«Берегись бед, пока их нет!»
(Русская народная пословица)
Цель: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям.
Ход классного часа
I . Вступительное слово
Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций. Экс-тремальный - значит трудный, сложный. Экстремальные ситуации - значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.
Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, по возможности избегать их. Ведь народная мудрость гласит: « Берегись бед, пока их нет!»
Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (на доске)
В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь людям, попавшим в беду. По каким телефонам надо звонить в экстренных случаях?
- Пожар мы быстро победим, позвонив по 01.
- Если видишь: на дороге случилась беда - незамедлительно звони по 02.
- Стало плохо человеку - ты не медли, не реви. Ведь помочь ему сумеешь, позвони, набрав 03.
- Коль почувствовал запах газа в квартире, К телефону беги и звони 04.
Но сейчас в России появилась еще одна организация, которая всегда придет на помощь. Это Служба спасения! Служба спасения - это организация, которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди - спасатели.
Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения. А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и дру-гим людям. А значит, сможет стать спасателем.
II . Электроприборы
Каждый человек любит свой дом. Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами. А сколько электроприборов придумал человек! Перечислим некоторые из них. В этом нам поможет
Кроссворд «Электроприборы»
- Только я, только я, Я на кухне главная. Без меня, как ни трудитесь, Без обеда насидитесь. (Электроплита)
- Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, не чихает. (Пылесос)
- На столе, в колпаке, Да в стеклянном пузырьке Поселился дружок - Развеселый огонек. (Лампа)
- Посмотри на мой бочок, Во мне вертится волчок, Никого он не бьет, Быстро крем вам собьет. (Миксер)
- Два соседа колеса Собирают голоса, Друг от друга тянут сами Поясочек с голосами. (Магнитофон)
- Не радио, а говорит, Не театр, а показывает. (Телевизор)
Какое ключевое слово получилось? (Опасно) - А какую опасность они представляют? (Ответы детей) - Обращаться с электричеством надо уметь! - Чего ни в коем случае нельзя делать? (Ответы детей)
- Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
- Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.
- Нельзя ковыряться в розетке ни пальцем, ни другими предметами.
- Электричество не терпит соседства с водой.
III . Правила пожарной безопасности
Что еще является причиной пожара? (Ответы детей)
- Разведение костров без взрослых.
- Повреждение электрического провода, короткое замыкание.
- Зажигание свечей на елках.
- Курение.
Загадки-предостерегалки:
- Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка - маленькая … (спичка)
- Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
- Он для всех опасен нас, называют его … (газ)
Какие правила пожарной безопасности необходимо хорошо знать и строго соблюдать, чтобы избежать пожара? (Ответы детей, учитель подводит итоги).
I V. «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения! »
Идут на улице люди - на работу, в магазины, в библиотеки. А вот у ребят кончились уроки в школе, и они направились домой.
1. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар) 2. Как называется часть улицы, по которой идут автомобили и другой транспорт? (Проезжая часть) 3. В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? (В левую) 4. Что означают цвета светофора? 5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? 6. О чем говорят эти дорожные знаки?
Подземный пешеходный переход - Надземный пешеходный переход - Дети - Въезд запрещен - Велосипедная дорожка - Движение пешеходов запрещено
- Для чего надо знать правила дорожного движения? (Ответы детей)
Вывод: несоблюдение правил дорожного движения влечет за собой тяжелые последствия.
V.
В старину, когда еще не было никаких учебников, дети узнавали о том, как вести себя в опасной ситуации из сказок.
- Вспомните сказку « Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим).
- « Колобок» (чрезмерное доверие незнакомцам).
- «Лиса и кувшин» (прежде чем что-то сделать, подумай).
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слушайся старших)
Правила поведения с незнакомцами
- Старайся избегать разговоров. Если говоришь - будь вежлив.
- Не садись в машину к незнакомцу.
- Не играй по дороге из школы домой.
