на сценах нашего театра, хотя прошло уже больше тридцати лет * с тех пор, как она увидела свет; за столь длительный срок многое оказалось погребенным под слоем праха, несмотря на то, что имело, казалось бы, больше права, чем она, претендовать на такое долгое и удачное существование.

* (...хотя прошло уже больше тридцати лет... - "Иллюзия" была написана в 1635-1636 гг.; "Разбор" этой комедии Корнель поместил лишь в издании 1668 г. )

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Алькандр, волшебник.

Иридаман, отец Клиндора.

Дораит, друг Придамана.

Матамор, офицер-гасконец, влюбленный в Изабеллу.

Клиндор, слуга Матамора и возлюбленный Изабеллы.

Адраст, дворянин, влюбленный в Изабеллу.

Жеронт, отец Изабеллы.

Изабелла, дочь Жеронта.

Лиза, служанка Изабеллы.

Тюремщик из Бордо.

Паж Матамора.

Клиндор, представляющий Теажена, английского аристократа.

Изабелла, представляющая Ипполиту, жену Теажена.

Лиза, представляющая Кларину, служанку Ипполиты.

Эраст, оруженосец Флорилама.

Слуги Адраста.

Слуги Флорилама.

Действие происходит в Турени * , в местности неподалеку от грота волшебника.

* (Турень - старинная провинция Франции, расположенная в долине Луары. )

День рождения театр «Красный факел» отметил премьерой. Спектакль по трагедии великого французского драматурга Пьера Корнеля «Иллюзия» поставил известный российский режиссер Филипп Григорьян.

Здесь все иллюзия, и разобраться в этом хитросплетении зрителю предстоит самостоятельно. Постановщики (помимо режиссера есть еще драматург-постановщик Ольга Федянина и художник по костюмам Влада Помиркованая ) раздают карту-программку, где честно предупреждают, что либретто - лишь путеводитель по театральному лабиринту, но он не помешает зрителю заблудиться в этом лабиринте, вне времени и пространства.

Театральное пространство - и правда вне времени. Поэтический текст 17 века воспринимать всерьез сложно, но Григорьян высокопарный поэтический язык классической трагедии не абсолютизирует. Как в хорошем современном клипе, его герои говорят одно, а показывают другое. Признание в любви звучит как угроза, смирение оборачивается бунтом. И чтобы зритель воспринимал всю эту феерию как единое целое, режиссёр задействует все современные технические возможности - видеозапись и видеотрансляцию, поворотники сцены и микрофоны всех видов…

Экран, на котором идет записанное действие, словно окно в неизвестность, царит над чёрной сценой. Но чернота сцены - лишь занавес, и в нем открывается дверца или крышка - цветной грот, в котором идёт действие. Картинки сменяют друг друга - то это холл гостиницы, то бар, привычный гостиничный туалет или вдруг - райский сад, из которого оказывается изгнана горничная Лиза Ирины Кривонос

Но волшебная шкатулка открывается не на полный разворот, и если вы захотите увидеть все - берите билеты в середину первых рядов. Издалека на огромной чёрной сцене вы вряд ли что-то разглядите, кроме, пожалуй, Максима Мисютина , который весь спектакль выступает в роли тапера.

Кинематографическая ассоциация рождается сразу, потому что первое, что видит зритель, - небольшой экран. И уже на нем Придаман жалуется другу на тревогу за сына, которого сам же изгнал из дома…

Придаман заслуженного артиста России Владимира Лемешонка - этакий настоящий полковник, суровый и аскетичный. Он прямолинеен и категоричен, но вот тут, на глазах у зрителя его категоричность трещит по швам. Потому что - сын все-таки. Трещит, но не сдается. И порой в овале своего экрана Придман застывает - не то памятником себе прошлому, не то иконой категоричности.

Друг Дорант (Олег Майборода ) соглашается помочь, приглашает знакомого волшебника и тот готов показать безутешному отцу, как ныне живет изгнанный Клиндор. И на сцене появляются персонажи…

Очаровательная фея в шляпке и с длинным мундштуком - Алькандр в исполнении Константина Телегина.

Еще один отец - финансист Жеронт (народный артист России Игорь Белозеров ). Классический типаж героя 90- х годов, только малинового пиджака не хватает. Он тоже памятник, застывший и суровый. И тоже не понимает и не хочет понять свою дочь Изабеллу, которая тоже от него сбегает. Круговорот отцов и детей…

В Изабеллу влюблены и богач Адраст, одобренный ее отцом, и бывшая «звезда сериалов» Матамор. Но она выбирает бедного слугу Клиндора, которого любит и ее горничная Лиза.

История Корнеля традиционна и классична - влюбленные пытаются обмануть всех, но им мешают. Весь спектакль - это резьба и инкрустация на прекрасной, удивительной, загадочной шкатулке. Узоры затейливо переплетаются, переходя один в другой, блеск золотого костюма Матамора, который здесь - отставной артист сериалов, переходит в золото задника райского сада, к которому стремится влюблённый Адраст Ильи Музыко . Классический современный мальчик-мажор, он настолько убедителен в своей игре, что ничуть не раздражают стихи, которыми вынужден по законам жанра драматургии 17 века говорить персонаж.

Лиза Ирины Кривонос - скромная горничная, на глазах перевоплощающаяся из обиженной несчастной женщины в мстительную страшную ведьму, а потом вдруг в красавицу - наперсницу…

Напыщенный Матамор с челочкой доктора Спока из «Звездного пути» - заслуженный артист России Андрей Черных смешон и безумно трогателен в своем бахвальстве. Ему не нужен Клиндор - он сам прекрасно умеет убеждать себя в любой чуши. Ему не нужна и Изабелла - просто герою положено иметь возлюбленную, вот он и выбрал себе ту, что готова ему подыгрывать. Он прекрасен в своей завершенности и абсолютен в самовлюбленности. И потрясающе стабилен - как только его мир дает трещину, он тут же покрывает ее позолотой. Изабелла не любит? Ну и ладно. Клиндор полотенцем замахнулся - ой, не надо, он всех прощает! Уже ушел! Величаво и плавно, прямо как Мальволио Табакова в старом фильме…

Клиндор случайно убивает соперника, его сажают в тюрьму, но Лиза помогает Изабелле и Клиндору сбежать в новую жизнь...

Счастливые влюбленные начинают новую жизнь. Но она как-то не складывается. Клиндор заскучал и завел роман с соседкой. Изабелла его застает почти на месте преступления и упрекает. Раскаявшийся Клиндор готов покончить с изменами, но тут приходит похожий на Адраста наемный убийца с возгласом: «Я вернулся!»

В шкатулке Григорьяна вообще много аллюзий и ассоциаций. Загадка Клиндора (Сергей Богомолов) разыгрывается в обрамлении музыки из «Твин Пикса», наемный убийца - с повадками терминатора, постаревшая и потерявшая огонь Изабелла (Екатерина Жирова ) гуляет в шляпке и с манерами а-ля Надежда Крупская…

Юный посланник Кексик, отсылающий к графу Вишенке из недавней премьеры «Чиполлино» (Сергей Майборода).

Золотая инкрустация, потрясающие узоры. Эти узоры можно рассматривать бесконечно.

Но вот шкатулка распахивается - Клиндор убит, потрясенный Придаман просит спасти его….

Это всего лишь спектакль, все на свете иллюзия, - объявляет Константин Телегин, снимая вычурную шляпку феи. Убитый Клиндор восстает, артисты кланяются.

Спектакль закончился. Шкатулка захлопывается, можно начинать заново рассматривать узоры на крышке.

Евгения Буторина
Фото Фрола Подлесного