- Не играй в темное время на улице.
- Не рассказывай чужим людям о своей семье, о соседях.
- Не впускай незнакомых людей в квартиру.
- Если потерял ключ - скажи об этом родителям.
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя не знаком.
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник - он хитер,
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом,
Двери держатся едва.
Позвони скорей 02!
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо: «Нет!».
Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет -
Отвечайте твердо: «Нет!».
Позовут лететь к луне,
Покататься на слоне…
Есть на все простой ответ,
Ты ответить должен: «Нет!».
VII. Правила поведения на весенних водоемах
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Как и огонь может быть человеку и другом, и врагом, вода тоже может стать и другом, и причиной очень больших неприятностей, даже горя.
Загадка. Молчит холодною зимой, но разговорчива весной. (Река)
Что такое паводок? (Подъем воды из-за оттепели) - Какие правила надо соблюдать во время паводка?
Не ходить на реку без взрослых.
Не играть на берегу реки.
Средства для плавания (лодки) должны быть исправны.
Человек! Ты - не пингвин,
Не гуляй один средь льдин!
Не ходи весной по льду,
Можешь ты попасть в беду -
В лунку или полынью -
И загубишь жизнь свою.
В тех местах, где бьют ключи,
И бегут к реке ручьи,
Или где стоит завод -
Знай, что там непрочен лед!
VII. Народная мудрость
В старину, когда не было всех этих спецслужб, люди старались сами обезопасить себя. Они верили в Бога, молились ему, просили о помощи. Но люди заметили, что каждый человек должен отвечать за свою жизнь и благополучие близких.
Народная мудрость отразилась в пословицах и поговорках:
Береженого Бог бережет.
На бога надейся, а сам не плошай.
Осторожность - мать безопасности.
Не всякий встречный друг сердечный.
Не зная броду, не суйся в воду.
Любопытной Варваре нос оторвали.
Не всякая находка - клад.
Держи язык за зубами.
Мир не без добрых людей.
В детстве не научишься - всю жизнь намучишься.
Дурной пример заразителен.
Хорошее повторять не грех.
С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.
Один за всех, все за одного.
Что в воду упало, то пропало.
Не всякому верь, запирай крепче дверь.
Не дразни собаку - не укусит.
Берегись бед, пока их нет.
X. Подведение итогов занятия. Заключительное слово учителя
Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.
До крыльца я почти что буквально долетела. Затуманенный разум витал где-то на краю неба, пока мои ноги в разноцветных кедах отстукивали глухие шаги по прохладной, шелестящей травой земле.
Мне не нужны часы, чтобы понять: у меня проблемы. Дом погружён в зловещую темень, и только окна гостиной освещает неяркий свет одинокого абажура.
Ну Ким...
НЕТ! Всё, разговор окончен. Спокойной ночи.
Тогда я расскажу папе.
Флаг в руки. Иди рассказывай. Я чую, бедному папе ещё много чего предстоит узнать...
Я уже кляну себя за то, что вовремя не прикусила язык. Кор медлит пару секунд, а затем азарт в его голосе сменяется тревогой:
Ты о чём сейчас?
Ни о чём. Ложись спать, Кор.
О чём ещё папе нужно знать?
Кор, это тебя не касается, ясно? Иди уже в кровать, ей-богу, как ты меня задолбал!
Он отходит на шаг.
Не надо разговаривать со мной, как с Алией. Я не тупой. А ты просто вылитая мать. Ты ничем её не лучше.
Брат рывком подтягивается на лестнице на свою койку и тяжело плюхается на постель надо мной.
А я лежу и не могу пошевелиться, словно кто-то забрал весь воздух из моих лёгких. Через полчаса дыхание брата становится тихим и размеренным, а через три часа я всё ещё не сплю.
Порой я видела из окна кабинета, в котором у нас проходили занятия с другими учителями, как он курил в одиночестве возле мусорных баков с задней стороны школьного двора. Сигарета за сигаретой, пачка за пачкой. В дождь, в грозу. Неизменно без зонта и глядя вдаль невидящим взглядом. Видела, как он, не задерживаясь после уроков, сразу садится в машину и уезжает домой.
Я искренне не могла понять, в чём же дело...
Репетиции с Томом стали всё мрачнее и мрачнее. Мы готовились в школе, в пустых классах. Том ходил потерянный, часто забывал слова и иногда путал текст, который раньше отлетал у него от зубов. Я старалась помочь ему, кое-где поправляла, но видела, что мыслями он был где-то далеко.
А однажды он расплакался.
Прямо во время репетиции спутал наши диалоги, а когда я указала ему на это, отошёл на пару шагов с безучастным видом, закрыл глаза, осел на пол и уронил голову, обхватив колени руками.
Лесли беременна от меня, - прорыдал он.
Я смотрела на его вздрагивающие плечи, на взъерошенные волосы, на искажённое от страха и безысходности лицо, на слёзы капающие из его глаз, и вместо отвращения чувствовала удивление, жалость и искреннее сопереживание.
И пусть я не знала, что тут можно было сказать, я села с ним рядом и стала гладить его волосы. Вскоре Том положил голову мне на плечо, и я обняла его.
Мы просидели так до тех пор, пока за окном не начало темнеть, а затем поднялись на ноги, Том прошептал мне "спасибо" , и мы разошлись по домам.
МБДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида
Проект
ТИП ПРОЕКТА - исследовательский
ВИД ПРОЕКТА – краткосрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА – воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители, педагоги ДОУ.
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА – воспитатели старшей группы
Бец Наталья Николаевна , Мочалова Татьяна Дмитриевна
Актуальность
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей?
Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта:
-Тренировать детей в запоминании предметов и ситуаций, опасных для жизни и здоровья, познакомить с последствиями неосторожного обращения с ними.
-Уточнить и систематизировать знания детей о поведении в быту.
-Закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе усиления безопасного поведения в быту.
-Познакомить с особенностями службы спасения и выучить их телефоны.
-Создать условия для применения детьми умений действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода.
Предполагаемые результаты:
-Дети расширят свои знания о правилах безопасного поведения дома, на улице и в опасных для жизни и здоровья, ситуациях;
- Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницами, иголками, ножами, электроприборами);
- Получат представления о службах спасения
Способы оценки: Наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.
Этапы реализации проекта
этапы содержание участники
Подготови
тельный Рассматривание плакатов на тему: «Безопасность дома», «Безопасность на улице».
Беседы с детьми:
-«Если ты один дома»
-«Опасные предметы»
Дидактические игры:
-«Загадки и отгадки»
-«1-2-3 опасность назови»
Художественная литература:
«Кошкин дом»
«Волк и семеро козлят»
«Кот,петух и лиса»
«Гуси – лебеди»
«Заюшкина избушка»
Воспитатели, дети, родители
Основной Беседы с детьми:
-«Домашние электроприборы»
-«Пожароопасные предметы»
-«Хранение опасных предметов»
-«Чужие и опасные люди»
-«Как позвать на помощь»
Экскурсии:
-В скорую помощь
-В пожарную часть
-В газовую службу
Дидактические игры:
-«Спасатели»
-«Что для чего»
-«Да или нет»
-«Четвёртый лишний»
-«Какие действия могут привести к пожару»
-«Добрый и злой огонь»
-«Службы спасения»
Тематические занятия:
-«Использование и хранение опасных предметов»
-«Контакты с незнакомыми людьми»
-«Пожароопасные предметы»
-«Опасные ситуации»
-«Как вызвать службу спасения»
Художественная литература:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«торопливый ножик»
«Катауси и Мауси»К.Чуковский
«Сказка о глупом мышонке»С.Маршак
«Пожар». «Пожарные собаки»Л.Толстой.
«Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б.Житков
«01», «02» ,«03» Л.Зильберг
Воспитатели, дети
Заключительный 1. Дидактические игры:
-«Можно - нельзя»
-«Где хранить предметы»
-«Помоги сказочным героям»
-«Доскажи словечко»
-«Спасатели»
2. Итоговое мероприятие
Итоговое занятие «Научим героев сказок вести себя правильно»
3.Презентация проекта для педагогов на районном методическом объединении воспитателей старших групп
Воспитатели, дети
Работа с родителями:
- Консультация «Правила безопасного поведения дома»
- Встреча с родителями героических профессий
- Рисование на тему «Безопасность»,
- Проблемно-игровая ситуация «Откуда может прийти беда»
Педагоги, родители, дети
Продукт проекта
-Фотовыставка «Пожароопасные предметы»
- Альбом «Берегись бед, пока их нет»
Педагоги, родители, дети
Используемая литература:
Борзова В. В. Правила безопасности, 1999 г.
Тимофеева Лилия Львовна, Формирование культуры безопасности. Учебно-практическое пособие, 2013 г.
Шипунова Вера Александровна ОБЖ. Опасные предметы и явления. Методическое пособие, 2000 г.
Шорыгина Т.А.Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице, 2012 г.
Старинное русское слово "оберег" ныне почти забыто. А жаль! Можно ли лучше передать смысл понятия - беречь, охранять. "Талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней, для разрушения вредных чар..." - так толкует слово "оберег" В. И. Даль.
Сегодня оберегом, талисманом, амулетом мы считаем, как правило. драгоценные камни. А вот наши предки-язычники использовали в этом качестве и всевозможные украшения из металла и дерева, вышитые нитками и бисером элементы одежды. При этом защищающее, охранительное значение имели символы и рисунки, которые изобразил художник. Носились такие украшения чаще всего на груди, чтобы закрывали сердце. Таковы были, к примеру, гривны - массивные украшения из золотой или серебряной проволоки. Изображались на них чаще всего солнце и луна, земля, вода, птицы, растения. Носили гривны и мужчины.
Символические изображения природных стихий сопровождали вступающих в брак. На свадебных оберегах можно было видеть картины засеянной земли, птиц в гнезде, цветущих растений - они должны были охранять будущую семью от дурного глаза, способствовать достатку семьи, появлению здоровых детей.
См. также:
В старинных головных уборах те же изображения солнца, деревьев, птиц. Сами названия уборов звучат "по-птичьи": кокошник от "кокошь" - петух, кичка - утка и т.п.
Особенно много украшений-оберегов располагалось в старину на шее и вокруг ворота одежды: считалось, что это наиболее уязвимые части тела. Защитить человека от злых стихий должны были "посредники" между мирами людей и духов: русалки, грифоны. Их изображения чаще всего встретишь на подвесках к головным уборам.
Оказывается, и старинная русская вышивка имела значение оберега! Не случайно она располагалась чаще всего на вороте или вокруг него, а также на рукавах, по подолу юбки: тут магический узор служил не только защитой, но как бы придавал бОльшую силу рукам и ногам земледельцев.
Если уж у одежды искали защиты наши предки, то что говорить о растениях, которые поддерживали их жизнь с самого рождения, - и кормили, и поили, и лечили!
Еще задолго до восхода солнца отправлялись в луга и леса за травами деревенские колдуны, знахари и ворожеи. Им были известны травы и коренья на все случаи жизни.
Защиту от злых сил, бесовских чар сулили чернобыльник, зверобой. Девушки вплетали чернобыльник в венки, втыкали в стены домов и коровников, ставили у дверей, чтобы загородить путь злым ведьмам. Зверобой нужно было собирать в темноте, до рассвета, а на "купалье" плели из него венок и плясали в нем у костра. Затем венок высушивали и вешали в доме - верили, что он в течение всего года будет охранять дом от порчи.
Белена, переступень, живучка, считалось, обладали способностью защитить от молнии, града, предотвратить засуху или наводнение.
Вербена, сельдерей и валериана, по поверьям, обеспечивали богатство, любовь, почести и покровительство сильных мира сего. Мазью, приготовленной из вербены, которую собрали в ночь на Ивана Купалу, натирали тело, что якобы способствовало получению всего желаемого.
Уходят в прошлое модные еще вчера научные теории, опровергаются еще вчера бесспорные истины... Но завтрашний студент, отправляясь на экзамен, как и его прадед, положит на всякий случай медный пятак под пятку - а вдруг оберег поможет? Прохожий, которому перебежала дорогу черная кошка, спрячет в кармане "кукиш"... Живучи суеверия!
Ольга Данилина
(Приложение "Хозяюшка" к журналу "Крестьянка" 4/93)
Берегись бед – пока их нет!
Цель мероприятия:
Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать основы безопасности жизнедеятельности. Важно не механическое заучивание детьми правил, а воспитание у них навыков безопасного поведения в различных ситуациях в игровой форме.
Задачи:
1. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
2. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил поведения.
3. Обогатить представление детей о здоровье: знакомить с основами безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте.
Ход меропирятия:
Ведущий: - Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об опасностях. А где вас могут встреть опасности? (дома, на улице, в садике, в магазине)
Ой кто-то идет.
Заходит Пуговка, напевая песенку. У нее оторвалась пуговица, она берет коробочку с нитками и иголками, начинает шить, укололась. Плачет. Берет ножницы. Играет с ними. И все разбрасывает. Начинает играть с куклой.
Ведущий: - Ребята, вы сейчас командой обсудите ситуации, которые мы увидели и расскажите, что Пуговка сделала не правильно.
Пуговка играет и услышала стук в дверь (пришла Шапокляк). Пуговка подбегает к дверям, открывает их и приглашает Шапокляк зайти в гости.
Ведущий : - Ребята, правильно все сделала Пуговка? (обсуждают и отвечают)
Ведущий: - Сейчас мы проверим, как вы знаете опасные предметы.
Игра «Опасные – не опасные предметы» (на экране появляются предметные картинки, если опасные – топаем. Если нет – хлопаем)
Ведущий: - Где должны хранится опасные предметы?
Ой. Я слышу еще кто-то к нам идет.
Заходит Буратино и плачет.
Ведущий: - Что случилось Буратино?
Буратино: - Я пошел в магазин и потерялся. Теперь стою плачу, жду, когда папа Карло придет и заберет меня.
Ведущий: - Ребетя, давайте подскажем Буратино, что нужно делать, если вы потерялись. (обсуждайте командами и один человек отвечает). (Знать домашний адрес, подойти к взрослому и сказать, что вы потерялись. Знать Ф, И, О. свое и родителей.)
Буратино: - Ой спасибо большое, ребята, ну тогда я пойду домой.
Тут заходит Шапокляк и предлагает Буратино конфетку, зовет прокатиться на машине. Буратино весело берет конфету, идет с ней.
Ведущий: - Ребята, правильно все сделал Буратино? (обсуждают и отвечают). (разговаривать с незнакомцами нельзя, ничего брать нельзя и идти с ними)
Воспитатель: - Ребята, что бы быть здоровыми, красивыми нужно заниматься физкультурой, Я Вас приглашаю на физкультминутку!
Физкультминутка: на экране
Если кто - то в дом стучится ,
Кто пришёл к тебе узнай .
Коль свои , впусти , конечно ,
А чужим не открывай !
Витамины и таблетки
Это , дети , не конфетки .
Назначают их врачи ,
Чтоб здоровы были вы !
Когда провод оголён ,
Больно бьётся током он .
Ты к нему не подходи ,
Сразу взрослому скажи !
Если дом дрожит , трясётся ,
Вещи тёплые хватай ,
И , не медля ни минуты ,